Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Архитектура и изобразительное искусство






В многоликом и древнем иск-ве Э. сочетаются традиции афр. культуры и наследие др.-вост. иск-ва, самобытное переосмысление христианских архит. типов и сюжетов и европ. влияния. К древнейшим (до 2-го тыс. до н. э.) кушитским культурам Юж. Э. восходят кам. стелы со схематич. изображениями человека и символич. знаками; позже в Юж. Э. ставились намогильные дерев, человеч. фигуры народа консо. На С.-В. страны открыты наскальные росписи (Ганзаба, Адди-Кэйих), рельефы (Шебе) с фигурами быков, рельефные человеческие фигуры (Даро-Кавлос), относящиеся к доист. периоду и более поздние. В сер. 1-го тыс. до н. s. на горных плато расцвело иск-во др.-вост. типа, истоки к-рого лежали в Сабе (Юж. Аравия): постройки из тёсаных кам. плит - прямоугольные храмы с плоской кровлей (Йеха, Хаульти), плотины: алтари и фризы с изображением горного козла (лунное божество Альмаках); обобщённая, плавная пс силуэту скульптура - сидящие царские фигуры, рельефы, кам. и терракотовые головы 5-4 вв. до н. э.; известны также наскальные изображения львов (Гобедра близ Аксума), кам. и бронз, фигурки животных, кам. сфинксы, вотивные троны. Подъём иск-ва Э. наступил в 1-й пол. и сер. 1-го тыс. н. э. с возвышением Аксумского царства. Строились большие дворцы из камня с дерев, связями в 2-3 этажа, с плоской крышей на столбах, иногда с внутр. дворами (дворец Такха-Марьям в Аксуме, реконструкцию см. в 1-м т., с. 347), кам. стелы вые. до 33 м, имитирующие многоярусные башни; троны на ступенчатых основаниях, плотины, водохранилища, ряды жилых домов. Эллинистич. влияния ощущаются в резьбе по камню: бутонообразные капители гранёных столбов, изображения архит. мотивов и полумесяца (на стелах), виноградной лозы. Керамика расписывалась геом. орнаментом, иногда изображениями людей, животных, растений. На монетах представлены профильные головы царей, окружённые венком колосьев. После христианизации Аксума (сер. 4 в.) строились монастырские комплексы и базиликальные церкви: в комплексе Дэбрэ-Дамо трёхнефная церковь, с нартексом и хорами, имеет дерев, потолки, в т. ч. имитацию свода в ср. нефе; потолок нартекса украшают 33 кассеты со стилизованными фигурами животных и геометрическим узором.

После упадка Аксума традиции иск-ва Э. возродились в 12-13 вв. в ср.-век. царстве к В. от оз. Тана со столицей Лалибэла. Дворцы и обществ, здания Лалибэлы не сохранились, но дошли высеченные в туфовых массивах, выстроенные в пещерах или отдельно стоящие церкви. Скальные церкви (в Лалибэле и многих других местах) имеют базиликальный, иногда крестообразный план и плоские крыши; всё вплоть до деталей вырезано из камня, причём имитируются своды, дерев, связи и наличники, раскреповки и тяги. С коптским и сирийским иск-вом связана резьба по камню: кресты и аркады на крышах церквей, рельефы на фасадах церквей Бет-Марьям и Бет-Голгофа в Лалибэле; в декор церкви в Йемрахе входят изображения афр. животных. Появилась фресковая живопись - стилизов. плоскостные фигуры святых, изображения охотничьих сцен и животных (церковь Медхане-Алем в Лалибэле), евангельские сюжеты (церковь Бет-Марьям), геом. орнамент. Яркость цвета и плоскостность отличают темперные иконы, в т. ч. диптихи и триптихи; известны также панно на холсте. С 14 в. развивалась эфиопская миниатюра, преломившая влияния коптского, сиро-месопотамского, арм. иск-ва в схематичном, плоскостном, но полном наивной выразительности и яркой красочности стиле. В 15-16 вв. Э. возродилась как целостное гос-во, строились города, дворцы, богатые церкви (белокам. церковь Макана Селассие в горах Уолло - центр, святилище, окружённое дерев, колоннадой). В 17 в. к С. от оз. Тана создана новая столица Гондар. Кам. замки-дворцы с угловыми башнями, аркадами, арочными проёмами, зубчатыми парапетами, богатым убранством причудливо сочетали местные традиции с воздействием европ. (гл. обр. португ.) зодчества. Прямоугольные и круглые в плане церкви богато расписывались. В живописи росли черты нарядности и повествовательности, усилились европ. влияния. В течение мн. веков сложились особенности декоративного иск-ва Э. Разнообразны формы керамики, украшенной гравировкой, росписью, рельефом. В вазах из гранита, алебастра, мрамора ощущаются эллинистич. и визант. традиции. Ювелирные изделия показывают многообразные связи с Египтом, Аравией, Грецией, Арменией, Индией; богаты формами и орнаментикой (в т. ч. сложная плетёнка) металлич. и дерев, кресты.

Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. строились города (в т. ч. новая столица Аддис-Абеба), отд. здания больниц и школ; преобладали беспорядочная планировка и простейшие жилища. В живописи появились историч. и батальные картины патриотич. характера. В 20 в. для стр-ва столицы приглашались архитекторы из мн. европ. и азиат, стран, ъ 1930-х гг. велись планировочные работы в городах Сев.-Вост. Э. Стр-во развернулось в 1950-60-х гг., когда были возведены обществ, здания лёгких, ясных форм из бетона, цветных пластиков, стекла (итал. арх. А. Медзедими, франц. арх. А. Шомет, эфиопский арх. М. Тедрос). Значительна роль специалистов СССР (Политехнич. ин-т в Бахр-Даре, 1969, арх. А. И. Беляев, Е. А. Аничкова, инж. М. Д. Рейнин), ГДР (планировка Бахр-Дара), Югославии (почтамт, госпиталь, отель " ВебиШебели" в Аддис-Абебе), Болгарии. Формируется проф. эфиопское иск-во: живописец и скульптор Афеворк Текле, живописцы Агегну Энгеда, Але Феллеге Селам, Гебре Кристос Деста, Абдель Рахман Шэриф, скульпторы Тадессе Белайнех, Тадессе Мамеча обращаются к образам нац. нар. жизни, к древним и нар. художеств, традициям и к опыту различных европ. течений 19 и 20 вв. После 1974 строятся посёлки типовых домов для трудящихся, создаются картины, статуи, плакаты, посвящённые революц. борьбе народа.

Традиц. нар. жилище Э.- круглые в плане плетнёвые обмазанные глиной дома (" тукуль"), с конич. кровлей; прямоугольные дома (" хедме") из камня с глиной и щебнем, имеющие плоскую крышу и навес; на Ю.- также куполообразные хижины. Традиц. нар. ремёсла - гончарство (разнообразные, часто глазуров. сосуды), плетение из соломы (столы-корзины для еды, корзины с конич. крышкой, украшенные узором из концентрич. кругов и ромбов), обработка металла (ажурные, чеканные, филигранные кресты и украшения), вышивка (на накидках " шамма", на женских рубахах и штанах, часто со сложным плетёным орнаментом), резьба по дереву, тиснение по коже.

Илл. см. на вклейке, табл. XIX (стр. 352-353).

Лит.: Т у р а е в Б. А., АйналовД. В., Произведения абиссинской живописи, собранные д-ром А. И. Кохановским, СПБ, 1913; Абиссиния (Эфиопия). Сб. статей, М.-Л., 1936; Кобищанов Ю. М., Аксум, М., 1966; Искусство народов Африки, М., 1975; PankhurstE. S., Ethiopia. A cultural history, L., 1955; Dor ess e J., Au pays de la reine de Saba. L'Ethiopie antique et moderne. P., 1956; Buxton D. П., Travels in Ethiopia, N. Y.-Wash., 1967.
XIII. Музыка

Эфиопская музыка сложилась под влиянием др.-греч., иудейской, позднее араб, культур, а также во взаимодействии с нек-рыми афр. культурами. Разнообразен муз. фольклор Э., что связано с пестротой и разнородностью этнич. состава населения. Длит, эволюцию претерпели мелодич. формулы, типы песен, инструменты, лады. Известны трудовые, обрядовые, историч., военные (напр., " шиллала" у амхарцев), охотничьи, " личные" и др. песни. Фонетич. особенности различных языков обусловливают специфику вокальной техники (напр., характерная прерывистость мелодич. движения, обрыв муз. фразы). Муз. инструментарий: струнные - масенко (масинко, однострунная скрипка), крар и бегена (6- и 8-, 12-струнные лиры); духовые - вашинт (поперечная флейта), им-билта (эмбилта, флейта с пентатонным звукорядом), малакат (длинные трубы из бамбука или металла); ударные - барабаны коберо, атамо и др. Носителями муз. культуры в Э. были странствующие поэты-певцы - азмари (полупроф. музыканты - мужчины и женщины), к-рые пели, аккомпанируя себе на масенко или краре. Их песни, зачастую остросоциального характера, содержали критику имущих классов, выражали ненависть к завоевателям. Несколько трансформированная традиция азмари сохранилась в совр. Э. (популярны певцы Тилахун, Гессессэ, Малаку Гелау, Гетамесай Абебе и др.). В 30-х гг. 20 в., в связи с проникновением в страну элементов зап. культуры, появились композиторы, использующие европ. систему нотации; среди них - Алека Мелаку Бегго-Сеу, Каньятта Иофатаха Негуссе, М. Иоханнес. В 50-х гг. в Аддис-Абебе была создана " Нац. патриотич. ассоциация", объединившая музыкантов Э., пропагандирующих нац. культуру. В 1952 началась серьёзная работа по изучению фольклора Э. Большое внимание уделяется муз. образованию: организованы ф-ты иск-в в ун-тах Аддис-Абебы и Асмары, Ин-т эфиопских исследований в Аддис-Абебе (1963). При Ун-те Аддис-Абебы основан Центр художеств, творчества (1963), цель к-рого - воспитание молодёжи в духе нац. традиций. Курсы по подготовке проф. музыкантов созданы и при Нац. театре (ансамбль театра гастролировал в 1961 в СССР). В 1960 с помощью специалистов из НРБ открыта консерватория. Характерно объединение артистов и небольших групп в крупные творческие коллективы. Таковы " Группа Голубого Нила" (исполняет ритуальные песни и танцы), Муз.-танц. и драматич. ансамбль (выступал на фестивале в Лагосе в 1977 с программой на революц. темы).

Дж. К. Михайлов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.