Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чётные и нечётные функции 4 страница






В изобразит, иск-ве 1920-30-х гг. в обстановке сложной идейно-художеств. борьбы укрепились реалистич. и демократич. тенденции. Многие художники-авангардисты обратились к традициям реализма (пейзажи, натюрморты, жанровые сцены В. Новака, О. Неедлы, О. Kyбина и др.) В творчестве И. Чапека, В. Шпалы, И. Лады усилилось нар. начало. В пейзажах и сценах нар. жизни В. Рабаса, В. Рады, В. Седлачека продолжали развиваться нац. традиции реализма. В 1920-30-х гг. складывается т. н. социальное искусство, правдиво отражающее жизнь и борьбу рабочего класса. В творчестве его представителей (живописцы К. Голан, П. Котик, M. Голи, графики В. Силовский, Я. Рамбоусек, К. Штика, скульпторы К. Котрба, К. Покорный, Я. Лауда, О. Гутфрёйнд) усиливается драматизм, используются отдельные приёмы экспрессионизма и примитивизма. В работах ряда художников, примыкавших к коммунистическому движению (К. Тейге, Ф. Музика, И. Шима), проявляются тенденции конструктивизма и т. н. поэтизма. В период наступления фашизма крепнет антифашистская политическая, карикатура (Ф. Бидло, А. Пельц, И. Чапек). Новое развитие получает социальное иск-во (К. Штех). Произведения, утверждающие мужество пролетариата и красоту труда, создаёт К. Покорный. Тема родины обретает новое звучание в пейзажах и крест, сценах В. Рабаса, В. Рады, Б. Дворского. Антивоенная и антифаш. направленность свойственна исполненным трагизма композициям Э. Филлы, И. Чапека, В. Сихры, В. Титтельбаха, Ф. Музики, к-рые прибегают к символам и иносказанию, а порой и к сюрреалистич. зашифрованности образов.

И. В. Мысльбек. Памятник ев. Вацлаву в Праге. Бронза. 1912- 1913.

Прогрессивные нац. традиции сохранялись и в период немецкой оккупации. Многие художники погибли в концлагерях.

Освобождение Чехословакии от фаш. гнёта (1945) и победа нар.-демократии, строя открыли перед иск-вом новые перспективы. Достижения в области типизации и индустриализации стр-ва получили широкое развитие. В 1948 были сооружены новые жилые р-ны в Праге, Готвальдове, Горни-Литвинове, Оломоуце, Зноймо и др. городах со школами, больницами, спортивными сооружениями, обществ, центрами. Были созданы гидростанции на Лабе и Влтаве, выросли новые города (Млада-Болеслав). В кирпичных жилых зданиях нач. 1950-х гг. применялись нац. орнаменты. С сер. 1950-х гг. распространились строгие по формам дома из крупных блоков и панелей. Периметральная застройка сменилась гибкой свободной планировкой. Для обществ, построек 1960-х гг. характерны рациональная простота и строгое изящество форм, тонкое использование выразительности совр. материалов (стекла, алюминия, пластиков). С нач. 1970-х гг. начались поиски пластич. выразительности и индивидуального облика зданий (Федеральное собрание в Праге, 1970-73, арх. К. Прагер).

После 1945 к антифашистской и историко-революц. темам, темам социалистич. строительства обращаются живописцы и графики Э. Филла, И. Брож, 3. Сейдль, А. Падерлик, В. Седлачек, Л. Шимак и др. Памятники в честь Победы, героев пражского восстания, сов. воинов, деятелей чеш. культуры создают В. Маковский, _К. Лидицкий, К. Покорный, И. Вагнер, И. Малейовский. Новый подъём переживает творчество старейших мастеров-реалистов (M. Швабинского, В. Рабаса, Л. Кубы, В. Седлачека, Я. Зрзавого, В. Новака и др.). Получает развитие монументально-декоративное иск-во (мозаики В. Сихры, M. Швабинского, сграффито А. Забранского, фрески В. Титтельбаха), книжная графика (К. Сволинский, Ц. Боуда, В. Фиала, А.Стрнадель, Ф. Myзика, О. Главса и др. ^. Выделяются тематические картины И. Брожа, поэтич.-обобщённые пейзажи Б. Дворского, Я. Славичека, Ф. Йироудека, натюрморты А. Падерлика. Жизнь совр. города, мир техники воспевают Ф. Гросс, Я. Сметана, К. Соучек. Высокого уровня достигает декоративно-прикладное иск-во - художеств, стекло (Я. Брихта, Л. Смрчкова), ткани (А. Кибаль), керамика (О. Эккерт), медальерное иск-во (К. Лидицкий, M. Кноблох, З. Коларжский и др.), театральная декорация (Ф. Трестер, И. Свобода).

В работах молодых мастеров в кон. 1950-60-х гг. обращение к актуальным совр. темам сочетается с поисками новых экспрессивных художеств, решений, с тяготением к символико-поэтич. истолкованию образов. В творчестве некоторых художников главное значение приобретают формально-пластич. искания, распространяются неоавангардистские течения Запада. С нач. 1970-х гг. наблюдается возвращение к демократич. и реал, истич. традициям, социалистич. идеалам. В 1970-х гг. памятники и композиции на историко-революц. темы создали скульпторы И. Малейовский, M. Аксман, Я. Гана, В. Добровольный, живописцы и графики А. Забранский, К. Соучек, P. Коларж, И. Брож и др.

Илл. см. на вклейке, табл. II, III (стр. 128-129).

И. Л. Маца (архитектура 9-19 вв.), E.К. Виноградова (изобразит, иск-во).

Музыка. Чеш. муз. культура формировалась на основе развивавшегося с древности нар. муз. творчества - бытовых обрядовых песен и танцев, противостоявших григорианскому пению, к-рое насаждалось с 9 в. католич. духовенством. Среди старинных нар. инструментов - волынка, свирель (фуяр), бубен; с сер. 11 в.- флейты и барабаны, с 13 в.-цитра, труба, литавры, арфа, псалтериум, в 1256 в одном из пражских соборов был установлен орган. В 13 в. получила широкое развитие духовная музыка - появляются одноголосные песнопения анонимных авторов (" Святой Вацлав" и др.); мелодии духовных песен " Бог всемогущ", " Иисус Христос, пастырь щедрый" (1-я пол. 14 в.) стали народными. Сольным и хоровым пением сопровождались т. н. рождественские и пасхальные действа (12- 14 вв.). С 13 в. под влиянием иск-ва миннезингеров начала развиваться светская музыка. Странствующие музыканты были авторами первых нар. религ. и светских представлений (14-15 вв.), традиции к-рых, как и народной духовной музыки, сохранялись в чеш. муз. культуре до 19 в. В нач. 14 в. в музыку Ч. проникло влияние иск-ва арс нова. В 15 в. возникли т. н. гуситские песни, ознаменовавшие расцвет песенной культуры в Ч.; мелодии " Восстань, восстань, великий город Прага", " Кто ж вы, божьи воины" и др. затем использовались крупнейшими чешскими композиторами. В 16 в. развивалось искусство полифонии, отмеченное чертами национального своеобразия, которое обусловлено народными истоками; среди мастеров полифонической школы Чешского возрождения- А. Михна из Отрадовиц, В. Голан (2-я пол. 16 в.), И. Рихновский, Я. T. Турновский, К. Гарант из Польжице. После утраты Ч. самостоятельности (с 1526 в составе империи австрийских Габсбургов) многие чеш. композиторы эмигрировали в Россию, Польшу, Италию, Германию и др. страны, обогатив их муз. культуры чешскими традициями. В 17-18 вв. за рубежом работали Я. Д. Зеленка (Дрезден), Б. Черногорский (Падуя), а также Я. В. Стамиц, Ф. К. Рихтер и А. Фильц (т. н. мангеймская школа; см. Германия, раздел Музыка). Основоположник нац. полифонич. школы 18 в.- Черногорский; её представители - Я. Зах, Ф. И. Тума, И. H. Сегер, Ф. К. Брикси и др. композиторы, к-рые, несмотря на искусственное насаждение нем. культуры, продолжали развивать нац. традиции. В 18 в. в Праге (её наз. " консерваторией Европы") работали крупнейшие мастера, внёсшие вклад в развитие зап.-европ. муз. иск-ва. Один из создателей жанра симфонии - Ф. В. Мича; видная роль в развитии симфонизма принадлежит Стамицу, оперного жанра - И. Мысливечеку, мелодрамы - И. Бенде, скрипичной музыки - Ф. Бенде. Чеш. музыканты Я. Мареш, братья П. и А. Враницкие, Я. Л. Дусик, А. Рейха и др. (кон. 18 - нач. 19 вв.), работая за пределами Ч., не теряли связей с родиной, её муз. фольклором, способствовали проникновению в европ. инструментальный классический стиль чешских народных мелодий. Развитию чешской оперы содействовало открытие в Праге первого оперного театра - " Театра у Котцу" (1737), затем нац. Ностицкого театра (1783; с 1797- Сословный театр). В 19 в. важное значение в формировании нац. классич. школы имела просветительская деятельность " будителей", сыгравших решающую роль в развитии нац. самосознания народа и его нац. культуры. С этим движением связано творчество Ф. Душека, заложившего основы чеш. пианистич. школы, Я. Я. Рибы, В. Я. Томашека и его ученика Я. Воржишека, обогатившего жанры фп. музыки. Ф. Шкроуп, автор первой оперы на чеш. яз. " Дротарь" (" Проволочник", пост. 1826) и патриотич. песни " Где родина моя? " (из его музыки к пьесе И. К. Тыла " Фидловачка"), ставшей позднее нац. гимном, подготовил почву для оперного творчества Б. Сметаны- основоположника чеш. муз. классики. Сметана сочетал традиции нац. муз. культуры с лучшими достижениями мирового муз. иск-ва (оперы " Бранденбуржцы в Чехии", 1863; " Либуше", 1872, пост. 1881; симф. цикл " Моя родина", 1874-79, и др. соч.). Он воплотил образы героев чеш. истории, картины природы и нар. быта. Деятельность Сметаны в качестве дирижёра Временного театра в Праге (осн. в 1862), а также руководителя оркестра и муж. хора " Глагол Пражский" (осн. в 1861) способствовала развитию реалистич. нац. иск-ва, а также связям с рус. музыкой (исполнялись оперы рус. композиторов). Утверждение мирового значения чеш. музыки связано с творчеством её классика А. Дворжака, автора 10 опер (1870-1903), вокально-симф. соч., 9 симфоний (1865-93), симф. поэм и др. оркестровых произв., в т. ч. " Славянских танцев" (1878-87) и" Славянских рапсодий" (1878), концерта для виолончели с оркестром (1895) и др. широко известных соч. Традиции чеш. классики развивал 3. Фиоих, автор нац. опер и сценич. мелодрам, отличающихся драматизмом, лирич. взволнованностью. Самобытно иск-во Л. Яначека, к-рое определило новый этап в развитии чеш. музыки. В своём разнообразном по тематике и жанрам творчестве он опирался на моравский муз. фольклор, обращался к сюжетам рус. лит-ры (слав., рапсодия для оркестра " Тарас Бульба", 1918, оперы " Гроза", по A. H. Островскому, 1921; " Из мёртвого дома", по Достоевскому, 1928). В кон. 19 -нач. 20 вв. выдвинулись композиторы Й. Б. Фёрстер, ученики Дворжака В. Новак и И. Сук, а также ученики Фибиха К. Коваржовиц и О. Острчил (оба - дирижёры Нац. театра). Основы чеш. муз.-историч. науки заложил О. Гостинский. Важнейшее значение имела деятельность 3. Неедлы, отстаивавшего в публицистич. и науч. работах реалистич. направленность чеш. музыки. Открытие в Праге консерватории (1811), органной школы (1831), Нац. театра (1881), основание " Чешского квартета" (1891), Чеш. филармонии (1901) и др. муз. организаций и уч. заведений способствовали расцвету в Ч. муз. исполнительства; лучшие его представители (с 1830-х гг.)- скрипачи И. Славик, Ф. Лауб, Ф. Ондржичек, О. Шевчик, Я. Кубелик; виолончелист Г. Виган; певцы В. Геш, Б. Бенони, И. Лев, И. Палечек, К. Чех, К. Буриан, певицы Э. Дестинова, Б. Фёрстерова-Лаутерерова и другие.

В 20-30-е гг. 20 в. одноврем. с произв. композиторов старшего поколения, продолжавших развивать классич. традиции и отстаивавших необходимость создания опер на основе нац. муз. фольклора, появились соч. формально-экспериментаторского, модернистского направления, возглавлявшегося А. Хабой (создатель четвертитоновой системы). Нац. музыку пропагандировали дирижёры О. Острчил, В. Талих, музыковед В. Гельферт и др. Новые сочинения (наряду с классическими) пропагандировали (кроме созданных ранее коллективов) Пражский квартет (1920), квартет им. Ондржичека, Пражский духовой квинтет (1928) и др. В середине 30-х гг. многие композиторы обратились к антифашистской патриотической тематике (опера " Иванушкино царство" Острчила, 1934; -" Симфония свободы" Э. Шульгофа, 1941; пьеса для оркестра " Памятник Лидице" Б. Мартину, 1943, и др.). После победы над фашизмом (1945) началось интенсивное развитие муз. жизни, созданы многие муз. учреждения (в т. ч. Академия иск-в в Праге, 1946), коллективы, учреждены фестивали (в т. ч. " Пражская весна", 1946). Всесторонний подъём культуры в ЧССР, демократизация муз. иск-ва и утверждение реализма в музыке после победы над реакцией в 1948 вызвали появление сочинений оптимистич. характера, поев, строительству новой жизни (особенно кантаты, массовые песни); выделяются муз. произв. В. Добиаша, Э. Аксмана. Важную роль сыграли статьи о музыке 3. Неедлы. Видное место в чеш. муз. культуре в 40- 50-х гг. занимал Б. Мартину, к-рый не порывал связей с родиной во время длит. пребывания за границей (15 опер, в т. ч. на рус. сюжеты; 10 балетов, симф. соч., концерты с оркестром; многочисл. камерно-инструм. ансамбли и др. соч.). Среди других композиторов - К. Буриан (8 опер, кантаты и др.), Я. Ржидки (7 симфоний и др.), И. Крейча (оперы, балеты, концерты) и др. В 60-70-е гг. получили известность И. Пауэр (оперы, балеты), В. Соммер (оркестровые соч. и др.), Л. Железны, С. Гавелка; В. Калабис (" Симфония мира"). Среди исполнительских коллективов (кроме созданных до 1918)- струнные квартеты им. Сметаны, им. Яначека, струнное трио им. Сука, ансамбль песни и танца " Слук", хоры и др. (см. Чехословакия, раздел Музыка). H. А. Симакова.

Театр. Истоки развития театра в Ч.- в обрядах древних языч. племён, позднее - в крест, празднествах. Введение в мистеральные зрелища интермедий (14 в.) определило переход от религ. сюжетов к бытовым сценкам. Первой школьной драмой, написанной и сыгранной на чеш. яз., была " Чешская комедия о богаче Лазаре" П. Кирмезера (изд. 1566). Школьному театру иезуитов противостоял нар. любительский театр, отражавший борьбу демократич. слоев населения за нац. независимость, против социального гнёта. Именно с подъёмом нац.-освободит, движения, с периодом, называемым нац. возрождением (кон. 18- сер. 19 вв.), связан новый этап в развитии театра Ч. Чеш. просветители - " будители", возрождали нац. традиции, формировали нац. драматургию, воспитывали актёров. В 1737 в Праге был построен " Театр у Котцу", где ставились оперные, а затем драматич. спектакли. В 1783 открылся Ностицкий театр (с 1797 - Сословный), предназначавшийся для нем. спектаклей, с 1785 здесь играли и на чеш. яз. В 1786-89 в театре " Боуда" (Патриотический) четыре раза в неделю также игрались спектакли на чеш. яз. В 1806 представления на чеш. яз. были запрещены, а труппа, выступавшая после 1789 в разных помещениях, в 1811 прекратила существование. С 1824 в Сословном театре регулярно ставились чеш. спектакли. Их режиссёром был Я. H. Штепанек, ведущими актёрами Б. Альрамова, И. Грабингер, В. Шмиллер. В 1834 представления на чеш. яз. прекратились. Драматург И. К. Тыл объединил актёров в труппу, к-рая выступала как любит, коллектив под назв. " Театр у Каэтана" (до 1837). С 1846 под давлением прогрессивной интеллигенции возобновились спектакли в Сословном театре (руководитель Тыл). Сценич. иск-во к этому времени обрело черты профессионализма, расширилась нац. драматургия. Романтич. направление в театр, иск-ве представлял И. Колар, актёр, драматург и театр, деятель. В 1845 возникло Об-во создания нац. чеш. театра, к-рое в течение MH. лет собирало средства на строительство театр, здания. В 1862-83 в Праге работал Временный театр с оперной и драматич. труппами, объединившими лучших актёров (К. Шимановский, о О. Скленаржова-Мала, Ф. Колар, И. Мошна и др.) и первых чеш. режиссёров (И. Колар, Э. Хваловский). В 1883 в Праге построен на нар. деньги Нац. театр, в к-рый вошли драматич., оперная и балетная труппы. Деятельность Временного и открытие Нац. театров активизировали театр, жизнь в провинции, где возникло много передвижных театров (в 1865 - Пльзень, в 1884 - Брно и др.). В кон. 19 - нач. 20 вв. возникали различные художеств, течения, но ведущим оставался сценич. реализм, чему способствовало творчество Г. Квапиловой, Э. Вояна, Й. Мошны, И. Шмаги, M. Гюбнеровой. Важную роль в развитии чеш. реалистич. школы сыграли гастроли MXT (1906).

С момента открытия Нац. театра, среди передовой общественности возникло движение за демократизацию театра, установились тесные контакты с рабочим зрителем. Помощь проф. актёров рабочим коллективам осуществлялась благодаря созданию Союза рабочей театр, самодеятельности (1911). Развитие чеш. театра в бурж. Чехосл. республике (созд. в 1918) отражало все этапы острой классовой борьбы. Основание Коммунистич. партии Чехословакии (1921) содействовало проникновению социалистич. идей в среду театр, деятелей, усилению их контактов со словацким театром. Большое значение приобрела деятельность Ю. Фучика, M. Майеровой, К. Конрада, Б. Вацлавека, 3. Неедлы. Вопреки официальной политике, прогрессивные театр, деятели страны создавали антибурж. спектакли. В Нац. театре, были пост.: " Из жизни насекомых" (1922, 1926, 1932), " Белая болезнь" (1937), " Мать" (1938) К. Чапека, " Дитя" Ф. Шальды и др. Организовывались новые проф. и полупроф. революц. театры. В Освобождённом театре (осн. в 1925) реж. И. Гонзль ставил политич. ревю антибурж. направленности, их гл. исполнителями и авторами пьес были актёры И. Врсковец и Я. Верих, музыку писал композитор Я. Ежек. В 1933 был создан театр " Д-34". Его основатель Э. Ф. Буриан в творч. практике исходил из освоения опыта нар. иск-ва и сов. театра. В репертуар чеш. театров вошла сов. драматургия: " Егор Булычев" (" Д-34") и " Васса Железнова" (Нац. театр в Праге) M. Горького, " Поднятая целина" по M. А. Шолохову (Театр на Виноградах), " Оптимистическая трагедия" В. В. Вишневского (Гор. театр в Оломоуце). Развитие актёрского иск-ва характеризовалось стремлением к психологич. раскрытию сценич. образа, вниманием к пластике, внешнему рисунку роли (В. Выдра, 3. Балдова, Я. Пруха, Л. Досталова, О. Шейнпфлугова, 3. Штепанек). Формировалось новое поколение молодых театр, художников (В. Гофман, Ф. Трестер, Ф. Кисела, Ф. Зеленка, И. Чапек, M. Коуржил и др.).

После освобождения Чехословакии от фаш. оккупации (1945) чеш. театр стал активным участником строительства социалистич. культуры. Пр-во ликвидировало частные антрепризы, приняло " Закон о театре" (1948), в 40-50-е гг. были созданы новые театры, ставящие целью идейно-политич. воспитание трудящихся: Реалистический (позднее им. Неедлы, Прага), " Театр трудящихся" (Готвальдов), осн. Академия иск-в, уч. театр " Диск", Союз творч. работников театра (с 1957). В 60-70-е гг. работают экспериментальные коллективы - театры малых форм: " На Забрадли", " Семафор", " Рококо" - в Праге, " Вечернее Брно" и др. Развитие режиссуры связано с деятельностью К. Палоуша, E. Соколовского, 3. Мики, 3. Калочи, Я. Качера, П. Шерхауфера. Актёрское искусство представляют: Б. Заборский, И. Петровицка, В. Ружек, И. Шворцова, Г. Врвнова, В. Шмераль. Среди сценографов И. Свобода, О. Шимачек, Я. Сладек и другие. Л. П. Солнцеаа.

Лит.: История Чехословакии, т. 1 - 3, M., 1956 - 60 (лит.); Г уса В., История Чехословакии, [пер. с чеш.], Прага, 1963; История Чехии, под ред. В. И. Пичеты, M., 1947; H еедлы 3., История чешского народа, т. 1, M., 1952; P у б ц о в Б. Т., Исследование по аграрной истории Чехии, M., 1963; Palaс к у F., Dejiny narodu ceskeho v Cechach а v Morave, dl 1 - 6, Praha, 1939; С т е п ов и ч А., Очерк истории чешской литературы, К., 1886; Петрмихль Я., Пятнадцать лет чешской литературы (1945 - 1960), M., 1960; Очерки истории чешской литературы XIX-XX вв., M., 1963; J a k u Ь е с J., Dejiny literatury ceske, 2 vyd., Praha, 1929 - 1934; Literature ceska devatenacteho stoleti, d. 1-3, Praha, 1911; V а с 1 a v e k В., Ceska literatura 20 stoleti, Praha, 1935; V 1 с e k J., Dejiny ceske Hteratury, d. 1 - 3, 5 vyd., Praha, 1960; Dejiny ceske Hteratury, d. 1-3, Praha, 1959 - 61; H r a b a k J., Starsi ceska literatura, Praha, 1964; Slovm'k ceskych spisovatelu, Praha, 1964; Burianek F-, Ceska literatura 20 stoleti, Praha, 1968; Cesti spisovatele 19 stoleti, Praha, 1971; Cesti spisovatele z prelomu 19 a 20 stoleti, Praha, 1972; S t о 1 1 L., Basnik a nadeje, Praha, 1975; Чехословацкое изобразительное искусство XIX -XX веков. Прага, 1953; [Ц ы р л и н И.], Изобразительное искусство Чехословакии. [Альбом], M., 1958; Маца И. Л., Архитектура Чехословакии, M., 1959; Современное чехословацкое искусство. Живопись, скульптура, графика. [Каталог выставки], M., 1962; Ш в и д к о вс к и й О. А., Градостроительная культура социалистической Чехословакии, M., 1963; Архитектура Чехословакии с древнейших времён до наших дней, Прага, 1965; Виноградова E. К., Графика и проблемы чешского искусства конца XIX - начала XXвеков, M., 1975; Б э л з а И., Очерки развития чешской музыкальной классики, M. - Л., 1951; его же. История чешской музыкальной культуры, 2 изд., т. 1 - 2, M., 1959 - 1973; Nejedly Z., Dejiny ceske hudby, Praha, 1903; его же, Dejiny predhusitskeho zpevu v Cechan, Praha, 1904; e г о ж е, Dejiny husitskeho zpevu, kn. 1-6, Praha, 1954 - 1956; Cerny V., Starocesky Mastickar, Praha, 1955; R а с e k J., Ceska hudba, Praha, 1958; С о л н ц е в а Л. П., Чешский и словацкий театр, в кн.: История западноевропейского театра, т. 6, M., 1974, с. 443-504; Dejiny ceskebo divadla, dl 1 - 2, Praha 1968-69

ЧЕХЛОВИДНАЯ БОЛЕЗНЬ ЗЛАКОВ, болезнь злаковых трав, вызываемая грибом Epichloe typhina. Поражает MH. растения: тимофеевку, ежу сборную, овсяницу, костёр, пырей и др. На верх, части стебля растений до цветения образуется густой, вначале белый, затем жёлтый и позже буро-жёлтый войлочный чехол. Рост растений прекращается, колоски не развиваются. Гриб распространяется конидиями. Меры борьбы: ранний укос трав на сено.

ЧЕХЛОНОСКИ (Coleophoridae), семейство молевидных бабочек. Крылья в размахе от 7 до 40 мм, узкие, тусклые, со светлыми полосами вдоль жилок (или без полос), обрамлены длинной бахромкой. Гусеницы живут в плотных переносных чехликах (отсюда название), к-рые изготавливают из шелковины или кусочков листового эпидермиса (по форме чехлика можно определить видовую принадлежность гусеницы), нек-рые живут в стеблях и плодах без чехлика или образуют галлы. Питаются листьями древесных и травянистых растений, минируя их. Распространены Ч. по всему земному шару, особенно разнообразны в Средиземноморье и пустынях Палеарктики. В СССР ок. 1000 видов; нек-рые - вредители сельского и лесного хозяйства: лиственничные Ч.- Coleophora laricella и С. dahurica - объедают хвою лиственниц; С. prunifoliae, C. hemerobiella и др. прогрызают ходы в почках, молодых побегах, листьях семечковых и косточковых культур.

ЧЕХОВ Антон Павлович [17(29). 1.1860, Таганрог, - 2(15).7.1904, Баденвейлер, Германия; похоронен в Москве], русский писатель. Отец - купец третьей гильдии, владелец бакалейной лавки. В 1868 Ч. поступил в таганрогскую гимназию; с детства помогал отцу в лавке. В 1876 разорившийся отец уехал в Москву, за ним последовала семья. Оставшись один, Ч. продолжал учиться, зарабатывал на жизнь репетиторством. В1879 окончил гимназию, переехал в Москву и поступил на мед. ф-т Моск. ун-та. Окончив его в 1884 и получив звание уездного врача, Ч. нек-рое время занимался врачебной практикой. С конца 70-х гг. началась лит. деятельность Ч. Сотрудничая в различных юмористических журналах (" Осколки" и др.), Ч. подписывался псевдонимами - Антоша, Человек без селезёнки, Брат моего брата и др., чаще всего - Антоша Чехонте. Подготовленный к печати в 1882 сб. " Шалопаи и благодушные" (затем озаглавленный " Шалость") не вышел в свет, очевидно по цензурным причинам. Первая кн. рассказов Ч.- " Сказки Мельпомены" (1884), за ней последовали " Пёстрые рассказы" (1886). В марте 1886 Д. В. Григорович обратился к Ч. с письмом, в к-ром говорил о его " настоящем таланте" и призывал " бросить срочную работу...", поберечь "...впечатления для труда обдуманного"

А. П. Чехов.

(см. " Слово", сб. 2, M., 1914, с. 199- 200). Письмо это явилось одним из толчков, ускоривших переход Ч. от " мелкой" работы к " труду обдуманному". Переход этот, связанный с преодолением чисто юмористич. рамок, вторжением в " область серьёза", совершается в 1885-87. Появляются рассказы и повести " Степь", " Именины" (оба - 1888), " Припадок", " Скучная история" (оба - 1889). В эти годы выходят сб-ки " В сумерках" (1887, отмечен в 1888 половиной Пушкинской пр.), " Невинные речи" (1887), " Рассказы" (1888), " Хмурые люди" (1890).

В 1890 Ч. предпринял поездку на о. Сахалин, оставившую глубокий след в его творч. сознании (очерково-публицистич. кн. " Остров Сахалин", 1893-94, отд. изд. 1895; рассказы " В ссылке", 1892; " Убийство", 1895; как общий итог - повесть " Палата № 6", 1892). Исполненная духом протеста против мрачной, " тюремной" действительности, " Палата № 6" явилась высшей точкой в развитии критич. реализма Ч. конца 80 - нач. 90-х гг. В. И. Ленин так передал своё впечатление от произведения: " Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня было такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6" (цит. по кн.: Воспоминания родных о В. И. Ленине, 1955, с. 36).

Во 2-й пол. 80-х гг. Ч. много работал для театра: пьеса " Иванов" (1887-89), одноактная пьеса " Свадьба" (1889, опубл. 1890), пьеса " Леший" (1889, опубл. 1890; переделана затем в пьесу " Дядя Ваня"), ряд водевилей (" Медведь", " Предложение", " Юбилей" и др.).

В 1890-1900-е гг. Ч. совершил неск. поездок за границу. В 1892 он купил имение Мелихово в Серпуховском у., в 13 верстах от станции Лопасня (ныне г. Чехов). Он помогал местным крестьянам как врач, строил школы для крест, детей, выезжал в губернии, охваченные голодом (1892), работал участковым врачом во время эпидемии холеры (1892-93), участвовал во всеобщей переписи населения (1897).

Примерно с 1893 началась новая полоса в творчестве Ч. В 1894 он написал рассказ " Студент", где утверждается мысль о том, что "...правда и красота... продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле" (Полн. собр. соч. и писем, т. 8, 1947, с. 348). Произв. этого периода увенчиваются пьесой " Чайка" (1896). Однако после провала пьесы на сцене Александрийского театра на смену произв. лирич. окрашенности приходят иные произв. Повесть " Мужики" (1897) и рассказы 1897 отмечены последоват. стремлением писателя раскрыть правду жизни во всей её неприкрашенности, даже жёсткости, показать страшную её изнанку.

А. П. Чехов. " Дядя Ваня". Сцена из спектакля. МХТ. 1899,

В трилогии " Человек в футляре", " Крыжовник", " О любви" (1898), в рассказах и повестях конца 1890 - нач. 1900-х гг., в последнем рассказе " Невеста" (1903) Ч. рисовал духовный застой и порыв героя к лучшей жизни.

Высшего расцвета в 1890-1900-е гг. достигло мастерство Ч.-драматурга. После " Чайки" он в 1896 создал пьесу " Дядя Ваня" (опубл. 1897), в 1900-01-" Три сестры" (отмечена Грибоедовской пр.), в 1903-04 -" Вишнёвый сад". Все 4 пьесы были поставлены на сцене созданного в 1898 MXT (триумфальная премьера " Чайки" - 17 дек. 1898).

В 1898 после смерти отца, а также в связи с ухудшением здоровья (туберкулёз) Ч. перебрался из Мелихова в Ялту, где построил дом. Здесь он встречался с Л. H. Толстым, M. Горьким, И. А. Буниным, А. И. Куприным, И. И. Левитаном. Позиция Ч. во время процесса Дрейфуса и разрыв с реакц. газ. А. С. Суворина " Новое время", сочувственное отношение к студенческим волнениям - всё это отражало стремит, идейный рост Ч., его повышенный интерес к общественной жизни. Избранный почётным академиком в 1900, он вместе с В. Г. Короленко в 1902 отказался от этого звания в знак протеста против отмены Николаем II избрания Горького почётным академиком.

В произв. Ч. отразилась большая полоса рус. жизни - пореформенной и предреволюционной. Уже в первые годы лит. деятельности он создал юморески, к-рые никак не исчерпываются чистым юмором. Сквозь калейдоскопическую пестроту ранних рассказов всё более явственно проступают осн. темы: человек и его чин, поэзия и проза, фасад жизни и её оборотная сторона. Большая группа ранних рассказов Ч. показывает торжество меркантильного духа. Персонажи Антоши Чехонте всецело принадлежали породившей их действительности - казённой и обывательской. Все эти " толстые и тонкие>, " хамелеоны", " свистуны", " господа обыватели", " женихи и папеньки", " интеллигенты-кабатчики" и не пытаются противопоставить себя окружаю

А. П. Чехов. " Дом с мезонином". Илл. Д. Дубинского. 1954.

щей среде. Творческий перелом, пережитый Ч. в сер. 80-х гг., состоял и в том, что появлялись новые действующие лица, противопоставленные среде, страдающие именно в силу своей человечности (" Переполох", " Анюта", " Тоска"). В творчестве зрелого Ч. конца 1880 - нач. 1900-х гг. явственно обозначается осн. направление: устремлённость к анализу того, что H. Г. Чернышевский называл влиянием "...общественных отношений и житейских столкновений на характеры" (Полн. собр. соч., т. 3, 1947, с. 422-23). Ч. становится своеобразным исследователем души совр. человека. Отсюда его гл. тема - человеческое равнодушие, " сонная одурь", своего рода испытание героя, к-рый или пробуждается от духовной спячки или, махнув на всё рукой, подчиняется ей.

В пору зрелости внимание художника концентрируется на двух осн. сферах: люди интеллигентного сословия и люди из народа. И тема равнодушия развивается по двум разным руслам: герой - либо образованный человек, душевно успокоившийся, замкнувшийся в " футляре", либо человек из народа, забитый, замученный жизнью, доведённый до тупости и безразличия. " Футляр" становится у Ч. символом жизни, построенной на лжи, насилии, на утробной сытости одних, голоде и страданиях других. Рассказ " Студент", герой к-рого студент Иван Великопольский нашёл путь к душам двух крестьянок, Василисы и Лукерьи, открывал собой два ряда произв. 1890 - 1900-х гг. За героем рассказа " Студент" следуют персонажи повестей " Три года" (1895), " Дом с мезонином", " Моя жизнь" (оба -1896), маленькой трилогии (" Человек в футляре", " Крыжовник", " О любви"), рассказов " Ионыч" (1898), " Дама с собачкой" (1899), " Невеста" ·; за Василисой и Лукерьей -" мужики" из одноим. повести и рассказа " Новая дача" (1899), сотский (" цоцкай") из рассказа " По делам службы" (1899), герои повести " В овраге" (1900).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.