Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Печать, радиовещание, телевидение. Периодич. венг. печать возникла в нач






Периодич. венг. печать возникла в нач. 18 в. Её развитие тесно связано с развёртыванием нац. -освободит, и революц. движения в В. Первая газета-" Мер-куриус хунгарикус" (" Mercurius Hun-garicus") издавалась в 1705-10 в г. Каш-ша (совр. Кошице, Чехословакия), г. Лёче (совр. Левоча, Чехословакия), г. Бартфа (совр. Бардеёв, Чехословакия) и была информац. органом освободит, борьбы 1703-И Ференца II Ракоци. 7 дек. 1918 вышел первый номер газеты " Вёрёш уйшаг" (" Voros Ujsag") - органа КПВ. Этот день официально отмечается в В. как День венг. печати.

В 1970 издавалось ок. 840 газет и журналов общим тиражом св. 1 млрд. экз. в год. Важнейшие ежедневные газеты (тираж на нач. 1970): " Непсабадшаг" (" Nepszabadsag"), с 1942 (до 1956 называлась " Сабад неп", " Szabad Nep"), тираж 755 тыс. экз., орган ЦК ВСРП; " Непсава" (" Nepszava"), с 1872 (в нояб. 1956 - февр. 1958 называлась " Непакарат", " Nepaka-rat"), тираж 260 тыс. экз., орган ВСП; " Мадьяр немзет" (" Magyar Nemzet"), с 1945, тираж НО тыс. экз., орган ОНФ; " Мадьяр хирлап" (" Magyar Hirlap"), с 1968, тираж 100 тыс. экз., газета пр-ва ВНР. Еженедельные газеты: " Нёклапья" (" Nok Lapja"), c 1949, тираж 460 тыс. экз., орган Всевенг. ^совета женщин; " Элет эш иродалом" (" Elet es Irodalom"), с 1957, тираж 27 тыс. экз., орган Союза венг. писателей; " Сабад фёльд" (" Szabad Fold"), c 1945, тираж 430 тыс. экз., орган ОНФ; " Мадьяр ифьюшаг" (" Magyar Ifjusag"), c 1957, тираж 220 тыс. экз., орган ЦК ВКСМ. Ежемесячные журналы: " Партелет" (" Partelet"), с 1956, тираж 95 тыс. экз. и " Таршадалми семле" (" Tarsadalmi Szemle"), c 1946, тираж 36 тыс. экз., органы ЦК ВСРП; " Кор-Tapni" (" Kortars"), с 1957, тираж 13, 5 тыс. экз., орган Союза венг. писателей. Распространение информации внутри страны и за рубежом возложено на Венг. телеграфное агентство (" Magyar Tavirati Iroda", осн. в 1880).

Радиовещание в В. официально ведётся с 1925. Объём вещания трёх центр, радиостанций - св. 40 часов в сутки. Имеется 5 программ местного (областного) вещания. Зарубежные передачи ведутся на 8 языках (английском, эсперанто, нем., итал., испанском, тур., греческом, а также на венг. языке - передача " Наша родина" для венгров, проживающих за рубежом) продолжительностью 118 часов в неделю. Регулярные передачи венг. телевидения начались в 1958. Венг. телевидение ведёт передачи по одному каналу с общим объёмом программы 47 часов в неделю. Б. Д. Шевыкин.

XIII. Литература

Первые письм. памятники (на лат. яз.) дошли от 11-12 вв. (жития, проповеди, толкования Библии, литургич. гимны). Важнейшими произведениями ср. -век. лит-ры были хроники (см. Историческая наука в разделе Наука и научные учреждения). Восходящая к 13-14 вв. религ. лит-pa на венг. яз. переживает подъём в связи с деятельностью нищенствующих монашеских орденов и гуситским движением; в 1430-х гг. гуситские проповедники Тамаш и Балинт выполнили перевод Библии. Учившиеся в Италии и работавшие при дворе короля Матьяша Я. Витез (1408-72), Я. Паннониус (1434-72) были первыми глашатаями свободной от теологич. оков, насыщенной земными переживаниями гуманистич. лит-ры. С гуманистич. культурой, антифеод. -патриотич. настроениями связана лит-pa Реформации, развивавшаяся на венг. яз. в условиях тур. нашествия и роста городов и бюргерства: баснописец и памфлетист Г. Хельтаи (ум. 1574), проповедник и поэт П. Борнемисса (1535-84), странствующий певец Ш. Тиноди (ум. 1556). Во 2-й пол. 16 в. появляется ренессансная проза в виде т. н. развлекательных историй - обработок др. -венг. преданий (о Тольди), отчасти античных, итал. и юж. -слав, сюжетов (" История об Аргируше"). На лирику виднейшего поэта венг. Возрождения Б. Балашши (1554-94) наложила самобытный отпечаток его полная превратностей боевая жизнь.

В 17 в. в лит-ре В. утверждается стиль барокко, выражавший разнородные стремления: контрреформационнофеод. и освободительные, антитурецкие и антигабсбургские. Зачинателем венг. барокко был архиепископ Эстергомский, иезуит и богослов-полемист П. Пазмань (1570 - 1637), а крупнейшим поэтом - политик и полководец М. Зриньи (1620-64), певец нар. -патриотич. героики, противопоставляемой трагич. коллизиям бытия. Более идилличной была поэзия И. Дьён-дьёши (1629-1704), отвечавшая консерва-тивноаристократич. вкусам. Позднегу-манистич. традиции продолжали жить - в сочетании с интересом к пуританизму и рационалистич. философии Декарта - лишь в Трансильвании (Я. Апацаи-Чере, 1625-59). Освободит, антигабсбургские восстания конца 17 - нач. 18 вв. способствовали расцвету устной поэзии повстанцев, распространение получили также воспоминания (М. Бетлен, К. Микеш, Ф. Ракоци).

Лит-pa венг. Просвещения (последняя треть 18 - нач. 19 вв.) обладает нек-рыми общими с лит-рами др. стран Вост. Европы чертами: дворянство как носитель передовых идей; просветительская форма классицизма; значит, место нац. -историч. и демократич. тематики; борьба за усовершенствование, т. н. обновление нац. лит. языка. Первоначальный просветительский этап - политически радикальный: направленные против деспотизма трагедии и ратующие за доступность образования прокламации Д. Бешшеньеи (1746-1811); стихи сторонника франц. революции Я. Бачаньи (1763-1845). После разгрома респ. заговора И. Мартинови-ча (1755-95) гл. руслом венг. Просвещения стало лит. -обществ, движение " обновителей языка" (во главе с Ф. Казинци, 1759-1831). Но в поэзии М. Фазекаша (1766-1828), М. Чоконаи-Витеза (1773 - 1805), драмах И. Катоны (1791-1830) уже более прямо выражены вольнолюбивые и антикрепостнич. идеи, появляются ростки опиравшегося на фольклор реализма.

В нар. поэзии и нац. прошлом искал для себя питат. почву романтизм (драмы К. Кишфалуди, 1788-1830; лирика Ф. Кёльчеи, 1790-1838; романы М. Йо-шики, 1794-1865; стихи и поэмы М. Вё-рёшмарти, 1800-55). Расцвет его сопровождается развитием реализма, к-рый проступает уже в " шекспировской" широте историч. драм Вёгзёшмарти, историч. колорите романовцМ. Йошики, социальнокритич. прозе И. Этвёша (1813-71). У трибуна Революции 1848-49 Ш. Петё-фи (1823-49) романтич. и реалистич. тенденции достигают вершины, обретая революц. -демократич. содержание. Безвременье после 1849, когда дворянство идёт на соглашение с Габсбургами, а новые революц. силы не сложились, окрашивает трагизмом и поэзию реалиста Я. Араня (1817-82), и философскую романтику И. Мадача (1823-64). Историч. ограниченность или утопичность идеалов, устарелые романтич. приёмы подчас снижают художеств, значение популярных патриотич. романов М. Йокаи (1825- 1904), ослабляют реалистическую сатиру талантливого обличителя бурж. -дворянского общества К. Миксата (1849- 1910).

Становясь консервативной программой т. н. нар. нац. школы, склонявшейся к идилличности, псевдонародности, реализм утрачивает социальную глубину.

Поэтому прогрессивные писатели последней трети 19 - нач. 20 вв. ищут иных художеств, путей. Неудовлетворённость, протест всё сильнее звучат в лирике Я. Вайды (1827-97), И. Киша (1843 - 1921), Д. Ревицкого (1855-89), Е. Комьяти (1858-95). Достижения франц. и нем. натурализма, франц. и рус. критич. реализма художественно переосмысляют Ш. Броди (1863-1924), Ж. Мориц (1879- 1942) и др., обогащая прозу тематикой обществ. " дна", социальнопсихологическим драматизмом. Мн. писатели из журнала " Nyugat" (1908-41) - выдающийся поэт Э. Ади (1877-1919), М. Кафка (1880-1918), Д. Юхас (1883-1937), А. Тот (1886-1928) - выражали свой антикапиталистич. мятеж, социальногу-манистич., а порой революц. (Ади) чаяния импрессионистич. и символистскими средствами, оригинально сплавляемыми с фольклором, с реализмом. К нем. левому экспрессионизму близки эстетика и стиль Л. Кашшака (1887 - 1967). Г. Гардоньи (1863-1922), И. Тё-мёркень (1866-1917) в демократич. духе продолжали нац. -реалистические традиции.

После поражения Венг. сов. республики 1919 при хортистской реакции часть венг. писателей была вынуждена эмигрировать. Писатели-эмигранты в Зап. Европе и СССР - А. Габор (1884-1953), Б. Балаж (1884-1949), Ф. Карикаш (1892-1938), А. Комьят (1893-1937), Б. Иллеш (р. 1895), А. Гидаш (р. 1899), М. Залка (1896-1937), оказавшийся в России в плену ещё в 1916, и др. - от экспрессионизма, символизма, критического реализма приходят вместе с революц. лит-рами этих стран к реализму, основанному уже на социалистическом гуманизме и коммунистич. идейности. В самой В. авангардизм представлен Кашшаком. Критич. реализм укрепляется в формах социально острых (Мориц, Ф. Мора, 1879-1934) и более фактографичных (т. н. " народные" - крестьянские - писатели: П. Сабо, 1893-1970, П. Вереш, 1897-1970, А. Тамаши, 1897-1966, Л. Немет, р. 1901, Д. Ийеш, р. 1902, И. Дарваш, р. 1912), а также в интеллек-туальнопсихологич. (т. н. урбанисты: Д. Круди, 1878-1933, Ф. Каринти, 1888-1938, М. Фюшт, 1888-1967, Д. Костоланьи, 1885-1936, Л. Сабо, 1900-57). Нек-рые крест, писатели не избежали влияния реакционнонациона-листич. идей (И. Эрдейи, р. 1896), " урбанисты" - крайнего индивидуализма (Л. Сабо). Другие занимают в 30-40-е гг. более или менее последовательные антифашистские (М. Бабич, 1883-1941, Л. Надь, 1883-1954, Е. Тершанский, 1888-1969, М. Радноти, 1909-44, Ийеш), социалистические (Дарваш, Ш. Ридег, 1903-66) и даже коммунистич. позиции (крупнейший поэт А. Иожеф, 1905-37, шедший через левоавангардистские искания к социалистич. реализму).

Главнейшие этапы лит-ры нар. В.: 1945-49 - время борьбы с декадентскими, модернистскими пережитками и влияниями, за реалистич. эстетику; 1949-56 - период первых успехов социалистич. реализма (хотя и затруднявшихся схематизирующе-упрощенческими, а в 1954-56 нигилистич. тенденциями); с 1957 - совр. период, когда социалистич. венг. лит-pa продолжает созревать и обогащаться в творческом соревновании направлений, сложном процессе переработки лучших нац. традиций и мирового художеств, опыта. В поэзии И. Фодора (р. 1898), Гидаша, Ийеша, И. Ваша (р. 1910), Ш. Веэреша (р. 1913), Л. Бенья-мина (р. 1915), М. Ваци (1924-70), Л. Надя (р. 1925), И. Шимопа (р. 1926), Ф. Юхаса (р. 1928), Маргит Сечи (. р. 1928), Г. Гараи (р. 1929), Ш. Чоори (р. 1930), М. Ладаньи (р. 1934), прозе Т. Дери (р. 1894), И. Лендьеля (р. 1896), Немета, Э. Иллеша (р. 1902), И. Эркеня (р. 1912), Дарваша, Т. Череша (р. 1915), Л. Мештерхази (р. 1916), И. Шаркади (1921-61), Д. Фекете (р. 1922), Ш. Шо-моди Тота (р. 1923), Ф. Шаиты (р. 1927), Л. Галамбоша (р. 1929), Э. Галгоци (р. 1930), К. Сакони (р. 1931) и др. художественно многообразно отражаются конфликты совр. действительности, разные грани формирования человека новой В., его сознания и характера. Из произведений 60-х гг, известных в переводах сов. читателю, выделяются остротой социального анализа, богатством формы, психо-логич. и философской глубиной лирика Ийеша, Шимона, Ваци, Гараи, роман Дарваша " Пьяный дождь" (1963), повести Фекете (" Смерть врача", 1963), Шанты (" Двадцать часов", 1964), Эркеня (" Семейство Тотов", 1966).

Литературоведение возникло в 18 в. (труды по истории ьенг. лит-ры), переживает подъём в 1-й пол. 19 в. (просветит, и ц прогрессивноромантич. лит. критика: И. Байза, Ф. Тольди). После Революции 1848-49 в лит. науке господствует либеральное направление (историк лит-ры П. Дьюлаи, критик Е. Петерфи, эстетик Я. Эрдейи), к-рое постепенно, к концу века приобретает консервативнонационалистич. характер (Ж. Бёти). Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. развивается позитивистская школа (Л. Катона, Ф. Ридль). Критики бурж. -либеральных и бурж. -радикальных взглядов в нач. 20 в. пользовались и интуитивистскими, импрессионистич. приёмами (X. Игнотус, Л. Хатвани, А. Шёпфлин). Тогда же в венг. литературоведение проникают социалистич. идеи (Э. Брестовский, Ж. Кун-фи, И. Погань). В 20-30-х гг., кроме позитивизма (Е. Пинтер), влияние приобрела духовноисторич. школа (Я. Хорват, А. Серб, Т. Тинеман); из " народных" писателей как лит. критик активно выступал Л. Немет. В полемике с бурж. националистич., эстетскими взглядами и течениями 30-40-х гг. крепнут коммунистич. лит. критика и литературоведение. Известностьи в этой борьбе приобрели Д. Лукач, И. Реваи, Д. Бёлёни, Д. Ба-линт. Лит. теорию и историю лит-ры в ВНР разрабатывают М. Альмаши, И. Герман, А. Диосеги, Л. Кардош, Т. Кардош, Б. Кёпеци, И. Кирай, Т. Кланицаи, А. Комлоиш, П. Надь, П. Панди, М. Са-больчи, И. Саудер, Г. Тольнаи, Д. Тот, М. Цине, И. Шётер и др.

Лит.: Артамонов С. Д. и Самарин Р. М., История зарубежной литературы XVII века, 2 изд., М., 1963; Рос-си я н о в О. К., Венгерская литература после 1917 года, М., 1961; его же, Венгерская литература, в кн.; История зарубежной литературы конца XIX - начала XX в. (1871 - 1917), [М. ], 1968; Кланицаи Т., Саудер И., Сабольчн М., Краткая история венгерской литературы, Будапешт, 1962; A magyar irodalom tortenete. 1849-ig, Bdpst, 1957; A magyar irodalom tortenete. 1849 - 1905, Bdpst, 1963; Magyar irodalmi le-xikon, 1-3. kot., Bdpst, 1963-65; A magyar irodalom tortenete, 1-6. kot., Bdpst, 1964-66; К a t о n a L. und Szinnyei Fr., Ge-schichte der ungarischen Literatur, В., 1911. О. К. Россиянов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.