Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XV. Музыка. Истоки музыки В. восходят к муз






Истоки музыки В. восходят к муз. культуре кельтских племён. Носителями древних устных нар. -песенных традиций были барды - нар. певцы и создатели эпич. и героич. песен. После установления в Англии христианства (2-я пол. 7 в.) на основе нар. и религ. музыки, вошедшей в обиход церк. богослужения, начало развиваться проф. муз. иск-во. Оно проявлялось сначала в форме унисонного пения без регулярного метра (plainsong). С 10 в. культовое пение становится двухголосным. В 12 в. под воздействием нар. музыки начинает развиваться многоголосие: вводятся т. н. гимель и фобурдон.

В ср. века в англ. церк. музыке господствовал католич. (григорианский) хорал. Литургия сопровождалась игрой на органе (первый орган установлен в Уинчестерском соборе в 10 в., к 13 в. органы имелись во всех крупных церквах, что способствовало дальнейшему развитию многоголосия).

Под влиянием нормандских завоевателей в Англии развивается муз. -поэтич. иск-во менестрелей, к-рые исполняли баллады и песни историч., а также сатирич. содержания, аккомпанируя на арфе, лютне, трубе и др. инструментах; для сопровождения танцев употреблялись волынки, деревянные духовые, в т. ч. род свирели (pipe), флейта с мундштуком (recorder), барабан (tabor) и др.

В кон. 14 - нач. 15 вв. с ростом гор. бурж. культуры происходит профессионализация музыкантов. При дворе короля и в замках крупных феодалов организуются вокальные и инструм. капеллы. В 1-й пол. 15 в. выдвигается англ, школа полифонистов, возглавляемая Дж. Дан-стейблом. Ведущая роль в зап. -европ. полифонич. иск-ве переходит от франц. мастеров контрапункта к композиторам Англии.

В эпоху Возрождения музыка стала занимать важное место в обществ, жизни и быту аристократии и горожан; становится модным домашнее музицирование, для к-рого характерны консорты (" содружество" групп, играющих на разл. инструментах). Количество исполнителей, входящих в консорт, постепенно увеличивалось, доходя до 30-40. Так возникли пер-вонач. формы оркестров. С их появлением связано выдвижение мастеров инструм. жанров, среди них - Дж. Дауленд, автор пьес для лютни и многоголосных песен с аккомпанементом лютни. В кон. 16 в., кроме лютни, виолы и портатива (малый орган), получает распространение вёрджинел (небольшой клавесин). Для вёрджпнела создаиаднсь вариации на темы нар. песен, фантазии, танцевальные пьесы и др. Становится популярным мадригал. Основоположник англ. нац. школы мадригала - У. Бёрд. Его последователи - Дж. Булл, О. Гиббоне, позже Дж. Блоу, положившие начало зап. -европ. клавирной музыке, писали также мадригалы и полифонические хоровые культовые соч. - католич. мессы и англиканские гимны. Другая линия развития светского многоголосия - творчество Т. Мор ли, Т. Уилкса и Дж. Уилби, писавших, кроме мадригалов, " балеты" и музыку к пьесам У. Шекспира, К. Мар-ло и др. Для англ, театра 16-17 вв. стало традицией вводить музыку в виде интермедий " в постановки сказок-феерий или бытовых комедий, а также масок.

" Стаффорцширские фигурки". Каменная Масса, соляная глазурь. Конец 18 в. Музей Виктории и Альберта. Лондон.

С утверждением пуританизма, тормозившего развитие музыки запрещением многоголосия и муз. инструментов, в богослужении получили распространение лишь антемы (энсземы) - форма вокальной полифонии, близкая нар. хоровому стилю. В быту были разрешены одноголосные гимны и псалмы, исполнявшиеся на родном яз., по мелодич. складу также сходные с нар. песенностью.

Муз. жизнь, замершая в эпоху Реформации, возобновляется вскоре после реставрации Стюартов при дворе Карла II и в крупных центрах В. В 1672 скрипач Дж. Банистер организовал в Лондоне первые публичные концерты.

Ф. Брэнгвин. " Пильщики". Офорт. 1904.

Создателем нац. англ. муз. театра стал крупнейший композитор 17 в. Г. Пёрселл (опера " Дидона и Эней"). Однако интерес к нац. опере вскоре после его смерти упал, особенно в связи с выступлениями в Лондоне итал. оперной труппы.

Освобождению оперной культуры В. от влияния итал. оперы способствовали основанные на античных, историч. и библейских сюжетах оратории и оперы Г. Ф. Генделя (прожил в Лондоне ок. 50 лет), к-рые явились обобщением традиций англ, старинной хоровой культуры. В своём героич. монументальном иск-ве, опиравшемся на демократич. художеств, традиции, Гендель воплотил нац. народные идеалы. В 1728 в Лондоне была поставлена " Опера нищих" Дж. Гея и композитора Дж. Пепуша, представляющая собой пародию на этот жанр и одновременно сатиру на нравы англ. бурж. общества. Являясь выражением вкусов нац. демократич. оппозиции, она возродила традиции представлений менестрелей и дала начало новому жанру - т. н. " балладной опере >, построенной по принципу песенного монтажа.

В кон. 18 в. в Лондоне работали И. К. Бах (" лондонский" Бах, сын И. С. Баха), И. Гайдн, написавший здесь 12 " Лондонских симфоний" и сделавший ок. 100 обработок шотл. песен, композитор, пианист и педагог итальянец М. Клементи, ставший главой англ, пианистич. школы, и др. Возникло много муз. учреждений, хоровые объединения и общества: " Кэтч-клуб", состоявший из любителей многоголосного пения (1761), Королев, муз. общество (1762); организованы муз. изд-ва (1778), осн. старейшая в мире фирма клавишных инструментов " Дж. Бродвуд" (с 1773 производит рояли).

В сер. 18 в. начала формироваться англ, школа музыковедов, среди к-рых наиболее известен историк музыки Ч. Бёр-ни, автор " Всеобщей истории музыки" (изд. 1776-89), очерков муз. жизни зап. -европ. стран и др.

В сер. 19 в. композиторы В. работали гл. обр. в оперном жанре (Г. Бишоп, М. Балф), но их иск-во было эклектичным; эпигонство типично и для таких композиторов, как У. С. Беннетт, позднее Ч. X. Пэрри (зачинатель обществ, движения за возрождение англ. нац. муз. культуры) и Ч. Станфорд (все они известны как педагоги). Англ. муз. вкусам кон. 19 в. во многом отвечали оперетты А. Салливена (" Микадо", 1885), С. Джонса (" Гейша", 1896).

В 19 в. одним из центров европ. муз. культуры стал Лондон. Здесь выступали крупнейшие композиторы и исполнители того времени. С 1855 проводятся большие муз. фестивали. В Лондоне были открыты: в 1822 - Королев, академия музыки, в 1872-" Тринити-колледж", в 1883 - Королев, муз. колледж. В 1878 создано Нар. концертное об-во, возникают много-числ. хоровые об-ва и любит, коллективы, муз. науч. об-во, изучающее историю старинной музыки, об-во, занимающееся исследованием музыки средневековья, и др.

Утверждению нац. композиторской школы положил начало Э. Элгар, автор оратории " Сновидение Геронтиуса" (1900). В опере " Сельские Ромео и Джульетта" Ф. Дилиуса, соч. Г. Холста и Г. Бантока используются англ, фольклорные мотивы. Важное значение имели исследования музыковеда-фольклориста С. Шарпа и его школы. В 1898 Шарп основал в Лондоне Об-во нар. песни, занимавшееся пропагандой муз. фольклора В. Главой англ. нац. школы (" англ. муз. ренессанс") стал Р. Воан-Уильямс. Его стиль характеризуется сочетанием разработки фольклорных тем с новаторскими приёмами гармонич. языка и совр. инструментовки. Мн. др. композиторы нач. 20 в. стремились к обновлению содержания и стиля музыки В. через развитие нац. традиций: Дж. Айрленд, А. Бакс, Р. Боутон.

В нач. 20 в. муз. жизнь В. интенсивно развивается, охватывая всё новые города, в к-рых создаются муз. школы, оркестры, хоровые об-ва, проводятся муз. фестивали и конкурсы (Бирмингем, Лидс, Норидж и Шеффилд и др.).

Творчество совр. композиторов В. свидетельствует о наличии значит, нац. композиторской школы, в основном опирающейся на принципы тонального письма. Однако мн. авторы стремятся к применению новых тембро-гармонич. средств, использованию методов конструктивизма и др. авангардистских муз. течений. Особое место в муз. иск-ве В. занимает получившее междунар. признание творчество Б. Бриттена. Среди прогрессивных музыкантов В. проявляется стремление приблизить муз. иск-во к запросам нар. масс. Во главе этого демократич. движения - нац. муз. обществ, деятель композитор А. Буш.

Большой вклад в муз. культуру В. внесли историки музыки Дж. Гров (" Словарь музыки и музыкантов", 1-е изд. 1879), П. А. Сколе, Г. К. Коллес и Э. Блом. Среди исполнительских коллективов выделяются: лондонские филармонич. и симф. оркестры, симф. оркестр Би-Би-Си (гл. дирижёр М. Сарджент), оркестр Манчестера. Среди дирижёров: Дж. Барби-ролли, А. С. Боулт и др. Крупные пианисты - Дж. Мур, М. Лимпани, Дж. Огдон, Дж. Лилл; скрипач А. Камполи. Популяризации старинной инструм. музыки способствовала семья Долмеч. Среди певцов - У. Хайд, Дж. Мак-Кормак, П. Пирс; певицы - К. Новелло, Дж. Ви-виен, Дж. Хаммонд, К. Шеклок. Большое значение для пропаганды оперного иск-ва В. имела деятельность Т. Бичема, гл. дирижёра " Ковент-Гардена". В 1930-е гг. оперы и балеты композиторов В. ставились на сцене театра " Сэдлерс-Уэллс" (Лондон). В 1934 меценатом Дж. Кристи в его поместье Глайндборн (Суссекс) был построен театр, где стали проходить летние фестивали опер (" Глайндборнские фестивали"). С 1940- 1950-х гг. традиционные ежегодные фестивали проводятся в Эдинбурге, Олдбо-ро, Бате, междунар. муз. конкурсы - в Лидсе.

Широкое развитие получила в 60-х гг. муз. эстрада, т. н. " поп-музыка"; особенно популярен был " Битлз" (The Beatls)- вок. -инструм. квартет молодых певцов, исполняющий характерные мелодии (сочетание элементов негритянского джаза и блюза), к-рый вызвал подражания среди зап. -европ. и амер. молодёжи.

Среди совр. муз. учебных заведений; Королев, академия музыки и колледж в Лондоне, муз. колледжи в Манчестере, Ливерпуле, Бирмингеме, Глазго, Эдинбурге и др. городах; музыкозна-ние преподаётся в ун-тах (Оксфорд, Кембридж, Бирмингем и др.).

Лит.: Материалы и документы по истории музыки, пер. с нем., франц., итал., англ, яз., под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934; Кабалевский Дм., Заметки о музыкальной жизни современной Англии,, " Советская музыка", 1950, № 2; Ш н е е р-сон Г. М.. Современная английская музыка, М., 1945; Mason С., Music in Britain. 1951 - 1962, L., 1963; Mackerness E. D., A social history of English music, L., 1964.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.