Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XI. Печать, радиовещание






Первая газета " Щамс ун-нахар" была издана в А. в 1875, но начало афг. прессы в совр. её понимании было положеновыходом d1911 газ. " Сирадж уль-ахбар" (издавалась до 1919), основателем к-рой был Махмуд Тарзи. К 1970 в А. издавалось ок. 40 газет. Важнейшие газеты: " Ислах", с 1929, тираж 15 тыс. экз. (1968), издаётся на языках пушту и дари, офиц. орган пр-ва А.; " Анис", с 1927, тираж 30 тыс. экз., на пушту и дари, полуофициоз; " Хивад", с 1949, тираж 8 тыс, экз., на пушту, орган Мин-ва информации и культуры; " Кабул тайме" (" Kabul Times"), издаётся с 1962 афг. информац. агентством Бахтар (осн. в 1939) на англ. яз., тираж 13 тыс. экз. В А. выходит (1969) более 10 частных газет, к-рые оказывают значит. влияние на обществ. жизнь страны. Издаётся ок. 40 журналов, в т. ч. " Жвандун" (с 1949), " Паштун жаг" (с 1941), " Эрфаи" (с 1924), " Кабул" (с 1931), " Мермьш" (с 1953), " Кандагар" (с I960).

Радиовещание в А. началось в 20-х гг., но во время восстания Бачаи Сакао в 1929 оборудование кабульской радиостанции было уничтожено. Радиовещат. центр " Радио Афганистана" находится в Кабуле (создан в 1941). Внутр. вещание по 3 программам ведётся на яз. пушту и дари; вещание на зарубежные страны - на англ., урду, рус., араб., нем. и франц. яз.

XII. Литература

Литература А. развивается на двух языках-пушту и дари (фарси-кабули). Велико воздействие на лит-ру фольклор-.ных традиций. Для мн. народностей страны (белуджи, нуристанцы и др.) фольклор остаётся гл. источником удовлетворения эстетич. потребностей. В нар. среде популярны различные варианты притч - хикаятов, волшебных сказок, преданий и легенд о подвигах эпических героев. Особенно богато представлены поэтич. жанры. Стихи и песни афганцев (сан-дыри), туркмен (айдым), таджиков (таране) неизменно сопутствуют им в повседневной жизни. Творчество поэтов-классиков 10-15 вв. (Рудаки, Фирдоуси, Саади и др.) на персидском (фарси) языке явилось общим достоянием совр. лит-р Ирана, Таджикистана, А. (см. Иран, раздел Литература).

Сведения о лит-ре на пушту до 15 в. отрывочны и противоречивы. Сохранились только два источника - " Жития святых" и " Неизвестное сокровище". Наиболее достоверным памятником письм.

лит-ры на пушту является созданная в нач. 15 в. история завоеват. походов афганцев " Кадастровая книга шейха Мали". Популярностью в народе пользовалось движение секты рошани, проповедовавшее " равенство всех людей перед богом" (2-я пол. 16-1-я пол. 17 вв.). Основатель движения Баязид Ансари и его последователи внесли своё филос. учение в лит-ру. Значит. след оставила светская феод. поэзия 17-18 вв.: пат-риотич. стихи Хушхальхана Хаттака, проникновенная лирика Абдуррахмана, изысканные произв. Абдулхамида, вдохновенные строки о " вечно юной и прекрасной" Родине, созданные Ахмад-ша-хом Дуррани.

После образования Дурранийской державы (1747) в А. складывается местная лит. традиция на фарси-кабули и усиливается феод.-аристократич. тенденция в письм. лит-ре. Героич. борьба афганцев с англ. колонизаторами возродила патрио-тич. поэзию: народную (стихи ашугов и думы Hyp Сахиба, Нуруддина и др.) и придворную (поэма Хамида Кашмири " Книга об Акбаре", 1844). Основы современной литературы заложили в начале 20 в. просветитель Махмуд Тарзи, Гулям Мухиддин Афган, Салих Мухаммед и др.

Но лишь после завоевания А. независимости (1919) лит-pa обрела обществ. звучание. Идеи патриотизма, служения народу стали лейтмотивом творчества большинства писателей. Широкой популярностью пользуется цикл стихотворений в прозе Абдуррауфа Бенава, проникнутый симпатией к народу. Гуль-Пача Ульфат-автор глубоких по содержанию стихов и филос. эссе в прозе. В повестях и рассказах Hyp Мухаммеда Тараки отображена жизнь крестьян. Создателями жанра путевого очерка явились Киамуд-дин Хадим и Садикулла Риштин. Лири-ко-песенный жанр в традиции фольклора представляет Зия Каризада. Мотивы нар. преданий лежат в основе рассказов Абдуррахмана Пажвака; его герой вступает в конфликт с консервативными устоями общества. В связи с развитием капиталистич. отношений в экономике страны расширяется круг лит. тем, существенно изменился жанровый диапазон и творческий метод даже тех писателей, к-рые долго придерживались традиционализма (Абдулхак Бетаб, Халилулла Ха-лили и др.).

Лит.: Асланов М. Г., Афганский фольклор и его изучение в СССР, " Тр. Московского ин-та востоковедения", 1947, т. 5; Лебедев К. А., Афганская народная поэзия, в сб.: Вопросы языка и литературы стран Востока, М., 1958; Герасимова А., Гире Г., Литература Афганистана, М., 1963; Риштин Саднкулла, Ды пашто ды адаб тарих, Кабул, 1333 с. г. х. (1954); Бехроз Мохаммед X о-с е и н, Адабияти Афганистан, в кн.'. Apiia-на даират уль-маариф [Афганская энциклопедия], ч. 12-14, Кабул, 1334-1335 с. г. х. (1955-56). Г. ф. Гире.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.