Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения. Первые школы на терр. совр






Первые школы на терр. совр. Э. появились в 13-14 вв. при домских и монастырских церквях. В 15-16 вв. в больших городах открылись гор. школы с преподаванием на лат. яз., в 16 в.- элементарные школы с преподаванием на нем. яз. В 1583-1625 действовала иезуитская гимназия в Тарту, где, вероятно, обучались и эстонцы, в 1630 там же была осн. гимназия, позднее преобразованная в ун-т (см. Тартуский университет), в 1631- гимназия в Таллине. В 1684-88 близ Тарту Б. Г. Форселиусом была основана семинария для подготовки учителей, где получили образование 160 эстонцев. В деревне просвещение стало развиваться с 15 в. К 17 в. существовал ряд школ для крестьян в сел. приходах. После присоединения к России (1710) духовная жизнь Э. постепенно была втянута в общее русло жизни Рус. гос-ва. Образование и культура в Э. были привилегией господствующих классов. Сеть школ развивалась медленно. Только после школьного указа 1765 количество школ в сёлах стало увеличиваться, а на основе Устава 1786 в городах были созданы 4 гл. нар. уч-ща (с обучением на нем. яз.). В 1803 образован Тартуский уч. округ. В 1804 в уездных городах и Балт. порту открыто 11 уездных уч-щ и 13 приходских школ, в Тарту учреждена гимназия (с обучением на нем. яз.). В 1848 в Тарту открылась вет. школа, преобразованная в 1873 в вет. ин-т. Законы об освобождении крестьян от крепостной зависимости Эстляндской (1816) и Лифляндской (1819) губерний предусматривали открытие 3-годичных волостных и 2-годичных приходских школ, однако значит, увеличение их числа началось во 2-й пол. 19 в. В 80-х гг. имелось 1228 лютеранских волостных и 76 приходских школ, где обучалось около 44 тыс. уч-ся, 92 православные приходские и 223 волостные школы (10, 5 тыс. уч-ся). Грамотность населения к 1897 составляла 91, 2%. В 1860- 1880 в связи с развитием капитализма расширилась сеть ср. уч. заведений. Реальные уч-ща были учреждены в Тарту (1880), в Таллине (1881) и др. городах. Первая (преимущественно для эстонцев) мужская гимназия осн. X. Трефнером в Тарту в 1883. В 19 в. начали работать учительские семинарии в Тарту (1828), на мызах Атасте (1837), Ядивере (1845), Кууда (1854) и др. К 1887 действовало 27 ср. уч. заведений, где обучалось ок. 4, 5 тыс. уч-ся, преим. дети привилеги-ров сословий. Школьными реформами кон. 80-х и нач. 90-х гг. 19 в. царское пр-во урезало привилегии прибалт. дворян в организации образования. Нач., ср. и высшие уч. заведения начали перестраиваться в соответствии с росс, уставами, а обучение велось на рус. яз.

Борьба трудящихся в период Революции 1905-07 в России против нац. гнёта, за демократизацию школ, за преподавание на родном яз. привела к увеличению числа нач., ср. и проф. уч. заведений с обучением на родном яз. По переписи 1911 на терр. Э. насчитывалось 1646 нач. школ с 74, 8 тыс. уч-ся. В 1916/17 уч. г. было 37 ср. уч. заведений разного типа (13 тыс. уч-ся) и 32 проф. уч. заведения (ок. 3, 4 тыс. уч-ся). В Тартуском ун-те в 1915 было ок. 2, 8 тыс. студентов, в Тартуском вет. ин-те - 341 студент. Кроме того, в Тарту действовали частные университетские курсы и высшие женские курсы.

После Окт. революции 1917 и установления Сов. власти в Э. были приняты меры по демократизации системы образования: школа была отделена от церкви, введено преподавание на родном яз., в Таллине и Тарту для взрослых были созданы нар. ун-ты и вечерние курсы. В период бурж. Э. (1919-40) бурж. пр-во использовало школу для укрепления своей политич. власти и распространения бурж. идеологии. В 1920 было провозглашено обязат. нач. обучение детей в возрасте 8-16 лет (в 1934 возраст обязат. обучения был понижен с 16 до 14 лет), но фактически не осуществлялось, большая часть детей школьного возраста не заканчивала нач. школу, а 7, 4% (по переписи 1934) вообще не посещали школу. Среднее и высшее обучение было платным. Школьная система включала 6-летнюю начальную школу, 5-летние прогимназии, 3-летние гимназии и реальные училища. В 1939/40 уч. г. имелось 43 прогимназии, 37 реальных училищ и 45 гимназий (16, 6 тыс. уч-ся); 177 проф. и ср. спец. уч. заведений (13 тыс. уч-ся); 7 вузов (4, 5 тыс. студентов). По переписи 1934, с полным нач. образованием было 52, 6% населения, с неполным - 26, 2%.

С восстановлением в Э. Сов. власти (июль 1940) нар. образование начало развиваться в новом направлении. Все уч. заведения стали государственными, установлено бесплатное обучение для детей трудящихся, начались коренная перестройка уч. планов и программ и переход к 7-летнему обязат. обучению. Создание новой системы нар. образования было прервано нем.-фаш. оккупацией 1941-44.

После освобождения Э. началась большая работа по восстановлению сов. школы. Продолжено обязательное 7-летнее обучение, в 1960/61 уч. г. начался переход к обязательному 8-летнему обучению. В 1966 начался переход ко всеобщему ср. образованию.

Большое развитие получила сеть дошкольных учреждений. В 1977 в 707 дошкольных учреждениях воспитывалось ок. 77, 3 тыс. детей. В 1977/78 уч. г. в 602 общеобразоват. школах обучалось 214, 9 тыс. уч-ся, в 34 проф.-технич. уч. заведениях ок. 13, 5 тыс. уч-ся, в 38 ср. спец. уч. заведениях - 24, 8 тыс. уч-ся. Увеличилось число внешкольных учреждений. В 1978 функционировало 19 дворцов и домов пионеров, 2 станции юных техников, 3 станции юных натуралистов, 57 детских и юношеских спорт, школ, респ. клуб юных моряков и др. внешкольные учреждения.

В 1977/78 уч. г. в системе высшего образования Э. было 6 вузов: Тартуский ун-т, Таллинский политехнич. ин-т, Таллинский пед. ин-т им. Э. Вильде, Эст. с.-х. академия (в Тарту), Гос. художеств, ин-т в Таллине и Таллинская консерватория, в к-рых обучалось св. 24, 7 тыс. студентов. На 1 янв. 1977 насчитывалась 701 массовая б-ка (св. 8824 тыс. экз. книг и журналов); крупнейшие б-ки: Гос. б-ка Эст. ССР им. Фр. Р. Крейцвальда в Таллине (см. в ст. Библиотеки союзных республик), Науч. б-ка Тартуского ун-та, Науч. б-ка АН Эст. ССР,

Респ. науч.-технич. б-ка Эст.ССР (в Таллине) и др.; 52 музея, крупнейшие из к-рых - Гос. этнографии, музей, Художеств., Зоологич. и др. в Тарту, Таллинский художественный музей, Гос. ист. музей Эст. ССР (с филиалами), Эст. гос. парк-музей нар. зодчества и быта, Гос. музей природы Эст. ССР, Эст. гос. мор. музей и др. в Таллине, краеведч. музеи в Пярну, Раквере, Кингисеппе и др.; 475 клубных учреждений. Ф. Эйсен, Э. Лауль.

Художественная самодеятельность. Развитие художеств, самодеятельности началось в основном во 2-й пол. 19 в. (хоры, духовые оркестры, драматич. кружки). Ещё до Окт. революции возникли первые рабочие хорь: и оркестры (об-ва " Валвая", " Пандорин" и др.). В 1976 в Э. имелось 6269 кружков художеств, самодеятельности (системы Мин-ва культуры и профсоюзов), в т. ч. 383 хоровых, 1630 музыкальных, 513 драматич., 771 танцевальный, 187 изобразит, и прикладного иск-ва и др., в к-рых занималось ок. 79 тыс. чел. Наиболее развитые жанры - хоровое пение и нар. танцы. В 1976 участниками художеств, самодеятельности дано ок. 15 тыс. концертов и спектаклей. А. Лаанемяэ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.