Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. КИНО 20 страница. Шкала (от лат. Scala - лестница) и змерительного прибора, часть отсчётного устройства прибора, представляющая собой совокупность отметок (точек






ШКАЛА (от лат. scala - лестница) и змерительного прибора, часть отсчётного устройства прибора, представляющая собой совокупность отметок (точек, штрихов, расположенных, в определённой последовательности) и проставленных у нек-рых из них чисел отсчёта или др. символов, соответствующих ряду последоват. значений измеряемойвеличины. Параметры Ш.- её пределы, цена деления (разность значений величины, соответствующих двум соседним отметкам) и др.- определяются пределами измерения, реализуемыми измерит, механизмом прибора, чувствительностью прибора и требуемой точностью отсчёта. В зависимости от конструкции отсчётного устройства деления Ш. могут располагаться по окружности, дуге или прямой линии, а сама Ш. может быть равномерной, квадратичной, логарифмической и т. д. (см. рис.). Осн. деления Ш., соответствующие цифровым обозначениям, наносятся более длинными (или толстыми) линиями. Показания отсчитываются невооружённым глазом при расстояниях между делениями до 0, 7 мм, при меньших - при помощи лупы или микроскопа. Для долевой оценки делений Ш. применяют дополнит. Ш. - нониусы.

Шкалы: а - равномерная, б - квадратичная, в - логарифмическая.

ШКАЛА ФИЗИЧЕСКОЙ ВЕЛИЧИНЫ, принятая по соглашению последовательность значений, присваиваемых физич. величине по мере её возрастания (или убывания). Обычно эта последовательность определяется принятым методом измерений величины. Примеры: термодинамическая температурная шкала, Международная практическая температурная шкала, шкалы твёрдости по Роквеллу, Виккерсу и Бринеллю.

ШКАНТ, вставной шип для соединения деталей столярных изделий; представляет собой деревянный или пластмассовый стержень цилиндрич. формы (диаметром 6-20 мм, длиной 25-160 мм), концы к-рого имеют небольшое заострение в виде фаски, а на боковую поверхность нанесены продольные пазы - рифли (для выхода воздуха при забивании Ш. в отверстие). Перед установкой Ш. смазывают клеем. Шкантовые соединения более экономичны, чем шиповые.

ШКАНТОНАРЕЗНОЙ СТАНОК, деревообрабатывающий станок для изготовления деревянных шкантов. На Ш. с. производятся обработка заготовок (квадратного или круглого сечения) до нужного диаметра, снятие фасок на концах шканта и нанесение рифлей (продольных пазов) на цилиндрич. поверхность. Производительность до 2000 шкантов в 1 ч.

ШКВАЛ (от англ, squall), резкое, кратковременное усиление ветра, сопровождающееся изменениями его направления. Скорость ветра при Ш. нередко превышает 20-30 м/сек, продолжительность неск. минут, иногда с повторными порывами. Ш. возникают при приближении грозовых облаков, а также облаков перед холодными фронтами атмосферными и часто сопровождаются ливнями, градом, грозами. Сильные Ш. вызывают большие разрушения.

ШКВОРЕНЬ, стержень шарнира поворотного соединения частей трансп. машин. В тепловозах, электровозах и вагонах используют, напр., Ш. с вертикальной осью для соединения колёсных тележек между собой и с рамой машины. В автомобилях Ш. применяют для соединения балки (переднего моста) или стоек (при независимой подвеске) с поворотными кулаками, несущими цапфы передних колёс. При этом Ш. обычно закрепляют неподвижно в мосту или в стойках с наклоном в двух вертикальных плоскостях для улучшения управляемости и устойчивости автомобиля, а также условий работы шин. Изготовляется из стали.

ШКЕНТЕЛЬ, шхентель, шхинт е л ь (от голл. schenkel), короткий стальной или пеньковый судовой трос с петлей (огоном) на конце. Служит для передачи усилия лебёдки на поднимаемый груз, снасть парусного вооружения и др.

ШКETAH M. (Яков Павлович Майоров) [17(29). 10.1898, ныне колхоз им. M. Шкетана Оршанского р-на Map. ACCP, - 16.5.1937, там же], марийский советский писатель. Род. в крест, семье. С 1929 жил в родной деревне, участвовал в колх. строительстве. Начал печататься в 1923. В пьесах " Эх, родители! " (1928), " Осадок мути" (1932) и др. создал яркие образы марийских трудящихся, ищущих путь к новой жизни. Ш. принадлежат также рассказы (в т. ч. юмористические), очерки, публицистика. Гл. место в его творчестве занимает роман " Эренгер" (1933), изображающий социалистич. перестройку марийской деревни.

Соч.: Роман, пьеса, ойлымаш, очерк да статья-влак, т. 1 - 4, Йошкар-Ола, 1962; M. Шкетанын публицистпкыже, Йошкар-Ола, 1966; в рус. пер.- Жизнь зовет. Рассказы, Йошкар-Ола, 1955; Эренгер. Роман. Рассказы, M., 1971.

Лит.: Черных С., Творческий путь M. Шкетана, - Йошкар-Ола, 1969; Александров А., Беспалова Г., Васин К., Писатели Марийской АССР. Биобиблиографический справочник, Йошкар-Ола, 1976.

ШКИВ (от голл. schijf), вращающаяся деталь ремённой передачи или канатной передачи, выполненная в виде колеса, охватываемого гибкой связью. Передающие вращающий момент рабочие III. (ведущий и ведомый) закрепляют на валах посредством шпоночных соединений, зубчатых соединений и пр. Не передающие вращающего момента Ш. (холостые Ш., натяжные ролики) свободно вращаются на валах или осях.

Шкивы: а - монолитный; б - со ступицей и ободом; в - штампованный; г - ступенчатый.

Конструкции Ш. отличаются большим разнообразием. Ш. малых диаметров выполняют монолитными (рис., а), Ш. средних и больших диаметров (рис., б) имеют ступицу / и обод 2, связанные диском 3 или спицами. Крупные Ш. иногда выполняют из двух половин, соединённых болтами. Изготовляют Ш. из чугуна, стали (рис., в), лёгкого сплава, пластмассы, иногда дерева.

Ш. под плоские ремни (рис., а) имеют цилиндрическую или слегка выпуклую рабочую поверхность для предохранения ремня от сбегания, с той же целью Ш. иногда снабжаются ребордами 4. Ш. под клиновые и поликлиновые ремни имеют канавки трапецеидального профиля (рис., б). Ш. под ремень круглого сечения снабжают канавкой со скруглённым дном. Ш. зубчаторемённых передач имеют зубья, идущие в осевом направлении, и реборды. Ступенчатые Ш. (рис., г) применяют в передачах с регулированием передаточного отношения путём перевода ремня с одной ступени на другую. Раздвижные конич. III. в бесступенчатых передачах с широким клиновым ремнём выполняют с одним или обоими подпружиненными передвижными конусами, а также с принудит, перемещением одного или обоих конусов. н. Я. Ниберг.

ШКИЛТЕР, Шкилтерс Густав Янович (Иванович) [16(28). 11.1874, Ренценская вол., ныне Валмиерского р-на, - 24.9.1954, Рига], латышский скульптор и график, один из первых представителей латышской скульптурной школы 20 в. Учился у M. А. Чижова в петерб. Центр, уч-ще технич. рисования Штиглица (1893- 1899); совершенствовался в мастерской О. Родена (1900-05). В 1906- 1907 создавал политические карикатуры для петербургского латышского сатирич. журнала " Свари" (" Весы").

Г. Ш к и л т е р. " У бурного моря". Гипс. 1924. Мемориальный музей Г. Шкилтера. Рига.

Преподавал в уч-ще Штиглица (1905-18) и латв. AX (1924- 1932). В станковых работах и портретах Ш. тщательность и точность трактовки форм зачастую сочетаются с живописной манерой лепки. Произведения: портреты P. Каудзита (1902) и M. Каудзита (1912), оба - бронза, Художеств, музей Латв. CCP, Рига; К. Бауманиса (бронза, 1928, Театр оперы и балета Латв. CCP, Рига). В 1974 в Риге открыт Мемориальный музей Г. Шкилтера.

Лит.: Ivanovs M,, G. Snilters, Riga, 1958.

ШКИРЯТОВ Матвей Фёдорович [3(15). 8.1883, дер. Вишняково Тульской губ., - 18.1.1954, Москва], советский парт, деятель. Чл. КПСС с 1906. Из крестьян. Рабочий. Парт, работу вёл в Москве, Ростове-на-Дону, Туле. Неоднократно арестовывался. В 1915 мобилизован в армию, вёл революц. агитацию среди солдат. После Февр. революции 1917 чл. Исполкома Моск. совета солдатских депутатов и Воен. бюро при Моск. к-те РСДРП(б), чл. Исполкома Тульского совета и BPK. В 1918-20 секретарь ЦК профсоюза швейников, чл. MK и МГК партии. С 1921 в аппарате ЦК РКП(б), пред. Центр, комиссии по проверке и чистке рядов партии. С 1923 в ЦКК партии. В 1927-34 чл. коллегии Наркомата РКИ СССР, с 1934 чл. Комиссии парт, контроля при ЦК ВКП(б). В 1939-52 зам. пред. Комиссии парт, контроля, с 1952 пред. К-та парт, контроля при ЦК КПСС. Делегат 8-19-го съездов партии; на 11-16-м съездах избирался членом ЦКК, на 18-19-м членом ЦК; в 1952-53 чл. Президиума ЦК КПСС. Делегат 7-го конгресса Коминтерна. Был членом ВЦИК и ЦИК СССР. Деп. Верх. Совета СССР 1-3-го созывов. Награждён 3 орденами Ленина, а также медалями. Похоронен на Красной площади, у Кремлёвской стены.

ШКЛО, посёлок гор. типа в Яворовском р-не Львовской обл. УССР, в 4 км от ж.-д. ст. Шкло-Старжиска. 3-ды: Яворовский горно-химический, керамзитовый, железобетонных конструкций, филиал з-да " Львовприбор".

ШКЛОВ, город, центр Шкловского р-на Могилёвской обл. БССР. Расположен на Днепре, в 30 км к С. от Могилёва. Ж.-д. станция (на линии Орша-Могилёв). Бум. и меб. ф-ки, заводы по первичной обработке льна и комбикормовый, комбинат строит, материалов. Предприятия пищ. пром-сти.

ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович [р. 12(24). 1.1893, Петербург], русский советский писатель, литературовед, критик. Род. в семье учителя. Учился на филологич. ф-те Петерб. ун-та. Выступил в печати с литературоведч. работами в 1914. Был близок к футуристам (см. Футуризм). Участник ОПОЯЗа. Наиболее значит, работы этих лет собраны в кн. " О теории прозы" (1925). Ш.- один из зачинателей и теоретиков формальной школы в литературоведении (см. " Формальный метод" в литературоведении). Уже в 30-е гг., осознав ограниченность формальной школы, Ш. переходит к исследованию иск-ва в широком социально-историч. плане (ст. " Памятник научной ошибке", 1930). В книгах и статьях начиная с 30-х гг. Ш. исследует историч. соотношения социального бытия и ведущих идей времени с созданной в данную эпоху лит-рой: " Художественная проза. Размышления и разборы" (1959, 2 изд. 1961), " Повести о прозе" (т. 1-2, 1966), " Тетива. О несходстве сходного" (1970). Автобиографич. принцип лежит в основе мемуарных, эпистолярных лирич. книг Ш.: " Сентиментальное путешествие" (ч. 1-2, 1·923), " ZOO. Письма не о любви, или Третья Элоиза" (1923), " Гамбургский счёт" (1928), " Жили-были" (1962) и др. Большое место в творчестве Ш. занимают работы о рус. классиках, в частности о Л. H. Толстом - от ранней книги " Материал и стиль в романе Льва Толстого „Война и мир" " (1928) до фундаментальной биографии " Лев Толстой" (1963, 2 изд. 1967, оба издания в серии " Жизнь замечательных людей"). Работы по теории кино, лит. портреты С. M. Эйзенштейна, Л. В. Кулешова, Дзиги Вертова, А. П. Довженко; киносценарии. Награждён орденом трудового Красного Знамени. Портрет стр. 421.

Соч.: Собр. соч., т. 1 - 3, M., 1973-74; Поиски оптимизма, M., 1931; О Маяковском, M., 1940; Заметки о прозе русских классиков, 2 изд., M., 1955; За и против. Заметки о Достоевском, M., 1957; Исторические повести и рассказы, M., 1958; За сорок лет. Статьи о кино. [Вступ. ст. M. Блеймана], M., 1965.

Лит.: Эйхенбаум Б., О Викторе Шкловском, в его кн.: Мой современник,

Л., 1929; Гуковский Г., Шкловский как историк литературы, " Звезда", 1930, № 1; Сарнов Б., Глазами художника, " Новый мир", 1964, № 7; Л е в и н E., Виктор Шкловский - теоретик кино, " Искусство кино", 1970, N° 7; Добин E. С., Виктор Шкловский-аналитик сюжета, в его кн.: Сюжет и действительность, Л., 1976; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 6, ч. 1, M., 1969.

T. Ю. Хмельницкая.

ШКЛОВСКИЙ Иосиф Самуилович [р.18.6(1.7).1916, Глухов, ныне Сумской обл. УССР], советский астрофизик, чл.-корр. АН СССР (1966). Окончил Моск. ун-т (1938). С 1938 работает в Гос. астрономич. ин-те Штернберга; с 1968 в Ин-те космич. исследований АН CСCP. Осн. труды связаны с теорией солнечной короны, радиоастрономией и рентгеновской астрономией. В 1948 исследовал вопрос о наличии линии 21 см в излучении нейтрального межзвёздного водорода. В 1953 объяснил свойства Крабовидной туманности излучением релятивистских электронов в магнитном поле. В 1965 предложил новую концепцию планетарных туманностей, связав их с концом эволюции красных гигантов и рождением белых карликов. В 70-х гг. работает в области изучения природы галактич. и внегалактич. рентгеновских источников. Иностр. чл. Нац. АН США, чл. Королевского астрономич. об-ва Великобритании. Ленинская пр. (1960). Награждён орденом " Знак Почёта" и медалями.

Соч.: Физика солнечной короны, 2 изд., M., 1962; Космическое радиоизлучение, M., 1956; Вселенная, жизнь, разум, 4 изд., M., 1976; Звёзды: их рождение, жизнь и смерть, M., 1975; Сверхновые звёзды, M., 1976.

Лит.: Иосиф Самуилович Шкловский. (К 60-летию со дня рождения), " Земля и Вселенная", 1976, № 4. В. Г. Курт.

ШKM, см. Школа крестьянской молодёжи. Школа колхозной молодёжи.

ШКОДА (Skoda) Йосеф (10.12.1805, Пльзень, -13.6.1881, Вена), чешский терапевт. С 1825 жил в Вене. В 1831 окончил мед. ф-т Венского ун-та; в 1846- 1871 проф. там же. Крупнейший наряду с К. Рокитанским представитель т. н. новой венской школы, характеризовавшейся признанием преимуществ, значения наблюдений у постели больного, изучения физич. симптомов болезни и лежащих в их основе изменений в органах и сыгравшей видную роль в развитии клиннч. медицины. Развил и научно обосновал учения о перкуссии и аускультации и способствовал распространению этих методов исследования в клинич. практике; показал зависимость сердечных шумов не только от анатомич. поражений клапанов, но и от скорости тока крови; описал ряд аускультативных симптомов. Деятельность и науч. труды III. имели существ, значение в формировании кардиологии, пульмонологии и дерматологии. Создал клинич. школу (Гебра и ДР)

Соч. в рус. пер.: Учение о постукивании и выслушивании, как средствах распознавать болезни, M., 1852.

Лит.: Рубакин A. H., Жизнь и деятельность Иозефа Шкоды, " Клиническая медицина", 1956, №6; Sternberg M., Josef Skoda. W., 1924; " Casopis lekafu ceskych", 1971 rok, 110, № 25, s. 588-91.

" ШКОДА" (Skoda), предприятие тяжёлого машиностроения ЧССР, одно из крупнейших в Европе. Находится в г. Пльзень. Выросло из завода по произ-ву с.-х. инвентаря, основанного в 60-х гг. 19 в.; значительно расширено перед 2-й мировой войной 1939-45, В послевоен. годы продукция предприятия сыграла важную роль в восстановлении чехословацкой экономики, развитии экономии, сотрудничества ЧССР с социалистич. странами. В 1951 " Ш" присвоено имя В. И. Ленина.

На предприятии в сер. 70-х гг. было занято св. 45 тыс. рабочих и служащих. Производств, программа " Ш." охватывает более 50 отраслей машиностроения. Осн. продукция: паровые турбины, турбо-и гидрогенераторы, компрессоры, трансформаторы, прокатное и литейное оборудование, подъёмные краны, крупные металлообрабат. станки, электровозы, троллейбусы и др. Ок. 40% продукции экспортируется гл. обр. в СССР и др. социалистич. страны. С нач. 70-х гг. в соответствии с расширяющимся сотрудничеством между странами - членами СЭВ в области атомной электроэнергии начался выпуск оборудования для атомных электростанций. H. H. Пусенков.

ШКОДЕР (liqeni i Shkodres), второе название Скадарского озера в Югославии и Албании.

ШКОДЕР, Ш к о д р a (Shkoder, Shkodга), город в Албании, на берегу оз. Шкодер. Адм. центр рети Шкодер. Св. 60 тыс. жит. (1975). Пристань; шоссе связан с гг. Тирана и Дуррес, а также Титоградом (СФРЮ). Цветная металлургия. Цем., деревообр., бум., пищ., таб., текст., кож. предприятия. Руины крепости Poзафат (14 в.).

ШКОЛА (лат. schola, от греч. schole), 1) учебно-воспитат. заведение (см. Школа). 2) Система образования, выучка, приобретённый опыт. 3) Направление в науке, лит-ре, иск-ве и т. п., связанное единством осн. взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов.

ШКОЛА, учебно-воспитат. заведение для организованного образования, обучения и воспитания подрастающего поколения, а также взрослых и работающей молодёжи. В зависимости от того, кто является организатором и на чьи средства существует Ш., она является государственной, муниципальной (органов местного самоуправления) или частной, содержащейся общественными и религ. орг-циями и частными лицами. По характеру сообщаемых знаний Ш. бывает общеобразовательной и профессиональной (специальной); по уровню образования - начальной, неполной средней, средней и высшей; по отношению к религии - светской и конфессиональной (церковной, религиозной); по полу учащихся - мужской, женской и совместного обучения. Цели, задачи и содержание работы Ш зависят от уровня развития общества, его классовой структуры.

Первые Ш. возникли в странах Др. Востока (Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии и др.)- жреческие школы при храмах, дворцовые для обучения знати, Ш. писцов для нужд административно-хоз. управления. В антич. мире Ш. стала важнейшей частью спартанской, афинской и римской систем воспитания (см. Спартанское воспитание; раздел Воспитание и просвещение в ст. Греция Древняя; раздел Воспитание и просвещение в ст. Рим Древний).

При феодализме в странах Востока Ш. развивалась под влиянием господствовавших там религий (индуизма, буддизма, ислама) и служила интересам феодалов. В Индии, напр., она существовала при крупных храмах и предназначалась гл. обр. для детей брахманов и кшатриев. Здесь кроме чтения и письма изучались тексты священных книг, эпич. поэмы, мифология, грамматика, лит-pa, история, философия, математика, астрономия, медицина. В т. н. общинных индуистских школах при сел. храмах обучались чтению, письму и счёту на местном языке дети мелких землевладельцев. При буддийских монастырях в странах Востока, кроме начальных и средних Ш., действовали высшие богословские, в к-рых изучались также математика, астрономия и др. науки. В мусульм. районах и странах распространились мектеб и медресе.

В Зап. Европе с установлением в средние века монополии церкви на образование все Ш стали открываться только католич. церковью и находились под её идеологич. руководством. При отд. церквах с 5 в. создавались для мальчиков приходские Ш. элементарного обучения; при монастырях действовали монастырские школы; в центрах епархий - соборные школы (епископские, или кафедральные). С укреплением ср.-век. городов в 12 в. открылись первые ун-ты и в 13- 14 вв., в противовес церковным, цеховые школы и гильдейские школы, слившиеся в 15-16 вв. в городские. Помимо развития сети церк. Ш., создавались новые для детей светских феодалов - аристократические грамматические школы и паблик скулз в Англии, рыцарские академии в Германии, классич. гимназия в Германии и др. странах (см. Классическое образование) и т. д. Дети горожан учились в бюргерских школах, реальных училищах, торговых и технич. Ш.

С развитием капитализма в Зап. Европе сословная Ш. превращается в классовую, буржуазную, сущность к-рой, отмечал В. И. Ленин, "...состоит в том, что образование одинаково организовано и одинаково доступно для всех имущих" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 476). В развитых капиталистич. странах в 19 в. приняты законы о всеобщем обязательном нач. обучении детей обоего пола, Ш провозглашается единой и светской. Фактически эти юридич. акты полностью никогда не осуществлялись. Наряду с классической средней всё больше развивались реальные и профессиональные Ш. (см. Реальное образование), удовлетворявшие потребности буржуазии в подготовке кадров для торговли и пром-сти. Естеств.-науч. предметы постепенно включались в уч. планы классич. школ.

Ш. в странах Азии, Африки и Лат. Америки, подвергшихся колонизации, была подчинена интересам господств, классов метрополий (Испании, Великобритании, Франции и др.). Необходимость в ч подручных кадрах" из коренного (" туземного") населения, верных колонизаторам, заставила их открыть для ч цветных", кроме начальных, небольшое число повышенных начальных, средних (коллежи, колледжи, лицеи) и высших уч. заведений (ун-тов и др.) с обучением на языках метрополий. В них готовились будущие надсмотрщики, чиновники, солдаты и младшие офицеры " цветных войск". Контингент учащихся составляли и дети местной знати и буржуазии, для сыновей вождей племён имелись закрытые привилегиров. Ш. Рост нац.-освободит. движения в колониях ускорял открытие высших уч. заведений (в Индии до 2-й мировой войны 1939-45 - 18 ун-тов), но деятельность их строго контролировалась колон, властями. Однако осн. масса коренного населения оставалась неграмотной. Это тяжёлое наследие колониализма преодолевается в странах, сбросивших его иго.

До Окт. революции 1917 у народов, входящих в состав СССР, возникновение первых Ш. и развитие их системы определялись конкретно-историч. особенностями жизни этих народов. В Армении и Грузии сведения о первых Ш. относятся к 4 в., в Азербайджане - к 5 в. На терр. Cp. Азии и Азербайджана с 7 в. стали распространяться мусульм. мектебы и медресе, сохранявшие господств, положение до Окт. революции. Летописные источники дают весьма неполные сведения о Ш. Киевской Руси, открывавшихся в 10-13 вв. при монастырях, церк, приходах, дворцах князей. Берестяные грамоты 11-15 вв. содержат данные о методах обучения грамоте, свидетельствуют о распространении грамотности в Др. Руси как среди феод, знати и духовенства, так и среди горожан, посадских людей, ремесленников, торговцев.

В дореволюц. России для нар. масс существовала начальная школа различных типов. Имущие слои населения обучали детей в гимназиях, реальных уч-щах, коммерческих училищах, ун-тах и др. вузах. В системе Ш. сохранялись остатки сословности: закрытые дворянские уч. заведения - кадетские корпуса, лицеи (см. Лицей), Пажеский корпус, институты благородных девиц, отсутствие преемственности между начальными (народными) Ш. и гимназией. Для поступления в Ш. существовали национальные и вероисповедные ограничения.

Пр-во для воспитания у молодёжи верноподданич. чувств и религиозности использовало церковь. Кроме спец. школ для подготовки служителей культа Синоду непосредственно была подчинена сеть школ грамоты, церковно-приходских школ, епархиальных училищ. Bc всех Ш обязат. уч. предметом являлся закон божий. По уровню грамотности населения Россия отставала от развитые капиталистич. стран. Среди трудящихся царила массовая безграмотность, " Четыре пятых молодого поколения, - отмечал В. И. Ленин в 1913, - осуждены на безграмотность крепостническим государственным устройством России" (там же т. 23, с. 127).

Ш. в СССР и других социалиетических странах. После Окт. революции 1917 Ш. становится общенародной, доступной всем, независимо от социального положения и национальности. С 1918 в стране введено совмест ное обучение лиц обоего пола. Ш. отделена от церкви, стала государственной и светской. Её цель - " воспитание поколения, способного окончательно установить коммунизм" [Программа РКП(6) 1919], формирование всесторонне и гармонически развитой личности с твёрдым; коммунистич. убеждениями. Структура сов. Ш., содержание образования и организация обучения в ней изменяются с развитием социалистич. общества, прогрессом науки и культуры, но принципиальные основы её деятельности остаются неизменными. Общеобразоват. Ш. является трудовой, политехнической (см. Средняя общеобразовательная школа Политехническое образование). В средних специальных учебных заведениях наряду с профессиональной даётся общеобразоват. подготовка. Обучение во всех типах Ш. бесплатное, часть учащихся содержится на гос. обеспечении (в школе-интернате, профессионально-технических учебных заведениях и др.), учащиеся ср. спец. учебных заведении и студенты высших уч. заведений (см. Высшее образование) получают гос. стипендии. Ш. является единой, различные типы её преемственно связаны и дают возможность перехода от нач. ступеней обучения к высшим. Все народы СССР пользуются правом обучения детей на родном языке. В стране осуществлено начальное (1934) и восьмилетнее (1962) всеобщее обязат. обучение, к 1976 в основном закончен переход ко всеобщему ср. образованию.

Другие социалистич. страны используют опыт школьного строительства в СССР с учётом своих конкретных историч. условий и нац. особенностей. Для социалистич. стран действуют общие закономерности в построении нового общества и воспитании всесторонне развитой личности - активного строителя социализма и коммунизма. Принципиальные основы деятельности Ш. в этих странах едины, хотя её типы, названия, структура, сроки обучения, уровень всеобщего обязат. образования различны.

Ш. в современных капиталистич. странах. Частью общего кризиса капитализма является кризис образования в бурж. странах, к-рый выражается в неспособности общества удовлетворить требования развивающегося произ-ва к перестройке образования. Цель бурж. школы остаётся неизменной- создавать для буржуазии "...пригодных слуг, которые были бы способны давать ей прибыль и вместе с тем не тревожили бы ее покоя..." (Ленин В. И., там же, т. 41, с. 303). Гос. ассигнования на образование недостаточны и не устраняют хронич. нехватки средств для нормальной работы Ш. В ряде стран более массовой становится ср. школа (Великобритания, США, Франция, ФРГ, Япония и др.), принимаются меры по реорганизации структуры Ш., содержания образования и методов обучения, управления ею. Однако не осуществляются принятые законы о всеобщем обязат. обучении в отношении беднейших слоев населения, в силу массовой безработицы, расовой и нац. дискриминации, не обеспечено равноправное ср. образование для всех. Существуют утончённые способы сохранения классового неравенства в содержании образования и качестве обучения в различного типа школах, социального отбора учащихся для высших его ступеней и наиболее престижных профилей обучения (фуркация, наличие частных Ш. с высокой платой за обучение, спец. тестовые испытания и др.).

См. разделы Народное образование и культ.-просветит, учреждения в статьях о союзных и авт. республиках в соответствующих томах БСЭ, а также 24-й том, книга II -" СССР" (Народное образование в разделе Культурное строительство); разделы Народное образование и Просвещение в статьях о зарубежных странах.

Лит.: Ленин В. И., О воспитании и образовании, 3 изд., M., 1973; Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. документов 1917-1973 гг., M.,

1974; Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, M., 1977; Брежнев Л. И., Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 2, M., 1973, с. 220- 238; Константинов H. А., Школьная политика в колониальных странах (XIX - XX вв.), M., 1948; Константинов H. A, Струминский В. Я., Очерки по истории начального образования в России, 2 изд., M., 1953; Королев., Очерки но истории советской школы и педагогики. 1917 - 1920, M., 1958; Королев., Корнейчик Т. Д., P а в к и н 3. И,, Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921 - 1931, M., 1961; Народное образование в СССР. 1917 - 1967, под ред. M. А. Прокофьева [и др.], M., 1967; Беляев В. П., Латинская Америка: народное просвещение и проблемы социально-экономического развития, M., 1971; M а л ьк о в а 3. А., Современная школа США, M., 1971; Гончаров Л. H., Школа и педагогика США до второй мировой войны. Исторический очерк, M., 1972; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в.- первая половина XIX в., под ред. M. Ф. Шабаевой, M., 1973; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в., под ред. А. И. Пискунова, M., 1976; Измайлов А. Э., Просвещение в республиках Советского Востока, M., 1973; Прокофьев M. А., Советская общеобразовательная школа на современном этапе, M., 1975; Малькова 3. А., Вульфсон Б. Л., Современная школа и педагогика в капиталистических странах, M., 1975; T а нг я н С. А., Образование и общественный прогресс в развивающихся странах, M., 1975; Школа европейских стран социализма. Послевоенное развитие и современные проблемы, под ред. M. H. Кузьмина, M., 1976; Школьная политика и школа в странах капитализма, под ред. 3. А. Мальковой, M., 1976; Лапчинская В. П., Средняя общеобразовательная школа современной Англии. Вопросы теории и практики обучения, M., 1977; Ш и р и н с к и и A. E., Образование в развивающихся странах, M., 1977; Педагогика школы, Под ред. Г. И. Щукиной, M., 1977; Советская школа на современном этапе, под ред. H. П. Кузина, M. H. Колмаковой, M., 1977; World survey of Education, [v. I]-5, P., [1955] -71; S a s n e t t M., S e p me у e r I., Educational systems of Africa, Berkeley - Los Ang., [1966]; Misra A., Education and finance, GwaHor, 1971. П. И. Куликов.

ШКОЛА в искусстве, художественное направление, течение, представленное группой учеников и последователей к.-л. художника (напр., венециановская школа) либо группой художников, близких по творч. принципам и художеств, манере (напр., строгановская школа иконописи). Термином " Ш." характеризуют также живопись, скульптуру города или области в случае, если их своеобразие выражено в определённых стилистич. и хронологич. границах (напр., болонская школа), или нац. иск-во целой страны (фламандское искусство),






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.