Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XV. Музыка. Истоки муз. культуры В. - в её богатом муз






Истоки муз. культуры В. - в её богатом муз. фольклоре. Развитие венг. муз. иск-ьа определила противоречивая взаимосвязь древней вост. основы и позднейших зап. влияний. Первые сведения о венг. нар. музыкантах-сказителях, т. н. игрицах, относятся к 10 в. Они исполняли эпич. песни и баллады под аккомпанемент кобоза (нар. струнный щипковый инструмент) и лютни. В 10 в., когда христианство стало офиц. религией, определ. влияние на развитие венг. музыки оказали григорианский хорал и поэзия лат. гимнов.

В 13 в. стало развиваться проф. муз. иск-во, носителями к-рого были придворные музыканты. В 15 в. в Буде и при наиболее крупных епископских дворах существовали капеллы, привлекавшие музыкантов из др. стран. Развитию нац. муз. культуры В. препятствовало османское завоевание, тем не менее в этот период появились первые светские муз. произведения - сборники с венг. текстами (сказания и историч. песни), изданные в 1536-38 А. Фаркашем, в 1554 - лютнистом и певцом ТТТ. Тиноди, в 1553 и 1565 - композитором и лютнистом Б. Бакфарком. Песни на венг. яз. получили распространение и в церк. богослужении, когда в период Реформации, санкционировавшей пение на родном яз., под влиянием зап. религ. песенной культуры сформировалась венг. духовная нар. песня.

В кон. 16 - нач. 17 вв. появилась любовная лирич. песня, т. н. цветочная, отличавшаяся более утончённой мелодикой и гибкими ритмами, чем эпич. песни. Исполнение " цветочных" песен требовало более совершенного сопровождения; распространение этого жанра способствовало развитию инструментальной музыки, что связано также с проникновением в В. вёрджинела (англ, клавесин небольшого размера). В домах венг. знати создаются оркестры и ансамбли различного состава. В 17-18 вв. многие венг. аристократы содержали домашние инструментальные и хоровые капеллы. Знаменита капелла князя П. Эстерхази, к-рой ок. 30 лет (1761-90) руководил крупнейший австр. композитор И. Гайдн. В кон. 18 в. с усилением нем. влияний в аристократии. среде стало модным увлечение венской и нем. музыкой. В оперных театрах в По-жони (ныне Братислава, Словакия) и Кишмартоне (ныне Эйзенштадт, Австрия) ставились гл. обр. оперы В. А. Моцарта и Л. Бетховена, позднее - К. М. Вебе-ра в исполнении нем. артистов. Если зап. -европ. влияния отрицательно сказывались на распространении венг. нар. музыки, то они же способствовали развитию гор. муз. жизни. Создатель первого венг. муз. -сценич. произведения - Г. Матраи (" Дьёрдь Черни", 1812).

В конце 18 в. в гор. среде возник стиль танц. инструментальной музыки, т. н. вер-бункош, расцвет к-рого связан с творчеством виртуозов-скрипачей и композиторов, возглавивших цыганские капеллы, - Я. Бихари, Я. Лавотты и А. Чермака. Утвердившись в качестве нац. венг. муз. стиля, вербункош в сер. 19 в. стал осн. стилем венг. романтизма. На основе разработки характерных элементов вербун-коша И. Рузичка создал первую венг. оперу " Бегство Белы" (1822). Вербункош сыграл важную роль в зап. -европ. музыке: он использован в произведениях крупнейших зап. -европ. композиторов - Гайдна, Моцарта, Бетховена, Ве-бера, позднее - Г. Берлиоза, И. Брамса, а также Ф. Листа.

С 18 - нач. 19 вв., с усилением движения либерального дворянства за реформы, в музыке В. стали проявляться нац. тенденции; их стремились развивать обучавшиеся музыке в протестантских колле-гиумах мелкопоместные дворяне. В собирании нар. венг. песен, создании проф. песен в нар. духе, использовании в музыке крест, муз. фольклора и элементов песен куруцев выражался протест студентов коллегиумов против увлечения зап. музыкой и подражательности творчества композиторов зап. ориентации (Л. Ама-де, Ф. Вершеги), отказывавшихся от нац. истоков. Однако более значит, выражение нац. тенденции получили в нац. романтич. опере, основоположником которой стал Ф. Эркель, автор 9 опер на ге-роикопатриотич. сюжеты из истории нац. -освободит. борьбы венг. народа (" Банк-бан", " Дьёрдь Дожа" и др.)' Развитию проф. муз. иск-ва В. способствовала организация ряда муз. учреждений. В 1834 была основана первая т. н. Нац. муз. школа, на базе к-рой в 1875 Ф. Листом создана Муз. академия (президент - Лист, директор - Ф. Эркель; с 1918 наз. Высшая школа муз. иск-ва им. Листа). В 1837 в Пеште осн. оперный театр, в 1840 - Нац. консерватория, в 1853 - Филармонич. об-во. Важнейшую роль в развитии венг. нац. муз. культуры сыграла творческая и обществ, деятельность крупнейшего композитора и пианиста 19 в. Ф. Листа. В своих произв. он постоянно возвращался к воплощению венг. нац. материала, используя венг. муз. фольклор (" Героический марш", 19 " Венгерских рапсодий" для фп., симф. поэма " Венгрия", " Венгерская коронационная месса", " Венгерские исторические портреты" для фп. и др.). Видным мастером, развивавшим нац. муз. традиции, был М. Мошоньи, автор двух опер и вокальносимфонических произведений.

В кон. 19 в. выдвигаются крупнейшие исполнители, особенно прославившие венг. скрипичную школу, - Э. Ре-меньи, Е. Хубаи и др.; в В. родились и начали выступать знаменитые скрипачи И. Иоахим, Т. Наше, М. Хаузер, Л. Ауэр; пианисты А. Секей, А. Сенди; дирижёры Г. Рихтер, А. Никиш. В 1-й пол. 20 в. мировую популярность приобрели оперетты венг. композиторов Ф. Легара и И. Кальмана.

Новая венг. музыка, возникшая в нач. 20 в., связана с композиторской и муз. -этнографич. деятельностью Б. Бартока и 3. Кодая. Новаторское творчество Бар-тока, виднейшего композитора, пианиста и исследователя нар. музыки стран юго-вост. Европы, оказало огромное воздействие на формирование музыки В. и на развитие композиторских школ юго-вост. Европы в сер. 20 в. Большое значение для обогащения нац. венг. иск-ва имели соч. Кодая, а также его муз. -пед. и исследоват. деятельность фольклориста, получившая междунар. признание.

Муз. жизнь В. после 1945 характеризуется общим подъёмом нац. -демократич. культуры, развитием самодеят. иск-ва (хоры, духовые и симф. оркестры, танц. коллективы) и муз. образования. Новое поколение композиторов в большей или меньшей степени обращается в своём творчестве к старинным нар. мелодиям. Среди совр. венг. композиторов - П. Ка-доша, Р. Марош, А. Михай, Д. Ранки, Э. Серванский, Ф. Фаркаш, П. Ярданьи, Ш. Соколаи, Э. Петрович, Д. Куртага, Ж. Дурко, Ф. Сабо. Центр муз. культуры В. - Будапешт. Здесь находятся: Нац. венг. муз. академия им. Ф. Листа, консерватория им. Белы Бартока (в 1942 реорганизована из Нац. консерватории). Имеются Венгерский оперный театр и Столичный театр оперетты. Среди симф. оркестров Будапешта выделяются Венг. гос. симф. оркестр, оркестр Венг. филармонии, симф. оркестр НАО (железнодорожников). Популярны Гос. ансамбль нар. танца, танц. ансамбль " Будапешт" и др. проф. и самодеят. коллективы. Получила развитие деятельность хоров на предприятиях, в школах и др. В Будапеште созданы: в 1949 - Ассоциация венг. музыкантов (с 1969 - ген. сек. Тибор ТТТя-раи); в 1953 - отделение нар. музыки при Венг. АН (в его ведении собирание и публикация фольклора); в 1961 - об-во " Архив Бартока"; в 1969 - Ин-т музыки. Среди науч. изданий-" Сокровищница венгерской народной музыки", Docu-menta Bartokiana, Studia Musicologia. Муз. журналы: " Muzsika", " A Magyar Zene". Кроме Будапешта, значит, центры муз. культуры - Печ, Сегед, Дебрецен, Мишкольц (постоянная оперная труппа). Симф. оркестры имеются в гг. Дьёр, Сомбатхей, Веспрем, Сегед, Дебрецен, Мишкольц. В областных центрах работают ансамбли народного танца и музыки.

Выдающиеся совр. венг. исполнители - дирижёр Я. Ференчик, пианистка А. Фишер, скрипачи Д. Ковач и В. Татраи и др.; певцы и певицы оперы- А. Фара-го, Р. Илошфальви, Д. Мелиш, И. Рети, Э. Хази, М. Ласло, Ю. Орос, О. Сени; оперетты-Р. Ратоньи, А. Бакшаи, П. Кер-тес, X. Хонти, Э. Галамбош и др.; музыковеды и, муз. икритики - Б. Сабольчи, А. Мольнар, И. Уйфалушши и др.

Ж. Кишфалуди-Штробль. " Странствующий Петёфи". Бронза. 1949.

Венгерская национальная галерея. Будапешт.

Илл. см. на вклейке, табл. XLIV (стр. 496-497).

Лит.: Ко дай 3., Венгерская народная музыка, Будапешт, 1961; Музыка Венгрии. Сб. ст., пер. с венг., 1968; Rajeczky В., Musikforschung inUngarn. 1936-1960. " Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungariaca", 1961, № 3-4; Sandог F., Musical education in Hungary, Bdpst, 1966.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.