Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Энгельбрек энгельбректсон 15 страница






Физиология Э. изучена недостаточно, гл. обр. из-за малых его размеров, особенностей локализации и множественности функциональных связей с промежуточным мозгом, эндокринными железами и др. органами. Э. круглоротых - фоторецепторный орган. Эндокринный характер функции Э. окончательно не установлен. Активность его с возрастом уменьшается, а сам он приобретает характер рудимента, содержащего минеральные отложения (карбонаты, фосфаты, кальций и магний) - т. н. " мозговой песок", выявляемый на рентгенограммах. Удаление Э. у цыплят приводит к преждевременному половому развитию, а у млекопитающих - к активации половой системы. Введение животным экстрактов Э. вызывает снижение массы гонад, нарушает развитие половых признаков, тормозит сперматогенез. У кастрированных животных активируется функция Э., а введение им эстрогенов тормозит её. В Э. содержится антигонадотропное вещество, тормозящее действие гонадотропных гормонов гипофиза. У человека при гипофункции Э. (синдром Пелицци) наиболее выраженное изменение - преждевременное развитие половых органов и вторичных половых признаков, при гиперфункции - недоразвитие половых желез и вторичных половых признаков.

Лит.: К а х а н а М. С., Патофизиология эндокринной системы, М., 1968; X ел и м с к и и А. М., Эпифиз (шишковидная железа), М., 1969; Чазов Е. И., И с а ч е н к о в В. А., Эпифиз: место и роль в системе нейроэндокринной регуляции, М., 1974. В. М. Самсонова.

2) Суставной конец трубчатой кости. На границе между Э. и диафизом имеется эпифизарный хрящ (т. н. пластинка роста), к-рый играет осн. роль в росте костей в длину. В возрасте 12-25 лет происходит его окостенение. При травме Э. в детском или юношеском возрасте возможен эпифизеолиз - смещение Э. с разрывом эпифизарного хряща, что может приводить к замедлению роста кости и её укорочению. Чаще наблюдается остеоэпифизеолиз, при к-ром линия перелома переходит и на диафиз. См. также Кость.

ЭПИФИЛЛЫ (отапм... и греч. phyllon - лист), растения, поселяющиеся на листьях др. растений, гл. обр. вечнозелёных, в т. ч. хвойных. Распространены преим. во влажных троппч. и субтропич. поясах, на листьях хвойных - ив умеренном поясе. Среди Э. преобладают водоросли, мхи и лишайники, редки цветковые растения. Иногда Э. наносят большой ущерб культурным растениям. См. также Эпифиты.

ЭПИФИЛЛЮМ (Epiphyllum), род растений сем. кактусовых. Кустарнички с округлыми, в основании деревянистыми стеблями, постепенно переходящими в плоские листовидные, реже трёхгранные побеги с зубчатым или выемчатым краем. Листья редуцированы до маленьких чешуи. Цвет-хи белые, кремовые, одиночные, воронковидные, с длинной цветочной трубкой; раскрываются ночью. Ок. 20 видов, в лесах и по побережью в Мексике и по всей Юж. Америке. В комнатной культуре (часто под назв. филлокактус) распространены многочисл. гибриды, полученные путём скрещивания Э. с крупноцветковыми цереусами, гл. обр. из рода гилоцереус (Ну1осereus).

ЭПИФИТОТИЯ (от эпи... и греч. phyt6n -растение), распространение инфекц. болезни растений на значит, территории (х-во, р-н, область) в течение определ. времени. В виде Э. обычно проявляются ржавчина и головня хлебных злаков, фитофтороз картофеля, парша яблони, увядание хлопчатника, шютте снежное и обыкновенное и др. инфекц. заболевания.

В прошлом Э. причиняли большой ущерб. Известны значит, потери урожая картофеля от фитофтороза в 40-х гг. 19 в. в Ирландии, подсолнечника - от ржавчины в 60-х гг. 19 в. в России, пшеницы-от стеблевой ржавчины в Амурской обл. в 1923. С повышением культуры земледелия, с разработкой методики прогнозирования массовых заболеваний растений, применением эффективных мер борьбы с ними Э. стали более редкими. Обычно Э. возникают из отд. очагов болезни при благоприятных условиях (накопление и способность к быстрому распространению инфекц. начала, погодные факторы, способствующие размножению возбудителя и развитию болезни, достаточное кол-во восприимчивых растений). Фитопатогенные микроорганизмы распространяются из мест резервации и заражают большое число растений. В результате образования неск. генераций возбудителя создаются новые укрупнённые очаги болезни, расширяется р-н (зона) поражения, возникает Э. В зависимости от типа болезни, особенностей возбудителя, растения-хозяина и внеш. факторов Э. развиваются быстро или медленно, с периодическими вспышками при благоприятных условиях. Изучением различных сторон эпифитотич. процесса занимается сравнит, молодая область науки - эпифитотиология. Установление связи развития Э. с теми или иными факторами позволяет ослабить их влияние. Напр., изменения в популяции возбудителя болезни и растения-хозяина, обусловливающие возникновение Э., учитываются при обосновании прогнозов болезни, выведении устойчивых к инфекц. болезням сортов с.-х. культур и их размещении в севооборотах. Меры борьбы с Э. зависят от особенностей болезни.

ЭПИФИТЫ (от эпи... и греч. phyton - растение), растения, поселяющиеся на др. растениях, гл. обр. на ветвях и стволах деревьев, а также на листьях - т. н. эпифиллы, и получающие питат. вещества из окружающей среды (а не из растения-хозяина, как паразиты). Э. имеются во всех классах растений. Наиболее богаты ими влажные тёплые области, особенно тропич. леса, в к-рых встречаются как низшие, так и высшие растения-Э. (гл. обр. из сем. орхидных и бромелиевых). Обильны Э. во влажных, менее тёплых местах (в т. ч. в горных областях), где они представлены гл. обр. мхами, лишайниками и папоротниками. Во влажных холодных областях среди Э. преобладают мхи, лишайники и водоросли. Нек-рые Э. (т. н. полуэпифиты - мн. ароидные, баньян и др.) начинают своё развитие на деревьях, а затем образуют длинные висячие придаточные корни, к-рые проникают в почву и доставляют из неё воду и минеральные вещества. У настоящих Э. в процессе эволюции выработались приспособления для улавливания воды и минеральных веществ из воздуха. Это - губчатые покровы на корнях, у нек-рых - т. н. корневые гнёзда, т. е. сплетения корней в виде корзинки, в к-рой накапливаются пыль, отпавшие листья и таким образом создаётся почва для питающих корней (напр., у папоротника асплениума, орхидеи грам-матофиллум). У др. Э., напр, папоротника платицериума, имеются т. н. нишевые листья, образующие на стволе нишу, в к-рой также создаётся почва. У нек-рых бромелиевых листья образуют воронку, в к-рой скапливается вода, всасываемая волосками на внутр. поверхности листьев. У мн. Э. выработались приспособления к экономному расходованию влаги, свойственные ксерофитам: утолщённые листья с толстой кутикулой, нередко редукция листьев, развитие особых вместилищ для запасания воды, иногда сильное опущение листьев и т. п. Э. возникли в процессе эволюции, по-видимому, в связи с особенностями экологич. условий в тенистых влажных местах, поднимаясь из сумерек, царивших в нижних ярусах лесов, к свету - на ветви деревьев. Это могли быть растения с мелкими лёгкими семенами и спорами, к-рые переносятся даже слабыми воздушными течениями.

Лит.: Поплавская Г. И., Экология растений, 2 изд., М., 1948; Алехин В. В., География растений, Зизд., М., 1950; Ш м и тхюзен И., Общая география растительности, пер. с нем., М., 1966; Вальтер Г., Растительность земного шара, пер. с нем., т. 1, М., 1968. Н. И. Шорина.

ЭПИФОРА (от греч. epiphora - добавление, повторение) или антистрофа, фигура стилистическая: повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи (" Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков..." - Н. В. Гоголь).

ЭПИЦЕНТР (от эпи... и центр), 1) проекция гипоцентра землетрясения на поверхность Земли. По записям сейсмич. станций определяется местоположение Э., по степени разрушений на поверхности - эпицентральная область. Карты Э. с указанием магнитуды землетрясений используются в сейсмическом районировании. См. также в ст. Землетрясения. 2) Э. ядерного взрыва, проекция на земную поверхность центра возд. (подводного, подземного) ядерного взрыва.

ЭПИЦИКЛ (греч. epikyklos, от epi - на и kyklos - круг, окружность), вспомогательная окружность в геоцентрич. системе мира Птолемея. Э. введены для объяснения попятных движений планет. Предполагалось, что планета движется равномерно по Э., в то время как его центр Е (см. рис.) перемещается по другой окружности с центром в Земле - т. н. деференту. Т. к. с помощью деферента с одним Э. не удавалось объяснить мн. неправильности в движении планет, были введены системы Э.: считалось, что по первому Э. движется центр второго Э., по к-рому, в свою очередь, движется центр третьего Э. и т. д.; планета находится на последнем Э.

ЭПИЦИКЛОИДА, плоская линия.

ЭПЛТОН, Э п п л т о н (Арр1е1оп) Эдуард Виктор (6.9.1892, Брадфорд, Йоркшир, -21.4.1965, Эдинбург), английский физик, чл. Лондонского королев, об-ва (1927). Окончил Кембриджский ун-т (1914). В 1924-36 проф. Лондонского, в 1936-39 Кембриджского ун-тов. В 1939-49 секретарь Департамента науч. исследований Великобритании. С 1949 ректор Эдинбургского ун-та. Осн. труды по радиофизике и геофизике. В 1924 экспериментально обнаружил (совм. с англ, физиком М. Барнеттом) отражающий радиоволны проводящий слой ионосферы, существование к-рого было предсказано ранее А. Э. Кеннелли и О. Хевисайдом (слой Э., или слой Хевисайда). В 1927 обнаружил второй, более высокий отражающий слой (слой F, наз. также именем Э.). Установил, что отражённые этими слоями радиоволны эллиптически поляризованы; вычислил коэффициент отражения и плотность электронов в слоях. Разрабатывал теорию дисперсии и двойного лучепреломления в ионосфере, установил, что проводимость верхних слоев, а также полярные сияния связаны с активностью Солнца. Э. принадлежат также работы по радиолокации. Нобелевская пр. (1947) за работы по исследованию ионосферы.

Лит.: " Nature", 1965, v. 206, № 4989; Les prix Nobel en 1947, Stockh., 1949, p. 79, 101 - 07.

ЭПОКСИДНЫЕ КЛЕЙ, синтетич. клеи на основе эпоксидных смол. Э. к. содержат; отвердители - ди- и полиамины, дициандиамид, фталевый или малеиновый ангидрид и др.; наполнители - окись алюминия, двуокись кремния, сажу, порошки металлов (напр., никеля), стеклянные или углеродные волокна; растворители - спирты, ксилол, ацетон (вместо этих компонентов часто используют активные разбавители, напр, жидкие тиоколы, реагирующие с эпоксидной смолой в условиях отверждения клеевого соединения); пластификаторы - эфиры фталевой или фосфорной кислоты, нек-рые полимеры, напр, каучуки; модификаторы, напр. феноло-формальдегидные смолы. В состав нек-рых клеёв входят только эпоксидная смола и отвердитель.

Э. к. могут быть жидкими, пастообразными или твёрдыми (порошки, прутки, плёнки). Жидкие и пастообразные Э. к., отверждаемые аминами, можно хранить при комнатной тсмп-ре в течение 1-6 ч (компоненты таких Э. к. смешивают обычно перед применением); отверждаемые ангидридами кислот - от 5 сут до неск. мес. Свойства твёрдых Э. к. сохраняются в течение 1-3 лет.

Склеиваемые поверхности перед нанесением на них Э. к. подвергают механич. обработке, травлению, воздействию ультразвука и др. Жидкие и пастообразные Э. к. наносят кистью, шпателем, распылением; порошкообразные - напылением; прутками натирают предварительно нагретые поверхности; плёнки закладывают между склеиваемыми деталями. Темп-pa отверждения клеевых соединений - от комнатной (Э. к. холодного отверждения) до 140-300 °С (Э. к. горячего отверждения), давление при склеивании - до 0, 5 Мн/м2, продолжительность выдержки - от неск. ч до неск. сут. Прочность клеевых соединений при равномерном отрыве достигает 45 Мн/м2. Соединения тепло-, атмосфере-, масло-и бензостойки, устойчивы к разбавленным к-там и щелочам, отличаются хорошими электроизоляц. свойствами.

Э. к. применяют практически во всех областях нар. х-ва. Напр., в машиностроении их используют при изготовлении технологич. оснастки; в строительстве - для склеивания железобетонных конструкций мостов; в судостроении - при сборке судов из стеклопластиков; в радиотехнике и электронике - для монтажных работ.

Лит.: Энциклопедия полимеров, т. 3, М., 1977.

ЭПОКСИДНЫЕ ЛАКИ, лаки на основе эпоксидных смол (гл. обр. диановых) пли их различных модификаций. Растворители Э. л.- этилцеллозольв, кетоны, спирты, ароматические углеводороды и др. Э. л. могут содержать отвердители - ди- и полиамины, полиамиды, изоцианаты, синтетич. смолы и др.; ускорители отверждения - третичные амины, фосфорные к-ты; добавки, улучшающие растекание лака на поверхности, напр, кремнийорганич. жидкости. Э. л., к-рые отверждаются веществами, реагирующими с эпоксидной смолой при комнатной темп-ре, нестабильны при хранении. Их поставляют в виде двух растворов (один содержит отвердитель, другой - остальные компоненты), смешиваемых непосредственно перед нанесением лака. К таким Э. л., наз. двухупаковочными, относятся: лаки, отверждающиеся ди-и полиаминами, низкомолекулярными полиамидами (продолжительность отверждения 4-6 ч при 18-20 °С или 1, 5- 2 ч при 120 °С): лаки на основе эпоксидной смолы, модифицированной алкидной смолой, пластифицированной тиоколом и отверждающейся изоцианатами (эти эпоксидно-уретановые лаки могут быть отверждены ниже О °С).

Стабильные при хранении Э. л., содержащие все необходимые компоненты (одноупаковочные лаки), получают при использовании в качестве отверднтеля феноло-, мочевино- или меламино-формальдегидной смолы. Отверждаются такие Э. л. только при 160-200 °С (25- 30 мин). Основой одноупаковочных лаков служат также эпокснэфиры - продукты взаимодействия эпоксидной смолы с жирными к-тами высыхающих растит. масел, напр, льняного (отверждаются за 24 ч при 18-20 °С или за 1 ч при 150 °С; в первом случае в состав лака вводят сиккатив, во втором - меламино-формальдегидную смолу).

На защищаемую поверхность Э. л. наносят гл. обр. методом пневматич. распыления (см. Лакокрасочные покрытия). Э. л. и пигментированные материалы на их основе (эмалевые краски, грунтовки, шпатлёвки) образуют покрытия с высокой адгезией к металлу и к др. материалам, с хорошими электроизоляц. свойствами, стойкие к щелочам и разбавл. к-там, термостойкие до 150-160 " С, устойчивые к ионизирующим излучениям. Этими материалами защищают ёмкости для хранения и транспортировки агрессивных веществ, хим. и мед. аппаратуру, приборы, к-рые эксплуатируются в условиях тропич. климата внутри помещений (на прямом солнечном свету покрытия желтеют), жесть для консервной тары и др. Материалы из композиций эпоксидной смолы с кам.-уг. пеком или с дивинилацетиленовым лаком " этиноль", образующие водостойкие покрытия, наносят на подводные части судов.

Лит.: Энциклопедия полимеров, т. 3, М., 1977. М. М. Гольдберг.

ЭПОКСИДНЫЕ СМОЛЫ, олигомерные продукты поликонденсации эпихлоргидрина с многоатомными фенолами, спиртами, полиаминами, многоосновными к-тами, а также продукты эпоксидирования (т. е. введения эпоксидных групп) соединений, содержащих не менее двух двойных связей. Наибольшее распространение получили т. н. диановые Э. с. след, строения:
[ris]

Их получают из дифенилолпропана (диана, бисфенола А) и эпихлоргидрина в присутствии щёлочи. Технологич. процесс включает стадии поликонденсации, осуществляемой при 60-100 °С, промывки водой (для удаления NaCl) и сушки под вакуумом (13, 3-26, 6 кн/м2) при 120- 140 °С. Мол. массу смолы регулируют соотношением исходных веществ.

Диановые Э. с. выпускают в виде вязких жидкостей жёлтого цвета (мол. масса 350-750), растворимых в ацетоне и толуоле, и твёрдых веществ жёлтого или коричневого цвета (мол. масса 800- 3500), растворимых в смеси толуола и бутанола.

Перерабатывают (отверждают) в обычных условиях, при пониженных (до -15 °С) или повышенных (60-180 °С) темп-pax в зависимости от типа отвердителя (см. также Отверждение полимеров). В качестве отвердителей используют полиамины, многоосновные к-ты и их ангидриды, многоатомные фенолы, а также третичные амины, комплексы ВFз. Отличительная особенность Э. с. при отверждении - отсутствие выделения летучих веществ и малая усадка (0, 1-3%).

Отверждённые смолы характеризуются высокой адгезией к металлам, стеклу, бетону и др. материалам, механич. прочностью, тепло-, водо- и химстойкостью, хорошими диэлектрич. показателями. Технологич. и физико-мехакич. свойства композиций на основе Э. с. регулируют в широком диапазоне совмещением смол с различными мономерами, олиго-

мерами и полимерами, с минеральными и органич. наполнителями. Э. с. используют как основу высокопрочных связующих (см. также Пластические массы) и клеёв (см. Эпоксидные клеи), заливочных и пропиточных электроизоляционных компаундов (см. Компаунды полимерные), герметиков (см. Герметизирующие составы), лаков (см. Эпоксидные лаки), пенопластов.

Лит.: Энциклопедия полимеров, т. 3, М., 1977; Л и X., Невилл К., Справочное руководство по эпоксндным смолам, пер. с англ., М., 1973. Е. М. Бляхман.

ЭПОЛЕТЫ (франц., ед. ч. epaulette, от epaule - плечо), наплечные знаки различия военнослужащих, преим. офицеров, генералов и адмиралов в рус. и иностр. армиях и флотах. В России Э. были введены взамен погон в 1807 на два плеча для офицеров и нижних чинов уланских полков. Э. (с 1856 оставались только для парадной формы одежды) представляли собой погоны, заканчивающиеся с наружной стороны кругом, на к-ром размещались знаки различия (с 1827 в виде металлических звёздочек). У штаб-офицеров закруглённая сторона окантовывалась канительной бахромой из тонких жгутов или нитей, у генералов - толстой витой канительной бахромой.

ЭПОПЕЯ (греч. epopoii'a, от epos - слово, повествование и poieo - творю), монументальное по форме эпич. произв., отличающееся общенар. проблематикой. На ранних стадиях словесности - преобладающая разновидность нар. эпоса (см. Эпос, раздел 2-й); изображала наиболее существенные (по Гегелю - " субстанциональные") события и коллизии жизни: или мифологически осознанные нар. фантазией столкновения сил природы, или военные столкновения племён и народов. Древние и ср.-век. Э.- большие стихотворные произв.- возникали посредством либо объединения коротких эпич. сказаний, либо развития (разрастания) центр, события. Позднее народным Э. подражали нек-рые поэты в своём индивидуальном творчестве (" Энеида" Вергилия, " Генриада" Вольтера).

В " нравоописательной" эпич. лит-ре, раскрывающей не героич. становление нац. общества, а его комическое состояние, возникали прозаич. Э. (" Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле, ч Мёртвые души" Н. В. Гоголя, " Остров пингвинов" А. Франса). В 19-20 вв. романическая лит-pa (раскрывающая становление характеров отд. личностей, см. Роман), углубляясь до осмысления нац.-ист. проблем, пришла к созданию " романов-Э.". В одних " романах-Э." становление характеров гл. героев подчиняется событиям нац.-ист. масштаба (" Война и мир" Л. Н. Толстого, " Тихий Дон" М. А. Шолохова). Другие являются " героико-романич." Э., в к-рых становление характеров гл. героев происходит в процессе их сознательного и активного участия в ист. и революц. событиях (" Пётр I" А. Н. Толстого, " Коммунисты" Л. Арагона). Г. Н. Поспелов.

ЭПОС (греч. epos - слово, повествование, рассказ), 1) род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, предание, разновидности героич. эпоса, эпопея, эпич. поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, очерк. Э., как и драме, свойственно воспроизведение действия, развёртывающегося в пространстве и времени, - хода событий (см. Сюжет) в жизни персонажей. Специфическая же черта Э.- в организующей роли повествования', носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда - к рассуждениям. Повествовательный пласт речи эпич. произв. непринуждённо взаимодействует с диалогами и монологами персонажей. Эпич. повествование то становится самодовлеющим, на время отстраняя высказывания персонажей, то проникается их духом в несобственно прямой речи; то обрамляет реплики героев, то, напротив, сводится к минимуму или временно исчезает. Но в целом оно доминирует в произведении, скрепляя воедино всё в нём изображённое. Поэтому черты Э. во многом определяются свойствами повествования. Речь здесь выступает гл. обр. в функции сообщения о происшедшем ранее. Между ведением речи и изображаемым действием в Э. сохраняется временная дистанция: эпич. поэт рассказывает " ...о событии, как о чем-то отдельном от себя..." (Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957, с. 45).

Эпич. повествование ведётся от лица повествователя, своего рода посредника между изображаемым и слушателями (читателями), свидетеля и истолкователя происшедшего. Сведения о его судьбе, его взаимоотношениях с персонажами, [2об обстоятельствах " рассказывания" обычно отсутствуют. " Дух повествования" часто бывает "...невесом, бесплотен и вездесущ..." (Манн Т., Собр. соч., т. 6, М., 1960, с. 8). Вместе с тем речь повествователя характеризует не только предмет высказывания, но и его самого; эпич. форма запечатлевает манеру говорить и воспринимать мир, своеобразие сознания повествователя. Живое восприятие читателя всегда связано с пристальным вниманием к выразительным началам повествования, т. е. субъекту повествования, или " образу повествователя" (понятие В. В. Виноградова, М. М. Бахтина, Г. А. Гуковского).

Э. максимально свободен в освоении пространства и времени. Писатель либо создаёт сценич. эпизоды, т. е. картины, фиксирующие одно место и один момент в жизни героев (вечер у А. П. Шерер в первых главах " Войны и мира" Л. Н. Толстого), либо в эпизодах описательных, обзорных, " панорамных" говорит о длительных промежутках времени или происшедшем в разных местах (описание Л. Н. Толстым Москвы, опустевшей перед приходом французов). В тщательном воссоздании процессов, протекающих в широком пространстве и на значит, этапах времени, с Э. способно соперничать лишь киноискусство.

Арсенал лит.-изобразит, средств используется Э. в полном его объёме (портреты, прямые характеристики, диалоги и монологи, пейзажи, интерьеры, действия, жесты, мимика и т. п.), что придаёт образам иллюзию пластич. объёмности и зрительно-слуховой достоверности. Изображаемое может являть собой и точное соответствие " формам самой жизни" и, напротив, резкое их пересоздание. Э., в отличие от драмы, не настаивает на условности воссоздаваемого. Здесь условно не столько само изображённое, сколько " изображающий", т. е. повествователь, к-рому часто свойственно абсолютное знание о происшедшем в его мельчайших подробностях. В этом смысле структура эпич. повествования, обычно отличающаяся от внехудожеств. сообщений (репортаж, ист. хроника), как бы " выдаёт" вымышленный, художественно-иллюзорный характер изображаемого.

Эпич. форма опирается на различного типа сюжеты. В одних случаях событийность произведений предельно напряжена (авантюрно-детективные сюжеты Ф. М. Достоевского), в других - ход событий ослаблен, так что происшедшее как бы тонет в описаниях, психологич. характеристиках, рассуждениях (проза А. П. Чехова 1890-х гг., романы Т. Манна и У. Фолкнера). По мысли И. В. Гёте и Ф. Шиллера, замедляющие мотивы - существенная черта эпич. рода лит-ры в целом. Объём текста эпич. произв., к-рое может быть как прозаическим, так и стихотворным, практически неограничен-от рассказов-миниатюр (ранний Чехов, О. Генри) до пространных эпопей и романов (" Махабхарата" и " Илиада", " Война и мир" и " Тихий Дон"). Э. может сосредоточить в себе такое количество характеров и событий, к-рое недоступно др. родам лит-ры и видам иск-ва (с ним могут соперничать лишь многосерийные телефильмы). При этом повествоват. форма в состоянии воссоздавать характеры сложные, противоречивые, многогранные, находящиеся в становлении. Хотя возможности эпич. отображения используются не во всех произв., со словом Э. связано представление о показе жизни в её целостности, о раскрытии сущности целой эпохи и масштабности творч. акта. Сфера эпических жанров не ограничена к.-л. типами переживаний и миросозерцании. В природе Э.- универсально-широкое использование познавательно-идеологич. возможностей литературы и искусства в целом. " Локализующие" характеристики содержания эпич. произв. (напр., определение Э. в 19 в. как воспроизведения господства события над человеком или совр. суждение о " великодушном" отношении Э. к человеку) не вбирают всю полноту истории эпич. жанров.

Э. формировался разными путями. Лиро-эпические (см. Лиро-эпический жанр), а на их основе и собств. эпич. песни, подобно драме и лирике, возникали из ритуальных синкретич. представлений (см. Синкретизм). Становление прозаич. жанров Э., в частности сказки, генетически связано с индивидуально рассказывавшимися мифами (см. Мифология). На раннее эпич. творчество и дальнейшее становление форм художеств, повествования воздействовали также устные, а потом и фиксируемые письменно ист. предания.

В древней и ср.-век. словесности весьма влият. был нар. героич. эпос (см. ниже). Его формирование знаменовало полное и широкое использование возможностей эпич. рода. Тщательно детализированное, максимально внимательное ко всему зримому и исполненное пластики повествование преодолело наивно-архаич. поэтику кратких сообщений, характерную для мифа, притчи и ранней сказки. Для героич. эпоса характерно " абсолютизирование" дистанции между персонажами и тем, кто повествует; повествователю присущ дар невозмутимого спокойствия и " всеведения" (недаром Гомера уподобляли богам-олимпийцам), и его образ - образ существа, вознёсшегося над миром, - придаёт произв. колорит макс, объективности. "...Рассказчик чужд действующим лицам, он не только превосходит слушателей своим уравновешенным созерцанием и настраивает их своим рассказом на этот лад, но как бы заступает место необходимости..." (Шеллинг Ф., Философия искусства, М., 1966, с. 399).

Но уже в антич. прозе дистанция между повествователем и действующими лицами перестаёт абсолютизироваться: в романах " Золотой осёл" Апулея и " Сатирикон" Петрония персонажи сами рассказывают о виденном и испытанном. В литературе последних трёх столетий, отмеченных преобладанием романических жанров (см. Роман), доминирует " личностное", демонстративно-субъективное повествование. С одной стороны, всеведение повествователя охватывает мысли и чувства персонажей, не выраженные в их поведении. С другой - повествователь нередко смотрит на мир глазами одного из персонажей, проникаясь его умонастроением. Так, сражение при Ватерлоо в " Пармской обители" Стендаля воспроизведено отнюдь не по-гомеровски: автор как бы перевоплотился в юного Фабрицио, дистанция между ними практически исчезла, точки зрения обоих совместились (способ повествования, присущий Л. Толстому, Достоевскому, Чехову, Г. Флоберу, Т. Манну, Фолкнеру). Такое совмещение вызвано возросшим интересом к своеобразию внутреннего мира героев, скупо и неполно проявляющегося в их поведении. В связи с этим возник также способ повествования, при к-ром рассказ о происшедшем является одновременно монологом героя (" Последний день приговоренного к смерти" В. Гюго, " Кроткая" Достоевского, " Падение" А. Камю). Внутренний монолог как повествоват. форма абсолютизируется в лит-ре " потока сознания" (Дж. Джойс, отчасти М. Пруст). Способы повествования нередко чередуются, о событиях порой рассказывают разные герои, и каждый в своей манере (" Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова, " Иметь и не иметь" Э. Хемингуэя, " Особняк" Фолкнера, " Лотта в Веймаре" Т. Манна). В монумент, образцах Э. 20 в. (" Жан Кристоф" Р. Роллана, " Иосиф и его братья" Т. Манна, " Жизнь Клима Самгина" М. Горького, " Тихий Дон" М. А. Шолохова) синтезируются давний принцип " всеведения" повествователя и личностные, исполненные психологизма формы изображения.

В романной прозе 19-20 вв. важны эмоционально-смысловые связи между высказываниями повествователя и персонажей. Их взаимодействие придаёт художеств, речи внутр. диалогичность; текст произв. запечатлевает совокупность разнокачеств. и конфликтующих сознаний. " Голоса" разных лиц могут либо воспроизводиться поочерёдно, либо соединяться в одном высказывании - " двуголосом слове" (см. М. М. Бахтин, Проблемы поэтики Достоевского, 1972, с. 324). Повествоват. многоголосие не характерно для канонич. жанров давних эпох, где безраздельно господствовал голос повествователя, в тон к-рому высказывались и герои. В лит-ре же двух последних столетий, напротив, широко представлены внутр. диалогичность и многоголосие речи, благодаря к-рым осваивается речевое мышление людей и духовное общение между ними.

2) В более узком и специфич. смысле слова - героический Э. как жанр (или группа жанров), т. е. героич. повествование о прошлом, содержащее целостную картину нар. жизни и представляющее в гармонич. единстве некий эпич. мир и героев-богатырей. Героич. Э. бытует как в книжной, так и в устной форме, причём большинство книжных памятников Э. имеют фольклорные истоки; сами особенности жанра сложились на фольклорной ступени. Поэтому героический Э. часто называют народным Э. Однако такое отождествление не совсем точно, поскольку книжные формы Э. имеют свою стилистич., а порой и идеологич. специфику, а безусловно относимые к нар. Э. баллады, ист. предания и песни, нар. роман и т. п. могут считаться героич. Э. лишь с существ, оговорками.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.