Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Печать, радиовещание, телевидение. Появление периодич. печати в В






Появление периодич. печати в В. относится к 1898. Крупнейшие газеты и журналы, издававшиеся в Каракасе в 1970: " Насьональ" (" El Nacional"), с 1943, тираж 105 тыс., представляет интересы нац. торг. -пром. буржуазии; " Универ-саль" (" El Universal"), с 1909, тираж 85 тыс., газета бурж. деловых кругов; " Релихион" (" La Religion"), с 1890, тираж 14 тыс., орган католич. церкви; " Ультимас нотисиас" (" Ultimas Noti-cias"), с 1941, тираж 85 тыс., консервативная газета; " Мундо" (" El Mundo"), с 1958, тираж 110 тыс., крупная бурж. газета; чДейли джорнал" (" The Daily Journal"), с 1945, тираж 12 тыс., газета на англ, яз., рассчитана на проживающих в В. американцев и англичан; " Трибуна популар" (" La Tribuna Popular"), с 1948, орган ЦК Коммунистич. партии В.: " Элите" (" Elite"), с 1925, тираж 65 тыс., иллюстрированный информац. рекламный журнал консервативного направления. В Маракайбо издаётся " Панорама" (" Panorama"), с 1914, тираж 78 тыс., бурж. газета, связанная с нефт. монополиями.

Начало радиовещания относится к 1930. В 1970 насчитывалось 108 радиостанций, ведущих передачи на исп. языке. Крупнейшие: " Радио Насьональ" (правительств.), " Радио Каракас", " Радио румбос" и " Радио континенте". Отдельные программы ведутся на англ., франц., нем., итал., португ. и галисийском языках. Первый телецентр основан в 1952. Имеется 6 телецентров. П. И. Николаев.

XIII. Литература

Нар. -поэтич. творчество индейцев В. до исп. завоевания не сохранилось. В период исп. колон, владычества большинство поэтов В. следовало традициям гонгоризма. Жизнь страны изображена в немногих произв: " История завоевания и заселения провинции Венесуэла" (1723) X. де Овьедо-и-Баньоса (1659-1738), " Зрелище Каракаса и Венесуэлы" (опубл. 1926) Б. X. Терреро (1735-1802) и др. Просветит, идеи, проникавшие в В. в кон. 18 в., получили отражение в творчестве сатирика В. Салиаса, драматурга X. Д. Диаса, поэта X. А. Монтенегро и др., в эпоху войны за независимость - в публицистике Ф. Миранды (1750-1816) и С. Боливара (1783-1830), а также у поэтов просветительскоклассицистич. направления А. Бельо (1781 - 1865), Р. М. Ба-ральта (1810-60), у прозаиков Ф. Торо (1807-65), X. В. Гонсалеса (1811-66). Присущий их творчеству национальный колорит, поиски новых поэтич. средств предвещали романтич. лит-ру, к-рая занимала господствующее положение до конца 80-х гг. Представители романтизма разрабатывали нац. -патриотич. тему, поэты А. Лосано (1821-66), Д. Р. Эрнандес (1829-93), автор легенд из жизни древних индейцев X. Р. Епес (1822-81), поэт-лирик X. А. Майтин (1804-74), сатирики Р. Арвело (1814- 1878) и X. В. Камачо (1829-72), романист X. Кальканьо (1840-1918) и др. В творчестве поздних романтиков - X. Гутьерреса Колля (1835-1901), X. А. Переса Бональде (1846-93) и др. - появляются черты религ. мистики, стремление к самоизоляции от окружающего мира. Эти тенденции ещё более усилились в произведениях поэтов-декадентов М. Санчеса Пескеры (1851-1920), К. Борхеса (1875-1932) и др.

В первых реалистич. романах М. В. Ро-меро Гарсии (1865-1917), X. Хиля фор-тоуля (1862-1943), М. Э. Пардо (1865- 1905), Г. Пикона фебреса (1860-1918) имеются черты натуралистич. эстетики. Реалистич. поэзия представлена патрио-тич. стихами Ф. Ласо Марти (1864- 1909), сатирика А. Романасе и др. Для мн. модернистов характерно стремление к созданию нац. -самобытной лит-ры. Оно получило выражение в творчестве представителей " креольского реализма*- прозаиков М. Диаса Родригеса (1871-• 1927), Л. М. Урбанехи Ачельполя (1874-1937), X. Р. Покатерры (1888- 1955), П. Э. Колля (1872-1947), поэтов У. Переса (1871-1926), А. Арвело Лар-ривы (1883-1934), А. Маты (1870- 1931) и др.; преодолевая тенденции декаданса, они перешли к нац. и социальной темам, подготовили расцвет реалистич. прозы в 20 в. Социальнокритич. направленность отличает романы Р. Бланко Фомбоны (1874-1944): -" Железный человек" (1907), " Золотой человек" (1915, рус. пер. 1932) и др.

В 1920-30-х гг., в условиях жестокой диктатуры, когда многие писатели были брошены в тюрьмы, в лит-ре В. назревает социальный протест, усиливается критикореалистич. направление. Творчество его крупнейшего представителя Р. Гальегоса (1884-1969), автора романов " Донья Барбара" (1929, рус. пер. 1959), " Канайма" (1935, рус. пер. 1959) и др., в к-рых дана критика социальных противоречий В., приобрело мировую известность.

В поэзии этих лет распространение получили различные течения авангардистского, " левого" иск-ва (сюрреализм и др.), центром к-рого стал журнал" Vier-nes", издававшийся прозаиком А. Усла-ром Пьетри (р. 1906). К журналу примыкали поэты А. М. Керемель (1900-39), В. Хербаси (р. 1913), П. Рохас Гуардия (р. 1909), А. Элой Бланко (1897-1955), позднее обратившийся к гражд. социальной поэзии.

Однако социальнокритич. тенденции преобладали. Романы и рассказы М. Оте-ро Сильвы (р. 1908) (" Лихорадка", 1939, рус. пер. 1964), Г. Менесеса (р. 1911), Э. Мухики (р. 1927) повествуют не только о трагич. условиях жизни трудящихся В., но и о борьбе против реакции. Этим темам посвящены и мн. стихи поэтессы Л. Веласкес, поэтов К. А. Леона (р. 1914), награждённого в 1952 Золотой медалью Мира, А. Ламеды (р. 1920), П. Лайи (р. 1921), П. Дуно (р. 1933) и др. В кон. 50-60-х гг. прогрессивные писатели отражают борьбу нар. масс против засилья амер. монополий и реакц. диктатур: сб-ки стихотв. Э. Суберо" Пока ещё ночь" (1963) и Э. Коломбани " Сегодня я встаю и говорю" (1963); сб. рассказов Г. Л. Карреры " Слово протеста" (1962, рус. пер. 1965), роман X. В. Абреу " Это называлось Н. Б. " (1965, рус. пер. 1968).

Лит.: Художественная литература Латинской Америки в русской печати. 1765-1959. Библиография, [сост. Л. А. Шур], М., 1960, с. 102 - 10, 267-68; Ш у р Л. А., Художественная литература Латинской Америки в русской печати. 1960 - 1964. Библиография, М., 1966, с. 59 - 64; Венесуэльские рассказы, [вступ. ст. И.Винниченко], М., 1962; Р i e t-ri A. U., Letras у hombres de Venezuela, Мех., 1948; Picon Salas M., Formacidn у proceso de la literatura venezolana, Caracas, 1940; D i a z Seijas P., Historia у antolo-gi'a de la literatura venezolana, t. 1 - 2, Madrid-Caracas, 1953-54; M e d i n a J. R., Cin-cuenta anos de literatura venezolana (1918 - 1968), [Caracas, 1969]; Bibliografia de la novela venezolana, [Caracas, 1963].

3. И. Плавскин.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.