Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация элементарных частиц. 4 страница






Селевкидов, Вифинии и Понтийского царства.

Дальнейшая борьба диадохов развёртывалась в основном на терр. Греции и Македонии. После смерти Кассандра в 298 разгорелась борьба за макед. престол между Деметрием I, Пирром - царём Эпира, сыновьями Кассандра и Лисимахом. Победителем вышел Деметрий I, но уже в 287-286 Лисимах в союзе с Пирром вытеснил его из Македонии и подчинил её. В 283 умер Деметрий I, взятый в плен Сеяевком I. В 281 погиб Лисимах, разбитый Селевком, его гос-во распалось. В 281 (или 280) был убит Селевк I. Царём Македонии с 283 был сын Деметрия - Антигон II Гонат, положивший начало новой династии, объединявшей под своей властью Фракию и Македонию.

Расцвет эллинизма (3 - нач. 2 в в. д о н. э.). Военные столкновения на протяжении 3 в. не прекращались, но носили более локальный характер. Наследники Птолемея I и Селевка I продолжали соперничать в Сирии, Финикии и М. Азии (т. н. Сирийские войны). Птолемеи, владевшие самым сильным флотом, оспаривали господство Македонии в Эгейском м. и Греции. Попытки Македонии расширить свои владения в Греции наталкивались на упорное сопротивление греческих полисов. От царства Селевкидов в 283 отпал Пергам, в 260 стала независимой Каппадокия. Ок. сер. 3 в. отпали сев.-вост. сатрапии и образовались независимые Парфянское царство и Греко-Бактрийское царство.

Наиболее характерной чертой экономического развития эллинистич. общества был рост товарного произ-ва и торговли. Возникли новые крупные торг, и ремесл. центры - Александрия в Египте, Антиохия на Оронте, Селевкия на Тигре и др., ремесл. произ-во к-рых в значит, мере было ориентировано на внеш. рынок. В приморских р-нах М. Азии и Сирии создавались новые полисы, к-рые были и стратегич. пунктами, и административными, и экономич. центрами. Установились регулярные мор. связи между Египтом, Сирией, М. Азией, Грецией и Македонией; были налажены торг, пути по Красному м., Персидскому зал. и дальше в Индию. Установились торг, связи Египта с Причерноморьем, Карфагеном и Римом. Расширились ден. обращение и ден. операции, чему способствовала перечеканка в монету драгоценных металлов, хранившихся в сокровищницах персидских царей и храмов. Возникшие на В. полисы, привлекали ремесленников, торговцев и людей др. профессий.

Полувековой период борьбы между диадохами был по существу периодом становления нового эллинистич. общества со сложной социальной структурой и новым типом гос-ва. Сложившиеся эллинистич. монархии сочетали в себе элементы вост. деспотии (монархич. форма власти, постоянная армия и централизованный адм. аппарат) с элементами полисного устройства. Характерные для полисов зем. отношения - частная собственность граждан и собственность города на неподелённые участки - осложнялись тем, что к городам приписывались сел. территории с местными деревнями. Население этих терр. не становилось гражданами города, но продолжало владеть своими участками, уплачивая подати городу или частным лицам, к-рые получили эти земли от царя, а потом приписали их к городу. На территории, не приписанной к городам, вся земля считалась царской. По данным егип. папирусов, она делилась на две категории: собственно царскую и ч уступленные" земли, к к-рым относились храмовые, переданные царём в " дарение" своим приближённым и предоставляемые небольшими участками (клерами) воинам-клерухам (см. Клерухии) или катэ-кам. На этих землях могли находиться также местные деревни, жители к-рых продолжали владеть своими наследств, наделами, уплачивая подати или налоги. Сложность зем. отношений обусловила многослойность социальной структуры эллинистич. гос-в. Царский дом с его придворным штатом, высшая воен. и гражд. администрация, наиболее зажиточные горожане и высшее жречество составляли верх. слой. Более многочисленным был средний слой - торговцы и ремесленники, персонал царской администрации, откупщики, клерухи и катэки, местное жречество, учителя, врачи и др. К низшим слоям принадлежало неимущее местное население (лаой): зависимые или полузависимые земледельцы, обрабатывавшие земли царя, знати, городов, работники царских мастерских (в монополизированных царём отраслях ремесла). Они считались лично свободными, но были прикреплены к месту своего жительства, к той или иной мастерской или профессии. Ниже их на социальной лестнице стояли рабы.

Войны диадохов, распространение полисного строя дали сильный толчок развитию рабовладельч. отношений в их классич. антич. форме при сохранении и более примитивных форм рабства (долж-ничества, самопродажи и т. п.). Но в с. х-ве (особенно на царских землях) рабский труд не смог в сколько-нибудь заметных масштабах оттеснить труд местного населения, эксплуатация к-рого была не менее выгодной.

Иной тип социального развития имел место в Греции и Македонии. Присоединение к Македонии не давало греч. полисам существ, экономич. преимуществ. В то же время вековые традиции независимости в греч. полисах были особенно сильны. Поэтому экспансия Македонии встречала упорное сопротивление прежде всего демократич. слоев, т. к. введение макед. гарнизонов сопровождалось обычно установлением олигархич. режимов и ухудшением положения демоса. Поскольку мелким полисам по отдельности было трудно отстаивать свою независимость, происходил процесс объединения полисов в федерации (Это-лийский союз, в к-рый к кон. 3 в. входили почти вся центр. Греция, Элида и Мессения, а также нек-рые о-ва Эгейского м.; Ахейский союз, возник в 284, к 230 союз насчитывал ок. 60 полисов и охватывал значит, часть Пелопоннеса). Олигархич. руководство Ахейского союза, напуганное ростом социального движения в Спарте (реформы Агиса IV и Клеомена III), обратилось за помощью к царю Македонии Антигону III Досону. В битве при Селласии (222/221) объединённые силы македонян и ахейцев уничтожили армию Клеомена III, в Спарту был введён макед. гарнизон. Обострение социальной борьбы заставило знать греч. полисов искать помощи у Македонии. Последние годы 3 в. были периодом наибольшего политич. и экономич. усиления

Македонии. Воспользовавшись внутр. осложнениями в Египте, макед. царь Филипп V в союзе с селевкидским царём Антиохом III разделили владения Птолемеев вне Египта: к Македонии отошли все принадлежавшие Птолемеям полисы на побережье Геллеспонта, в М. Азии и по побережью Эгейского м.; Антиох III после победы при Панионе (200) овладел Финикией и Сирией. Используя лозунг свободы греч. полисов, Рим, подчинивший к 200 всё Зап. Средиземноморье, привлёк на свою сторону Этолийский (199) и Ахейский (198) союзы и прежде всего имущие слои, которые видели в римлянах силу, способную обеспечить их интересы. Войны Македонии с Римом завершились заключением мира (197), по к-рому Македония лишилась всех владений в М. Азии, Эгейском м. и Греции.

Внутр. осложнения в Египте (волнения войск в 216, восстание местных династов в 206 в Фиваиде, придворные смуты) и поражение Македонии в войне с Римом создали благоприятные условия для роста политич. могущества царства Селевкидов. Приблизительно в 212- 205 Антиох III совершил вост. поход, повторив маршрут Александра, и заставил Парфию и Бактрию признать зависимость от Селевкидов. Начавшаяся в 192 на терр. Греции война с римлянами закончилась разгромом войск Антиоха III у Магнесии на Сипиле (190), в результате чего он был вынужден отказаться от всех своих владений в Европе и М. Азии (к С. от Тавра). После этого от Селевкидов отпали Парфия и Бактрия, отделились находившиеся в зависимости от Селевкидов Великая Армения и Софена.

Победа римлян коренным образом изменила политич. ситуацию: ни одно из эллинистич. гос-в не могло более претендовать на гегемонию в Вост. Средиземноморье, возросло значение мелких гос-в: Вифинии, Каппадокии, Понта и особенно Пергама, опиравшегося на поддержку Рима.

Упадок и подчинение Риму (2 - кон. 1 вв. дон. э.). Объединение Западного Средиземноморья под властью Рима внесло существенные изменения в традиц. торг, связи Греции с Сицилией и др. греч. колониями на 3. и в упрочившиеся в 3 в. связи Египта и Сирии с Сев. Африкой и Италией. Начался процесс перемещения торг, путей и экономич. центров. Воен. и экономич. экспансия римлян сопровождалась интенсивным развитием рабовладельч. отношений в Италии и завоёванных областях: происходило массовое порабощение населения, расширялись торговля рабами и сфера применения рабского труда. Эти явления находили отражение во внутр. жизни эллинистич. гос-в. Обострялась борьба в верхах: между слоями преим. городской знати (заинтересованной в более тесных связях с рим. миром и в расширении рабовладения) и знатью, связанной с царским адм. аппаратом и храмами и жившей в основном за счёт традиц. форм эксплуатации с. х-ва. Эта борьба выливалась в дворцовые перевороты, династич. распри, гор. восстания. Усилилось движение нар. масс против налогового гнёта, злоупотреблений гос. аппарата, ростовщичества и порабощения, перераставшее иногда в своего рода гражд. войны, истощавшие экономику и воен. силы гос-в, снижавшие их сопротивление рим. агрессии. Немалую роль играла рим. дипломатия, всячески поощрявшая обострение противоречий между эллинистич. гос-вами и династич. борьбу.

Несмотря на попытки макед. царя Персея привлечь на свою сторону греч. полисы для совместной борьбы против Рима, к нему присоединились только Эпир и Иллирия. В результате макед. армия была разбита римлянами при Пидне (168), после чего Македония была разделена на 4 изолированных округа. В Эпире римляне разрушили большую часть городов и продали в рабство более 150 тыс. жителей, в Греции произвели пересмотр границ полисов. Вспыхнувшие в Македонии в 149-148 и в Ахейском союзе в 146 восстания были жестоко подавлены римлянами, после чего Македония была превращена в рим. провинцию, союзы греч. полисов распущены, всюду установлены олигархия, режимы. Подчинив Грецию и Македонию, Рим начал наступление на гос-ва М. Азии. Рим. торговцы и ростовщики, проникая в экономику гос-в М. Азии, всё более подчиняли их внеш. и внутр. политику интересам Рима. В 133 Пергам (в соответствии с завещанием Аттала III) перешёл под власть Рима, но только после подавления массового восстания под руководством Аристоника (132-129) римлянам удалось превратить его в рим. провинцию. Очагом сопротивления рим. агрессии в М. Азии стало Понтийское царство, к-рое в нач. 1 в. при Митридате VI Евпаторе стало крупным roc-вом, подчинив почти всё побережье Чёрного м. Войны Митридата VI с Римом завершились в 64 поражением Понтийского царства. Пока Рим был занят покорением Македонии, царство Селевкидов оправилось от ущерба, причинённого войной с Римом. Антиох IV Епифан в 170, затем в 168 совершил успешные походы в Египет и осадил Александрию, но вмешательство Рима заставило его отказаться от своих завоеваний. Политика эллинизации, проводившаяся Антиохом IV, вызвала восстания в Иудее (171 и 167-160), переросшие в войну против господства Селевкидов. Сепаратистские тенденции проявились и в вост. сатрапиях, к-рые ориентировались на Парфию. Попытки Антиоха VII Сидета (139/138- 129) восстановить единство державы (вновь подчинил Иудею и предпринял поход против Парфии) окончились полным поражением и его гибелью. От Селевкидов отпали Вавилония, Персия и Мидия. В нач. 1 в. самостоятельными стали области Коммагена (в М. Азии) и Иудея. Терр. гос-ва Селевкидов сократилась до пределов собственно Сирии, Финикии, Келесирии и части Киликии. В 64 царство Селевкидов было присоединено к Риму как провинция Сирия. В 63 Иудея также была присоединена к Риму.

В Египте после походов Антиоха IV вновь начались нар. движения и одновременно острая династич. борьба, перешедшая в настоящую внутр. войну, опустошавшую страну. Тем временем римляне всячески содействовали внешнеполитич. ослаблению Египта. В 96 к Риму была присоединена Киренаика, в 58 - Кипр. Римляне вплотную подошли к границам Египта, лишь гражд. война в самом Риме отсрочила его подчинение. В 30 до н. э. было завоёвано это последнее эллинистич. гос-во. Эллинистич. мир как политич. система был поглощён Рим. империей, но элементы социально-экономич. структуры и культурные традиции, сложившиеся в эллинистич. эпоху, оказали огромное воздействие на дальнейшее развитие Вост. Средиземноморья и в значит, мере определили его специфику (см. Эллинистическая культура).

Лит.: Блаватская Т. В., Голубц о в а Е. С., Павловская А. И., Рабство в эллинистических государствах в III - I вв. до н. э., М., 1969; Ж е б е л е в С. А., Из истории Афин, 229 - 31 годы до Р. Хр, СПБ, 1898; 3 е л ь и н К. К., Исследования по истории земельных отношений в эллинистическом Египте II - I вв. до н. э., М., 1960; 3 е л ь и н К. К., Трофимова М. К., Формы зависимости в Восточном Средиземноморье эллинистического периода, М., 1969; Ковалев С. И., История античного общества. Эллинизм. Рим, Л., 1936; Р а н о Б и ч А. Б., Эллинизм и его историческая роль, М.- Л., 1950; П и к у с Н. Н., Царские земледельцы (непосредственные производители) и ремесленники в Египте III в. до н. э., М., 1972; Свенцицкая И. С., Социально-экономические особенности эллинистических государств, М., 1963; Хвостов М. М., История восточной торговли греко-римского Египта, Казань, 1907; его ж е, Текстильная промышленность в греко-римском Египте, Казань, 1914; Ш о ф м а н А. С., История античной Македонии, ч. 2, Казань, 1963; Д р о й з е а И. Г., История эллинизма, пер. с нем., т. 1 - 3, М., 1890-93; Тарн В., Эллинистическая цивилизация, пер. с англ., М., 1949; В е v a n E., A history of Egypt under the Ptolemaic dynasty, L., 1927; Bikerman E., Institutions des Seleucides, P., 1938; С а г у М., A history of the Greek world from 323 to 146 B. C., L.- N. Y., 1965; С о h e n R., La Grece et 1'hellenisation du monde antique, nouv. ed., P., 1948; D a s с a 1 a-k i s A p., The hellenism of the ancient Macedonians. Thessalonike, 1965; К a e r s t J., Geschichte des Hellenismus, Bd 1 - 2, Lpz., 1926 - 27; Petit P., La civilisation hellenistique, P., 1965; Rostovtzeff M., The social and economic history of the Hellenistic world, t. 1 - 3, Oxf., 1941; To у n b e e A., Hellenism. The history of a civilization, N. Y.- L., 1959; Will E., Histoire politique du monde hellenistique (323 - 30 av. J. C.), v. 1 - 2, Nancy, 196G-67.

А. И. Павловская.

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, термин, имеющий два смысловых значения: хронологическое - культура эпохи эллинизма и типологическое - культура, возникшая в результате взаимодействия греческих (эллинских) и местных элементов. Типологическое понимание приводит к расширению хронологич. и географич. рамок вплоть до включения в понятие " Э. к." всей культуры антич. мира от времени походов Александра Македонского (4 в. до н. э.) до падения Рим. империи (5 в. н. э.). При этом не принимаются во внимание качественные изменения в идеологии и культуре, возникшие после рим. завоевания и особенно в период кризиса и упадка антич. рабовладельч. общества.

Сложившаяся на всей терр. эллинистич. мира культура не была единообразной. В каждой области она формировалась путём взаимодействия местных, наиболее устойчивых традиционных элементов культуры с культурой, принесённой завоевателями и переселенцами-греками и негреками. Формы синтеза определялись воздействием мн. конкретных обстоятельств: численным соотношением различных этнич. групп (местных и пришлых), уровнем их экономики и культуры, социальной организацией, политич. обстановкой и т. д. Даже при сопоставлении крупных эллинистич. городов (Александрии, Антиохии на Оронте, Пергама и т. д.), где греко-макед. население играло ведущую роль, отчётливо видны особые, характерные для каждого города черты культурной жизни; ещё яснее проступают они во внутр. областях эллинистич. гос-в (напр., в Фиваиде, Вавилонии, Фракии). И, однако, всем местным вариантам Э. к. свойственны нек-рые общие черты, обусловленные, с одной стороны, сходными тенденциями социально-экономич. и политич. развития общества на всей терр. эллинистич. мира, с другой - обязательным участием в синтезе элементов греч. культуры. Образование эллинистич. монархий в сочетании с полисной структурой городов способствовало возникновению новых правовых отношений, нового социально-психологич. облика человека и общества, нового содержания его идеологии. Напряжённая политич. обстановка, непрерывные воен. конфликты между гос-вами и социальные движения внутри них также наложили существенный отпечаток на Э. к. В Э. к. более выпукло, чем в классич. греческой, выступают различия в содержании и характере культуры эллинизированных верхних слоев общества и гор. и сел. бедноты, в среде к-рой устойчивее сохранялись местные традиции.

Религия и мифология. Наиболее характерной чертой эллинистич. религии и мифологии является синкретизм, в к-ром восточное наследие играло огромную роль. Боги греч. пантеона отождествлялись с древними вост. божествами, наделялись новыми чертами. Менялись формы почитания божеств, мистерии приобретали более оргиастич. характер. При сохранении местных различий в пантеоне и формах культа постепенно получили всё более широкое распространение нек-рые универсальные божества, объединявшие в себе сходные функции наиболее почитаемых божеств разных народов. Одним из главных культов стал культ Зевса Гипсиста (высочайшего над всем), отождествлявшегося с финикийским Ваалом, егип. Амоном, вавилонским Белом, иудейским Яхве и др. Его многочисл. эпитеты - Пантократор (всемогущий), Сотер (спаситель), Гелиос (солнце) и др.- свидетельствуют о необычайном расширении его функций. С культом Зевса по распространённости соперничал культ Диониса с мистериями, сближавшими его с культами егип. бога Осириса, малоазийских богов Сабазия и Адониса. Из женских божеств главным и почти повсеместно почитаемым божеством стала егип. Исида, воплотившая черты мн. греч. и азиат, богинь. Специфич. порождением эллинистич. эпохи был культ Сераписа- божества, к-рое обязано своим появлением религ. политике Птолемеев, стремившихся слить воедино привычный для греков антропоморфный облик Зевса-Посейдона с функциями егип. зооморфных божеств Осириса и Аписа. Сложившиеся на В. синкретич. культы проникли в полисы М. Азии, Греции и Македонии, а затем и в Зап. Средиземноморье. Нек-рые вост. культы почти в неизменённой форме воспринимались греками. До уровня главных божеств выросло значение богини судьбы Тихе. Эллинистич. цари, используя вост. традиции, усиленно насаждали царский культ. Философия. В эпоху эллинизма продолжают свою деятельность Академия платоновская, аристотелевский Ликей (перипатетическая школа), киники и киренская -школа. В то же время возникают три новые фил ос. школы, оспаривающие друг у друга влияние на эллинистич. мир: скептицизм, эпикуреизм и стоицизм. Объединяет их общая сосредоточенность на вопросах умонастроения и поведения индивида, достижения им внутр. независимости от окружающего мира и связанное с этим вытеснение онтоло-гич. проблематики этической. Школа скептиков, осн. в последней четв. 4 в. до н. э. Пирроном, призывала к достижению невозмутимости духа на пути отказа от поисков невозможного, по их мнению, объективного знания, воздержания от суждений и следования разумной вероятности, традициям и обычаям. В дальнейшем скептицизм сливается с Платоновской академией (т. н. 2-я и 3-я Академии, основанные Аркесилаем и Карнеадом), а в 1 в. до н. э. развивается Энесидемом. Эпикур, создавший своё учение на основе атомистич. учения Демокрита и этики киренаиков, начал преподавать в 309 до н. э., проповедуя достижение счастья и духовного блаженства (безмятежность и спокойствие души) через умеренность в чувств, удовольствиях, самообладание и т. п. Школа Эпикура, существовавшая до сер. 4 в. н. э., оказывала значит, воздействие на мировоззрение эллинистич. эпохи. Деятельность основателей стоицизма - Зенона из Китиона, Клеанфа и Хрисиппа - протекала в 3-2 вв. до н. э. Возрождая концепции досократовской философии (прежде всего Гераклита), стоики представляли космос разумным огненным дыханием, дробящимся на многообразие логосов, одним из к-рых является человек; непоколебимость духа усматривается в полном подчинении космич. разуму, для чего необходимы бесстрастие и добродетельность.

С сер. 2 в. до н. э начинается процесс сакрализации, сближения философии с религ.-мифологич. традициями Греции и Востока. Философия становится на путь эклектич. объединения различных систем. Центр, фигурой этого процесса является Посидоний, синтезировавший пифагорейско-платонич. и стоич. философию в детально разработанную и обширную систему платонич. стоицизма, оказавшую огромное влияние на антич. философию вплоть до Плотина.

Естественнонаучные взгляды. Крупнейшим науч. центром эллинистического мира была Александрия с Александрийским мусейоном и Александрийской библиотекой, где работали выдающиеся учёные Средиземноморья. Значит, развития достигло в Александрии изготовление книг, чему способствовала монополия Египта на папирус. Другими важными центрами эллинистич. науки были Пергам, Антиохия на Оронте, о. Родос. Большинство учёных, деятельность к-рых протекала в этих центрах, были греками. Греч. яз. стал междунар. науч. языком той эпохи.

Высшие достижения математики и астрономии, особенно расцветших в Александрии в 3-2 вв. до н. э., связаны с именами Евклида, Архимеда, Аполлония Пергского, Аристарха Самосского, Гиппарха из Никеи. В трудах этих учёных эллинистич. наука подошла к ряду проблем: дифференц. и интегральное исчисление, теория конич. сечений, гелиоцентрич. система мира и т. д., нашедших дальнейшее развитие лишь в новое время. Из математиков, работавших в Александрии, известны также Никомед, Диокл, Зенодор (труд " Об изопериметрических фигурах") и Гипсикл, автор XIV книги евклидовых " Начал" и трактата < О многоугольных числах". Селевк из Селевкии (2 в. до н. э.) выступал как последователь гелиоцентрич. системы Аристарха, установил зависимость мор. приливов и отливов от положения Луны. Успехи теоретич. механики были связаны прежде всего с работами Архимеда; известность приобрёл также псевдоаристотелевский трактат " Механические проблемы". Развитию прикладной механики содействовали многочисл. изобретения Ктеспбия. Достижения прикладной механики были подытожены в трудах Герона Александрийского.

Походы Александра Македонского стимулировали расширение г е о г р аф и ч. знаний. Ученик Аристотеля Дикеарх ок. 300 до н. э. составил карту всей известной тогда ойкумены и попытался определить размеры земного шара; его результаты были уточнены Эратосфеном из Кирены, плодотворно работавшим в самых различных областях знаний. Посидоний с о. Родос написал помимо филос. соч. ряд работ по географии, астрономии, метеорологии и др. Труд Страбона " География" (в 17 кн.) обобщил географич. знания эпохи.

Накопленные знания в области ботаники были систематизированы Теофрастом. Большой интерес был достигнут в области анатомии человека и в медицине. Деятельность Герофила из Халкедона и Эрасистрата была этапом на пути к созданию науч. анатомии. Под влиянием этих; учёных на рубеже 3 и 2 вв. до н. э. возникла школа врачей-эмпириков (Филин Косский, Серапион Александрийский и др.), признававшая опыт в качестве единственного источника мед. знаний.

Историческая наука. Сюжетами ист. сочинений обычно служили события недавнего прошлого и современные авторам. На выбор темы и освещение событий историками, несомненно, влияли политич. борьба, политич. и филос. теории совр. им эпохи. В ист. сочинениях обсуждались вопросы о роли судьбы и выдающихся личностей в истории, об идеальной форме гос-ва, возникающей из смешения; демократии, аристократии и монархии, о слиянии истории отд. стран во всемирную историю и т. п. По своей форме произведения мн. историков находились на грани художеств, лит-ры: изложение событий искусно драматизировалось, использовались риторич. приёмы, эмоционально воздействовавшие на широкую аудиторию. В таком стиле писали историю Александра Македонского Каллисфен (кон. 4 в.) и Клитарх Александрийский (не ранее 280-270), историю греков. Зап. Средиземноморья - Тимей из Тавромения (вскоре после 264), историю Греции с 280 по 219 - Филарх Афинский. Другое направление историографии придерживалось более строгого и сухого изложения фактов (не исключавшего тенденциозности), напр.: история походов. Александра, написанная Птолемеем 1 после 301; история периода борьбы диадохов, написанная Иеронимом из Кардшг (не ранее 272), и др. Крупнейшим историком 2 в. был Полибий, автор всемирной истории от 220 до 146. Вслед за Полибием в 1 в. всемирную историю писали Посидоний из Апамеи, Николай Дамасский,. Агатархид Книдский, Диодор Сицилийский. Продолжала разрабатываться история отд. гос-в, изучались хроники и декреты греч. полисов, возрос интерес к истории вост. стран. Уже в нач. 3 в. появились труды на греч. яз. местных жрецов-учёных: Манефона (история фараоневского Египта), Бероса (история Вавилонии), Аполлодора из Артемиты (история парфян); ист. соч. на местных языках (напр., Книги Маккавеев о восстании жителей Иудеи против Селевкидов).

Литература. Важнейшей чертой художеств, лит-ры эпохи эллинизма было сужение её социального горизонта по сравнению с предшеств. (т. н. полисным) периодом греч. истории. Публичный характер сохраняли только театр, представления, но и в театре на смену обществ.-политич. и обличит, комедии Аристофана пришла т. н. новая аттическая комедия (Менандр, Филемон, Дифил - 2-я пол. 4 - нач. 3 вв. до н. э.) с её интересом к частному быту и семейным перипетиям. Трагедии периода эллинизма не сохранились, хотя постановки засвидетельствованы в течение всего эллинистич. периода как в Афинах, так и почти на всей территории эллинистич. мира (вплоть до Армении и Причерноморья).

С нач. 3 в. до н. э. лит-pa получила развитие в новых культурных центрах, гл. обр. в Александрии, где художеств, творчество неразрывно было связано с учёными изысканиями филологов, работавших в знаменитой Александрийской библиотеке. Изучение художеств, лит-ры прошлого заставило эллинистич. поэтов осознать как устойчивость существующих лит. традиций, так и необходимость их обновления. Отсюда интенсивное экспериментирование в области давно сложившихся жанров. Элегия из средства обществ, и морального назидания превращается в повествование с мифологич. содержанием в творчестве Филита с о. Кос (ок. 320-270), Гермесианакта из Ко-лофона (р. ок. 300) и Каллимаха из Кирены. В то же время Каллимах заменил традиц. героич. эпос жанром небольшой поэмы (" эпиллия"), излагавшей в бытовых тонах побочные эпизоды героич. сказания. В т. н. идиллиях Феокрита бытовая ситуация часто разрабатывалась в формах, заимствованных из фольклорного состязания певцов или свойственных драматич. сценке (миму) из жизни гор. семьи. Этот же круг тем составляет содержание " Мимиамбов" Геронда, обнаруженных на папирусе в кон. 19 в. Период эллинизма был также временем расцвета эпиграммы, в к-рой на первое место выступала любовная тематика: возникновение страсти, встреча влюблённых, неудовлетворённое чувство.

Традиц. жанр героич. эпоса нашёл продолжение у Аполлония Родосского, однако он также испытал влияние учёности, обязательной для поэзии Э. к. и требовавшей от авторов вплетения в осн. сюжетную канву всякого рода антикварных справок, редких слов и мифов.

Существ, значение для последующего развития антич. и ср.-век. лит-ры имели прозаич. жанры, оформлявшиеся в период эллинизма с привлечением фольклорной новеллы, рассказов о чудесных странах: любовный роман с участием легендарных царей и полководцев (" Роман о Нине"), псевдоисторич. описания идеального обществ, устройства (Ямбул, Эв-гемер). Лит-pa Э. к. достигла значит, успеха в изображении внутр. мира человека, его повседневного быта, в то время как использование фольклорной традиции расширило границы лит. жанров.

Архитектура и изобразительное искусство. Противоречия политич. и со-циально-экономич. развития общества обусловили противоречивость эллинистич. иск-ва, в к-ром соединяются рационализм и экспрессивность, скептицизм и эмоциональность, элегичность и глубокий драматизм, архаизация и новаторство. Усилились локальные различия художеств, школ: александрийской, пергамской, родосской, афинской, сирийской и др. На территориях к В. от Евфрата первоначально взаимодействие греч. и местных элементов было незначительным; период бурного синтеза, в результате к-рого возникли иск-во Парфянского царства, Гандхары, Кушанского царства, начался после падения власти греко-македонян.

Эллинистич. зодчество отличают стремление к освоению огромных открытых пространств, к эффекту грандиозности, желание поразить человека величием и смелостью инженерно-строительной мысли, логикой конструкций, импозантностью форм, точностью и мастерством исполнения. В художеств, облике городов (Александрия в Египте, Дура-Европос, Пергам, Приена, Селевкия на Тигре), построенных обычно по регулярному плану, важная роль отводилась большим колоннадам (вдоль гл. улиц) и 1-2-ярусным колонным портикам, отдельно стоящим (по периметру агоры) или являющимся частью здания; в формировании гор. центров - царским дворцам, домам для собраний (булевтериям, экклесиастериям), театрам, святилищам. Особенность эллинистич. городов - величеств, архит. ансамбли, для к-рых характерны согласованность зданий друг с другом и с окружающим ландшафтом, регулярность планировки, подчёркивание горизонталей и вертикалей фасадных плоскостей, симметричность и фронтальность композиций построек как элементов ансамбля, рассчитанных на восприятие с фасада. Архит. типы обществ., жилых и культовых зданий б. ч. восходили к эпохам греч. архаики и классики, но интерпретировались в духе времени; появились новые виды зданий - библиотеки, мусейоны (Александрийский мусейон), инж. сооружения (Фаросский маяк в Александрии). Синкретизм эллинистич. религии повлиял на развитие типов храмов, святилищ, алтарей, мемориальных зданий, в к-рых сильнее, чем в гражд. постройках, сказалось взаимодействие с иск-вом Востока (святилище Асклепия на о. Кос, катакомбы Ком-эш-Шукафа в Александрии, городище Ай-Ханум в Сев. Афганистане). Эксцентричность эллинистич. зодчества нашла выражение в эффектных пластич. композициях алтарей М. Азии (алтарь Зевса в Пергаме). Эллинистич. ордер отличается свободным отношением к традиц. схеме и тенденцией к усилению декоративно-оформит. функции за счёт конструктивной. В вост.-эллинистич. иск-ве греч. ордера подверглись местной интерпретации (" псевдо-коринфскиеь капители колонн в Ай-Хануме). В изобразит, иск-ве, наряду с творч. использованием классич. наследия, созданием гармонич. образов (Афродита Мелосская, 2 в. дон. э., илл. см. т. 2, стр. 455), существовала тенденция механич. подражания классике (неоаттическая школа), порождавшая внутренне холодные, лжепатетич. произв. (статуя Аполлона Мусагета, нач. Зв. дон. э., Ватиканские музеи). Скульптура перестала служить гражданств, идеалам полиса; в ней нарастали отвлечённость, декоративность, повествовательность, подчас иллюстративность (" Лаокоон", илл. см. т. 14, стр. 152).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.