Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XV. Музыка. В муз. культурах различных областей страны - Боснии и Герцеговины, Македонии, Сербии, Словении, Хорватии




В муз. культурах различных областей страны - Боснии и Герцеговины, Македонии, Сербии, Словении, Хорватии, Черногории (см. раздел Музыка в соответствующих статьях) - отразились особенности их культурно-историч. развития. Многонац. состав населения, влияние муз. культур соседних народов (нем.-австр. классич. музыки, итал. песни, ориентальной, а также античной и внзант. культур) способствовали многообразию муз. " диалектов" и обусловили специфич. черты национальной профессиональной музыки.

Наибольшее своеобразие сохранил муз. фольклор центр, р-нов Ю., а также Черногории (меньше внешних влияний). Особенно самобытны героич. эпич. песни, исполняемые в сопровождении гусе, и песенно-танц. жанр коло. Развитие проф. музыки тормозило тур. владычество (15-19 вв.); в Хорватии и Словеш и, где уровень проф. муз. иск-ва издагна был более высоким, проявлению нац. традиций препятствовало господство Габсбургов. В Словении проф. музыканты появились в 15 в., в Хорватии - в 16 в. (в монастырях Далмации, позднее - в Дубровнике). В 16-18 вв. европ. известность получили Я. Галлу с, И. Лукачич, И. М. Ярнович. В 18 - нач. 19 вв. крупными муз. центрами стали Любляна (в 1701 осн. Филармонич. академия, одна из старейших в Европе; в 1794 - Филармонич. об-во, в 1816 при нём открылась муз. школа - первая на Балканах) н Загреб (в 1827 осн. муз. об-во " Музикферайн", с 1829 при нём - муз. школа). С кон. 18 в. в Ю. гастролировали иностр. оперные труппы (постоянно в Сословном театре в Любляне, осн. в 1765; в Загребе - с 1797). Первые словен. оперы - " Белин" Я. Зупана (ок. 1780) и " Фигаро" Я. Новака (1790). В 19 в. под воздействием нац.-освободит, движений начался подъём нац. культур; созданы первые хорв. нац. оперы -" Любовь и злоба" (1846) и " Порин" (1851, пост. 1897) В. Лисинского; в Загребе открылся оперный театр (1834, позднее Хорв. нац. театр). В Сербии в 40-е гг. возник нац. театр, жанр " пьесы с пением". Муз.-просвет. работу вели хоровые об-ва в Сербии и Хорватии (в Панчево, 1838: в Загребе, 1839; в Белграде, 1853) и т. н. " читальни" - в Словении (в Любляне, 1852). Развивались гл. обр. песенно-хоровые жанры. Среди композиторов - Ф. Ливадич и ^Дисинский (Хорватия), Н. Джуркович и И. Шлезингер (Сеобия), Ю. Флейшман, Г. и К. Машеки (Словения). В связи с новым подъёмом нац.-освободит. движения 60-х гг. возникли Драматич. об-во и " Глазбена матица" (Словения, 1867, 1872); муз. школы в Любляне (1882), Белграде (1899, ныне " Мокраняц") и др.; осн. Нац. театр (" Народно позориште") в Белграде (1868), опеоные тоуппы при Хорв. нац. театре (1870, с 1895 - в новом здании) и Словен, нац. театре (1892). Среди многсчисл. хоровых об-в - рабочие об-ва (в Сербии - в 1876 в Крагуевце, в 1880 - в Белграде, позднее " Абрашевич"). В числе композиторов кон. 19 - нач. 20 вв. - К. Станкевич, И. Маринкович, С. Мокраняц (основоположник сепб. муз. классики), И. Зайц, Д. Енко. Основана Словен. филармония (1908). 13 Белграде оперными спектаклями и симф. концертами руководил С. Бинички, автор первой серб. оперы" На рассвете" (1903). Объединение югославян. народов в 1918 в единое гос-во способствовало развитию их культур. Оживилась муз. жизнь; открылись консерватории в Загребе (1916, с 1922 Муз. академия), Любляне (1919, с 1939 Муз. академия); в Белграде создана Муз. академия (с 1937). Основаны муз. школы в Сараеве (1920), Баня-Луке (1934), Скопье (1934), Цетине (1929), Подгорице (ныне Титоград, 1937), а также хоровые муз. об-ва во всех крупных городах страны. Работают музыкальные театры -в Белграде (с 1920), Загребе, Любляне; оперные спектакли ставились в Сараеве (с 1929), Скопье (с 1936). Организованы филармонические оркестры в Загребе (1920), Белграде (1923), Сараеве (1923), Любляне (1936); квартеты и трио в Белграде, Загребе, Любляне. Среди хоровых об-в -" Обилия", " Станкевич", " Коло", " Люблинский колокол". В 20-30-е гг. формировались нац. композиторские школы в развитых областях страны, зарождалась проф. музыка в остальных её частях. Среди композиторов - П. Конёвич, М. Милоевич, С. Христич (Сербия), К. Баранович, Я. Готовац, И. Славенский (Хорватия), М. Когой, С. Остерц, М. Бравничар (Словения), Ф. Мачеёвский, В. Милошевич (Босния и Герцеговина), Ж. Фирфов, Т. Скаловский, Т. Прокопьев (Македония), И. Иванович (Черногория). В кон. 30-х гг. выдвигаются первые в Ю. музыканты П. Марковац и В. Вучкович, разрабатывавшие проблемы муз. эстетики, муз. социологии и истории музыки с марксистских позиций; оба были разносторонними муз. деятелями (погибли во время фаш. оккупации). Вторая мировая война 1939-45 прервала развитие музыкальной культуры Ю.; музыканты, участники нар.-освободит, борьбы, создавали массовые хоровые песни. После освобождения страны основаны многочисленные муз. организации, коллективы, муз. уч. заведения во всех крупных городах. Созданы Союз композиторов Ю. (1950) и республиканские творческие союзы. Работают музыкальные театры в крупнейших городах Ю.; симфонические оркестры Радио и филармонические оркестры; Академический хор и симфонический оркестр Дома Югосл. нар. армии в Белграде; камерно-инструментальные ансамбли, в т. ч. " Загребские солисты". Во всех республиках созданы ансамбли нар. песни и танца (" Коло", " Ладо", " Танец", " Оро", " Шота" и др.), многочисл. хоры. Проводятся фестивали, в т. ч. междунар. " Дубровницкие летние игры" (с 1950), " Загребские биеннале" (с 1961). Выходят муз. журналы " Звук", " Словенска глазбена ревия", " Музыка и школа" и др. Среди совр. музыкантов - композиторы М. Ристич, С. Райичич, Д. Радич (Сербия), Н. Девчич, И. Брканович, М. Келемен (Хорватия), М. Козина, П. Рамовш, Д. Швара (Словения), Б. Ивановски, В. Николовски, Т. Зографски (Македония), Д. Шкерл (Босния и Герцеговина); музыковеды И. Андрейс (Хорватия), С. Джурич-Клайн (Сербия), Д. Цветко (Словения); дирижёры О. Данон, Ж. Здравкович, Д. Жебре, С. Хубад, М. Башич, М. Хорват; певцы и певицы М. Чангалович, Б. Цвейич, В. Хейбалова, В. Руждьяк, Л. Корошец, В. Буковец, Р. Бакочевич, М. Стоянович; пианисты Д. Трбоевич, А. Прегер, 3. Марасович, И. Мачек, Ю. Мурай, Б. Мусулин; скрипачи И. Озим, К. Рупел, В. Маркович, И. Пинкава.

Лит.: Асафьев Б., Из области юго-славянского народного музицирования и взаимосвязи русской и славянской музыки, Избр. труды, т. 4, М., 1955; Мартынов И., Стеван Мокраньяц и сербская музыка, М., 1958; Ямпольский И., Музыка Югославии, М., 1958; Из прошлого югославской музыки. Сб. статей югославских музыковедов, М., 1970; Jugoslav music, ed. J. Andreis, S. Zlatic, Beograd, 1959; A n d r eis J., Cvetko D., В u r i c-K 1 a j n S., Historijski razvoj muzicke kulture u Jugosla viji, Zagreb, 1962. См. также лит. при статьях Македония, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория. Е. И. Гордина.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.