Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экстранормальная фонетика 32 страница






О посевной площади и сборе с.-х. культур Разводят (1976, тыс. голов): кр. рог. скот см. в табл. (2725), овец (2150), свиней (2700), коз (200), лошадей (265), птицу (7610). В терр. водах Э. ловят рыбу, креветок, лангустов. В 1975 улов рыбы и морепродуктов 223, 4 тыс. т.

Ок. 80% площади Э. покрыто лесами. Разрабатываются леса в основном в прибрежных провинциях. Заготовка круглого леса 3, 4 млн. м3 (1975). Хозяйственное значение имеет сбор орехов тагуа, волокна сейбы, каучука, листьев пальмы токилья.

Промышленность. Выделяется горнодоб. пром-сть. Осн. её отрасль- добыча нефти. В 1976 добыто 9, 5 млн. т нефти. Нефть добывается гл. обр. на месторождении Лаго-Агрио в вост. части страны (пров. Напо), а также на п-ове Санта-Элена (пров. Гуаяс). С 1971 право контроля над добычей и разведкой принадлежит гос. нефт. корпорации " Кор-порасьон эстаталь петролера экуаториа-на" (" КЭПЭ"). Добычу и разведку нефти на В. ведёт консорциум " Тексако - КЭПЭ", в к-ром 62, 5% акций с дек. 1976 принадлежат " КЭПЭ". Добывают также золото, серебро, медь, марганцевую руду, свинец, кам. уголь.

Установленная мощность электростанций 407 тыс. квт; выработка электроэнергии 1, 3 млрд. квт-ч, из них на долю ГЭС приходится 34% (1975). Обрабат. пром-сть представлена в основном мелкими, гл. обр. кустарными, предприятиями. Наиболее развитые отрасли - пищевая, особенно сахарная (36% стоимости всей продукции обрабат. пром-сти, 1968) и текстильная (11%). Предприятия пищ. пром-сти находятся в Кито, Гуаякиле, Куэнке. Текст, ф-ки - в Кито, Куэнке, Амбато и др. Имеется кож.-обув., цел-люлозно-бум., хим., нефтеперерабат. (Ла-Либертад, Санта-Элена, Каутиво, Балао близ Эсмеральдас), цем. (Гуаякиль, Риобамба) пром-сть. Распространены ремёсла: произ-во шляп-панам - пров. Каньяр, Асуай, Манаби, шерстоткачество и др. В 1975 было произведено: нефтепродуктов 1977 тыс. т, цемента 604 тыс. т, тканей 50 млн. м2 (1974), сахара-сырца 305 тыс. т.

Транспорт. 77% объёма внутр. перевозок приходится на автомоб. транспорт, 15% - на железнодорожный, 8% - на речной и авиационный. Протяжённость автодорог 22, 3 тыс. км, в т. ч. асфальтированных - 7, 1 тыс. км. Длина жел. дорог ок. 1, 2 тыс. км. Морские внешнеторг. перевозки - на иностр. судах. Тоннаж торг, флота 197 тыс. брутто peг. т (1977). Осн. порты: Балао (нефть, грузооборот 10 млн. т в 1974), Гуаякиль (1, 7 млн. т), Салинас (1, 7 млн. т), Пуэрто-Боливар (0, 7 млн.т). Через Кито и Гуаякиль проходят между-нар. авиалинии. Длина нефтепровода Лаго-Агрио - Балао ок. 500 км (введён в строй в 1972).

Внешняя торговля. В 1976 стоимость экспорта 1122 млн. долл., импорта 1010 млн. долл. Вывозят гл. обр. (в % от стоимости экспорта) нефть (50), бананы (12), кофе (18), какао (3), рыбу и морепродукты (3). Ввозят пром. сырьё, машины и оборудование, химикаты, бумагу и картон, продовольствие. Осн. торг, партнёры (1976, % от стоимости экспорта и импорта): США (35 и 38), страны Лат.-амер. ассоциации свободной торговли (26 и 14), страны ЕЭС (10 и 19), Япония (1, 2 и 14). Д е н. единица - сукре.

Внутренние различия. Орьенте (пл. 143 тыс. км2, нас. 1, 1 млн. чел., 1975) - слабо освоенный р-н. Добыча нефти (98% всей добычи Э.). С ь е р р а (пл. св. 71 тыс. км2, нас. 2 млн. чел.) - произ-во продовольств. с.-х. культур, животноводство. Добыча цветных металлов. Обрабат. пром-сть. Гл. город - Кито. К о с т а (пл. 69 тыс. км2, нас. 3, 4 млн. чел.). Произ-во экспортных с.-х. культур. Добыча нефти. Обрабат. пром-сть. Крупнейший город - Гуая-киль.

Вооружённые силы состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Непосредств. руководство осуществляют министр нац. обороны и командующие видами вооруж. сил. Комплектуются на основе закона об обязат. военной службе, срок службы до 1 года. Офицерские кадры готовятся в воен. уч-щах и воен. академиях страны и за рубежом. Общая численность вооруж. сил св. 23, 9 тыс. чел. (1977). Сухопутные войска (17, 5 тыс. чел.) состоят из 6 пех. бригад, 1 бронетанк. бригады, 1 бригады спец. войск и 2 пограничных бригад ВВС (2, 6 тыс. чел.), имеют 48 боевых и 25 учебно-тренировочных самолётов и неск. вертолётов. ВМС (3, 8 тыс. чел.) насчитывают 2 эсминца и 8 сторожевых кораблей, 11 арт., торпедных и сторожевых катеров. Воен.-мор. базы: Галапагос, Гуаякиль и др. Оружие и боевая техника в основном амер. произ-ва.

Медико-санитарное состояние и здравоохранение. По данным Всемирной орг-ции здравоохранения, в 1973 на 1 тыс. жит. рождаемость составляла 35, 1, смертность 9, 5; детская смертность 75, 8 на 1 тыс. живорождённых. В структуре заболеваемости преобладает инфекц. патология. Распространены малярия, брюшной тиф и паратифы, столбняк, сифилис, гонорея, туберкулёз, детские инфекции. Регистрируются случаи оспы, чумы, жёлтой лихорадки, сыпного тифа. В горных р-нах распространён эндемич. зоб.

Мед. помощь населению оказывают в гос. мед. учреждениях и в учреждениях системы социального страхования, к-рым охвачено 5% жителей (преим. пром. рабочие); распространена частная врачебная практика. В 1973 было 217 больничных учреждений на 13, 6 тыс. коек (2, 1 койки на 1 тыс. жит.), в т. ч. 108 гос. больниц на 11, 5 тыс. коек. В 1972 работали 2292 врача (1 врач на 2840 жит.), 531 помощник врача, 271 зубной врач и ок. 5, 5 тыс. лиц ср. мед. персонала. Подготовка мед. кадров осуществляется на 5 мед. ф-тах ун-тов. Расходы на здравоохранение (1972) составили 2, 4% гос. бюджета. 3. А. Белова.

Ветеринарное дело. На терр. Э. широко распространены сиб. язва, эмфизематозный карбункул, пастереллёз рог. скота, ящур, бешенство, бруцеллёз рог. скота, чума свиней, лептоспироз, парату-беркулёз, микоплазмоз, трихомоноз. Регистрируются также туберкулёз, тениаринхоз, ботулизм, контагиозная эктима, инфекц. анемия лошадей, клещевые лихорадки, вибриоз, трипаносомоз, тейлериоз и др., а также болезни, связанные с недостаточностью в кормах микроэлементов. Подготовка вет. врачей осуществляется на вет. ф-тах ун-тов в Гуаякиле, Лохе, Портовьехо и Кито. В Э. 520 вет. врачей (1974).

М. Г. Таршис.

Просвещение. По данным 1975, 30% населения Э. неграмотно. Для детей 5-6 лет имеются дошкольные учреждения. В 1975 в них воспитывалось 23, 8 тыс. детей. Начальная 6-летняя школа обязательна для детей от 6 до 12 лет. В 1975/76 уч. г. в нач. школах обучалось 1, 3 млн. уч-ся. В ср. школу поступает ок. 50% выпускников начальных школ. Ср. школа - 6-летняя, делится на 2 цикла: 1-й - основной (3 года) и 2-й - высший (3 года) с гуманитарным и естественнонауч. уклонами. На базе 6-летней начальной школы функционируют 6-летние проф. уч-ща и 6-летние пед. уч-ща. В 1975/76 уч. г. в ср. уч. заведениях обучалось 290, 3 тыс. уч-ся. Система высшего образования: 13 ун-тов (из них 3 частных), высшие политехнич. школы, колледжи, ин-ты, муз. и художеств, школы. В 1976/77 уч. г. в вузах обучалось ок. 100 тыс. студентов. Крупнейшие ун-ты: Центр, ун-т Э. (осн. в 1769), Католич. ун-т Э. (осн. в 1946) в Кито. Из 18 библиотек Э. (1977) наиболее крупные находятся в Кито: Нац. б-ка (55 тыс. тт. в 1977), Б-ка Центр, ун-та (110 тыс. тт.), Муниципальная б-ка (12, 5 тыс. тт.). В стране 13 музегв (1977). Среди них: Нац. музей колониального иск-ва, Гор. музей иск-в и истории, Музей муз. инструментов, Музей археологии и этнографии, Музей Центр, ун-та (все в Кито), л. Я. Белова.
Научные учреждения. Большинство науч. учреждений находится в Кито и Гуаякиле. Св. 2/з всех науч. орг-ций сосредоточено при университетах и др. вузах; на финансирование их научных работ расходуется (сер. 70-х гг.) ок. 80 млн. сукре. Большинство гос. НИИ и т. п. учреждений подчинено минвам: просвещения - Ин-т ядерных исследований (1957) при Нац. политехнич. школе, обсерватория (1873) в Кито и др.; пром-сти и торговли - Нац. ин-т рыболовства (1960, Гуаякиль), Нац. служба геологии и горного дела (1964) и др.; здравоохранения - Нац. ин-т гигиены (1941, Гуаякиль) и др. Под руководством пр-ва работают НИИ Экуадорской комиссии по атомной энергии (1958) и Нац. ин-т с.-х. исследований (1959). В 1950 по соглашению пр-ва Э. с Всемирной орг-цией здравоохранения и фондом Келлога создан Нац. ин-т питания. К частным н.-и. учреждениям относятся лаборатории крупных пром. компаний, Эку-адорская АН (1875), Академия мед. наук (1958), НИИ: естеств. наук (1940), антропологии и географии (1950) и др., ряд науч. об-в. В 1960 осн. Междунар. н.-и. станция им. Ч. Дарвина по изучению флоры и фауны о-вов Галапагос. В. В. Щербаков.

Печать, радиовещание, телевидение. В 1977 в Э. издавалось 26 ежедневных газет общим тиражом 336 тыс. экз. и 39 журналов тиражом св. 200 тыс. экз. Наиболее влиятельные ежедневные газеты: в Кито - " Комерсио" (" El Comer-cio"), с 1906, тираж 50 тыс. экз.; в Гуаякиле - " Универсо" (" El Universe"), с 1921, тираж 90 тыс. экз.; " Телеграфе" (" El Telegrafo"), с 1884, тираж 25 тыс. экз., реакционная; " Экспресс" (" Ехрге-so"), с 1973, тираж 35 тыс. экз.; " Пуэбло" (" El Pueblo"), с 1946 еженедельная, тираж 7 тыс. экз., орган ЦК Коммунистич. партии Э.; обществ.-политич. ежемесячный журн. " Вистасо" (" Vistazo"), с 1957, тираж 80 тыс. экз. В Кито издаётся ежемесячный прогрессивный журн. " Нуэва" (" Nueva"), с 1971, тираж 5 тыс. экз.

В 1977 в Э. было 300 радиостанций, наиболее крупные - " Радио Кито", " Колон", " Пресиденте", " Нотисиас". Телевидение с 1960 в Гуаякиле, с 1961 в Кито. М. А. Шлёнова.

Литература. Развивается в основном на исп. яз. Соч. доколониального периода не сохранились. Начальный период колонизации Испанией (сер. 16 - кон. 17 вв.) отразился в анонимной элегии на языке кечуа, поев, последнему инкскому правителю Атауальпе, в историч. соч. " Перуанская хроника" (1553) испано-перуанского летописца П. Сиесы де Леона (1522-54), религ. соч. Г. де Вильярроэля (1587-1665), стихах X. де Эвиа (1620 -?). Собственно экуадорская лит-pa возникла в 18 в.: поэзия Х.Б. Агирре (1725-86), патриотич. " История королевства Кито" (1789) X. де Веласко (1727-92), в основе к-рой - местные легенды. Значит, роль в пробуждении нац. самосознания экуадорцев сыграла просветит, деятельность Э. де Санта-Крус-и-Эспехо (1747-95), издававшего первую в стране газ. " Примисиас де ла культура де Кито" (" Primicias de la cultura de Quito", 1792). В годы антиисп. войны 1810-26 развернулось творчество поэта-неоклассициста X. X. де Ольмедо (1780- 1847). Его героико-эпич. ода " Победа при Хунине. Песнь Боливару" (1825) содержит лирич. элементы.

С нач. 30-х гг. до кон. 19 в. преобладал романтизм, у истоков к-рого - лирич. стихи поэтессы Д. Вейнтимильи (1829- 1857). Выдающийся литератор X. Мон-тальво (1832-89) - активный борец против диктатуры Г. Гарсиа Морено. В эссе и филос. соч. он бичевал деспотизм, коррупцию, обскурантизм, призывал к защите угнетённых индейцев. X. Л. Мера (1832-94) - автор нац. гимна и первого экуадорского романа " Куманда" (1879)- романтич. идеализации колон, прошлого. Поэзия нач. 20 в., как и в др. странах Лат. Америки, развивалась в русле модернизма: А. Борха (1882-1912), У. Фьерро (1890-1928), Э. Нобоа Ка-аманьо (1891-1927) и М. А. Сильва (1898-1919), индивидуализм и эстетство к-рых отразили неприятие социальной реальности. В прозе преобладало бытописательство. Первое реалистич. произв. (с заметными элементами натурализма и костумбризма) - роман " К берегу" (1904) Л. А. Мартинеса (1868-1909).

Социальные противоречия конца 1920-х - 30-х гг., экономич. зависимость от иностр. держав способствовали распространению социалистич. идей, усилению широкого общественно-лит, движения - вндеанизма, сторонники к-рого ставили вопрос о необходимости освобождения индейцев от полуфеод, гнёта и о возрождении их культурного наследия. Индеанистской теме положил начало Ф. Чавес (р. 1898; роман " Серебро и бронза", 1927). Известность получило творчество X. Икасы (р. 1906), автора романа " Уасипунго" (1934), показавшего бесчеловечную эксплуатацию индейцев, их стихийный протест против угнетателей. Политич. остротой отмечены романы У. Сальвадора (р. 1907) из жизни рабочих и интеллигенции -" Товарищ" (1933), " Трудящиеся" (1935). В романе " Ноябрь" (1939) Сальвадор дал собирательный образ лат.-амер. диктатора.

В 1930 вышел сб. рассказов " Те, кто уходят", т. н. гуаякильской группы писателей, сыгравшей важную роль в развитии лит-ры Э.: X. Гальегос Лара (1911-47), Д. Агилера Мальта (р. 1909), Э. Хиль Хильберт (1912-73). Эти писатели изображали жизнь и борьбу трудящихся против капиталистич. эксплуатации и иностр. монополий. Гальегос Лара в романе " Кресты на воде" (1946) описал расстрел первой рабочей демонстрации в Гуаякиле в 1922; Хиль Хильберт в романе " Наш хлеб" (1941) разоблачал капиталистич. эксплуатацию рисоводов. Агилера Мальта - автор антиимпериа-листич. романа " Зона Канала" (1935) и опубл. в 1939 худож. репортажа " Мадрид" о революц. событиях в Испании 1936-39. К гуаякильской группе позднее примкнули X. де ла Куадра (1903-41) - мастер реалистической новеллы, н А. Пареха Диескансеко (р. 1908) - автор романов " Предупреждение" (1958), " Воздух и воспоминания" (1959) из жизни экуадорского общества начиная с 1925. А. Ортис (р. 1914. роман " Гуюнго", 1942) и Н. Эступиньян Басе (р. 1915, романы " Когда цвели гуайаканы", 1954; " Рай", 1958) посвятили свои произв. негритянской теме. В психологич. романах П. X. Веры (р. 1915) " Настоящие животные" (1946), " Бесплодное семя" (1962), " Эпоха кукол" (1971) ставятся политич. проблемы. Творчество крупнейшего экуадорского поэта 20 в. X. Карреры Андраде (р. 1903) выразило магистральную тенденцию в развитии совр. лат.-амер. лит-ры - коренную связь с нац. действительностью и причастность к совр. общечеловеческим проблемам (" Ступени поэзии", 1958). В стихах X. Э. Адоума (р. 1926) преобладают революц. и социально-критич. мотивы. В эссеистику и литературоведение значит, вклад внёс Б. Каррион (р. 1898), один из основателей Дома экуадорской культуры (1944), издававшего журн. " Летрас дель Экуадор" (" Letras del Ecuador"). С. П. Мамонтов. Архитектура и изобразительное искусство. Древнее иск-во Э. представлено керамикой (статуэтки, расписные вазы с геом. орнаментом), скульптурой (кам. фигуры и стелы), изделиями из золота и серебра, кам. сооружениями в вост. областях. В 16 в. началось гор. стр-во; церкви в стиле исп. ренессанса (арх. Ф. Бесерра) в 17 в. обогащаются пышным мавританским декором (арх. А. Родригес); в 18 в. господствуют формы барокко, часто приобретающие плоскост-ный, чисто декоративный характер. Выдвинулись крупные мастера религ. живописи (П. Бедон, Н. X. де Горивар, М. Саманьего) и скульптуры (индеец М. Чили, прозванный Каспикара, Г. Сангурима). В 19 - нач. 20 вв. архитектура подражала старым образцам. Живописцы К. Пинто, К. Эгас начали обращаться к нац. тематике. С 1930-х гг. инициаторы борьбы за нац. реалистич. иск-во О. Гуаясамин (серия " Время гнева", призывающая к борьбе против эксплуатации и угнетения), Э. Кингман, Д. Паредес создают остросоциальные произведения, стремясь к ярко экспрессивному, проникнутому фольклорным духом изображению жизни индейцев, негров и др. Реалистич. принципы развивают живописцы Л. Москосо, М. Рендон, Г. Павон, скульптор X. Андраде Москосо, график Г. Галесио. В стр-ве 20 в. преобладают традиц. типы и лишь в 50-х гг. начала развиваться совр. архитектура (арх. С. Дуран Бальен, А. Леон, М. Барраган). Богато нар. иск-во - ткачество (в т. ч. пончо), гончарство, обработка серебра, резьба по дереву и камню, изготовление масок и т. д.

Илл. см. на вклейке, табл. IV (стр. 176-177).

Музыка. Нар. музыка представлена креольским и индейским фольклором, к-рый составляет органичное целое с музыкой Боливии, Перу, Сев.-Зап. Аргентины (см. разделы Музыка в соответствующих статьях). Изучение экуадорского фольклора началось в 20-х гг. 20 в. (первыми исследователями были франц. учёные Р. и М. д'Аркур), однако в этой области сделано ещё немногое. В 19 в. сложилась проф. музыка Э. Её основоположником был комп. А. Бальдеон (автор оркестровых сочинений), один из основателей и директор первого экуадорского Муз. об-ва. В 1870 в Кито открылась Нац. консерватория, первым директором к-рой был А. Нойман, автор нац. гимна. Среди музыкантов 2-й пол. 19 в.- комп. и музыковед П. Траверсари, автор симф. и муз.-сценич. произведений; комп. и фольклорист С. Л. Морено, разрабатывавший в своих произв. экуадорский фольклор (" Экуадорская сюита", " Симфоническая прелюдия", увертюры и др.). Из композиторов 2-й пол. 20 в. наиболее известны С. М. Дуран, братья Л. и Г. Сальгадо. Наряду с Нац. консерваторией в Кито муз. кадры готовит консерватория им. X. М. Родригеса в Куэнке.

Лит.: Латинская Америка в прошлом и настоящем, М., 1960; Эквадор. Историко-этнографические очерки, М., 1963; Война за независимость в Лат. Америке, М., 1964; Гонионский С. А., Лат. Америка и США. Очерки истории дипломатических отношений 1939 - 1959, М., 1960; его же, Очерки новейшей истории стран Лат. Америки, М., 1964; Карнеро Чека X.. Очерки о странах Лат. Америки, пер. сисп.. М., 1960; VIII съезд Коммунистам, партии Эквадора, пер. с исп., М., 1970; С u e v a P., Ecuador, [La Habana], 1966; Saad P., Problemas economicos у politicos del Ecuador, Guayaquil, 1965; Huerta Rend on F., His-toiia del Ecuador, Guayaquil, 1966; Г а в р и л о в а Е. X., Т и т е р К. П., Эквадор. Некоторые аспекты экономического развития, М., 1974; The current economic position and prospects of Ecuador, Wash., 1973; Mendoza Luis A., Geografia economica del Ecuador, Guayaquil, 1966; Мамонтов С. П., Литература Эквадора, в сб.: Эквадор. М., 1963; R о j a s Angel Т., La novela ecuatoriana, Мех.- В. Aires, [1948]; RibadeneiraE. M., La moderna novela ecuatoriana, Quito, 1958; Barrera Isaac J., Historia de la literature ecuatoriann. Quito, 1960; Arias A., Panorama de la Icteratura ecuatoriana, Quito, 1971; Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967; Кириченко Е. И., Три века искусства Латинской Америки, М., 1972; Navarro J. G., Artes plasticos ecuatorianas, Мех., 1945; Harcourt R. et M. d', La musique des incas et ses survivances, P., 1925.

ЭКУАДОРЦЫ, население Экуадора. Общая числ. 7, 3 млн. чел. (1976, оценка). Осн. часть Э. (ок. 80%) составляют испано-индейские метисы и индейцы (гл. обр. кечуа), остальные - белые (потомки европ. переселенцев), мулаты, негры, самбо. Значит, часть Э. говорит на испанском языке (он же офиц. язык страны), часть - на яз. кечуа. По религии большинство Э.- католики, есть протестанты. Св. 45% Э. (преим. метисов, мулатов и негров) живёт к 3. от Анд в прибрежных р-нах; кечуа расселены гл. обр. в горных р-нах; в центр, долине и к В. от Анд обитают т. н. лесные индейцы, сохраняющие плем. образ жизни, свои языки и древние традиц. верования. Об истории, х-ве и культуре Э. см. в ст. Экуаоор.

ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, экуменизм (от греч. oikumene - обитаемый мир, Вселенная), движение христианских церквей за устранение разобщённости между ними и сплочение церк. сил в междунар. масштабе. Возникло по инициативе протестантских церквей США и Зап. Европы в нач. 20 в. (Всемирная миссионерская конференция в Эдинбурге 1910 и др.); окончательно организационно оформилось на Всемирной ассамблее церквей в Амстердаме (1948), где создан Всемирный совет церквей (ВСЦ) - орган, объединяющий и координирующий деятельность участвующих в Э. д. церк. организаций. Формальная цель Э. д.- достижение вероисповедного единства христиан, фактически оно направлено на преодоление глубокого кризиса христианства и укрепление позиций этой религии в совр. мире. Первоначально в Э. д. безраздельно господствовали религ. организации капиталистич. стран (протестантские по вероисповеданию), оно выступало как орудие политич. реакции и откровенного антикоммунизма. Но проимпериалистич. ориентация и сугубо протестантский характер богословских позиций обрекали Э. д. на социально-политич. и вероисповедную самоизоляцию. С кон. 50-х гг. наметился поворот от грубого антисоветизма к более реалистич. политике. В 1961-65 во ВСЦ вошли православные и нек-рые др. церкви почти всех социалистич. стран, в т. ч. СССР, и мн. церк. организации развивающихся стран. Расширение социального состава и вероисповедной принадлежности участников Э. д. способствовало известной консолидации церк. сил. Вместе с тем оно привело к острым дискуссиям по обществ.-политич. и социальным проблемам (участие организаций Э. д. в борьбе за мир, возможность и формы диалога христиан с марксистами, оценка и понимание социальных революций и др.), а также по проблемам религ. и организац. характера (отношение к процессу религ. секуляризации, церк. обновления, к религ. терпимости, степени христианской интеграции в рамках ВСЦ). Несмотря на отказ от открытой апологетики капитализма, характерный для совр. Э. д., оно - в силу абсолютного преобладания в нём религ. организаций капиталистич. стран - по-прежнему остаётся инструментом бурж. политики. Осн. теологич. доктрины пронизаны духом протестантизма (протестантские церкви сохраняют абсолютное преобладание в Э. д.). Католич. церковь остаётся вне рамок Э. д., хотя и контактирует с ним. В Э. д. участвуют (являясь чл. ВСЦ) 293 церкви почти из ста стран мира (1978). ВСЦ провёл 5 ген. ассамблей (5-я в 1975 в Найроби, Кения). См. также Всемирный совет церквей.

Лит.: Гордиенко Н. С., Современный экуменизм, М., 1972 (лит.).

ЭКХАРТ (Eckhart) Иоганн, М е и с т е р Э к х а р т (ок. 1260, Хоххейм, близ Готы, - кон. 1327 или нач. 1328, Авиньон), немецкий мыслитель, виднейший представитель филос. мистики позднего средневековья в Зап. Европе. Монахдоминиканец. Учился и преподавал в Парижском ун-те, затем в Страсбурге и Кёльне; был учителем И. Таулера и Г. Сузо. В 1329 папской буллой 28 положений его учения были объявлены ложными.

Проповеди и трактаты Э. на нем. яз., сохранившиеся б. ч. в записях учеников, как по форме, так и по филос. содержанию далеко отходят от норм схоластики. Э. доводит до крайнего заострения идеи христ. неоплатонизма Ареопагитик. Гл. тема его мысли - " божество" (gotheit), безличный и бескачеств, абсолют, стоящий за " богом" в трёх лицах как полнотой качеств и творческим истоком мирового процесса. Человек способен познавать бога благодаря тому, что в самом человеке есть несотворённая " искорка", единосущная богу. Отрешаясь от своего " я", соединяясь с божеств, " ничто", человеческая душа становится орудием вечного порождения богом самого себя. Эта концепция, неприемлемая для ортодоксального христианства, открывала возможность интерпретации в духе пантеизма. Э. дал импульс многовековой традиции нем. мистики, нередко с нар.-еретич. окраской. В его доктрине предвосхищена идеали-стич. диалектика единого божеств, мирового процесса, развитая Ф. В. Шеллингом и Г. Гегелем. Э. и его ученики сыграли большую роль в становлении нем. лит. языка.

Соч.: Die deutschen und lateinischen Werke, Stuttg., 1936-48; в рус. пер.- Избр. проповеди, М., 1912.

Лит.: К о р р е г J., Die Metaphysik Meister Eckharts, Saarbriicken, 1955; Oltmanns K., Meister Eckhart, 2 Aufl., Fr./M 1957; DegenhardtJ., Studien zum Wandel des Eckhartsbildes, Leiden, 1967.

С. С. Аверинцев.

ЭКХОВИРУСЫ (ECHO, сокр. от англ, enteric cytopathogenic human orphan - кишечные цитопатогенные человеческие " сиротские" вирусы; " сиротскими" наз. вирусы, к-рые удаётся распознать в лабораторных условиях, но связь к-рых с к.-л. известным заболеванием не установлена; в отношении Э. этот эпитет потерял свой смысл.) мелкие вирусы, содержащие 1 нить рибонуклеиновой к-ты и лишённые внеш. белковой оболочки; относятся к роду энтеровирусов сем. пикорнавирусов. Более 30 серологич. типов. Мн. Э. обитают в кишечнике, не вызывая симптомов заболевания. Нек-рые Э.- возбудители асептич. менингита, гастроэнтерита и лёгких респираторных болезней человека. ЭКЮ (франц. ecu, букв.- щит), старинная франц. монета. С 13 в. до 1653 чеканились золотые Э. массой от 3, 3 г до 4, 13 г чистого золота, с 1641 по 1793- серебряные Э., масса к-рых составляла вначале 25 г чистого серебра, затем колебалась в пределах 27, 1-27, 8г. С переходом Франции на десятичную ден. систему Э. были демонетизирова-ны (с 1834) (см. Демонетизация); на протяжении 19 в. название " Э." сохранялось за 5-франковой монетой.

ЭЛАГАБАЛ, Гелиогабал (Heliogabalus) (императорское имя - Цезарь Марк Аврелий Антонин А в г у с т) (204-222), рим. император с 218. В 217 стал жрецом сирийского бога Элагабала в г. Эмеса (Сирия), где родился (отсюда его имя). Э. был провозглашён императором легионами, находившимися в Сирии. В Риме Э. воздвиг храм богу Элагабалу на Палатине, намереваясь провозгласить его верховным богом рим. гос-ва. Расточительность и распутство Э. вызвали мощный протест среди военных и др. слоев населения; Э. был убит преторианцами.

ЭЛАМ, древнее гос-во (3-е тыс.- сер. 6 в. до н. э.), располагавшееся к В. от ниж. течения Тигра, в юго-зап. части

Иранского плоскогорья (терр. совр. Иран, областей Хуэистан и Луристан). Наиболее значит, областями Э. были Барахши, Симашки, Аншан (Анзан); городами - Аван, Сузы - столица Э., Адамдун. Э. представлял собой раннерабовладельч. гос-во. В храмовом и царском х-вах, а также в домашних общинах со 2-го тыс. был распространён труд рабов.

В 3-м тыс. происходили частые столкновения эламитов с гос-вами Двуречья. Во 2-й пол. 3-го тыс. Э. неоднократно попадал под власть Аккада. Самостоятельность он приобрёл при последнем царе из династии Авана Пузур-Иншу-шинаке, к-рый был первым царём объединённого царства Э. (23-22 вв.). После кратковременного господства гутиев (кутиев) в кон. 3-го тыс. верх, власть над Э. оказалась у царей рода Симашки, к-рые сначала находились в зависимости от правителей III династии Ура (ок. 21 в.). Однако Э. не только вскоре освободился от этой зависимости, но эламиты даже ненадолго обосновались в юж. Двуречье - в царстве Ларса. Последний царь из династии Симашки был свергнут Эпарти (сер. 19 в.), основавшим новую династию из Аншана. В период правления царей из династии Аншана (1-я пол. 2-го тыс.) и раньше в Э. существовала система правления, допускавшая двоевластие, порой троевластие. Временами правители Э. создавали сильное централизованное гос-во, соперничавшее с гос-вами Двуречья. Во 2-й пол. 14 в. Э. был завоёван касситами. При царе Унташ-Напирише (1275-1240) Э. освободился от касситской зависимости, и при Китен-Хутране (ок. 1237-1205) эламиты стали вторгаться в касситскую Вавилонию. Политич. подъём начался с правления Шутрук-Наххунте I (ок. 1185-1155), положившего конец касситской династии в Вавилонии (ок. 1155). Терр. Э. была значительно расширена царём Шилхак-Иншушинаком (1150-1120). В кон. 12 в. Э. вынужден был уступить Вавилонии господствующее положение над юж. Двуречьем. История Э. последующих веков неизвестна. В 8-7 вв. цари Э. находились в союзе с Вавилонией и вели совместную борьбу против Ассирии. Ашшурбанипал в 639 подчинил страну, однако господство Ассирии продолжалось недолго (в кон. 7 в. Ассирия перестала существовать). Э., раздираемый внутр. политич. противоречиями, в нач. 6 в. до н. э. был завоёван Мидией, затем - персами.

История художеств, культуры Э. тесно связана с иск-вом стран Двуречья. Среди памятников 4-го - сер. 3-го тыс. до н. э. (найденных гл. оор. в Сузах) - вылепленные от руки керамич. сосуды, украшенные чёрной геометризованной росписью, отличающейся строгим изяществом композиций, плоские печати. К памятникам 2-го тыс. до н. э. относятся остатки комплекса культовых и светских построек в Дур-Унташе, наскальные рельефы на скале Куранган к С.-З. от Шираза, выразит, стелы с рельефами, керамика, цилиндрич. печати, глиняная и бронзовая мелкая пластика.

Лит.: Ю с и ф о в Ю. Б., Элам. Социально-экономическая история, М., 1968; К о nig F., Die elamischen Konigsinschriften, Graz, 1965; Cameron G. G., History of early Iran, Chi., 1936; H i n z W., Das Reich Elam, Stuttg.., 1964; L a b a t R., Elam, 1600- 1200 В. С., Camb., 1963; его же, Elam and western Persia, c. 1200-1000 B. C., Camb., 1964; PoradaE., Iran ancien. L'art a 1'epoque preislamique, P., 1963. Ю. Б. Юсифов.

ЭЛАМСКИЙ ЯЗЫК, язык народа, населявшего древнее гос-во Элам. Родство Э. я. с др. языками до сих пор не установлено, хотя наиболее плодотворным, по-видимому, является исследование эла-мо-дравидийских связей. Первые памятники Э. я. (30-22 вв. до н. э.; др.-эламский период) записаны т. н. " прото-эламитским" письмом, имевшим ярко выраженный пиктографич. характер (см. Пиктографическое письмо). Эта письменность не дешифрована. В кон. данного периода для Э. я. стала применяться аккадская клинопись. От др.-эламского периода сохранилась одна надпись на стеле Нарамсина (23 в. до н. э.). Известны также памятники среднеэламского периода (14-12 вв. до н. э.), среди них несколько аккадо-элам-ских билингв. Памятники 8 в. до н. э., в отличие от памятников предыдущих периодов, весьма разнообразны в жанровом отношении. Типологически Э. я. относится к агглютинативным языкам. В империи Ахеменидов Э. я. был офиц. языком, и наиболее обширные его памятники относятся к этому времени. Однако язык ахеменидских надписей подвергся сильнейшему влиянию др.-перс. языка, что отражается в лексике, синтаксисе, стиле, наличии многочисленных калек и т. д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.