Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Танец. Балет. Арм. танцевальное иск-во унаследовало многовековые традиции






Арм. танцевальное иск-во унаследовало многовековые традиции. Сохранилось огромное количество " парйэргэр" (плясовые песни - песнепляски), " парэр" или " хагэр" (пляски); первые исполняются в сопровождении пения, вторые - игрой на муз. инструментах. Метр мелодий: 2/4, 3/8, 4/4, 6/8, 7/8, 9/8. Часто в одной и той же мелодии сочетаются разные метры. Большую роль играют припевы в одну, две и более строки - остатки древних магич. заклинаний, часть к-рых в своём развитии приобрела новое, светское содержание. Размер плясовых песен 5-13 слогов в строке. Виды арм. пес-неплясок и плясок очень многообразны по содержанию и форме. Один из самых древних видов песнеплясок - эпический " випакан", форма к-рого называется " тцандыр гйонд" (медленный, коллективный, многолюдный). Родственными эпическим были скорбно-поминальные песнепляски - " сыто парэр" (остатки культа предков), а также медленные коллективные " гйонды". Остатки былых тоте-мич. песнеплясок (коллективные, сольные и дуэтные) продолжают исполняться и ныне: " давапар" (верблюжья пляска), " арчи пар" (медвежья), " хазхаз" (гусиная), " кррынгавэн" (журавлиная), " шо-рор", " хынки тцар" (ладанное дерево) и др. Обрядовые пляски " тцисайин" были связаны с циклом годовых праздников: на сретение устраивались пляски вокруг костра, на масленицу (до нач. 20 в.) танцевали в масках, на вознесение пели и плясали гадальные песнепляски, на преображение обливали друг друга водой (дабы вызвать дождь для осеннего посева). Разнообразные пляски исполнялись во время свадебных сговоров, свадебных и послесвадебных обрядов. Во время похорон вплоть до нач.

20 в. исполняли " тагман парэр" (похоронные пляски на кладбище). Были распространены также дорожные танцы, колдовские, военные (часто на бутафорских лошадях). Особняком стояли пляски канатных плясунов (ларахагац-пайле-ванов) и борцов. Широко известны трудовые пляски пастухов, пахарей, сеятелей, косарей, молотильщиков, ткачей, гончаров, мясников. Из них интересны пляски " кочари" (подражания овцам и козлам в арм. Дионисиях). Распространены бытовые пляски, в т. ч. шуточные, песнепляски проклятия, целебные, любовные, детские. Хореография нар. арм. танцев очень разнообразна и характеризуется богатством танцевальных фигур.

В 1938 создан нар. ансамбль песни и пляски А., а в 1958 - ансамбль танца А., к-рые в своих программах используют традиции нар. танцевального иск-ва, создают новые формы нар. хореографии на материале современного нар. фольклора.

В Ин-те археологии и этнографии АН Арм. ССР группой фольклористов-собирателей нар. танца и театроведов ведётся сбор и изучение танцевальных нар. материалов и этнографич. данных. С. С. Лисициан.

Проф. балетное иск-во в А. получило развитие только после установления Сов. власти. В 1923 в Ереване В. А. Аристакесян открыл студию танца, где преподавались классич. экзерсис, кавказские (" азиатские") и бальные танцы, позже и арм. нар. танцы. В 1924 С. С. Лисициан открыла студию ритмопластики. В 1926 А. А. Сирунян и А. А. Дуринян организовали новую студию. В 1930 создан техникум ритма, пластики и физкультуры, затем в 1931 - проф. студия ритма и пластики (все они под художеств. рук. С. С. Лисициан). В 1934 проф. студия была реорганизована в хореографич. техникум (с 1936 - Гос. хореографич. уч-ще). В Ереванском театре оперы и балета в 1933 была сформирована балетная труппа. Первое её выступление состоялось в том же году в опере " Алмаст" А. А. Спендиарова. Тогда же был поставлен балет " Тщетная предосторожность" П. Гертеля, в 1935-" Лебединое озеро" П. И. Чайковского. В 1939 И. И. Арбатов поставил первый нац. балет " Счастье" А. И. Хачатуряна на сюжет из совр. колхозной жизни. Актуальность содержания, живописные массовые сцены, самобытная музыка, в к-рой широко использованы и развиты нар. мелодии, определили успех хореографии балета.

В 30-е гг. в труппе работали: Л. П. Воинова-Шиканян, Р. Л. Тавризян, Е. X. Араратова, 3. М. Мурадян и др. Среди нац. балетов, пост. в 40-е и последующие годы, " Анаит" А. Г. Тер-Гевондя-на (1940), " Хандут" на муз. А. А. Спендиарова (1945), " Гаянэ" (1947) и " Спартак" (1961) А. И. Хачатуряна, " Севан" (1956) и " Озеро грёз" (1968) Г. Е. Егиазаряна,

" Мармар" (1957), " Вечный идол" (1966) и" Антуни" (1969) Э. С. Оганесяна, " Ахтамар", " Ивушка", " Лоренци Сако" Г. М. Ахиняна (1966, на тексты О. Туманяна), " Прометей" Э. А. Аристакеся-на (1967), " Бессмертие" К. А. Орбеляна (1969). Труппа ставит классич. балеты: " Конёк-Горбунок" Ц. Пуни (1941), " Жизель" А. Адана (1960), " Кавказский пленник" Б. В. Асафьева (1943), " Раймонда" А. К. Глазунова (1945), " Медный всадник" Г. М. Глиэра (1949) и др.

Большую роль в формировании и развитии балетного театра А. сыграли балетмейстеры нар. арт. Арм. ССР И. И. Арбатов (Ягубян), засл. деят. иск-в Латв. ССР и засл. деят. иск-в Арм. ССР Е. Я. Чанга, засл. деят. иск-в Арм. ССР М. С. Мартиросян (гл. балетмейстер театра); артисты балета: нар. артисты Арм. ССР Л. П. Воинова-Шиканян, В. Ш. Галстян, Т. Г. Григорян, С. А. Минасян, 3. М. Мурадян, Л. В. Семанова, Р. Л. Тавризян, В. Г. Ханамирян; засл. артисты Арм. ССР Е. X. Араратова, В. А. Борисов, А. Т. Гарибян, Дж. А. Калантарян, Б. О. Овна-нян и др.

Лит.: Лисициан С. С., Запись движения (Кинетография, М.- Л., 1940).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.