Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIX. Кино 13 страница. С. К. Грейга. До заключения мира рус






С. К. Грейга. До заключения мира рус. флот осуществлял блокаду Дарданелл, высаживал десанты на тур. о-вах в Эгейском м. и уничтожал транспорты на мор. сообщениях Турции.

2) Во время войны 2-й коалиции (Англия, Россия, Австрия, Швеция) против Франции 1805-07. Экспедиция имела целью усиление обороны Ионич. о-вов, где о. Корфу являлся гл. базой рус. флота, созданной во время Средиземноморского похода Ушакова 1798 - 1800. В янв. 1806 здесь было сосредоточено 6 отрядов Черномор. флота и эскадра Балт. флота (всего 10 лин. кораблей, 5 фрегатов, 6 корветов, 6 бригов, 12 канонерских лодок и др., 13 тыс. десанта) под команд. вице-адм. Д. Н. Сенявина. В 1806 рус. флот действовал гл. обр. в Ионич. м. и у берегов Далмации, блокировал обороняемые франц. войсками берега, занял десантом Каттарскую обл. и неск. о-вов. В связи с объявлением в дек. 1806 Турцией войны России в февр. 1807 эскадра Сенявина (8 лин. кораблей, 1 фрегат, 1 шлюп, 2 тыс. десанта) подошла к Дарданеллам для совместных действий с англ. флотом. В это время англ. эскадра адм. Дж. Дакуорта после прорыва в Мраморное м. и безрезультатных переговоров с тур. пр-вом со значит. потерями вышла из пролива и ушла на Мальту. 10 марта рус. десант овладел о. Тенедос, где была организована база для блокадных действий против Дарданелл. Попытка тур. флота прорвать блокаду закончилась боем в Дарданелльском прол. 10 мая и разгромом тур. флота в Афонском сражении 1807. После заключения Тильзитского мира 1807 между Россией и Францией (июль 1807) в авг. 1807 эскадра Сенявина прекратила блокаду Дарданелл и направилась в Балтийское м.

Во время А. э. р. ф. был успешно осуществлён стратегич. манёвр силами флота с одного театра на другой. Рус. флот использовал решительные формы стратегич. и тактич. действий: уничтожение противника в бою, блокадные действия и десанты. Народы Балкан поддерживали рус. флот и войска.

Лит.: Тарле Е. В., Три экспедиции русского флота, М., 1956; Головачев В. Ф., Чесма. Экспедиция русского флота в Архипелаг и Чесменское сражение, М.- Л., 1944; Боевая летопись русского флота, М., 1948.

АРХИПОВ Абрам Ефимович [15(27).8. 1862, дер. Егорово Рязанской губ., - 25.9.1930, Москва], советский живописец, нар. худ. РСФСР (1927), действит. чл. АХ (с 1916). Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1877-83 и 1886-88) у В. Г. Перова и В. Д. Поленова и в петерб. АХ (1884-86). Чл. Товарищества передвижных художеств. выставок (с 1891), Союза рус. художников (с 1904). Работы 1880-х гг.-жанровые сцены (гл. обр. из жизни крестьян). В 1890-х гг. создаёт ряд лирич. жанрово-пейзажных полотен, в к-рых т. н. " пейзажное настроение" органически сочетается с эмоциональным состоянием изображаемых людей. В этот период А. придаёт особое значение проблеме пленэра. Со-циально-обличит. тенденции иск-ва А. наиболее ярко проявились в картине " Прачки" (1890-е гг ., Рус. музей, Ленинград; 1901, Третьяков, гал.) - одной из лучших в творчестве худ. и по своим живописным качествам. В 1900-10-е гг. А. пишет в осн. пейзажи рус. Севера. С 10-х гг. работал также над портретами, гл. обр. крестьянок. Применяя широкий, густой мазок, контрастное сопоставление тонов в сочетании с праздничной яркостью цвета, А. создаёт образы людей, полных, здоровья и радости. Чл. АХРР (1924). Преподавал в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1894-1918), Гос. свободных художественных мастерских (1918-20) и Вхутемасе (1922-24) в Москве. Ученики: А. М. Герасимов, Б. В. Иогансон. Произв. (кроме назв. выше): " По реке Оке" (1890), " Обратный" (1896), " Девушка с кувшином" (1927) - все в Третьяков, гал.; " Лёд прошёл" (1895, Рязанский художеств. музей). Портрет стр. 296. Илл. см. на вклейке к стр. 296.

Лит.: Абрам Ефимович Архипов. [Альбом. Вступит, ст. Д. Сарабьянова], М., 1958; Живова О. А., Абрам Ефимович Архипов, М., 1959.

АРХИПОВ Василий Сергеевич [р. 9(22). 12.1906, с. Тютняры, ныне Челябинской обл.], ген.-полк. танковых войск, дважды Герой Сов. Союза. Чл. КПСС с 1931. В Сов. Армии с 1928. Окончил курсы усовершенствования комсостава (1938 и 1943) и Академию Генштаба (1950). Звание Героя Сов. Союза присвоено командиру танковой роты А. 21 марта 1940 за успешный прорыв обороны противника во время сов.-финл. войны и 23 сент. 1944 за умелое руководство 53-й танк. бригадой при овладении г. Пере-мышлем и форсировании р. Вислы. Награждён 3 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 2-й степени и Красной Звезды, 2 иностр. (польск. и чехосл.) орденами, а также медалями. После войны - на командных и руководящих должностях в Сов. Армии. Портрет стр. 296.

АРХИПОВ Трофим Архипович [р 26.7 (8.8). 1908, дер. Новая Бия, ныне Мож-гинского р-на Удм. АССР], удмуртский советский писатель, нар. писатель Удм. АССР (1960). Чл. КПСС с 1939. Был редактором журнала " Молот" (1956-66). Осн. тема А.-преобразование удм. деревни. Повесть " У реки Лудзинки" (ч. 1-2, 1949-57) посвящена трудовым будням деревни в годы Великой Отечеств. войны и послевоен. годы; роман " Красота человека" (1963) - строителям Боткинской ГЭС на Каме; повесть " Вышел ты на дорогу" (1968-69) рассказывает о Гражд. войне и становлении Сов. власти в удм. деревне. Автор очерков, рассказов и критич. статей.

Соч. в рус. пер.: У реки Лудзинки, М., 1961; Стремнина, Ижевск, 1968.

Лит.: Удмуртская литература, Ижевск, 1966; Писатели Удмуртии. Биобиблиографич. справочник, Ижевск, 1963.

АРХИПОВА Ирина Константиновна (р. 2.12.1925, Москва), русская советская артистка оперы (меццо-сопрано), нар. арт. СССР (1966). Чл. КПСС с 1963. Окончила Моск. архитектурный ин-т (1948) и Моск. консерваторию (1953). Дебютировала в Свердловском театре оперы и балета; с 1956 солистка Большого театра (Москва). А.- артистка отточенного мастерства, обладает сильным голосом, отличающимся богатством тембровых красок, драматич. талантом. В репертуаре А. св. 28 партий. Лучшие из них: Кармен (одноим. произв. Бизе), Амнерис (" Аида" Верди). А.- первая исполнительница на сцене Большого театра партий Дьячихи (" Её падчерица" Яначека), Элен (" Война и мир" Прокофьева) и др. Выступает с концертами. Гастролирует во мн. зарубежных странах. Деп. Верх. Совета СССР 6-го созыва. Портрет стр. 306.

Лит.: Туманов А., Творчество, отмеченное поиском, " Советская музыка", 1964, № 3; Степанова С., Вдохновенное мастерство, " Культура и жизнь", 1967, ; № 11.

АРХИПОВКА, посёлок гор. типа в Савинском р-не Ивановской обл. РСФСР, на р. Шижегда (басе. Оки). Ж.-д. ст. (Шорыгино) на линии Иваново - Новки. 3, 5 тыс. жит. (1968). Ткацкая ф-ка.

АРХИПО-ОСИПОВКА, посёлок гор. типа в Краснодарском крае РСФСР. Расположен на берегу Чёрного м., в 103 км к Ю.-В. от Новороссийска, на шоссе Новороссийск - Туапсе. 5, 5 тыс. жит. (1968). Плодовый совхоз. Переработка фруктов. Санаторий; 2 туристич. базы.

АРХИТ Тарентский (Archytas) (ок. 428-365 до н. э.), древнегреческий математик и астроном, гос. деятель и полководец. Последователь пифагорейской школы. Ему принадлежит решение задачи удвоения куба, основанное на построении пересечения неск. поверхностей вращения. А. приписывается установление первых принципов механики, а также изобретение блока и винта. Лит.: Кольман Э., История математики в древности, М., 1961.

АРХИТЕКТОНИКА (от греч. architek-tonike - строит. иск-во), художеств. выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания, а также круглой скульптуры или объёмных произв. декоративного иск-ва. А. выявляется взаимосвязью и взаиморасположением несущих и несомых частей, ритмич. строем форм, делающим наглядными статич. усилия конструкции, отчасти пропорциями, цветом и т. п. В широком смысле А.- строение художеств. произв. (картины, симфонии, кинофильма, романа и т. д.), обусловливающее соотношение его главных и второстеп. элементов.

Лит.: Adamу R., Architektonik auf historischer und asthetischer Grundlage, Bd 1-3, В., 1881-96.

АРХИТЕКТОРА (лат. architectura, от греч. architekton - строитель), зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространств. среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты. А. составляет необходимую часть средств произ-ва (пром. А.- здания заводов, фабрик, электростанций и др.) и материальных средств существования человеческого общества (гражд. А.- жилые дома, общественные здания и др.). Её художеств. образы играют значит. роль в духовной жизни общества. Функциональные, конструктивные и эсте-тич. качества А. (польза, прочность, красота) взаимосвязаны.

Произв. А. являются здания с организованным внутренним пространством, ансамбли зданий, а также сооружения, служащие для оформления открытых пространств (монументы, террасы, набережные и т. п.).

Предметом целеустремлённой организации является и пространство насел. места в целом. Создание городов, посёлков и регулирование всей системы расселения выделились в особую область, нераздельно связанную с А., - градостроительство.

А. создаётся в соответствии с потребностями и возможностями общества, к-рое определяет функциональное назначение и художеств. строй архит. произведений. Она не только обеспечивает необходимые для жизненных процессов материальные условия, но и является одним из факторов, направляющих эти процессы. Будучи вещественной реальностью, А. способствует выполнению обществом его многообразных жизненных функций, т. е. оказывает на него обратное влияние. Архит. организация жизненных процессов является одним из гл. источников формообразования в А., необходимой базой её образного строя, наконец, условием, игнорируя к-рое, А. не может успешно выполнять свои идеологич. и эстетич. задачи.

В классовом обществе произв. А. создавались, как правило, с учётом экономич., идеологич. и социально-бытовых требований правящего класса. При социализме целью А. стало максимально возможное удовлетворение материальных и духовных потребностей всего общества. Новые проблемы А. во многом определяются высокими темпами социального и технич. прогресса. Чтобы моральное старение сооружений не опережало их конструктивную долговечность, структура произведения А. должна создаваться с учётом научного прогноза и предусматривать возможность функциональных изменений.

Важнейшим средством практич. решения функцион. и идейно-художеств. задач А. является строит. техника. Она определяет возможность и экономич. целесообразность осуществления тех или иных пространств. систем. От конструктивного решения во многом зависят и эстетич. свойства произв. А. Здание должно не только быть, но и выглядеть прочным. Излишек материала вызывает впечатление чрезмерной тяжести; зримая (кажущаяся) недостаточность материала ассоциируется с неустойчивостью, ненадёжностью и вызывает отрицат. эмоции. В ходе развития строит. техники новые принципы архит. композиции, отвечающие свойствам новых материалов и конструкций, могут вступать в конфликт с традиц. эстетическими взглядами. Но по мере распространения и дальнейшего освоения конструкции определяемые ею формы не только перестают восприниматься как необычные, но и превращаются в массовом сознании в источник эмо-ционально-эстетич. воздействия. Что же касается традиц. форм, то при изменении конструктивных приёмов они могут сохраняться как декоративные либо как сим-волич. выражение определ. эстетического идеала, утратив прямую связь с конструкцией (напр., ордер, сложившийся в античной Греции как эстетически осознанная стоечно-балочная конструкция из камня, служил подчас не связанным с конструкцией художественным средством в архитектуре барокко и классицизма).

Качеств. изменения строит. техники, создание новых конструкций и материалов существенно повлияли на совр. А. Особое значение имеет замена ремесл. методов стр-ва индустриальными, связанная с общими процессами развития произ-ва, с необходимостью повышения темпов массового строительства и потребовавшая введения стандартизации, унифицированных конструкций и деталей. Метод стандартизации должен обеспечить многообразие форм из стандартных элементов, отвечающее многообразию функциональных потребностей и обусловливающее выразительность сооружений и их ансамблей. Индустриализация создаёт необходимые предпосылки для широкого развёртывания массового стр-ва. Количеств. возможности, к-рые она предоставляет, в А. социализма используются для создания условий качеств. преобразования быта я форм обществ. жизни, для обеспечения роста пром. произ-ва. Развёртывание массового стр-ва является частью создания и развития материально-технич. базы коммунизма. В соответствии с потребностями общества А. изменяет существующую среду, создавая новые объекты. Они становятся новым материальным явлением, входящим в жизнь, обогащающим её, и оказываются носителями архитектурно-художеств. образов, отражающих действительность. Принципы реалистич. иск-ва получают в А. особое выражение, вытекающее из её природы. В отличие от живописи или скульптуры, А. не изображает нечто, существующее вне её. Художеств. правда А. вытекает из полноты решения социальных задач и целесообразности применённых материальных средств. Оценка эстетич. качеств А. всегда включает в себя представление о функциональном использовании постройки, о её способности обслуживать те жизненные процессы, для к-рых она предназначена.

Осн. средства создания художеств. образа в А.- формирование пространства и архитектоника. При создании объёмно-пространств. композиции (в т. ч. и внутр. орг-ции сооружений) используются принципы симметрии или асимметрии, нюансы или контрасты при сопоставлении элементов, их различные ритмические соотношения и т. д. Особое значение в А. имеют соразмерность частей и целого друг другу (система пропорций) и соразмерность сооружения и его отд. форм человеку (масштабность). В число художеств. средств А. входят также фактура и цвет. разнообразие к-рых достигается различными приёмами обработки поверхности здания. А. может решать художеств. задачи совместно с др. видами иск-ва (живопись, скульптура, декоративно-прикладное иск-во, художеств. конструирование), создавая вместе с ними единый художеств. образ (см. Синтез искусств). Целостная художественно-выразит. система форм произв. А., отвечающая функциональным и конструктивным требованиям, называется архит. композицией. Иногда она охватывает группу зданий и образуемое ими пространство (см. Ансамбль).

Представление о пространств. формах произв. А. складывается в сопоставлении зрит. впечатлений, получаемых с различных точек снаружи и изнутри постройки. Необходимость постепенного осмотра, развёртывающегося во времени, свидетельствует о родственности А., к-рая является пространств. иск-вом, и временных иск-в (напр., музыки).

А. разных стран и народов, отмеченная нац. и локальными особенностями, развиваяется подчас во взаимном влиянии, ведущем к выработке приёмов и форм, общих для группы народов (обзор развития отдельных нац. школ А. см. в соответствующих разделах статей, посвящённых roc-вам, а также союзным республикам, авт. республикам и авт. областям СССР).

Устойчивая общность характерных особенностей художеств. формы А. и её идейно-содержат. программы образует её стиль. Важнейшие черты стиля проявляются в системе функциональной и пространств. орг-ции сооружений, в их архитектонике, пропорциях, пластике, декоре. Для совр. А. большую роль играет обмен технич. достижениями. Гл. различия в направленности совр. А. определяются существованием двух обществ. систем - капитализма и социализма. Тождественность социальных задач и материально-технич. средств, единство общих идейно-художеств. принципов А. социалистич. стран способствовали возникновению её интернациональных основ, включающих в себя наиболее прогрессивные нац. особенности. А. социализма в целом обогащается своеобразием вклада каждой нации, обусловленным спецификой национальных архит. традиций, природно-климатич. условий и рядом др. факторов.

История развития архитектуры. Зарождение А. относится ко времени первобытнообщинного строя, когда возникли первые искусственно сооружаемые жилища и поселения. Были освоены простейшие приёмы организации пространства на основе прямоугольника и круга, началось развитие конструктивных систем с опорами-стенами или стойками, коническим, двускатным или плоским балочным покрытием. Применялись природные материалы (дерево, камень), изготовлялся кирпич-сырец. Конец существования первобытного общества отмечен стр-вом крепостей со стенами или земляными валами и рвами. В металитич. сооружениях (менгиры, дольмены, кромлехи) сочетание вертик. и горизонт. блоков камня свидетельствует о дальнейшем освоении закономерностей архитектоники (кромлех в Стонхендже, Великобритания).

С возникновением гос-в сложилась и новая форма поселения - город как центр управления, ремесл. произ-ва и торговли. Увеличивалось количество типов построек, различие между к-рыми стало определяться не только их функцией, но и предназначенностью для господствующего класса или эксплуатируемых масс. В классовом обществе определяющими для А. стали обществ. взаимоотношения, а не взаимоотношения человека и природы. В крупных рабовладельч. деспотиях средоточие власти и материальных ресурсов в руках немногочисл. верхушки, эксплуатация огромного количества рабов, успехи в области науки и техники стали основой стр-ва крупных ирригац. сооружений, монументальных дворцов и храмов, призванных утверждать незыблемость и могущество власти божества и обожествлённых правителей (пирамиды в Гизе и храмы в Карнаке и Луксоре - все в Египте; зиккураты Ассирии и Вавилонии, дворцы древнего Ирана, ступы Индии, храмы и дворцы Центр. и Юж. Америки). В эпоху рабовладения началось стр-во и крупнейшего в мире фортификац. сооружения - Вел. кит. стены. Стр-во грандиозных построек, подавляющих массивностью конструкций, основывалось на громадных затратах примитивного физич. труда. Создание таких сооружений свидетельствует о накоплении строит. опыта, о сложившихся принципах композиции здания и ансамбля.

В условиях рабовладельч. демократии Др. Греции создаётся целостная среда городов-государств (полисов). Развивается система регулярной планировки города, с прямоугольной сеткой улиц и площадью - центром торговой и обществ. жизни. Был разработан тип жилого дома с помещениями, обращёнными к внутр. пространственному ядру - дворику. Культовым и архитектурно-композиц. центром города был храм, к-рый воздвигался на вершине акрополя. Классически завершенным типом храма стал периптер (напр., Парфенон в Афинах). Развитая обществ. жизнь полиса породила такие типы сооружений, как театр, стадион и др. Сложилась система классич. ордеров.

Периптер - тип древнегреческого храма.

(Парфенон в Афинах. 447 - 438 до н. э. Архитекторы Иктин и Калликрат. План.)
[ris]

В Др. Риме, огромной средиземноморской державе, унаследовавшей традиции греч. А., ведущее значение приобрели сооружения, выражавшие могущество республики (позже империи) и удовлетворявшие потребностям рабовладельч. гос-ва. Расширился круг инженерных сооружений, достигло большого совершенства стр-во мостов и акведуков. Для возведения крупных построек большую роль сыграло внедрение новых строительных материалов (бетон). Были разработаны рациональные методы стр-ва, получившего гигантский размах. Создавались крупные ансамбли (обществ. центры - форумы) и обществ. сооружения, рассчитанные на огромные массы народа: амфитеатры (Колизей в Риме), театры., термы, крытые рынки, базилики. Тип жилого дома с помещениями, обращёнными к внутр. замкнутому пространству (атрию, перистилю), был развит и усовершенствован; в перенаселённых городах возникли 5-6-этажные жилые дома для малоимущих - инсулы. Получили широкое применение арочные и сводчатые конструкции (храм Пантеон в Риме, перекрытый огромным куполом), развившиеся также в А. эллипистич. Парфии. А. Рим. империи от строгих и целесообразных переходит к тяжеловесным, пышным, иногда преувеличенным формам, усложнённым планам; усиливаются элементы декоративности. Ордер, ставший неотделимым от представления о прекрасном в А., часто накладывается на стеновую или арочную конструкцию из бетона как часть её облицовки.

В феод. эпоху А. развивается на основе более дифференцированного разделения труда. Труд рабов сменяется деятельностью ремесленников-профессионалов. При феодализме область распространения монументальной А. значительно расширяется, охватывая Европу, Азию, большую часть Африки, часть Америки. Однако неравномерность развития, влияние местных условий и традиций оказывают на А. эпохи феодализма более значит. влияние, чем на А. рабовладельч. цивилизаций. Феод. войны вынуждали к широкому развитию фортификац. сооружений, защищавших города и резиденции феодалов (замки и дворцы Франции, Германии, Испании и др. европ. стран, Ср. Азии и Закавказья; рус. кремли и монастыри-крепости). Идеологич. господство религии дало толчок широкому стр-ву культовых зданий. Новой задачей.. решавшейся в А. Византии, было формирование внутр. пространств христ. храмов, способных вместить тысячные толпы, и создание в них особой среды., отвлечённой от мира. Наряду с унаследованными от Рима типами базилики и цент-рич. купольного здания формировались купольные базилики и крестово-купольные храмы. Сферич. купола сочетались с прямоугольной в плане системой опор (храм Софии в Константинополе). Конструкция получала ясное выражение в. архит. форме крестово-купольных храмов. А. Византии оказала широкое влияние на зодчество славянских гос-в на Балканах (Болгарии, Сербии), Закавказья (Армении, Грузии) и Др. Руси.
[ris]

Специфич. характер А. региональных др.-рус. школ, развившихся после распада киевской державы, определялся местными социальными особенностями, строит. традициями и применявшимися материалами. А. Владимиро-Суздальского княжества характеризует богатая пластика белокаменных сооружений (дворцовый ансамбль в Боголюбове, Успенский и Димитриевский соборы во Владимире), постройкам Новгорода присущ суровый лаконизм величеств. форм (Георгиевский собор Юрьева монастыря), непринуждённо живописны асимметричные выложенные из плитняка постройки Пскова. А. Древней Руси замечательна своей правдивостью, ясным выявлением конструкции и пространств. организации здания в его облике. После полувекового перерыва в архит. развитии (1240-90-е гг.), вызванного монголо-тат. нашествием, гл. архит. центрами становятся Новгород, Псков, Москва, своеобразно развивающие древнерус. традиции. С объединением рус. земель под властью Москвы складывается единая рус. архит. школа. Ансамбль Моск. Кремля явился прообразом для кремлей др. городов и послужил ядром радиально-кольцевой структуры растущей Москвы. Ярко своеобразен тип шатровых храмов-башен, сложившийся
[ris]

в 16 в. (церковь Вознесения в с. Коломенском, ныне в черте Москвы). Для рус. А. 17 в. характерны многообразие форм, праздничная живописность. Наряду с кам. А. большое место занимало дерев. зодчество, достигшее в 17-18 вв. высокого совершенства (церкви: Преображенская в Кижском погосте, Успенская в с. Кондопога и др.).

В странах Зап. и Центр. Европы с возрождением городов в кон. 10 в. начинает развиваться тип кам. жилого дома в 2-3 этажа с мастерскими и лавками внизу. Складывается А. романского стиля. В культовой А. появляются монастырские комплексы с замкнутыми двориками, окружёнными аркадами (" клуатры"), и с массивными тяжёлыми храмами базиликального типа. Во 2-й пол. 12 в. во Франции зародилась А. готики, отразившая наиболее высокий этап развития производит. сил феод. общества и усиление городов, с к-рым связано возникновение новых типов обществ. зданий (ратуши, дома ремесл. цехов и гильдий). Массивные конструкции заменила каркасная система, в к-рой с предельной рациональностью используется материал; освобождается пространство интерьера, получающее активное развитие по вертикали (соборы: в Париже, Реймсе и Амьене - во Франции; во Фрейбурге и Кёльне - в Германии: в Кентербери - в Великобритании; в

Бургосе - в Испании; в Праге, Кракове). В жилищном стр-ве наряду с кам. конструкциями применяется фахверк - деревянный каркас, заполненный кирпичом или камнем.

В развитие А. эпохи феодализма большой вклад внесли народы араб. Востока (см. Арабская культура). Крупными центрами феод. культуры были города Ср. Азии - Бухара, Мерв, Термез, Хива, Самарканд. Их монументальные здания - крытые рынки, караван-сараи, медресе, купольные мечети и мавзолеи - возводились из обожжённого кирпича с широким использованием в облицовке т. н. керамич. резной мозаики (ансамбли Шахи-Зинда и площади Регистан, мавзолей Гур-Эмир - в Самарканде). Строгая симметрия композиции выделяла крупные торговые и культовые сооружения среди живописных кварталов низких глинобитных или сырцовых жилых построек.

Многообразие архит. типов отличает зодчество феод. Индии. Стремление к конкретности художеств. образов, преклонение перед буйной тропич. природой породили исключит. пластичность монументальных сооружений, её сближение со скульптурной пластикой. Под влиянием индийской А. формировалась А. Юго-Вост. Азии (Индонезии, Цейлона, стран Индокитайского п-ова). В А. Китая регулярность планировки городов дополнялась строгой симмет-

рией организации пространства зданий, оси к-рых получали ориентировку по странам света. Геом. правильность тонко сочеталась с использованием природных особенностей места. Стоечно-балочные деревянные каркасы были конструктивной основой жилых зданий. Каркас заполнялся кирпичом или лёгкими деревянными ограждениями с решётками, заменявшими окна. Лёгкость жилищ контрастировала с монументальностью дворцовых, культовых и фортификац. сооружений (" Запретный город" и " Храм неба" в Пекине). Под влиянием А. Китая долгое время находилась япон. А., где деревянные каркасные конструкции были доведены до высокого художеств. совершенства. Для А. Китая и Японии характерно умелое использование естеств. и формирование искусств. ландшафта.

Важный этап развития А. связан с культурой Возрождения, возникшей в нач. 15 в. в городах Тосканы (Италия) и развивавшейся в 15-16 вв. во мн. странах Зап. и Центр. Европы.

Социально-экономич. процесс разложения феодальных и становления бурж. отношений породил мощное культурное движение. Ср.-век. религиозной идеологии был противопоставлен гуманизм, к-рый искал опору в антич. наследии, что ярко отразилось в А. обществ. зданий, дворцов,

Ф. Брунеллески. Капелла

Пацци при церкви Санта-Кроче во Флоренции. Начата в 1429. Вверху - разрез, внизу - план.
[ris][ris]

загородных поместий. Строителя-ремесленника сменяет широко образованный специалист-архитектор, опирающийся на все достижения совр. ему культуры. Непроизвольно возникавшей асимметрии постепенно развивавшихся ансамблей были противопоставлены ясные, завершённые геом. системы как выражение волевого, организующего начала (новый подход к А. выражен в палаццо - типе дома-дворца, в к-ром каждому элементу присуща выраженная законченность, проявляющаяся и в сосредоточенности здания вокруг замкнутого симметричного двора, и в строгой симметрии фасада). Итал. архитекторы обращаются к ясной системе ордеров Др. Рима (творчество Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, Микелоццо, Лучано Лаураны, Браманте, Микеланджело). В эпоху Возрождения развилась теория А. (трактаты Л. Б. Альберти, Виньолы, Палладио). А. Возрождения за пределами Италии была менее последовательна в преодолении ср.-век. традиции и проходила сложную длит. эволюцию.

Процесс рефеодализации и контрреформации, пережитый Италией во 2-4-й четв. 16 в., резко изменил характер её архит. развития. В кон. 16-18 вв. осн. заказчиками А. становятся церковь и дворянство, требовавшие ярко эмоционального обрамления пышных, театрализов. церемоний - культовых и светских. Логичность композиций А. Возрождения, присущую им законченность частей сменяют характерные для А. барокко сложные системы сливающихся пространств, развитая пластичность объёмов, обильное применение декоративной скульптуры и иллюзионистич. эффектов живописи, зрительно разрушающих материальность стен и потолков. В А. барокко здание тесно взаимосвязано с окружающим пространством (собор и охваченная колоннадой пл. Св. Петра в Риме). Наряду с Италией (творчество Л. Бернини, Ф. Борромини, Г. Гварини) А. барокко широко распространилась в Германии, Австрии, Чехословакии. Влияние барокко Испании и Португалии в сочетании с традициями доколониального периода породило барочную А. стран Лат. Америки, отмеченную крайней декоративной насыщенностью.

Во Франции 17 в. торжество абсолютизма, развитие пром-сти и торговли, рост городов создали предпосылки для возникновения А. классицизма. Лежащее в его основе рационалистич. мировоззрение выразилось в строгости геом. композиций; система архит. ордеров широко использовалась как декоративный мотив. Принцип регулярности композиции распространялся на организацию садов, парков и гор. площадей (творчество Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансара, А. Ленотра). Сквозные перспективы пронизывали анфилады помещений, гор. массивы, парки загородных резиденций (Во-ле-Виконт, Версаль и др.- во Франции). Развитие А. классицизма продолжается во Франции (арх. Ж. А. Габриель, К. Н. Леду) и др. европ. странах во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. после кратковременной вспышки декоративного и вычурного стиля рококо. Классицизм поддерживала укреплявшаяся буржуазия. В период наполеоновской империи классицизм пришёл к холодной парадности ампира. В Англии живописная среда парков, имитировавших естеств. природу, создавалась в контрасте с классицистич. А. зданий.

Для истории рус. А. переломным был рубеж 17 и 18 вв. Преобразования Петра I
[ris][ris]

послужили толчком к усилению светского начала, расширению гражд. стр-ва. Возникли новые типы обществ. и адм. зданий, производств. сооружений, порты; строились загородные дворцы, разбивались регулярные парки. Гл. задачей рус. А. нач. 18 в. было развитие вновь основанного Петербурга. Город получил структуру, в которой регулярность планировки гибко сочеталась с особенностями природного ландшафта. Постройки петровского времени отличают простота и рациональность. В сер. 18 в. в рус. А. нарастают тенденции барокко (творчество В. В. Растрелли и С. И. Чевакинского в Петербурге, Д. В. Ухтомского в Москве). Для рус. барокко характерно сочетание богатого пластич. и цветового убранства фасадов с ясностью планов и объёмной композиции. В последней трети 18 в. барокко уступило место классицизму, основоположниками к-рого в России явились А. Ф. Кокоринов, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов. Кон. 18 - 1-я треть 19 вв. ознаменованы созданием крупнейших монументальных гор. ансамблей в центрах Петербурга, Москвы, Ярославля, Костромы, Полтавы и др. городов (А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, Ж. Тома де Томон, К. И. Росси, В. П. Стасов, О. И. Бове, Д. И. Жилярди). Для А. этого периода характерны широкий размах пространств. композиций и торжеств. парадность художеств. образов, отразивших патриотич. идеи времени. Через " образцовые проекты", по к-рым предписывалось строить, классицизм распространился и на рядовую застройку городов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.