Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Государственный строй 30 страница






АГРЕЖЕ (франц. agrege, букв.- принятый в общество ), учёная степень, введённая во Франции в 1808 и дающая право преподавать в лицее (среднем уч. заведении), а также на естественнонаучных и гуманитарных ф-тах ун-тов. Для получения степени А. необходимо завершить курс университетского образования (4-5 лет - в зависимости от специальности ), сдать дополнительно ряд экзаменов по избранной специальности и, как правило, подготовить и защитить дипломную работу. Диплом А. по научному уровню примерно эквивалентен диплому, к-рый получают выпускники сов. ун-тов после защиты дипломной работы.

АГРЕМАН (франц. agrement, от agreеr - одобрить ) в международном праве, предварительное согласие гос-ва принять определённое лицо в качестве главы дипломатич. представительства другого гос-ва. А. испрашивается дипломатич. путём, как правило, через отзываемого из данного гос-ва главу дипломатического представительства. Вопрос об А. сопровождается приложением краткой справки, содержащей осн. биографич. данные предполагаемого дипломатич. представителя. Уведомление об А. также осуществляется дипломатич. путём. Получение А. обусловливает возможность назначения данного лица главой дипломатич. представительства и помещения публикации об этом в официальном органе гос-ва. Отказ в А. не обязательно должен быть мотивирован. Такой отказ не должен рассматриваться как недружелюбный акт. На назначение членов персонала дипломатич. представительства А. не запрашивается; согласие гос-ва на их принятие определяется выдачей визы на въезд.

АГРЕНЕВ-СЛАВЯНСКИЙ (наст. фам. Агренев ) Дмитрий Александрович [7(19 ). 12.1834--10(23 ). 7.1908], русский певец, хоровой дирижёр, собиратель нар. песен. С 1869 концертировал с собственной капеллой в России и за рубежом, пропагандируя рус. и славянские нар. песни. Концерты А.-С. пользовались широкой популярностью. Сотрудницей А.-С. была его жена Ольга Христофо-ровна Агренева-Славянская (1847-1920), издавшая 2 сб. обработок песен из репертуара капеллы. Она же составила сб. " Описание русской крестьянской свадьбы с текстом и песнями" (3 части, 1887-89). Лит.: Юркевич М. В., Д. А. Славянский в его четвертьвековой художественной и политической деятельности по документальным данным..., М., 1889; Локшин Д., Замечательные русские хоры и их дирижеры, М., 1963, с. 64 - 75.

АГРЕССИНЫ (от лат. aggredior - нападаю ), антифагины, вирулины, предиспозины, продукты жизнедеятельности болезнетворных микробов, усиливающие их вредоносное действие. А. можно отнести к антигенам. Вводимые в организм животного вместе с микробами А. подавляют фагоцитоз, усиливают размножение микробов и, соединяясь с антителами, предохраняют микробы от действия последних. Все это ведёт к обострению болезненного процесса. При введении одних А. они не оказывают токсич. действия, но вызывают появление специфич. антител и развитие им м унитета.

АГРЕССИЯ (от лат. aggressio - нападение), понятие современного междунар. права, которое охватывает любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним государством против территориальной целостности или политической независимости другого государства или народа (нации). Наиболее опасной формой А. является применение вооруж. силы; вооруж. нападение одного гос-ва на другое считается тягчайшим междунар. преступлением против мира и безопасности человечества. Понятие А. включает признак инициативы, означает применение к.-л. гос-вом силы первым. Осуществляемые в порядке самообороны, хотя бы и с применением вооруж. силы, действия гос-ва, подвергшегося нападению, не могут считаться актом А., так же как коллективные действия гос-в, предпринимаемые в соответствии с Уставом ООН для поддержания или восстановления междунар. мира и безопасности. Понятие А. применимо только к междунар. конфликтам, оно не применимо к гражд. войнам: субъектами А. могут быть только гос-ва, а не часть народа, ведущая борьбу против к.-л. другой его части в рамках одного и того же гос-ва. Объектом А. также обычно является гос-во, хотя в практике им-периалистич. гос-в многочисленны примеры применения силы, в т. ч. и вооружённой, против народов, осуществляющих своё неотъемлемое право на самоопределение и создание независимого и свободного гос-ва.

Запрещение А. До Великой Октябрьской социалистич. революции обращение к войне независимо от её целей рассматривалось как неотъемлемое право каждого гос-ва (jus ad bellum), как высшее проявление его суверенитета в междунар. отношениях. Это право охранялось всей системой принципов и норм междунар. права.

Инициатором запрещения А. и объявления её междунар. преступлением явилось Советское гос-во; уже в Декрете о мире (1917) оно заявило, что видит одной из осн. целей своей внеш. политики искоренение междунар. войн, и объявило такие войны в любой форме "...величайшим преступлением против человечества...". В условиях широкого антивоенного движения, возникшего после 1-й мировой войны 1914-18, государства-победители вынуждены были принять определённые меры, направленные к осуждению А. Так, в преамбуле Статута Лиги Наций признавалась необходимость "...принять некоторые обязательства не прибегать к войне...". Статья 11 Статута гласила, что "...всякая война или угроза войны, затрагивает ли она прямо, или нет кого-либо из членов Лиги, интересует Лигу в целом...", и "...последняя должна принять меры, способные действительным образом оградить мир наций".. Проблема постановки агрессивных войн вне закона обсуждалась в Лиге Наций и на различных междунар. конференциях, о необходимости запрещения и о преступности А. упоминалось в проекте Договора о взаимопомощи от 15 авг. 1923, в Женевском протоколе о мирном разрешении споров от 2 окт. 1924 (оба не приобрели обязательной силы). 24 сент. 1927 Ассамблея Лиги Наций приняла спец. декларацию, провозгласившую, что всякая агрессивная война является и остаётся запрещённой и составляет междунар. преступление. Практич. значение этой декларации сводилось на нет тем, что Статут Лиги Наций не только не содержал прямого запрещения А., но и допускал (ст. ст. 12, 13 и 15) обращение к войне при условии соблюдения нек-рых формальных требований, т. е. по существу легализовал войну. А. по букве Статута признавалось лишь нападение, совершённое в его нарушение.
Первым реальным шагом на пути запрещения А. и объявления её вне закона явился Парижский пакт от 27 авг. 1928, к-рый впервые установил многостороннее обязательство гос-в об отказе от применения вооруж. силы, указал, что его участники "...осуждают метод обращения к войне для урегулирования международных конфликтов" и " отказываются в своих взаимоотношениях от войны в качестве орудия национальной политики" и обязуются впредь разрешать все свои разногласия только мирными средствами. Т.о., Парижский пакт несомненно пошёл дальше Статута Лиги Наций в этом вопросе, однако практич. значение пакта ослаблялось тем, что его постановления не были подкреплены эффективной системой санкций на случай нарушения. Кроме того, Пакт содержал оговорки, к-рые давали возможность для уклонения от взятых обязательств. Стремясь придать универсальный характер принципу запрещения агрессивных войн, СССР первым ратифицировал Парижский пакт и добился досрочного введения его в действие путём заключения 9 февр. 1929 спец. протокола с Польшей, Румынией, Эстонией и Латвией (в том же году к Московскому протоколу присоединились Турция, Иран и Литва).
Ведя настойчивую борьбу за утверждение в междунар. праве принципа запрещения А., СССР заключил ряд договоров о ненападении и нейтралитете: с Турцией (1925), Германией (1926), Ираном (1927), Финляндией, Польшей и Францией (1932), Италией (1933), Китаем (1937), в к-рых предусматривался взаимный отказ сторон от любых агрессивных действий, от участия в подобных действиях, предпринимаемых третьими странами, от поддержки к.-л. агрессивных сил, а также устанавливалась система мирных средств разрешения всех могущих возникнуть споров.

В совр. междунар. праве запрещение А. имеет значение общепризнанного и общеобязат. для всех гос-в принципа, к-рый закреплён в Уставе ООН, а также в уставах Нюрнбергского (1945-46) и Токийского (1946-48) междунар. военных трибуналов. Так, Устав ООН обязывает её членов разрешать все свои споры только мирными средствами (п. 3, ст. 2), не допуская никаких исключений из этого принципа, и воздерживаться в своих междунар. отношениях от угрозы силой или её применения против территориальной неприкосновенности или по-литич. независимости любого гос-ва или к.-л. другим образом, несовместимым с целями ООН (п. 4, ст. 2). Применение гос-вом силы допускается лишь в крайних случаях: или при осуществлении права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдёт вооруж. нападение на члена ООН, и только до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания междунар. мира и безопасности (ст. 51), или при осуществлении по решению Совета Безопасности принудит, мер, направленных к предотвращению и устранению угрозы миру и подавлению актов А. (ст. ст. 39-я, 41-я, 42-я, 43-я, 48-я). Уставы Нюрнбергского и Токийского междунар. военных трибуналов закрепили юридич. квалификацию А. как тягчайшего междунар. преступления. Принципы междунар. права, нашедшие своё выражение в Уставе и приговоре Нюрнбергского трибунала, подтверждены резолюцией Ген. Ассамблеи ООН от 11 дек. 1946.
Ответственность за А. В совр. междунар. праве существует принцип между нар.-правовой ответственности за А., вытекающий из принципа запрещения применения силы или угрозы силой в междунар. отношениях. Гос-ва, совершившие преступления против пира, несут политич. и материальную ответственность, а физич. лица - индивидуальную уголовную ответственность. По старому междунар. праву, к-рое признавало " право на войну", гос-во, совершившее нападение, и гос-во, подвергшееся нападению, находились юридически в равном положении. Правовые последствия войны определялись её фак-тич. результатами, т. к. междунар. право признавало т. н. " право победителя". Победитель мог диктовать побеждённому любые условия мира. Принцип ответственности государств по существу не распространялся на войну и её последствия. Утверждение в междунар. праве принципа запрещения А. и применения силы в междунар. отношениях внесло коренные изменения в институт междунар.-правовой ответственности гос-в. Ликвидация " права на войну" привела к ликвидации " права победителя", а также таких тесно связанных с ним институтов, как аннексия, контрибуция и др. Правовые последствия войны определяются ныне не фактом победы, а ответственностью гос-ва за А., за совершение преступлений против мира. Принцип ответственности гос-ва за войну и её последствия нашёл выражение и закрепление в междунар. договорах и соглашениях, относящихся ко 2-й мировой войне 1939-45 (Декларация о поражении Германии и взятии союзниками на себя верховной власти в отношении этой страны, Потсдамские соглашения и др.), а также в мирных договорах 1947. 1ак, в Мирном договоре с Италией говорится: " Принимая во внимание, что Италия под фашистским режимом стала участником тройственного пакта с Германией и Японией, предприняла агрессивную войну и тем самым вызвала состояние войны со всеми Союзными и Соединёнными Державами и с другими Объединёнными. Нациями, и несёт свою долю ответственности за эту войну". Аналогичные положения содержатся в мирных договорах с Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией. Ответственность гос-ва за А. может включать все виды и формы междунар.-правовой ответственности (см. Ответственность государства).В случае применения по решению Совета Безопасности ООН военных санкций против агрессора вооруж. силы должны предоставляться членами ООН в распоряжение Совета Безопасности на основе особых соглашений, заключаемых между Советом Безопасности и соответствующим государством - членом ООН. До наст, времени (1969), однако, такие соглашения не заключены, вследствие чего применение Советом Безопасности ООН военных санкций к агрессору практически затруднено. Отдельные гос-ва также имеют право реагировать на нарушения международного права, затрагивающие поддержание междунар. мира: средства воздействия против агрессора, к-рые они могут применять вне рамок ООН, довольно многочисленны, но они существенно отличаются от средств, применяемых ООН, как правило, это меры, не связанные с использованием вооруж. силы. Устав ООН не затрагивает право гос-в на индивидуальную и коллективную самооборону, однако использование вооруж. силы в порядке самообороны возможно только в случае вооруж. нападения, а не в случае угрозы такого нападения или к.-л. других форм А. Применение любых мер самообороны против А. поставлено Уставом ООН под контроль Совета Безопасности. Ответственность за А. включает не только принудит, меры, направленные на пресечение А. и восстановление между-нар. мира, но и различные меры по ликвидации последствий А. и предупреждению возможности её возобновления.

Различают политич. и материальную ответственность гос-ва за А. Политич. ответственность выражается в различных формах временного ограничения суверенитета государства-агрессора: полной или частичной демилитаризации, демократизации гос. и обществ, строя и т. д. Напр., в соответствии с Потсдамскими соглашениями оккупация Германии должна была обеспечить искоренение герм, милитаризма и нацизма с тем, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира; предотвращение с этой целью всякой фашистской и милитаристской деятельности и пропаганды, поощрение демократич. развития Германии; ликвидацию чрезмерной концентрации в экономике Германии - картелей, синдикатов и др., к-рые обеспечили приход фашизма к власти, подготовку и осуществление гитлеровской А.
Материальная ответственность государства-агрессора может выражаться в реституции (возвращение в натуре тех или иных материальных ценностей) или в репарации (возмещение нанесённого ущерба).
Между нар. право предусматривает также индивидуальную уголовную ответственность за А. лиц, виновных в планировании, подготовке, развязывании или осуществлении А., а также лиц, совершивших в ходе А. преступления против законов и обычаев войны и преступления против человечности (см. Военные преступники). Принцип индивидуальной уголовной ответственности за А. был подтверждён в ряде резолюций Ген. Ассамблеи ООН, а также в проекте Кодекса преступлений против мира и человечества, разработанном Комиссией междунар. права ООН.

Определение А. Инициатива разработки определения А. принадлежит СССР. 6 февр. 1933 на Конференции по разоружению (в Женеве) Советское пр-во представило проект Декларации об определении нападающей стороны, при составлении к-рого СССР исходил из того, что запрещение А. может превратиться в пустую фразу, если заранее не будет чётко определено понятие А., т. е. какие действия гос-в запрещены и представляют собой акт А. Советский проект предусматривал, что нападающей стороной в междунар. конфликте будет признано то гос-во, к-рое первым совершит одно из следующих действий: объявит войну другому гос-ву; вооруж. силы к-рого, хотя бы и без объявления войны, вторгнутся на территорию другого гос-ва; вооруж.силы к-рого бомбардируют территорию или сознательно атакуют морские и воздушные суда другого гос-ва и т.д.; установит морскую блокаду берегов или портов другого гос-ва. В проекте подчёркивалось, что никакие соображения политич., стратегич. или экономич. порядка не могут служить оправданием для совершения перечисленных действий, и давался развёрнутый примерный перечень таких соображений. В случае же мобилизации или сосредоточения к.-л. гос-вом значит, вооруж. сил вблизи границ другого гос-ва последнее должно было обратиться к дипломатич. или иным средствам мирного урегулирования конфликта, а также приобретало право принять ответные меры военного характера, не переходя, однако, границ.

Советское определение А. получило широкое междунар. признание, хотя Конференция по разоружению была сорвана империалистич. гос-вами и конвенция об определении нападающей стороны не была принята. Это определение легло в основу Лондонских конвенций об определении А., заключённых СССР в 1933 с 11 соседними гос-вами, а также оказало влияние на ряд междунар. соглашений, заключённых другими гос-вами (напр., Межамер. договор о ненападении и согласительной процедуре 1933, Межамер. конвенция о невмешательстве 1936). Пакт о Балканской Антанте 1934 прямо ссылался на определение А., содержащееся в Лондонских конвенциях 1933. Советское определение А. сыграло важную роль в борьбе за междунар. мир и безопасность и явилось крупным вкладом в прогрессивное развитие междунар. права. На Нюрнбергском процессе над главными военными преступниками это определение было признано " одним из наиболее авторитетных источников международного права".

При разработке Устава ООН в него не было включено определение А., хотя соответствующие предложения вносились рядом делегаций на Сан-Францис-ской конференции. Однако по инициативе СССР вопрос об определении А. был поставлен в ООН и обсуждался на 5-й (1950), 6-й (1951-52), 7-й (1953), 9-й (1954) и 12-й (1957) сессиях Ген. Ассамблеи ООН, этим вопросом занимались также Комиссия междунар. права (1951) и спец. комитеты, создававшиеся для этой цели (в 1953 и 1956). Советский Союз внёс на рассмотрение ООН определение А., выдвинутое им в 1933, дополнив его положением, согласно к-рому как нападение должны рассматриваться также поддержка к.-л. гос-вом вооруж. банд, к-рые, будучи образованными на его территории, вторгнутся на территорию другого гос-ва, или отказ этого гос-ва, несмотря на требование подвергшегося нападению гос-ва, принять на своей территории все зависящие от него меры для лишения этих банд всякой помощи и покровительства. Несмотря на сопротивление, к-рое оказывали США и их союзники в ООН разработке определения А., Ген. Ассамблея ООН в 1952 приняла резолюцию, в к-рой говорилось о возможности и желательности " в целях обеспечения международного мира и безопасности... определить агрессию при помощи её составных элементов". На 9-й (1954) и 12-й (1957) сессиях Ген. Ассамблеи за разработку такого определения высказалось значит, большинство государств - членов ООН. Однако империалистич. державы продолжали саботировать выполнение этой важнейшей политич. задачи, всячески затягивали и, в конце концов, сорвали работу спец. комитета по определению А. Созданный на 12-й сессии Ген. Ассамблеи ООН комитет, призванный ускорить рассмотрение вопроса об определении А., также не смог выполнить возложенных на него задач вследствие обструкционистской позиции США и др. зап. держав. Советское пр-во, озабоченное развитием событий на междунар. арене, на 22-й сессии Ген. Ассамблеи (1967) внесло предложение об ускорении разработки определения А. и создании в этих целях нового спец. комитета ООН. Это предложение было, едино душно поддержано государствами - членами ООН.
Уже состоялись две сессии Спецкомитета (1968 и 1969), в ходе которых СССР внёс на рассмотрение Комитета новое определение вооружённой агрессии. Сохраняя прежний принципиальный подход, согласно которому агрессором является государство, первым совершившее определённые действия, новое советское определение дополнено двумя существенными элементами: о недопустимости применения для нападения оружия массового уничтожения и о праве колониальных народов вести вооружённую борьбу за своё самоопределение.

В. И. Менжинский

АГРИДЖЕНТО (Agrigento), город в Италии, на Ю. о. Сицилия. Адм. ц. пров. Агридженто. 51, 4 тыс. жит. (1966). Центр добычи серы (вывоз через Порто-Эмпе-докле). Археол. музей. Осн. родосцами из Гелы ок. 582 до н. э, (др.-греч. Акрагант, лат. Агригентум). А. являлся крупным торг, центром античного Средиземноморья. В период Пунических войн А. в 262 до н. э. был взят римлянами. В период 1-го Сицилийского восстания рабов (2 в. до н. э.) один из важных пунктов движения последних. В А. руины античного города (греч. храмы 6-5 вв. до н. э. и др.).

АГРИКОЛА (Agricola) Георг [наст. фам. Бауэр (Ваиег); лат. agricofa - земледелец, пер. нем. слова Ваиег] (24.3.1494- 21.11.1555), немецкий учёный в области горного дела и металлургии (по образованию врач). В 1527-31 жил в г. Яхимове (Чехия) - крупном центре горнорудной и металлургич. пром-сти, а с 1533 в Хемнице (Саксония). А. впервые обобщил опыт горно-металлургич. произ-ва, систематизировав его по процессам: поиски и разведка месторождений полезных ископаемых; вскрытие и разработка месторождений; обогащение руд; пробирное искусство и металлургич. процессы. В минералогии А. описаны 20 новых минералов и установлены методы определения их по внеш. признакам. А. одним из первых проследил влияние условий труда на здоровье работающих. Изучал лечебные свойства металлов и минералов.

Осн. труд А." De re metallica" (закончен в 1550, впервые опубл. на лат. яз. в 1556).

Соч.: De natura corum qua! effluunt ex terra, Venetiis, 1553; De Peste, Basileae, 1554; в рус. пер.-О горном деле и металлургии, [М.], 1962.

Лит.: Шухардин С. В., Георгий Аг-рикола, М., 1955 (имеется список соч. А. и лит. о нём); Georgius Agricoia. 1494-1555. В., 1955.

АГРИКОЛА (Agricola) Микаэль (ок. 1508 или 1510-9.4.1557), глава Реформации в Финляндии и родоначальник финской лит-ры. В 1536-39 учился в Виттен-бергском ун-те у Лютера и Меланхтона; с 1554 первый протестантский лютеранский епископ в Финляндии (в Або). Издал первый букварь фин. языка (1542), переводы на фин. яз. ряда молитвенников, Нового завета (1548), части Ветхого завета (1551-52) и др. религ. сочинений.

Лит.: TarvainenO., Aamun mies. Micael Agricolan elama ja tyo, Hels., [1957].

АГРИКОЛА (Agricola) Рудольф [собственно Гюисман, голл. Xеисман (Huysman) Рулоф] (ок. 1443- окт. 1485), один из ранних представителей североевроп. гуманизма. Род. Близ Гронингена (Нидерланды). В 1468-79 жил в Италии. В публ. лекциях в Гей-дельберге и Вормсе, в письмах и стихах нападал на схоластику, выступал за свободное развитие науч. мысли. Отличался большой разносторонностью интересов (философия, знание языков - древних и живых, занятие музыкой, живописью и др.).

Лит.: I h m G., Rudolf Agricola..., Paderborn, 1893.

АГРИКУЛЬТУРА (лат. agricultura- полеводство, земледелие), агрокультура, совокупность приёмов, направленных на повышение культуры земледелия. Термин; А.; устарел.

АГРИППА Марк Випсаний (Marcus Vipsanius Agrippa) (p. ок. 63 - ум. 12 до н. э.), римский полководец и гос. деятель, сподвижник Августа. Одержал ряд крупных побед во время борьбы Октавиана Августа за власть: в 41 в Перузинской войне, в 36 при Милах и Навлохе - во время войны с Секстом Помпеем, в 31 у м. Акций - во время войны с Антонием и Клеопатрой. В 20-19 подавил восстание исп. племён. Был ближайшим помощником Августа в государственных делах и с 21 (после вступления в брак с дочерью Августа Юлией) его соправителем. Известен своими постройками в Риме (водопровод, храм Пантеон, термы и др.) и Галлии. Автор не дошедших до нас автобиографии и геогр. комментариев, использованных антич. авторами Страбоном и Плинием Старшим.

АГРО... (от греч. agros - поле), составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову " агрономический" (напр., агрохимия, агротехника, агрометеорология).

АГРОБИОЛИГИЯ (от агро... и биология), сумма знаний из области биологии, имеющая непосредств. отношение к растениеводству и животноводству. Под А. понимают применение осн. биол. закономерностей в практике с.-х. произ-ва. В 40-50-х гг. 20 в. Т. Д. Лысенко и его последователи термином; А.; необоснованно пытались подменить понятие -биология в целом. Такая попытка несостоятельна. В последние годы в советской научной лит-ре термин; А.; вытеснен понятием сельскохозяйственная биология.

АГРОБИОЦЕНОЗ (от агро..., греч. bios - жизнь и koinos - общий), сообщество организмов в посевах и посадках культурных растений; одна из широко распространённых форм вторичных биоценозов. Каждый вид культурного растения формирует свой характерный А. с серией константных (постоянных) и доминирующих (господствующих) видов (см. Агрофитоценозы). От первичных биоценозов А. отличаются неспособностью к длительному самостоят, существованию вследствие резкого ослабления саморегу-ляторных процессов; их временная устойчивость поддерживается деятельностью человека. Др. важное свойство А.- доминирование (преобладание) немногих рас-тительноядных видов животных, среди к-рых основу составляют вредители, особенно насекомые. Энергетич. основу А. составляет культивируемое растение, определяющее вместе с сопутствующими сорными видами растений состав животного населения.

Лит.: Бей-Биенко Г. Я., О некоторых закономерностях изменения фауны беспозвоночных при освоении целинной степи,; Энтомологическое обозрение;,

1961, т. 40, № 4, с. 763-75; его же,

Общая энтомология, М., 1966, с. 432 - 34.

Г. Я. Бей-Биенко.

АГРОКЛИМАТИЧЕСКИЕ КАРТЫ- карты, отображающие климатич. условия в их взаимодействии с объектами и процессами с.-х. производства. Первые А. к. опубликованы в России П. И. Броуновым в 1913 (карты агроклиматич. районирования и вероятности засушливых декад в Европ. России). А. к. могут характеризовать: 1) весь комплекс агроклиматич. ресурсов той или иной территории (Атлас Забайкалья, 1967); 2)климатич. условия произрастания отд. культур, напр, сахарной свёклы (Биоклиматический атлас Шлезвиг-Гольштейна, 1948); 3) отд. виды климатич. ресурсов с. х-ва в показателях, наиболее удобных для практики, напр, суммы активных темп-р, продолжительность вегетац. периода, содержание продуктивной влаги в почве (Атлас сельского хозяйства СССР, I960); 4) климатич. явления, опасные для с. х-ва, напр, карты опасных заморозков, повреждения зерна суховеями, повторяемости вымерзания озимых (Агроклиматический атлас Украинской ССР, 1964); 5) сроки вегетации культур и проведения с.-х. работ (Атлас Швеции, 1953-). А. к. используют в планировании и ведении с. х-ва. Ю. Г. Кельнер.

АГРОКЛИМАТОЛОГИЯ (от агро..., греч. klima - климат и logos - наука), раздел климатологии, изучающий климат как фактор с.-х. произ-ва. Почва и её плодородие, водные ресурсы суши и растительности в значит, мере определяются климатом. Климатич. условия учитываются при специализации с. х-ва. История А. тесно связана с практич. запросами с. х-ва. Основоположником отечеств. А. был рус. учёный А. И. Воейков; за рубежом - Дж. Ацци (Италия), Б. Ливингстон (США). В СССР трудами Г. Т. Селяни-нова, П. И. Колоскова, Л. Н. Бабушкина, Ф. Ф. Давитая, И. А. Гольцберг, С. А. Сапожниковой, Д. И. Шашко и др. разработаны методы с.-х. оценки климата. Проведена оценка агроклиматич. ресурсов СССР, дана агроклиматич. характеристика заморозков, засух и суховеев. На основании обобщённых наблюдений и экспериментальных исследований по всем областям, краям и республикам составлены агроклиматич. справочники. Задачами А. являются: с.-х. оценка климата и агроклиматич. районирование в целях наиболее рационального размещения с.-х. культур, сортов, видов и пород домашних животных; обоснование отд. приёмов и комплекса агротехнич. мероприятий, их эффективности в данных климатич. условиях; разработка способов борьбы с неблагоприятными явлениями климата и погоды; изучение изменений микроклимата с.-х. угодий. Большое практич. значение имеют исследования по установлению зависимости роста, развития и урожайности культурных растений от осн. климатич. факторов. Количеств, выражения этих зависимостей принято называть агроклиматически-ми показателями (напр., суммы температур, характеризующие потребность растений в тепле за период вегетации; количество влаги, необходимое для получения определённого урожая, и др.). Исследование распределения агроклиматич. показателей по территории с учётом их повторяемости в длинном ряде лет (60-80) в конкретных р-нах позволяет установить степень соответствия потребностей с.-х. культур и их сортов климатич. условиям. В СССР разработаны методы расчёта климатич. обеспеченности теплом, осадками, запасами почвенной влаги, продолжительности безморозного периода, повторяемости заморозков, суховеев и др. А. изучает климат отд. земельных массивов и полей севооборота с учётом их рельефа, экспозиции склонов, влияния растительности, агротехнич. и мелиоративных мероприятий на ход ме-теорологич. элементов в посеве. Полученные при этом результаты исследований уточняют и дополняют с.-х. оценку климата, дают материал для обоснования агротехники.

Основные направления исследований в области А. заключаются в дальнейшей разработке теории комплексной оценки агроклиматич. ресурсов территории, разработке комплексных агроклиматич. показателей урожайности ведущих с.-х. культур и обоснования наиболее рационального их размещения; в обосновании системы агротехнич. и мелиоративных мероприятий для устранения последствий неблагоприятных явлений климата (с учётом микроклиматич. особенностей полей севооборота); в разработке методов применения агроклиматич. данных для долгосрочных агрометеорологич. прогнозов роста и развития с.-х. культур. В СССР исследования в области А. проводятся в учреждениях Главного управления гидрометеослужбы, во Всесоюзном ин-те растениеводства и ряде высших учебных заведений.

Лит.: Селянинов Г. Т., Методика сельскохозяйственной характеристики климата, в кн.: Мировой агроклиматиче-ский справочник, Л.- М., 1937; Воейков А. И., Климаты земного шара, в особенности России, Избранные сочинения, т. 1, М.- Л., 1949; Давитая Ф. Ф., Климатические зоны винограда в СССР, 2 изд., М., 1948; Сапожникова С. А., Микроклимат и местный климат, Л., 1950; Агроклиматические условия районов освоения целинных и залежных земель, под ред. Ф. Ф. Давитая, Л., 1954; Гольцберг И. А., Агроклиматическая характеристика заморозков в СССР и методы борьбы с ними, Л., 1961; Агроклиматический атлас Украинской ССР, под ред. С. А. Сапожниковой, Киев, 1964. Ю. И. Чирков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.