Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






VII. Экономико-географический очерк. Общая характеристика.За годы нар






Общая характеристика. За годы нар. власти в результате коренных социально-экономич. преобразований (см. раздел Исторический очерк) в экономике стали господствовать социалистич. производств, отношения (см. табл. 2).

Быстрыми темпами создаётся мате-риально-технич. база социализма: половина нац. достояния (учитывая гос. и кооп. основные фонды и ценности) образована за 1950-70. За эти годы нац. доход увеличивался в среднем за год на 6%. Объём капиталовложений в нар. х-во в 1969 превысил уровень 1938 в 10 раз и в пром-сть - в 18 раз. В соответствии с решениями 9-го и 10-го съездов ВСРП в стране осуществляются глубокие мероприятия по совершенствованию управления экономикой.

 

Табл. 2. - Доля социалистического сектора в народном хозяйстве, в %
         
В основных производств, фондах 79, 5 86, 1 91, 9 99, 6
В нац. доходе 65, 7 70, 8 90, 8 98, 0
В валовой продукции пром-сти 91, 8 95, 8 97, 2 98, 8
В валовой с.-х. продукции 11, 5 22, 5 76, 8 96, 9
В розничном товарообороте 61, 0 98, 8 98, 8 99, 2

Благодаря коренной реконструкции существующих и постройке новых предприятий, пром. произ-во увеличилось в 1970 почти в 8 раз по сравнению с довоенным (1938). Социалистич. с. х-во, несмотря на сокращение числа занятых на 1/3, производит продукции на 1/3 больше, чем в 1938. По объёму валовой продукции пром-сть превосходит с. х-во в 2, 3 раза. Из всех занятых в материальном произ-ве (нач. 1970) 40% приходится на пром-сть (23% в 1949) и 35, 2% - на с. х-во (62, 1% в 1949). Доля пром-сти в образовании нац. дохода, включая стр-во, в 1969 достигла 54%, а доля с. х-ва - 21% (с учётом изменения цен в 1968, соответственно - 55, 5% и 20, 5%). Пром-сть стала ведущей отраслью нар. х-ва, а В.- индустр.-агр. страной. Решение осн. задачи социалистич. индустриализации облегчалось тем, что в В. имелась более или менее значит, пром-сть, сосредоточенная гл. обр. в Будапеште, сравнительно рано сформировавшемся в крупный пром. узел и важнейший эко-номич. центр. Особое значение для В. приобрело экономич. сотрудничество с др. социалистич. странами, в первую очередь с СССР. В. активно участвует в деятельности СЭВ ц проводит политику координации нар.-хоз. планов и экономич. интеграции с социалистич. странами. Важное значение имело подписание в сент. 1970 сов.-венг. протокола по координации планов развития нар. х-ва двух стран на 1971-75. В. вывозит св. 1/5 пром. продукции (преим. готовых изделий) и в то же время сильно расширяет импорт сырья и энергии.

Промышленность. К началу 2-й мировой войны доля машиностроения в пром. продукции достигла 15-17%. Однако фаб.-зав. индустрия в целом по числу занятых уступала почти вдвое мелкой промышленности (с ремеслом). Крайне слабо были представлены отрасли, производящие осн. материалы - металлы, химич. сырьё, топливо, электроэнергию и т. д.

В процессе социалистич. индустриализации подводится энергетич. и сырьевая база под уже существующую оорабат. пром-сть, создаётся на местном сырье глинозёмно-'алюминиевая и лишь отчасти на местном - нефтеперерабат. пром-сть; особое внимание уделяется развитию машиностроения и химич. пром-сти, на 1/3-1/4 работающих на внешний рынок. В 1970 по сравнению с 1938 произ-во продукции машиностроения выросло в 16 раз, химич. продукции - в 27 раз. На тяжёлую индустрию приходится ок. 2/3 пром. продукции (в 1939 - менее 2/5). В произ-ве предметов потребления выделяются текст., швейная и пищ. отрасли, работающие на внутр. и внеш. рынок. По своей макро- и микроструктуре пром. произ-во разнообразно, но лишь немногие отрасли (глинозёмно-алюм. произ-во, большинство отраслей пищ. пром-сти и пром-сть стройматериалов) основаны

на местной сырьевой базе. Для обрабат. пром-сти характерна ориентация на выпуск тонких сложных изделий, требующих мало сырья, но много квалифици-ров. труда (напр., электротехника, радиоэлектроника, приборостроение, фармацевтика и т. п.). Сдвиги в географии пром-сти связаны с процессами индустриализации чисто аграрных областей Альфельда и юго-вост. Дунантуля (до войны 13% всех занятых в пром-сти страны, к 1970 ориентировочно 32%) и формирования новых промышленных районов Сев. среднегорья и сев. Дунантуля. Следствием этих процессов, в частности, является относит, сокращение доли Будапешта в пром-сти В. (по количеству занятых примерно с 56% в довоен. годы до 40% в 1970). О структуре промышленности см. табл. 3.

Табл. 3. - Отраслевая структура государственной и кооперативной промыш ленности (1969)
  В % от стоимости валовой продукции В % от числа занятых
Горнодоб. пром-сть 5, 7 8, 6
Металлургия 10, 4 5, 8
Машиностроение и металлообр. пром-сть 26, 4 31, 5
Химич. и резин, пром-сть 10, 7 6, 2
Текст, пром-сть 6, 4 8, 6
Швейная " 2, 2 4, 1
Пищевая " 20, 7 10, 0
Прочие 17, 5 25, 2

Добывающая пром-сть и энергетика. Минерально-сырьевые и энергетич. ресурсы В. ограничены. В годы нар. власти стали использоваться более широко и всесторонне минеральное сырьё и низкокалорийное топливо. Из рудных ископаемых добываются бокситы (2-е место в зарубежной Европе), гл. обр. открытым способом, в р-нах Гант, Искасентдьёрдь, Ньирад, Харкань, низкосортная жел. руда, гл. обр. в р-не Рудабанья, а также марганец, полиметаллы. Имеется добыча каолина. Наиболее значит, отраслью горнодоб. пром-сти является добыча угля. Уголь - основа энергетики В. Добывается преим. бурый уголь шахтным способом, т. к. маломощные пласты его залегают на глубине до 200-300 м. Лучший бурый уголь дают бассейны Татабанья и Дорог, но на них приходится лишь 1/3всей добычи, а остальное - на низкокалорийные угли бассейнов Прикарпатья и центр. Дунан-туля. Вводится в строй (очередями; с 1969) первый в стране лигнитовый карьер у г. Дьёндьёш (селение Вишонта). Кам. уголь Мечекского басе. (4, 2 млн. т в 1970) частично пригоден в смеси с импортным углём для коксования. Преобладающая масса добываемой нефти бедна лёгкими фракциями, поэтому трудно транспортируется. В связи с этим она подвергается первичной переработке у места добычи - в Надьлендьеле (медье Зала). С 60-х гг. формируется нефтепромысловый р-н в Альфельде. Новый важнейший центр нефтепереработки создаётся в р-не Будапешта (Сазхаломбатта), куда подведён нефтепровод " Дружба", по к-рому В. получает вдвое более нефти, чем сама

добывает; проектируется создание мощного центра нефтепереработки на Тисе (Ленинварош) в связи со строительством нефтепровода " Дружба-2". Возрастает добыча природного газа (0, 4 млрд. м3 в 1950, до 3, 5 млрд. л3в 1970), преим. в Хай-дусобосло и др. р-нах Альфельда. Наряду с расширением местной добычи топливных ресурсов растёт импорт топлива (гл. обр. из СССР); на импортное топливо приходится до 25% потребления первичных источников энергии. Импорт и расширение добычи газообразного и жидкого топлива позволили в значит, мере видоизменить структуру энергопотребления, в к-ром доля нефти и газа увеличилась (с 22, 7% в 1960 до 45% в 1969). Крупнейшие из ТЭС В. сооружаются на угле в Дьёндьёше (с 1966), на мазуте - в Сазхаломбатте (частично введены в строй) и Ленинвароше. Закончено сооружение линии Мукачево - Гёд (у Будапешта) для передачи электроэнергии из СССР (в 1970 до 3 млрд. квт- ч).

Обрабатывающая пром-сть. Среди отраслей обрабат. пром-сти наибольшее значение имеют металлообработка и машиностроение, химич. и пищ. промышленность. Чёрная металлургия, частично использующая местную руду и красный ил (отход глинозёмного произ-ва), на 4/5 работает на импортной руде и примерно на 2/3 на импортном коксе. Важнейшую металлургич. базу образуют старые комбинаты Боршода (в Диошдьёре - составной части Мишкольца, и в Озде), расположенные в Северном среднегорье. Возрастающее значение имеет новый металлургический комбинат, построенный в Дунауйвароше (стр-во завершено в 1965-66).

Алюм. пром-сть поглощает ок. 2/3 местных бокситов и более 8% производимой в В. электроэнергии. Центры про-из-ва глинозёма и алюминия (Альмаш-фюзитё, Айка, Варпалота и др.) расположены близ бокситовых месторождений и разработок бурого угля Дунантуля, здесь же, в Секешфехерваре, - прокатный з-д. По соглашению между СССР и ВНР предусматривается переработка на сов. з-дах (120 тыс. т в 1970, 370 тыс. m в 1980) венг. глинозёма, причём полученный алюминий должен (60 тыс. т в 1970, 185 тыс. m в 1980) поступать обратно в В.; т. о., в стране намного расширится произ-во проката алюминия.

Междунар. специализацию и структуру венг. машиностроения определяют преим. неметаллоёмкие отрасли: электротехника, особенно техника связи, электроника и приборостроение (ок. 1/3 маш.-строит. продукции); выпуск трансп. средств (ок. 1/4 продукции) - произ-во двигателей внутр. сгорания и на этой основе дизельных пассажирских вагонов (поездов), мотоциклов, грузовых автомашин, судов, малогабаритных дизелей для тепловозов и особенно автобусов (будапештское предприятие " Икарус" с филиалом в Секешфехерваре, к-рое кооперируется с сов. з-дами, австр., швед, фирмами, становится крупнейшим автобусным з-дом Европы). Созданы станкостроение и произ-во комплектного оборудования для птицеперерабатывающих, консервных, фармацевтич. и др. предприятий. Около 3/5 венг. машиностроения сосредоточено в столице. Маш.-строит, центрами, кроме того, являются Дьёр, Мишкольц, Дебре-цен, Секешфехервар (в частности, з-д телевизоров и радиоприёмников Видеотон).

Химич. пром-сть всё более опирается на природный газ и нефтехимич. полуфабрикаты. Осн. отрасли: произ-во минер, удобрений (прежде всего азотных, выпуск которых резко увеличился с вводом в строй комбинатов азотных туков в Казинцбарцике и Ленинвароше; имеется крупный Петский з-д минер, удобрений в Варпалоте; реконструированы старые предприятия центр. Дунантуля; построен з-д фосфорных туков в Сольноке), производство полимеров (в Казинцбарцике и Ленинвароше), гл. обр. пластмасс (10 тыс. т в 1960, 40 тыс. m в 1969; планируется дальнейшее расширение выпуска полимеров в связи со стр-вом, предусмотренным сов.-венг. соглашением, этиленового з-да в Ленинвароше). Развита фармацевтич. пром-сть (Будапешт, Дебрецен и др.), 2/з продукции к-рой вывозится.

В пищ. пром-сти удельный вес ранее развитой мукой, отрасли к 60-м гг. по сравнению с 40-ми гг. уменьшился вдвое; консервная пром-сть за этот же период увеличилась почти втрое и т. о. стала одной из ведущих пром. отраслей. Значительно выросла доля птице- и яйцепе-рераб., мясной и кондитерской отраслей.

Ок. 1/2 текст, продукции даёт хл.-бум. пром-сть (стр-вом прядильных фабрик ъ Сегеде, Капошваре, Мишкольце ликвидирована диспропорция между прядением и ткачеством), ок. 1/5 - шерстяная. Хлопок и частично шерсть ввозятся, в то же время примерно 4/4 текст, продукции, особенно хл.-бум. ткани, экспортируется. Производится переработка лубяных волокон, преим. пеньки. 3/5 текст, индустрии сконцентрировано в столице;

Табл. 4. - Производство важнейших видов промышленной продукции
Виды продукции          
Уголь, млн. т 9, 4 13, 3 26, 5 31, 4 26, 5
Нефть, тыс. т          
Природный газ, млн. м3          
Электроэнергия, млрд. квт-ч 1, 4 3, 0 7, 6 11, 2 14, 1
Сталь, тыс. т          
Бокситы, тыс. т          
Глинозём, тыс. т          
Алюминий, тыс. т 1, 3 16, 7 49, 5 58, 1 64, 5
Металлорежущие станки, тыс. шт. 0, 2 3, 6 9, 8 13, 9 14, 0
Автобусы, шт.          
Телевизоры, тыс. шт. - -      
Серная кислота, тыс. т          
Минеральные удобрения, тыс. т          
Пластмассы и синтетич. смолы, тыс. т     9, 9 27, 2 39, 5
Хл.-бум. ткани, млн. м2          
Сахар, тыс. т         416, 6

выделяются С.-З. Дунантуля (хл.-бум. и шерст. произ-во) и Ю.-В. Альфельда (лубяное, трикот. и ковровое). О произ-ве отд. видов пром. продукции см. табл. 4.

Сельское хозяйство. С созданием с.-х. производств, кооперативов венг. крестьянство встало на путь социалистич. крупного х-ва. Св. 90% с.-х. земель принадлежит кооп. и гос. х-вам; последние владеют 13% пашни, но на них приходится 19% гос. закупок хлеба, 30% свинины, 21% молока. Социалистич. переустройство с. х-ва сопровождается и его технич. перевооружением, увеличением потребления минер, удобрений в неск. десятков раз (125 кг удобрений на 1 га в 1969), расширением орошаемой терр. (до 365 тыс. га в 1969; в 26 раз больше, чем до войны - 1938). В рамках СЭВ с. х-во В. специализируется прежде всего на произ-ве и вывозе фруктов, винограда, овощей, мяса.

На животноводство приходится 2/3 валовой с.-х. продукции и до 40% всего с.-х. экспорта.

Земледелие в В. имеет давние традиции. Терр. В. отличается высокой степенью распаханности. Пашня (60%), естеств. кормовые угодья (10%), виноградники и сады (6, 6%) составляют ок. 3/4 всей площади страны. О посевах и сборе осн. с.-х. культур см. таблицы 5 и 6.

Табл. 5. - Структура посевной площади, в %  
Культуры    
Зерновые и зернобобовые 67.8 67, 1
Технические 5, 5 5, 6
Картофель 4, 9 2, 8
Овощи 1, 9 2, 6
Кормовые 19, 1 20, 0

 

Табл. 6. - Посевная площадь и урожайность зерновых культур
Культуры Посевная площадь, тыс. га Урожайность, ц с га
1931-1940* 1951-1955' 1961-1965*   1931-1940* 1951-1955* 1961-1965*  
Пшеница         13, 7 14, 6 18, 6 27, 1
Рожь         11, 2 12, 0 10, 8 12, 8
Кукуруза         18, 7 20 6 26, 1 37, 9
Ячмень         13, 5 16, 2 18, 7 23, 8
Овёс         12, 4 12, 5 11, 6 16, 7
* В среднем а а год.              

Зерновые культуры доминируют в посевной площади в значит, мере благодаря обширным посевам кукурузы, используемой на корм; фуражные зерновые (кукуруза, овёс и ячмень) занимают вместе с др. кормовыми культурами св. 1/2 всей посевной площади, что отражает линию на интенсификацию с. х-ва.

Посевы пшеницы - гл. прод. культуры - сократились, но её урожайность по сравнению с довоенными годами возросла в 1, 5 раза. Пшеницу, как и кукурузу, сеют повсеместно. Посевы сах. свёклы сосредоточены гл. обр. в Кишальфёльде (на С.-З. Венгрии) и юго-вост. Альфельде, приобретающих характер свекловичных районов. Большие площади занимают подсолнечник и конопля. Осн. массивы виноградников и садов приурочены к песчаному междуречью Дуная и Тисы; виноградники, дающие широко известные марочные вина, расположены на юж. склонах Северного и Дунантуль-ского среднегорья (Токай, Эгер, Бада-чонь). Сбор фруктов увеличился втрое против довоенных лет, примерно на столько же возрос и их экспорт, а вывоз овощей - в 7-8 раз. Плодоводство и овощеводство дают в отд. годы 1/3 с.-х. экспорта. В животноводстве осн. отрасль составляет разведение кр. рог. скота, распространённое по всей терр. В. Преобладает мясной скот; доля коров в стаде 39%; удой молока 2500 л от одной фуражной коровы. Повсеместно развито свиноводство (на свинину приходится более Чг внутр. потребления мяса - 55 кг на человека в год), но особенно широко в типично кукурузных р-нах (в Затисье и Мезё-фёльде). Нек-рое развитие в послевоен. период получило овцеводство. Давние традиции в В. имеет коневодство; разведение лошадей б. ч. сосредоточено на Ю. страны. Сведения о поголовье скота даны в табл. 7. По потреблению мяса домашнейптицы (к-рое превышает потребление говядины на 1 жит.) В. занимает 1-е место в Европе, при этом продукция птицеводства составляет 10% с.-х. экспорта страны.

Табл. 7. - Поголовье скота, тыс. голов: на конец года
           
Кр. рог. скот          
Свиньи          
Лошади          
Овцы          

В специализации с. х-ва имеются терр. различия, хотя осн. фон образует полеводство с посевами кукурузы и пшеницы. В степных чернозёмных сильно распаханных р-нах большей частью преобладает зерновое х-во, а товарную специализацию образует мясо-сальное и сальное свиноводство или птицеводство, а также свекловодство; Кишальфёльд, богатый лугами, выделяется молочным животноводством и беконным свиноводством, в посевах здесь значит, место занимают кормовые травы и сах. свёкла. Междуречье Дуная и Тисы - один из гл. центров садоводства, виноградарства и отчасти овощеводства; Ньиршега (С.-В. Альфельда) - важный р-н садоводства, картофелеводства, табаководства и отчасти масличных культур (подсолнечник). Садоводство и виноградарство весьма характерны для юж. склонов Сев. средне-горья и Дунантульских массивов Ба-конь, Мечек и др.

Транспорт. Грузооборот всех видов транспорта общего пользования увеличился за 1950-70 более чем в 4 раза за счёт перевозок массовых грузов (на железных дорогах 20% грузов приходится на уголь), расширения межрайонного и

Табл. 8. - Динамика и структура грузовых перевозок и грузооборота транспорта общего пользования
           
Всего перевезено грузов, млн. т 51, 0 120, 4 194, 5 251, 7 264, 4
вт. ч. по железным дорогам 40, 9 67, 9 92, 9 112, 3 111, 2
Весь грузооборот, млрд. т. км 6, 1 10, 2 15, 6 21, 0 24, 0
В том числе доля, в %          
железных дорог 88, 9 85, 7 85, 1 81, 8 76.1.
автомоб. транспорта 1, 6 5, 7 5, 7 8, 0 10.0
речного 7, 9 7, 4 6, 9 6, 4 5, 8
морского 1, 0 0, 8 1, 5 1, 6 4, 7
нефтепроводов 0, 5   0, 4 2, 1 3, 2

межгос. разделения труда (см. табл. 8). На импортные товары приходится св. 1/5 ж.-д. грузооборота, а на все внешние грузы, включая транзит, до 2/5. Протяжённость внутренних водных путей 1, 7 тыс. км (1969). Речной транспорт обслуживает гл. обр. внешние экономия, связи. Порты на Дунае - Будапешт, Комаром, Дьёр, Альмашфюзитё, Дуна-уйварош, Мохач и др. Судоходство на Тисе незначительное; порты - Сольнок, Сегед.

В. обладает густой сетью железных дорог - ок. 9, 3 тыс. км (св. 10 км на 100 км2), имеющей радиальный характер с центром в Будапеште. Переведены на электротягу магистрали Будапешт - Хедьешхалом, Будапешт - Миш-кольц, Будапешт - Ньиредьхаза - государственная граница с СССР, всего 8, 4% (1969) эксплуатац. длины железных дорог общего пользования.

Автомоб. транспорт по размеру пас-сажирооборота составляет 40% железнодорожного; развито между гор. автобусное движение. Общая длина автомоб. дорог 29, 4 тыс. км (1969), в т. ч. св. 1/2 автомагистралей.

Внешние экономические связи. Внешний товарооборот растёт много быстрее, чем развивается нац. доход (соответственно в 7, 1 раза и 3, 5 раза за 1949-69). Это отражает резко возрастающую степень участия В. в международном, особенно социалистич., разделении труда.

Продовольствие и пищ. сырьё составляют 1/5 (в 30-е гг. почти 3/5) вывоза. Основа экспорта - готовые фабричные изделия (их доля в 2 раза превышает уровень 1938), прежде всего машины, св. 90% к-рых вывозится в социалистич. страны. В. экспортирует на мировой социалистич. рынок суда, краны, дизельные поезда, тепловозы, ж.-д. вагоны, турбины, генераторы, автобусы, грузовые автомашины, радиоаппаратуру, телевизоры и др. Всё больше вывозится медикаментов (5% всего экспорта), одежды, трикотажа и обуви; в вывозе минер, сырья и полуфабрикатов особенно выделяются бокситы и глинозём. Св. 1/2 импорта составляют сырьё и полуфабрикаты вместе с топливом (см. табл. 9). Доля социалистич. стран (1969) в экспорте В. со-

Табл. 9. - Структура внешней торговли, 1969, в %  
Отдельные группы товаров Экспорт Импорт
Машины и оборудование 31, 4 29, 6
Топливо, сырьё, материалы 14, 1 25, 8
Сырьё с. х-ва и прод. товары 27, 4 24, 5
Пром. товары нар. потребления 22, 5 6, 6
Прочие 4, 6 13, 5

ставила 68%, в импорте - 67, 7%. Сов. Союз играет существенную роль в снабжении В. жел. рудой, апатитовыми концентратами, лесоматериалами, хлопком, нефтью, металлургич. коксом, электроэнергией; на топливо и электроэнергию, сырьё и полуфабрикаты падает св. 2/3(73% по соглашению на 1966-70) сов. вывоза в В. Венг. поставки в СССР складываются более чем на 4/5 из готовых изделий, в т. ч. свыше 50% из машин. В 1970 подписано долгосрочное торг, соглашение между СССР и ВНР на пять лет. Доля СССР в общем объёме внеш. торговли В. составляет ок. 34% (1970). Значителен и разносторонен обмен с ГДР и ЧССР (на к-рые приходится ок. 1/5 венг. товарооборота), а также с Польшей и др. социалистич. странами. Растёт значение иностр. туризма; в 1969 В. посетило 6 млн. иностр. туристов, из них 3 млн. транзитом.

Внешние экономические связи. Внешний товарооборот растёт много быстрее, чем развивается нац. доход (соответственно в 7, 1 раза и 3, 5 раза за 1949-69). Это отражает резко возрастающую степень участия В. в международном, особенно социалистич., разделении труда.

Продовольствие и пищ. сырьё составляют 415 (в 30-е гг. почти 31s) вывоза. Основа экспорта - готовые фабричные изделия (их доля в 2 раза превышает уровень 1938), прежде всего машины, св. 90% к-рых вывозится в социалистич. страны. В. экспортирует на мировой социалистич. рынок суда, краны, дизельные поезда, тепловозы, ж. -д. вагоны, турбины, генераторы, автобусы, грузовые автомашины, радиоаппаратуру, телевизоры и др. Всё больше вывозится медикаментов (5% всего экспорта), одежды, трикотажа и обуви; в вывозе минер, сырья и полуфабрикатов особенно выделяются бокситы и глинозём. Св. 1/3 импорта составляют сырьё и полуфабрикаты вместе с топливом (см. табл. 9). Доля социалистич. стран (1969) в экспорте В. со- ставила 68%, в импорте - 67, 7%. Сов. Союз играет существенную роль в снабжении В. жел. рудой, апатитовыми концентратами, лесоматериалами, хлопком, нефтью, металлургич. коксом, электроэнергией; на топливо и электроэнергию, сырьё и полуфабрикаты падает св. 213 (73% по соглашению на 1966-70) сов. вывоза в В. Венг. поставки в СССР складываются более чем на 41з из готовых изделий, в т. ч. свыше 50% из машин. В 1970 подписано долгосрочное торг, соглашение между СССР и ВНР на пять лет. Доля СССР в общем объёме внеш. торговли В. составляет ок. 34% (1970). Значителен и разносторонен обмен с ГДР и ЧССР (на к-рые приходится ок. 415 венг. товарооборота), а также с Польшей и др. социалистич. странами. Растёт значение иностр. туризма; в 1969 В. посетило 6 млн. иностр. туристов, из них 3 млн. транзитом.

Экономико-географические районы. В. делят на районы: Центральный, или Будапештский, р-н, Северный р-н (Прикарпатье), Альфельд (Левобережье Дуная) и Дунантуль (Правобережье Дуная).

Центральный, или Будапештский, р-н (110 территории и ок. 1/3населения В.) включает Будапешт и его ближайшую пригородную зону (радиусом 25-30 км) и более отдалённые местности (от Дунауйвароша на Ю. до границы с Чехословакией на С.). На этот р-н приходится 49, 5% пром. произ-ва страны. Здесь сочетаются отрасли будапештской пром-сти (гл. обр. машиностроение и текст, пром-сть) с первичными произ-вами, снабжающими столицу бурым. углём, чугуном, сталью в слитках и стальным прокатом. С. х-во (10% всех занятых в этой отрасли В.) частично носит пригородный характер и выделяется овощеводством, ягодниками и садами. Посевы зерновых, гл. обр. пшеницы; свиноводство.

1. Сев кукурузы на полях госхоза Бабольна. 2. Сбор винограда в Токае.

Таблицица. 7. - Поголовье скота, тыс. голов: на конец года.

           
Кр. рог.скот          
Свиньи          
Лошади          
Овцы...          

Табл. 8. - Динамика и структура грузовых перевозок и грузооборота транспорта общего пользования

      I960    
Всего перевезено грузов, млн. m.. 51, 0 120, 4 194, 5 251, 7 264, 4
в т. ч. по железным дорогам.. 40, 9 67, 9 92, 9 112, 3 111, 2
Весь грузооборот, млрд. т-км. 6, 1 10, 2 15, 6 21, 0 24, 0
В том числе доля, в %:          
железных дорог 88, 9 85, 7 85, 1 81.8 76. 1.
автомобильного тр. 1, 6 5, 7 5, 7 8, 0 10. 0
речного 7, 9 7, 4 6, 9 6, 4 5, 8
морского 1, 0 0.8 1, 5 1, 6 4, 7
нефтерподуктов 0, 5   0, 4 2, 1 3.2

Табл. 9. - Структура внешней торговли, 1969, в %

 

Отдельные группы товаров Экспорт Импорт
Машины и оборудование 31, 4 29, 6
Топливо, сырьё, материалы 14, 1 25, 8
Сырье с. х-ва и прод. товары 27, 4 24, 5
Пром. товары нар. потребления 22, 5 6, 6
Прочие 4, 6 13, 5

Северный район (*11 территории и населения, ок. Ча пром. рабочих В.) включает большую часть Сев. средне-горья (Бёржёнь, Матра, Бюкк, массив Земплен и др.) и сев. окраинные местности Альфельда. Имеет ярко выраженный пром. характер. Гл. хоз. центр - Миш-кольц. Р-н даёт св. 215 бурого угля и почти столько же электроэнергии (значение рна возрастает в связи с пуском лигни-тового карьера у Вишонта и электростанции " Гагарин"), здесь создано самое крупное в В. произ-во азотных удобрений и пластмасс (комбинаты в Ленинва-роше и Казинцбарцике) на базе использования природного газа. Ок. 21s пром. продукции приходится на чёрную металлургию (комбинаты в Озде и Мишколь-це, а также передельные з-ды в Боршоднадашде и Шальготорьяне); с ней связано тяжёлое машиностроение. В с. х-ве рна выделяется товарное растениеводство в полосе низких юж. предгорий с посевами сах. свёклы, пивоваренного ячменя, табака, овощей и с известными виноградниками Токая и Эгера, садоводством и др.; здесь же виноделие, сахароварение, плодоконсервное произ-во.

Альфельд (ок. 21s территории и менее 30% населения В.) -основной с. -х. р-н страны. Он даёт почти 412 товарной пшеницы, свинины и ещё больше птицы и яиц; преобладающую часть сбора винограда, абрикосов, яблок, лука, перца и томатов, а также подсолнечника и табака; вдоль Тисы создан осн. ареал орошаемого земледелия; является основным рном рисосеяния в стране. Экономич. развитию сев. части Альфельда способствуют удобные транспортнохоз. связи с СССР. Гл. центры - гг. Деб-рецен и Сегед. Альфельд превращается в arp. -индустр. край (45% занятых в с. х-ве и ок. 15% в пром-сти В., 1967). Природный газ становится базой энергетики. Индустриализация Альфельда идёт по линии создания или расширения отраслей, перерабатывающих с. -х. сырьё и обслуживающих нужды с. х-ва: плодокон-сервная, мясная (особенно производство изделий из свинины, птицепере-рабатывающая), текстильная пром-сть; произ-во минер, удобрений (з-д фосфорных удобрений в Сольноке), с. -х. машиностроение. Новое направление в индустриализации рна - создание предприятий по произ-ву фармацевтич. изделий, переработке пластмасс, выпуску шарикоподшипников, приборов, весов, холодильников, станков и т. п.

Дунантуль (38% территории и 29% населения В.) охватывает равнины, холмистые территории и глыбовые массивы Дунантульского среднегорья, а также отроги Альп. Дунантуль превращается в индустр. -агр. район (*1з занятых в с. х-ве и почти 414 в пром-сти В.). Осн. центры Печ и Дьёр, а также Вес-прем, Сомбатхей. Главное направление индустриализации идёт по линии развёртывания сырьевой и энергетич. базы и одновременного наращивания мощностей обрабат. индустрии. Здесь сосредоточена боксито-алюминиевая индустрия и преобладающая часть нефтяной, вся добыча каменного и лучших сортов бурого угля, значительная часть химической пром-сти. Из старых отраслей Дунантуля, не связанных с местной сырьевой базой, значительно расширены машиностроение и текст, пром-сть, имеющие общегос. значение; они образуют компактную группу предприятий в Кишаль-фёльде (прежде всего в Дьёре) и встречаются в старинных городах, имеющих теперь, как правило, индустр. характер. Пищевкусовые же предприятия разбросаны по всему Правобережью. Правобережье - осн. р-н молочного х-ва и беконного свиноводства. Животноводство опирается на сравнительно большие естеств. кормовые угодья и, кроме того, более тесно, чем в Левобережье, связано с полеводством. Много виноградников и садов на юж. склонах Дунантульского среднегорья (особенно у оз. Балатон с его замечат. курортными городками) и массива Мечек (близ города Печ), а также у Сексарда. И. М. Маергойз.

Рост материального Олагосостояния. Возросший нац. доход (в 2, 93 раза в 1969 против уровня 1950) способствовал значительному увеличению потребительской базы населения (в 2, 5 раза в 1969 по сравнению с 1950). Потребление на душу населения в 1969 возросло более чем в 2 раза против 1950. За этот же период оборот розничной торговли возрос на 346%. Уровень месячного заработка трудящихся, занятых в гос. секторе, повысился в 3 раза. Реальная заработная плата на душу населения увеличилась почти в 2, 5 раза в 1969 по сравнению с 1950 (в т. ч. реальная заработная плата на душу населения у рабочих и служащих повысилась в 2, 5 раза, а у крест, населения - в 2, 25 раза). С 1968 по 1970 произведено сокращение рабочего времени в пром-сти с 48 до 44 час. в неделю; ок. 2 млн. рабочих и служащих перешли на сокращённое рабочее время. В 1968 построено в 2 раза больше квартир для населения, чем в 1950.

Гос. социальное страхование в обязат. порядке распространяется на каждого трудящегося. В 1968 им было охвачено 97% населения; на расходы по социальному страхованию населения (1969) отведено 10, 4% нац. дохода. Трудящимся женщинам полагается 20 недель отпуска по беременности, в течение к-рого им выплачивается полный ср. месячный заработок. Сверх декретного отпуска (с 1967) мать по своему желанию имеет право взять отпуск на 3 года; в течение этого времени она получает ежемесячное пособие по материнству.

На пенсию имеют право мужчины, достигшие 60 лет, и женщины - 55 лет, при 10-летнем трудовом стаже. При более чем 25-летнем стаже трудящийся получает не только причитающуюся ему пенсию по стажу (что соответствует 50% ср. заработной платы), но и дополнит, пенсию: после каждого года службы - 1% от осн. суммы пенсии. Кроме пенсии по старости, каждый трудящийся имеет право получать пенсию по инвалидности, а также пособие в связи с несчастным случаем. Гос-во обеспечивает членов семьи умерших трудящихся различными ден. пособиями.

В начале 1969 пенсии и гос. дотации выплачивались 1, 3 млн. чел. В 1955 на пенсии и др. дотации было выплачено 2 млрд. форинтов; к 1969 эта сумма составила 11, 2 млрд. форинтов.

Лит.: Маергойз И. М.. Экономическая география Венгрии, М., 1956; Усиевич М. А., Развитие социалистической экономики Венгрии, М., 1962; Венгерский статистический справочник 1970, Будапешт, 1970; Markos G., Magyarorszag gazdasagi fpldrajza, Bdpst, 1963; Magyarorszag gazdasagi foldrajza, Szerkesztette dr. Rado Sandor, Bdpst, 1965; Bernath Т., Eny-edi G., A magyar mezogazdasag termelesi korzetei, Bdpst, 1961; Statisztikai Evkpny V., Bdpst, 1968; Megyek, varosok, jurasok, gazdasagi korzetek adatai, Bdpst, 1966: К о -rodi J., Marton G., A magyar ipar teriileti kerdesei, Bdpst, 1968; A magyar varosok, Bdpst, 1965; A magyarzaa Nemzeti Atlasza, Bdpst, 1967; National atlas of Hungary, Bdpst, 1967.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.