Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Энгельбрек энгельбректсон 25 страница






Огромное практич. значение имеет разрабатываемая марксистско-ленинской Э. теория социалистич. реализма. Она призвана направить творч. деятельность по пути, отвечающему интересам формирования человека коммунистич. общества - всесторонне и гармонически развитого, носителя высокой гражданственности и нравств. благородства, политич. сознательности и убеждённости, социальной активности и душевной чуткости. Поскольку важнейший принцип социалистического общества - единство общенар. интересов, идеалов, устремлений и неповторимости каждой личности, постольку в иск-ве социалистич. реализма единые позиции творч. метода служат предпосылкой богатства художественных стилей, а народность и партийность искусства органически связаны со свободой творчества.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т.1 - 2, М., 1967; Ленин В. И., О литературе и искусстве, М., 1969; Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1 - 2, М., 1958; Луначарский А. В., Собр. соч., т. 7-8, М., 1967; В о л ь к е нш т е и н В. М., Опыт современной эстетики, М. -Л., 1931; Виноградов И. А., Вопросы марксистской поэтики, Л., 1972; Недошивин Г. А., Очерки теории искусства. М., 1953; Современная книга по эстетике. Антология, пер. с англ., М., 1957; Павлов Т., Избр. филос. произв., пер. с болг., т.4, М., 1963; Кох Г., Марксизм и эстетика, пер. с нем., М., 1964; Асмус В. Ф., Вопросы теории и истории эстетики. Сб. ст., М., 1968; Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, 2 изд., Л., 1971; Семиотика и искусствометрия. Сб. переводов, М., 1972; Марксистско-ленинская эстетика, М., 1973; Еремеев А. Ф.. Лекции по марксистско-ленинской эстетике, ч. 1 - 4, Свердловск, 1969 - 75; Во рев Ю. В., Эстетика, 2 изд., М., 1975; Зись А. Я., Искусство и эстетика, 2 изд., М., 1975; Бахтин М. М., Вопросы литературы и эстетики, М., 1975; Lukacs G., Aesthetik, Bd 1, Luchterhand, 1963; J о h n E., Pro-bleme der marxistisch-leninistischen Aesthetik, Halle, 1967.

История эстетики. Илиев А., История на естетиката, 2 изд., София, 1958; Гилберт К., К у н Г., История эстетики, пер. с англ., М., 1960; История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. 1 - 5, М., 1962 - 70; Овсянников М. Ф., Смирнова 3. В., Очерки истории эстетических учений, М., 1963; Лосев А. Ф., Ш е с т а к о в В. П., История эстетических категорий, М., 1965; Идеи эстетического воспитания. Антология, т. 1 - 2, М., 1973; Лекции по истории эстетики, под ред. М. С. Кагана, кн. 1 - 3, Л., 1973-77; Schasler M., Kritische Geschichte der Asthetik, В., 1872; В о s a nq u e t В., A history of aesthetics, 2 ed., L., 1904; Knight W., The philosophy of beautiful..., L., 1891; Utitz E., Geschichte der Asthetik, В., 1932; Bayer R., Histoire de 1'esthetique, P., 1961; Т a t a r k i ewicz W., Historia estetyki, 2 wyd., t. 1 - 3, Wroclaw, 1962 - 67; Munro Th., Oriental aesthetics, Cleveland, 1965; М о r p u r g oTagliabue G., L'esthetique contemporaine. Une enquete, Mil., 1960.

Библиография. Каган М. С., Библиографический указатель к " Лекциям по марксистско-ленинской эстетике", Л., 1966; Gay lay С. М., Scott F. N., A guide to the literature of aesthetics, Berk., 1890; Hammond W. A., A bibliography of aesthetics and of the philosophy of the fine arts from 1900 to 1932, N. Y., 1934. См. также лит. при статьях Искусство, Прекрасное, Реализм в литературе и искусстве, Социалистический реализм, Художественный образ. М. С. Каган.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, целенаправленный процесс формирования у человека эстетич. отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетич. творчеством человека. В социалистич. обществе Э. в. ведётся в интересах всего народа, строится на единых научно-методологич. основах. В капнталистич. странах эстетич. ценности в полной мере являются достоянием элиты. Эстетич. потребности широких слоев народа удовлетворяются гл. обр. " массовой культурой ", направленной на подчинение сознания масс интересам буржуазии. Коммунистические и рабочие партии, демократические силы этих стран ведут активную борьбу с примитивизмом и антиэстетизмом в " массовой культуре".

В системе коммунистич. воспитания, являясь её составной частью, Э. в. подчинено всестороннему развитию личности. На основе марксистско-ленинской эстетики, учения об искусстве как форме проявления духовной культуры человечества Э. в. утверждает в народе эстетич. идеал, понимание прекрасного, развивает эстетич. вкус (см. Вкус эстетический), творч. способности вносить прекрасное в жизнь, строить её, как отмечал К. Маркс, "...также и по законам красоты" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 42, с. 94).

Прекрасное в жизни - и средство и результат Э. в. Оно концентрируется в иск-ве, художеств, лит-ре, неразрывно связано с природой, обществ, и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система Э. в. в целом использует все эстетич. явления действительности. Особое значение при этом придаётся восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда.

Важнейшей частью Э. в. является художеств. воспитание, использующее в качестве воспитат. воздействия средства иск-ва, формирующее спец. способности и развивающее дарования в определённых его видах - изобразительном, муз., вокальном, хореографич., театральном, декоративно-прикладном и др.

В беседе с К. Цеткин об иск-ве в социалистич. обществе В. И. Ленин подчёркивал, что " оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими" (" О воспитании и образовании", 1973, с. 624). С развитием общества по пути к коммунизму возрастает роль Э. в. в формировании духовной культуры человека. В новой, социалистич. обществ, среде, в к-рой человеческий труд освобождён от рабства и ликвидированы анта-гонистич. противоречия, всё более усиливается эстетич. сторона жизни. Художеств.-творч. начало в социально однородной среде становится могучим фактором эстетич. воздействия на человека. Нравственно-эстетическое глубоко проникает в труд, иск-во, лит-ру, градостроительство и новый быт людей, в отношения их друг к другу. В этих условиях эстетич. влияния среды и планомерно оргавизуемого Э. в. действуют как единая система обогащения духовной культуры человека. В СССР, в условиях зрелого социалистич. общества, трудящиеся не только получили широкий доступ к эстетич. ценностям, но и стали непосредственными их творцами. Э. в. ведётся планомерно, связано с идейно-нравственным становлением личности, формированием её активных жизненных позиций. КПСС направляет развитие всех видов художеств, творчества на участие в общенародном деле строительства коммунизма.

Подготовка человека к восприятию прекрасного в иск-ве, лит-ре, в жизни, наслаждению им, правильная его оценка - одна из важнейших задач Э. в. В социалистич. обществе создаются необходимые условия для её решения, т. к. здесь успешно идут процессы обогащения иск-ва знанием жизни и дальнейшего приобщения трудящихся к ценностям культуры.

" Государство, - записано в ст. 27 Конституции СССР (1977), - заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня. В СССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества". Э. в. народа активно содействует деятельность союзов творч. интеллигенции - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, а также домов работников иск-в, литераторов, журналистов и др., оказывающих постоянную помощь в развитии народного творчества, организации художественной самодеятельности трудящихся, студентов и учащихся. Этому же содействуют театральные общества, хоровые общества, общества охраны памятников истории и культуры, охраны природы общества, различные творч. клубы. Организационно-методич. и творч. центрами художеств, самодеятельности являются дома нар. творчества (см. Дом народного творчества), дома художеств, самодеятельности.

Э. в. в стране ведут многочисл. культурно-просветит. учреждения - дворцы и дома культуры (среди них - дома культуры учащихся проф.-технич. уч. заведений), клубные учреждения, народные университеты, библиотеки. Развитие народного творчества, художеств, самодеятельности, формирование эстетич. вкуса читателей - важнейшая часть их культурно-просветительной работы,

Э. в. народа осуществляют театры, концертные объединения, музеи, картинные галереи, выставки, кино. Массовыми средствами Э. в. стали телевидение, радио, печать, знакомящие с высокохудожеств. произведениями лит-ры и иск-ва, а также с литературоведением и искусствознанием. Лит. и искусствоведч. критика содействует углублению эстетич. понятий и восприятия прекрасного.

Задачам Э. в. служат также физическая культура и спорт, направленные на формирование эстетики движений, красоты тела, готовности к труду и обороне. Туризм предоставляет широкие возможности ознакомления с шедеврами иск-ва, памятниками истории и культуры, расширяет эстетич. восприятие природы, героики труда и боевой славы народа. Проф. подготовка творч. кадров для различных областей иск-ва ведётся в спец. учебных заведениях (см. Архитектурное образование, Музыкальное образование, Театральное образование, Художественное образование, Искусств институты, Консерватория, Кинематографии институт, Ленинградское хореографическое училище академическое им. А. Я. Вагановой. Московское академическое хореографическое училище). Клубные работники, библиотекари, руководители художеств, самодеятельности готовятся институтами культуры (см. Культуры институты, Культурнопросветительное образование).

Эстетич. и художеств, воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется по единой программе. В общеобразоват. школах, проф.-технич. уч-щах и ср. спец. учебных заведениях Э. в. является частью уч.-воспитат. процесса, ведётся в связи с изучением всех уч. предметов, особенно лит-ры, в общеобразоват. школах также на уроках изобразит, иск-ва (1-й - 6-й классы), пения и музыки (1-й - 7-й классы), во внеучебное время, входит в деятельность пионерской и комсомольской организаций. Углублённому изучению художественной лит-ры и иск-ва содействуют факультативные курсы. Большую работу по развитию творч. способностей и дарований в области лит-ры, музыки, пения, хореографии, театра, изобразит., декоративноприкладного иск-ва и др. ведут детские внешкольные учреждения. Проблемы Э. в. детей разрабатываются н.-и. пед. институтами АПН СССР и мин-в просвещения (нар. образования) союзных республик (см. Педагогические институты научно-исследовательские). В составе АПН СССР имеется спец. Н.-и. институт художеств, воспитания.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве. [Сборник, 3 изд.], т. 1 - 2, М., 1976; Ленин В. И., О литературе и искусстве. [Сборник], 5 изд., М., 1976; КПСС о формировании нового человека. Сб. документов и материалов (1965 - 1976), М., 1976; Брежнев Л. И., Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 4, М., 1974, с. 287 - 97, т. 5, М., 1976, с. 519-48; Крупская Н. К., Педагогические соч., т. 3, 5, 8, М., 1959 - 60; её же, Об искусстве и литературе. Статьи, письма, высказывания, Л. -М., 1963; Луначарский А. В., Собр. соч. Литературоведение. Критика. Эстетика, т. 1 - 8, М., 1963 - 67; е г о ж е, О воспитании и образовании. [Избр. соч.], М., 1976; Макаренко А. С., Соч., [2 изд.], т. 4 - 5, М., 1957 - 58; Программа воспитания в _детском саду, 8 изд., М., 1978; Л и х ач ё в Б. Т., Эстетика воспитания, М., 1972; Эстетическое воспитание школьников, под ред. А. И. Бурова и Б. Т. Лихачёва, М., 1974; Основы эстетического воспитания, [под ред. Г. Л. Абрамовича и др.], М., 1975.

Б. Т. Лихачёв.

ЭСТИПИТЕ (исп. estfpite), характерные для архитектуры латиноамериканского, в особенности мексиканского, позднего барокко (т. н. ультрабарокко) пилястры, отмеченные особой сложностью профилей и пышным многообразием декоративной отделки. Состоящие из мелких, как бы нанизанных друг на друга форм, Э. возникли в резных деревянных ретабло и нашли широкое применение в кам. зодчестве 18 в.

Лит.: Villegas V. М., El gran signo formal del barroco. Ensayo historico del apoyo estipite, Мех., 1956.

ЭСТЛЯНДИЯ, ист. назв. сев. части Эстонии. В нач. 13 в. была завоёвана нем. и дат. феодалами; в 1346-1561 входила во владения Ливонского ордена, в 1561- 1710 - Швеции. В 1710 в результате Северной войны 1700-21 присоединена к России. С 1783 - Эстляндская губерния (см. Эстонская Советская Социалистическая Республика, Исторический очерк).

ЭСТЛЯНДСКАЯ ТРУДОВАЯ КОММУНА, назв. Эст. сов. республики в 1918-19. После установления Сов. власти в окт. 1917 в Эстонии Исполком Советов Эстляндии 19 янв. (1 февр.) 1918 опубликовал проект конституции Э. т. к., в к-ром Эст. сов. республика провозглашалась автономной частью РСФСР. В февр. 1918 вся терр. Эстонии была оккупирована герм, войсками. 29 нояб. 1918 части Красной Армии, в т. ч. эст. полки, освободили Нарву, где Врем, ревком провозгласил Э. т. к. и создал Совет Коммуны (пред.- Я. Я. Анвельт, чл.- В. Э. Кингисепп, И. Ю. Кясперт, X. Г. Пегельман, О. Ю. Рястас и др.). СНК РСФСР декретом 7 дек. 1918 признал независимость Эст. сов. республики. В февр. 1919 эст. белогвард. войска с помощью Антанты вытеснили части Красной Армии с терр. Эстонии; 19 мая была создана бурж. республика. Совет Коммуны переехал в Лугу, 5 июня 1919 прекратил свою деятельность. Сов. власть в Эстонии была восстановлена в 1940.

Лит. см. при ст. Эстонская ССР.

ЭСТОНИЯ, см. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

ЭСТОНСКАЯ БЕКОННАЯ ПОРОДА свиней, порода свиней беконного направления продуктивности. Выведена в Эстонии скрещиванием местных свиней в основном с хряками датской, немецкой и финской пород, а также со шведскими ландрасами. Утверждена в 1961. Взрослые хряки весят 280-350 кг, матки 230- 250 кг. Откармливаемый молодняк к 6-мес. возрасту весит 100 кг. Среднесуточный привес ок. 700 г. Затраты корма на 1 кг привеса 3, 9-4 кормовые единицы. Плодовитость маток 11-12 поросят за опорос. Разводят породу в Эстонии чистопородным способом и используют в пром. скрещивании для улучшения скороспелости и мясных качеств др. пород.

Лит.: Волкопялов Б. П., Свиноводство, 4 изд., Л., 1968.

ЭСТОНСКАЯ БЕЛОГОЛОВАЯ ПОРОДА овец, порода полутонкорунных овец мясо-шёрстного направления продуктивности. Выведена в Эстонии в 1930-50 скрещиванием местных грубошёрстных овец с баранами породы шевиот. Голова горбоносая, хвост длинный (до скакательного сустава). Бараны весят 50-80 кг, матки 35-70 кг. Настриг шерсти с баранов 3, 6-3, 8 кг, с маток 2, 5-2, 6 кг. Шерсть в основном 56-го качества, дл. 10-12 см, белая однородная, блестящая, эластичная. Выход мытой шерсти 55-60%. Плодовитость 120-140 ягнят на 100 маток. Овцы отличаются скороспелостью. Разводят породу в Эстонской ССР и нек-рых р-нах РСФСР.

Лит.: Овцеводство, под ред. Г. Р. Литов-ченко и П. А. Есаулова, т. 1, М., 1972.

ЭСТОНСКАЯ ГРЭС им. 50-летия СССР, тепловая электростанция в г. Нарва Эст. ССР. Построена в 1964- 1973. Установленная мощность 1600 Мвт (8 блоков по 200 Мвт). Топливом служат сланцы. Технич. водоснабжение прямоточное с использованием Нарвского водохранилища. Электроэнергия передаётся по высоковольтным линиям электропередачи напряжением 330 кв. Станция входит в Объединённую энергосистему Северо-Запада и через неё в Единую энергетич. систему СССР.

ЭСТОНСКАЯ МЕСТНАЯ ЛОШАДЬ, клеппер, порода упряжных лошадей северного лесного типа. Выведена в древности на терр. Эстонии; в кон. 19 - нач. 20 вв. улучшалась скрещиванием с арабскими и финскими жеребцами. В Россию завозилась с кон. 17 в. Масти рыжая, гнедая, вороная, серая (иногда с ремнём на спине). Жеребцы весят 480- 490 кг, кобылы 450-460 кг. Используются на транспортных и с.-х. работах. Макс, грузоподъёмность 4895 кг. На основе Э. м. л. выведена торийская порода. Разводят Э. м. л. в Эст. ССР.

Лит.: Книга о лошади, под ред. С. М. Буденного, т. 1, М., 1952.

ЭСТОНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, Эстония (Ээсти НСВ).

  Содержание:  
I. Общие сведения.......  
II. Государственный строй....  
III. Природа............ 2SH
IV. Население..........  
V. Исторический очерк....  
VI. Коммунистическая партия Эстонии.............  
VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Эстонии...  
VIII. Профессиональные союзы..  
IX. Народное хозяйство......  
X. Медико-географическая характеристика...........  
XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения  
XII. Наука и научные учреждения 27?
XIII. Печать, радиовещание, телевидение.............  
XIV. Литература..........  
xv. Архитектура и изобразительное искусство..........  
XVI. Музыка...........  
XVII. Танец. Балет........  
XVIII. Драматический театр.....  
XIX. Кино.............  





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.