Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Государственный строй 17 страница






Произ-во в А. п.- массово-поточное. Уровень механизации и автоматизации высок, развивается специализация. Авто-моб. з-ды получают по кооперации электрооборудование, шариковые и роликовые подшипники, изделия из резины, пластмасс, стекла, широкий ассортимент профилей, спец. узлы и агрегаты (карбюраторы, амортизаторы), краски, лаки, ткани и т. п. Созданные в годы Великой Отечеств, войны 1941-45 и после войны Уральский, Минский, Ульяновский, Кременчугский, Белорусский, Запорожский автомоб. з-ды получают с других заводов двигатели, коробки перемены передач, карданные валы, рессоры, колёса, радиаторы, отд. з-ды получают также полуфабрикаты (отливки из чёрных и цветных металлов). Специализация распространилась также на ЗИЛ и ГАЗ, к-рые раньше были комплексными предприятиями. С Моск. автозавода выведено на специализированные з-ды произ-во компрессоров для пневмотормозов, карданных валов, радиаторов, передних, средних и задних ведущих мостов и раздаточных коробок для трёхосных автомобилей. ГАЗ для вновь осваиваемых автомобилей получает двигатели со специализированного моторного з-да. Ярославский з-д в 1959 прекратил произ-во автомобилей (оно перенесено в Кременчуг) и превратился в моторный з-д. В Горьковской обл. построен з-д по произ-ву карбюраторных двигателей для легковых и грузовых автомобилей и с 1960 начал их выпускать. Созданы специализированные предприятия: в Мелитополе - з-д силовых агрегатов для микролитражных автомобилей (выпуск с 1960), в Паневежисе (Литов. ССР) - автомоб. компрессоров (с 1959), в Ярославле - топливной аппаратуры (с 1960), в Полтаве (УССР) - тормозной аппаратуры (с 1959), в Херсоне (УССР, с 1959) и в Гродно (БССР, 1959) - карданных валов, во Фрунзе (Кирг, ССР, 1959) и Лихославле (Калининская обл., 1959) - з-ды радиаторов. Построен кузнечный з-д в Токмаке (УССР, 1965 ), строится (1968 ) литейный з-д для выпуска чугунных и стальных автомоб. отливок в Саранске (Морд. АССР ). Специализированные з-ды применяют высокопроиз-водит. оборудование и совершенную технологию произ-ва.

В зарубежных социалистич. странах А. п. также получает всё большее развитие (см. табл. 4 ).

Табл. 4. - Выпуск автомобилей в отдельных социалистических странах (шт.)
         
Венгрия        
грузовые        
автобусы        
Всего        
ГДР        
грузовые1        
лекговые        
легковые        
КНДР        
грузовые        
легковые Всего        
Польша        
грузовые        
легковые Всего 4000 16473 12900 36900 26400 60600 27880 63930
Румыния        
грузовые1        
легковые Всего 52002     5610 27806
Чехословакия        
грузовые1        
легковые Всего 12530 26510 56211 74944 77705 91713 111718 133174
Югославия        
грузовые1        
легковые Всего 990 41812 10461 15921 35880 47739 47900 60000
1 Включая автобусы. 2 Данные за 1956.

Из капиталистич. стран наиболее развитую А. п. имеют США (см. табл. 5).

Табл. 5. - Выпуск автомобилей в капиталистических странах в 1967 (шт.)
  Всего В том числе
легковые грузовые, включая автобусы
США      
Япония      
ФРГ      
Франция      
Англия      
Италия      
Канада      

Во всех капиталистич. странах подавляющая часть автомоб. произ-ва приходится на долю небольшого числа крупных монополий (см. Автомобильные монополии).

Лит.: Селифонов В. Я., Автомобильная промышленность СССР в 1959 - 1965 гг., М., 1959; ДинерштейнМ.А., Кацура П. М., Задачи и перспективы развития автомобильной промышленности СССР в 1966 - 1970 гг., М., 1967; Полвека труда и строительства. История Ярославского ордена Ленина моторного (автомобильного) завода 1916 - 1966, Ярославль, 1966; Горьковский автомобильный. Очерк истории завода, [М., 1964]; История Московского автозавода им. И. А. Лихачева, М., 1965; Абрамович А. Д., Краткий очерк развития автомобильной промышленности и автомоб. транспорта в СССР, М., 1958; Колесников Ф. А., Автомобилестроение в капиталистич. странах, М., 1966. В. Я. Селифонов.

Илл. см. на вклейке, табл. XIV.

" АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ", ежемесячный научно-технич. журнал, орган Мин-ва автомоб. пром-сти СССР. Издаётся в Москве с 1946 (с 1930 выходил под назв. " Автотракторное дело", в 1941 -1945 не издавался ). Тираж (1969 ) 11 тыс. экз. Освещает достижения в области конструирования новых типов автомобилей, двигателей, вопросы организации и технологии автомобильного производства.

АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ, Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ ), в ведении Мин-ва автомоб. транспорта и шоссейных дорог РСФСР. Создан в 1939 в Москве под назв. Центр. НИИ автомоб. транспорта (ЦНИИАТ ), в 1953-56 - Всесоюзный НИИ автомоб. транспорта (ВНИИАТ ), с 1956- НИИАТ. Имеет филиал в Ленинграде. В тематике НИИАТ: вопросы повышения производительности труда на автотранспорте, организации перевозок и снижения себестоимости; улучшения эксплуатации качеств подвижного состава; орг-ции и технологии тех-нич. обслуживания и ремонта автомобилей и шин; орг-ции и обеспечения безопасности движения автомобилей; улучшения эксплуатац. качеств автомоб. топлива и смазочных материалов. Ин-т имеет аспирантуру.

АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЕ ИНСТИТУТЫ, готовят инженеров по проектированию, стр-ву и эксплуатации автомоб. дорог, мостов, тоннелей; по эксплуатации автомоб. транспорта и дорожных машин; по экономике и организации автомоб. транспорта. Нек-рые А.-д. и., кроме того, выпускают специалистов по стр-ву аэродромов, по автоматизации и комплексной автоматизации стр-ва, пром. и гражд. стр-ву, по гидропневмоавтоматике и гидроприводу.

В СССР в 1969 имелось 4 А.-д. и.: Московский автомобильно-дорожный институт (осн. 1930 ), Сибирский им. В. В. Куйбышева (в Омске, осн. 1930 ), Харьковский (осн. 1930 ), Киевский (осн. 1944 ). Во всех А.-д. и. есть дневные и вечерние ф-ты; в Сибирском имеется заочный, в Харьковском (в г. Каменец-Подольске Хмельницкой обл. ) - общетех-нич. ф-т. Срок обучения в А.-д.и.- 5- 6 лет (в зависимости от формы обучения ). Защитившим дипломный проект (работу ) присваивается квалификация инженера путей сообщения, инженера-механика и т. д. В А.-д. и. ведётся также подготовка науч. и науч.-пед. кадров через аспирантуру. Московский А.-д.и. имеет право приёма к защите докт. и канд. диссертаций, Киевский и Харьковский - кандидатских.

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ВОЙСКА, спец. войска, предназначенные для подвоза боеприпасов, горючего, продовольствия и др. материальных средств, необходимых для ведения боевых действий, а также для эвакуации раненых, больных и т.д..А. Состоят из автомобильных (авто-транспортных) подразделений и частей, организационно входящих в состав общевойсковых частей и соединений, а также частей и соединений родов войск или же составляют отд. автомоб. части. В некоторых армиях А. в. наз. транспортными войсками.

" АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ", ежемесячный производственно-технич. журнал, орган Мин-ва транспортного строительства СССР. Издаётся в Москве с 1954. Тираж (1969) 17 тыс. экз. Освещает вопросы проектирования, строительства, ремонта и содержания автомоб. дорог, а также достижения науки и техники в этой области.

АВТОМОБИЛЬНЫЕ МОНОПОЛИИ капиталистических стран. Подавляющая часть произ-ва и сбыта автомобилей сконцентрирована в руках небольшого числа монополий США, ФРГ, Франции, Италии и Англии. В 1966 почти 4/5 мирового капиталистич. произ-ва автомобилей приходилось на долю 3 амер. и 7 западноевроп. автомоб. монополий, в т. ч. ок. 60% - на долю монополий США. С конца 50-х гг. в число ведущих А. м. выдвинулись также компании Японии.

В каждой стране выпуск автомобилей сосредоточен на предприятиях нескольких компаний. В 1966 в США на долю " большой тройки" [" Дженерал моторе" (General Motors), " Форд мотор" (Ford Motor) и " Крайслер" (Chrysler)] приходилось св. 90% всего произ-ва автомобилей; 4 фирмы в ФРГ [" Фольксвагенверк" (Volkswagenwerk), " А. Опель" (A. Opel), " Форд-верке" (Ford-Werke) и " Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz)], 5 компаний в Англии [" Бритиш мотор холдинге" (British Motor Holdings), " Форд мотор", " Воксхолл моторе" (Vauxhall Motors), " Руте моторе" (Rootes Motors) и " Лей-ленд мотор" (Leyland Motor)], 4 фирмы во Франции [" Рено" (Renault), " Пежо отомобиль" (Peugeot Automobiles), " Сит-роен" (Citroen) и " СИМКА отомобиль" (SIMCA Automobiles)] практически монополизировали выпуск автомобилей в своих странах. В Италии " ФИАТ" (" Фабрика итальяна аутрмобили Тори-но" - FIAT, Fabbrica Italiana Automobili Torino) контролирует 90% произ-ва автомобилей. В Японии св. 2/3 выпуска автомобилей сосредоточено на предприятиях 4 фирм: " Тоёта мотор" (Toyota Motor), " Ниссан мотор" (Nissan Motor), " Toe когё" (Toyo Kogyo) и " Мицубиси хэви индастрис" (Mitsubishi Heavy Industries). (См. табл. 1.)

А. м. относятся к пром. гигантам капиталистич. мира. 7 А. м. входят в число крупнейших капиталистич. монополий, обороты по продаже к-рых превышают 1, 5 млрд. долл. " Дженерал моторе" и " Форд мотор" по объёму продаж занимают 1-е и 2-е места среди пром. компаний капиталистич. мира, а по размеру активов уступают лишь крупнейшему нефт. тресту " Стандард ойл К0 (Нью-Джерси ) " [Standard Oil (New Jersey ) ]. " Фольксвагенверк" занимает по объёму продаж 1-е место среди компаний ФРГ и 4-е - в мире. " ФИАТ" - самая крупная монополия Италии.

А. м. США значительно превосходят западноевроц, и япон. компании. В 1966 число занятых на предприятиях " большой тройки" было почти в 2 раза больше, чем на заводах восьми крупнейших А. м.

автомооилеи, чем крупнейшая л. м. оаи. Европы " Фольксвагенверк". Иностр. филиалы амер. монополий входят в число ведущих автомоб. компаний других стран. В Канаде на долю трёх филиалов " большой тройки" США приходится 90% произ-ва автомобилей. В Англии св. 50% автомобилестроения находится под контролем филиалов " большой тройки" США: " Воксхолл моторе" - филиал " Дженерал моторе", " Форд мотор" -

Табл. 1. - Доля крупнейших монополий в производстве автомобилей в 1966
  Тыс. шт. %
США, всего   100, 0
" Дженерал моторе"   49, 9
" Форд мотор"   28, 5
" Крайслер"   15, 4
" Американ моторе"   2, 7
ФРГ, всего   100, 0
" Фольксвагенверк"   54, 0
" А. Одель"   22, 4
" Форд-верке"   14, 7
" Даймлер-Бенц"   8, 1
Япония, всего   100, 0
" Тоёта мотор"   25, 7
" Ниссан мотор"   22, 6
" Тоё Когё"   13, 1
" Мицубиси хэви индастрис"   11, 3
" Дайхацу когё"   7.6
Англия, всего   100, 0
" Бритиш мотор холдинге"   30, 2
" Форд мотор"   28.4
" Воксхолл моторе"   13, 4
" Форд "   10, 4
" Лейленд мотор"   7, 2
Франция, всего   100, 0
" Рено"   37, 7
" Ситроен"   26, 4
" Пежо отомобиль"   18, 4
" СИМКА отомобиль"   16, 1
Италия, всего   100, 0
" ФИАТ"   90, 0
Канада, всего   100, 0
" Дженерал моторс"   40, 0
    29, 1
" Крайслер"   21, 2
Швеция, всего   100, 0
" Вольво"   77, 3

филиал амер. монополии " Форд мотор", " Руте моторе" контролируется " Крайсле-ром". Св. 1/3 выпуска автомобилей в ФРГ производится филиалами " Дженерал моторе" (" А. Опель" ) и " Форд мотор" (" Форд-верке" ). Активность амер. монополий в Зап. Европе особенно возросла в связи с образованием экономич. группировок - Европ. экономич. сообщества (ЕЭС ) и Европ. ассоциации свободной торговли (ЕАСТ ). За период с 1958 по 1965 доля фирм, находящихся под контролем амер. монополий, в произ-ве автомобилей в странах ЕЭС увеличилась с 16% до 25%.

Под влиянием конкуренции амер. А. м., а также в связи с образованием экономич. группировок в автомоб. пром-сти стран Зап. Европы и Японии усилился процесс концентрации произ-ва, возросло число слияний, поглощений, различных соглашений, предусматривающих разнообразные формы сотрудничества между компаниями. В Англии в 1966 " Бритиш мотор" поглотила независимую фирму " Джегуар каре" (Jaguar Cars ), образовав " Бритиш моторе холдинг", к-рая в нач. 1968 объединилась с " Лейленд мотор" в " Бритиш Лейленд мотор корпорейшен".

Имеются соглашения о специализации и кооперировании между " Бритищ Лейленд мотор корпорейшен" -(Англия ) и " Инноченти" (Innocenti, Италия ), " Рено" (Франция ) и " Альфа Ромео" (Alfa Romeo, Италия ) и др. Западногерм. фирма " НСУ моторенверке" и франц. " Ситроен" в 1965 договорились о совместном произ-ве автомобилей, для к-рых двигатели будут выпускаться в ФРГ, а кузова - во Франции. Укрепляя свои позиции на нац. рынках, А. м. Зап. Европы и Японии одновременно энергично проникают в США, форсируя экспорт туда автомобилей. Доля импортных легковых автомашин в общей продаже легковых автомобилей в США выросла с менее чем 1% в 1955 до 6% в 1965.

Обострение конкурентной борьбы, рост концентрации и монополизации произ-ва способствуют усилению господства в автомоб. пром-сти мощных монополий за счёт поглощения ими или банкротства более мелких фирм. Только в течение десятилетия 1957-66 в странах Зап. Европы св. 10 компаний прекратили своё существование или были поглощены более крупными фирмами. В 1966 среди 20 крупнейших неамер. пром. монополий насчитывалось 6 автомоб. компаний против двух в 1956. За это десятилетие " Фольксвагенверк" переместилась в списке крупнейших неамер. компании с 25-го на 4-е место, япон. " Ниссан мотор" только за 1966 передвинулась с 73-го на 42-е место.

А. м. США для завоевания новых рынков и вообще для усиления своих позиций за границей широко используют экспорт капитала. В 1966 по размеру новых заграничных капиталовложений (967 млн. долл. ) они занимали 3-е место в стране после компаний нефтяной (2500 млн. долл. ) и химич. (1063 млн. долл. ) пром-сти. У " Форд мотор" и " Крайслер" соответственно V3 и 1/4 производств, мощностей по выпуску автомобилей расположены за границей. " Дженерал моторе" имеет за пределами США предприятия в 24 странах.

Осн. средством внешнеэкономич. экспансии А. м. западноевроп. стран служит экспорт автомобилей. Самый крупный экспортёр автомобилей в мире " Фольксвагенверк" вывозит св. 60% производимых им автомашин, итал. А. м. " ФИАТ" - почти 30%. Япон. фирмы быстрыми темпами расширяют экспорт грузовых автомобилей, их доля в мировом экспорте выросла почти с нулевого у-ровня в 1957 до 18% в 1965. " Тоёта мотор" с 1962 по 1966 в 3 раза увеличила свой экспорт при росте произ-ва в 2 раза.

Ведущие А. м. представляют собой мощные машиностроит. концерны, в производственной программе к-рых видное место занимает также продукция др. отраслей машиностроения. А. м. играют важную роль в произ-ве с.-х. машин, энергосилового и авиационного оборудования, воен. и ракетно-космич. техники.

В годы 2-й мировой войны " Дженерал моторе" и " Форд мотор" по сумме правительственных воен. заказов (13, 8 млрд. долл. и 5, 3 млрд. долл. ) занимали 1-еи 3-е места, доля воен. продукции в их проиЗ-ве составляла почти 90%. Несмотря на то, что с появлением новых видов вооружения роль А. м. в произ-ве воен. техники снизилась, стоимость воен. продукции, ежегодно выпускаемой такими компаниями, как " Дженерал моторе" и " Форд мотор", в сер. 60-х гг. достигала 0, 5 млрд. долл. Западногерм. А. м. производят более 50 типов воен. машин, а также выступают осн. поставщиками танков для бундесвера. А. м. являются ведущими экспортёрами продукции воен. назначения: среди поставщиков вооружения за пределы США чКрайслер" занимает 5-е место по сумме заграничных воен. заказов (1966 - 154, 2 млн. долл.). Амер. А. м. осуществляют крупные поставки автомобилей для армий стран, входящих в агрессивные блоки, возглавляемые США. В 1965 доля этой продукции в амер. экспорте автомобилей достигала 10%. А. м. выступают ген. подрядчиками и субподрядчиками при осуществлении крупных проектов в области произ-ва ракетно-космич. техники и космич. исследований.

В автомоб. пром-сти сильны гос.-моно-полистич. тенденции. За счёт гос. средств финансируются н.-и. работы А. м. в области воен. и ракетно-космич. техники. В ряде стран гос-во непосредственно участвует в автомоб. пром-сти, являясь собственником или крупнейшим акционером автомоб. компаний (" Рено" во Франции, " Альфа Ромео" в Италии, " Фолькс-вагенверк" в ФРГ). В западноевроп. странах гос-во активно способствует реорганизации нац. компаний, стимулируя их к объединению и сотрудничеству. В годы 2-й мировой войны А. м. США и Англии существенно увеличили свои производств, мощности за счёт гос. строительства (напр., " Крайслер" - почти в 4 раза).

Крупнейшие А. м. (см. табл. 2). Продажи самой крупной А. м. " Дженерал моторе", контролируемой Дюпонами, составили в 1966 св. 6, 7 млн. автомобилей, из к-рых 1, 5 млн. было произведено за границей. Она имеет только в США ок. 130 з-дов и расходует на капиталовложения ежегодно до 1, 5-2 млрд. долл.; входит также в число крупнейших производителей в США локомотивов, холодильного оборудования, авиац. двигателей, систем управления, деталей и узлов для ракет. Ею, в частности, осуществлялась разработка подъёмно-трансп. оборудования для системы оружия " Минитмен". Общий объём продаж в 20 млрд. долл., чистая прибыль в 1, 8 млрд. долл. и число занятых 750 тыс. чел. делают " Дженерал моторе" крупнейшей пром. монополией капиталистич. мира. Вторая в мире А. м. " Форд мотор" продала в 1966 4, 5 млн. автомобилей, из них почти 1, 2 млн. выпущены её заграничными з-дами. На её долю приходится также 15% амер. произ-ва тракторов. Она имеет дочернюю компанию, занимающуюся проектированием и выпуском управляемых снарядов, электронных систем и счётно-решающих устройств воен. назначения и т. д.

Табл. 2.- Крупнейшие автомобильные монополии капиталистического мира в 19661
  Год основания Число занятых (тыс. чел.) Активы (млн. долл.) Собственный капитал (млн. долл.) Оборот по продаже (млн. долл.) Валовая прибыль (млн. долл.) Отношение валовой прибыли в % Чистая прибыль (млн. долл.)
к обороту к собственному капиталу
США                    
" Дженерал моторс"             16, 9 39, 2  
" Форд мотор"             9, 7 24, 8  
" Крайслер"             6, 7 22, 2  
Страны Зап. Европы и Япония                  
" Фольксвагенверк" (ФРГ)           1862 7, 4 28, 2  
" ФИАТ" (Италия)           772 4, 6. 15, 5,  
" Даймлер-Бенц" (ФРГ)             3, 0 17, 7  
" Бритиш мотор" (Англия)3           572 3, 9 14, 1  
" Рено" (Франция)           163 1, 1 7, 5  
" Пежо отомобиль" (Франция)             2, 2* 7, 0'  
" Тоёта мотор" (Япония)             5, 1* 16, 5'  
" Ниссан мотор" (Япония)             4, 9* 14, 6'  
" Ситроен" (Франция)             0, 4* 2, 8'  
" Лейленд мотор" (Англия)             3, 5* 10, 2"  
" Вольво" (Швеция)             8, 5 46, 3  
1 Расположены по размеру оборота по продаже в убывающем порядке. 2 Прибыль до вычета подоходного налога и её отношение к обороту и собственному капиталу. 3 На 31 июля 1966. 4 Отношение чистой прибыли к обороту и собственному капиталу.


Находящаяся в сфере влияния Морганов А. м. " Крайслер" особенно энергично развивает свою деятельность в Зап. Европе, скупая ведущие европ. автомоб. компании. Так, в 1965 она увеличила свою долю во франц. автомоб. компании " СИМКА" до 77% акц. капитала (23% акций компании " СИМКА" принадлежит А. м. " ФИАТ" ). Из 2, 1 млн. автомобилей, реализованных ею в 1966, почти 0, 6 млн. выпущено за границей." Крайслер" играет важную роль в произ-ве танков и управляемых снарядов, являлся ген. подрядчиком по стр-ву первой ступени ракеты-носителя " Сатурн 1 Б".

На долю " Фольксвагеиверк", 40% акц. капитала к-рой принадлежит федеральному пр-ву и пр-ву земли Нижняя Саксония, приходится св. 50% выпуска и св. 60% экспорта автомобилей ФРГ. Из 978 тыс. автомобилей, вывезенных ею в 1966, более 55% было экспортировано в США, где монополия прочно удерживает 1-е место среди иностр. поставщиков автомобилей. Это обусловлено выпуском более доступных широкому потребителю малолитражных автомобилей известной марки " Фольксваген-1200".

Англ. А. м. " Бритиш Лейленд мотор корпорейшен", возникшая в нач. 1968 в результате серии слияний и поглощений, имевших место в 60-х гг. среди нац. англ, автомоб. компаний, является одним из крупнейших производителей автомобилей в капиталистич. мире. По объёму выпуска продукции она занимает 1-е место в Англии и 7-е место в мире. Её предприятия выпускают разнообразные типы автомобилей, более 35% из них экспортируется. На долю легковых автомобилей приходится почти 3/4 оборота итал. А. м. " ФИАТ", к-рая входит в сферу влияния семьи Аньелли-Нази, крупнейших представителей финанс. олигархии Италии. Монополия производит также тракторы, самолёты, ж.-д. подвижной состав, судовые двигатели, холодильники, станки, сталь и т. д.

Соглашение 1966 о сотрудничестве между франц. гос. компанией " Рено" и частной фирмой " Пежо" положило начало созданию во Франции мощного автомоб. объединения, под контролем к-poro будет находиться св. 60% произ-ва и 65% экспорта автомобилей Франции. На долю " Ситроен" в результате присоединения ею в 1967 фирмы " Отомобиль М. Берлье" (Automobiles M. Berliet ) приходится половина франц. произ-ва грузовых автомобилей грузоподъёмностью более 6 т. " Ситроен" занимает 2-е место во Франции также по произ-ву легковых автомобилей (после " Рено" ).

Самая крупная А. м. Японии " Тоёта мотор" по темпам роста значительно обгоняет своих конкурентов; в 1967 она выпустила более 800 тыс. автомашин.

И. М. Резникова.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ. Для автомобилей могут быть применены тепловые (внутр. сгорания и паровые ) и электрич. двигатели. Подавляющее большинство А. д. являются поршневыми двигателями внутр. сгорания (ПДВС ). По рабочему процессу автомоб. ПДВС делятся на четырёх- и двухтактные, а по способу воспламенения горючего - на двигатели с искровым воспламенением (наз. также карбюраторными или бензиновыми ) и с самовоспламенением в воздухе высокой темп-ры, сжимаемом в цилиндрах двигателя (дизели ). В цилиндры карбюраторных ПДВС поступает горючая смесь, состоящая из паров бензина и воздуха, приготовляемая в карбюраторе. Существуют также ПДВС, к-рые не имеют карбюратора и снабжены устройством для непосредственного впрыскивания топлива во впускной трубопровод или в цилиндр двигателя. По характеру протекания рабочего цикла эти двигатели не отличаются от карбюраторных. У дизелей топливо с воздухом смешивается внутри цилиндров, в к-рые дизельное топливо впрыскивается в распылённом виде через форсунки насосом высокого давления. А. д. различаются по числу и расположению цилиндров (рядные, V-образные и др. ), расположению клапанов (верхнее и нижнее ), рабочему объёму (литражу ) цилиндров, типу охлаждения (жидкостное и воздушное ), по назначению и т. п. Для совр. легковых, а также малых и ср. грузовых автомобилей применяются преим. четырёхтактные верхнеклапанные карбюраторные ПДВС с жидкостным охлаждением. Дизели, работающие на более дешёвом, чем бензин, топливе и превосходящие карбюраторные двигатели по топливной экономичности и долговечности (но уступающие им по простоте конструкции и первонач. стоимости, литровой мощности, пусковым качествам, бездымности работы), используются преим. для тяжёлых грузовых автомобилей и многоместных автобусов. Однако по таким важным параметрам, как уд. масса (кг/квт иликг/л, с.), компактность, бесшумность, совр. быстроходные дизели вплотную приблизились к карбюраторным двигателям. В связи с этим благодаря повышению литровой мощности, дизели в последнем десятилетии стали применяться также на лёгких грузовых автомобилях и даже на легковых автомобилях.
[ris]






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.