Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIX. Кино 33 страница






Атеизм в 19 в. связан в значительной степени с достижениями естественнонаучной мысли. Идейным обоснованием его служил, в частности, материализм Л. Бюхнера, К. Фохта, Я. Молешотта, а также эволюционная теория Ч. Дарвина. Опираясь на дарвинизм, Э. Геккель развил свою концепцию естественнонауч. " монизма" и организовал " Союз монистов" для борьбы с религ. мировоззрением. С позиций иррационалистич. философии жизни подверг критике христианство и религию Ф. Ницше (ср. его получившие известность слова: " бог умер").

В 20 в. иррационалистическая линия критики религии получила развитие в т. н. атеистическом экзистенциализме (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю). В духе своей концепции психоанализа с отрицанием религии выступил 3. Фрейд (" Будущность одной иллюзии", 1927, рус. пер., 1930). С кон. 19 в. возникают бурж. атеистич. союзы, к-рые издают журналы и альманахи, созывают конгрессы. Нац. об-ва свободомыслящих в различных странах объединены в наст. время во " Всемирный союз свободомыслящих" (осн. в 1880 в Брюсселе; 34-й конгресс состоялся в 1963). Примером совр. просветит, критики христианства являются выступления Б. Рассела (" Почему я не христианин", 1927, рус. пер. 1958).

В России развитие свободомыслия и А. связано с передовой рус. мыслью 18-19 вв. У истоков его стояли М. В. Ломоносов и А. Н. Радищев, мировоззрение к-рых складывалось в русле деизма. Рус. революц. демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев непосредственно связывали А. с задачами антикрепостнич. борьбы. Естественнонауч. традиция критики религ. миросозерцания развивалась в работах И. М. Сеченова, И. И. Мечникова, К. А. Тимирязева.

Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистич. понимание истории привело к выработке науч. взглядов на религию как социальное явление. В работе " К критике гегелевской философии права" Маркс показал недостаточность сведения религии к ложным взглядам и заблуждениям, обусловленным ограниченностью знаний о природе, рассматривая религию как реализацию объективной обществ. потребности в иллюзорном восполнении действительности. По словам Маркса, " религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия - это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 415). Превратная социальная действительность порождает превратные представления, упразднение к-рых связано с осуществлением глубочайших преобразований реальных человеческих отношений и становится возможным тогда, когда "... отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой" (Маркс К., там же, т. 23, с. 90).Т. о., центральной в марксистской критике религии становится проблема преодоления религии и связанный с этим анализ тех общественно-историч. условий, к-рые порождают религиозность, и тех социальных тенденций и механизмов, к-рые обеспечивают поддержание и воспроизводство религиозных предрассудков.

Развивая учение Маркса и Энгельса, В. И. Ленин сформулировал понятие о социальных, экономия., историч. и гносео-логич. корнях религии, требуя "... материалистически объяснить источник веры и религии у масс" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 418). Отмечая земное происхождение религии, как одного из видов " духовного гнета" (см. там же, т. 12, с. 142), Ленин пишет, что " кроме фантазии в религии крайне важно Gemuth (чувство. - Ред.), практическая сторона, поиски лучшего, защиты, помощи etc" (там же, т. 29, с. 53). Большую роль в распространении и развитии научного А. сыграли Г. В. Плеханов, А- Бебель, П. Лафарг, И. Дицген и др. марксисты.

После победы Великой Окт. социали-стич. революции и массового отхода верующих от религии Сов. Союз стал первой в мире страной массового А., где право атеистич. пропаганды закреплено в Конституции (ст. 127). Декрет от 5 февр. 1918 об отделении церкви от государства и школы от церкви положил начало дей-ствит. осуществлению свободы совести. Освобождение от религ. предрассудков является составной частью коммунистич. воспитания народа, осуществляемого партией на всех этапах социалистич. строительства.

В СССР было создано добровольное об-во " Союз воинствующих безбожников" (1925). В разное время выходили атеистич. издания: газета " Безбожник" (1922-41), журналы " Безбожник" (1925-41), " Атеист" (1922-30), " Воинствующий атеизм" (1931) и др. Выходят атеистич. журналы " Наука и религия" (с 1959) и " Людина i свiт" (" Человек и мир" с 1965). В университетах, пед., мед., с.-х., культурно-просветит. высших и средних спец. уч. заведениях введён курс " Основы научного атеизма". Ведётся подготовка кадров пропагандистов атеизма на спец. атеистич. ф-тах вечерних ун-тов марксизма-ленинизма, в кружках и т. п. В составе Академии обществ. наук при ЦК КПСС создан в 1964 спец. Ин-т науч. атеизма. Совр. этап коммунистич. строительства в СССР выдвинул новые задачи перед атеистическим воспитанием. Широкое распространение получили конкретные социологич. исследования религиозности, способствующие выяснению специфич. причин существования религ. предрассудков в условиях социализма и разработке реальных путей их преодоления. Ход обществ. прогресса свидетельствует о том, что несмотря на силу религ. традиций процесс секуляризации ныне охватывает самые различные слои населения мн. стран мира, создавая прочные предпосылки для развития атеистич. мировоззрения. Происходящие в мире коренные изменения, как и известная эволюция социальной доктрины христианства, создали предпосылки для реального сотрудничества верующих и неверующих в их совместной социальной борьбе. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии, М., 1955; Ленин В. И., О религии и церкви, М., 1966; Плеханов Г. В., О религии и церкви, М., 1957; Деятели Октября о религии и церкви, М., 1968; М а у т н е р Ф., Атеизм в эпоху Великой Французской революции, пер. с нем., Л.- М., 1924; В о р о н и ц ы н И. П., История атеизма, 3 изд., Рязань, 1930; К а ж д а н А. П., Религия и атеизм в древнем мире, М., 1957; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М., 1959; Кубланов М. М., Мыслители древности о религии, М., 1960; К л и б а-нов А. И., Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI вв., М., 1960; История и теория атеизма, М., 1962; КрывелевИ. А., Маркс и Энгельс о религии, М., 1964; Левада Ю. А., Социальная природа религии, М., 1965; Угринович Д. М., Философские проблемы критики религии, М., 1965; История свободомыслия и атеизма в Европе, М., 1966; Сухов А. Д., Философские проблемы происхождения религии, М., 1967; Mauthner F г., Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, Bd 1-4, Stuttg.- В., 1920-23; Robert-s о n J. M., A history of the free thought, ancient and modern..., v. 1-2, 4 ed., L., 1936; Borne E., Atheism, N. Y., 1961; L i 1 j e H., Atheism, humanism and Christianity, Augsburg, 1964; Oursler W. G., The atheist, N. Y., 1965; L e у Н., Geschichte der Aufklarung und des Atheismus, Bd 1-2, В., 1966-67. Ю. Б. Пищик.

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, систематич. формирование научно-мате-риалистич. мировоззрения в условиях, когда религия существует как одна из форм общественного сознания. А. в.- составная часть коммунистического воспитания. Исходя из решающей роли объективных факторов (изменение общественного бытия людей, становление и развитие социалистич. общественных отношений) в преодолении религиозности, марксизм-ленинизм в то же время придаёт большое значение субъективным факторам воспитания, в т. ч. атеистич. пропаганде. В СССР и др. социалистич. странах гарантированная конституциями свобода совести предполагает свободу вероисповедания и свободу атеистич. пропаганды. Осн. содержание атеистич. пропаганды составляет распространение науч. знаний о природе, обществе, человеке и религии, раскрытие происхождения и сущности религии, её социальных корней, её противоположности науке, несовместимости с коммунистической идеологией. Победа социализма подрывает социальные корни религии и тем самым создаёт условия для сознательного, последовательного процесса освобождения населения от религ. пережитков. Задачи А. в. на совр. этапе развития СССР сформулированы в Программе КПСС, принятой 22-м съездом партии (1961): " Партия использует средства идейного воздействия для воспитания людей в духе научно-материалистического миропонимания, для преодоления религиозных предрассудков, не допуская оскорбления чувств верующих. Необходимо систематически вести широкую научно-атеистическую пропаганду, терпеливо разъяснять несостоятельность религиозных верований..." (1961, с. 121-22).

А. в. детей начинается с дошкольного возраста в семьях, где взрослые - атеисты, а также в детских садах. А.в. школьников осуществляется как в ходе обучения основам наук, когда закладывается фундамент последовательного материалистич. мировоззрения, так и в процессе внешкольной работы. В школе необходимо научно достоверно разъяснять учащимся антинауч. и реакц. сущность религии в формах, доступных детям соответствующих возрастов. Важные предпосылки успеха А. в.- связь уч. и воспитат. работы с жизнью, умелое удовлетворение духовных запросов уч-ся, правильная организация их досуга. А. в. продолжается в процессе обучения в ср. спец. уч. заведениях и вузах, на занятиях в. кружках политич. просвещения и т. д.

Идеологич. средства, формы и методы А. в. призваны воздействовать на разум, чувства, настроения человека. Распространение атеистич. знаний и материалистич. мировоззрения среди населения осуществляется путём лекционной и печатной пропаганды, использования средств идейно-эмоционального воздействия художеств. лит-ры и всех видов иск-ва (особенно средств радио, кино, телевидения), внедрения гражданской обрядности (напр., при регистрации брака), вытесняющей религию из быта.

Науч. организация А. в. строится на основе всестороннего анализа религиозности в конкретных условиях, тенденций развития обществ. сознания (в особенности обществ. психологии), специфич. условий труда, повседневной жизни и быта различных категорий населения с учётом уровня образования, возраста, пола, отношения к труду, социальной действительности в целом. Важной проблемой А. в. является соблюдение правильного соотношения критич. и позитивного аспектов в работе с различными категориями населения (дети, молодёжь, воспитанная в религ. семьях; верующие, слепо следующие традициям, люди, обратившиеся к религии под влиянием глубоких личных эмоционально-нравств. потрясений, и др.).

В системе А. в. особое место занимает индивидуальная работа с верующими, позволяющая воздействовать на человека, учитывая в макс. степени обстоятельства его личной жизни, повседневного практич. поведения, в к-ром часто причудливо и противоречиво сочетаются исходные религ. установки и реалистич. отношение к окружающей действительности. Внимание к внутр. миру верующих, учёт их индивидуальных эмоционально-психологич. особенностей, своеобразия мотивации религиозности представителями различных направлений - необходимые условия успеха индивидуальной работы с верующими. А. в. должно помочь верующему осознать внутр. противоречивость, непоследовательность его мировоззрения, облегчить восприятие и усвоение диалектико-материалистич. взгляда на действительность. Гл. метод воздействия в А. в.- убеждение, основанное на пропаганде науч. знаний.

Социально-нравств. проблемы - смысл и ценность жизни, призвание и счастье человека - в совр. условиях занимают значит. место в религиозной проповеди. В связи с этим одним из важнейших элементов А. в. становится научная популяризация позитивного решения этих проблем марксистско-ленинской философией.

В условиях капиталистич. общества А. в. населения встречает ожесточённое сопротивление церк. орг-ций, а в нек-рых странах (напр., в Испании, Португалии) и открытое противодействие гос. аппарата. См. также Атеизм.

Лит.: Л е н и н В. И., О значении воинствующего материализма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 45; Крупская Н. К., Вопросы атеистического воспитания, Сб. ст., 2 изд., М., 1964; О религии и церкви. Сборник документов, М., 1965; Вопросы научного атеизма, в. 4. Победа научно-атеистического мировоззрения в СССР за 50 лет, М., 1967; Индивидуальная работа с верующими, М., 1967; Конкретно-социологическое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания, М., 1969; Евдокимов В.И., Научная организация атеистического воспитания, М., 1968; Летошко Л. М., Обзор научно-атеистической литературы, Л., 1966-69; Виноградов А. И., Методом убеждения, М., 1965; Настольная книга атеиста, М., 1968.

В. С. Глаголев, В. И. Евдокимов.

АТЕЛЕКТАЗ (от греч. ateles - неполный и ektasis - растяжение), спадение лёгочной ткани, сопровождающееся её безвоз-душностью. А. у новорождённых (врождённый А.) зависит от того, что участки лёгких ребёнка остаются после рождения в спавшемся состоянии или недостаточно наполняются воздухом (от слабости дыхат. движений или от закупорки бронхов). А. в процессе жизни может развиться вследствие нарушения проходимости бронха при его сдавлении или закупорке, при воспалении лёгких и т. д.

АТЕЛЛАНА (лат. Atellana, от Atella - назв. древнего города близ Неаполя), вид нар. импровизированных сценок в Др. Риме в 3 в. до н. э. Действующие лица А.- постоянные типы-маски: Буккон, Доссен, Макк, Папп и др. А. родственны итал. комедия дель арте, рус. представления Петрушки, нем. Кашперля и т. п. В 1 в. до н. э. Новий и Помпоний сделали попытку превратить А. в лит. жанр с заранее написанным текстом (сохранились небольшие отрывки из их произв.). А. часто содержала намёки на политику правящих кругов рим. общества, поэтому в период империи представления А. преследовались.

Лит.: Благовещенский Н. М., Ателланы, в сб.; Пропилеи, М., 1852, отд. 1, с. 153-78.

" АТЕЛЬЕ" (Atelier), французский театр. Открылся в Париже в 1822 под назв. " Театр Монмартра". Здесь начинали свою деятельность молодые актёры. В " А." работали различные труппы, ставились драмы, комедии, мелодрамы, водевили, оперетты. С 1914 здание использовалось как кинотеатр. В 1922 с приходом режиссёра Ш. Дюллена театр получил нынешнее название. Творч. деятельность Дюллена определила демократич. направленность иск-ва " А.". Сменивший Дюллена (в 1940) режиссёр А. Барсак стремится утверждать реалистич., общественно значимое театр. иск-во. В репертуаре " А." -произв. франц. (А. Салакру, А. Ануй и др.) и зарубежных драматургов, в т. ч. русских и советских: " Чайка" Чехова (1940), " Братья Карамазовы" по Достоевскому (1946), " Ревизор" Гоголя (1948), " Клоп" Маяковского (1959), " Месяц в деревне" Тургенева (1965) и др.

Лит.: Триоле Э., Парижские театры, " Театр", 1955, № 9.

АТЕНСКИЙ СИОН, грузинский храм 1-й пол. 7 в. в ущелье р. Тана, в 12 км к Ю. от Гори, близ с. Атени. Четырёхап-сидное крестово-купольное сооружение (зодчий Тодос) по плану и архит. формам повторяет храм Джвари. На фасаде рельефы, внутри храма замечательная роспись 1080 (в том числе портреты исторических лиц).

Лит.: Чубинашвили Г. Н., Памятники типа Джвари, Тб., 1948; Амиранашвили Ш. Я., История грузин-ской монументальной живописи, т. 1, Тб., 1957, с. 77-98.

АТЕРИНКИ (Atherinidae), сем. рыб отряда кефалеобразных. Дл. большинства А. до 15 см, нек-рых видов до 30 см. Икринки у мн. имеют нитевидные выросты, посредством к-рых прикрепляются к растительности. А. распространены в прибрежной части морей в тропич., субтропич. и отчасти умеренной зонах, реже в пресных водоёмах. В СССР 3 вида - в Чёрном, Азовском и Каспийском морях; завезены в Аральское м. Питаются мелкими беспозвоночными; служат пищей для мн. промысловых рыб. Нек-рые, напр. калифорнийская А., имеют промысловое значение.

АТЕРОМА (от греч. athera - кашица и оmа - окончание в названиях опухолей), доброкачественное опухолеподобное образование размером до куриного яйца, располагающееся в коже или подкожной клетчатке. Кашицеобразное содержимое опухоли (отсюда назв.) состоит из жировых веществ, аморфных и кристаллических, и клеток эпителия. А. образуется вследствие закупорки выводного протока сальной железы. Из-за возможности нагноения, а также из косметич. соображений А. удаляют хирургически.

АТЕРОМАТОЗ, очаг распада ткани, представляющий собой кашицеобразную жировую массу с кристаллами холестерина и солями извести. Чаще очаги А. встречаются во внутр. оболочке артерий при атеросклерозе.

АТЕРОСКЛЕРОЗ (от греч. athera-кашица и склероз), хронич. заболевание, характеризующееся уплотнением и потерей эластичности стенок артерий, сужением их просвета с последующим нарушением кровоснабжения органов; обычно поражается (хотя и неравномерно) вся артериальная система организма. Ранее понятие " А." отождествлялось с артериосклерозом - понятием, объединяющим различные по своей сущности заболевания (почему и неправильно такое отождествление). А. болеют чаще пожилые люди. Внеш. проявлениям болезни обычно предшествует многолетний бессимптомный период; в какой-то степени атеро-склеротич. изменения есть у мн. людей молодого возраста. Мужчины в 3-5 раз чаще страдают А., чем женщины. В развитии болезни имеет значение наследств. предрасположение, а также индивидуальные особенности организма. Способствуют развитию А. сахарный диабет, ожирение, подагра, желчнокаменная болезнь и др. Питание с избыточным количеством животного жира играет существ. роль как фактор, предрасполагающий к А., но не как первопричина А. Известное значение в происхождении А. имеет малая физич. активность. Важной причиной следует считать психоэмоциональное перенапряжение, травмирующее нервную систему, влияние напряжённого темпа жизни, шума, нек-рых специфич. условий работы и т. д.

Механизм развития болезни состоит в нарушении обмена липидов (жироподоб-ные вещества), особенно холестерина, в изменениях структуры и функции сосудистой стенки, состояния свёртывающей и противосвёртывающей систем крови. При нарушении холестеринового обмена повышается содержание холестерина в крови, к-рое со временем становится важным (хотя и необязательным) звеном в развитии болезни. По-видимому, при А. не только снижена степень утилизации и выведения излишков пищевого холестерина, но и повышен синтез его в организме. Нарушения обмена связаны с расстройством его регуляции - нервной и эндокринной системами.

При А. в сосудистой стенке формируются атеросклероти ч. бляшки - более или менее плотные утолщения внутр. оболочки артерии. Вначале происходит набухание белкового вещества внутр. оболочки артерии. В дальнейшем усиливается её проницаемость: холестерин проникает в стенку сосуда. Скопления холестерина в стенках артерий вызывают вторичные изменения в сосудах, выражающиеся в разрастании соединит. ткани. В дальнейшем атеро-склеротич. бляшки претерпевают ряд изменений: они могут распадаться с образованием кашицеподобной массы (отсюда назв. А.), в них откладывается известь (кальциноз) или образуется полупрозрачное однородное вещество (гиалин). Процесс носит прогрессирующий характер. Просветы сосудов суживаются. Вследствие циркулярного расположения бляшек сосуды теряют способность расширяться, что, в свою очередь, нарушает регуляцию кровоснабжения органов при усиленной работе. Неровности внутри сосудов при А. способствуют образованию кровяных сгустков, тромбов, к-рые усугубляют нарушение кровообращения вплоть до полного его прекращения. Развитию тромбов способствует также снижение интенсивности антисвёртывающих процессов, наблюдаемое при А. Нек-рые исследователи начало развития А. связывают с нарушением свёртывания крови, скоплением тромботич. масс в стенках сосуда, с последующим их ожирением, выпадением холестерина и соединительнотканной реакцией.

При преобладании атеросклеротич. изменений в сосудах сердца, мозга, почек, нижних конечностей, воргане, испытывающем в результате А. недостаток в кровоснабжении, возникают нарушения, определяющие клинич. картину болезни. А. сосудов сердца выражается коронарной недостаточностью или инфарктом мио-карда. А. сосудов мозга ведёт к расстройствам умственной деятельности, а при выраженных степенях - к разного рода параличам. А. почечных артерий обычно проявляется стойкой гипертонией. А. сосудов ног может быть причиной перемежающейся хромоты (см. Эндартериит облитерирующий), развития язв, гангрен и т. д.

Лечение и профилактика А. направлены на урегулирование общего и холестеринового обмена. При этом имеют значение меры по нормализации условий труда и быта (соблюдение режима работы и отдыха, занятия физкультурой и т. п.). Питание не должно быть избыточным, особенно в отношении животных жиров и углеводов. В рацион включают продукты, содержащие витамины, растит. масла. Из леч. препаратов применяют нек-рые витамины, гормональные средства, лекарства, тормозящие синтез холестерина, способствующие его выведению, и др. средства, препятствующие свёртыванию крови - а.нтикоагулянты, а также сосудорасширяющие препараты. Лечение осуществляют в строго индивидуальном порядке при обязат. врачебном контроле.

Лит.: Ильинский Б. В., Атеросклероз, Л., 1960; М я с н и к о в А. Л., Гипертоническая болезнь и атеросклероз, М., 1965; Г л е з е р Г. А., Мясников Л. А., Предупреждение атеросклероза, М., 1966. Л. А. Мясников.

АТЕРТОН (Atherton), плато в сев.-вост. Австралии, сложено преим. вулканоген-ными породами неогена. Ср. выс. 700 - 800 м. Много небольших кратеров и озёр. На В. плато - массив Бартл-Фрир (1611 м). Преобладают жестколистные эвкалиптовые леса.

АТЕТОЗ (от греч. athetos - неустойчивый), патологические непроизвольные движения (гиперкинез), выражающиеся медленной тонической судорогой мышц конечностей, лица, туловища. Степень судороги изменчива и она преобладает то в одних, то в др. мышечных группах, вследствие чего эти насильственные непроизвольные движения медленны, червеобразны, как бы плывут по мышцам. А.- проявление воспалит., травматич. и др. поражений головного мозга (подкорковых узлов, гл. обр. полосатого тела).

АТИГ, посёлок гор. типа в Нижнесергин-ском р-не Свердловской обл. РСФСР. Ж.-д. станция на линии Дружинино - Бердяуш. 4, 5 тыс. жит. (1968). Велосипедный з-д (выпускает велосипеды для подростков). Комбинат стройматериалов.

АТКАЙ (наст. имя и фам. Аткай Акимович А д ж а м а т о в) [р. 14(27).6.1910, с. Эдерей-аул, ныне Хасавюртовского р-на Даг. АССР], кумыкский советский писатель. Окончил Высшие лит. курсы при Лит. ин-те им. М. Горького (1963). Первые стихи опубл. в 1927. Автор поэмы " Огонь по частной собственности" (1933). Повесть " Тупау" (1934) поднимает проблемы воспитания нового человека. Автор драм " Ансар" (1940), " Стальной капкан" (1942), " Мост дружбы" (1964), повестей " В кумыкской степи" (1953), " Побратимы" (I960) - о героизме и патриотизме горцев в дни войны, поэм " Рабиат" (1957), " Оленьи рога" (1958), сб. стихов " Чудотворные руки" (1966). Пишет и для детей. Публикует произв. кумыкского фольклора. Перевёл ряд произв. Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, М. Горького. Награждён орденом " Знак Почёта" и медалями.

Соч.: Къайнар юреклер, Махачкала, 1964; Съралы къоллар, Махачкала, 1966; в рус. пер.- В кумыкской степи, Махачкала, 1960.

Лит.: История дагестанской советской литературы, т. 1 - 2, Махачкала, 1967; Кумыкский писатель Аткай (рекомендательный указатель литературы), Махачкала, 1958. Г. Б. Мусаханова.

АТКАРСК, город, центр Аткарского р-на Саратовской обл. РСФСР. Расположен при впадении р. Аткары в р. Медведицу (лев. приток Дона), в 92 км к С.-З. от Саратова. Узел ж.-д. линий на Саратов, Калининск, Вольск и Тамбов. 28, 2 тыс. жит. (1968). Маш.-строит. (гл. обр. оборудование для горнодоб. и торфяной пром-сти), мельничный, маслоэкстрак-ционный з-ды, трикот. ф-ка. Преобразован в город в 1780 из с. Иткара (Еткара).

АТЛАНТ, атлас, кольцеобразный первый шейный позвонок у амниот, сочленяющийся с черепом. У пресмыкающихся А. обычно состоит из трёх самостоят. косточек, у птиц и млекопитающих - из одной, окостеневающей тремя центрами. А. образован дугами позвонка, а тело его соединяется связками (у большинства пресмыкающихся) или срастается (у змей, птиц и млекопитающих) с телом второго шейного позвонка - эпистрофея, образуя зубовидный отросток, входящий в кольцо А. Т. о., при поворотах головы А. вращается вокруг зубовидного отростка эпистрофея.

АТЛАНТ, в древнегреческой мифологии титан, держащий на своих плечах небесный свод по приказу Зевса в наказание за участие в борьбе титанов против богов.

А. в архитектуре - мужская статуя, поддерживающая перекрытие здания, портика, балкон и т. д. А. известны с античной эпохи (храм Зевса Олимпийского в Акраганте, ныне Агридженто, Италия, 5 в. до н. э.), получили распространение в архитектуре 17 -нач. 20 вв. (А. ратуши в Тулоне, Франция, 1656-57, скульптор П. Пюже; А. портика Нового Эрмитажа в Ленинграде, 1844-49, скульптор А. И. Теребенёв).

АТЛАНТА (Atlanta), город в США, адм. ц. штата Джорджия. 1258 тыс. жит. (1966, с пригородами), из них 1/5 - негры. Крупный торг.-финанс. и пром. центр Ю.В. США. Один из важнейших трансп. узлов страны (11 ж. д., 17 шосс. дорог; близ А. аэропорт междунар. значения). Из 108 тыс. занятых в пром-сти в 1965 до 2/5 приходилось на машино-строение, гл. отрасль к-рого - авиац. пром-сть (крупный авиац. з-д в сев.-зап. пригороде А.- Мариетте); автосбо-рочные и электротехнич. з-ды. Произ-во электростали и металлообработка; хим., пищ. и лёгкая пром-сть. Осн. в 1-й пол. 19 в. Во время Гражд. войны 1861-65 был разрушен, • заново отстроен в кон. 19 - нач. 20 вв.

АТЛАНТИДА (греч. Atlantis, род. падеж Atlantidos), по древнегреческому преданию, сохранившемуся у Платона (в диалогах " Тимей" и " Критий"), огромный остров в Атлантич. ок. к 3. от Гибралтарского прол., существовавший 10-12 тыс. лет назад. По преданию, А. была населена культурным и могущественным племенем атлантов, к-рые вели войны на 3. и В., воздвигали крупные города. Согласно Платону, А. опустилась вследствие страшного землетрясения на дно океана. Попытки решить вопрос, существовала ли А. в действительности, неоднократно предпринимались рядом учёных, но неопровержимых доказательств пока нет; нет также и единого мнения относительно местонахождения А. и причин её гибели.

Лит.: Ж и р о в Н. Ф., Атлантида. Основные проблемы атлантолоии, М., 1964.

" АТЛАНТИК", объединение кооперированных предприятий в ГДР по произ-ву морских и океанских рыболовных и рефрижераторных судов. Головным предприятием, производящим монтаж судов, является народная верфь в г. Штральзунде. Она получает в порядке кооперирования части и детали от многих предприятий судостроительной и др. отраслей пром-сти ГДР. Поставки поступают также из-за границы, преимущественно из социалис-тич. стран. Большая часть судов, выпускаемых объединением, экспортируется.

Ф. Мюллер.

АТЛАНТИКО (Atlantico), департамент на С.-З. Колумбии. Пл. 3, 3 тыс. км2. Нас. 869, 4 тыс. чел. (1969). Адм. ц.-г. Барранкилья. Расположен на Прикариб-ской низм. Один из осн. хлопководч. р-нов страны. Текст. пром-сть (Барранкилья).

АТЛАНТИК-СИТИ (Atlantic City), город на С.-В. США, в шт. Нью-Джерси, на берегу Атлантич. ок. 59 тыс. жит. (1968), с пригородной зоной 185 тыс. (1968). Ж.-д. станция. Климатич. курорт. Лето жаркое, зима мягкая, ср. темп-ра июля 24°С, янв. 0°С, осадков 1000 мм за год. Курорт хорошо оборудован и широко используется для отдыха. В летний сезон его посещают св. 10 млн. чел. В промышленности 10 тыс. занятых (1969). Пищ., швейные и др. предприятия, обслуживающие курорт.

" АТЛАНТИС" (" Atlantes"), 1)" A." -экспедиционное парусно-моторное судно Вудсхолского океанографич. ин-та (США). Построено в 1932 в Норвегии. Водоизмещение 575 т, дл. 48 м. Имеет 2 лаборатории для физич., химич. и биологич. исследований. Осн. район работ - Сев. Атлантика с прилегающими морями. 2) " А.-II" - научно-исследоват. судно Вудсхолского океанографического ин-та (США). Построено в 1962. Водоизмещение 2110 т, дл. 64 м, шир. 13, 4 м, скорость 13 узлов (ок. 25 км/ч), автономность плавания 8 тыс. миль (14 816 км). Имеет 4 науч. лаборатории. Оборудовано для метеорологич., океанографич., геолого-геофизич. и биологич. исследований. Начиная с 1962 на " А.-II" проводятся экспедиции в Атлантич., Индийском и Тихом океанах, Средиземном и Красном морях. В 1964-68 совершило кругосветное плавание.

АТЛАНТИЧЕСКАЯ ХАРТИЯ, декларация глав правительств США и Великобритании - Ф. Д. Рузвельта и У. Черчилля; подписана во время 2-й мировой войны 14 авг. 1941, после переговоров, проходивших на борту воен. кораблей в Атлантич. ок., близ Ньюфаундленда. В декларации, состоявшей из 8 пунктов, говорилось в общей форме о целях войны и послевоен. устройстве мира. В ней указывалось, что США и Англия "... не стремятся к территориальным или другим приобретениям"; "...не согласятся ни на какие территориальные изменения, не находящиеся в согласии со свободно выраженным желанием заинтересованных народов"; "...уважают право всех народов избирать себе форму правления...". 24 сент. 1941 Сов. Союз заявил о присоединении к А. х., указав при этом, что применение принципов А. х. "...должно будет сообразоваться с обстоятельствами, нуждами и историческими особенностями той или другой страны...". В заявлении СССР подчёркивалось, что осн. задача заключается в том, чтобы "...сконцентрировать все экономические и военные ресурсы свободолюбивых народов для полного и возможно более скорого освобождения народов, стонущих под гнётом гитлеровских орд". 1 янв. 1942 представители правительств, заявивших о поддержке принципов А. х., подписали в Вашингтоне Декларацию 26 государств.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.