Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. КИНО 21 страница. Школа (группа) с продлённым днем,общеобразовательная школа (группа в ней), в к-рой учащиеся находятся в течение всего дня (10 Ч)






ШКОЛА (ГРУППА) С ПРОДЛЁННЫМ ДНЕМ, общеобразовательная школа (группа в ней), в к-рой учащиеся находятся в течение всего дня (10 ч). В СССР такие школы возникли в 1919 в Петрограде и др. крупных городах для усиления пед. надзора за детьми, но в силу материальных затруднений развития не получили. После Великой Отечеств, войны 1941-45 стали создаваться в общеобразоват. школах отд. группы с продлённым днём для усиления помощи семье в воспитании детей. Они получили законодат. оформление в 1956 (для Москвы и Ленинграда - в 1955). С 1962 в условиях завершения всеобщего 8-летнего образования и перехода к всеобщему ср. образованию открываются также школы с продлённым днём, в к-рых на этом режиме может находиться не менее 80% учащихся. При недостатке такого комплекта учащиеся зачисляются на продлённый день в обычные общеобразоват. школы в составе групп продлённого дня.

В Ш. (г.) сп. д., помимо уч. занятий, широко представлены др. виды деятельности детей - пионерская и комсомольская, общественно полезная и трудовая, игровая, спортивная, занятия по интересам. Режим продлённого дня в школе осуществляется в составе отд. классов или групп с учащимися разных классов. Он строится на основе медицински и педагогически обоснованного чередования учения, труда и отдыха детей, включает подготовку домашних уроков и школе. Дети уходят домой к моменту возвращения их родителей с работы. Часть родителей освобождается полностью или частично от оплаты трёхразового питания детей в Ш. (г.) с п. д.

Лит.: Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. документов 1917 -1973гг., M., 1974, с. 120 - 26; Организация работы в школах и группах продлённого дня. [Сб. статей], под ред. M. И. Кондакова, M., 1960; Костяшкин Э. Г., Школа продлённого дня, M., 1965; Костяшкин Э. Г., Шапошникова Л. Б., Организация продленного дня в 4-8 классах, M., 1971.

" ШКОЛА И ЖИЗНЬ", еженедельная пед. газета либерально-просветительского направления. Выходила в Петербурге с нояб. 1910 по 1917 под ред. прогрессивного рус. деятеля нар. образования Г. А. Фальборка. Освещала вопросы дошкольного воспитания, начального, среднего и высшего образования, культ.-просвет, работы среди взрослых, деятельность учительских орг-ций, съездов по нар. образованию и др. В газете сотрудничали видные рус. педагоги: В. П. Вахтеров, К. H. Вентцель, E. А. Звягинцев, H. В. Чехов и др. К ней давались приложения - отд. монографии по воспитанию.

" ШКОЛА И ПРОИЗВОДСТВО", ежемесячный научно-методич. журнал Мин-ва просвещения СССР. Издаётся в Москве с 1957, до 1960 - " Политехническое обучение". Журнал рассчитан на учителей трудового и производств, обучения, работников межшкольных учебно-производств. комбинатов и школьных мастерских, учителей черчения н рисования, работников нар. образования, студентов пединститутов. Тираж (1978) 134, 5 тыс. экз.

ШКОЛА (КЛАСС) МАСТЕРОВ в СССР, предназначена для обучения работающих без отрыва от производства и наряду с общим образованием осуществляет повышение производств. квалификации, уровня технич. знаний учащихся. В них принимаются квалифицированные рабочие и мастера-практики, имеющие неполное ср. образование.

Школы мастеров работают с 1962 в составе 9-11-х классов на крупных предприятиях, открываются при наличии не менее 100 уч-ся. При отсутствии такого контингента вместо самостоят, школ мастеров с 1964 создаются отд. (9-11-е) классы мастеров в составе вечерних (сменных) ср. общеобразоват. школ (см. Вечернее образование). Общеобразоват. предметы в Ш. (к.) м. изучаются по программам ср. школы, а специальные - по программам, утверждённым руководством предприятия. Окончившие кроме аттестата о ср. образовании получают после дополнит, квалификац. экзаменов удостоверение, дающее право на занятие должности мастера или начальника производств, участка.

Лит.: Федорова О. Ф., Некоторые вопросы работы школ и классов мастеров, " Советская педагогика", 1964, № 3; T у ркина Ю. П., Комиссарова Л. Ф., Простосердов В. П., Среднее образование плюс повышение квалификации, " Вечерняя средняя школа", 1975, № 4.

H. H. Балов.

ШКОЛА КОЛХОЗНОЙ МОЛОДЕЖИ (ШКМ), тип сельской общеобразоват. школы в СССР, работавшей на базе нач. образования и дававшей подготовку в объёме 7 классов. Была создана в СССР в 1923 как школа крест, молодёжи, в 1930 переименована в Ш. к. м. (срок обучения 3 года). Наряду с общим образованием давала основы агрономич. подготовки и организации с.-х. произ-ва применительно к условиям конкретных районов (зон).

С 1928 открывались также вечерние ШКМ, а с 1930 ШКМ с ускоренным сроком обучения. Производств, обучение в школе было подчинено задачам социалистич. преобразований в деревне, проводилось в уч. х-вах, совхозах, кооперативах, колхозах и MTC. ШКМ содействовала созданию колх. актива в деревне, поднятию культурного и агрономич. уровня крестьянства, овладению в колхозах новой с.-х. техникой. В 1934 преобразована в неполную ср. школу (семилетку).

Лит.: Крупская H. К., Педагогические сочинения в десяти томах, т. 3, M., 1959, с. 207 - 19, т. 4, M., 1959, с. 414-16; Шохин А. П., P у д н е в П. В., Школа крестьянской молодежи, М.- Л., 1924; К оролев Ф. Ф., Корнейчик T. Д., P а в к и н 3. И., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921 -1931, M., 1961, с. 23-27, 243-45.

ШКОЛА КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ (ШКМ), тип сельской общеобразоват. школы в СССР в 1923-30 в составе 5- 7-х классов (дневной и вечерней). Наряду с общим образованием давала основы агрономич. знаний, вела производств, обучение на базе с.-х. произ-ва. В 1930 переименована в школу колхозной молодёжи.

ШКОЛА МАТЕМАТИЧЕСКИХ И HAВИГАЦКИХ HAУK, учебное заведение для подготовки специалистов военно-морского флота, судостроителей, геодезистов, инженеров. Осн. Петром I в 1701 в Москве, Окончившие школу назначались также учителями во вновь создаваемые цифирные школы, артиллерийские, инженерные, адмиралтейские и др., работали чиновниками гражд. учреждений. Школа размещалась в здании Сретенской, или Сухаревой, башни, на верху к-рой была открыта астрономич. обсерватория с телескопом. В Ш. м. и н. н. принимались подростки и юноши 12-20 лет всех сословий, кроме крепостных. Нуждающиеся находились на полном гос. обеспечении.

Курс обучения в школе состоял из трёх ступеней (классов, или школ): в начальной, т.н. русской, школе обучали чтению, письму, основам грамматики и началам арифметики; в цифирной (арифметич.) школе - арифметике, геометрии, плоской и с4 ли. тригонометрии; в высших, навигаторских классах - математич. географии, астрономии, черчению, геодезии, навигации и др. Большинство учащихся, гл. образом недворянского происхождения, ограничивалось первыми двумя ступенями, их направляли на подсобные работы во флот, писарями я др. Учащиеся высших классов проходили обязат. практику на мор. кораблях, судостроит. верфях, на прокладке дорог и др. Гл. роль в организации работы школы принадлежала Л. Ф. Магницкому и приглашённому из Шотландии А. Д. Фарварсону. В 1703 в ней обучалось 300 уч-ся, в 1711 - 500.

В 1715 навигаторские классы школы были переведены в Петербург и на их основе создана Мор. академия (Академия мор. гвардии). Рус. и арифметич. классы продолжали работу в Москве как подготовит, школа новой академии. Закрыты в 1752, после учреждения Мор. шляхетного кадетского корпуса (см. Кадетские корпуса). Ш. м. и н. н. окончили адм. H. Ф. Головин, адм. В. Я. Чичагов, геодезисты И. К. Кирилов, M. С. Гвоздев, И. M. Евреинов, Ф. Ф. Лужин, крупный деятель просвещения H. Г. Курганов и др.

Лит.: Стрелов А. Б., Путь в океан. Очерк истории ВВМКУ [Высшего военно-морского Краснознаменного училища им. M. В. Фрунзе], Л., 1966, с. 9 - 27; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в.- первая половина XIX в., отв. ред. M. Ф. Шабаева, M., 1973, с. 19-25.

ШКОЛА РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ, общеобразовательное учебное заведение в СССР для обучения без отрыва от производства. Была создана в 1943 как школа подростков, работающих на предприятиях; в 1944 переименована в Ш. р. м. Давала общеобразоват. подготовку в объёме 7-летней и ср. школ, работала в составе 5-7-х и 5-10-х классов. В 1958 переименована в вечернюю (сменную) ср. общеобразоват. школу (см. Вечернее образование).

Лит.: Сборник руководящих материалов по школам рабочей и сельской молодежи, 2 изд., M., 1948; Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. документов 1917-1973 гг., M., 1974, с. 389-402.

ШКОЛА СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ, общеобразовательное учебное заведение в СССР для обучения без отрыва от с.-х. произ-ва. Была создана в 1944 и давала учащимся подготовку в объёме начальной и 7-летней школ. Открывалась в крупных селениях, колхозах, совхозах и MTC в составе 1-4-х и 1-7-х классов. С 1956 стали действовать также ср. школы сел. молодёжи в составе 5-10-х и 8-10-х классов. С 1958 Ш. с. м. переименована в вечернюю (сменную) ср. общеобразоват. школу (см. Вечернее образование).

Лит.: Сборник руководящих материалов по школам рабочей и сельской молодежи, 2 изд., M., 1948; Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. документов 1917-1973 гг., M., 1974, с. 391 - 402.

ШКОЛА ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ, школа ФЗО, низший тип проф.-технич. школы; существовала в 1940-63 на базе пром. предприятий и строек в системе Государственных трудовых резервов СССР. Готовила рабочих массовых профессий для стр-ва, угольной, горной, металлургич., нефт. и др. отраслей пром-сти; срок обучения 6 мес. В школу принималась молодёжь 16-18 лет с любой общеобразоват. подготовкой (с 1955 - с нач. образованием и выше); для подготовки по профессиям, связанным с подземной работой, в горячих цехах, на стр-ве, - только юноши с 18 лет. Учащиеся находились на полном гос. обеспечении.

В 1949 школы ФЗО для угольной и горнорудной пром-сти реорганизованы в горнопром. школы с тем же и 10-месячным сроком обучения, в 1955 школы ФЗО для стр-ва - в 10-месячные строит, школы (с 1957 - 2-годичные строит, уч-ща). В 1959-63 все школы ФЗО, горнопром. и строит, школы были преобразованы в проф.-технич. уч-ща (см. Профессионально-техническое образование, Профессионально-технические учебные заведения). За время существования подготовили ок. 6 млн. рабочих.

Лит.: Народное образование в СССР 1917 - 1967, под ред. M. А. Прокофьева [и др.], M., 1967, с. 246-52.

ШКОЛА ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО УЧЕНИЧЕСТВА, школа ФЗУ, основной тип сов. проф.-технич. школы в 1920-40. Открывалась при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих из числа молодёжи 14-18 лет с нач. образованием, имела 3-4-годичный срок обучения. Наряду с проф. обучением в школе давалась учащимся общеобразоват. подготовка. В 1930-39 обучение в школе ФЗУ в основном проходило на базе 7-летней школы и срок обучения снизился в ней до 11/2-2 лет за счёт сокращения часов на общеобразоват. предметы. Школы ФЗУ дали стране 2, 5 млн. квалифицированных рабочих.

С 1940 школа ФЗУ сохранилась преим. в лёгкой и пищевой пром-сти. В 1959-63 наряду со всеми профессионально-техническими учебными заведениями системы Гос. трудовых резервов СССР школы ФЗУ были преобразованы в проф.-технич. уч-ща с различными сроками обучения (см. Профессионально-техническое образование).

Лит.: Крупская H. К., Педагогические сочинения в десяти томах, т 3, M 1959, с. 137-43, т. 4, M., 1959, с. 391-93; Королев Ф. Ф., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917 - 1920, M., 1958, с. 396-401; Народное образование в СССР. 1917 - 1967, под ред. M. А. Прокофьева [и др.], M., 1967, с. 243-52.

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ, в СССР с 1956 общеобразовательная, преим. 8-летняя, школа, в к-рой дети живут и учатся (воскресные, праздничные дни и каникулы проводят в семьях или у родственников). Организует обществ, воспитание детей прежде всего из малообеспеченных семей и детей-сирот. В р-нах Крайнего Севера Щ.-и. обслуживают всех детей, для к-рых затруднён регулярный подвоз к месту учения. Дети с физич. и умств. недостатками воспитываются и обучаются в спец. Ш.-и. Расходы на содержание воспитанников в Ш.-и. частично покрываются родителями, дети-сироты, дети из малообеспеченных семей и с физич. и умств. недостатками содержатся за счёт гос-ва.

Кроме учителей в Ш.-и. имеется штат воспитателей; помимо уч. работы организуется пионерская и комсомольская, клубно-кружковая, общественно полезная и трудовая, игровая, спортивная. Режим учащихся строится на основе педагогически и медицински обоснованного чередования труда и отдыха, смены видов деятельности детей. Ш.-и. имеет кроме уч. помещений уч.-производств, мастерские, уч. пришкольный участок, жилые корпуса, спортивный комплекс, помещения для кружковых занятий и др.

ШКОЛА-СТУДИЯ имени Вл. И. Немировича-Данченко приMXATe CCCP им. М.Горького, высшее театральное уч. заведение в Москве. Организовано в 1943 для подготовки актёров на основе идейно-творч. принципов школы Художеств, театра и системы К. С. Станиславского. Активное участие в становлении Школы-студии принимали И. M. Москвин, H. П. Хмелёв, В. Г. Сахновский, И. Я. Гремиславский. Школа имеет 2 ф-та: актёрский (готовит актёров кино и театра) и постановочный (готовит художников-технологов сцены). С 1961 на постановочном ф-те открыто вечернее отделение. В Школе преподавали M. H. Кедров, В. Я. Станицын, А. К. Тарасова, В. О. Топорков, И. M. Раевский, В. А. Орлов, A. M. Карев, Г. А. Герасимов, Б. И. Вершилов, A. H. Грибов и др. Основу педагогич, коллектива составляют: А. И. Степанова, П. В. Массальский, О. H. Ефремов, E. H. Морес, В. П. Марков, С. С. Пилявская, E. А. Евстигнеев, В. В. Шверубович, профессора В. 3. Радомысленский, А. Я. Зись, В. Я. Виленкин и др. Школа вырастила высококвалифицированных мастеров театр, педагогики, таких, как В. К. Монюков, В. H. Богомолов, И. M. Тарханов, О. Г. Герасимов, H. П. Алексеев, A. H. Петрова, О. Ю. Фрид, M. M. Кунин, Э. П. Фрезе, A. H. Пенсов, К. H. Головко, E. В. Paдомысленский. В 1977/78 уч. г. в Школе-студии обучался 251 студент, работало 57 преподавателей (в т. ч. 11 профессоров и докторов наук, 21 доцент и кандидат наук). Актёрский ф-т Школы-студии окончили А. В. Баталов, E. Я. Урбанский, Л. И. Губанов, В. С. Давыдов и др., составившие основное ядро трупп MXATa, театра " Современник", молодёжного Нового драматич. театра-студии, значит, часть труппы Театра им. Вл. Маяковского и MH. театров Москвы, Ленинграда и др. городов страны. В Школе имеется науч.-исследоват. сектор, занимающийся изучением и публикацией наследия основателей MXATa К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Сектором подготовлено и издано -" Собрание сочинений К. С. Станиславского" (т. 1-8, 1954-61), " Жизнь и творчество К. С. Станиславского. Летопись в 4-х тт. 1863-1938" (1971-76), " Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко. Летопись жизни и творчества" (1962) и др. работы. H. П. Алексеев.

ШКОЛОВЕДЕНИЕ, отрасль педагогики, исследующая содержание и методы управления школьным делом, раскрывающая особенности системы руководства школой, организации её работы.

Осн. источники советского Ш. - советское законодательство, опыт управления и руководства школами в СССР и за рубежом, пед. наследие прошлого, выводы и рекомендации пед. науки. В содержание Ш. входят: осн. принципы управления и руководства школой; деятельность органов нар. образования по адм.-педагогич. и хоз. руководству школами (организация всеобщего обучения, типы общеобразоват. школ, построение и рационализация их сети, пед. требования к проектированию и стр-ву школьных зданий и участков, финансирование школ, обеспечение школ уч. оборудованием); деятельность органов нар. образования по управлению уч.-воспитат. работой школ (организация методич. помощи учителям, инспектирование школ); содержание и методы внутришкольного руководства; учитель сов. школы; организация учёта иотчётности учреждений просвещения; статистика школьного дела.

Ш. опирается на передовой опыт управления и руководства сов. школой, к-рый нашёл выражение в ленинских декретах по нар. образованию, обогащён практич. деятельностью и теоретич. высказываниями практич. работников школ и органов нар. образования. На необходимость повышения науч. уровня руководства школой указывается в пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР. Исходя из этих указаний, сов. Ш. разрабатывает комплекс организац.-пед. проблем, связанных с осуществлением всеобщего ср. образования, организацией уч.-воспитат. работы в различных типах образоват. школ и руководством их деятельностью, с управлением просвещением во всех его звеньях. Лит.: Иорданский H. H., Школоведение, M., 1927; Богданов И. M., Очерки по статистике всеобщего школьного обучения, М.- Л., 1948; Школоведение. [Сб. статей]. Под ред. A. H. Волковского и M. П. Малышева, [M.], 1955; Руководство учебно-воспитательной работой в восьмилетней школе. Под ред. M. И. Кондакова и H. И. Соцердотова, M., 1961; Вопросы школоведения, под ред. П. В. Зимина, M., 1974; Стрезикоз и н В. П., Руководство учебным процессом в школе, M., 1972; Сухомлинский В. А., Разговор с молодым директором школы, M., 1973; Шубин H. А., Внутришкольный контроль, M., 1977; Березняк E. С., Руководство современной школой, К., 1977.

ШКОЛЫ ВЗРОСЛЫХ, общеобразовательные учебные заведения для обучения работающих без отрыва от производства. В дореволюц. России открывались с кон. 50-х гг. 19 в. по частной инициативе и были, как правило, начальными (см. Вечерние школы взрослых, Воскресные школы). После Окт. революции 1917 создана гос. система образования взрослых. С 1918 стали открываться 1-, 2-годичные пункты (ликпункты) и школы ликвидации неграмотности, получившие массовое распространение после опубликования декрета CHK " О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР" (1919). Они предназначались преим. для трудящихся 16-50 лет и существовали до кон. 1930-х гг.

В 1920-30-е гг. обучение овладевших элементарной грамотой велось в школах малограмотных и Ш. в. повышенного типа (первые давали нач. образование, вторые - 7-летнее). Для повышения общекультурного уровня рабочих и крестьян и их производств, квалификации действовали также рабочие ун-ты и крест, ун-ты, общеобразовательные 1- и 2-годичные курсы для взрослых. С 1936 были созданы Ш. в. двух типов - неполные ср. общеобразовательные (на базе нач. школы) и ср. общеобразовательные (на базе 7-летней школы). С 1937 открывались заочные неполные ср. и ср. общеобразоват. школы. С 1943 школами взрослых стали школы рабочей молодёжи и школы сельской молодёжи, к-рые в 1958 переименованы в вечерние (сменные) ср. общеобразоват. школы (см. Вечернее образование). С 1962 в СССР работают также школы (классы) мастеров.

Лит.: Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. документов 1917 - 1973 гг., M., 1974, гл. 8; Лойко Л. П., Школы взрослых повышенного типа. Задачи, положение, работа, перспективы, M.- Л., 1926; Фильштинский А., Общеобразовательные школы взрослых рабочих и крестьян, М.- Л., 1929. H. H. Балов.

ШКОЛЫ ГРАМОТЫ, 1) в дореволюц. России 1-, 2-годичные шкалы элементарного обучения. Находились в ведении различных ведомств и частных лиц. В 1891 переданы Синоду. Обучение в Ш. г. ограничивалось заучиванием молитв, начатками чтения, письма и счёта. После Окт. революции 1917 были ликвидированы. 2) В 1920-е гг. в СССР школами грамоты (грамотности) называли 1-, 2-годичные пункты (ликпункты) и школы ликвидации неграмотности (см. Грамотность, Школы взрослых).

ШКОЛЫ РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ, общеобразовательные учебные заведения в СССР для обучения без отрыва от произ-ва. С 1958 школами работающей молодёжи являются вечерние (сменные) ср. общеобразоват. школы (см. Вечернее образование), а также обл., краевые, респ. (в авт. республиках) и гор. (в Москве, Ленинграде и др. крупнейших городах) заочные ср. общеобразоват. школы и с 1962 школы (классы) мастеров. В 1976/77 уч. году в 14 020 вечерних (сменных) и заочных ср. общеобразоват. школах обучалось 4917 тыс. чел., из них 92, 7% в 9-11-х классах. В разное время школами работающей молодёжи были вечерние школы взрослых, воскресные школы, школы взрослых, школа рабочей молодёжи, школа сельской молодёжи.

ШКОЛЬНИКОВ Алексей Михайлович [р. 2(15).1.1914, г. Егорьевск Моск. обл.], советский гос. и парт, деятель. Чл. КПСС с 1940. Род. в крест, семье. Окончил Подольский индустриальный техникум (1933), 3 курса Промакадемии (1937, заочно), ВПШ при ЦК ВКП(б) (1952). С 1933 на инж.-технич. работе в Перми (ст. мастер, нач. цеха, гл. энергетик завода). С 1943 на парт, работе. B 1945-47 уполномоченный КПК при ЦК ВКП(б) по Владимирской, Воронежской обл. В 1947-49 2-й секретарь Калужского обкома партии. В 1952-55 1-й секретарь Тамбовского, в 1955-60 - Воронежского, в 1960-65 - Волгоградского обкомов КПСС (в 1963-64 1-й секретарь Волгоградского сел. обкома КПСС). С 1965 1-й зам. пред. Сов. Мин. РСФСР. С 1974 пред. К-та нар. контроля СССР. Канд. в чл. ЦК КПСС с 1952. Чл. ЦК КПСС с 1956. Деп. Верх. Совета СССР 4-9-го созывов. Награждён 4 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, а также медалями.

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР, театр, возникший в уч. заведениях Зап. Европы в эпоху средневековья как средство изучения лат. языка и воспитания; впоследствии был использован для утверждения католицизма и протестантизма. Постепенно спектакли стали разыгрываться на нац. языках. Ставившаяся в Ш. т. школьная драма носила характер мистерии или миракля, моралите или пьесы на историч. и мифологич. сюжеты.

Ш. т. существовал во MH. странах Зап. Европы (15-18 вв.) и в России (17- 18 вв.). Он имел свои теоретич. основы, тщательно разработанные правила (писатели-гуманисты Дж. Понтано в Италии, Ю. Ц. Скалигер во Франции, учёный и поэт Феофан Прокопович в России). Благодаря усилиям иезуитов Ш. т. в 16- 17 вв. большого развития достиг в Польше, откуда перешёл на Украину; много школьных драм было создано в Киево-Могилянском коллегиуме (академии). Основоположник Ш. т. на Руси Симеон Полоцкий, разрабатывая проект создания в Москве духовной академии, писал о необходимости организации при ней театра, сочинил для этого театра пьесы " Комедия-притча о блудном сыне" и " О Нав ходоносоре царе". При Петре I Ш. т. носил политич. характер, прославлял новые правительств, мероприятия (" Владимир..." Феофана Прокоповича, пост. 1705). Представления Ш. т. показывались в уч. заведениях и на площадях во время праздников; между актами игрались интермедии - преим. комич. сцены из нар. жизни.

Лит.: История западноевропейского театра, под общ. ред. С. Мокульского, т. 1-2, M., 1956 - 57; Всеволодский-Гернгросс В., Русский театр. От истоков до середины XVIII в., M., 1957; Б а д ал и ч И. M., Кузьмина В. Д., Памятники русской школьной драмы XVIII в., M., 1968.

ШКОТОВО, посёлок гор. типа в Шкотовском р-не Приморского края РСФСР. Расположен на берегу Уссурийского зал. Японского м. Ж.-д. станция на линии Угловая - Находка. 3-ды авторемонтный и консервный, комбинат стройматериалов. Молочно-овощной совхоз, пчелосовхоз. Добыча угля.

ШКРЕТА Шотновский из 3аворжиц (Skreta Sotnovsky ze Zavof ic) Карел (1610, Прага, - похоронен 1.8.1674, там же), чешский живописец,

К. Ш к р е т а. " Приор Мальтийского ордена Б. де Витте". 1651, Дрезденская картинная галерея.

один из крупнейших представителей чешского барокко. Как член семьи, участвовавшей в Реформации, был вынужден уехать из Чехии в 1628 во Фрейбург (Саксония); учился живописи в Италии; в 1638 вернулся в Прагу. Писал виртуозные по живописной технике религ. и мифологич. произв. (часто включающие жанровые мотивы), островыразит. портреты, исполнял рисунки и иллюстрации. Лит.: Neumann J., Karel Skreta, Praha, 1956; Karel gkreta. 1610-1674, Praha, 1974 (каталог выставки).

ШКРОУП (Skroup) Франтишек Ян (3.в. 1801, Осице близ Пардубице, - 7.2.1862, Роттердам), чешский композитор, дирижёр, певец. Музыкой занимался одновременно с изучением права. Под влиянием " будителей" организовал в Праге первый нац. чеш. оперный кружок, к-рый с 1823 выступал в Сословном театре, где на чеш. яз. исполнялись нем. и итал. классич. оперы. С 1827 2-й капельмейстер, в 1837-57 гл. дирижёр Сословного театра (впервые поставил в Праге оперы P. Вагнера, Дж. Верди и др.).

С 1860 дирижёр оперы в Роттердаме. Автор 9 опер (в т. ч. первой нац. оперы с чеш. текстом ч Проволочник", 1826, Прага), увертюр, струнных квартетов, фп. трио, музыки к спектаклям драм, театра, песен, в т. ч. популярной песни " Где родина моя? " (из музыки к пьесе И. К. Тыла " Фидловачка", 1834), к-рая входит с 1918 в состав Гос. гимна Чехосл. республики как его 1-я (чеш.) часть.

Лит.: Б э л з а И., Очерки развития чешской музыкальной классики, M.- Л, 1951, с. 144-53; Pl a v ее J., Frantisek Skroup, Praha, 1946. 3. К. Тулинская.

ШКУРА, шкурка, снятый после убоя наружный покров тела животного, покрытый волосом; термин, принятый в кож, и меховой пром-сти для обозначения исходного сырья (см. Кожевенное сырьё).

ШКУРО, Шкура Андрей Григорьевич [7(19).1.1887 - 17.1.1947], белогвардейский ген.-лейт. (1919). Род. в Кубанской обл. в семье казачьего офицера. Окончил Николаевское кав. уч-ще (1907), служил в Кубанском казачьем войске. Участник 1-й мировой войны 1914-18, командир особого партиз. отряда, полковник. Весной 1918 создал контрреволюц. казачий отряд в р-не Баталпашинска и в мае - июне совершил налёты на Ставрополь, Ессентуки и Кисловодск, затем командовал Кубанской казачьей бригадой и дивизией в армии Деникина, с мая 1919 командир конного корпуса. Войска под команд. Ш. отличались особой жестокостью и недисциплинированностью, что вызывало недовольство даже белогвард. командования. После разгрома белогвардейцев эмигрировал, вёл антисов. деятельность. В 1939-45 сотрудничал с гитлеровцами, по их указанию участвовал в формировании антисов. казачьих частей из предателей и белоэмигрантов. В 1945 задержан англ, войсками в Австрии и выдан сов. командованию. По приговору Верх, суда СССР казнён.

ШКУРОСЪЁМОЧНАЯ МАШИНА, агрегат непрерывного или периодич. действия для снятия шкур с туш животных. Применяется на мясокомбинатах в составе поточно-механизированных линий по убою скота и обработке туш. В зависимости от конструкции производительность серийно выпускаемых Ш. м. (в шт. /ч) для съёмки шкур с туш крупного рогатого скота 75-150, мелкого рогатого скота 125-360, свиней до 100.

ШЛАГБАУМ (нем. Schlagbaum), подъёмный или выдвижной брус, устанавливаемый обычно на ж.-д. переезде для перекрытия движения автомоб., гужевого транспорта и пешеходов перед прохождением поезда. Бывают Ш. с ручным или механич. приводом и автоматические. Автоматич. Ш. работает по сигналам систем железнодорожной автоматики и телемеханики, имеет светофорную и звуковую сигнализации. Нормальное положение автоматич. Ш.- открытое, неавтоматического - закрытое.

ШЛАГИНТВЕЙТ (Schlagintweit), немецкие географы и альпинисты; братья: Адольф (9.1.1829, Мюнхен, -26.8. 1857, казнён в Кашгаре, Китай), Герман (13.5. 1826, Мюнхен, -19.1.1882, там же), Роберт (27.10.1833, Мюнхен, - 6.6.1885, Гисен). В 1854-57 по инициативе А. Гумбольдта и по поручению прусского пр-ва и англ. Ост-Индской компании совершили путешествие в Индию и Центр. Азию (исследования Декана, Гималаев, Каракорума, Куньлуня, Синьцзяна, Тибетского нагорья). Адольф и Герман Ш. исследовали также Альпы (до 1853), а Роберт Ш.- горы США (в 1868 и 1880).

Соч.: Reisen in Indien und Hochasien, Bd 1-4, Jena, 1869-80.

ШЛАК (от нем. Schlacke) металлургический, расплав (после затвердевания - камневидное или стекловидное вещество), обычно покрывающий поверхность жидкого металла при металлургия, процессах - плавке сырья, обработке расплавленных промежуточных продуктов и рафинировании металлов. Представляет собой сплав окислов переменного состава; гл. компоненты Ш.- кислотный окисел SiOa и осн. окислы CaO, FeO, MgO, а также нейтральные Аl2Оз и (реже) ZnO. В зависимости от преобладания тех или др. окислов Ш. наз. кислым или основным. Ш. играют важную роль в физико-хим. процессах металлургия, произ-ва: они очищают металл от нежелат. примесей, предохраняют металл от вредного воздействия газовой среды печи (т. е. от окисления и газонасыщения). Ш. формируется из пустой породы руды (или рудных материалов), флюсов, золы топлива, продуктов окисления обрабатываемых материалов, футеровки плавильных агрегатов. В сталеплавильном произ-ве Ш. иногда готовят в спец. печи (т. н. синтетич. Ш.) и затем обрабатывают ими сталь в процессе выпуска её из печи или конвертера в ковш. Предварительно подготовленный Ш. применяется при электрошлаковом переплаве металлов.

В чёрной металлургии Ш. являются, как правило, побочной продукцией. Ш.- вторичное сырьё для получения строит, материалов (напр., шлакоситаллов), известковых и фосфорных удобрений, а также оборотный продукт в металлургии. Из доменного Ш. производятся: гранулированный Ш., применяемый в произ-ве цемента и шлакоблоков; пемза - лёгкий заполнитель бетонов; щебень; литые изделия (см. Петрургия); шлаковая вата. Из сталеплавильных Ш. изготовляют щебень для дорожного стр-ва; кроме того, они используются в аглодоменном и ваграночном произ-вах с целью извлечения содержащихся в них марганца, железа, окиси кальция. Ферросплавные Ш перерабатываются на известковую муку, щебень и шлаковый песок для стр-ва, технологич. порошок для литейного произ-ва, часть их идёт на выплавку готовых сплавов. Для произ-ва ферросплавов получают и спец. Ш. путём комплексной переработки руд и чугунов. Из природнолегированного чугуна целесообразно методом окисления переводить в Ш. ванадий, марганец, ниобий и др. металлы, а затем использовать этот Ш. для произ-ва указанных металлов или их сплавов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.