Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. метровых и дециметровых волн. 13 страница






В области морфологии человека разрабатывалось учение о физ. развитии, пропорциях тела, конституции, связях размеров тела между собой, закономерности роста (в частности, о периодизации этого процесса и неравномерности роста отдельных сегментов тела), о методах антропометрии (Д. И. Арон, В. В. Бунак, П. Н. Башкиров, П. И. Зенкевич, А. А. Малиновский, В. Г. Штефко, А. И. Ярхо и др.). Расширилось изучение связей морфологич. особенностей с функциональными (Т. И. Алексеева и др.). Подробно изучалась дерматоглифика (М. В. Волоцкой, Т. Д. Гладкова, П. С. Семеновский). Расовые и половые особенности в строении зубов изучал А. А. Зубов.

Сов. антропологи произвели обширные исследования по актуальной проблеме акцелерации, т. е. наблюдаемого почти повсеместно ускорения роста и физиоло-гич. развития детей (В. Г. Властовский, В. С. Соловьёва).

Изучались вопросы о применении математич. методов к разрешению антропологич. задач, напр. таких, как установление закономерностей изменчивости признаков и их сочетаний, анализ факторов внутригрупповых вариаций, изучение меры соответствия распределения измерит. признаков нормальной кривой, анализ межгрупповой изменчивости, в частности установление реальности различий между группами людей, терри-тор., профессиональными и др. (М. В. Игнатьев, Ю. С. Куршакова, А. В. Пугачёва, В. П. Чтецов и др.).

Выводы получили применение в пром-сти: позволили построить антропологич. стандарты для предметов одежды, для обуви, головных уборов, перчаток, сидений в автобусах, вагонах, школьных парт и др.

Непосредств. пользу оказывают данные А. в судебной медицине, в частности для т. н. словесных портретов, для составления таблиц, позволяющих с большей или меньшей вероятностью определить пол, возраст и расовую принадлежность костных остатков. Антропогенетика нашла применение при решении спорного отцовства.

Помимо Моск. ун-та, где есть спец. Научно-исследовательский ин-т А. и где на кафедре А. биологического факультета готовят кадры специалистов-антропологов, исследования по А. в СССР ведутся в различных лабораториях, в ин-тах АН, в ун-тах и др. учреждениях Ленинграда, Киева, Тбилиси, Тарту, Риги, Томска и др. Особо следует отметить развитие А. в союзных республиках: Груз. ССР (М. Г. Абдушелишвили), Казах. ССР (О. Исмагулов), Узб. ССР (Л. В. Ошанин, В. Я. Зезенкова, К. Наджимов), Укр. ССР (Л. П. Николаев, В. Д. Дяченко), Эст. ССР (Ю. М. Ауль, К. Ю. Марк).

Антропологич. учреждения в СССР ведут большую работу по распространению знаний среди населения с помощью издания книг, брошюр, лекций на темы, посвящённые становлению человека, формированию человеческих рас и т. д. Значит. роль в пропаганде антропологич. знаний играют Музей Ин-та антропологии Моск. ун-та и Музей антропологии и этнографии АН СССР в Ленинграде.

Лит.: Анучин Д. Н., Беглый взгляд на прошлое антропологии и на ее задачи в России, " Русский антропологический журнал", 1900, № 1; Бунак В. В., Современное состояние и очередные задачи советской антропологии, " Вопросы антропологии!., 1962, в. 10; Бунак В. В., Нестурх М. Ф., Рогинский Я. Я., Антропология. Краткий курс, М.. 1941; Гинзбург В. В., Элементы антропологии для медиков, Л., 1963; Левин М. Г., Очерки по истории антропологии в России, М., 1960; Рогинский Я. Я., Левин М. Г., Антропология, 2 изд., М., 1963; Гримм Г., Основы конституциональной биологии и антропометрии, М., 1967; Human Biology, Oxford, 1964; Jubile du Centenaire de la Societe d'Anthropologie de Paris, P., 1959; Martin R., Lehrbuch der Anthropologie in systematischer Darstellung, 3 Aufl., Bd 1 - 2, Stuttg., 1956 - 60; Montagu A.,

An introduction to physical anthropology, 3 ed., Springfield, I960.

Периодические издания: " Вопросы антропологии", Москва (с 1960); " L'Anthropologie", Paris (с 1890); " Journal of the Royal Anthropological Institute", London (c 1871); " Zeitschrift fur Morphologic und Anthropologie", Stuttgart (c 1899); " PrzegUd Anthropolpgiczny", Poznan (c 1926); " L'Anthropologie", Praque (1923 - 41); " American Journal of Physical Anthropology", Philadelphia (c 1918); " Current Anthropology", Chicago (c 1960). Я. Я. Рогинский.

АНТРОПОМЕТР, антропологич. инструмент для измерений гл. обр. длины тела (роста) и высот антропометрич. точек у человека над уровнем пола (см. Антропометрия), а также нек-рых размеров по поперечной и передне-задней осям. Широко известен антропометр Мартина, удобный при работе в полевых условиях.

В. П. Чтецов.

АНТРОПОМЕТРИЯ (от антропо... и.. метрия), совокупность методич. приёмов в антропологич. исследовании, заключающихся в измерении и описании (антропо-скопия) тела человека в целом и отдельных его частей и позволяющих дать количеств. характеристику их изменчивости.

Массовость антропометрич. исследований позволяет оценивать и сравнивать изменчивость признаков различных расовых, возрастных, проф., половых групп на основе измерений большого числа индивидуумов. Возникновение А. как науч. методики относится к 19 в. и связано с именем франц. антрополога П. Брока. Значит. вклад в её дальнейшее развитие внесли иностранные (Р. Мартин и др.) и сов. антропологи (В. В. Бунак, А. И. Ярхо и др.). Различают признаки измерительные и описательные. Первые определяются с помощью антропологич. инструментов (антропометр, толстотные и скользящие циркули, ленты и др.). Измерение производится между строго локализуемыми антропометрич. точками, к-рые представляют сравнительно легко доступные для наблюдения элементы внешнего строения тела. Выделяют тотальные (дл. тела, масса, обхват груди) и частные (шир. стопы, дл. кисти и т. п.) размеры тела. Определение описательных признаков (формы частей тела, частей лица, пигментации кожи, волос и глаз, формы волос и т. д.) производится с помощью шкал, муляжей, схем, построенных на основе точных разграничит. критериев. Напр., шкала цвета глаз В. В. Бунака учитывает 12 вариантов окраски радужины, шкала окраски волос Фишера - Заллера - 40 оттенков. В А. широко применяют методы антропологич. фотографии.

Для А. характерна тенденция к замене описательных признаков более точными измерительными и внедрению совр. методов анализа (рентген, ультразвук, меченые соединения). Выбор антропометрич. методики, точек и признаков диктуется задачами конкретного антропологического исследования. В расоведении и этнической антропологии измеряют голову, лицо, череп, длину тела, пользуются шкалами цвета глаз, кожи, волос и др. для выделения расовых типов. В морфологии человека и в особенности в учении о физич. развитии учитываются масса, длина тела (рост) и др. продольные, поперечные и обхватные размеры. На их основе построены шкалы, позволяющие определять степень физич. развития у отд. индивидуумов и различных групп населения.

Собранные в процессе антропометрич. обследования данные подвергают вариа-ционно-статистич. (биометрической) обработке (см. Биометрия) и оформляют в виде таблиц, графиков и схем. На антропометрич. материалах основаны также стандартизация предметов массового произ-ва (одежда, обувь) и рациональное устройство рабочих мест. Антропометрич. данными пользуются и в криминалистике для описания и опознания преступников. Лит.: Бунак В. В., Антропометрия. Практический курс, М., 19-41.

В. П. Чтецов.

АНТРОПОМОРФИЗМ (от антропо... и греч. morphe - вид), уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифич. существ. Наивно-догматич. А. представляет собой первонач. форму мировоззрения и выражается в наделении неодушевлённых предметов способностью действовать, жить и умирать, испытывать переживания и т. д. (земля спит, небо хмурится и т. п.). Такой А. являлся господств. формой мировоззрения на ранних ступенях развития человеч. общества. Отголоски такого понимания мира представлены и в языке совр. культурных народов (напр., безличные глаголы типа " моросит", " светает" и др.), в иск-ве, особенно в поэзии. Однако как способ мышления такой А. в наст. время свойствен только психике ребёнка, у взрослых людей он является обычно признаком инфантилизма. Наивно-догматич. А. перерастает в религ. А.- перенесение облика и свойств человека на вымышленные предметы, присущее большинству религ. представлений о богах и др. сверхъестеств. существах. Антропоморфными, в частности, являются обычно боги т. н. высших религий, хотя в теологии это обстоятельство отрицается.

Элементы А. иногда проникают и в науч. познание. Антропоморфными по своему происхождению являются, напр., термины " работа", " напряжение" и т. п., хотя их реальное содержание давно утратило связи с их происхождением. С развитием науки А. вытесняется науч. мировоззрением, хотя в нек-рых областях знания антропоморфные представления оказываются весьма прочными (напр., в зоопсихологии). Нек-рые исследователи наделяют животных человеч. мыслями, чувствами, даже этикой. В современной научной (" продолжительность жизни" частиц и пр.), технической, в частности кибернетич., лит-ре антропоморфное употребление понятий (машина " запоминает", " решает задачу" и т. п.) основано на объективном сходстве принципов функционирования и результатов действий человека и машины; оно является вполне законным, если при этом учитывается различие процессов по существу. В. А. Костеловский.

АНТРОПОМОРФОЛОГИЯ, см. Морфология человека.

АНТРОПОНИМИКА (от антропо... и греч. бпута - имя), раздел ономастики, изучающий собственные имена людей, происхождение, изменение этих имён, географическое распространение и социальное функционирование, структуру и развитие антропонимических систем. В совр. рус. антропонимич. системе каждый человек имеет личное имя (выбираемое из огранич. списка), отчество и фамилию (возможное число последних практически неограничено). Существовали и существуют иные антропонимич. системы: в Др. Риме каждый мужчина имел преномен - личное имя (таковых было всего 18), номен - имя рода, передаваемое по наследству, и когномен - имя, передаваемое по наследству, характеризующее ветвь рода. В совр. Испании и Португалии человек имеет обычно неск. личных имён (из католич. церк. списка), отцовскую и материнскую фамилии. В Исландии каждый человек имеет личное имя (из огранич. списка) и вместо фамилии - производное от имени отца. В Китае, Корее, Вьетнаме имя человека складывается из односложной фамилии (в разные эпохи их насчитывалось от 100 до 400) и личного имени, обычно состоящего из двух односложных морфем, причём количество личных имён неограничено. Особое место в антропонимич. системах занимают гипокористики (ласкательные и уменьшительные имена- рус. Машенька, Петя, англ. Bill и Davy), а также псевдонимы и прозвища.

Данные А. существенны и для др. разделов языкознания, социологии, истории народов.

Лит.: Тупиков Н. М., Словарь древнерусских личных собственных имен, СПБ, 1903; Селищев А. М., Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ, " Уч. зап. МГУ", 1948, в. 128, кн. 1; Чичагов В. К., Из истории русских имен, отчеств и фамилий, М., 1959; Никонов В. А., Личное имя - социальный знак, " Советская этнография", 1967, № 5; его же. Личные имена в современной России, " Вопросы языкознания", 1967, №6; Taszycki W., Rozprawy i studia polonistyczne, t. 1, Wroclaw, 1958; Lebe1 P., Les noms des personnes en France, 4 ed., P., 1959; Bach A., Deutsche Namenkunde, Bd 1-3, Hdlb., 1952-56.

В. А. Никонов.

АНТРОПОНОЗЫ (от антропо... и греч. nosos - болезнь), группа инфекционных заболеваний, возбудители которых способны поражать только человека. К А. относятся брюшной тиф, паратифы, дизентерия, холера, полиомиелит, дифтерия, скарлатина, коклюш, корь, грипп, возвратный тиф, сыпной тиф, малярия, рожа, гонорея, сифилис, трахома и др.

АНТРОПОПАТИЗМ (от антропо... и греч. pathos - чувство, страсть, болезнь), наделение предметов и явлений реального или вымышленного мира свойствами психики человека. А. присущ всем персонажам старых и новых религий, хотя совр. богословы и прилагают все усилия, чтобы освободить образ бога от антропопатич. черт. А. заложен уже в основном теологич. утверждении о боге как личном существе. См. также Антропоморфизм.

Лит.: Фейербах Л., Сущность религии, Избр. философские произведения, т. 2, М., 1955.

АНТРОПОСОФИЯ (от антропо... и греч. sophia - мудрость), мистическое учение о человеке, включающее методику самоусовершенствования и развития предполагаемых тайных способностей человека к духовному господству над природой (система психофиз. упражнений, особая педагогика и т. п.); выделилась из теософии. Родоначальником А. является нем. мистик Р. Штейнер (1861 - 1925), основавший в 1913 в Дорнахе (Швейцария) " Всеобщее антропософское общество" и изложивший основы А. в соч. " Тайная наука" (1910) и " Антропософия" (1924). В духе пантеистич. традиции А. считает, что бог растворён в природе, в мире и как бы возрождается в человеке. Под этим углом зрения А. интерпретирует мифы и верования всех времён и народов (Р. Штей-нер, " Мистерии древности и христианство", 1910). Социально-политич. построения А. представляют собой утопию, основанную на обособлении трёх сфер обществ. жизни: государство, единственная функция к-рого - ограждать группы граждан от взаимного порабощения (сфера свободы); независимое правосудие (сфера равенства); экономика, зиждущаяся на свободном кооперировании (сфера братства). А. оказала влияние на нек-рых представителей иск-ва (рус. поэт Андрей Белый, нем. поэт К. Моргенштерн, художник В. В. Кандинский, нем. дирижёр Б. Вальтер). А. распространена в нек-рых странах Зап. Европы и США, иногда как практич. педагогика (в институтах, школах, даже дет. садах). А. знаменует кризис традиц. религий, к-рые она пытается заменить, эклектически соединяя модернизированные идеи христ. мистики с установкой на естеств. возможности человека.

Лит.: Geering-Christ R., Was ist Anthroposophie?, 2 Aufl., Basel, 1947.

АНТРОПОСОЦИОЛОГИЯ, см. в ст. Расово-антропологическая школа в со-ц иологии.

АНТРОПОФАГИЯ, то же, что людоедство.

АНТРОПОХОРИЯ (от антропо... и греч. choreo - иду, двигаюсь), распространение растений при непроизвольном участии человека. Такие растения - антропохоры - часто выходят за пределы естественного ареала и акклиматизируются в новых условиях. К антропо-хорам обычно относят сорные, мусорные и др. растения, распространяемые при перевозках семян - агестохория, с посевным материалом - спейрохория, путём рассеивания семян в почве орудиями обработки - эргазиохория, и т. д. У ряда антропохоров вырабатываются спец. приспособления для разноса семян. Так, напр., семена сорняков, распространяемые с посевным материалом, созревают одновременно с семенами засоряемой ими культуры и сходны с ними по ряду признаков. Эти приспособления иногда дают основание для выделения таких форм в новые систематич. категории (разновидности, виды), приспособленные к засорению определённой культуры (сорняки льна и т. д.). Из многочисл. антропохоров флоры СССР наиболее распространены: полынполистная амброзия - злостный однолетний сорняк, занесённый с посевным материалом в 19 в. из Сев. Америки; мелкоцветная галинзога - сорняк цветников, занесённый в 18 в. из Мексики в Зап. Европу, а оттуда в Россию войсками Наполеона, засоряющий ж.-д. полотно; Iva xantifolia, родом из Сев. Америки, распространившийся в 1870 из Киевского ботанич. сада. Иногда А. понимают более широко, относя к антропохорам и культурные растения, сознательно распространяемые человеком.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от антропо... и лат. centrum - центр), воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. А. представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, т. е. приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В антич. философии А. формулировал др.-греч. философ Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и нек-рые философы нового времени (напр., нем. философ К. Вольф). Нек-рые элементы А. как исходной теоретич. установки можно усмотреть в экзистенциализме.

АНТСЛА, город в Выруском р-не Эст. ССР. Расположен на Ю. республики. Ж.-д. ст. на линии Выру - Валга. 2, 2 тыс. жит. (1968). Произ-во вязаных, швейных изделий и мебели. Город образован в 1938.

АНТУАН (Antoine) Андре (31.1.1858, Лимож, -9.10.1943, Пулиген), французский режиссёр, актёр, теоретик театра. Работая клерком в Газовом об-ве в Париже, сблизился с одним из любительских театр. кружков (т. н. Гальским кружком) и на его основе в 1887 организовал Свободный театр, в к-ром работал до 1894. В 1897 создал Театр Антуана и руководил им до 1906; в 1906-14 директор театра " Одеон". После 1914 отошёл от практич. деятельности в театре, работал в области театр. критики и в кино. Создавая Свободный театр, А. выступил против мелодрамы, мещанской драматургии. Горячий поклонник и пропагандист эстетич. принципов Э. Золя, А. считал, что театр должен правдиво показывать жизнь, ставил пьесы, в к-рых действовали крестьяне, мелкие буржуа, рабочие. Заслугой А. являлась и пропаганда передовой иностр. драматургии. Он впервые во Франции поставил " Власть тьмы" Л. Толстого (1888), " Привидения" (1890) и " Дикую утку" (1891) Ибсена, " Нахлебник" Тургенева (1890), " Ткачи" Гауптмана (1893) и др. А. добивался от актёров естественности, простоты исполнения, ратовал за постоянный состав труппы, за спаянный актёрский ансамбль. Постановки А. отличались смелыми для своего времени естественными мизансценами, каждый персонаж спектакля был наделён индивидуальным характером, имел определённую сценич. задачу. А. применял разнообразные постановочные средства, помогающие создавать жизненно-достоверную атмосферу на сцене. Воспоминания А. о Свободном театре, о Театре Антуана и " Одеоне" - один из ценных документов по истории французского театра конца 19 - нач. 20 вв., в них изложены его взгляды на театр. иск-во и драматургию. В 1897 А. с группой артистов Свободного театра гастролировал в странах Европы, в т. ч. в России (Петербург, Москва, Киев, Одесса). Портрет стр. 96.

Соч.: Mes souvenirs sur le Theatre Libre, P., 1921; Mes souvenirs sur le Theatre Antoine et sur I'Odeon, P., 1928; рус. сокращ. пер.- Дневники директора театра, общ. ред. А. А. Гвоздева, М.- Л., 1939.

Лит.: Мовшенсон А., Вступ. статья, в кн.: Антуан А., Дневники директора театра, сокращ. пер. с франц., М.- Л., 1939; Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий. Очерки, М.- Л., 1939; Kovatchevitch М., La vie, 1'oeuv-re, 1'influence et le prestige de Andre Antoine..., Clermon-Ferrand - P., 1941.

АНТУРАЖ (франц. entourage, от entourer-окружать), окружение, окружающая среда, обстановка.

АНТУРИУМ (Anthurium), род растений сем. ароидных. Многолетние вечнозелёные растения; листья кожистые, блестящие или бархатистые, с красивым жилкованием. Цветки мелкие, в початках, окружённых покрывалом, иногда ярко-окрашенным. Ок. 500 видов в Центр. и Юж. Америке. Мн. виды выращиваются в оранжереях. Наиболее известны A. hortulanum (A. Scherzerianum), A. and-reanum и A. crystallinum.

Лит.: Киселёв Г. Е., Цветоводство,. 3 изд., М., 1964.

Антуриум (Anthurium Scherzerianum)

АНТЫ (греч. Antai), название вост.-слав. племён в 4-7 вв., применявшееся визант. писателями 6-7 вв. Впервые встречается в керченской надписи 3 в. н. э. Осн. сведения по истории А. содержатся в трудах писателей 6-7 вв. (Про-копия, Иордана, Агафия, Менандра, Феофилакта и др.). А. занимали зону лесостепи между Днестром и Днепром и к востоку от Днепра. Они знали пашенное земледелие, оседлое скотоводство, отделившееся уже от с. х-ва, ремесло, добычу и обработку железа, высокоразвитое гончарство, ювелирное ремесло, обработку камня, кости, ткачество и т.д. По мнению нек-рых исследователей, у А. существовала внутр. торговля, связанная с развитием ремесла, и внешняя (в частности, с Римом); возникло ден. обращение, для к-рого могли быть использованы серебряные рим. монеты.

Для антского общества была характерна сел. община. Археологам известны остатки обширных поселений А., состоявших из ряда отд. домохозяйств, ремесл. мастерских. Имуществ. расслоение у А. прослеживается по многочисл. кладам монет и драгоценных вещей. Большого развития достигло рабовладение. Визант. историки пишут о многих десятках тысяч военнопленных, захватывавшихся А. с целью превращения их в рабов, но форма рабской зависимости у А. была мягче, чем в Византии. В 3-4 вв. у А. складывается гос-во. В письм. источниках 6-7 вв. упоминаются политич. деятели А.: цари - Бож, Ардагаст, Пирагаст; вельможи -Идарий, Келагаст; полководцы - Хильбудий, Доброгаст; дипломат Межамир и др. Полагают, что имя Божа было известно автору " Слова о полку Игореве", вспоминавшему " время Бусо-во". А. имели сильную воен. организацию. В 4 в. А. вели упорную борьбу с готской державой Германариха. В 385 готский король Винитар (Витимир) стремился подчинить А. своей власти, но потерпел поражение. Позже ему удалось захватить в плен Божа и казнить его вместе с сыновьями и 70 вельможами. С нач. 6 в. А. вместе с родственными им склавинами вели наступление на балканские владения Византии. Вначале оно носило характер набегов для захвата пленных и добычи, но уже во время войны 550- 551 часть А. и склавинов осталась на Балканах. С этого времени быстро развивается слав. колонизация Балкан. С кон. 6 в. А. вели войны с аварами. Имя А. в нач. 7 в. перестало упоминаться в письм. источниках. Место А. заняло новое объединение - Русь, ядро к-рого совпадало с наиболее развитыми землями А.

Лит.: Рыбаков Б. А., Анты и Киевская Русь, " Вестник древней истории", 1939, № 1; Третьяков П. Н., Восточнославянские племена, 2 изд., М., 1953; Брайчевський М. Ю., Бiля джерел словянськоi державностi, К., 1964; Очерки истории СССР. III - IX вв., М., 1958. М. Ю. Брайчевский.

АНТЫ в архитектуре (лат. antae), выступы продольных стен здания, ограждающие вход. Наиболее часто встречаются в др.-греч. храмах, тип к-рых получил наименование " храм в антах".

АНТЬОКИИ МАССИВ, горный массив, сев. часть Центр. Кордильеры Колумбии. Выc. до 3110 м. Сложен палеозойскими интрузивными и метаморфич. породами. Поверхность глубоко расчленена ущельями многочисленных рек. Вечнозелёные смешанные леса. Месторождения золота, каменного угля. Выращивание кофе, бобов, кукурузы; скотоводство.

АНТЬОКИЯ (Antioquia), департамент на 3. Колумбии. Пл. 63 тыс. км2. Нас. 2931, 5 тыс. чел. (1969). Адм. ц.-г. Медельин. Расположен на Антьокийском нагорье, окаймлённом Зап. и Центр. Кордильерами, к-рые разделены долиной р. Кауки. А. даёт ок. 3/4 всей добычи золота и серебра Колумбии. Текст. пром-сть (гл. центр Медельин). Плантации кофе, табака, посевы зерновых, гл. обр. кукурузы и риса.

АНУ (шумерск. АН), в верованиях древних народов Месопотамии верховный бог неба, возглавлявший сонм богов. Согласно мифам, А. был первоначально неотъемлемо связан с богиней земли Ки, от к-рой породил бога воздуха Энлиля, отделившего затем небо от земли.

АНУБИС, в верованиях древних египтян первоначально бог смерти в Тинитском и Кинопольском номах (областях), затем бог-покровитель мёртвых, а также некрополей, погребальных обрядов и бальзамирования. А. изображался в облике волка, шакала или человека с головой шакала. Представления об А. оказали влияние на формирование образа христ. святого Христофора Псеглавца.

АНУЙ, Ануйль (Anouilh) Жан (р. 23.6.1910, Бордо), французский драматург. Имеет незаконч. юридич. образование. Первые драмы А. (" Горностай", 1934; " Путешественник без багажа", 1937; " Дикарка", 1938) построены на моральном конфликте благородного героя с ложью и жестокостью, носят камерный характер. Позднее А. объединил их в цикл " чёрные пьесы". В " новые чёрные пьесы" (1946) включены трагедии на библейский (" Иезавель"), а также на шекспировский (" Ромео и Джульетта") и античные (" Медея", " Антигона") сюжеты. Герои А. во имя этич. принципа отвергают компромисс и гибнут (" Антигона", пост. 1943, изд. 1944); эта идея в пьесах 40-х гг. носит характер безнадёжности и выражена в духе экзистенциализма. К " чёрным пьесам" примыкает цикл " костюмированные пьесы" (I960): ист. драмы " Жаворонок" (1953), где нар. героиня - Жанна д'Арк утверждает своё человеч. достоинство, спасая от порабощения народ Франции; " Беккет, или Честь божья" (1959). Иронически-лирич. комедии А. объединены в циклы " розовые пьесы" (194?, " Ужин в Санлисе", " Леокадия" и др.) и " блестящие пьесы" (" Сесиль, или Урок отцам", 1951, и др.), герои к-рых находят счастье, отгораживаясь от мира страдания и жестокости, хотя условная театральность комедий подчёркивает иллюзорность этого счастья. Сатирич. комедии А. объединены в цикл " колючие пьесы" (1956): " Орнифлъ, или Сквозной ветер"; " Бедняга Битос...", где тенденциозно пародируется образ Робеспьера и проводится мысль, что любое насилие является злом. Разнообразие и новизна сюжетов, непринуждённость диалога, действенность и эмоциональность, юмор - всё это определяет яркую театральность пьес А.

Соч.: Theatre complet, [t. 1 - 6], P., 1962; La foire d'empoigne, P., 1961; в рус. пер.- Пьесы, т. 1-2, [Послесл. Л. Зониной], М., 1969.

Лит,: 3онина Л., Жан Ануйль, в кн.: Современная зарубежная драма, М., 1962; История французской литературы, т. 4, М., 1963; Luрре R. de, Jean Anouilh, P., [1959]; Вorgal С., Anouilh, la peine de vivre, [P.], 1966 (имеется библ.).

АНУЙ, река в Алтайском крае РСФСР, лев. приток Оби. Берёт начало двумя истоками - Чёрный А. и Белый А. Дл. 327 км (от истока Белого А.), пл. басс. 6930 км. В верховьях течёт между Ануйским и Бащелакским хр. Питание снеговое и дождевое. Ср. расход воды ок. 250 м3/сек. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле.

АНУЙСКИЙ ХРЕБЕТ, горный хребет на С. Алтая. Расположен между долинами pp. Ануй и Песчаная (лев. притоки Оби). Ср. выс. от 900 м на С.-З. до 1600 м на Ю.-В., наибольшая 1815 м. Дл. ок. 130 км. Сложен гл. обр. метаморфизованными известняками, силурийскими сланцами, прорванными интрузиями гранитов. Преобладают ландшафты ниэ-когорий с мелколиств. лесами и участками луговых степей; на Ю.- среднегорья с лиственничными лесами.

АНУРАДХАПУРА, Анураджапура, город на Цейлоне, адм. ц. Се-веро-Центр. пров. 29, 4 тыс. жит. (1963). Ж.-д. ст., узел автогужевых дорог. Центр важного рисоводч. р-на. Место паломничества буддистов. Древняя А. (5 в. до н. э.- нач. И в. н. э.) была столицей первого Сингальского государства. В начале 11 в. разрушена захватившими Цейлон правителями южноинд. тамильского гос-ва Чола. От древнего города в центре и окрестностях совр. А. сохранились многочисл. памятники: остатки древнейших на Цейлоне буддийских храмов и монастырей - колоколообразные ступы (дагобы) Тхупарама (3 в. до н. э.), Руанвели (2-1 вв. до н. э.) с кам. статуями Будды (5 в. н. э.); скальный монастырь Исурумуния с замечательными рельефами на внешних стенах (5-8 вв.н. э.), дворцы, искусств, водоёмы и др. В А. создан заповедник; нек-рые древние памятники восстанавливаются.
Лит.: Прокофьев О., Искусство Юго-Восточной Азии, М., 1967; Gave Н. W., The ruined cities of Ceylon, [3 ed.], L., 1905; Anuradhapura, greatest of Ceylon's ancient cities, Ceylon, 1954.

АНУРИЯ (от греч an - отрицат. частица и uron - моча), отсутствие выделения мочи. А. бывает при тяжёлых заболеваниях почек, при закупорке мочевых путей почечными камнями, при сдавлении их расположенными по соседству опухолями, при падении сердечной деятельности. Сопровождается сухостью во рту, жаждой, тошнотой, рвотой. Лечение направлено на устранение причины А.

АНУЧИН Дмитрий Николаевич [27.8 (8.9).1843, Петербург, -4.6.1923, Москва], советский антрополог, географ, этнограф и археолог, проф. Моск. ун-та (1884), академик (1896), почётный чл. АН (1898). В 1867 окончил Моск. ун-т, где с 1890 читал курс антропологии. С 1885 до конца жизни руководил впервые созданной при Моск. ун-те кафедрой географии. С 1890 президент Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1879 по его инициативе при Моск. ун-те был создан Музей антропологии (в 1919 кафедра антропологии, а в 1922 н.-и. ин-т антропологии). Осн. специальностью А. была антропология, одним из основоположников к-рой он был в России. Будучи убеждённым дарвинистом, рассматривал антропологию широко, включая в неё всю совокупность ес-теств.-ист. сведений о человеке: его эволюцию, сравнит. анатомию, биологию, учение о расах. А. был противником расизма. Осн. направления его исследований - этнич. антропология и антропогенез. Много трудов А. посвящено этнографии и первобытной археологии. Большое значение имеют работы А. об айнах (1876), об аномалиях черепа человека (1880), о географич. распределении роста мулсского населения России (1889), об истории иск-ва и верований у приуральской чуди (1899), о древнем луке и стрелах (1887) и мн. др. Для науч. метода А. характерны строгий историзм и комплексное использование данных антропологии, этнографии, археологии, географии и др. наук. В 1890, 1894 и 1895 А. вёл географич. экспедиц. исследования на Валдайской возвышенности, изучая истоки Волги, Зап. Двины и Днепра; в 1891 на Кавказе (в районе Казбека) изучал оледенение в целом и отд. крупнейшие ледники. Автор университетских географич. курсов (" История географии", " Общая география", " География России" и др.). Проводил работы по изучению Верхневолжских озёр, результаты исследований (1894-95) были обобщены в труде " Верхневолжские озёра и верховья Западной Двины", а также в более мелких работах, положивших начало изучению озёр России. Создатель школы географов-исследователей и педагогов. Автор крупных работ по геоморфологии, гидрологии и страноведению. Большое внимание уделял исследованию природных условий и ресурсов, а также изучению тех изменений и преобразований, к-рые человек вносит в географич. среду своей деятельностью. Написал много работ о людях рус. науки, в т. ч. монографию о Н. Н. Миклухо-Маклае. После Окт. революции А. участвовал в работах Госплана.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.