Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 19 страница. Различит. признаками Ф. могут быть любые мерисмы, но в каждом языке их набор ограничен, напр






Различит. признаками Ф. могут быть любые мерисмы, но в каждом языке их набор ограничен, напр. в рус. яз., в отличие от франц. яз., передний и задний характер вокализма не играет различит. роли, а незначимый во франц. яз. признак твёрдости и мягкости согласных в рус. яз. играет различит. роль: ср. " конь - кон", " лук - люк". Ф. образуют ряды (напр., все твёрдые, все глухие) и пучки (напр., " т - с - ц" в рус. яз.). К.-л. изменение Ф. охватывает обычно весь ряд (напр., все глухие, все заднеязычные), но иногда ограничивается и отд. Ф. в той или иной позиции (напр., " верьх - верх", " перьвый - первый" в рус. яз., прогрессирующая деназализация - " е носового" в польск. яз. в открытом конечном слоге). Все звуки, реализующие данную Ф., наз. её аллофонами. Выступая как варианты Ф., они могут быть не похожи на её осн. вид: ср., напр., " рок" и " роковой" [ръкЛвой]или ['а] на месте ['э], ['о] в первом предударном слоге якающих южнорус. говоров.

Ф.- объект изучения фонологии и морфонологии. Это понятие играет важную роль при решении таких практич. задач, как разработка алфавитов, принципов орфографии и т. п.

Лит.: Щерба Л. В., Фонетика французского языка, 7 изд., М., 1963; Аванесов Р. И., Фонетика современного русского литературного языка, М., 1956; 3индер Л. Р., Общая фонетика, Л., 1960; Реформатский А. А., Введение в языковедение, 4 изд., М.. 1967; Климов Г. А., Фонема и морфема, М., 1967; Протогенов

С. В., История учения о фонеме, Таш., 1970; Sapir E., Sound patterns in language, " Language", 1925, v. 1, № 2; Тwadde11 W. F., On defining the Phoneme, Baltimore, 1935 (Languagemonographs, Ma 16); Jones D., The Phoneme. Its nature and use, 3 ed., Camb., 1967; см. также лит. при ст. Фонология. Л. А. Реформатский.

ФОНЕНДОСКОП (отгреч. phone -звук, endon - внутри и ...скоп), мед. прибор, применяемый для выслушивания тонов сердца, дыхат. шумов и др. звуков, возникающих в организме (т. е. для тех же целей, что и стетоскоп). Ф. бывает только бинауральным (состоящим из двух трубок, концы к-рых вставляют в уши) и отличается от гибкого стетоскопа тем, что звукоулавливающая камера закрыта жёсткой мембраной для усиления выслушиваемых звуков.

ФОНЕР (Foner) Филип (р. 14.12.1910, Нью-Йорк), американский историк-марксист. Проф. ун-та Линкольна в Пенсильвании (с 1967). Осн. труды посвящены истории амер. пролетариата. В " Истории рабочего движения в США" (т. 1-4, 1947-66; рус. пер. 1949-69), к-рая охватывает события от колониального периода до 1-й мировой войны 1914-18, Ф. показывает активную борьбу амер. рабочих за социальный прогресс, уделяет первостепенное внимание деятельности социалистич. рабочих орг-ций. В др. работах Ф. исследуется влияние Окт. революции на рабочее движение в США, проблемы борьбы против рабства, нац.-освободит. борьбы кубинского народа. Ф. подготовил издания соч. Т. Пейна, Т. Джефферсона, Дж. Вашингтона, Ф. Дугласа, А. Линкольна, Ф. Д. Рузвельта и др.

Соч.: Business and slavery, N. Y., 1941; American labor and Indochina war, N. Y., 1971; The Spanish-Cuban-American war and the birth of American imperialism, v. 1-2, N. Y.- L., 1972; в рус. пер. - Марк Твен - социальный критик, М., 1961; История Кубы..., [т. 1 - 2], М., 1963-64; Джек Лондон - американский бунтарь, М., 1966; Дело Джо Хилла, М., 1970.

ФОНЕТИКА (греч. phonetikos - звуковой, от phone - звук), раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. лингвистич. дисциплин, Ф. исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносит. аппарата, а также акустич. характеристику звуковых явлений. Поэтому Ф. связана также с нелингвистич. дисциплинами: с анатомией и физиологией речеоб-разования и восприятия речи, с одной стороны, и с акустикой речи - с другой. Как и языкознание вообще, Ф. связана с психологией, поскольку речевая деятельность является частью психич. деятельности человека.

В отличие от нелингвистич. дисциплин, Ф. рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. Вне этой функции звуковая сторона языка не может быть понята; даже отдельный звук речи выделяется из звуковой цепи лишь как представитель фонемы, т. е. благодаря его связям со смысловыми единицами языка.

В соответствии с тем что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в Ф. различают собственно Ф. и фонологию.

Различают общую и частную Ф., или Ф. отд. языков. Общая Ф. изучает общие условия звукообразования, исходя из возможностей произносит. аппарата человека (напр., различаются губные, переднеязычные, заднеязычные согласные, если имеется в виду произносит. орган, определяющий осн. черты согласного, или смычные, щелевые, если имеется в виду способ образования преграды для проходящей из лёгких струи воздуха, необходимой для образования согласного), а также анализирует акустич. характеристики звуковых единиц, напр. наличие или отсутствие голоса при произнесении разных типов согласных. Строятся универсальные классификации звуков (гласных и согласных), к-рые основаны отчасти на артикуляционных, отчасти на акустич. признаках. Общая Ф. изучает также закономерности сочетания звуков, влияния характеристик одного из соседних звуков на другие (разного вида аккомодация или ассимиляция), коартикуляцию; природу слога, законы сочетания звуков в слоги и факторы, обусловливающие слогоделение; фонетич. организацию слова, в частности ударение. Она изучает средства, к-рые используются для интонации: высоту осн. тона голоса, силу (интенсивность), длительность отд. частей предложения, паузы.

В частной Ф. все указанные проблемы рассматриваются применительно к данному языку и сквозь призму функций, к-рые то или иное фонетич. явление или единица выполняют. Частная Ф. может быть описательной, или синхронной (см. Синхрония), и исторической, или диахронической, изучающей эволюцию звукового строя языка. Фонетич. и фонологич. аспекты представляют в частной Ф. единое целое, т. к. все звуковые единицы выделяются опосредованно через смысловые единицы, существующие в языке.

В Ф. широко применяются экспериментальные методы; поскольку при этом используются спец. приборы, эти методы наз. также инструментальными. К ним относятся: палатография, при помощи к-рой устанавливаются места соприкосновения языка с нёбом при звукообразовании, рентгенография, позволяющая видеть положение органов речи и их движение (при кинорентгене), осциллография, позволяющая анализировать длительность, высоту и интенсивность звука, и спектрография, дающая общую акустич. картину звука. В Ф. применяется метод изучения восприятия тех или иных звуковых явлений носителями языка, что особенно важно для фонологич. истолкования этих явлений.

Ф. имеет прикладное значение для рационализации письма (графики и орфографии), обучения правильному произношению, особенно на неродном языке, для исправления недостатков речи (логопедия и сурдопедагогика). Данные Ф. используются для повышения эффективности средств связи.

Начало изучения механизма образования звуков речи относится к 17 в.; оно было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы X. П. Бонета, Дж. Уиллиса, Й. К. Аммана). В кон. 18 в. рус. учёным X. Краценштейном было положено начало акустич. теории гласных, к-рая была развита в сер. 19 в. Г. Гелъмгольцем. К сер. 19 в. исследования анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Э. Брюкке. В работе нем. учёного Э. Зиверса " Grundzuge der Lautphysiologie", 1876 (2 изд.- " Grundzuge der Phonetik", 1881) впервые рассматривалось учение о звуках речи с лингвистич. точки зрения. Важную роль в развитии Ф. сыграли книги Г. Суита, Й. Есперсена, М. Граммона и др.

В России большую роль в развитии общей фонетики сыграли труды И. А. Бо-дуэна де Куртенэ, а также его учеников В. А. Богородицкого и Л. В. Щербы. Большое значение имели работы А. И. Томсона (" Общее языковедение", 1906). В сов. языкознании разрабатываются проблемы общей и практич. фонетики (работы Р. И. Аванесова, Л. Р. Зиндера, М. И. Матусевич, А. А. Реформатского и др.).

Лит.: Матусевич М. И., Введение в общую фонетику, 3 изд., М., 1959; 3индер

Л. Р., Общая фонетика, Л., 1960; Essen О. von, Allgemeine und angewandte Phonetik, 3 Aufl., В., 1962: Aberсrоmbie

D., Elements of general phonetics, Edinburgh, 1967; Manual of phonetics, Amst., 1968; Ma1mberg В., La phonetique, P., 1968. Л. Р. Зиндер.

ФОНИАТРИЯ (от греч. phone - звук, голос и iatreia - лечение), раздел оториноларингологии и вокальной педагогики, изучающий физиологию и патологию голосового аппарата человека, а также профилактику и лечение нарушений голоса.

ФИНИКА (от греч. phone - звук), звуковая организация художеств. речи, а также отрасль поэтики, её изучающая. Звуковой материал, к-рым располагает художеств. речь, задан ей самим языком; он всегда ограничен (напр., в рус. яз. всего 41 фонема), поэтому случайное повторение тех или иных звуковых явлений естественно происходит во всякой речи. Речь художественная упорядочивает эти повторения, используя их для эстетич. воздействия. Упорядоченность частично канонизируется, превращаясь в твёрдые нормы (область стихосложения), частично остаётся более свободной (область Ф. в узком смысле слова- она же эвфония, инструментовка). В разных литературах и в разные эпохи внимание к фонич. организации текста было различно (в рус. поэзии - в 20 в. больше, чем в 19 в.), но всегда в поэзии проявлялось больше, чем в прозе (см. Поэзия и проза).

Осн. элементом Ф. (эвфонии) является, т. о., звуковой повтор. Среди звуковых повторов различаются: а)по характеру звуков - аллитерации (повторы согласных) и ассонансы (повторы гласных); б) по количеству звуков - двойные, тройные и т. д. (А...А... и А...А...А...), простые и сложные (А...А... и ABC...ABC...), полные и неполные (ABC...ABC... и ABC...AC... ВС...); в) по расположению звуков в повторе (АВС...ВСА...АС... и пр.) - терминология не установлена; г) по расположению повторов в словах, в стихах и т. д.- анафора (А...- А...), эпифора (...А -...А), стык (...А -А...), кольцо (А...-...А) и их комбинации. Нек-рые из этих повторов могут быть канонизированы и стать элементом стихосложения (аллитерация в анафоре стиха канонизирована в герм. и тюрк. аллитерационном стихе, сложная аллитерация с ассонансом в эпифоре стиха канонизирована в рифме).

Повторы превращаются в систему: а) подбором присутствующих в тексте звуков (обычно) или отсутствующих (липо-грамматич. стихи, как в др.-инд. поэтике или в стихотворениях Г.Р. Державина, без звука " р"); б) расположением отобранных звуков по сходству (обычно) или по контрасту (в строках А. С. Пушкина " Пора, перо покоя просит, я девять песен написал" центр. слово " девять" контрастно выделяется на фоне аллитерации на " п"); в) сходством располагаемых звуков вполне точным, (аллитерация на " п", ассонанс на " у") или приблизительным (аллитерация на губные согласные, ассонанс на закрытые гласные).

Осмысление получающихся таким образом фонич. систем (связь " звук и смысл") происходит с различной степенью конкретности: а) звукоподражание или ономатопея (" Знакомым шумом шорох их вершин..." - Пушкин); 6) " звуковой символизм" (так, для пушкинских строк " Брожу ли я вдоль улиц шумных..." небезразлично, что по данным психологии звук " у" независимо от смысла слов обычно воспринимается как " тёмный", " тяжёлый", " грустный" и др.); в) звуковые ассоциации (аллитерирующие звуки напоминают о каком-то названном или неназванном " ключевом слове" - такова теория анаграмм, разработанная Ф. де Соссюром). Но и независимо от такого прямого осмысления сам факт наличия звуковых перекличек в стихе обогащает текст внутритекстовыми связями и тем делает его потенциально более выразительным художественно. См. также Звукопись.

Лит.: Артюшков А., Стиховедение. Качественная фоника русского стиха, М., 1927; Брюсов В., Звукопись Пушкина, Избр. соч., т. 2, М., 1955; Брик О., Звуковые повторы, в сб.: Поэтика, П., 1919; Бернштейн

С., Опыт анализа " словесной инструментовки", в. сб.: Поэтика, в. 5, Л., 1929; Шенгели Г., Техника стиха, М., 1960; Гончаров Б. П., Звуковая организация стиха и проблемы рифмы, М., 1973.

М. Л. Распаров.

ФОНОГРАММА (от греч. phone - звук и ...грамма), сигналограмма, полученная в результате звукозаписи. Классификация Ф. производится в основном по след. признакам: физич. явлениям, на основе к-рых осуществляется запись, и характерным особенностям записанной на Ф. информации. Согласно первому признаку, различают Ф. механические (граммофонные пластинки), фотографические и магнитные, полученные, соответственно, посредством механической записи, фотографической записи и магнитной записи. Согласно второму признаку, напр. в зависимости от наличия на Ф. информации о пространств. расположении источников звука, Ф. подразделяют на моно-, стерео-и квадрафонические (см. Монофоническая звукозапись, Стереофоническая звукозапись). Число дорожек на Ф. обычно 1-4; в нек-рых случаях (напр., при записи оркестровой и хоровой музыки) Ф. может содержать до 20 и более дорожек. См. также Запись и воспроизведение информации.

ФОНОГРАФ (от греч. phone - звук и ...граф), прибор для механич. звукозаписи и звуковоспроизведения; изобретён Т. А. Эдисоном в 1877. Звук записывается на цилиндрич. валике, обёрнутом оловянной фольгой (или бумажной лентой, покрытой слоем воска) при помощи иглы (резца), связанной с мембраной; игла вычерчивает на поверхности фольги винтовую канавку переменной глубины. При воспроизведении движущаяся по канавке игла совершает механич. колебания и связанная с ней мембрана излучает звук. В усовершенствованном виде Ф. применялся до 30-х гг. 20 в. преим. как диктофон. На основе Ф. были созданы граммофон и патефон, вытесненные (в 40-50-х гг. 20 в.) электромеханич. и магнитными записывающими и воспроизводящими устройствами (электрофоном, магнитофоном и др.).

ФОНОКАРДИОГРАФИЯ (от греч. phone - звук и кардиография), диагно-стич. метод графич. регистрации сердечных тонов и сердечных шумов. Применяется в дополнение к аускультации (выслушиванию), позволяет объективно оценить интенсивность и продолжительность тонов и шумов, их характер и происхождение, записать неслышимые при аускультации, 3-й и 4-й тоны. Синхронная запись фонокардиограммы (ФКГ), электрокардиограммы и сфигмограммы (см. Сфигмография) центр. пульса - поликардиография - позволяет определить длительность фаз сердечного цикла, т. е. получить косвенные данные о сократит. способности миокарда. Спец. аппарат для Ф. - фонокардиограф - состоит из микрофона, усилителя элек-трич. колебаний, системы частотных фильтров и регистрирующего устройства. Микрофон прикладывают к разным точкам грудной клетки над областью сердца. После усиления и фильтрации электрич. колебания поступают на различные каналы регистрации, что позволяет избирательно фиксировать низкие; средние и высокие частоты. Запись ФКГ производят в звукоизолированном помещении при задержке дыхания на выдохе (при необходимости - на высоте вдоха) в положении лёжа, после отдыха исследуемого в течение 5 мин. На ФКГ прямая (изоакустическая) линия отражает сис-толич. и диастолич. паузы. Нормальный 1-й тон (см. рис.) состоит из 3 групп осцилляции: начальной (низкочастотной), обусловленной сокращением мышц желудочков; центральной (большей амплитуды), обусловленной закрытием митрального и трикуспидального клапанов; конечной (малой амплитуды), связанной с открытием клапанов аорты и лёгочной артерии и колебаниями стенок крупных сосудов.

2-й тон состоит из 2 групп осцилляции: первая (большая по амплитуде) обусловлена закрытием аортальных клапанов, вторая связана с закрытием клапанов лёгочной артерии. Нормальные 3-й (связан с мышечными колебаниями при быстром наполнении желудочков) и 4-й (встречается реже, обусловлен сокращением предсердий) тоны определяются преим. у детей и у спортсменов. Характерные изменения ФКГ (ослабление, усиление или расщепление 1-го и 2-го тонов, появление патологических 3-го и 4-го тонов, систолич. и диастолич. шумов) помогают распознавать пороки сердца и нек-рые др. заболевания.

Лит.: Фитилева Л. М., Клиническая фонокардиография, 2 изд., М., 1968 (лит.); Кельман И. М., Электрокардиография н фонокардиография, 2 изд., М., 1974.

ФОНОЛИТ (от греч. phone - звук и lithos - камень; букв.- звенящий камень), эффузивный аналог нефелиновых сиенитов, состоящий из фельдшпато-идов (нефелина и др.), санидина, цветных минералов (щелочного пироксена и амфибола). Часто содержит вкрапленники гаюина илинозеана, иногда - плагиоклаз. Обычна порфировая структура. Ф. обладает пластинчатой отдельностью; отд. пластинки породы при ударе молотка сильно звенят (отсюда назв.). Используются в качестве щебня для мощения дорог и как заполнитель бетона.

ФОНОЛОГИЯ (от греч. phone - звук и ...логия), раздел языкознания, наука о звуковом строе языка, изучающая строение и функционирование мельчайших незначимых единиц языка (слогов, фонем). Ф. отличается от фонетики тем, что в центре её внимания находятся не сами звуки как физич. данность, а та роль (функция), к-рую они выполняют в речи как компоненты более сложных значимых единиц - морфем, слов. Поэтому Ф. иногда называют функцией, фонетикой. Соотношение Ф. и фонетики, по определению Н. С. Трубецкого, сводится к тому, что начало любого фонологич. описания состоит в выявлении смыслоразличит. звуковых противоположений; фонетич. описание принимается в качестве исходного пункта и материальной базы. Осн. единицей Ф. является фонема, осн. объектом исследования - противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологич. систему языка (фонологич. парадигматику). Описание системы фонем предполагает использование терминов различит. признаков (РП), служащих основанием противопоставления фонем. РП формулируются как обобщение артикуляц. и акустич. свойств звуков, реализующих ту или иную фонему (глухость - звонкость, открытость - закрытость и т. п.). Важнейшим понятием Ф. является понятие позиции (см. Позиция фонологическая), к-рое позволяет описать фонологич. синтагматику, т. е. правила реализации фонем в различных условиях их встречаемости в речевой последовательности и, в частности, правила нейтрализации фонемных противопоставлений и позиционной вариативности фонем.

В соответствии с тезисом об уровневой организации языка (см. Уровни языка) в Ф. различаются сегментный (фонемный) и суперсегментный (просодический) уровни; последний имеет свои единицы, параллельные фонемам сегментного уровня - просодемы, тонемы и др.

(см. Суперсегментные единицы языка), к-рые также поддаются описанию в терминах особых РП (напр., признаки регистра и контура при описании тоновых оппозиций). Как сегментные, так и суперсегментные единицы Ф. могут выполнять смыслоразличит. функцию (способствовать опознаванию и различению значимых единиц языка), к-рая является для них основной. Кроме того, Ф. изучает делимитативную (разграничительную) функцию звуковых единиц, состоящую в сигнализации границ слов и морфем в потоке речи, в связи с чем говорят о фонологич. пограничных сигналах (напр., фиксированное ударение в чеш. яз. указывает начало слова; фонемы [h] и [n] в нем. яз. возможны - соответственно - только в начале и в конце слова, при этом они являются показателями его границ). Наконец, третья функция фонологич. единиц, гл. обр. суперсегментных (длительность, высота тона и т. д.), - экспрессивная (выражение эмоцион. состояния говорящего и его отношения к сообщаемому).

Наряду с синхронич. Ф. (см. Синхрония), изучающей фонологич. систему языка в определённый историч. период, существует диахронич. Ф. (см. Диахрония), дающая фонологич. объяснение звуковых изменений в истории языка путём описания процессов фо-нологизации, дефонологизации и рефоно-логизации звуковых различий, т. е., напр., превращения позиционных вариантов одной фонемы в самостоят. фонемы или, наоборот, исчезновения определённой фонемной оппозиции, или же, наконец, смены основания фонемного противопоставления.

В 70-х гг. 20 в. развивается порождающая Ф. как часть общей теории порождающей грамматики (см. Математическая лингвистика). Она строится как система правил расстановки ударений и правил развёртывания абстрактных символов морфем в конкретные звуковые цепочки. В порождающей Ф. центр. единицей становится уже не фонема, а РП, т. к. именно в терминах РП и позиций формулируются все фонологич. правила. Идеи порождающей Ф. применяются как в синхронической, так и в диахронич. Ф.

Ф. как самостоятельная лингвистич. дисциплина в её совр. понимании сложилась в 20-30-е гг. 20 в.; создателями её были Н. С. Трубецкой, Р. Якобсон, С. О. Карцевский, изложившие осн. идеи Ф. на 1-м Междунар. конгрессе лингвистов (Гаага, 1928). Важнейшей вехой в развитии Ф. была книга Трубецкого " Основы фонологии" (1-е нем. изд.- 1939) - первое систематич. изложение задач, принципов и методов Ф. Однако предпосылки к созданию Ф. сложились ещё в кон. 19 в. благодаря трудам нем. учёного И. Винтелера и англ. учёного Г. Суита; существенное общетеоретич. влияние на возникновение Ф. оказали труды Ф. де Соссюра и К. Бюлера. Особенно же велик вклад в подготовку почвы для развития фонологии И. А. Бодуэна де Куртенэ. Его труды впервые дают разработку идеи фонемы и её признаков, хотя с течением времени эта концепция изменялась. На базе исследований Бодуэна де Куртенэ сложились две отечеств. фонологич. школы - ленинградская (Л. В. Щерба, Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич, Л. В. Бондарко и др.) и московская (В. Н. Сидоров, Р. И. Аванесов, П. С. Кузнецов, А. А. Реформатский, А. М. Сухотин, М. В. Панов и др.)- и оригинальная концепция С. И. Берн-штейна. Осн. различие между этими школами состоит в понимании фонемы и степени автономности Ф. по отношению к морфологии (роли морфологич. критерия при определении тождества фонем). В европ. лингвистике проблемы Ф. разрабатывались в трудах членов Пражского лингвистического кружка - главного фонологич. центра в Европе - и Лондонской фонологич. школы (родоначальник - Д. Джонс; с 40-х гг. наз. Лондонской лингвистич. школой); особенно значителен вклад последней в развитие суперсегментной Ф. (труды Дж. Ферса, У. Аллена, Ф. Палмера, Р. Робинса и др.) в 40-60-е гг. 20 в. В меньшей мере Ф. разрабатывалась в рамках копенгагенской лингвистич. школы (см. Глоссематика). На развитие Ф. оказали заметное влияние труды нек-рых учёных, формально не принадлежавших к к.-л. школе, но идейно наиболее близких к концепции Пражского лингвистич. кружка- А. Мартине, Е. Куриловича, Б. Мальмберга, А. Соммерфельта. Значит. развитие Ф. получила в амер. дескриптивной лингвистике (труды Л. Блумфилда, Э. Сепира и их учеников - М. Сваде-ша и У. Тводделла). Важное достижение амер. Ф. (Ч. Хоккет, Г. Глигон, Б. Блок, Дж. Трейджер, К. Пайк и др.) - разработка метода дистрибутивного анализа (см. Дистрибуция).

Лит.: Трубецкой Н. С., Основы фонологии, пер. с нем., М., I960; Мартине А., Принцип экономии в фонетических изменениях (Проблемы диахронической фонологии), пер. с франц., М., 1960; Зиндер Л. Р., Общая фонетика, Л., 1960; Бернштейн

С. И., Основные понятия фонологии, " Вопросы языкознания", 1962, № 5; Якобсон Р., ХаллеМ., Фонология и ее отношение к фонетике, в сб.: Новое в лингвистике, в. 2, М., 1962; Бодуэн де КуртенэИ. А., Избранные труды по общему языкознанию, т. 1 - 2, М., 1963 Основные направления структурализма, М. 1964; Пражский лингвистический кружок Сб. ст., М., 1967; Реформатский А. А. Из истории отечественной фонологии. Очерк Хрестоматия, М., 1970; Щерба Л. В., Языковая система и речевая деятельность, Л., 1974; Martinet A., Phonology as functional phonetics, L., 1949; Hoenigswald H. M., Language change and linguistic reconstruction, Chi., 1960; Jakobson R., Selected writings, v. 1, 's-Gravenhage, 1962; Chomsky N., Halle M., The sound pattern of English, N. Y., 1968; см. также лит. при ст. Фонема, В. А. Виноградов.

ФОНОН (от греч. phone - звук), квант колебательного движения атомов кристалла. Колебания атомов кристалла благодаря взаимодействию между ними распространяются по кристаллу в виде волн, каждую из к-рых можно охарактеризовать квазиволновым вектором k и частотой w, зависящей от k: w = wv(k), где индекс v =1, 2,..., 3r (r - число атомов в элементарной ячейке кристалла) обозначает тип колебания (см. Колебания кристаллической решётки). Согласно законам квантовой механики, колебательная энергия атомов кристалла может принимать значения. равные

[ris]

новного состояния, h - Планка постоянная. Каждой волне можно поставить d соответствие квазичастицу - Ф. Энер-

[ris]

Ф. взаимодействуют друг с другом, с др. квазичастицами (электронами проводимости, магнонами и др.) и со статич. дефектами кристалла (с вакансиями, дислокациями, с границами кристаллитов, поверхностью образца, с чужеродными включениями). При столкновениях Ф. выполняются законы сохранения

энергии и квазиимпульса. Последний является более общим, чем закон сохранения импульса (см. Сохранения законы), т. к. суммарный квазиимпульс сталкивающихся квазичастиц, в частности Ф., может изменяться на величину 2 п hb, где b - вектор обратной решётки. Такие столкновения наз. процессами переброса, в отличие от нормальных столкновений (b = 0). Возможность процесса переброса - следствие периодичности в расположении атомов кристалла. Ср. число Ф. < nkv> определяется формулой Планка:

[ris]

где Т - темп-pa, k - Больцмана постоянная. Эта формула совпадает с распределением частиц газа, подчиняющихся статистике Бозе - Эйнштейна, когда химический потенциал равен нулю (см. Статистическая физика). Равенство нулю химич. потенциала означает, что число Nф Ф. в кристалле не сохраняется, а зависит от темп-ры. Для всех твёрдых

[ris]

Понятие Ф. позволяет описать тепловые и др. свойства кристаллов, используя методы кинетич. теории газов. Ф. в большинстве случаев представляют собой главный тепловой резервуар твёрдого тела. Теплоёмкость кристаллич. твёрдого тела практически совпадает с теплоёмкостью газа Ф. Теплопроводность кристалла можно описать как теплопроводность газа Ф., теплосопротивление к-рого обеспечивается процессами переброса.

Рассеяние электронов проводимости при взаимодействии с Ф.- осн. механизм электросопротивления металлов и полупроводников. Способность электронов проводимости излучать и поглощать Ф. приводит к притяжению электронов друг к другу, что при низких темп-pax является причиной перехода ряда металлов в сверхпроводящее состояние (см. Сверхпроводимость, Купера эффект). Излучение Ф. возбуждёнными атомами и молекулами тел обеспечивает возможность безызлучательных электронных переходов (см. Релаксация). В релаксац. процессах в твёрдых телах Ф. обычно служат стоком для энергии, запасённой др. степенями свободы кристалла, напр. электронными..

Ср. энергию газа Ф. (как и др. квазичастиц) можно характеризовать величиной, подобной темп-ре обычного газа. Однако благодаря сравнительно слабой связи Ф. с др. квазичастицами фононная (или решёточная) темп-pa может отличаться от темп-ры др. квазичастиц (электронов проводимости, магнонов, эксито-нов). В аморфных (стеклообразных) телах понятие Ф. удаётся ввести только для длинноволновых акустич. колебаний, мало чувствительных к взаимному расположению атомов.

Ф. наз. также элементарные возбуждения в сверхтекучем гелии, описывающие колебательное движение квантовой жидкости (см. Сверхтекучесть).

Лит.: 3айман Дж., Электроны и фононы, пер. с англ., М., 1962; Косевич А. М., Основы механики кристаллической решетки, М., 1972; Рейсленд Дж., Физика фононов, пер. с англ., М., 1975.

М. И. Каганов.

ФОНОТЕКА (от греч. phone - звук и theke - хранилище), организованное в определённой системе собрание звукозаписей (муз., лит., документальных, спец. учебных и др.); учреждение (или его подразделение), осуществляющее собирание, спец. обработку, хранение и выдачу звукозаписей. Существуют гос., общественные и личные Ф.- универсальные и специализированные. Значит. распространение получили уч. Ф.- в общеобразоват. школах (одна из первых - в нач. 20 в. в Париже), высших, ср. спец. уч. заведениях, особенно музыкальных, театральных, пед., культурно-просветительных.

Крупнейшие Ф. мира: в СССР - Гос. дома радиовещания и звукозаписи, Центр. гос. архива звукозаписей, Всесоюзной студии грамзаписи, Гос. б-ки им. В. И. Ленина, Всероссийского театрального об-ва. Центр. театрального музея им. А. А. Бахрушина (все - в Москве), Моск. и Ленингр. консерваторий и др.; за рубежом - Брюссельская междунар. Ф. (Бельгия), Ф. Берлинской АН и Берлинской б-ки (ГДР), Академии грамзаписи им. Ш. Кро (Франция), Британского музея (Великобритания), Б-ки Конгресса в Вашингтоне (США) и др. Уникальные собрания звукозаписей имеют известные зарубежные фирмы граммофонных пластинок. В крупных Ф., как правило, существуют отделы т. н. фондовых (оригинальных) звукозаписей (см. в ст. Звукозапись). О частных собраниях звукозаписей см. в ст. Филофония. Лит.: Волков-Ланнит Л. Ф., Искусство запечатленного звука, М., 1964.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.