Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 24 страница. Логич. направление в Я. поддерживалось (хотя и с забвением мн






Логич. направление в Я. поддерживалось (хотя и с забвением мн. идей стоиков, нек-рых идей Аристотеля) до кон. 17-1-й пол. 18 вв. Оно получило завершение в логике и грамматике Пор-Рояля во Франции. Учёные древности исходили из форм родного языка (др.-греч. или др.-инд.). Учёные Пор-Рояля стали считать логич. формы языка, установленные ещё на греко-лат. материале, - понятие, суждение и 9 частей речи - универсальными формами всех языков.

В рамках логич. направления в целом был сделан важный шаг к исследованию языка как универсальной принадлежности человека, к созданию универсальной грамматики, к выработке общего метода таких исследований. Однако при этом игнорировались конкретные ист. различия языков мира. Логич. направление в Я. существовало в отд. проявлениях до кон. 19 в., когда на его основе ещё создавались науч. грамматики различных языков. В 20 в. это направление находит отражение в школьных грамматиках.

Следующий этап в развитии Я. (с кон. 18 в.) характеризуется появлением сравните л ьно-истори ч. направления, или сравнительно-историч. Я. Оно начало оформляться как вполне самостоят, наука и характеризовалось след. осн. принципами: 1) каждый язык имеет свои особенности, отличающие его от др. языков; 2) эти особенности познаются в сравнении; 3) сравнение языков обнаруживает у нек-рых из них родство - происхождение из общего источника, к.-л. живого языка или мёртвого, " праязыка"; родств. языки группируются в языковые семьи - герм., слав, и др., далее - в индоевропейскую; аналогично - в финно-угорскую; семитскую и т. д. (см. Генеалогическая классификация языков); 4) различие родств. языков может быть объяснено только их непрерывным ист. изменением, что признаётся важнейшим свойством всякого языка; 5) при ист. изменении звуки изменяются быстрее др. элементов, их преобразования в пределах одной семьи языков строго закономерны и могут быть чётко сформулированы (см. Звуковые законы). Осн. элементы языка (корни слов, аффиксы и грамматич. окончания - флексии) сохраняют устойчивость на протяжений тысячелетий; 6) на их основе можно реконструировать в общих чертах схему предшествующего общего языка (как полагали ранее, весь праязык); понятия реконструкции и праязыка послужили мощным стимулом и инструментом исследования языка вообще и конкретных языков. Позднее устойчивость осн. элементов языка приведёт учёных к идее языка как самостоят, системы особого рода, но в 19 в. господствующей была идея существования не целостной системы языка, а его изменяющихся и неизменяющихся элементов - объектов сравнительно-историч. грамматики, к-рая создавалась с помощью сравнительно-исторического метода.

Сравнительно-историч. идеи как основа нового направления в Я. были первоначально сформулированы Ф. Боппом и Р. К. Раском. Их выразили также Ф. Шлегелъ, Я. Гримм, А. X. Востоков и др. " Сравнительная грамматика..." Ф. Боппа (1833) явилась первым обобщающим исследованием. 2-я пол. 19 в. характеризуется составлением сравнительно-историч. грамматик различных индоевропейских языков: германских (Я. Гримм), романских (Ф. Диц), славянских (Ф. Миклошич). По образцу индоевропейских создаются грамматики др. групп и семей, напр, семитских языков. (Э. Ренан) и др. Новое обобщающее исследование, исходящее уже из понятия общего индоевропейского праязыка, - " Компендиум сравнительной грамматики индогерманских языков" А. Шлейхера (1861-62). Под влиянием биологических теорий (см. Дарвинизм) Шлейхер рассматривал язык как некое подобие развивающегося организма. Эти идеи ознаменовали на короткое время т. н. " биологич. натурализм" в Я.

Одновременно - и в" разрез - с господствующим ист. направлением формировались взгляды немецкого учёного В. Гумбольдта, к-рый рассматривал каждый язык как самодовлеющую систему, не готовую, а вечно и непрерывно создаваемую, как " деятельность", выражающую " глубинный дух народа". Его идеи оказали большое влияние в 20 в., гл. обр. на т. н. неогумбольдтгшнство и структурализм.

В рамках сравнительно-историч. Я. начинает формироваться психологическое направление (работы нем. учёного X. Штейнталя и др.). К.-л. существенные связи с логикой отрицаются; единство человеческого языка объясняется единством психологич. законов, а разнообразие языков - особенностями психологии различных народов. К психологич. направлению примыкал создатель одной из крупнейших школ в Я. 19 в. укр. и рус. учёный А. А. Потебня. Согласно его концепции, исследование языка открывает единые принципы осознания человеком объективного мира в самом языке, психике, мышлении и художеств, творчестве. Мышление эволюционирует в тесной связи с языком по определённым семантич. закономерностям. Важнейшая из них - знаковые замещения, проявляющиеся как в слове (" внутр. форма слова"), так и в семантико-синтаксич. трансформациях предложения (" заменах частей речи"). В русле сравнительно-историч. психологич. Я. приёмы исследования (в особенности реконструкции, изучение форм языка) доводятся до большого совершенства.

Рус. учёный Ф. Ф. Фортунатов особое внимание обратил на изучение структурной стороны языка. Работы в данной области имели большое значение на этом этапе развития Я.

В кон. 19 в. на основе мн. идей психологич. направления сформировалось новое направление Я.- младограмматизм. Его теоретич. принципы были обобщены в работах нем. учёных Г. Остхофа и К. Бругмана (" Морфологические исследования в области индоевропейских языков", ч. 1-6, 1878-1910 - манифест младограмматизма), Г. Пауля (" Принципы истории языка", 1880). Младограмматики провозгласили основой изучения любого языка, и в особенности реконструкции его морфологии, единство психологич. законов и непреложность " звуковых законов" речи.

Осн. достижениями сравнительно-историч. Я. 19 в. явились: выработка строгого метода сопоставления языков и реконструкции их исчезнувших форм и закономерностей; исследование на этой Основе истории обширных языковых семей (прежде всего индоевропейской); установление осн. фонетич. и семантич. закономерностей изменения живых языков. Огромный фактич. материал, собранный и систематизированный в этот период, особенно младограмматиками, составил осн. фонд Я. Первостепенное значение сохраняют самые значит, исследования - " Компендиум сравнительной грамматики индогерманских языков" К. Бругмана и Б. Дельбрюка, труды Я. Ваккернагеля, Г. Хирта, А. Мейе, Ф. Ф. Фортунатова и др.

Однако постоянное удвоение предмета исследования: с одной стороны, язык, с другой - психика (звук и " психич. представление звука", значение и " психич. представление значения" и т. д.); раздробление системы языка на море " атомарных" фактов - звуков, словоформ и т. д.; преувеличение роли индивидуальной психологии и индивидуальной речи, в силу чего единств, подлинной реальностью стала признаваться речь индивида, - всё это привело к кризису младограмматизма и появлению нового направления - структурализма.

Новое направление - лингвистический структурализм (см. также Структурная лингвистика) возникло в нач. 20 в. с появлением " Курса общей лингвистики" (посмертное, неавторизов. изд. 1916) Ф. де Соссюра. Это направление начало складываться в общем русле структурализма, развивавшегося аналогично и почти одновременно в разных областях - в общем изучении систем (см. Система), в психологии (см. Гештальтпсихология), в теории лит-ры и искусства (см. " Формальный метод" в литературоведении) и др. В Я. оно было подготовлено деятельностью казанской школы в России, гл. обр. трудами Н. В. Крушевского и И. А. Бодуэна де Куртенэ, к-рый вместе с де Соссюром считается основоположником структурной лингвистики. Осн. принципы нового направления: 1) подлинной и осн. реальностью является не отд. факт к.-л. языка, а язык как система; каждый элемент языка существует лишь в силу его отношений к др. элементам в составе системы; система не суммируется из элементов, а, напротив, определяет их; 2) костяк, структуру системы создают вневрем. отношения; отношения в рамках системы доминируют над элементами; 3) поэтому возможно вневрем. " алгебраическое" изучение системы языка, осн. на отношениях, а не на индивидуальности элементов или их материальности; возможно применение строгих, математич. методов в Я.; 4) язык есть система особого рода - знаковая система, существующая, с одной стороны, объективно, вне психики человека, в межличностном общении людей, с др. стороны - эта система существует и в психике людей; 5) подобно языку организованы нек-рые др. системы, действующие в человеческих обществах, - фольклор, обычаи и ритуалы, отношения родства и др.; все они могут изучаться, подобно языку, лингвистически, в частности формализоваться " алгебраически" или иными способами (см. Семиотика). Структурное направление в Я. развивалось различными путями в разных нац. школах, единство Я. было временно утрачено, что свидетельствует о его известной теоретич. слабости в этот период. Однако разные школы дополняли друг друга в теоретич. смысле.

Ш в е и ц. и близкая к ней франц. социологи ч. школы развивают гл. обр. знаковую доктрину де Соссюра и в меньшей степени -" алгебраич." линию структурализма. С работами учеников де Соссюра - А. Мейе, Ш. Баллы, С. О. Карцевского, швейц. учёного Р. Годеля, франц. учёного Э. Бенвениста - связаны осн. достижения этой школы: детальное изучение природы языкового знака; установление на этой основе глубинных закономерностей семантики и синтаксиса франц., нем., рус. языков; систематизация и реконструкция обширных пластов индоевроп. грамматики и лексики; создание базы для этимологич. словарей индоевроп. языков.

Наиболее полное развитие структурализм получил в трёх школах: 1) в амер. структурной лингвистике, т. н. дескриптивизме, возникшем в США в 20-е гг. 20 в. На основе изучения бесписьменных индейских языков Америки были выработаны приёмы максимально объективного первонач. описания языка - установления его фонем, морфем и элементарных синтаксич. конструкций (работы Ф. Боаса, Э. Сепира и др.), создан спец. дистрибутивный метод, основой которого послужило понятие дистрибуции (работы Л. Блумфилда " Язык", 1933, 3. С. Харриса " Методы в структурной лингвистике", 1951, К. Л. Пайка, Дж. Трейджера и др.). Однако к нач. 60-х гг. 20 в. обнаружились слабая объяснит, сила, малая применимость метода теории этого направления в семантике и синтаксисе. В процессе преодоления указанных недостатков выросло новое направление - генеративизм.

2) Пражская лингвистич. школа (вост.-европ. структурализм) сложилась также в 20-е гг. 20 в. Её центром был Пражский лингвистический кружок, существовавший до нач. 2-й мировой войны 1939-45 (с 1946 чеш. лингвисты возобновили работу под тем же назв.), в к-ром объединились нек-рые рус. и чеш. лингвисты (Н. С. Трубецкой, В. Матезиус, Р. Якобсон, Б. Трнка, Б. Гавранек, Я. Мукаржовский, И. Вахек, В. Скаличка и др.). К пражской и одновременно копенгагенской школам близки работы польск. учёного Е. Куриловича. Много сделали для развития идей пражской школы сов. учёные Л. В. Щерба, П. В. Богатырёв, Е. Д. Поливанов и др. В отличие от дескриптивистов, пражцы работали в русле филологич. европ. традиции, изучая европ. языки с богатой культурной историей. На этой основе ими была выработана концепция языка как " системы систем", определена динамика развития таких систем, исследованы мн. проблемы высказывания (т. н. актуальное членение предложения н др.). Осн. достижением было создание теоретич. фонологии с её центр, понятием оппозиции, по образцу к-рой формировалось описание др. сфер языка (см. Оппозиция^ в лингвистике). Нек-рой слабостью этой школы было недостаточное внимание к логич. стороне теории и метода.

3) С сер. 30-х гг. центром третьего течения стал Копенгагенский лингвист и ч. кружок (т. н. датский структурализм; см. Глоссематика). Во главе его стояли Л. Ельмслев, В. Брёндаль, X. Ульдалль. Поставив своей целью на новой основе решить проблему универсальной грамматики, копенгагенские лингвисты пришли к необходимости полной реформы лингвистич. метода. Новая теория языка и метод его описания были основаны на абсолютном примате отношений над элементами; язык понимался как " система чистых отношений". Копенгагенцам не удалось создать теорию, свободную от противоречий в формальном и содержат, отношении, однако благодаря их работам было подготовлено соединение абстрактной теории языка с математикой.

Достижения осн. школ структурного направления широко используются в языковедч. науке (см. Структурная лингвистика). Однако решение науч. задач только на основе методов структурного языкознания оказывается невозможным.

К сер. 60-х гг. 20 в. в Я. возникло новое направление - конструктивизм. Его осн. принцип, первоначально сформулированный в рамках математики и математич. логики, - требование конструктивности теоретич. объектов: объект может быть принят как объект теории, только если он может быть построен; говорить о существовании каких-либо объектов и возможности их познания учёный может лишь в случае, если умеет эти объекты теоретически построить или смоделировать. Одним из основных понятий конструктивного метода стал алгоритм, или алгорифм. Первоначальные идеи этого рода были выдвинуты уже Платоном и Панини и в той или иной степени повторялись впоследствии (Аристотель, Спиноза, Потебня и др.). На основе этих идей как частная разновидность конструктивизма в Я. возникли теории порождающих (или генеративных) грамматик (см. Математическая лингвистика). Конкретное применение этих теорий к языковому материалу показало их существенную ограниченность.

Параллельно структурализму в Я. возникали отд. частные направления, критиковавшие как младограмматизм, так и структурализм - лингвистическая география, неолингвистика (М. Бартоли и др.), ареалъная лингвистика, " новое учение о языке" (Н. Я. Марр) и др., внесшие в общую теорию языка лишь отд. новые элементы.

В СССР после Окт. революции 1917 возникло марксистское Я. Основу его теории составляют положения о становлении языка в процессе социализации и общественной трудовой практики первобытного человека (Ф. Энгельс); о языке как непосредств. действительности сознания, реализующейся в социальном общении (К. Маркс и Ф. Энгельс); об отражении объективной действительности в сознании человека и содержании языковых форм (теория отражения В. И. Ленина). Первым примером применения ист. материализма в исследовании языка явилась работа Энгельса " Франкский диалект". Сов. учёные-марксисты стремились создать новое направление, учитывая достижения предшествующих и совр. школ с одновременным преодолением их недостатков. Этому способствовали исключительно благоприятные условия СССР: в области материала - разнообразие языковых типов и семей, развитие нац. культур и языков, создание письменностей для бесписьменных языков (т. н. " языковое строительство"), в сфере теории - материалистич. тенденции рус. Я. 19 в., в особенности казанской школы, и, самое главное, осн. положения марксизма-ленинизма, что позволяло, в частности, воспринимать достижения различных методик и методов при сохранении примата марксистской методологии. На основе этих положений выросли гл. темы марксистского Я. в СССР, с к-рыми связаны его осн. достижения, - язык и общество (работы Р. О. Шор, Е. Д. Поливанова, Л. П. Якубинского, В. М. Жирмунского и др.), язык и мышление (работы И. И. Мещанинова, психолога Л. С. Выготского и др.). В области внутр. лингвистики в сов. Я. были созданы три крупнейшие концепции в Я. сер. 20 в. - типология И. И. Мещанинова; теория фонологии, грамматики и словарей Л. В. Щербы', теория рус. языка, лит. языков, стилистики и поэтики

В. В. Виноградова (см. 24-й том БСЭ, книга II-" СССР", раздел Языкознание). Марксистское Я. развивается также в др. социалистич. и нек-рых капиталистич. странах.

Характерной чертой Я. 2-й пол. 20 в. является тесное общение лингвистов разных стран и направлений, стремление к коллективному решению науч. проблем, дискуссии и обсуждения, формой к-рых стали регулярные междунар. конгрессы (см. Лингвистические конгрессы) и обширная периодич. лит-pa разных стран (см. Лингвистические журналы).

Лит.: Б у л и ч С. К., Очерк истории языкознания в России, т. 1, СПБ, 1904; Античные теории языка и стиля, М.- Л., 1936; Томсен В., История языковедения до конца 19 в., пер. с дат., М., 1938; Марков А. А., Теория алгорифмов, М., 1951 (Труды Математич. ин-та им. В. А. Стеклова, т. 38); М ейе А., Сравнительный метод в историческом языкознании, пер. с франц., М., 1954; Звегинцев В. А., История языкознания 19 и 20 вв. в очерках и извлечениях, 3 изд., кн. 1 - 2, М., 1964-65; Основные направления структурализма. Сб. ст., М., 1964; Советское языкознание за 50 лет. Сб. ст., М., 1967; Теоретические проблемы советского языкознания. Сб. ст., М., 1968; Лосев А. Ф., [Комментарий], в кн.: Платон, т. 1 - 2, М., 1968 - 70; Ленинизм и теоретические проблемы языкознания. Сб. ст., М., 1970; Энгельс и языкознание. [Со. ст.], М., 1972; Общее языкознание. Методы лингвистических исследований, М., 1973; С е р е бренников Б. А., Вероятностные обоснования в компаративистике, М., 1974; Мещанинов И. И., Проблемы развития языка, Л., 1975; Тростников В. Н., Конструктивные процессы в математике (философский аспект), М., 1975; Степанов Ю. С.. Методы и принципы современной лингвистики, М., 1975; СлюсареваН. А., Теория Ф. де Соссюра в свете современной лингвистики, М., 1975; Амирова Т. А., О л ьховиков Б. А., Рождественский Ю. В., Очерки по истории лингвистики, М., 1975; Березин Ф. М., Русское языкознание конца XIX - начала XX вв., М., 1976; Принципы описания языков мира, М., 1976; Steinthal H., Geschichte der Sprachwissenschaft bei den Griechen und Romern, Tl 1 - 2, Hildesheim, 1961; I v i с М., Trends in linguistics, The Hague, 1965; Mounin G-, Histqire de la linguistique. Des origines au XX siecle, P., 1967; Current trends in linguistics, v. 1 - 14, The Hague, 1963-76; Robins R. H., Ashort history of linguistics, Bloomington-L., 1968; Jacob A., Genese de la pensee linguistique, P., 1973; Davis Ph. W., Modern theories of language, Englewood Cliffs, 1973; Theoretische Probleme der Sprachwissenschaft, Bd 1 - 2, В., 1976.

Ю. С. Степанов.

ЯЗЫК-ОСНОВА, см. Праязык.

ЯЗЫК-ПОСРЕДНИК, контактный язык, язык, функционирующий как средство межнационального или межэтнического общения. В качестве Я.-п. может использоваться как естеств. язык (напр., русский в СССР, суахили в Вост. Африке), так и искусственный (напр., эсперанто). Особую разновидность Я.-п. образуют вторичные языки, возникающие на базе разных диалектов одного языка или разных языков в условиях языковых контактов (койне, пиджины). В одной и той же коммуникативной общности могут функционировать несколько Я.-п., разграниченных в соответствии со сферами их использования. В прикладной лингвистике Я.-п. понимается как логически сконструированная система соответствия между двумя и более языками, обеспечивающая перевод с языка на язык по схеме " язык! - Я.-п.- языка". Я.-п. является при этом абстрактной моделью, включающей особый понятийный словарь и набор грамматич. правил трансформации фраз одного языка в фразы другого, через посредство обобщённого (глубинного) базисного " языка". В. А. Виноградов.

ЯЗЫЧЕСТВО (отцерк.-слав. языцы -народы, иноземцы), обозначение нехристианских, в широком смысле-политеистич. религий (см. Политеизм, Теизм) в лит-ре христ. народов. Боги Я. олицетворяли стихии природы: др.-греч. Зевс, инд. Индра, кельт. Таранас, сканд. Тор, балт. Перкунас, слав. Перун - громовержцы, боги неба; др.-греч. Гелиос, егип. Ра, слав. Дажбог - боги солнца; др.-греч. Нептун, инд. Варуна - боги вод и т. п. Наряду с ними почитались низшие демоны, духи лесов, источников - нимфы, дриады, леший, водяной и т. п. Суть языч. культов - магическое воздействие на природу. Циклы постоянного возрождения природы, биол. и хоз. жизни коллектива (рода, общины) в представлении язычников были взаимосвязаны. Поэтому " календарные" с.-х. праздники включали также " семейные" торжества - свадебные обряды, пиршества и т. п. Языч. (антич. и др.) культы сменялись т. н. мировыми религиями (см. Христианство, Ислам, Буддизм).

Родо-плем. культы не удовлетворяли идеологии развитого классового общества. В Киевской Руси попытка кн. Владимира Святославича создать общегос. языч. пантеон (980) не удалась, что привело к крещению Руси в 988-989. Центрами новой религии стали города, в деревнях (по археол. данным) языч. обряд погребения под курганами сменился христианским к 13 в. Языч. боги в нар. верованиях персонифицировались христ. святыми (Перун - Ильёй Пророком, Белее, покровитель скота - Власием и т. д.), но сохранилась вера в домовых, леших и т. п. Я. было вытеснено офиц. религией в область народной культуры: соблюдение христ. обрядности (церк. службы, посты и т. п.) сочеталось с общинным отправлением аграрных культов, участием в пирах и игрищах, с к-рыми боролись ср.-век. церковники, объявлявшие также языческими и различные формы иск-ва и народного творчества. С др. стороны, церковь включила в число христианских главные языч. праздники, чтобы подчинить своему влиянию общинные культы (см., напр., Масленица, Карнавал). Сложившееся т. о. " двоеверие" сохранялось до нач. 20 в.

Лит.: Аничков Е. В., Язычество и Древняя Русь, СПБ, 1914; Пропп В. Я., Русские аграрные праздники, [Л.], 1963; Рыбаков Б. А., Языческое мировоззрение русского средневековья, " Вопросы истории", 1974, Jsfe 1; Носова Г. А., Язычество в православии, М., 1975. В. П.

ЯЗЫЧКОВЫЕ, класс паразитических беспозвоночных; то же, что пятиустки.

ЯЗЫЧОК, конусообразный выступ мягкого нёба у нек-рых человекообразных обезьян и человека. Отходит от середины заднего края нёба и направлен вершиной вниз; покрыт слизистой оболочкой. Передняя сторона Я. обращена в ротовую полость, задняя - в носоглотку. Имеет собственные напрягающие и поднимающие его мышцы. Поступающий в зев пищевой ком, соприкасаясь с Я., рефлекторно вызывает его поднятие и связанное с этим поднятие всего мягкого нёба, что способствует прохождению пищи из ротовой полости в глотку. У человека Я. участвует также в создании в ротовой полости герметичности, препятствующей отвисанию челюсти при вертикальном положении тела. Я. наз. также различные по происхождению части ротовых придатков у ряда членистоногих (ракообразные, паукообразные и насекомые). См. Гипофаринкс.

ЯЗЫЧОК, деталь язычковых муз. инструментов; пластинка, закреплённая одним концом и колеблющаяся от струи вдуваемого воздуха, а также от защипывания или удара. Различают 2 вида Я.: проскакивающие (проходящие) - укреплённые на рамке с прорезью (аккордеон, баян, губная гармоника, фисгармония и др.), и бьющие, к-рые делятся на камышовые - в механизме звукообразования (см. Трость) тростевых инструментов (кларнет, гобой, фагот и др.), и металлические (гл. обр. в т. н. язычковых органных трубах).

ЯЗЬ (Leuciscus idus), рыба семейства карповых. Длина тела до 70 см, весит до 2, 5 кг (редко 6-8 кг). Спина тёмная, брюхо серебристое, все плавники красноватые. Обитает в реках, озёрах и водохранилищах Европы; встречается в солоноватых водах Ботнического и Финского заливов. Половой зрелости достигает на 3-5-м году. Нерест в апреле-мае, на мелководье. Плодовитость ок. 114 тыс. икринок. Питается насекомыми, моллюсками, червями, водорослями. Объект промысла и спортивного рыболовства. В прудовых х-вах разводят одомашненную форму Я. - орфу (золотой Я.).

ЯЗЬВА, река в Пермской обл. РСФСР, лев. приток Вишеры (басе. Камы). Дл. 162 км, пл. басе. 5900 км2. Образуется при слиянии рек Северная Я. и Полуденная Я., стекающих с хр. Кваркуш; течёт б. ч. по заболоченной низменности. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Ср. расход воды ок. 70 М3/сек. Замерзает во 2-й пол. октября - 1-й пол. ноября, вскрывается во 2-й пол. апреля - 1-й пол. мая. Сплавная.

ЯИК, старинное название р. Урал. После подавления Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачёва, в к-рой принимали участие яицкие казаки, Я. в 1775 указом имп. Екатерины II был переименован в Урал.

ЯИЦКИЕ КАЗАКИ, вольные казачьи общины, образовавшиеся на р. Яик (с 1775 - р. Урал) из рус. холопов, крестьян и посадских людей, бежавших от феод, эксплуатации в кон. 15-нач. 16 вв. В 16 в. возникло Яицкое казачье войско. Осн. занятиями Я. к. были рыболовство, добыча соли, охота. Войско управлялось кругом, к-рый собирался в Яицком городке (на ср. течении Яика). Первоначально все казаки имели равное право на пользование угодьями и участие в выборах атаманов и войсковой старшины. Со 2-й пол. 16 в. царское пр-во привлекало Я. к. для охраны юго-вост. границ и воен. колонизации, разрешая им вначале приём беглых. В 17 в. выделилась богатая верхушка (старшина), ставшая опорой пр-ва, к-рое стремилось подчинить себе Я. к. В 1718 пр-во назначило атамана и его помощника; часть казаков объявлена беглыми и подлежала возврату помещикам. В 1720 произошли волнения Я. к., к-рые не подчинились приказу царских властей о возврате беглых и заменили атамана выборным. В 1723 волнения были подавлены, руководители казнены; выборность атаманов и старшины упразднена. Волнения Я. к. происходили также в 1738 и 1748. В 1748 была введена постоянная организация (штат) войска, разделённого на 7 полков; войсковой круг окончательно утратил своё значение. Недовольство новыми порядками вызвало Яицкое казачье восстание 1772 и участие Я. к. в Крест, войне 1773-75, после подавления к-рой в 1775 Яицкое войско было переименовано в Уральское казачье войско.

ЯИЧКО, парная мужская половая железа - орган размножения и внутр. секреции (образование мужских половых гормонов, гл. обр. тестостерона) у человека. Имеет эллипсоидную форму; расположен в мошонке; ср. размеры: длинник - 4 см, поперечник - 3 см. Паренхима Я. состоит из семенных канальцев, к-рые служат местом образования сперматозоидов (см. также Половые органы). К врождённой патологии Я. относятся крипторхизм, анархизм и др. Повреждения Я. при травмах (ушиб, разрыв и др.) проявляются резкой болью, припуханием мошонки, кровоизлиянием в неё и т. д. При ушибах назначают покой, холод на мошонку, суспензорий, антибиотики. При открытых травмах производят хирургич. операцию. Наиболее частое воспалит, заболевание Я. - неспецифич. орхит. Туберкулёз Я. развивается обычно как следствие туберкулёза предстательной железы или придатка Я. и проявляется уплотнением, бугристостью Я., спаянностью его с кожей мошонки, гнойными свищами. Лечение оперативное - полное или частичное удаление Я. Реже наблюдаются сифилитич. и бруцеллёзное поражения Я., к-рые распознаются при помощи спец. проб и реакций; лечение медикаментозное. Опухоли Я. возникают преим. в молодом возрасте; чаще встречается семинома, реже - тератобластома (см. Тератома), хорион-эпителиома и др. опухоли. Лечение опухолей Я. гл. обр. оперативное. О водянке Я. см. ст. Гидроцеле.

А. Л. Шабад.

ЯИЧНИКИ (ovaria) животных и человека, женские половые железы, в к-рых образуются и созревают половые клетки- яйца. В процессе индивидуального развития первичные половые, или зачатковые, клетки обычно очень рано обособляются от соматич. клеток зародыша, позже они локализуются в одном из зародышевых листков. Я. образуются в эктодерме или энтодерме (кишечнополостные) и в мезодерме (остальные типы животных). Среди беспозвоночных - у губок, низших кишечнополостных животных и бескишечных ресничных червей Я. представляют собой лишь врем, скопление половых клеток, у развитых выше животных становятся обособленными органами. Различают 2 осн. типа строения Я. В мешкообразных Я. (низшие черви, иглокожие, членистоногие, моллюски, бесчерепные) яйца образуются во внутр. эпителиальной выстилке органа; в дальнейшем они попадают в полость Я. и выводятся наружу по его выводным каналам. Компактные, плотные Я. состоят из внутр. соединительнотканной стромы и наружной выстилки из зачаткового эпителия, в к-ром образуются яйца. Зрелые яйца попадают через прорыв стенки Я. в общую (вторичную) полость тела, откуда затем выводятся через совершенно независимые от Я. яйцеводы (из беспозвоночных - у кольчатых червей, а также у всех позвоночных).

Как правило, у двустороннесимметричных животных и человека Я. - парный орган. Однако у нек-рых форм Я. непарный, что зависит от двух причин: один из Я. может редуцироваться (напр., у брюхоногих моллюсков, птиц); два Я. могут в процессе индивидуального развития слиться между собой (нек-рые членистоногие, позвоночные, напр, минога, окунь и др.).

Упозвоночных животных Я. - плотные соединительнотканные тела, внутрь к-рых вросли тяжи зачатковых эпителиальных клеток, покрывающих Я. снаружи. Тяжи зачатковых клеток распадаются на округлые фолликулы; в них развиваются одно яйцо и ряд соматич. клеток, располагающихся вокруг него (т. н. фолликулярных клеток). Они участвуют в питании яйца, а нередко и в образовании яйцевых оболочек. Созревающий фолликул (у млекопитающих- граафов пузырёк) увеличивается и растягивается наполняющей его фолликулярной жидкостью, подвигается к поверхности Я. и лопается, освобождая зрелое яйцо, к-рое затем через яйцевод (где может произойти оплодотворение) попадает в матку. На месте лопнувшего фолликула на поверхности яичника развивается рубец, т. н. жёлтое тело.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.