Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV. Архитектура и изобразительное искусство. К бронз, веку относятся наскальные изображения в Бохуслене (схематичные фигуры божеств, сцены охоты




К бронз, веку относятся наскальные изображения в Бохуслене (схематичные фигуры божеств, сцены охоты, битв, походов), орнаментиров. оружие и утварь, к железному веку (с 6 в. до н. э.) и к 1-му тыс. н. э. - кам. стелы, богатейший плетёный орнамент " звериного стиля" на металле и резном дереве, изображения людей и животных, к " эпохе викингов" (кон. 8 - сер. 11 вв.) - также каркасные постройки, повествоват. сцены на стелах. В 11-12 вв. строились грузные кам. церкви романского стиля (в Сигтуне, Старой Упсале, Лунде), в 13-15 вв.- готич. храмы со стройными башнями (церковь Сторчюрка в Стокгольме, собор в Упсале), в 16 в. - замки (Грипсхольм, Вадстена, Кальмар) с чертами архитектуры Возрождения. В ср. века выросли города с мелкой сетью узких улиц; развивались декоративная живопись и скульптура, книжная миниатюра. В 17 в. в духе барокко и классицизма строились гор. дворцы и загородные резиденции с парками (арх. Ж, де Ла Балле, H. Тессин Старший, H. Тессин Младший); наряду с нем., франц. нидерл. художниками работали Швед. Мастера (И. Сильвиус, Д. Эренстраль). В 18 в. развиваются архитектура (К. Ф. Аделькранц) и скульптура (Ю. T. Сергель) классицизма, бытовой жанр как в галантном духе рококо (H. Лафренсен), так и в бурж.-нравоучит. духе (П. Хиллестрём); блестящего расцвета достиг реалистич. портрет (А. Рослин, К. Г. Пило, пастелист Г. Лундберг, миниатюрист П. А. Халль). Новые гор. р-ны получали регулярную планировку. В 19 в. классицизм в архитектуре сменяется тяжеловесной эклектикой. В изобразит, иск-ве 1-й пол. 19 в. совершается поворот к романтизму, растёт интерес к прошлому страны, к её природе и людям (живописцы H. Бломмер, Э. Лундгрен, M. Ларсон, скульптор Ю. П. Мулин). Развитие реализма во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. достигло вершины в жизнеутверждающих портретах и жанровых композициях А. Цорна, в психологических портретах Э. Юсефсона, в бытовых сценах К. Вильхельмсона и К. Ларсона, в пейзажах принца Евгения, в анималистич. картинах Б. Лильефорса. Развивалась и офиц. ист. живопись (Г. Сёдерстрём). В 20 в. начались поиски новых путей в архитектуре, связанные с нац.-романтич. устремлениями (Ф. Буберг, К. Бергстен); на их основе формировались неоклассич. направления (арх. P. Эстберг, И. Тенгбом) и школа совр. архитектуры, сочетающая принципы функционализма с чертами, близкими органической архитектуре (Г. Асплунд, С. Маркелиус, С. Бакстрём). Значителен вклад швед, архитекторов в разработку города-спутника (Веллингбю, Фарста близ Стокгольма, с развитой системой торг.-обществ, центров), жилых р-нов с рациональной комплексной застройкой (микрорайоны в Стокгольме, Гётеборге, Мальме), типов башенного жилого дома. В скульптуре 20 в. выделяются монументально-декоративные работы К. Миллеса, Б. Юрта, Б. Марклунда, сочетающие реализм изображения народной жизни с романтич. символикой и фантастикой. В живописи значительны композиции С. Деркерт, Э. Юлина, А. Амелина, поев, важным социальным темам, красочные картины И. Агели, И. Грюневальда, В. Нильсон, Л. Энгстрёма, С. Хальстрёма, зачастую символич. характера. Технич. виртуозность, острота наблюдений отличают графич. работы Ф. фон Шанца, К. Ду, Л. Линдеберга. Вместе с тем в Ш. распространены различные модернистские течения - от сюрреализма и абстракционизма (Э. Немее, T. Ренквист) до поп-арта, концептуального иск-ва, гиперреализма. Ш. имеет богатейшие традиции нар. иск-ва (деревянное зодчество - церкви, дома, хозяйственные постройки; ткачество, гончарство, обработка металла, кожи, резьба по дереву и кости).

Илл. см. ва вклейках - к стр. 416 и табл. XXIII, XXIV (стр. 336-337).

Лит.: Lindblom A., Sveriges konsthistoria, v. 1 - 3, Stockh., [1944 - 46]; его ж е, Svensk konst, Stockh., 1960; К i d d e г S m i t h G. E., Sweden builds, 2 ed., N. Y., 1957.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.