Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ф. называют также применение физиотерапевтич. процедур. 1 страница






Лит.: Аникин М. М., Варшавер Г. С., Основы физиотерапии, 2 изд., М., 1950; Справочник практического врача по физиотерапии, 2 изд., [М.], 1964; Практическое руководство по проведению физиотерапевтических процедур, 3 изд., М., 1970; Учебное пособие по физиотерапии, М., 1975; Справочник по физиотерапии, М., 1976; Physical medicine in general practice, N. Y., 1946; Therapeutic electricity and ultraviolet radiation, New Haven, 1959.

А. Н. Обросов, В. М. Стругацкий.

Физиотерапия в ветеринарии. Физиотерапевтич. процедуры используют гл. обр. для лечения парезов, параличей, болезней суставно-связочного аппарата, кожи, органов дыхания, нарушений обмена веществ. Применяют такие виды Ф., как электролечение, светолечение, грязе-теплолечение, водолечение, массаж и др. В электролечении используют гальванизацию, аппараты для стимуляции мышц, дарсонвализацию, диатермию, УВЧ-терапию; для светолечения - ультрафиолетовое и инфракрасное облучение; для грязетеплолечебных процедур - сапропель, озокерит, парафин, глину, песок, горячий воздух и др. Водолечение включает купание, душ и разные виды ванн. Ф. для лечения и профилактики болезней животных стали широко применять с 30-х гг. 20 в. Большой вклад в развитие сов. вет. Ф. внесли И. Д. Медведев, И. Я. Деми-денко, М. Н. Кириллов, Н. А. Барсуков и др. Вет. Ф. как раздел терапии включена в программу вет. уч. учреждений.

Лит.: Медведев И. Д., Физические методы лечения животных, 3 изд., М.. 1964.

В. А. Липин.

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА, свойство, общее в качеств. отношении многим физич. объектам (физич. системам, их состояниям и происходящим в них процессам), но в количеств. отношении индивидуальное для каждого объекта. К Ф. в., характеризующим свойства объектов, относятся длина, масса, электрич. сопротивление и т. п., к Ф. в., характеризующим состояние системы, - давление, темп-pa, магнитная индукция и т. п., к Ф. в., характеризующим процессы, - скорость, мощность и др.

Для количеств. оценки Ф. в. (определения её значения в виде нек-рого числа принятых для неё единиц) пользуются различными методами измерений. Ф. в. присвоены буквенные символы, используемые в физич. уравнениях, выражающих связи между Ф. в., существующие в физич. объектах. Термин " Ф. в." применяют не только в физике, но и в др. науках (химии, биологии и т. д.), когда количеств. сравнение свойств исследуемых объектов осуществляют физич. методами (см. Метрология, Размерность физической величины).

ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ, наука о географической оболочке Земли и её структурных частях. Ф. г. делится на основные разделы: землеведение, изучающее общие закономерности строения и развития геогр. оболочки Земли, и ландшафтоведение - учение о природных терр. комплексах (геосистемах) разного ранга; кроме того, к Ф. г. относят палеогеографию (являющуюся одновременно частью историч. геологии). Группа физико-геогр. наук включает науки, изучающие отд. компоненты природной среды - геоморфологию, климатологию, гидрологию суши, океанологию, гляциологию, геокриологию, географию почв, биогеографию. Каждая из них одновременно относится к одной из смежных естеств. наук (напр., геоморфология - к геологии, биогеография - к биологии и т. д.). Ф. г. тесно связана также с картографией и с экономич. географией. На стыке с технич., с.-х., медицинскими и др. науками формируются прикладные направления Ф. г., охватывающие различные стороны оценки природных терр. комплексов и разрабатывающие пути их охраны и рационального использования.

Основные этапы развития Ф. г. Зачатки физико-геогр. идей содержатся уже в трудах антич. авторов. Первоначальные, чисто умозрительные натурфилос. попытки объяснения природных явлений, наблюдавшихся на земной поверхности, принадлежат философам ионийской школы (Фалес, Анаксимандр, 7-6 вв. до н. э.). На рубеже 6-5 вв. до н. э. возникла идея шарообразности Земли и представление о тепловых поясах. Физико-геогр. концепции древних греков в наиболее полной и систематич. форме изложил (в 4 в. до н. э.) Аристотель. В его работе " Meteoro-logica" содержатся идеи взаимопроникновения земных оболочек, круговорота воды и воздуха, рассматриваются причины различных атм. явлений, вопросы происхождения рек, их аккумулятивной деятельности и др. проблемы, относящиеся к сфере общего землеведения. Те же вопросы интересовали последователей Аристотеля - перипатетиков Теофраста, Стратона. Элементы Ф. г. встречаются у Эратосфена (3-2 вв. дон. э.), Посидо-ния (2-1 вв. до н. э.), Страбона (1 в. до н. э.- 1 в. н. э.).

Феод. замкнутость и религ. мировоззрение в эпоху средневековья не способствовали развитию изучения природы. Земля изображалась плоской и населённой фантастич. обитателями. У арабов и др. народов Востока сохранялось представление о шарообразности Земли, но в описание и истолкование её природы существ. вклада они не внесли.

Великие географические открытия 15- 17 вв. положили начало формированию единого геогр. кругозора. Была доказана шарообразность Земли, установлено единство Мирового ок., примерное соотношение суши и моря, обнаружены зоны постоянных ветров, открыты важнейшие мор. течения. В геогр. описаниях этого периода наибольшее внимание уделялось тем явлениям природы, к-рые имели практич. значение для мореплавания (ветры, приливы, течения). Общеземле-ведческое направление в географии стало приобретать прикладной характер: оно в первую очередь было подчинено нуждам навигации. Науч. итоги Великих геогр. открытий подвёл Б. Варениус в своём труде " Geographia generalis" (1650), к-рый явился первой попыткой определить географию как естеств. науку о поверхности земного шара, рассматриваемого в целом и по отд. регионам. Варениус подчёркивал значение опыта как источника геогр. знаний и математики в качестве основы для формирования геогр. законов. Во 2-й пол. 17 в.- 1-й пол. 18 в. интерес к изучению физико-геогр. явлений неуклонно возрастал (И. Ньютон, Г. Лейбниц, Э. Галлей, Ж. Бюффон и др.).

Развитие землеведения в России связано гл. обр. с трудами М. В. Ломоносова (" О слоях земных", 1763, и др.). Во 2-й пол. 18 в. появляются монографич. исследования природы отд. территорий (среди них - " Описание земли Камчатки" С. П. Крашенинникова). Термин " Ф. г." становится общепринятым, хотя его содержание ещё чётко не определилось. Успехи естеств. наук, и в первую очередь физики, способствовали, особенно со 2-й пол. 18 в., постепенному переходу от натурфилософских концепций к естествен-нонауч. объяснению ряда природных процессов на земной поверхности, в атмосфере и океане. Это стало возможным благодаря экспериментальному изучению мн. природных явлений (с использованием барометра, термометра, гигрометра и др. приборов). Большое значение для Ф. г. имели точные топографич. съёмки и создание обзорных карт на матем. основе. Ко 2-й пол. 18 в. относятся первые попытки природного районирования земной поверхности во Франции и России.

В 1-й пол. 19 в. важную роль в развитии физико-геогр. наук сыграла их тесная связь с физикой (Ф. г. часто рассматривалась как часть физики и в её разработке активное участие принимали физики, напр. Э. X. Ленц), а в дальнейшем - с биологией (особенно под влиянием идей Ч. Дарвина). В течение 19 в. происходила интенсивная специализация Ф. г., начали формироваться климатология, биогеография, гидрология, геоморфология, почвоведение.

Наряду с углубляющейся дифференциацией Ф. г. усилился интерес к изучению взаимных связей между отд. компонентами природы земной поверхности. А. Гумбольдт (" Космос", т. 1, 1845) видел цель Ф. г. в исследовании общих законов и взаимосвязей между отд. природными явлениями на Земле в целом. Особое внимание при этом он уделял зависимостям между растительностью и климатом. В своих исследованиях по Ф. г. он широко применял сравнительно-географический метод и настаивал на необходимости использования исторического метода. Комплексный подход к изучению природных явлений обнаруживается и в трудах рус. путешественников-натуралистов 40-60-х гг. 19 в.- Э. А. Эверс-мана, А. Ф. Миддендорфа, Н. А. Север-цова, И. Г. Борщова и др.

В последней четверти 19 в. трудами В. В. Докучаева были заложены основы совр. Ф. г. Опираясь на учение о почве, он в 1898 высказал мысль о необходимости новой науки, о соотношении и взаимодействии между всеми компонентами живой и неживой природы и сформулировал закон зональности. Докучаев положил начало комплексным (в т. ч. стационарным) физико-географическим исследованиям. Созданная им геогр. школа (А. Н. Краснов, Г. Н. Высоцкий, Г. Ф. Морозов и др.) продолжила разработку проблемы зональности и идеи природно-терр. комплекса. Изучая внутризональные физико-геогр. закономерности, последователи Докучаева пришли к представлению о ландшафте географическом. Л. С. Берг подчеркнул (в 1913) единство его компонентов и связь ландшафтов с определёнными природными зонами. Учение о зонах природы было положено в основу физико-геогр. районирования России (в т. ч. в прикладных целях - с.-х., ле-соводственных, агролесомелиоративных и др.).

Вне связи с ландшафтно-геогр. идеями П. И. Броунов сформулировал (в 1910) понятие о наружной оболочке Земли (объединяющей лито-, гидро-, атмо- и биосферу). Согласно Броунову, изучение строения этой оболочки, взаимодействия её частей и составляет предмет Ф. г.; эта важная мысль не привлекла тогда внимание географов, и учение о ландшафте ещё долго развивалось в отрыве от обще-землеведческих концепций. К пониманию единства общего и частного в Ф. г. ближе других в 1914 подошёл Р. И. Аболин. Он предложил систему природных комплексов Земли, начиная от внешней её оболочки (эпигенемы) до элементарной территориальной единицы (эпифации), причём ясно указал на 2 важнейшие закономерности физико-геогр. дифференциации- зональность и азональность. В те же годы комплексным подходом к изучению ряда компонентов природной среды выделялись исследования А. И. Воейкова, Г. И. Танфильева, Д. Н. Анучина и некоторых др. рус. географов.

В зарубежных странах в кон. 19 - нач. 20 вв. Ф. г. ещё не оформилась как науч. дисциплина, хотя физико-геогр. сведениям отводилось значит. место в страноведческих описаниях, особенно в трудах французской школы " географии человекам. Выделяются отдельные физико-геогр. исследования, в частности по природному районированию и ландшафтове-дению (Э. Хербертсон, 3. Пассарге). Сводки по общему землевладению (Э. Мартонн и др.) строились обычно по отраслевому плану.

После Великой Октябрьской революции в СССР были осуществлены широкие исследования различных природных компонентов (климат, реки, почвы, растительность и др.), усилился интерес к комплексным физико-геогр. проблемам - детальному физико-геогр. районированию, ландшафтной съёмке, созданию ландшафтных карт. Для развития общей теории Ф. г. в 20-30-х гг. выдающееся значение имели идеи В. И. Вернадского о биосфере, геол. и геохимич. роли организмов. Осн. направления теории Ф. г. в 30-е гг. разрабатывали Л. С. Берг и его последователи (исследования ландшафта, взаимодействия его отд. компонентов, осн. форм и факторов его динамики) и А. А. Григорьев (развитие понятия о физи-ко-географич. оболочке Земли и основных чертах её структуры, применение количественных методов для изучения физико-геогр. процессов). Труды Л. С. Берга, И. П. Герасимова, К. К. Маркова составили существ. вклад в палеогеографию.

В 50-60-е гг. исследования в области ландшафтоведения значительно активизировались, причём гл. внимание уделялось ландшафтной съёмке и созданию ландшафтных карт. В связи с этим разрабатывались вопросы таксономии природных терр. комплексов, морфологии и классификации ландшафтов, а также физико-геогр. районирования (Д. Л. Арманд, Н. А. Гвоздецкий, А. Г. Исаченко, С. В. Калесник, Ф. Н. Мильков, Н. И. Михайлов, В. С. Преображенский, Н. А. Солнцев, В. Б. Сочава и др.). Важным направлением в работе физико-географов явилось создание региональных сводок, посвящённых природе СССР и зарубежных стран (Б. Ф. Добрынин, С. П. Суслов, Э. М. Мурзаев, М. П. Петров и др.). На стыке Ф. г. со смежными науками возникли биогеоценология (В. Н. Сукачёв), геохимия ландшафта (Б. Б. Полынов). Практич. опыт комплексных ландшафтных исследований и успехи отд. физико-геогр. наук в сфере изучения планетарных процессов (радиац. и теплового баланса Земли, глобального влаго-оборота, взаимодействия атмосферы и Мирового ок., многолетних колебаний теплового режима и увлажнения) способствовали дальнейшему развитию общего землеведения (С. В. Калесник, К. К. Марков, А. М. Рябчиков, М. М. Ермолаев).

В ряде развитых стран Запада (США, Великобритания, Франция и др.), где география рассматривается главным образом как социальная наука, Ф. г. в совр. её понимании не получила широкого развития. Содержание Ф. г. обычно ограничивается изучением лишь абиотич. элементов природы земной поверхности. Нек-рые географы ФРГ, Австрии, Швейцарии придерживаются мнения, что предметом географии является земная оболочка (Erdhulle), или геосфера, с составляющими её ландшафтами, однако в данном случае подразумеваются не собственно природные системы, а интеграции, объединяющие природу и человека. Тем не менее в практич. исследованиях ряда географов ФРГ (К. Тролль, Й. Шмитхю-зен) ландшафты обычно рассматриваются как природные комплексы; это направление получило назв. экологии ландшафтов. Под влиянием потребностей практики (с.-х. оценка земель, лесоводство, региональное планирование), стимулируемых остротой проблемы защиты окружающей среды, и в др. капиталистич. странах - США, Канаде, Австралии, Великобритании, Франции усиливается интерес к изучению геосистем. Элементы учения о геосистемах встречаются и в нек-рых сводках по общему землеведению (напр., П. Биро). С 60-х гг. исследования по физико-геогр. районированию и экологии ландшафтов интенсивно развиваются в ГДР (Э. Неф, Г. Хазе, X. Рихтер, Г. Барч), Польше (Е. Кондрацкий, Т. Барт-ковский), Чехословакии (Я. Демек, Э. Мазур, М. Ружичка, Я. Дрдош), Венгрии (М. Печи), Румынии (X. Грумэзес-ку), Болгарии (П. Петров).

Современное состояние, проблемы и перспективы развития Ф. г. В СССР Ф. г. сложилась как синтетич. наука о природных комплексах всех уровней: от геогр. оболочки до ландшафтных фаций. Изучение геогр. оболочки включает исследование процессов энерго- и массообмена между компонентами этой системы, круговорота веществ, изменений её структуры. Геогр. ландшафты рассматриваются в отношении их происхождения, морфологии, структуры и функционирования (трансформации энергии, гравитационного переноса вещества, влагооборота, миграции химич. элементов, продуцирования биомассы и биогенного круговорота), динамики и развития. К числу актуальных проблем Ф. г. относится изучение ландшафтов культурных.

Всесторонние исследования природных терр. комплексов потребовали применения в Ф. г. определённой системы методов. Традиционные для геогр. наук экспе-диционно-описательный, сравнительно геогр., картографич. и историч. методы стали дополняться стационарными исследованиями с применением геофизич., геохимич. и др. методов. Существенное значение для исследований в труднодоступных районах и для изучения глобальных физико-географических закономерностей имеют материалы дистанционных съёмок. Для обобщения полевых наблюдений и получения теоретич. выводов перспективно использование матем. методов, моделирования природных процессов, принципов кибернетики и общей теории систем.

Идеи и методы Ф. г. находят разностороннее применение. Уже на первом этапе развития (в нач. 20 в.) учение о ландшафте использовалось в целях оценки земель, лесоводства, мелиорации. После Великой Отечеств. войны 1941-45 появились др. прикладные направления Ф. г.- инженерное, мелиоративное, градостроительное, рекреационное и пр., осн. содержанием к-рых явилась оценка природных терр. комплексов с точки зрения условий жизни населения, возможностей освоения и развития различных отраслей нар. х-ва.

Воздействие человека на те или иные компоненты природной среды вызывает нарушение межкомпонентных связей в природных терр. комплексах, их энергетич. и водного баланса, геохимич. круговорота, биологич. равновесия. В силу непрерывности геогр. оболочки и связей между отд. ландшафтами локальные воздействия распространяются (посредством циркуляции возд. масс, стока, гравитац. перемещения материала, миграций организмов и т. п.) за пределы того или иного ландшафта, приобретая более широкое (иногда даже планетарное) значение, сказываясь в конечном счёте на структуре всей геогр. оболочки. Растущие потребности производства в природных ресурсах вызывают необходимость в разумном сочетании мероприятий по охране и преобразованию природы.

Осн. задачи Ф. г. на совр. этапе: разработка путей направленного регулирования функций ландшафта (влагооборота, теплового режима, биол. продуктивности и др.) и рациональной организации территории, т. е. размещения площадей с различным целевым назначением, режимом использования и охраны.

В разработке науч. основ оптимизации природной среды Ф. г. сближается с экологией. Однако задачи Ф. г. шире, поскольку она охватывает более обширную систему связей в природном комплексе и рассматривает природу не только как среду обитания человека, но и как сферу производств. деятельности общества. Эти задачи - общие для Ф. г. и экономич. географии, сотрудничество к-рых проявляется в совместном участии учёных обеих специальностей в районных планировках, в оценке природных ресурсов, в комплексном (физико- и экономико-геогр.) обосновании крупных региональных на-роднохоз. проектов. Важнейшие тенденции развития Ф. г. в СССР - усиление внимания к проблемам структуры и динамики природных комплексов, совершенствование методики, расширение сферы прикладных физико-геогр. исследований, растущее внимание к проблемам воздействия человека на природу, участие в разработке науч. основ оптимизации такого воздействия.

См. также География; Физико-географические науки в 24-м томе БСЭ, кн. II- " СССР", раздел Наука.

Лит.: Докучаев В. В., Соч., т. 6, М., 1951; Берг Л. С., Избр. труды, т. 1 - 2, М., 1956-58; Григорьев А. А., Закономерности строения и развития географической среды, М., 1966; его же. Типы географической среды, М., 1970; Вернадский В. И., Биосфера, М., 1967; Калесник С. В., Общие географические закономерности Земли, М., 1970; Сочава В. Б., Учение о геосистемах, Новосиб., 1975; Марков К. К., Палеогеография, 2 изд., М., 1960; Арманд Д. Л., Наука о ландшафте, М., 1975; 3абелин И. М., Физическая география сегодня, М., 1973; Исаченко А. Г., Развитие географических идей, М., 1971; Мильков Ф. Н., Ландшафтная сфера Земли, М., 1970; Преображенский В. С., Беседы о современной физической географии, М., 1972; Рябчиков А. М., Структура н динамика геосферы..., М., 1972; Отечественные физико-географы н путешественники, М., 1959; Введение в физическую географию. М., 1973; Топологические аспекты учения о геосистемах, Новосиб., 1974; Развитие физико-географических наук (XVII -XX вв.), М., 1975; Конструктивная география, М., 1976; Очерки истории географической науки в СССР, М., 1976; Ваrtkоwski Т., Zastospwania geografii fizycznej, Warsz. - Poznari, 1974; Вirot P., Precis de geographic physique generale, P., 1959; Сhоr1еу R.J., Kennedy B. A., Physical geography. A systems approach, L., 1971; Коndracki J., Podstawy regionalizacji fizyczno-geograficznej, Warsz., 1969; SchmithusenJ., Allgemeine Geosynergetic (Grundlagen der Landschaftskunde), В., 1976; Theoretische Probleme der physisch-geographischen Raum-gliederung, Bratislava, 1972. А. Г. Исаченко.

ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОЛОГИЯ, то же, что динамическая геология.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. Физическая культура (Ф.к.)- часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физич. способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния Ф. к. в обществе: уровень здоровья и физич. развития людей; степень использования Ф. к. в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

Основные элементы Ф. к.: физические упражнения, их комплексы и соревнования по ним, закаливание организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физич. труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.

В социалистич. обществе Ф. к., будучи достоянием народа, является важным средством " воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство" (Программа КПСС, 1976, с. 120-21). Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономич. эффективности производства. Физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность гос. и обществ. орг-ций в области Ф. к. и спорта (в СССР - союзный, республиканские, областные и др. к-ты по физич. культуре и спорту, профсоюзы, комсомол, Добровольные спортивные общества, ДОСААФ, спортивные федерации и др.). На совр. этапе решается задача превращения массового физкультурного движения в общенародное, базирующееся на научно обоснованной системе физич. воспитания, к-рая охватывает все социальные слои общества. Существуют гос. системы программно-оценочных нормативов и требований к физич. развитию и подготовленности различных возрастных групп населения (в СССР - физкультурный комплекс ГТО - Готов к труду и обороне СССР). Обязат. занятия Ф. к. по гос. программам проводятся в дошкольных учреждениях, во всех типах уч. заведений, в армии; на предприятиях, в учреждениях и др.- в режиме рабочего дня (производственная гимнастика, физкультурные паузы и т. п.). Для организации массовой физкультурно-оздоровит. работы на предприятиях, в учреждениях, колхозах, уч. заведениях и др. созданы коллективы Ф. к. (в СССР в 1976 - ок. 250 тыс. таких коллективов, объединявших св. 50 млн. физкультурников, в т.ч. ок. 120 тыс. сел. коллективов - св. 18 млн. чел.; в физкультурно-спортивных секциях занималось св. 20 млн. школьников, ок. 2 млн. уч-ся профтехучилищ, св. 2 млн. уч-ся ср. спец. уч. заведений, ок. 2 млн. студентов; производственной гимнастикой на предприятиях - св. 22 млн. чел., в группах общей физич. подготовки - ок. 7 млн. чел.).

В капиталистич. обществе трудящиеся не имеют условий для овладения всеми достижениями Ф. к., как и культуры вообще. В бурж. гос-вах Ф. к. развивается в основном в зависимости от конкретных интересов монополий, фирм и т. п., что обусловливает отсутствие единства требований, нормативов по физич. воспитанию и возможности занятий Ф. к. для большинства социальных слоев и возрастных групп населения, крайне ограничено число добровольных физ-культурно-спорт. орг-ций трудящихся, существующих на средства профсоюзов. Многочисленные стадионы и др. спорт. сооружения принадлежат бурж. спорт. клубам, членство в к-рых обусловлено недоступными для широких масс денежными взносами, а во многих случаях и традиционно сословными ограничениями. Субсидирование гос-вом физкультур-но-спорт. орг-ций и спорт. сооружений, как правило, отсутствует. Средства, выделяемые на Ф. к., направлены в основном на развитие военно-прикладных видов спорта и т. н. большого спорта - в престижных целях.

Спорт (С.)- составная часть Ф. к., а также средство и метод физич. воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Исторически сложился как особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физич. развития. С. в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, спец. подготовку к ней (спортивную тренировку), специфич. социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты. Социальная ценность С. заключается в том, что он представляет собой фактор, наиболее действенно стимулирующий занятия Ф. к., способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов, является одной из наиболее массовых форм дружеских интернациональных связей.

Существуют три основные взаимосвязанные организационные формы С.: массовый самодеятельный С., С. как уч. предмет и С. высших достижений (или т. н. большой С.). Первые две формы являются органической частью системы физич. воспитания, Ф. к. общества: массовый С. лишь относительно лимитируется возрастом, состоянием здоровья, уровнем физич. развития людей; С. как уч. предмет входит в программы всех типов уч. заведений и военно-физич. подготовки в армии. В этих формах реализуются прежде всего общие образовательно-воспитательные, подготовительно-прикладные, оздоровительные и рекреационные (см. Рекреация) задачи С. Массовый С.- основа С. высших достижений, условие физич. совершенствования подрастающих поколений, С. высших достижений позволяет на основе выявления индивидуальных возможностей и способностей человека в определённой сфере спорт. деятельности (посредством углублённой специализации и индивидуализации учебно-тренировочного процесса, связанного с использованием возрастающих до предельных функциональных нагрузок) добиваться максимальных, рекордных спорт. результатов, моделировать для них эталонные ориентиры, вооружать массовую практику наиболее эффективными средствами и методами спорт. совершенствования. Рекорды в С. высших достижений, победы в офиц. междунар., нац. и др. спортивных соревнованиях создают моральный стимул развития массового С.

Совр. С. состоит из множества видов, каждый из к-рых характеризуется предметом, особым составом действий и способами ведения спорт. борьбы (как правило, с максимальным проявлением волевых и моральных качеств). Виды С., получившие междунар. признание, условно подразделяются на 5 осн. групп по характеру деятельности спортсменов: 1) имеющие в основе активную двигательную деятельность (лёгкая и тяжёлая атлетика, плавание, гребной, конькобежный, лыжный спорт, спортивные единоборства - бокс, борьба, фехтование, спортивные игры и др.); 2) основу к-рых составляет мастерство управления средствами передвижения - спорт. аппаратами (мотоцикл, автомобиль, самолёт, планёр, яхта, буер и т. д.); 3) связанные с использованием спец. оружия для поражения цели (стрельба пулевая, стендовая, из лука); 4) в к-рых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности и умение управлять созданными моделями в испытаниях (авиа-, авто-, судомодельный спорт); 5) игровые единоборства, в основе к-рых - абстрактно-логич. композиционное мышление соперников (шахматы, шашки).

В сферу С. исторически вошли разнообразные элементы человеческой деятельности. Виды С., имеющие многовековую историю, развились из самобытных физич. упражнений, форм трудовой и воен. деятельности, использовавшихся человеком в целях физич. воспитания ещё в глубокой древности - бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей, гребля, плавание и т. д.; часть видов совр. С. сформировалась в 19-20 вв. на базе самого С. и смежных сфер культуры - мн. спорт. игры, спорт. и художеств. гимнастика, совр. пятиборье, фигурное катание на коньках, спорт. ориентирование, спорт. туризм и др.; технич. виды С.- на базе развития техники: авто-, мото-, велоспорт, авиац. виды С., подводное плавание и др.

Большинство видов совр. С., получивших всемирное распространение, их содержание, программы и офиц. правила соревнований сложилось во 2-й пол. 19 - 1-й пол. 20 вв., когда по ним стали проводиться офиц. нац. и междунар. состязания, были организованы нац. и международные спортивные объединения, спорт. клубы (см. Клуб спортивный), об-ва и др. С учреждением в 1896 крупнейших междунар. комплексных спорт. соревнований - Олимпийских игр - совр. виды С. культивируются в большинстве стран мира. С сер. 19 в. в ряде стран стал развит профессиональный С.- форма зрелищной индустрии, бизнеса, источник прибыли для предпринимателей и средство существования для эксплуатируемых- спортсменов-профессионалов.

В социалистич. странах С. опирается на массовое физкультурное движение, постоянно растёт кол-во занимающихся различными видами С., расширяется сеть спортивных школ, спортивных сооружений; гос. и общественные орг-ций планируют развитие С. и выделяют для этого значит. средства; сложилась стройная система спорт. соревнований. В СССР культивируется св. 70 видов спорта, включая технич. и национальные. Наиболее массовые: лёгкая атлетика (в 1976 св. 6 млн. занимающихся в спорт. секциях), волейбол (5, 2 млн. чел.), лыжный спорт (4, 2 млн. чел.), футбол (3, 7 млн. чел.), баскетбол (3, 5 млн. чел.), стрелк. спорт (ок. Змлн. чел.), шахматы (2, 8 млн. чел.), шашки (2, 5 млн. чел.), настольный теннис (2, 3 млн. чел.), спорт. гимнастика, плавание, ручной мяч, хоккей с шайбой (0, 6- 0, 7 млн. чел.); нац. видами С. занимается 650 тыс. чел. Последовательность роста мастерства в отдельных видах С., уровень подготовленности спортсменов и развития их достижений от массовых спорт. разрядов до высших квалификац. категорий фиксирует Единая Всесоюзная спортивная классификация. Ежегодно разрядные нормы выполняют до 16 млн. чел.

Высокие спорт. достижения, успехи в воспитательно-тренерской и др. спорт. деятельности поощряются почётными спортивными званиями: мастера спорта СССР (на 1 янв. 1976 присвоено 108, 5 тыс. чел.), мастера спорта СССР междунар. класса (3, 5 тыс. чел.), засл. мастера спорта (св. 2 тыс. чел.), засл. тренера СССР (ок. 1 тыс. чел.), судьи всесоюзной категории (9, 7 тыс. чел.), а также спортивными знаками и наградами.

Всесоюзный спорт. календарь включает до 300 различных соревнований, в т. ч. чемпионаты страны по видам спорта, спартакиады профсоюзов, Вооружённых Сил, школьников, спорт. игры молодёжи, студентов, массовые детские соревнования " Кожаный мяч" (футбол), " Золотая шайба" (хоккей), ч Белая ладья" (шахматы) и др.; с 1956 раз в 4 года проводятся Спартакиады народов СССР- крупнейшие в мире по кол-ву видов спорта и числу участников спорт. соревнования (в 1975 в массовых стартах - 54 млн. чел., в финале - 7, 1 тыс. спортсменов из всех союзных республик). В 1976 было 7 всесоюзных и 30 респ. спортивных обществ, ок. 7 тыс. спорт. клубов, ок. 5 тыс. детско-юношеских спортивных и спортив-но-технич. школ, св. 200 высших и ср. спец. уч. заведений, готовящих специалистов с физкультурным образованием, св. 350 врачебно-физкультурных диспансеров, осуществляющих врачебный контроль за занимающимися Ф. к. и С. (см. Спортивная медицина), св. 3 тыс. стадионов, св. 60 тыс. спортзалов, св. 1, 3тыс. наливных бассейнов для плавания, ок. 500 тыс. спортплощадок, ок. 100 тыс. футбольных полей, св. 18 тыс. стрелк. тиров, ок. 7 тыс. лыжных баз; объём производства спорт. инвентаря и оборудования - до 2 млрд. ежегодно (см. Спортивное снаряжение и оборудование).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.