Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Драматический театр. Истоки театр, иск-ва азерб






Истоки театр, иск-ва азерб. народа - в древнейших нар. празднествах и плясках. Элементы театральности содержались во мн. видах нар. творчества, сопровождавшего трудовые процессы. Были они и в календарных празднествах (" новруз" - наступление весны, " кев-седж" - подготовка к зиме) и в обрядах (" году-году" - призывание солнца в ненастные дни и дождя в дни засухи) и др.

Первичные формы театр, представлений связаны с синкретич. творчеством ашугов; к ним относятся также коллективный мужской танец " яллы", выступления канатоходцев, фокусников (кяндирбазов), представления дервишей и др. С давних времён получили распространение представления азерб. нар. театра - оюн и тамаша, из которых наиболее известны: " Кечал-пехлеван" (" Плешивый богатырь"), " Кафтаркос" (" Гиена"), " Марал оюну" (" Оленья игра"), " Хан-хан" (" Повелитель-судья"), " Тапдыг-чобан" (" Пастух Тапдыг"), " Тенбель гардаш" (" Брат-лентяй"), " Коса-коса" (игра в масках) и др. Древнейшим явлением театр, культуры А. был кукольный театр " Килим-арасы" (" Из-за ковра"), представления к-рого высмеивали уродливые стороны быта, обличали социальное неравенство, несправедливость. В ср. века возник и в дальнейшем получил широкое распространение азерб. религ.-мистериальный театр, отражавший в своих представлениях (" Ша-бих") идеологию феод, общества.

Воздействие прогрессивной культуры и иск-ва рус. народа, усилившееся в нач. 19 в. с присоединением Сев. А. к России, способствовало возникновению проф. театра в А. Основой развития нац. театра стала драматургия родоначальника азерб. реалистич. лит-ры, выдающегося писателя и драматурга М. Ф. Ахундова. Нек-рые из его комедий были поставлены на рус. яз. ещё при жизни драматурга в Петербурге (1851) и Тифлисе (1852). В 1873 в Баку состоялись первые представления комедий Ахундова " Гаджи Кара" (" Приключение скряги") и " Везир Лен-коранского ханства" (на азерб. яз.), в к-рых участвовали видный обществ, деятель Г. Зардаби и его ученики - будущие драматурги Н.Ф.Везиров, А.Адигеза-лов и др. Эта дата считается датой возник--новения азерб. проф. драматич. театра.

К кон. 19 в. спектакли на азерб. яз. ставились во мн. городах А.- в Гандже, Шуше, Шемахе, Нахичевани и др. Последователи Ахундова, выдающиеся азерб. просветители, драматурги Н. Ф. и Г. Везировы, Н. Н. Нариманов, А. Б. Ахвердов, С. С. Ахундов, Дж. Ма-медкулизаде, У. Гаджибеков и др. были также активными организаторами театр, постановок. В репертуар азерб. доре-волюц. театра входили пьесы этих авторов, включались также произв. русских (Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой) и зап.-европ. (У. Шекспир, Мольер, Ф. Шиллер) драматургов. Драматургия А. 19 в. (" Горе Фахреддина" Н. Ф. Везирова, " Разорённое гнездо", " Несчастный юноша", " Волшебница пери" Ахвердова и др.) была проникнута просветительскими и демократич. идеями, разоблачала нравы патриарх.-феод, общества, религ. фанатизм.

Огромное влияние на развитие азерб. театра оказала рус. Революция 1905-07. В это время возникали новые театр, коллективы - " Товарищество мусульманских драматич. артистов", труппа " Гамий-ет" (" Содействие"), просветит, общества " Ниджат" (" Спасение"), " Сафа" (" Чистота") с театр, секциями при них, расширялся круг драматургов, актёров, возрастало значение театра в культурной жизни А. Значит, вклад в развитие театра внесли выдающиеся актёры Г. Араблинский, Дж. Зейналов и др.

После установления Сов. власти в А. (1920) были созданы условия для подлинного расцвета азерб. театра. Пр-во Азерб. ССР национализировало театры, объединило разрозненные театр, труппы. В 1920 был создан Объединённый гос. театр, ныне Азерб. театр им. М. Азиз-бекова, деятельность к-рого отражает развитие нац. театр, культуры Сов. А. Значит, влияние на развитие азерб. сов. драматургии и театра оказало творчество Гусейна Джавида, Дж. Джабарлы. Опираясь на лучшие нац. традиции, театр систематически обращался к постановке мировой классики, разрабатывал в сотрудничестве с азерб. драматургами значит, темы современности. Работа над пьесами " Невеста огня", " Севиль", " Алмас", " В 1905 году", " Яшар" Дж. Джабарлы, отразившими пафос революц. борьбы и торжество социалистич. революции, была важнейшим этапом в творчестве театра. В 1930 театр выступал на Всесоюзной олимпиаде нац. театров в Москве, где высокое признание получили драматургия Дж. Джабарлы и мастерство актёров А. М. Шарифзаде, У. Раджаба, М. А. Алиева, С. Рухуллы и др. В 30 - 40-е гг. театр поставил спектакли, разнообразные по жанру и стилю: " Князь" и " Сиявуш" Гусейна Джавида; " Хаят" М. Ибрагимова; " Вагиф", " Хаылар", " Фархад и Ширин" С. Вургуна; " Гачах Наби" С. Рустама; а также " Гроза" Островского, " Гибель эскадры", " Платон Кречет" Корнейчука, " Отелло", " Макбет" Шекспира и др. В годы Великой Отечеств, войны героич. борьбу сов. народа, его патриотизм отражали спектакли: " Вэфа" Расула Рзы, " Месть" 3. Халила, " Львиное логово" М. Г. Тахмасиба и др. Оптимизмом были проникнуты постановки последующих лет: " Утро Востока" Э. Мамедханлы, " Светлый путь" И. Эфен-диева, " Айдынлыг" С. Рахмана и др. В 50-60-е гг. театр стремился к созданию спектаклей, отражающих трудовые подвиги и будни сов. людей, проблемы морали и нравственности, коммунистич. воспитания молодого поколения: " Бухта Ильича" Д. Меджнунбекова, " Глазной врач" И. Сафарли, " На дальних берегах" Г. Сеидбейли и И. Касумова, " Пламя" М. Гусейна, " Деревенщина" М. Ибрагимова, " Ты всегда со мной" И. Эфендиева, " Без тебя" III. Курбанова и др. Театр постоянно обращается к русской и зап.-европ. классике - " Живой труп" Л. Н. Толстого, " Антоний и Клеопатра", " Гамлет" Шекспира и др.

В республике работают также: Рус. драматич. театр им. С. Вургуна (осн. в 1923, Баку), Театр юного зрителя им. М. Горького (азерб. и рус. труппы, Баку), Театр кукол (Баку), Театр азерб. драмы им. Дж. Джабарлы (Кировабад), Муз.-драматич. театр им. Дж. Мамед-кулизаде (Нахичевань), Арм. театр им. М. Горького (Степанакерт), театры в гг. Агдам, Мингечаур, Сумгаит.

Значит, вклад в развитие нац. иск-ва внесли нар. артисты СССР: М- Алиев, М. Давудова, С. Рухулла, А. Искенде-ров, А. Алекперов, О. Курбанова; нар. артисты Азерб. ССР: И. Г. Идаятзаде, Д. Кязим Зия, Р. Тахмасиб, С. Гад-жиева, Ф. К. Кадри, М. Марданов, М. С. Санани, Б. Г. Шекинская; артисты А. М. Шарифзаде, У. Раджаб и мн. др.

Подготовка театр, кадров с 1923 была сосредоточена в бакинском театр, техникуме, с 1945 - в Азерб. гос. ин-те иск-в им. М. Алиева. В 1944 в Баку основано Азерб. театр, об-во.

Илл. см. на вклейке, табл. XXIV.

К. А. Касимов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.