Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 6 страница. В аппаратной системе перерабатывают очёсы, получаемые в гребенной системе с кардочесанием






В аппаратной системе перерабатывают очёсы, получаемые в гребенной системе с кардочесанием. Очёсы подвергают разрыхлению и очистке, замасливанию и чесанию на чесальных аппаратах. Далее ровницу перерабатывают в пряжу на кольцевых прядильных машинах.

В III. возможна переработка в пряжусмеси шёлковых отходов и хим. волокон. См. также Прядильное производство.

В. В. Жоховский.

ШЕЛКОПРЯДЫ (Bombycidae), семейство бабочек. Тело относительно массивное, ротовые органы рудиментарные, усики гребенчатые. Передние крылья выемчатые по внеш. краю, с серповидной вершиной. Гусеница с коротким шипообразным выростом на 8-м сегменте брюшка, передняя часть тела сужена. Куколка развивается в шелковиннрм коконе. Ок. 20 видов, распространённых преим. в тропиках. В СССР разводится одомашненный тутовый шелкопряд (Bombyx mori); из диких Ш. встречаются виды родов Theophila и Oberthueria.

В 19 в. название " шелкопряды" относилось к группе семейств ночных бабочек, не питающихся во взрослой фазе: хохлаткам (Notodontidae), волнянкам (Lymantriidae), коконопрядам (Lasiocampidae), настоящим шелкопрядам (Bombycidae) и нек-рым др. За несколькими видами бабочек из этих семейств, часто упоминающимися в литературе, сохранилось назв. " Ш." - непарный шелкопряд (волнянка Lymantria dispar), сосновый и сибирский шелкопряды (коконопряды Dendrolimus pini, D. sibiricus), китайский и японский дубовые шелкопряды (павлиноглазки Antheraea pernyi, A. Jamamai). M. И. Фалькович.

ШЁЛКОТРАФАРЕТНАЯ ПЕЧАТЬ, см. Трафаретная печать.

ШЁЛК-СЫРЕЦ, техническая нить натурального шёлка, получаемая в кокономотании соединением неск. (чаще 5- 10) продольно сложенных коконных нитей в одну; при этом нити прочно склеиваются серицином. Ш.-с. должен обладать равномерностью по тонине, чистотой (отсутствием на коротких участках нити утолщений или расщеплений), связностью (склеенностью) шелковин. Механич. свойства Ш.-с. выше, чем у коконной нити (разрывное напряжение - на 15%, разрывное удлинение - на 10-15%). Более половины Ш.-с. перерабатывается в кручёный шёлк (см. Шелкокручение). Выпускается Ш.-с. обычно в мотках с крестовой намоткой. Ш.-с. идёт на изготовление плательных тканей, швейных ниток и др. изделий.

" ШЕЛЛ ОЙЛ" (Shell Oil), нефтяная монополия США. Осуществляет разведку, добычу и переработку нефти, транспортировку и распределение нефтепродуктов, выпускает нефтехим. и хим. товары. Контролируется англо-голл. монополией " Ройял датч-Шелл труп". Осн.в 1922. До нач. 70-х гг. добывала нефть гл. образом в США, затем участвовала в изысканиях и добыче нефти в Канаде, Сенегале, Камеруне, H. Зеландии и в прибрежных водах Малайзии. Перерабатывает нефть в США, ведёт исследования в области использования альтернативных источников энергии, в т. ч. битуминозных песков и солнечной энергии. В 1975 её оборот составил 8, 1 млрд. долл., из к-рых ок. 60% пришлось на нефтепродукты, 20%-на нефть, 15%-на нефтехим. и хим. продукцию, чистая прибыль - 555 млн. долл., число занятых - 32, 5тыс. чел., добыча нефти - 232 млн. т.

ШЕЛЛАК (голл. schellak), природная смола животного происхождения, вырабатываемая насекомыми (т. н. лаковыми червецами), к-рые паразитируют на нек-рых древесных тропич. и субтропич. растениях. Состоит, по-видимому, гл. обр. из алифатич. полиоксикислот. Хорошо растворим в щелочах и в низших алифатич. спиртах, слабо - в бензоле и почти нерастворим в бензине, жирах и маслах. Ш. отдирают от коры дерева, обрабатывают горячей водой, расплавляют и фильтруют. По окраске различают Ш. тёмный, оранжевый и бледный. Бесцветный Ш получают отбелкой окрашенных сортов животным углём, хлорной известью или сернокислым натрием. Применяется ограниченно, гл. обр. для приготовления спиртовых лаков и политур. См. также Смолы природные.

ШЕЛЛАНН (Sjaelland), датское назв. о. Зеландия, в архипелаге Датских о-вов.

ШЕЛЛЕР (наст, фам.; псевд. А. Михайлов) Александр Константинович [30.7 (11.8).1838, Петербург, - 21.11(4.12).1900, там же], русский писатель. Учился на историко-филологич. ф-те Петерб. ун-та (1857-61). Начал печататься в 1859. В " Современнике" опубликовал первые романы " Гнилые болота" (1864) и " Жизнь Шупова, его родных и знакомых" (1865), поев, участию нового поколения молодёжи в обществ, борьбе, проблеме " отцов и детей". Многочисл. последующие романы Ш.: " Господа Обносковы" (1868), " Вразброд" (1869), " Лес рубят - щепки летят" (1871), " Хлеба и зрелищ" (1875), " И молотом, и золотом" (1884), " Трудные годы" (1892) и др. пользовались большой популярностью у молодёжи. Однако политич. умеренность программы героев Ш., ограниченной культурничеством и просветительством, вызвала резкую критику M. E. Салтыкова-Щедрина.

Соч.: Поли. собр. соч. [Критико-биографич. очерк A. M. Скабичевского], т. 1 - 16, 2 изд., СПБ, 1904-05; [Стихотворения], в кн.: Поэты-демократы 1870-1880 гг. [Вступ. ст. Б. Л. Бессонова], Л., 1968.

Лит.: Миллер О. Ф., А. К. Шеллер (Михайлов), СПБ, 1889; Ф а р е с о в А. И., А. К. Шеллер. Биография и мои о нём воспоминания, СПБ, 1901. Г. Ai. Миронов.

ШЕЛЛЕФТЕО (Skelleftea), город на С. Швеции, в лене Вестерботтен. 72, 4 тыс. жит. (1976). Порт на р. Шеллефте-Эльв, близ её впадения в Ботнический зал. Балтийского м. (аванпорт Шеллефтехамн). Цветная металлургия (медь, свинец), целлюлозная пром-сть. ГЭС.

ШЕЛЛЕФТЕ-ЭЛЬВ (Skellefte alv), река на С. Швеции. Дл. 410 км, пл. басе. 11, 6 тыс. км2. Берёт начало из оз. Икесъяуре, близ границы Швеции и Норвегии, протекает с С.-З. на Ю.-В. по Норландскому плоскогорью, пересекая ряд озёр (Хурнаван, Уддъяур, Стураван и др.), образуя пороги и водопады; в ниж. течении выходит на приморскую равнину. Впадает в Ботнич. зал. Балтийского м. Питание преим. снеговое, повышенная водность летом, низкий сток зимой. Cp. расход воды ок. 160 м3/сек. Сплавная. Каскад ГЭС. Близ устья - мор. порт Шеллефтео.

ШЕЛЛИ (Shelley) Мэри Уолстонкрафт (30.8. 1797, Лондон, -1.2.1851, там же), английская писательница. Дочь У. Годвина; жена П. Б. Шелли. Герой её романа " Франкенштейн, или Современный Прометей" (1818, рус. пер. 1965) создаёт искусств, " демона", к-рый пытается творить добро, но, ожесточённый одиночеством, убивает своего творца. Мрачная картина грядущей гибели человечества от эпидемий и голода - в центре романа Ш " Последний человек" (1826). Автобиографич. роман " Лодор" (1835), комментарии к посмертному изд. соч. П. Б. Шелли (1839).

С о ч.: The letters of Mary Shelley, v. 1 - 2, Norman, 1944-46; Mary Shelley's journal, Norman, 1947.

Лит.: Бельский А. А., Английский роман 1800-1810-х гг., Пермь, 1968;

Spark M., Child of light..., Hadleigh (Essex), 1951; Small Ch г., Ariel like a harpy, L., 1972.

ШЕЛЛИ (Shelley) Перси Биш (4. 8. 1792, Филд-Плейс, Суссекс, -8. 7.1822, залив Специя, похоронен в Риме), английский поэт. Сын баронета. Учился в аристократической школе в Итоне (1804-10), затем в Оксфордском ун-те, откуда исключён за публикацию трактата " Необходимость атеизма" (1811; совм. с T. Дж. Хоггом). Женитьба на дочери трактирщика (1811) довершила разрыв Ш.с отцом.Социально - политические взгляды Ш. сложились под воздействием идей Великой франц. революции, соч. франц. просветителей 18 в., T. Пейна и особенно У. Годвина, с к-рым Ш. познакомился в 1813. В 1812 в Ирландии участвовал в пропаганде политич. освобождения страны от Великобритании (" Обращение к ирландскому народу", " Декларация прав"). Бунтарские настроения присущи и первым лит. произв. Ш.- анонимно изд. " готическим романам" " Застроцци" (1810) и " Сент-Эрвин" (1811), сб-ку стихов " Подлинные стихотворения Виктора и Казиры" (1810, совм. с сестрой Элизабет), ранним политич. стихотворениям. В 1814 знакомится с дочерью Годвина Мэри, с к-рой связывает свою дальнейшую судьбу (см. Шелли M.). Спасаясь от травли и клеветы, с 1818 постоянно жил в Италии. Погиб в море во время шторма.

В первом значительном поэтич. произв., филос. поэме " Королева Маб" (1813), в форме ср.-век. " видений" изложено революц.-демократич. кредо Ш., во многом заимствованное из " Исследования о политической справедливости" Годвина. В 1818-22 создано большинство крупных произв. поэта: стихотворная повесть " Розалинда и Елена" (1818, опубл. 1819), с её уничтожающей критикой идиллич. патриарх, семьи; поэма " Юлиан и Маддало" (1818, опубл. в 1824), рождённая в спорах с Дж. Г. Байроном о силе человеческого духа; романтическая трагедия " Ченчи" (1819) из времён итал. средневековья, оправдывающая насилие в борьбе с тиранией; поэма " Маскарад анархии" (1819) - отклик на расстрел рабочего митинга в Манчестере; драматическая сатира " Царь Эдип, или Тиран-толстоног" (1820); лирическая драма " Эллада" (1821), посвящённая нац.-освободит. восстанию в Греции; поэма в память Дж. Китса " Адонаис" (1821); поэма " Торжество жизни" (1822) и др. Осн. тема филос.-аллегорич. поэмы " Восстание Ислама" (1818; первоначально изд. под назв. " Лаон и Цитна", 1817) и революц.-лирич. драмы " Освобождённый Прометей" (1820) - борьба деспотизма и свободы. Как и в " Королеве Маб", здесь провозглашается неизбежность победы добра и справедливости, когда расцвет творч. сил природы и освобождённого человека явит миру царство вечной красоты и гармонии. Дух мифологич. античности пронизывает такие филос. стихи Ш., как " Гимн Аполлону", " Гимн Пану", " Песнь Прозерпины". Картины природы у Ш. сочетают тонкость наблюдений с пантеистич. её ощущением.

П. Б. Шелли.

Ш-атеист верит в некоего Духа Природы; всё сущее для него живо (" Аретуза", 1820; " Философия любви", 1819, и др.). Политич. освобождение человечества мыслится и как преодоление зла в природе (" Ода Западному Ветру"). Душа поэта слита с вечно обновляющейся природой, романтически преображает бытие (" Облако", " Строки, написанные среди Энганейских холмов"). Человечна и светла любовная лирика Ш. (" Свадебная песня", " К Джейн"), хотя нередко в ней звучит скорбная, трагич. нота (" Жалоба", " К ночи", " Мимоза"). Стихийно близкий идеям социализма, " гениальный пророк", по определению Ф. Энгельса, Ш. оставил немало боевых, агитац. стихов (напр., " Людям Англии", 1819). Обществ, назначение лит-ры, миссия революц. поэта- центральная проблема эстетич. трактата Ш. " Защита поэзии" (1822, опубл. 1840). Яркое воображение, музыкальность стиха, богатство ритмики сообщают неповторимое своеобразие поэзии Ш. Огромно её влияние на поэзию стран англ, языка и мировую. Его произв. переведены на MH. языки, в т. ч. на русский.

П. Б. Ш е л-л и. " Королева Маб" (Лондон, 1829). Титульный лист.

Соч.: The complete works, v. 1-10, N. Y., 1965; The letters, v. 1-2, Oxf., 1964; Note books, v. 1-3, N. Y., 1968; в рус. пер.- Полное собр. соч., пер. К. Д, Бальмонта, т. 1 - 3, СПБ, 1903 - 07; Избр. стихотворения, M., 1937; Лирика, M., 1957; Избранное, M., 1962; Письма. Статьи. Фрагменты, M., 1972.

Лит.: История английской литературы, т. 2, в. 1, M., 1953; Неупокоева И., Революционный романтизм Шелли, M., 1959; M о р у а А., Ариэль. Роман из жизни Шелли и Байрона, Л.- M., 1925; H и к о л ьч екая Л. И., Шелли в России, Смоленск, 1972; Trelawny E. J., Recollection of the last days of Shelley and Byron, L., 1931; Peck W. E., Shelley, v. 1 - 2, Boston - N. Y., 1927; Spender S., Shelley, L., 1952; King HeIe D., Shelley: his thought and work, L.- N. Y., 1962; McNiece G., Shelley and the revolutionary idea, Camb. (Mass.) 1969; Chernaik J., The lyrics of Shelley Cleveland - L., 1972. А. Б. Горянин

ШЕЛЛИНГ (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (27.1.1775, Леонберг, - 20.8.1854, Рагац, Швейцария), немецкий

Ф. Шеллинг.

философ, представитель нем. классич. идеализма. С 1790 учился в Тюбингенском теологическом ин-те вместе с Гёльдерлином и Гегелем. Проф. в Йене (1798-1803), где сблизился с кружком романтиков (Авг. и Ф. Шлегелъ и др.; см. Po мантизм). С 1806 - в Мюнхене; профессор Эрлангенского (1820-26), Мюнхенского (с 1827), Берлинского (с 1841) ун-тов.

В философии Ш. выделяют неск. периодов: натурфилософия (с сер. 1790-х гг.), трансцендентальный, или эстетический, идеализм (1800-01), " философия тождества" (до 1804), философия свободы (до 1813), " положительная философия", или " философия откровения" (до конца жизни). Сильное влияние на Ш. оказал И. Г. Фихте, разъяснению учения которого посвящены первые философские соч. Ш. Исходя из учения Фихте о природе, к-рая рассматривалась как средство для реализации нравств. цели, Ш. ставит перед собой задачу последовательно раскрыть все этапы развития природы в направлении к этой высшей цели, т. е. рассмотреть природу как целесообразное целое, как форму бессознательной жизни разума, назначение к-рой - порождение сознания. Проблема соотношения сознания и бессознательного стоит в центре внимания Ш. на всех этапах его развития. В отличие от Фихте, природа перестаёт быть у Ш. только чистым средством, материалом, на к-ром практич. разум пробует свои силы, и становится самостоятельной реальностью -" интеллигенцией" в процессе становления. Диалектич. метод, применённый Фихте при анализе деятельности " Я", распространяется у Ш. и на анализ природных процессов; всякое природное тело понимается как продукт деятельности динамич. начала (силы), взаимодействия противоположно направленных сил (положит, и отрицат. заряд электричества, положит, и отрицат. полюсы магнита и т. д.). Толчком для этих размышлений Ш. были открытия Гальвани, Вольта, Лавуазье в физике и химии, работы Галлера и Броуна в биологии. Натурфилософия Ш. носила антимеханистич. характер. Принцип целесообразности, лежащий в основе живого организма, стал у Ш. общим принципом объяснения природы в целом; неорганическая природа предстала у него в качестве недоразвитого организма. Натурфилософия Ш. оказала значительное влияние на MH. естествоиспытателей (Х.Стеффенс, К. Г. Карус, Л. Окен и др.), а также на поэтов-романтиков (Л. Тик, Новалис и др.). Уже в этот период Ш оказывается ближе к традициям неоплатонизма (" О мировой душе", 1798), чем к этич. идеализму Фихте.

Ш. рассматривал натурфилософию как органич. часть трансцендентального идеализма, показывающую, как развитие природы увенчивается появлением сознат. " Я". Она должна дополняться др. частью, исследующей уже развитие самого " Я". Этой теме посвящена " Система трансцендентального идеализма" (1800, рус. пер. 1936). Деятельность " Я" распадается, по Ш., на теоретич. и практич. сферы. Первая начинается с ощущения, затем переходит к созерцанию, представлению, суждению и, наконец, на высшем уровне - разума - достигает пункта, где теоретич. " Я" сознаёт себя самостоятельным и самодеятельным, т. е. становится практич. " Я", волей. Воля, в свою очередь, проходит ряд ступеней развития, высшей из к-рых является нравств. действие, имеющее целью самоё себя. Если в теоретич. сфере сознание определяется бессознат. деятельностью " Я", то в практич. сфере, напротив, бессознательное зависит от сознания и им определяется. У Фихте эти два разнонаправленных процесса совпадают только в бесконечности, куда и оказывается отнесённым осуществление познавательного и нравств. идеала. Отталкиваясь от кантовской ч Критики способности суждения" и эстетич. учения Ф. Шиллера, Т. видит в иск-ве ту сферу, где преодолевается противоположность теоретического и нравств.-практического; эстетич. начало предстаёт как " равновесие", полная гармония сознательной и бессознательной деятельности, совпадение природы и свободы, тождество чувственного и нравственного начал. В художеств, деятельности и в произв. иск-ва достигается " бесконечность" - идеал, недостижимый ни в теоретич. познании, ни в нравств. деянии. Художник, по Ш., это гений, т. е. " интеллигенция", действующая как природа; в нём разрешается противоречие, непреодолимое никаким др. путём. Соответственно философия иск-ва является у Ш. " органоном" (т. е. орудием) философии и её завершением. Эти идеи Ш. развил далее в " Философии искусства" (опубл. 1907, рус. пер. 1966), выразив миросозерцание йенских романтиков. Одним из центральных становится у Ш. понятие интеллектуальной интуиции, родственной эстетич. интуиции. В философии тождества Ш. рассматривает интеллектуальную интуицию уже не как самосозерцание " Я", как это он делал ранее вслед за Фихте, но в качестве формы самосозерцания абсолюта, предстающего теперь как тождество субъекта и объекта. Это идеалистич. учение Ш наиболее отчётливо развил в диалоге " Бруно, или О божественном и естественном начале вещей" (1802). Будучи тождеством субъективного и объективного, абсолют, по Ш., не есть ни дух, ни природа, а безразличие обоих (подобно точке безразличия полюсов в центре магнита), ничто, содержащее в себе возможность всех вообще определений. Полная развёрнутость, осуществлённость этих " потенций" - это, по Ш., вселенная; она есть тождество абс. организма и абс. произведения иск-ва. Абсолют в такой же мере рождает вселенную, в какой и творит её как художник: эманация и творение сливаются здесь в безразличии противоположностей. В этой системе эстетич. пантеизма, восходящей в конечном счёте к неоплатонизму, Ш. сближается с пантеизмом нем. мистики (Экхарт).

В 1804 в соч. " Философия и религия" Ш. ставит вопрос, выводящий его за пределы философии тождества: как и в силу чего происходит рождение мира из абсолюта, почему нарушается то равновесие идеального и реального, к-рое существует в точке безразличия, и в результате возникает мир? В " Философских исследованиях о сущности человеческой свободы..." (1809, рус. пер. 1908)

Ш. утверждает, что происхождение мира из абсолюта не может быть объяснено рационально: это - иррациональный первичный факт, коренящийся не в разуме, а в воле с её свободой. Вслед за Я. Бёме и Ф. Баадером Ш. различает в боге самого бога и его неопределимую основу, к-рую он называет " бездной", или " безосновностью" (Ungrund) и к-рая есть нечто неразумное и тёмное - бессознательная воля. В силу наличия этой тёмной стихии происходит раздвоение абсолюта, акт самоутверждения свободной воли, отделения от универсального, божеств, начала - иррациональное грехопадение, к-рое невозможно понять из законов разума и природы. Акт грехопадения - это надвременный акт; бессознательная воля действует до всякого самосознания и на метафизич. уровне человек оказывается виновным уже в момент своего рождения. Искупление этой первородной вины и воссоединение с абсолютом, а тем самым и воссоединение самого абсолюта - такова, по Ш., цель истории.

Поскольку воля как изначальное иррациональное хотение есть непостижимый первичный факт, она не может быть предметом философии, понятой как рациональное выведение всего сущего из исходного принципа. Называя эту рационалистич. философию (в т. ч. и свою философию тождества, и философию Гегеля) негативной, отрицательной, Ш. считает необходимым дополнить её " позитивной философией", рассматривающей первичный факт - иррациональную волю. Последняя постигается эмпирически, в " опыте", отождествляемом Ш. с мифологией и религией, в к-рых сознанию было дано в истории откровение бога. В этой " философии откровения" Ш по существу оставляет почву собственно философии и сближается с теософией и мистикой. Лекции Ш. о положит, философии, или философии откровения, к-рые он начал читать в 1841 в Берлине, успеха у слушателей не имели; с рядом памфлетов против Ш. выступил молодой Ф. Энгельс.

Философия Ш. оказала большое влияние на европ. мысль 19-20 вв., причём на различных этапах её развития воспринимались разные аспекты учения Ш. Значительным оказалось воздействие Ш. на рус. философию - через натурфилософов Д. M. Велланского, M. Г. Павлова, M. А. Максимовича и др., моек, кружок " любомудров" (В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, А. И. Галич), славянофилов, П. Я. Чаадаева (лично знакомого и переписывавшегося с Ш.) и др. В 20 в. иррационалистич. идеи Ш. получили развитие в философии экзистенциализма. Основоположники марксизма ценили у Ш. прежде всего диалектику его натурфилософии и его учение о развитии, т. е. те моменты, к-рые оказали наибольшее влияние на формирование философии Гегеля.

Соч.: SamtlicheWerke, Abt. I (Bd 1-10)- 2 (Bd 1-4), Stuttg.- Augsburg, 1856-61; в рус. пер.- Философские письма о догматизме и критицизме, в кн.: Новые идеи в философии, сб. 12, СПБ, 1914; Об отношении изобразительных искусств к природе, в кн.: Литературная теория немецкого романтизма, Л., 1934.

Лит.: Фишер К., История новой философии, т. 7, СПБ, 1905; Асмус В., Очерки истории диалектики в новой философии, 2 изд., M.- Л., 1930, с. 121-38; История философии, т. 3, M., 1943, с. 172-210; Каменский 3. А., Ф. Шеллинг в русской философии начала 19 в., " Вестник истории мировой культуры", 1960, № 6; Лазарев В. В., Шеллинг, M., 1976; H а г tm а n n E. v., Schellings philosophisches System, Lpz., 1897; Brehier E., Schelling, P., 1912; Knittermeyer H., Schelling und die romantische Schule, Miinch., 1929; Jaspers K., Schelling. GroBe und Verhangnis, Munch., 1955; Schulz W., Die Vollendu.ng des deutschen Idealismus in der Spatphilosophie Schellings, Stuttg., 1955; Schelling-Studien, hrsg. v. A. M. Koktanek, Munch.- W., 1965; J a h n i g D., Schelling, Bd 1 - 2, Pfullingen, 1966-69; S C h n e eb e г g e r G., F. W. J. Schelling. Eine Bibliographie, Bern, 1954. П. П. Гайденко.

ШЕЛЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА, древнеашельская культура, аббевильская культура, археол. культура древнего (раннего) палеолита в Европе, Африке, Юго-Зап. и Юж. Азии; древность -700-300 тыс. лет. Сменила олдовайскую (дошелльскую) культуру (см. Олдовай). Выделена в 60-х гг. 19 в. Г. Мортилье по находкам у г. Шель (Chelles) ок. Парижа. Характерны примитивные орудия: рубила, грубые рубящие орудия (чопперы, чоппинги), топоровидные орудия с поперечным лезвием (кливеры), толстые отщепы камня (иногда оббитые по краю), шаровидные и кубовидные нуклеусы. Физич. тип человека - архантропы (питекантроп, синантроп и др.); они знали употребление огня, селились на открытых стоянках и в пещерах; занятия - охота, собирательство. Ш. к. относится к начальной эпохе первобытнообщинного строя (см. " Первобытное человеческое стадо"); сменилась ашельской культурой.

Лит.: Ефименко П. П., Первобытное общество, 3 изд., К., 1953; Монгайт А. Л., Археология Западной Европы, Каменный век, M., 1973; В or des F., Le раleolithique dans Ie monde, P., 1968.

ШЕЛОНСКАЯ БИТВА 1471, решающее сражение на р. Шелонь в ходе московско-новгородской войны 1471, вызванной антимосковской политикой и нарушением условий Яжелбицкого договора 1456 новгородским боярским пр-вом. Произошла утром 14 июля на лев. берегу р. Шелони (между устьем Шелони и г. Сольцы, возможно, ок. дер. Скирино) после неожиданной встречи моек, войск во главе с кн. Д. Д. Холмским и новгородской рати. В Ш. б. у кн. Холмского было ок. 5 тыс. чел., новгородцев - от 20 до 40 тыс. Плохо организованные новгородцы не сумели противостоять великокняж. войску. Ш. о. продолжалась ок. 2 ч и закончилась победой войск Холмского. В битве и во время преследования было убито более 12 тыс. новгородцев, ок. 2 тыс. взято в плен. Исход Ш. б. предопределил ликвидацию политич. независимости Новгородской феодальной республики.

Лит.: Черепнин Л. В., Образование русского централизованного государства в XIV-XV вв., M., 1960; Вернадский В. H., Новгород и Новгородская земля в XV в., M.- Л., 1961.

ШЕЛОНСКАЯ ПЯТИНА, один из пяти терр.-адм. р-нов Новгородской феодальной республики, расположенный по р. Шелонь между pp. Лугой и Ловатью (см. Пятины).

ШЕЛОНЬ, река в Псковской и Новгородской обл. РСФСР. Дл. 248 км, пл. басе. 9710 км2. Течёт по Приильменской низине, впадает в оз. Ильмень. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Половодье с апреля по май, осенью дождевые паводки. Cp. расход воды в 59 км от устья 43, 6 м3/сек. Замерзает в ноябре - декабре, иногда даже в нарте (1925), вскрывается в марте - апреле. В низовьях судоходна. На Ш.- гг. Порхов, Сольцы.

ШЕЛУДЯК Фёдор (г. рожд. неизв.- ум. 1672), донской казак, один из ближайших сподвижников С. T. Разина. Весной - летом 1670 командовал конными отрядами казаков в походе от Царицына к Чёрному Яру, а затем к Астрахани. В мае - июне 1671 возглавил поход крупного отряда повстанцев под Симбирск. После неудачных попыток его штурма вернулся в Астрахань, где после смерти Василия Уса стал предводителем восставших. Был предательски захвачен при переговорах и казнён.

ШЕЛУШИЛЬНЫЙ ПОСТАВ, машина для шелушения (отделения цветочных плёнок от ядра) при переработке риса или овса в крупу. Осн. рабочий орган Ш. п.- два горизонтально расположенных жернова, один из к-рых (нижний) вращается вокруг вертикальной оси, а верхний неподвижен. В зазоре между рабочими поверхностями жерновов, покрытыми абразивной массой, зёрна подвергаются сжатию и трению и за счёт этого освобождаются от наружных плёнок. Интенсивность шелушения в основном зависит от зазора между жерновами; последний регулируется с помощью спец. подъёмного механизма. В зависимости от вида зерна Ш. п. с жерновами диаметром 1, 25 л обеспечивает обработку от 0, 33 до 0, 5 кг зерна в сек. См. Крупяное производство.

ШЕЛФОРД (Shelford) Виктор Эрнест (22.9.1877, Чемунг, Нью-Йорк, - 27.12. 1968), американский зоолог, специалист в области экологии, гл. обр. водных организмов. Первый президент экологич. об-ва Америки. В 1904-14 работал в Чикагском ун-те, с 1914 - в Иллинойсском ун-те (в 1927-46 проф.). Осн. труды по биоценологии, теории и терминологии этой науки, методике полевого и лабораторного исследования. Помимо гидробиологии, исследований, изучал взаимодействие организмов в наземных сообществах, влияние климата на сообщества, сукцессии; занимался классификацией смешанных сообществ. Первый описал природу Сев. Америки с экологич. точки зрения.

С о ч.: Laboratory and field ecology, Bait., 1929; Ecological succession. 2 - Pond fishes, " Biological Bulletin of the Marine Biological Laboratory", 1911 - 12, v. 21 - 23; Animal communities in temperate America..., Chi., 1913; Principles and problems of ecology..., " Journal of Ecology", 1915, v. 3, Mb 1; Some concepts of bioecology, " Ecology", 1931, v. 12, № 3; Bio-ecology, 2 ed., N. Y.- L., 1946 (совм. с F. E. Clements); The ecology of North America, 2 ed., Urbana, 1963.

ШЕЛЬДА, Эско (голл. Schelde, франц. Escaut), река во Франции, Бельгии, Нидерландах (эстуарий). Дл. 430 км, пл. басе. 35, 5 тыс. км2 Протекает по равнинам Фландрии, впадает в Сев. м., в эстуарий Зап. Ш. (до 1867 сток осуществляется также в эстуарий Вост. Ш.). Осн. притоки Лис, Рюпел. В ниж. течении (до г. Гент) река подвержена мор. приливам (амплитуда в устье до 3, 8 м). В пределах дельты для защиты прилегающей терр. от наводнений русла Ш. и её рукавов обвалованы. Многоводна в холодное время года; ср. расход воды ок. 100 м3/сек. Судоходна до г. Камбре (Франция), до Антверпена поднимаются мор. суда. Системой каналов связана с pp.

Сена, Сомма, Маас. На Ш.- гг. Гент, Антверпен (Бельгия).

ШЕЛЬМОВАНИЕ (от нем. schelmen - шельмовать, объявлять подлецом), в России в 1716-66 вид позорящего наказания для дворян, осуждённых на смертную казнь или вечную ссылку. Ш. введено Воинским уставом Петра I в 1716, перешло затем в практику общегражд. судов. Процедура Ш. заключалась в преломлении шпаги над головой преступника или в прибивании доски с его именем к виселице. Ошельмованный лишался защиты закона и всех гражданских прав. Было заменено " лишением всех прав состояния".

ШЕЛЬТЕРДЕЧНОЕ СУДНО (от англ, shelter - прикрытие и deck - палуба), морское судно с верх, (над главной) непрерывной палубой. У Ш. с. в верх, палубе, поперечных переборках под ней или в бортах выше главной палубы имеются вырезы, закрываемые крышками. Водонепроницаемые переборки идут от гл. палубы только вниз. Помещения между верх, и гл. палубами не соответствуют стандарту непроницаемости, определяемому классификационными обществами, и их объём исключается из регистровой вместимости. В отечеств, флоте Ш. с. отсутствуют.
ШЕЛЬФ (англ, shelf), континентальный шельф, материковая отмель, выровненная часть подводной окраины материка, примыкающая к суше и характеризующаяся общим с ней геол. строением. Границы Ш.- берег моря или океана и т. н. бровка (резкий перегиб поверхности морского дна - переход к материковому склону). Глубина над бровкой близка к 100- 200 м (но в нек-рых случаях достигает 500-1500 м, напр. юж. часть Охотского м., бровка Новозеландского шельфа).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.