Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экстранормальная фонетика 52 страница






Лит.: Галкин Ю. М., Электрооборудование автомобилейи тракторов, 2 изд., М., 1967; Банникове. П., Электрооборудование автомобилей, М., 1977; А щ е у л о в В. П., Б а б а е в А. М., Белькевич А. И., Судовые электросети и приборы управления, Л., 1970; Эксплуатация судового электрооборудования, М., 1975; Паленый Э. Г., Оборудование самолетов, М., 1968; Электроснабжение летательных аппаратов, М., 1975. В. И. Рытченко.

ЭЛЕКТРООПТИКА, раздел физики, в к-ром изучаются изменения оптич. свойств сред под действием электрич. поля и вызванные этими изменениями особенности взаимодействия оптического излучения (света) со средой, помещённой в поле. К Э. обычно относят эффекты, связанные с зависимостью преломления показателя п среды от напряжённости электрического поля Е (см. Поккелъгса эффект, Керра эффект, Штарка эффект).

ЭЛЕКТРООПТИЧЕСКИИ ДАЛЬНОМЕР, светодальномер, прибор для измерения расстояний по времени прохождения измеряемого расстояния электромагнитными волнами оптич. или инфракрасного диапазонов. Э. д. делятся на импульсные и фазовые (в зависимости от того, каким способом определяют время прохождения световым импульсом расстояния до объекта и обратно). Э. д. первого вида измеряют расстояние по времени между моментом испускания импульса передатчиком и моментом возвращения импульса, приходящего от отражателя, установленного на конце измеряемой линии, второго вида - по разности фаз посылаемого синусоидально модулированного излучения и принятого. Наибольшее распространение получили фазовые Э. д., упрощённая блок-схема к-рых дана на рис. Источниками света ранее служили лампы накаливания (3- 30 вт) и газосветные лампы (50-100 вт), ныне - газовые и полупроводниковые оптич. квантовые генераторы (ОКГ). В Э. д. обычно применяют амплитудную модуляцию с частотами в 10-80 мгц, при к-рой разности фаз в 1° соответствует изменение расстояния менее, чем на 1 см. Конструктивно модулятор и демодулятор одинаковы, их действие основано на использовании Керра эффекта или Поккелъса эффекта. Модулирующее световой поток переменное напряжение вырабатывает генератор масштабной частоты, наз. так потому, что соответствующая ей длина волны определяет масштаб перевода разности фаз в расстояния. Промодулированный свет линзовой или зеркально-линзовой оптич. системой формируется в узконаправленный пучок, посылаемый на отражатель. Отражённый свет фокусируется на демодулятор оптич. системой, аналогичной передающей. Регистрируемая индикатором разности фаз интенсивность на выходе демодулятора зависит от соотношения фаз в принятом световом сигнале и в управляющем демодулятором напряжении; фазовращатель позволяет установить заданное соотношение и отсчитать полученную разность фаз, по к-рой и вычисляется расстояние. Индикатором разности фаз может служить глаз наблюдателя (Э. д. с визуальной индикацией) или фотоэлектрич. устройство со стрелочным прибором на выходе.

Дальность действия Э. д. доходит до 50 км, средняя квадратическая погрешность составляет ± (1 + 0, 2Д км) см, где Д - расстояние, масса комплекта 30-150 кг, потребляемая мощность 5- 150 вm.

Лит.: ГОСТ 19223-73. Светодальномеры. Типы. Основные параметры и технические требования; Г е н и к е А. А., Ларин Б. А., Назаров В. М., Геодезические фазовые дальномеры, М., 1974; Литвинов Б. А., Л о о а ч е в В. М., ВоронковН. Н., Геодезическое инструменто-ведение, [2 изд.], М., 1971; Кондратков А. В., Электрооптические и радиогеодезические измерения, М., 1972.

Г. Г. Гордон.

ЭЛЕКТРООПТЙЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ, изменение оптич. свойств вещества под действием электрич. поля. Различают: 1) линейный Э. э., наз. Поккельса эффектом; 2) квадратичный Э. э., наз. Керра эффектом. См. также Электрооптика.

ЭЛЕКТРООСМОС (от электро... и греч. osmos - толкание, давление), э л е к т-роэндоосмос, движение жидкости через капилляры или пористые диафрагмы при наложении внешнего электрич. поля. Э.- одно из осн. электрокинетических явлений. Э. используют для удаления избыточной влаги из почв при прокладке транспортных магистралей и гидротехнич. строительстве, для сушки торфа, а также для очистки воды, технич. жидкостей и др.

ЭЛЕКТРООТРИЦАТЕЛЬНОСТЬ а т о м а, величина, характеризующая способность атома в молекуле притягивать электроны, участвующие в образовании хим. связи. Известно неск. способов вычисления Э. Так, согласно Р. Малликену (1935), мерой Э. может служить сумма ионизационного потенциала атома и его сродства к электрону, Л. Полинг предложил (1932) другой, более сложный способ вычисления Э. (см. в ст. Химическая связь). Оказалось, однако, что все способы практически приводят к одинаковым результатам. Зная Э., можно приближённо оценить распределение электронной плотности в молекулах мн. хим. веществ, напр, определить полярность ковалентной связи.

ЭЛЕКТРООФТАЛЬМИЯ (от электро... и офтальмия), поражение глаз при достаточно длительном и интенсивном действии ультрафиолетовых и др. лучей во время электро- или газовой сварки, киносъёмки и т. п. Проявляется гиперемией и отёком конъюнктивы, слезотечением, светобоязнью, спазмом век. При поражении роговицы в ней наблюдаются точечные инфильтраты - помутнения, поверхностное отторжение эпителия. Профилактика: применение спец. защитных очков (светофильтров).

ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧА, совокупность электрич. установок и устройств, обеспечивающих передачу электрич. энергии на расстояние. В состав Э. входят понижающие и повышающие трансформаторы, воздушные и (или) кабельные линии электропередачи (ЛЭП), высоковольтные выключатели, аппаратура защиты и противоаварийной автоматики. Возможность передачи значит, количеств электроэнергии на расстояние определяется пропускной способностью Э., к-рая зависит от напряжения и протяжённости ЛЭП, обеспечения устойчивости её режима, условий эксплуатации, величины допустимых потерь и т. д. Повышение пропускной способности Э. связано, гл. оор., с увеличением напряжения ЛЭП (см. Высоких напряжений техника, Передача электроэнергии).

Лит.: Электрические системы, под ред. В. А. Веникова, т. 3, М., 1972.

ЭЛЕКТРОПИРЕКСИЯ (от электро... и греч. pyressein - быть в жару, лихорадить), метод лечения искусств, лихорадкой, вызываемой электрич. полем УВЧ или высокочастотным магнитным полем (индуктопирексия); разновидность пиротерапии, позволяющая регулировать темп-ру тела во время лечебной процедуры. В результате поглощения тканями организма энергии электрич. или магнитного полей темп-pa тела повышается до 38-40 °С. Проводят Э. с помощью стационарных аппаратов чУВЧ-300", " Экран-1" и " ДКВ-2". Применяют при хронич. полиартритах, гинекологии, заболеваниях и др.

ЭЛЕКТРОПЛАВКА, см. Электрометаллургия.

ЭЛЕКТРОПОГРУЗЧИК, колёсный погрузчик периодич. действия с приводом от аккумуляторной батареи. Э. общего назначения применяется для работы в помещениях, ж.-д. вагонах и на открытых площадках с твёрдым и ровным покрытием. Осн. рабочее оборудование Э.- грузоподъёмник с вилочным захватом. Грузоподъёмник состоит из вертикальной рамы, внутри к-рой на цепи перемещается с помощью гидроцилиндра каретка с установленными на ней вилами (см. рис. при ст. Погрузчик). Рама укреплена на шасси Э. шарнирно и может наклоняться с помощью др. гидроцилиндра вперёд на 3-5° при подхвате и выдаче грузов и назад на 8-15° при их транспортировании. Помимо вилочного захвата применяются штыревой захват для работы с грузами тороидальной формы (автопокрышки, трос в бухтах, проволока в мотках), различные зажимы с грузозахватными челюстями плоской или полукруглой формы для работы с бочками, рулонами, ящиками и пр. Для обслуживания высокорасположенных объектов и для ремонтных работ Э. оснащаются рабочей подъёмной платформой, а для удобства штабелирования грузов - сталкивателем. Шасси Э. выполняют по трёх-и четырёхопорной схемам на пневматич. или монолитных массивных шинах. Всё электрооборудование, включая электродвигатели механизма передвижения и привода насосов, работает на постоянном токе напряжением 24-50 в. Осн. параметры вилочных Э.: грузоподъёмность 0, 5-5 т, высота подъёма вил до 4, 5 м, наибольшая скорость подъёма груза 12 м/мин, наибольшая транспортная скорость с грузом 12 км/ч. Грузоподъёмность спец. Э. достигает 40 т и более. Среди спец. Э. широкое применение получили электроштабелёр (см. Штабелёр) и Э. с боковым выдвижным грузоподъёмником, транспортирующий длинномерные грузы.

Лит. см. при ст. Погрузочно-раэгрузочная машина. Е. М. Стариков.

ЭЛЕКТРОПОЕЗД, разновидность мотор-вагонного поезда, моторные вагоны к-рого получают энергию от электрич. сети. Используются в основном на линиях с большим потоком пассажиров (пригородное ж.-д. сообщение, метрополитен). В состав Э. могут входить моторные и прицепные вагоны (из них 2 головных). Общее число вагонов 4-12, причём моторными могут быть как все (характерно для метрополитена), так и часть вагонов (см. также Моторвагонный подвижной состав). На Прибалтийской ж. д. эксплуатируется небольшое количество т. н. контактно-аккумуляторных Э., тяговые двигатели к-рых на неэлектрифицированных участках пути питаются от аккумуляторных батарей.

На пригородных жел. дорогах СССР наиболее распространены 10-вагонные (из них 5 моторных) Э. серий ЭР2 и ЭР9П (см. табл.).

Электропоезд Род тока..... ЭР2 ПОСТОЯННЫЙ ЭР9П переменный
Напряжение в контактной сети, кв    
Масса моторного вагона, m.... 54, 6  
Масса прицепного вагона, m.. 38, 3  
Масса головного вагона, т.... 40, 9  
Длина вагона, м 19, 6 19, 6
Общая мощность тяговых электродвигателей, кет.......    

Каждый вагон имеет механич. часть, электрич. и пневматич. оборудование. Механич. часть состоит из цельнометаллич. кузова, работающего как единая конструкция, и двух сварных тележек с двумя колёсными парами каждая. Электрооборудование включает тяговые электродвигатели постоянного тока (по 4 в каждом моторном вагоне), токосъёмники, преобразователи напряжения для питания низковольтных вспомогат. приборов и оборудования (напр., вентиляции и освещения), а у Э. переменного тока - силовые трансформаторы и выпрямители для питания электродвигателей. Часть Э. оборудуются устройствами для торможения электрического. Пневматич. оборудование включает компрессоры и баллоны со сжатым воздухом для тормозной системы и автоматич. открывания дверей. Для машинистов в головных (концевых) вагонах оборудуются кабины с необходимой контрольной аппаратурой и устройствами управления.

Совр. Э.- надёжное, экономичное и скоростное транспортное средство: расход электроэнергии менее 40 (вт*ч)/(т*км) при частых остановках, т. е. при больших затратах энергии на разгон и торможение. В СССР проходит испытания Э. ЭР200 с конструкционной (допустимой конструкцией Э.) скоростью 200 км/ч. Этот Э. состоит из 14 вагонов (в т. ч. 12 моторных), число мест 816. Мощность его тяговых электродвигателей 10 320 квт. Э. оборудован автомашинистом, электрич., магниторельсовыми и дисковыми электропневматич. тормозами. В Японии эксплуатируются Э., скорость движения к-рых выше 200 км/ч.

ЭЛЕКТРОПРИВОД, электрический привод, совокупность устройств для преобразования электрич. энергии в механическую и регулирования потока преобразованной энергии по определённому закону. Э, является наиболее распространённым типом привода.

Историческая справка. Создание первого Э. относится к 1838, когда в России Б. С. Якоби произвёл испытания электродвигателя пост, тока с питанием от аккумуляторной батареи, к-рый был использован для привода гребного винта судна. Однако внедрение Э. в пром-сть сдерживалось отсутствием надёжных источников электроэнергии. Даже после создания в 1870 пром. электромашинного генератора пост, тока работы по внедрению Э. имели лишь частное значение и не играли заметной практич. роли. Начало широкого пром. применения Э. связано с открытием явления вращающегося магнитного поля и созданием трёхфазного асинхронного электродвигателя, сконструированного М. О. Доливо-Добровольским. В 90-х гг. широкое распространение на пром. предприятиях получил Э., в к-ром использовался асинхронный электродвигатель с фазным ротором для сообщения движения исполнит, органам рабочих машин. В 1890 суммарная мощность электродвигателей по отношению к мощности двигателей всех типов, применяемых в пром-сти, составляла 5%, уже в 1927 этот показатель достиг 75%, а в 1976 приближался к 100%. Значит, доля принадлежит Э., используемому на транспорте.

Основные типы Э. По конструктивному признаку можно выделить три осн. типа Э.: одиночный, групповой и многодвигательный. Одиночный Э. применяют в ручных машинах, простых металлообр. и деревообр. станках и приборах бытовой техники. Групповой, или трансмиссионный, Э. в совр. произ-ве практически не применяется. Многодвигательные Э.- приводы многооперационных металлорежущих станков, мономоторный тяговый Э. рельсовых трансп. средств. Кроме того, различают Э. реверсивные и нереверсивные (см. Реверсивный электропривод), а по возможности управления потоком преобразованной механич. энергии - нерегулируемые и регулируемые (в т. ч. автоматизированный с программным управлением и др.).

Основные части Э. Э. всех типов содержат осн. части, имеющие одинаковое назначение: исполнительную и устройства управления.

Исполнительная часть Э. состоит обычно из одного или неск. электродвигателей (см. Двигатель электрический) и передаточного механизма - устройства для передачи механич. энергии двигателя рабочему органу приводимой машины. В нерегулируемых Э. чаще всего используют электродвигатели переменного тока, подключаемые к источнику питания либо через контактор вли автоматич. выключатель, играющий роль защитного устройства, либо при помощи штепсельного разъёма (напр., в бытовых электроприборах). Частота вращения ротора электродвигателя такого привода, а следовательно, и скорость перемещения связанного с ним рабочего механизма, изменяется только в зависимости от нагрузки исполнит, механизма. В мощных нерегулируемых Э. применяют асинхронные электродвигатели. Для ограничения пусковых токов между двигателем и источником устанавливают пусковые реакторы или автотрансформаторы, к-рые после разгона двигателя отключают. В регулируемых Э. чаще всего применяют электродвигатели пост, тока, частоту вращения якорей к-рых можно изменять плавно, т. е. непрерывно, в широком диапазоне при помощи достаточно простых устройств управления.

В устройства управления Э. входят: кнопочный пульт (для пуска и останова электродвигателя), контакторы, блок-контакты, преобразователи частоты и напряжения, предохранители, а также блоки защиты от перегрузок в аварийных режимах. При питании Э. от источника перем. тока, что характерно для Э., используемых в пром-сти и на электроподвижном составе, двигатели к-рого питаются от сети переменного тока, в качестве преобразующих устройств применяют электромашинные или статич. преобразователи электроэнергии - выпрямители. При питании от источника пост, тока, что характерно для автономных электроэнергетич. систем и электроподвижного состава, двигатели к-рого питаются от сети пост, тока, преобразующие устройства выполняют в виде релейно-контакторных систем или статич. преобразователей (см. Преобразовательная техника). В 70-е гг. 20 в. всё чаще и в регулируемых Э. стали применять трёхфазные асинхронные и синхронные двигатели, регулирование режимов работы к-рых осуществляют с помощью статических, в основном полупроводниковых, преобразователей частоты. Э. со статич. преобразователями энергии, выполненными на базе ртутных или полупроводниковых вентилей, наз. вентильными Э. Единичная мощность вентильных Э. переменного тока, используемых, напр., для шахтных мельниц, достигает 10 Мвт и более. Применение в Э. вентильных преобразоват. устройств позволяет решать наиболее экономичным образом задачу возврата энергии от электродвигателя источнику питания (см. Рекуперативное торможение).

К важным показателям, определяющим характеристики устройств управления регулируемого Э., следует отнести плавность регулирования режима работы рабочего механизма, во многом зависящую от плавности регулирования приводного электродвигателя, и быстродействие. Релейно-контакторные устройства управления при сравнительно низком быстродействии обеспечивают ступенчатое (дискретное) регулирование режимов работы, быстродействующие статические системы - непрерывное регулирование. В простейших Э. относительно небольшой мощности операции, связанные с регулированием режима работы исполнит, механизма, производят при помощи ручного управления. Недостатком ручного управления является инерционность процесса регулирования и вызываемое этим снижение производительности исполнит, механизма, а также невозможность точного воспроизведения повторяющихся производств, процессов (напр., при частых пусках). Регулирование режимов работы исполнит, механизмов Э. обычно осуществляют при помощи устройств автома-тич. управления. Такой Э., наз. автоматизированным, широко используется в системах автоматич. управления (САУ). В разомкнутых САУ изменение возмущающего воздействия (напр., нагрузки на валу электродвигателя) вызывает изменение заданного режима работы Э. В замкнутых САУ благодаря связи между входом и выходом системы во всех режимах работы автоматически поддерживаются заданные характеристики, к-рые при этом можно и регулировать по определённому закону. В таких системах находят всё более широкое применение ЭВМ. Одной из разновидностей автоматизир. Э. является следящий электропривод, в к-ром исполнит, орган с определённой точностью воспроизводит движения рабочего механизма, задаваемые управляющим органом. По способу действия различают следящие Э. с релейным, или дискретным, управлением и с непрерывным управлением. Следящие Э. характеризуются мощностями от неск. вт до десятков и сотен кет, применяются в различных пром. установках, воен. технике и др. В 60-е гг. 20 в. в различных областях техники нашли применение Э. с числовым программным управлением (ЧПУ). Такой Э. используют в многооперационных металлорежущих станках, автоматич. и полуавтоматич. линиях. Создание автоматизир. Э. для обслуживания отд. технологич. операций и процессов - основа комплексной автоматизации произ-ва. Для решения этой задачи необходимо совершенствование Э. как в направлении расширения диапазона мощностей Э. и возможностей регулирования, так и в направлении повышения надёжности и создания Э. с оптимальными габаритами и массой.

Лит.: Ч и л и к и н М. Г., Общий курс электропривода, 5 изд., М.. 1971; Авее О. И., Доманицкпй С. М., Бесконтактные исполнительные устройства промышленной автоматики, М.- Л., 1960; Электропривод систем управления летательных аппаратов, М., 1973; Основы автоматизированного электропривода, М., 1974.

Ю. М. Иньков.

ЭЛЕКТРОПРИВОД АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ, см. в ст. Электропривод.

" ЭЛЕКТРОПРОВОД", завод производств, объединения " Москабель", образованного в 1975; одно из старейших предприятий электротехнич. пром-сти СССР (г. Москва). Выпускает силовые, контрольные морские, радиочастотные, шланговые электрич. кабели, провода, осветит, шнуры и др. Часть продукции экспортируется.

Предприятие основано в 1785, принадлежало фирме " Владимир Алексеев " (с 1862), затем " Моск. т-ву торговли и золотоканительного произ-ва" (с 1894). В нач. 1900-х гг. реконструировано, построен первый в России цех алмазного волочильного инструмента. Выпускало (1916) " голые" электрич. провода, изолированные проводники, освинцованные кабели, а также автомоб. свечи, электрич. лампы и др., было создано произ-во эмалированной проволоки; разработаны также многожильные телефонные кабели на 1200 пар. Рабочие завода активно участвовали в Революции 1905-07 (на его терр. находился боевой штаб рабочих дружин и склад оружия) и Окт. революции 1917. В 1924-33 объединено с заводом " Москабельк На основе исследоват. работ завода по химии и металлургии тугоплавких металлов было организовано произ-во вольфрама и молибдена, нитей накаливания для электрич. ламп и проволоки из этих материалов (1925-26). В 1929-40 выпускал продукцию для новостроек первых пятилеток; в период Великой Отечеств, войны 1941-45 - для фронта и оборонной пром-сти. В 1943 разработаны высокочастотные (радиолокац.) кабели и освоено их пром. произ-во. В 50-60-е гг. в результате реконструкции были механизированы и автоматизированы производств, процессы, введены в действие высокопроизводит. агрегаты непрерывной вулканизации, осуществлён переход на прогрессивные виды изоляц. материалов (полиэтилен, фторопласт, кремнийорганич. резина и др.). Это позволило увеличить валовой выпуск продукции в 1966-75 в 2 раза.

Лит.: Л а м а н Н. К., Кречетникова Ю. И., История завода " Электропровод", М., 1967. Н. К. Ломан.

ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТЬ, электрическая проводимость, проводимость, способность тела пропускать электрический ток под воздействием электрич. поля, а также физ. величина, количественно характеризующая эту способность. Тела, проводящие электрич. ток, наз. проводниками, в отличие от изоляторов (диэлектриков). Проводники всегда содержат свободные (или квазисвободные) носители заряда - электроны, ионы, направленное (упорядоченное) движение к-рых и есть электрич. ток. Э. большинства проводников (металлов, полупроводников, плазмы) обусловлена электронами (в плазме небольшой вклад в Э. вносят также ионы). Ионная Э. свойственна электролитам.

Сила электрич. тока I зависит от приложенной к проводнику разности потенциалов V, к-рая определяет напряжённость электрич. поля Е внутри проводника. Для изотропного проводника пост, сечения? = - V/L, где L - длина проводника. Плотность тока i зависит от значения Е в данной точке и в изотропных проводниках совпадает с ним по направлению. Эта зависимость выражается Ома законом: j = o Е; постоянный (не зависящий от Е) коэфф. о и наз. Э., или удельной Э. Величина, обратная о, наз. удельным электрическим сопротивлением: р = 1/o. Для проводников разной природы значения о (и р) существенно различны (см. рис.). В общем случае зависимость j от Е нелинейна, и а зависит от Е; тогда вводят дифференциальную Э. o = dj/dE. Э. измеряют в единицах (ом * см)-1или (в СИ) в (ом -л)-1.

В анизотропных средах, напр, в монокристаллах, а - тензор второго ранга, и Э. для разных направлений в кристалле может быть различной, что приводит к неколлинеарности Е и о.

В зависимости от величины Э. все вещества делятся на проводники с o > 106 (ом * м)-1, диэлектрики с o < 10-8(ом * м)-1 и полупроводники с промежуточными значениями а. Это деление в значит, мере условно, т. к.Э. меняется в широких пределах при изменении состояния вещества. Э. а зависит от темп-ры, структуры вещества (агрегатного состояния, дефектов и пр.) и от внешних воздействий (магнитного поля, облучения, сильного электрич. поля и т. п.).

Мерой " свободы" носителей заряда в проводнике служит отношение ср. времени свободного пробега (т) к характерному времени столкновения tст: т / tст> > 1; чем больше это отношение, тем с большей точностью можно считать частицы свободными. Методы молекулярно-кине-тич. теории газов позволяют выразить 0 через концентрацию (п) свободных носителей заряда, их заряд (е) и массу (т) и время свободного пробега:
[ris]

где м - подвижность частицы, равная Е/vcp = ет/т, vcт - ср. скорость направленного движения. Если ток обусловлен заряженными частицами разного сорта " i ", то
[ris]

Подвижность электронов (вследствие их малой массы) настолько больше ионной, что ионная Э. существенна только в случае, когда свободные электроны практически отсутствуют. Перенос массы под воздействием тока, напротив, связан с движением ионов.

Характер зависимости Э. от темп-ры Т различен у разных веществ. У металлов зависимость o (T) определяется в основном уменьшением времени свободного пробега электронов с ростом Т: увеличение темп-ры приводит к возрастанию тепловых колебаний кристаллич. решётки, на к-рых рассеиваются электроны, и а уменьшается (на квантовом языке говорят о столкновении электронов с фононами). При достаточно высоких темп-рах, превышающих Дебая температуру во, Э. металлов обратно пропорциональна темп-ре: о ~ 1/Т; при Т " ОD o ~ Т-5, однако ограничена остаточным сопротивлением (см. Металлы). В полупроводниках а резко возрастает при повышении темп-ры за счёт увеличения числа электронов проводимости и положит, носителей заряда - дырок (см. Полупроводники). Диэлектрики имеют заметную Э. лишь при очень высоких электрич. напряжениях; при век-ром (большом) значении Е происходит пробой диэлектриков.

Нек-рые металлы, сплавы и полупроводники при понижении Т до неск. градусов К переходят в сверхпроводящее состояние с o = бесконечность (см. Сверхпроводимость). При плавлении металлов их Э. в жидком состоянии остаётся того же порядка, что и в твёрдом.

Об Э. жидкостей см. Электролиты, Фарадея законы.

Прохождение тока через частично или полностью ионизованные газы (плазму) обладает своей спецификой (см. Электрический разряд в газах. Плазма). Напр., в полностью ионизованной плазме Э. не зависит от плотности и возрастает с ростом темп-ры пропорционально Т 3/2 достигая Э. хороших металлов.

Отклонение от закона Ома в пост, поле Е наступает, если с ростом Е энергия, приобретаемая частицей между столкновениями, еЕ1, где l - ср. длина свободного пробега, становится порядка или больше kT (k - Больцмана постоянная). В металлах условию eEl > > kT удовлетворить трудно, а в полупроводниках, электролитах и особенно в плазме явления в сильных электрич. полях весьма существенны.

В переменном электромагнитном поле а зависит от частоты (ш) и от длины волны (X) поля (временная и пространств, дисперсия, проявляющиеся при ш > т-1, Л < l). Характерным свойством хороших проводников является скин-эффект (даже при ш < < т-1 ток сконцентрирован вблизи поверхности проводника).

Измерение Э.- один из важных методов исследования материалов, в частности для металлов и полупроводников - их чистоты. Кроме того, измерение Э. позволяет выяснить динамику носителей заряда в макроскопич. теле, характер их взаимодействия (столкновений) друг с другом и с др. объектами в теле.

Э. металлов и полупроводников существенно зависит от величины магнитного поля, особенно при низких темп-рах (см. Гальваномагнитные явления).

М. И. Каганов.

ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТЬ биологических систем, обусловлена наличием в них ионов и подвижных полярных молекул. Биол. ткань состоит из клеток и межклеточного пространства, заполненного веществом - электролитом с удельным сопротивлением ок. 100 ом*см. Внутр. содержимое клетки отделено от межклеточного пространства мембраной, эквивалентная электрич. схема к-рой представляет собой параллельное соединение сопротивления и ёмкости. Поэтому Э. биол. тканей зависит от частоты проходящего тока и формы его колебаний. Удельное сопротивление и ёмкость мембраны клетки составляют величины порядка 1 ком*см2 и 1 мкф/см* (соответственно). Нек-рые биол. ткани способны отвечать возбуждением на проходящий ток; в этом случае их Э. нелинейно зависит от амплитуды тока. Если возбуждения не возникает, то токи распространяются в ткани в соответствии с импедансом её компонентов. Клеточные мембраны представляют относительно большое сопротивление для токов низкой частоты (< 1 кгц), поэтому их осн. часть проходит по межклеточным щелям. Амплитуда низкочастотных токов пропорциональна объёму межклеточного пространства (напр., просвету кровеносных сосудов) и концентрации электролитов в нём. Измерение Э. биол. тканей на таких низких частотах используют в биологии и медицине для определения кровенаполнения разл. органов, выявления отёка органов, в к-рых набухшие клетки уменьшают межклеточное пространство. Э. биол. тканей, измеренная на частотах, больших 100 кгц, пропорциональна общему кол-ву электролитов, содержащихся в ткани между электродами, т. к. в этом случае клеточные мембраны уже не препятствуют распространению электрич. тока. Измерение Э. на таких высоких частотах используют в биологии и медицине для регистрации малых изменений объёма органов, связанных с притоком или оттоком крови от них.

Знание Э. биол. систем необходимо не только для оценки их структуры, но и для адекватного конструирования приборов, во входные или выходные цепи к-рых включены биол. ткани.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.