Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Об уникальных алмазах СССР СМ. В ст. Алмазный фонд СССР. 9 страница






Типы ландшафтов. В Альпах выделяются 5ландшафтных поясов. Распространение их подчинено закономерностям высотной поясности. Наибольшие площади занимают типы лесных ландшафтов.

Первый снизу пояс охватывает предгорья А. и склоны осн. хребтов до вые. 800-900 м. Пояс испытывает сильное влияние соседних внеальпийских районов: характеризуется относительно пологими склонами гор и широкими речными долинами; климат умеренно тёплый и тёплый (на Ю.). Преобладают буковые и дубовые леса на горных бурых лесных почвах или (в известняковых районах) рендзинах; в более влажных сев. р-нах вкраплены массивы еловых и пихтовых лесов, в более сухих, обращённых к Средне дунайской равнине, лесах преобладают дуб и сосна, появляются пятна остепнённых лугов, придающие ландшафту лесостепной облик. В ландшафтах юж. части Франц. и Итал. А. появляются средиземноморские черты: леса становятся более разрежёнными, в их составе заметную роль играет каштан, местами алеппская сосна, имеются заросли ксеро-фитных кустарников - гариги помимо бурых, характерны горные коричневые почвы (типичные и карбонатные). Нижний пояс - самый освоенный в А. В долинах сосредоточены основные поселения, пром. предприятия, курорты (особенно по берегам озёр). С. х-во специализируется на земледелии (кукуруза, пшеница, овощи, виноград, фрукты), отчасти на животноводстве.

Второй пояс простирается до вые. 1800-1900 м. Рельеф более интенсивно и глубоко расчленён, склоны хребтов и долин крутые, широко распространены моренные отложения. Климат умеренный и умеренно холодный, с обильным атм. увлажнением, длинной снежной зимой, сильными ветрами. В глубоких долинах климат более сухой: в них нередки инверсии темп-р. Местами в этот пояс спускаются языки крупных ледников. Часты снежные лавины, селевые потоки, а также горные обвалы. До вые. ок. 1200 м преобладают леса из дуба, клёна, бука, выше, в более влажных районах, - темнохвойные леса (ель, пихта), в более сухих - светлохвойные (сосна, европ. кедр, лиственница). Осн. типами почв являются бурые лесные с различной степенью оподзоленности, рендзины, подзолистые (гл. обр. в верх, части пояса). По обилию и видовому составу животного мира леса превосходят все другие ландшафты А. Из копытных представлены косуля, среднеевроп. олень, кабан, из хищников - волк, лисица, дикая кошка, хорёк, куница, горностай, ласка; редко встречаются бурый медведь, рысь. Среди грызунов - белка, дикий кролик, заяц-русак и заяц-беляк, сони, мелкие мышевидные животные. Из птиц - вороны, дятлы, синицы, глухари, рябчик, снегирь, кедровка. В х-ве пояса значит, место занимают лесозаготовки; в с. х-ве - разведение кр. рог. скота, в известняковых р-нах - преим. овцеводство. Пашни заняты ячменём, овсом, рожью, корнеплодами, картофелем (местами до выс. 2200-2400 м); в нижней части пояса - также посевы пшеницы, сады.

Третий (субальпийский) пояс поднимается до вые. 2200-2300 м, имеет большую расчленённость рельефа, в формировании к-рого существенную роль сыграли оледенение и морозное выветривание. Климат холодный, снежный, но менее влажный, чем в первом поясе, с коротким (2-3 мес) вегетационным периодом и резкими суточными колебаниями темп-р. Преобладают высокогорная кустарниковая растительность (рододендроны, стелющиеся подушкообразные формы горной сосны, можжевельника, кедрового стланика и др.) и высокотравные красочные луга с большой ролью многолетников. Почвы относятся к перегнойному оподзо-ленному (под кустарниками) и гумусовому горно-луговому типу. Характерные животные: серна, альп. горный козёл, альп. сурок, полёвки, из птиц - альп. галка, клушица, стенолаз. Луга - основные летние пастбищные угодья А. Постоянных поселений нет, но этот пояс, как и альпийский, - важный район туризма и (благодаря сухой солнечной зиме) горных зимних курортов.

Четвёртый (альпийский) пояс простирается до снеговой границы, имеет суровый холодный климат при большой продолжительности солнечного сияния, значительном ночном охлаждении, резких сменах темп-р от дня к ночи, сильных ветрах. Растительный покров разрежённый, преобладают низкотравные альп. луга, формации приснежников и торфяников. Наиболее распространены: камнеломки, генцианы, примулы, цикламены, астры, фиалки, маки, лютики, крокусы. Кормовые качества пастбищ ниже, чем в субальп. поясе. Значит, пространства заняты каменными осыпями, скалистыми выступами, ледниками.

Пятый (нивальный) пояс представлен лишь в наиболее высоких осевых хребтах, имеет ландшафты холодных высокогорных каменистых, ледниковых и снежных пустынь. Органич. мир крайне беден.

Лит.: Мартонн Э., Центральная Европа, пер. с франц., М., 1938; Добрынин Б. Ф., Физическая география Западной Европы, М., 1948; Белоусов В. В., Гзовский М. В., Горячев А. В., О структуре Восточных Альп в связи с некоторыми общими тектоническими представлениями, " Бюлл. Московского об-ва испытателей природы. Новая серия", 1951, т. 26, в.1; Хуттенлохер X. Ф., Оруденение Западных Альп, его временная и пространственная классификация, в сб.: Рудные регенерированные месторождения, пер. с нем., франц., польск., М., 1957; Тектоника Европы. Объяснительная записка к Международной тектонической карте Европы, М., 1964; Трюмпи Р., Тектоническое развитие Центральных и Западных Альп, в сб.: Тектоника Альпийской области, М., 1965; Реnсk A., Bruckner E., Die Alpen im Eiszeita.ter, Bd 1 - 3, Lpz., 1909; Heim A., Geologie der Schweiz, Bd 1 - 2, Lpz., 1921 - 22; Martоnne E. d e, Les Alpes, P., 1926; Blanchard R., Les Alpes occidentales, t. 1 - 7, P., 1938 - 56; Vanni M., Le Alpi, Torino, 1946; Godefrоу R., La nature alpine. Expose de geog-raphie physique, 2 ed., P., 1948; Кraus E., Die Baugeschichte der Alpen, Bd 1 - 2, В., 1951. P. А. Ерамов, М. В. Муратов.

Илл. см. на вклейке, табл. XLIII, XLIV.

АЛЬПЫ ВЕРХНИЕ (Hautes-Alpes), департамент на Ю.-В. Франции, б. ч. в Альпах Дофине. Пл. 5643 км2. Нас. 97, 5 тыс. чел. (1968). Адм. ц.- г. Гап.

АЛЬПЫ НИЖНИЕ (Basses-Alpes), департамент на Ю.-В. Франции, в Альпах Прованса. Пл. 6988 км2. Нас. 108 тыс. чел. (1968). Адм. ц.- г. Динь.

АЛЬПЫ ПРИМОРСКИЕ (Alpes-Maritimes), департамент на Ю.-В. Франции, частично в Провансе, у итал. границы. Пл. 4298 км2. Нас. 724 тыс. чел. (1968). Адм. ц. - г. Ницца. Круто спускающиеся к Средиземному м., А. П. оставляют узкую полосу побережья - франц. Ривьеру (" Лазурный берег"), являющуюся междунар. курортным районом (Ницца, Канн, Антиб, Ментона). В окружении терр. департамента - гос-во Монако.

АЛЬТ (итал. alto, от лат. altus-высокий), 1) партия в хоре или вокальном ансамбле, исполняемая низкими детскими или низкими женскими (меццо-сопрано, контральто) голосами..Звучит и йотируется в партитуре выше тенора, отсюда и название. 2) Низкий детский голос (мальчиков). 3) 4-струнный смычковый инструмент скрипичного семейства, неск. большего размера, чем скрипка, со строем на квинту ниже. Появился в 16 в. А. в партитурах обозначается viola, т. к. в итал. языке А. удержал родовое назв. инструментов, предшествовавших скрипичному семейству (см. Виолы). У А. менее яркая, чем у скрипки, но поэтичная, мягкая, густая звучность. По тембру напоминает контральто, в верх, регистре приближается к гобою. А. применяют в ансамбле (обязат. участник смычкового квартета) и симфонич. оркестре (обычно в оркестре 8-10 альтистов), реже как сольный инструмент. 4) А., или альтгорн, медный духовой инструмент, употребляемый в духовом оркестре. 5) Разновидность нек-рых оркестровых инструментов (домра-А., кларнет-А., тромбон-А. и т. п.).

АЛЬТАЗИМУТ (от лат. altum-высота и азимут), астрономич. угломерный инструмент, употреблявшийся до нач. 19 в. для измерений высот и азимутов светил.

АЛЬТАИР, а Орла, звезда 0, 8 визуальной звёздной величины, светимость в 9 раз больше солнечной, расстояние от Солнца 5 парсек.

АЛЬТАКС, ускоритель вулканизации каучуков.

АЛЬТАМИPA (Altamira), пещера близ моря в Кантабрийских горах (пров. Сан-тандер, Испания), где исследовавший её с 1875 йен. археолог Марселино Саутуо-ла открыл наскальные верхнепалеолитич. изображения животных (зубров, кабанов и т. д.), выполненные чёрной, красной и жёлтой краской, а также гравировкой. Достигающие иногда 2 м длины, эти изображения прекрасно сохранились и поражают зоркостью наблюдения и точностью передачи анатомич. строения и движений животных, экспрессией и свободой энергич. лепки фигур линией и цветовым пятном. В одном зале потолок покрыт изображениями фигур полу-человеческого-полуживотного облика, вероятно, замаскированных колдунов. Открытие изображений в А. послужило началом изучения пещерной живописи палеолита. Живопись А. относят к мад-ленской культуре. У входа и вдоль стен пещеры обнаружены скопления отбросов пищи и кам. орудия, а под ними - культурные напластования солютрейского и раннемадленского времени. (Илл. см. на вклейке к стр. 217.)

Лит.: Ефименко П. П., Первобытное общество, 3 изд., К., 1953; Гущин А. С., Происхождение искусства, Л.- М., 19Э7, гл. 1; Вrеuil Н., Quatre cents siecles d'art parietal, P., 1952.

АЛЬТАМИРА-И-КРЕВЕА (Altamira у Crevea) Рафаэль (10.2.1866, Аликанте, -1.6.1951, Мехико), испанский историк. Обществ, деятельность начал как публицист, выступивший с респ. и антиклерикальных позиций. После установления фаш. режима в Испании (1939) эмигрировал во Францию, затем в Мексику. Впервые в исп. бурж. историографии А., наряду с рассмотрением политич. истории Испании, исследовал экономич. и социальные вопросы. Феодализм считал явлением политич. и правовым. А., хотя и не вскрыл причины экономич. упадка Испании в 16-17 вв., первым из историков увидел в нём причину её политич. упадка.

Осн. соч.: Historia de Espana у de la civilizacion espanola, v. 1 - 4, Madrid, 1900 - 1911; в рус. пер.-История Испании, т. 1 - 2, М., 1951; Historia de la propriedad comunal, 2ed., Madrid, 1927; Ensayo sobre Felipe II, Мех., 1950.

Лит.: Яцунский В. К., Р. Альтами-ра-и-Кревеа - историк испанской культуры, " Вопросы истории", 1946, № 11 -12.

АЛЬТАМИРАНО (Altamirano) Игнасио Мануэль (12.12.1834, Тистла, -13.2. 1893, Сан-Ремо), мексиканский писатель и обществ, деятель. Сын крестьянина-индейца. Один из идеологов либер. партии Хуареса. Романтич. творчество А. проникнуто идеями патриотизма. Роман " Клеменсия" (1869) рассказывает о любовной истории, развёртывающейся в момент освободит, борьбы против франц. интервенции. В лит.-критич. статьях А. сформулирована программа развития нац. лит-ры.

Соч.: Obras literarias completas, Мех., 1959.

Лит.: Маrtinez J. L., La expresion nacional, Мех., 1955; Warner R. E., Bibliografia de Ignacio Manuel Altamirano, Мех., 1955. В. Н. Кутейщикова.

АЛЬТАНИ, Ипполит Карлович [15(27).5. 1846, юг Украины, -17.2.1919, Москва], русский дирижёр и хормейстер. В 1866 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки (у Г. Венявского) и композиции (у Н. И. Зарембы и А. Г. Рубинштейна). В 1867-82 работал дирижёром и хормейстером рус. оперы в Киеве. Деятельность А. способствовала развитию муз.-сценич. иск-ва на Украине. В 1882-1906 А.-гл. дирижёр Большого т-ра (Москва). А. осуществил впервые на моек, сцене постановки рус. опер - " Опричник" (1874), " Мазепа" (1884), " Пиковая дама" (1891), " Иоланта" (1893) Чайковского, " Снегурочка" (1893), " Псковитянка" (1901) Римского-Корсакова, " Борис Годунов" (1888) Мусоргского и др. Уделял большое внимание технич. завершённости исполнения, чистоте строя, ровности звучания оркестра. Выступал также в симф. концертах. Преподавал в Муз. уч-ще Киевского отделения Рус. муз. об-ва.

Лит.: И. К. Альтани..., " Русская музыкальная газета", 1902, № 41; Ипполит Карлович Альтани. (По поводу 25-летия его дирижёрской деятельности), в кн.: Ежегодник императорских театров, в. 6 - 7, [СПБ], 1909,

АЛЬТДОРФЕР (Altdorfer) Альбрехт (ок. 1480, Регенсбург, -12.2.1538, там же), немецкий живописец и график эпохи Возрождения, глава дунайской школы. Работал в Юж. Германии и Австрии. Одним из первых в нем. иск-ве Возрождения изображал реальный мир во всей его широте и поэтичности. Насыщенность бытовыми деталями, богатство пейзажных фонов, выразительность типов придают картинам А. большую жизненность (алтарь св. Флориана, ок. 1518, монастырь в Санкт-Флориане, Верх. Австрия, и Художественно-ист. музей, Вена; цикл из 7 картин " Легенда о св. Флориане", ок. 1520, галерея Уффици, Флоренция, Герм. нац. музей, Нюрнберг, и др.; " Рождество христово", ок. 1520-25, Художественно-иеторич. музей. Вена; " Битва Александра", 1529, Старая пинакотека, Мюнхен). А. писал и чистые пейзажи, являясь одним из самых ранних представителей пейзажной живописи в Европе.

Лит.: Вenesсh О., Der Maler A. Altdorfer, [3. Aufl.], W., [1940].

АЛЬТЕНБУРГ (Altenburg), город в ГДР, в окр. Лейпциг, в верховьях р. Плейсе. 47, 5 тыс. жиг. (1967). Центр буроуголь-ного района. Крупное произ-во швейных машин, арматуры, текстиля: ф-ка игральных карт (экспортное значение). А. упоминается в 976.

АЛЬТЕР Лев Бенцианович (18.6.1907, г. Ананьев Одесской губ., -25.2.1968, Москва), советский экономист, д-р экономич. наук (1959), профессор. Чл. КПСС с 1932. Окончил Академию коммуни-стич. воспитания им. Н. К. Крупской (1929). С 1933 по 1968 работал в системе Госплана СССР: в редакции журн. " Плановое хозяйство" (1938-41, 1945-60), с 1960 зам. директора и руководитель сектора по изучению зарубежных экономич. теорий и программирования НИЭИ Госплана СССР. Активно участвовал в подготовке 5-летних планов и разработке Ген. перспективы развития экономики СССР. С 1933 преподаватель МГУ и др. вузов. Автор научных работ по вопросам планирования, экономич. соревнования двух систем, применения математики в экономике, критике бурж. политэкономии, истории экономич. учений. Гл. труд - " Буржуазная политическая экономия США" (1961) и ряд др. переизданы за рубежом.

Соч.: Буржуазные экономисты США на службе империалистической реакции, М., 1948; Крушение теории " планового капитализма", М., 1954; Критика теории " регули> руемого капитализма", М., 1957.

АЛЬТЕРАЦИЯ (от позднелат. alteratio- изменение) в биологии, изменения структуры и функции клеток, тканей и органов под влиянием повреждающих воздействий (механич., тепловых, элект-рич., химич. и др.). А. развивается постепенно; на первых этапах её проявления обратимы, но продолжение действия повреждающих агентов может привести к гибели клеток и тканей. Структурные нарушения при А. (паранекроз) связаны с изменением состояния клеточных коллоидов. А. возбудимых тканей (нервной, мышечной) сопровождается изменением возбудимости (см. Парабиоз). При этом в связи с увеличением в альтериров. участке проницаемости клеточных мембран для ионов возникает т. н. потенциал повреждения, к-рый обусловливает появление токов повреждения (см. Биоэлектрические потенциалы). Л. П. Латаш.

АЛЬТЕРАЦИЯ (муз.), изменение высоты ступеней лада или основных ступеней звукоряда посредством повышения или понижения их на полутон или целый тон. Знак повышения на полутон диез [ris], на тон - дубль-диез[ris]; знак понижения на полутон - бемоль[ris], на тон - дубль-бемоль [ris]. При А. к названию звука добавляется слово, определяющее изменение ступени, напр, фа диез, си дубль-бемоль и т. п. Отмена А. обозначается знаком бекар [ris]. А. позволяет строить к.-л. лад от любой ступени звукоряда; в связи с чем образуются разл. мажорные и минорные тональности. Знаки А., относящиеся к определённой тональности, ставятся при ключе и наз. ключевыми (действительны для всех октав до конца произв. или до перемены знаков). Знаки А., возникающие вследствие хроматизма, ставятся перед нотами, к к-рым имеют отношение и наз. случайными (действительны только для данной октавы до конца такта).

Под А. подразумевается также обострение ладового тяготения неустойчивых звуков (ступеней), служащее средством мелодич. и гармонич. разнообразия. Интервалы или аккорды, в составе к-рых имеются изменённые ступени, называются альтерированными. В. А. Вахромеев.

АЛЬТЕРМАН Теодор Юрьевич [12(24). 11.1885-18(31).3.1915], эстонский актёр. Творч. деятельность начал в 1902. С 1906 (с перерывом) актёр театра " Эстония" (один из его организаторов). Был первым исполнителем ролей: Лео Саалепа и Пийбелехта (" Неуловимое чудо" и " Домовой" Вильде). Среди ролей в классич. репертуаре: Барон (" Скупой рыцарь" Пушкина), Хлестаков (" Ревизор" Гоголя), Борис Годунов (" Смерть Ивана Грозного" А. К. Толстого), Отелло, Гамлет (одноим. пьесы Шекспира). Игра А. отличалась мастерством перевоплощения, яркой характерностью. Занимался также режиссёрской деятельностью; поставил спектакли " Неуловимое чудо" Вильде (1913), " Маскарад." Лермонтова (1914), " Без вины виноватые" А. Н. Островского (1915) и др.

Лит.: Theodor Altermann, Tallinn, 1940.

АЛЬТЕРНАНТЕРА (Alternanthera), род растений сем. амарантовых. Однолетние и многолетние травы или полукустарники с супротивными листьями и мелкими невзрачными цветками в головчатых или колосовидных соцветиях. Ок. 170 видов в жарких странах, преим. в Америке и Австралии. Виды А. с низкими, сильно ветвящимися, хрупкими стеблями и красными, жёлтыми и пёстрыми листьями (A. amoena, A. versicolor, А. ра-ronychoides и др.) разводят в садах и ковровых клумбах. Размножают черенками.

АЛЬТЕРНАРИОЗЫ РАСТЕНИЙ, болезни, вызываемые грибами из рода Alternaria. Известны альтернариозы всходов мн. растений: картофеля, табака, яблони, груши, крыжовника и др. В СССР наиболее вредоносен альтер-нариоз капусты (A. brassicae). Болезнь поражает всю надземную часть, чаще стручки семенников капусты и др. крестоцветных и проявляется в виде тёмных пятен, в пределах к-рых ткань постепенно отмирает. Меры борьбы - правильные севообороты, протравливание семян, уничтожение растит, остатков.

М. В. Горленко.

АЛЬТЕРНАТ (франц. alternat, от лат. alternus - попеременный; первоисточник: alter - один из двух), в междунар. праве совокупность правил, регулирующих порядок подписания договора: очерёдность упоминания договаривающихся сторон в тексте договора, расположения подписей, приложения печатей и др. Так, напр., если в двустороннем договоре подписи уполномоченных представителей государств располагаются по горизонтали или вертикали, то слева или вверху (т. е. на первом месте) ставится подпись представителя того гос-ва, к-рому остаётся данный экземпляр, на другом же экземпляре подписи ставятся в обратном порядке. При заключении многостороннего договора подписи уполномоченных ставятся обычно одна под другой в алфавитном порядке по назв. гос-в на англ, языке. В практике социалистич. гос-в подписи размещаются в порядке русского алфавита.

АЛЬТЕРНАТИВА (от лат. alter - один из двух), ситуация, в к-рой надлежит произвести выбор одной из двух исключающих друг друга возможностей (эти возможности также нередко называются А.). В логике А. иногда наз. высказывание вида " Л или В" (см. Логические операции).

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО, см. в ст. Обязательство.

АЛЬТЕРНАЦИЯ (от лат. alterno - чередую), чередование звуков в одной и той же морфеме в разных случаях её грамматич. употребления (напр., рус. [-и] / [-ы] в род. падеже, ед. числе, жен. роде " земли", " воды") или чередования морфем при словоизменении.

АЛЬТИМЕТР, прибор для измерения высоты полёта. См. Высотомер.

АЛЬТИНГ (исл. althing), парламент Исландии, избираемый населением на 4 года (см. Исландия, раздел Государственный строй). В ср.-век. Исландии А. наз. народное собрание (др.-исл. althingi). Первый А. собрался в 930; до 1798 созывался ежегодно (в местности Тингведлир, Юго-Зап. Исландия), был центром обществ, и культурной жизни исландцев. С 1271 (после подчинения Исландии норв. королю) утратил законодат. власть. В 1800 был ликвидирован пр-вом Дании (под властью к-рой Исландия находилась с кон. 14 в.); в 1843 восстановлен и постепенно эволюционировал в бурж. парламент. По конституции 1920 получил законодат. власть и контроль над деятельностью правительства.

АЛЬТИПЛАНАЦИЯ, выравнивание рельефа вершинной зоны горных хребтов, гл. обр. в странах холодного и умеренного климатич. поясов, происходящее вследствие совокупного действия морозного выветривания, солифлюкции и нивации.

АЛЬТИПЛАНО (исп. altiplano, от alto - высокий и piano - плоскость), западная пониж. часть внутр. плоскогорья Центр. Анд. Расположена в Боливии от оз. Титикака до 22° ю. ш. Заполнена мощной, гл. обр. континентальной толщей. Представлена обширными котловинами (вые. 3, 3-3, 8 тыс. м) - днищами плейстоценовых озёр с совр. озёрами (Титикака, Поопо), солончаками, возвышенными аккумулятивными равнинами, вул-канич. плато и отдельными массивами вые. до 5300 м. А.- область внутр. стока (гл. р. Десагуадеро). Климат высо-когорно-тропич., зимнесухой на С. (осадков 500-700 мм в год; ср. месячные темп-ры от 6 до 11°С) и полупустынный и пустынный на Ю. (осадков менее 300 мм в год). На С.- злаковая степь (халка), на Ю.- пустынная растительность (пуна). А.- наиболее населённая часть Боливии. Е. Н. Лукашова.

АЛЬТИТУДА (лат. altitude - высота), высота точки местности над уровнем моря, определяемая нивелированием; то же, что абсолютная высота.

АЛЬТМАН Мойше Ильич [р. 25.4(7.5). 1890, Липканы, Бессарабия], еврейский советский писатель. С 1918 жил в Румынии. В 1940 приехал в СССР. Первый сб. рассказов " Мираж" вышел в 1926. В романах и повестях - " Венская карета" (1935), " Медреш Пинхас" (1936), " Мотыльки" (1939), А. рисует жизнь евреев-тружеников в Бессарабии, евр. интеллигенцию. В 1949 вышла книга рассказов воен. лет " Корни" (рус. пер. 1959). Автор пьесы " Мониш" (1965), стихов, очерков, лит.-критич. эссе, переводов.

Соч.: Блетлех аутобиографиш, " Идише шрифтен", Варшава, 1959, май.

Лит.: Сакциер М., Мойше Альтман, " Советиш геймланд", 1965, № 8.

АЛЬТМАН Натан Исаевич [р. 10(22). 12.1889, Винница], советский художник, засл. художник РСФСР (1968). Учился в Одесском художеств, уч-ще (1902-07) и в Париже (1910-11). В ранний период испытал влияние ряда новейших направлений в иск-ве нач. 20 в. (кубизм и др.). Участвовал в оформлении революц. празднеств в Петрограде (1918) и Москве (1921-28). Выполнил с натуры реалистич. скульпт. портрет В. И. Ленина (бронза, 1920, Ленингр. филиал Центр, музея В. И. Ленина) и серию карандашных зарисовок В. И. Ленина. Известен как живописец (портрет А. А. Ахматовой, 1914, Рус. музей, Ленинград), скульптор (портрет А. В. Луначарского, гипс, 1920, Третьяковская гал.), график (илл. к " Петербургским повестям" Н. В. Гоголя, изд. в 1937), театр, художник (" Мистерия-Буфф" В. В. Маяковского, 1921, в Моск. цирке; " Гамлет" У. Шекспира, 1954, в Ленингр. театре драмы им. А. С. Пушкина).

Лит.: Петров В., Р азносторонний художник. " Творчество", 1969, №10.

АЛЬТМАРКСКОЕ ПЕРЕМИРИЕ 1629, заключено 26 сент. на 6 лет в Альтмарке (Altmark; ныне Стары-Тарг, Польша) между Швецией и Речью Посполитой. По А. п. шведы сохраняли завоёванные ими в 20-х гг. территории в Лифляндии (с Ригой) и большинство портов Вост. и Зап. Пруссии, кроме Кенигсберга, Гданьска и Луцка, а также (по особому договору с Гданьском) получали право сбора б. ч. пошлин с польск. торговли через Гданьск, где поляки лишались права строить и держать воен. флот. А. п., заключённое при франц., англ, и голл. посредничестве, облегчило непосредств. вступление Швеции в Тридцатилетнюю войну 1618-48. По окончании срока А. п. между Швецией и Речью Посполитой был заключён Штумсдорфский мир (1635). А. С. Как.

АЛЬТМЮЛЬ (Altnmhl), река в ФРГ, лев. приток р. Дуная. Берёт начало на С. гряды Франкенхёэ. Дл. 195 км. Пересекает Франконскую Юру в узкой, сильно извилистой долине. Половодье весной и осенью. Судоходна на 30 км от устья. Соединена Людвигс-каналом с системой р. Майн.

АЛЬТОВЫЙ ГОБОЙ, английский рожок (искажённый перевод франц. cor angle, букв.- согнутый под углом рог), духовой инструмент с двойной тростью. Разновидность гобоя, звучит на квинту ниже. Изобретение А. г. относят к 1-й пол. 18 в. Совр. А. г. имеет форму прямой трубки с металлич. изогнутой втулочкой вверху для вставки трости. А. г.- транспонирующий инструмент (обычно в тоне фа) и звучит на чистую квинту ниже, чем йотируется. Диапазон

по звучанию: [ris]

АЛЬТОНА (Altona), часть города Гамбурга в ФРГ. До 1937 А. являлась отдельным городом.

АЛЬТРАНШТЕДТСКИЙ МИР 1706, Альтранштадтский мир, между швед, королём Карлом XII и саксонским курфюрстом Августом, являвшимся одновременно польск. королём (Август II). Заключён 13(24) сент. 1706 в местечке Альтранштедт [(Altranstadt), Саксония] после захвата швед, войсками в ходе Северной войны 1700-21 значит, части терр. Польши и их вторжения в Саксонию. По А. м. Август II отказывался от польск. короны в пользу Станислава Лещинского, порывал союз с Россией. После победы России над Швецией под Полтавой (27 июня 1709) Август объявил А. м. недействительным, восстановил союз с Петром I (Торуньский договор 1709) и с помощью рус. войск вернул польск. престол.

АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme, от лат. alter - другой), нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собств. интересами в пользу интересов другого человека. Термин введён в этику французским философом О. Контом как противоположный по смыслу эгоизму. Принцип А. восходит к древневост. нравст. представлениям, формулируется в христианстве (" возлюби ближнего своего, как самого себя"), а в 17-18 вв. становится компонентом многих этич. учений (Шефтсбери, Хатчесон, А. Смит, Ж. Руссо я др.). В истории морального сознания человечества принцип А. имел двоякое значение. С одной стороны, начиная с эпохи разложения первобытных общин, он выражал нормы взаимопомощи в рамках личных взаимоотношений индивидов, противодействуя влиянию частнособственнич. интересов и др. обществ, тенденций, разделяющих людей, формировал сознание людей в духе бескорыстного служения друг другу. А. сохранил это значение вплоть до бурж. общества, где распространяется на область частной благотворительности и личных услуг. С другой стороны, всякая попытка представить принцип А. как путь преобразования антагонистич. общества на внеэгоистич. началах в конечном счёте вела к идеологич. лицемерию, скрывала антагонизм классовых отношений. В условиях социализма принцип А. сохраняет значение гл. обр. в области личных взаимоотношений между людьми, оказываясь недостаточным там, где люди служат "...не их „ближним", а „дальним", т. е. всему обществу в целом..." (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 22). О. Г. Дробницкий.

АЛЬТУЗИЙ (Althusius) Иоганн (1557, Диденсхаузен, - 12.8.1638, Эмден), немецкий юрист, теоретик права. Ярый кальвинист. В гл. труде " Политика..." (1603) А., один из ранних представителей бурж. теории естественного права (к-рую он строил на принципах кальвинистской теологии), развивал идею нар. суверенитета, доказывая, что народ имеет право свергать и казнить государей-тиранов (в этом А. близок к монархомахам). Труд А. по существу был теоретич. обоснованием республиканского строя Сев. Нидерландов.

Соч.: Politica methodice digesta et exemplis sacris et profanis illustrata, Camb., 1932.

Лит.: Ковалевский М., От прямого народоправства к представительному..., т. 2, М., 1906; Gierke О., Johannes Althusius..., 5 Ausg., Meisenheim am Glan, 1958.

АЛЬТФАТЕР Василий Михайлович (1883, Варшава, -20.4.1919, Москва), советский воен.-мор. деятель. Род. в дворянской семье. Окончил Мор. корпус (1902) и Мор. академию (1908). Участник рус.-япон. войны, затем служил на Балт. флоте и в Мор. Ген. штабе. Во время 1-й мировой войны представитель ВМФ, а затем нач. Воен.-мор. управления при главнокомандующем Сев. фронта, контр-адмирал (1917). После Вел. Окт. революции перешёл на сторону Сов. власти. С февр. 1918 пом. нач. Мор. Ген. штаба, участвовал в мирных переговорах в Бресте. С апр. 1918 чл. коллегии Наркомата мор. дел, с окт. 1918 чл. Реввоенсовета Республики, первый командующий мор. силами Республики. Сыграл видную роль в создании сов. ВМФ и обороне Петрограда.

АЛЬТЮССЕР (Althusser) Луи (p. 1G.10. 1918, Алжир), франц. философ-марксист, чл. Франц. коммунистич. партии, проф. Высшей нормальной школы (Париж). Автор исследований по истории философии, теории познания, диалектике и ист. материализму (сб. " За Маркса", 1965, в к-ром собраны историке-филос. работы А.; " Читать „Капитал" ", 1965, совм. с Ж. Рансьером и П. Машере). А. разрабатывает проблемы диалектики как логики, прежде всего на основе анализа кон-цептуально-филос. строения " Капитала". А. сосредоточивает внимание на теоретико-познавательных задачах, возникающих в исследовании структуры целостных развивающихся систем. А. подчёркивает радикальную новизну марксового метода мышления, резко отличая его как от гегелевского метода (А. отвергает формулу " переворачивания Гегеля с головы на ноги", как характеристику отношения Маркса и Гегеля), так и от гумани-стически-антропологич. интерпретаций марксизма. Взгляды А. обычно сближают с идеями структурализма. А. и его сотрудники разрабатывают также теорию истории познания (т. н. историч. эписте-мологии) и теорию историко-филос. метода.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.