Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экстранормальная фонетика 11 страница






ЭКЗАЛЬТАЦИЯ (от позднелат. exaltatio - подъём, одушевление), возбуждённое, восторженное состояние; в физиологии кратковременный период повышенной возбудимости нервной и мышечной тканей, сменяющийся фазой несколько сниженной возбудимости - субнормальным периодом (см. Рефрактерность).

ЭКЗАМЕНАТОР УРОВНЕЙ, прибор для исследования уровней высокой чувствительности, к-рыми снабжаются астрономич., геодезич. и др. угломерные инструменты. См. Испытатель уровней.

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ СЕССИЯ, см. Сессия экзаменационная.

ЭКЗАМЕНЫ (от лат. examen - испытание) в СССР, форма итоговой проверки знаний обучающихся, а также поступающих в уч. заведения и оканчивающих их. В отличие от зачётов знания на Э., как устных, так и письменных, всегда оцениваются отметками. После Окт. революции 1917 существовавшие в России Э. были отменены. В 1930-е гг. введены как обязательные ежегодные переводные (начиная с 4-го класса) проверочные испытания в общеобразоват. школах, приёмные (вступит.) - для поступающих в высш. и средние спец. уч. заведения, курсовые семестровые (см. Семестр) и гос. выпускные - для обучающихся в них. В 1944 были установлены выпускные Э. за курс неполной средней и средней школ. В соответствии с Уставом средней общеобразоват. школы (1970) порядок проведения Э. в ней определяется Мин-вом просвещения (нар. образования) союзной республики. Обязат. выпускные Э. проводятся в 8-х и 10-х (11-х) классах. Сдавшие их получают соответственно свидетельство об окончании 8-летней школы или аттестат о среднем образовании. В 4-7-х и 9-х (10-х) классах по решению Мин-ва просвещения (нар. образования) союзной республики могут устанавливаться переводные Э., число к-рых не должно превышать трёх в классе. Свидетельство об окончании 8-летней школы и аттестат о среднем образовании можно получить также через систему экстерната.

В высш. и средних спец. уч. заведениях время и порядок вступит, конкурсных, курсовых семестровых и гос. выпускных Э. определяются Мин-вом высш. и среднего спец. образования СССР в зависимости от профиля уч. заведений. К курсовым семестровым Э. допускаются сдавшие все зачёты (см. Сессия экзаменационная), к гос. выпускным - все семестровые. Во MH. вузах и техникумах вместо гос. Э. по спец. дисциплинам проводится защита дипломных проектов или работ (см. Дипломный проект, Дипломная работа). В проф.-технич. училищах и на проф. курсах сдаются квалификационные Э. на получение определ. разряда (звания) по профессии (специальности), а в средних проф.-техн. училищах, кроме того, выпускные Э. по общеобразоват. предметам.

Лит.: Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. документов 1917 - 1973 гг., M., 1974, с. 161 - 64, 170-72, 228 - 35, 420-36. Ф. И. Пузырёв.

ЭКЗАНТЕМА СВИНЕЙ ВЕЗИКУЛЯРНАЯ, острая вирусная болезнь, характеризующаяся лихорадкой и образованием на коже множеств, везикул-пузырьков, наполненных экссудатом. К возбудителю Э. с. в. восприимчивы свиньи всех возрастов. Источник возбудителя - больные свиньи. Заражение происходит при контакте с больными и через корм, загрязнённый их выделениями. Отмечают повышение темп-ры тела, понижение аппетита, слюнотечение, появление множества везикул на слизистой оболочке рта, на пятачке, коже вымени. Везикулы вскрываются, обнажая болезненную поверхность. При поражении конечностей развиваются отёки, хромота. У поросят возможны воспаление лёгких, кишечника и гибель. Лечение: обработка поражённых участков тела дезинфицир. и вяжущими растворами. Профилактика: соблюдение требований вет, -сан. надзора при перевозке свиней, торговле ими и свининой.

ЭКЗАРАЦИЯ (от позднелат. exaratio - выпахивание), ледниковое выпахивание, разрушение ледником горных пород, слагающих ложе ледника, и удаление продуктов разрушения (отторженцев, валунов, гальки, песка, глины и др.) движущимся ледником. В результате Э. возникают троги, озёрные котловины, " бараньи лбы", " курчавые скалы", ледниковые шрамы, штриховка. Наряду с разрушением горных пород происходит их сглаживание, полировка и шлифовка.

ЭКЗАРТИКУЛЯЦИЯ, см. Ампутация.

ЭКЗАРХАТ (от греч. exarchos - глава, начальник, наместник), в Византии в кон. 6-7 вв. адм.-терр. единица (наместничество). Э. первоначально были созданы на 3. Визант. империи (Равеннский и Карфагенский) на землях, отвоёванных у варваров. Особое положение этих районов требовало создания здесь милитаризованного и централизованного управления: экзархи (наместники) возглавляли и воен. силы, и гражд. администрацию Э. Иногда Э. рассматриваются византинистами как прообраз фем.

ЭКЗАХУМ (Ехасшп), род однолетних или многолетних травянистых растений сем. горечавковых. Цветки белые, лиловые, синие или пурпурно-фиолетовые, образуют метельчатые соцветия. Плод - шаровидная двустворчатая коробочка. Ок. 35 видов, преим. тропич., произрастают в Индии, Вост. Азии, на о-вах Малайского архипелага и на о. Сокотра. Нек-рые Э. декоративны, разводятся в оранжереях, особенно вечнозелёный Э. родственный (E. affine) с многочисленными лиловыми цветками и жёлтыми пыльниками и Э. цейлонский (E. zeylanicum) с крупными лазоревыми цветками.

ЭКЗЕГЕЗА (от греч. exegesis - толкование), 1) филологич. истолкование древних текстов, гл. обр. античных. 2) Трактовка, толкование канонических религ. текстов, гл. обр. Библии и Корана.

ЭКЗЕГЕТИКА (греч. exegetike, от ехеgeomai - истолковываю), учение об экзегезе, правила и приёмы экзегезы; см. также Герменевтика.

ЭКЗЕКВАТУРА (от лат. exsequor- выполняю), 1) Э. консульская - разрешение на выполнение консулом его функций в определённом для него консульском окр. на терр. гос-ва пребывания. Выдаётся компетентными органами страны назначения по предъявлении консульского патента в виде спец. документа либо особой отметки на патенте. По сов. законодательству Э. выдаёт МИД СССР. 2) Э. суд. решений -разрешение на принудит, исполнение в данной стране решения, вынесенного судом другой страны. Оформляется в виде суд. определения, к-рым суд признаёт за иностр. суд. решением юридич. силу, распространяет его действие на терр. своего гос-ва. Э. осуществляется, как правило, судами второй инстанции.

Сов. законодательство допускает признание и исполнение вступивших в законную силу, не противоречащих суверенитету и не угрожающих безопасности СССР иностр. суд. и арбитражных решений, предъявленных к исполнению в течение 3 лет с момента вступления их в силу, при наличии договора с соответств. гос-вом или междунар. конвенции.

В отношениях между социалистич. странами Э· суд. решений не применяется. В необходимых случаях решения судов других стран исполняются на основании договоров о правовой помощи.

ЭКЗЕКУТОР (от лат. exsecutor - исполнитель), судебный исполнитель, в дореволюц. России чиновник, ведавший хоз. делами учреждения, наблюдавший за порядком в канцелярии.

ЭКЗЕМА (греч. ekzema - высыпание на коже, от ekzeo - вскипаю), острое или хронич. незаразное воспалительное заболевание кожи, имеющее нервно-аллергич. природу, характеризующееся разнообразной сыпью, чувством жжения, зудом и склонностью к рецидивам. Возникновению Э. способствуют разнообразные внешние (механич., химич., термические и др.) и внутр. (заболевания печени, почек, желудочно-кишечного тракта, эндокринной, нервной систем и др.) факторы. По этиологии (т. е. в зависимости от причины), локализации (расположению) и характеру кожных проявлений различают неск. форм Э. Для т. н. истинной Э. характерны острое начало, разнообразная локализация процесса, в т. ч. поражение ногтей, симметричность расположения очагов, не имеющих чётких границ, отёчность и покраснение кожи в области поражения, появление мельчайших пузырьков, к-рые затем частично превращаются в гнойнички или мокнущие участки (отсюда устар. назв. Э.- мокнущий лишай) с последующим образованием чешуек и корочек. При микробной (околораневой) Э. очаги обычно расположены асимметрично, преим. на верх, и ниж. конечностях, имеют резкие неровные границы; кожа в области поражения синюшно-красного цвета, уплотнена, имеются гнойничковые и др. высыпания, мокнущие участки, гнойные и кровянистые корочки. При т. н. дисгидротической Э. гл. обр. на ладонях, подошвах, боковых поверхностях пальцев наблюдаются покраснение кожи, отёчность, множественные пузырьки, узелки, гнойнички, мокнущие участки. Себорейная Э. (ср. Себорея) локализуется преим. на коже волосистой части головы, лба, груди, за ушными раковинами, в носогубных, подмышечных, паховых складках, вокруг пупка. На волосистой части головы - покраснение, сухость кожи, обилие сероватых чешуек и серозно-гнойных корочек, под к-рыми мокнущая поверхность; в области складок более выражены покраснение, отёк, мокнутие, возможны болезненные трещины; на туловище - желтовато-розовые чётко очерченные шелушащиеся пятна, в центре на нек-рых из них - мелкоузелковые элементы. Лечение зависит от причины и формы Э.: успокаивающие средства (препараты валерианы, транквилизаторы), витамины (B1, B6, С и др.), десенсибилизирующие препараты и др., диета, курор-тотерапия; местно назначают примочки, пасты, мази, противозудные средства.

Лит.: Шахтмейстер И. Я., Патогенез и лечение экземы и нейродермита, M., 1970; Кожные и венерические болезни, 3 изд., M., 1975. И. Я. Шахтмейстер.

ЭКЗЕМПЛЯР (от лат. exemplar - образец), отдельный предмет из ряда ему подобных, однородных (напр., Э. книги).

ЭКЗЕРСИС, экзерсиз (франц. exercice, от ехегсег - упражнять, развивать путём упражнений), комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Э. выполняются у " станка" (прикреплённой кронштейнами к стене палке) и на середине учебного зала. Ежедневные Э. состоят из одних и тех же элементов.

ЭКЗЕРЦИЦИИ (от лат. exercitium - упражнение)(устар.), упражнения (напр., военные Э.).

ЭКЗИНА (англ, exine или extine, от лат. extimus - внешний), наружный слой оболочки пыльцевого зерна (микроспоры) семенных растений. У MH. растений Э. снаружи имеет бугорки, сетчатые утолщения и т. п., образующие характерный для определённых видов растений рисунок, по к-рому нередко можно определить, к какому виду растений принадлежит данная пыльца. Cp. Интина.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат. exsistentia - существование), или философия существования, иррационалистич. направление совр. бурж. философии, возникшее накануне 1-й мировой войны 1914-18 в России (Л. Шестов, H. А. Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (M. Хайдеггер, К. Ясперс, M. Бубер) и в период 2-й мировой войны 1939-45 во Франции (Ж. П. Сартр, Г. Марсель, M. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар). В 40- 50-х гг. Э. получил распространение и в др. европ. странах; в 60-е гг. также и в США. Представители этого направления в Италии - Э. Кастелли, H. Аббаньяно, Э. Пачи; в Испании к нему был близок X. Ортега-и-Гасет; в США идеи Э. популяризируют У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эди. К Э. близки религ.-филос. направления: франц. персонализм (Э. Мунье, M. Недонсель, Ж. Лакруа) и диалектическая теология (К. Барт, П. Тиллих, P. Бультман). Своими предшественниками экзистенциалисты считают Б. Паскаля, С. Кьеркегора, M. де Унамуно, Ф. M. Достоевского и Ф. Ницше. На Э. оказали влияние философия жизни и феноменология Э. Гуссерля.

Расходясь с традицией рационалистич. философии и науки, трактующей опосредование как осн. принцип мышления, Э. стремится постигнуть бытие как некую непосредств. нерасчленённую целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, Э. понимает его как переживание субъектом своего " бытия-в-мире". Бытие толкуется как данное непосредственно, как человеческое существование, или экзистенция (к-рая, согласно Э., непознаваема ни научными, ни даже филос. средствами). Для описания её структуры MH. представители Э. (Хайдеггер, Сартр, Мерло-Понти) прибегают к феноменологич. методу Гуссерля, выделяя в качестве структуры сознания его направленность на другое - интенциональность. Экзистенция " открыта", она направлена на другое, становящееся её центром притяжения. По Хайдеггеру в Сартру, экзистенция есть бытие, иаправленное к ничто и сознающее свою конечность. Поэтому у Хайдеггера описание структуры экзистенции сводится к описанию ряда модусов человеческого существования: заботы, страха, решимости, совести и др., к-рые определяются через смерть и суть различные способы соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания от него и т. д. Поэтому именно в " пограничной ситуации" (Ясперс), в моменты глубочайших потрясений, человек прозревает экзистенцию как корень своего существа.

Определяя экзистенцию через её конечность, Э. толкует последнюю как временность, точкой отсчёта к-рой является смерть. В отличие от физич. времени - чистого количества, бесконечного ряда протекающих моментов, экзистенциальное время качественно, конечно и неповторимо; оно выступает как судьба (Хайдеггер, Ясперс) и неразрывно с тем, что составляет существо экзистенции: рождение, любовь, раскаяние, смерть и т. д. Экзистенциалисты подчёркивают в феномене времени определяющее значение будущего и рассматривают его в связи с такими экзистенциалами, как " решимость", " проект", " надежда", отмечая тем самым личностно-исторический (а не безлично-космический) характер времени и утверждая его связь с человеческой деятельностью, исканием, напряжением, ожиданием. Историчность человеческого существования выражается, согласно Э., в том, что оно всегда находит себя в определённой ситуации, в к-рую оно " заброшено" и с к-рой вынуждено считаться. Принадлежность к определённому народу, сословию, наличие у индивида тех или иных биологич., психологич. и др. качеств, всё это - эмпирич. выражение изначально ситуационного характера экзистенции, того, что она есть " бытие-в-мире". Временность, историчность и ситуационность экзистенции - модусы её конечности.

Др. важнейшим определением экзистенции является трансцендирование, т. е. выход за свои пределы. В зависимости от понимания трансцендентного и самого акта трансцендирования различается форма философствования у представителей Э. Если у Ясперса, Марселя, позднего Хайдеггера, признающих реальность трансцендентного, преобладает момент символический и даже мифо-поэтический (у Хайдеггера), поскольку трансцендентное невозможно познать, а можно лишь " намекнуть" на него, то учение Сартра и Камю, ставящих своей задачей раскрыть иллюзорность трансценденции, носит критич. характер.

Э. отвергает как рационалистич. просветительскую традицию, сводящую свободу к познанию необходимости, так и гуманистически-натуралистическую, для к-рой свобода состоит в раскрытии природных задатков человека, раскрепощении его " сущностных" сил. Свобода, согласно Э., - это сама экзистенция, экзистенция и есть свобода. Поскольку же структура экзистенции выражается в " направленности-на", в трансцендировании, то понимание свободы различными представителями Э. определяется их трактовкой трансценденции. Для Марселя и Ясперса это означает, что свободу можно обрести лишь в боге. Поскольку, по Сартру, быть свободным значит быть самим собой, постольку " человек обречён быть свободным". Свобода предстаёт в Э. как тяжёлое бремя, к-рое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать " как все", но только ценой отказа от себя как личности. Мир, в к-рый при этом погружается человек, носит у Хайдеггера название " man": это безличный мир, в к-ром всё анонимно, в к-ром нет субъектов действия, а есть лишь объекты действия, в к-ром все " другие" и человек даже по отношению к самому себе является " другим"; это мир, в к-ром никто ничего не решает, а потому и не несёт ни за что ответственности. У Бердяева этот мир носит название " мира объективации", признаки к-рого: "...1) отчуждённость объекта от субъекта; 2) поглощённость неповторимо-индивидуального, личного общим, безлично-универсальным; 3) господство необходимости, детерминации извне, подавление и закрытие свободы; 4) приспособление к массивности мира и истории, к среднему человеку, социализация человека и его мнений, уничтожающая оригинальность" (" Опыт эсхатологической метафизики", Париж, 1949, с. 63).

Общение индивидов, осуществляемое в сфере объективации, не является подлинным, оно лишь подчёркивает одиночество каждого. Согласно Камю, перед лицом ничто, к-рое делает бессмысленной, абсурдной человеческую жизнь, прорыв одного индивида к другому, подлинное общение между ними невозможно. И Сартр, и Камю видят фальшь и ханжество во всех формах общения индивидов, освящённых традиц. религией и нравственностью: в любви, дружбе и пр. Характерная для Сартра жажда разоблачения искажённых, превращённых форм сознания (" дурной веры") оборачивается, в сущности, требованием принять реальность сознания, разобщённого с другими и с самим собой. Единств, способ подлинного общения, к-рый признаёт Камю, - это единение индивидов в бунте против " абсурдного", мира, против конечности, смертности, несовершенства, бессмысленности человеческого бытия. Экстаз может объединить человека с другим, но это, в сущности, экстаз разрушения, мятежа, рождённого отчаянием " абсурдного" человека.

Иное решение проблемы общения даёт Марсель. Согласно ему, разобщённость индивидов порождается тем, что предметное бытие принимается за единственно возможное бытие. Но подлинное бытие - трансценденция - является не предметным, а личностным, потому истинное отношение к бытию - это диалог. Бытие, по Марселю, не " Оно", а " Ты". Поэтому прообразом отношения человека к бытию является личное отношение к др. человеку, осуществляемое перед лицом бога. Трансцендирование есть акт, посредством к-рого человек выходит за пределы своего замкнутого, эгоистич. " Я". Любовь есть трансцендирование, прорыв к другому, будь то личность человеческая или божественная; а поскольку такой прорыв с помощью рассудка понять нельзя, то Марсель относит его к сфере " таинства".

Прорывом объективированного мира, мира " man", является, согласно Э., не только подлинное человеческое общение, но и сфера художественно-филос. творчества. Однако истинная коммуникация, как и творчество, несут в себе трагич. надлом: мир объективности непрестанно грозит разрушить экзистенциальную коммуникацию. Сознание этого приводит Ясперса к утверждению, что всё в мире, в конечном счёте, терпит крушение уже в силу самой конечности экзистенции, и потому человек должен научиться жить и любить с постоянным сознанием хрупкости и конечности всего, что он любит, незащищённости самой любви. Но глубоко скрытая боль, причиняемая этим сознанием, придаёт его привязанности особую чистоту и одухотворённость. У Бердяева сознание хрупкости всякого подлинного бытия оформляется в эсхатологич. учение (см. Эсхатология).

В Э. преобладает настроение неудовлетворённости, искания, отрицания и преодоления достигнутого. Трагич. интонация и общая пессимистич. окраска Э. являются свидетельством кризисного состояния совр. бурж. общества, господствующих в нём крайних форм отчуждения; поэтому философия Э. может быть названа философией кризиса.

Социально-политич. позиции у разных представителей Э. неоднородны. Так, Сартр и Камю участвовали в Движении Сопротивления; с кон. 60-х гг. позиция Сартра отличается крайним левым радикализмом и экстремизмом. Концепции Сартра и Камю оказали известное влияние на социально-политическую программу движения новых левых. Политическая ориентация Ясперса и Марселя носит либеральный характер, а социально-политич. воззрениям Хайдеггера, в своё время сотрудничавшего с нацизмом, присуща ярко выраженная консервативная тенденция.

Э. отразил духовную ситуацию бурж. общества, обнажил его противоречия и болезни, - но предложить выход из этой ситуации он не смог.

Идеи и мотивы Э. получили распространение в совр. зап.-европ., амер. и япон. лит-ре; они отразились не только в художеств, произв. самих философов-экзистенциалистов (Сартр, Камю, Марсель, де Бовуар), но и в творчестве А. Мальро, Ж. Ануя, Э. Хемингуэя, H. Мейлера, Дж. Болдуина, А. Мёрдок, У. Голдинга, Кобо Абэ и др.

Лит.: Гайденко П., Экзистенциализм и проблема культуры, M., 1963; Шварц Т., От Шопенгауэра к Хейдеггеру, пер. с нем.. M., 1964; Современный экзистенциализм, M., 1966; Соловьев Э. Ю., Экзистенциализм, " Вопросы философии", 1966, №12; 1967, № 1; е г о же, Экзистенциализм, в кн.: Буржуазная философия XX века, M., 1974; Современная буржуазная философия, M., 1972, гл. XIII и XIV; F о u Iquie P., L'existentialisme, Р., 1947; Cast е I I i E., Existentialisme theologique, P., 1948; S i е b е г s G., Die Krisis des Existentialismus, Hamb.- Bergedorf, 1949; Mu1ler M., Existenzphilosophie im geistigen Leben der Gegenwart, HdIb., 1949; L e n г J., Der moderne deutsche und franzosische Existentialismus, 2 Aufl., Trier, 1951; W a h 1 J., Les philosophies de 1'existence. P., 1954; Alien E. L., Existentialism from within, L., [1953]; Heinemann Fr., Existenzphilosophie lebendig oder tot?, Stuttg., [1954]; его же, Jenseits des Existentialismus, [Stuttg., 1957]; Gignoux V., La philosophic existentielle, P., 1955; L и k а с s G., Existentialisme ou marxisme, [2 ed. ], P., [1961]; B oil no w O. F., Existenzphilosophie, 5 Aufl., Stuttg., [196OJ; A b b a g n a n о N.. Introduzione all'esistenzialismo, [2 ed.], [Mil., 1967]. П. П. Гайденко.

ЭКЗО... (от греч. eхo - вне, снаружи), часть сложных слов, означающая: внешний, наружный, посторонний, указывающая на связь с внеш. средой (напр., экзогамия, экзогенный, экзосфера, экзотика).

ЭКЗОАСКОВЫЕ, устар. назв. одного из порядков - Taphrinales - голосумчатых грибов.

ЭКЗОБИОЛОГИЯ (от экзо... и биология), экспериментальная науч. дисциплина, посвящённая поиску и исследованию внеземных форм жизни. Осн. проблемы Э.: определение пределов и изучение механизмов выживаемости земных организмов в экстремальных условиях окружающей среды; выяснение путей абиогенного синтеза важнейших биоорганич. соединений и этапов предбиологической эволюции; установление критериев существования и разработка автоматич. методов обнаружения жизни на др. планетах с помощью автоматич. биол. лабораторий (АБЛ).

Установлено, что MH. земные микроорганизмы или их споры могут сохранять жизнеспособность в условиях низких температур (ниже -70 0C), вакуума (до 10-7- 10-10 мм рт. ст.) и пониженной влажности воздуха (1-2%). Действием ультрафиолетовых лучей на простые соединения типа воды, аммиака, окиси углерода, метана осуществлён абиогенный синтез аминокислот, липидов, нуклеотидов, Сахаров и др. биологически важных веществ. Это позволило выдвинуть в Э. концепцию возможности жизни на др. планетах, прежде всего на Марсе, построенной на углеродорганич. водной основе. Для обнаружения жизни в Э. используются методы определения сложных органич. соединений - газовая хроматография, масс-спектрометрия, оптич. приборы, регистрирующие спектры поглощения и люминесценции вещества инопланетного грунта. Функциональные методы предназначены для определения активного метаболизма путём регистрации параметров роста, размножения, газообмена микроорганизмов во время инкубации образцов грунта на комбинированных питательных средах сложного состава. Успешным может быть только комплексное применение различных методов, объединённых по общей программе в АБЛ. В 1976 на Марсе была совершена посадка межпланетной станции " Викинг" (США) с АБЛ на борту. Однако первый экзобиологич. эксперимент на Марсе не дал доказательства существования жизни на этой планете. Дальнейшие эксперименты могут быть сделаны как с помощью АБЛ, так и путём доставки образца грунта на Землю. Подобные исследования, выполненные на образцах лунного грунта, свидетельствуют об отсутствии жизни на Луне в прошлом и настоящем. См. также Астробиология, Космическая биология, Происхождение жизни.

Лит.: Кальвин M., Химическая эволюция. Молекулярная эволюция, ведущая к возникновению живых систем на Земле и на других планетах, пер. с англ., M., 1971; Основы космической биологии и медицины, т. 1, M., 1975, ч. 3. А. Б. Рубин.

ЭКЗОГАМИЯ (от экзо... и греч. gamos - брак), запрет брачных отношений между членами родственного (род, фратрия), реже - локального (община) коллектива в эпоху первобытнообщинного строя (сохранялась и в более позднее время). Многочисл. теории происхождения Э. объединяются в основном в 3 группы. Одни исследователи объясняют Э. необходимостью избежать вредных последствий от браков между кровными родственника-ми (Л. Г. Морган и др.). Другие - стремлением расширить социальные контакты и завязать отношенияс др. коллективами (Э. Тайлор, A. M. Золотарёв, К. Леви-Строс). Третьи видят в Э. средство установления социального мира в коллективе, поскольку половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы (С. П. Холстов, Ю. И. Семёнов).

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Семенов Ю. И., Происхождение брака и семьи, M., 1974; Первобытное общество. Основные проблемы развития, M., 1975.

ЭКЗОГАСТРУЛЯЦИЯ, экспериментально вызванное у зародышей животных нарушение процесса гаструляции путём удаления лицевых оболочек, изменения реакции среды и др. воздействий. Э. заключается в изменении направления морфогенетических движении клеток и клеточных пластов зародыша. У земноводных, напр., материал хордомезодермы и энтодермы, к-рый в норме попадает внутрь зародыша (рис. а), при Э. движется наружу (рис. б) и почти на всём протяжении оказывается разоб-

Экзогаструляция зародыша земноводных, вызванная гипертоническим раствором (схема): направления морфогенетических движений в зародыше при нормальной гаструляции (а) и при экзогаструляции (б); сплошные линии - движение клеток по поверхности, пунктирные - внутри зародыша; в - дифференцировка экзогаструлировавшего зародыша: / - атипичный эпидермис; 2 - эпителий кишечника; 3 - хорда; 4 - сомиты; 5 - мезодерма головы; 6 - энтодерма.

щённым с эктодермой. В последующем развитии экзогаструлировавшего зародыша (рис. в) в эктодерме не дифференцируется нервная ткань, а формируется лишь атипичной эпидермис (рис. в, 1), тогда как материал хордомезодермы и энтодермы претерпевает дифференцировку (рис. в, 2-5). Э. демонстрирует необходимость контакта между хордомезодермой и эктодермой для индукции зачатка нервной системы, а также значение координации разных морфогенетич. движений для нормального хода гаструляции.

ЭКЗОГЕННОЕ ПИТАНИЕ, процесс усвоения организмом веществ, поступающих из внеш. среды. Получаемые организмом пищевые вещества расщепляются на относительно простые химич. соединения, к-рые после всасывания используются для построения тканей и органов, регуляции функций, являются источниками энергии, необходимой для жизнедеятельности. См. Питание, Эндогенное питание.

ЭКЗОГЕННЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ, то же, что и гипергенные месторождения.

ЭКЗОГЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ, геол. процессы, обусловленные внешними по отношению к Земле источниками энергии (преим. солнечное излучение) в сочетании с силой тяжести. Э. п. протекают на поверхности и в при поверхностной зоне земной коры в форме механич. и физико-химич. её взаимодействия с гидросферой и атмосферой. К ним относятся: выветривание, геол. деятельность ветра (эоловые процессы, дефляция), проточных поверхностных и подземных вод (эрозия, денудация), озёр и болот, вод морей и океанов (абразия), ледников (экзарация). Гл. формы проявления Э. п. на поверхности Земли: разрушение горных пород и хим. преобразование слагающих их минералов (физич., химич., органич. выветривание); удаление и перенос разрыхлённых ц растворимых продуктов разрушения горных пород водой, ветром и ледниками; отложение (аккумуляция) этих продуктов в виде осадков на суше или на дне водных бассейнов и постепенное их преобразование в осадочные горные породы (седиментогенез, диагенез, катагенез). Э. п. в сочетании с эндогенными процессами участвуют в формировании рельефа Земли, в образовании толщ осадочных горных пород и связанных с ними месторождений полезных ископаемых. Так, напр., в условиях проявления специфич. процессов выветривания и осадконакопления образуются руды алюминия (бокситы), железа, никеля и др.; в результате селективного отложения минералов водными потоками формируются россыпи золота и алмазов; в условиях, благоприятствующих накоплению органич. вещества и обогащённых им толщ осадочных горных пород, возникают горючие полезные ископаемые.

Лит.: Якушева А. Ф.. Динамическая геология, M.. 1970; Горшков Г. П., Якушева А. Ф., Общая геология, M., 3 изд., 1973; Общая геология, M., 1974.

Г. П. Горшков, E. В. Шанцер.

ЭКЗОГЕННЫЙ (от экзо... и ...ген) (ботан.), термин, обозначающий заложение боковых органов в периферия, слоях клеток главной оси того или иного органа растения. Напр., экзогенны листья, закладывающиеся в виде наружных бугорков на конусе нарастания побега, корневые волоски, представляющие собой боковые выросты покровной ткани корней, и нек-рые выросты (трихотомы) эпидермы наземных органов растений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.