Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 4 страница. Феерия(франц. Feerie, от fee - фея, волшебница), 1) жанр театральных представлений, основанных на применении различных постановочных эффектов






ФЕЕРИЯ (франц. feerie, от fee - фея, волшебница), 1) жанр театральных представлений, основанных на применении различных постановочных эффектов, трюков, " превращений". Для изображения фантастич. или необыкновенных происшествий используются достижения театр. техники, свет, звуковое оформление. Как особый театр. жанр Ф. появились в Италии в 17 в., получили развитие в Великобритании. Характер Ф. носили мн. оперно-балетные спектакли, а также представления ярмарочных театров во Франции в 17-18 вв. В 1-й пол. 19 в. Ф. ставились в России в театрах-балаганах, на нар. гуляньях. Во 2-й пол. 19 в. яркой зрелищностью и изобретательностью отличались Ф., в постановках к-рых участвовали режиссёр М. В. Лентовский и машинист-декоратор К. Ф. Вальц. 2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.

ФЕЙГИН Герасим Григорьевич [29.11 (12.12). 1901-18.3.1921], один из организаторов комсомола, герой Гражд. войны 1918-20. Чл. Коммунистич. партии с нояб. 1917. Чл. РКСМ с дек. 1917. Род. в семье служащего. С 1918 пред. Владимирского губкома РКСМ, ред. журн. " Юность" (г. Владимир). В 1919-20 пом. комиссара, комиссар полка на Юж., Зап. фронтах; был ранен. С 1920 чл. Покровского укома РКСМ, Зап. бюро ЦК КСМ Белоруссии, секретарь Иваново-Вознесенского губкома РКСМ и чл. губкома РКП(б). Делегат 2-го (1919), 3-го (1920) съездов РКСМ, 10-го съезда РКП(б) (1921). Погиб при подавлении Кронштадтского антисов. мятежа.

Лит.: Томсен В., Так жить, Ярославль, 1968; Лященко А., Сколько счастья в Красном стане!, " Молодой коммунист", 1968, №2.

ФЕЙДЕР (Feyder) Жак (наст. фам. Фредерике, Frederix) (21.7.1888, Иксель, близ Брюсселя, -25.5.1948, Пранжен, Швейцария), французский кинорежиссёр. С 1908 актёр театра, затем кино. Как режиссёр дебютировал в 1916- " Господин Пенсон, полицейский". В 1921 поставил яркую, экзотич. картину " Атлантида", имевшую большой коммерч. успех. Лучшие немые фильмы Ф.- " Кренкебиль" (1922, по А. Франсу), " Грибиш" (1925), " Тереза Ракен" (1928, по Э. Золя) - противостояли экранным стандартам, утверждали нац. своеобразие и реализм франц. киноискусства. В сатирич. кинопамфлете " Новые господа" (1928) разоблачались бурж. парламентаризм, карьеризм и беспринципность политиканов. В 1929-33 Ф. работал в США. Трагич. одиночество человека в бурж. мире, мотивы тоски, неустроенности, иллюзорности окружающего составляют осн. содержание крупнейших работ Ф. " Большая игра" (1934) и " Пансион „Мимоза" " (1935). В исторической комедии " Героическая кермесса" (1935) блестяще передан колорит эпохи, реставрированы быт и нравы Фландрии 18 в. После оккупации Франции нем. фашистами Ф. эмигрировал в Швейцарию, возвратился на родину в 1945. Последняя работа -" Макадам" (1946). В ряде фильмов Ф. ведущие роли исполнила его жена Ф. Розе. Автор книги " Кино - наша профессия" (1944, совм. с Ф. Розе).

Лит.: Божович В., Творчество Жака Фейдера, М., 1965.

ФЕЙДТ, Вейдт (Veidt) Конрад (22.1. 1893, Берлин, -3.4.1943, Голливуд), немецкий и американский киноактёр. В кино с 1917. Создал ряд значит. образов в нем. экспрессионистских фильмах - сомнамбула Чезаре (" Кабинет доктора Калигари", 1920), Пианист (" Руки Орла-ка", 1924, в сов. прокате " Пляска нервов"), Иван Грозный (" Кабинет восковых фигур", 1925), а также картинах " Индийская гробница" (1921), " Паганини" (1923). В 1933, после установления фашистского режима, покинул Германию, работал в Англии и США. Снимался в фильмах " Багдадский вор" (1940), " Мужчины в её жизни" (1941, в сов. прокате " Балерина"), " Касабланка" (1943).

Лит.: Державин К. Н., Конрад Фейдт, Л., 1926.

ФЁЙЕР (Fejer) Липот (9.2.1880, Печ, - 15.10.1959, Будапешт), венгерский математик, акад. Венгерской АН (1930; чл.-корр. 1908). В 1901 окончил ун-т в Будапеште, в 1911-59 проф. там же. Осн. работы относятся к теории функций: сходимость и суммируемость тригонометрических рядов, теория интерполирования и др.

Соч.: Gesammelte Arbeiten, Bd 1 - 2. Bdpst, 1970.

ФЕЙЕР (Fejer), медье в Венгрии, расположено между р. Дунай и оз. Балатон, гл. обр. на плато Мезёфёльд; на С.-З.- горы Вертеш и Баконь. Пл. 4374 км2. Нас. 399 тыс. чел. (1973). Адм. ц.- г. Секешфехервар. Хозяйство имеет индуст-риально-агр. характер. В 1970 в пром-сти и строительстве было занято 49, 8%, в с. х-ве - 25, 2% самодеятельного нас. Ф. Добыча бурого угля (Мор), бокситов (месторождения Гант и Иска, ок. 700 тыс. т, или 1/3 общевенг. добычи). Значит, чёрная металлургия (Дунайский металлургич. комбинат в Дунауйвароще; ок. 1/3 общевенг. выплавки стали), алюминиевопрокатная пром-сть (з-д в Секещ-фехерваре), машинострогние [33% общевенг. автобусного произ-ва (по стоимости) - объединение " Икарус", 100% радиоприёмников, 72% телевизоров - " Видеотон", станко- и приборостроение], целлюлозно-бум. (70% общевенг. произ-ва целлюлозы и 49% бумаги), текст. и швейная пром-сть. Под пашней занято ок. 70% терр. медье, под лесом - ок. 6%. Осн. культуры - кукуруза и пшеница; из технич.- сах. свёкла. Овощеводство, са-доводство и виноградарство. Животноводство (откорм свиней и молочного скота). В. В. Бодрин.

ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Ансельм (14.11. 1775, Хайнихен, близ Иены, -29.5.1833, Франкфурт-на-Майне), немецкий криминалист, представитель классической школы уголовного права. Отец философа Л. Фейербаха. Выдвинул ряд прогрессивных принципов бурж. уголовного права (напр., равенство всех перед законом), разработал юридич. конструкцию вменяемости как основания уголовной ответственности. Обосновал т. н. теорию психич. принуждения (психич. устрашения) как цели наказания, к-рая нашла отражение в составленном Ф. Баварском уголовном уложении 1813.

Соч.: Revision der Grundsatze und Grund-begriffe des positiven peinlichen Rechts, Bd 1 - 2, Erfurt, 1799 - 1800; Lehrbuch des gemeinen in Deutschland geltenden peinlichen Rechts, Giessen, 1801.




ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Ансельм (12.9. 1829, Шпейер, - 4.1.1880, Венеция), немецкий живописец. Внук А. Фейербаха, племянник Л. Фейербаха. Учился в АХ в Дюссельдорфе (1845-48), Мюнхене (1848-50), Париже (1851-54). С 1855 жил в основном в Италии (в 1857-73 в Риме, с 1876 в Венеции). Испытал влияние Г. Курбе, П. П. Рубенса, итал. мастеров 16 в. Стремясь возродить монументальное иск-во в духе эпохи Возрождения (см. Неоидеализм, Неоклассицизм), создавал огромные полотна на темы ан-тич. легенд, отмеченные величавой идеальностью и вместе с тем жизненной весомостью образов, плавной ритмикой форм, декоративизмом тональной цветовой гаммы (" Ифигения", 1862, Музей земли Гессен, Дармштадт; " Пир Платона", 1869, Кунстхалле, Карлсруэ).

Лит.: Atiselm Feuerbach. Gemalde und Zeichungen, Munch., 1976.

ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Людвиг Андреас (28.7.1804, Ландсхут, Бавария, -13.9. 1872, Рехенберг, близ Нюрнберга), немецкий философ-материалист и атеист.

Род. в семье криминалиста А. Фейербаха. Окончив местную гимназию, поступил в 1823 на теологич. ф-т Гей-дельбергского ун-та. Неудовлетворённый дсгматич. ортодоксией, переехал из Гейдельберга в Берлин, где слушал лекции Гегеля, под воздействием к-рых и формировались воззрения Ф. По окончании Берлин ского ун-та Ф. в 1828 защитил в Эр-лангенском ун-те диссертацию " О едином, всеобщем и бесконечном разуме", в целом выдержанную в духе гегелевского идеализма. Однако уже в этот период проявилось расхождение Ф. с Гегелем в отношении к религии вообще, к христианской - в частности, несовместимой, по убеждению Ф., с разумом и истиной. После защиты диссертации Ф. стал приват-доцентом Эрлангенского ун-та, где с 1829 читал курс " гегелевской философии" и истории новой философии. В 1830 Ф. анонимно опубликовал соч. " Мысли о смерти и бессмертии", в к-ром ствергал идею бессмертия души. Авторство Ф. было установлено, книга конфискована и Ф. лишён права преподавания. Но Ф. не прекратил своей науч. деятельности. В трёхтомной работе по истории философии 17 в. Ф., оставаясь ещё в целом на гегельянских позициях, уделяет большее внимание философам-материалистам и атеистам и высоко оценивает их вклад в развитие науч. мысли. В 1836 Ф. женился и в течение 25 лет почти безвыездно жил в деревне Брукберг, где жена его была совладелицей небольшой фарфоровой фабрики. В 1859 фабрика обанкротилась и Ф. переселился в Рехенберг, где провёл последние годы жизни в жестокой нужде.

Ф. горячо приветствовал Революцию 1848. Однако он не принимал активного участия в политич. жизни; даже будучи в 1848 депутатом франкфуртского Нац. собрания, оставался политически пассивным. В последние годы жизни Ф. проявлял большой интерес к социальным и экономич. проблемам, изучал " Капитал" К. Маркса, а в 1870 вступил в с.-д. партию.

Осн. срч. Ф.: " К критике философии Гегеля" ()839), " Сущность христианства" (1841), " Основы философии будущего" (1843), " Предварительные тезисы к реформе философии" (1842).

Гл. делом жизни Ф. была непримиримая борьба претив религии. В противовес гегелевской философии религии Ф.рассматривал философию и религию как миропонимания, взаимно исключающие друг друга. Причина живучести религ. верований, по Ф., - не только обман, использующий невежество; реальная причина религии коренится в " природе человека" и условиях его жизни. Первоисточник религ. иллюзий Ф. усматривал в чувстве зависимости, ограниченности, бессилия человека по отношению к неподвластным его воле стихиям и силам. Бессилие ищет выхода в порождаемых фантазией надежде и утешении - так возникают образы богов как источника осуществления человеческих упований. Бог, по Ф., будучи проекцией человеч. духа, отчуждается от последнего, объективируется, ему не только приписывают самостоят. существование, но превращают из творения человека в его творца, в первопричину всего существующего и ставят самого человека в зависимость от вымышленного им " высшего существа". Религия, по мысли Ф., парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира, подменяет его покорным и терпеливым ожиданием грядущего сверхъестеств. воздаяния. Отвергая религ. культ, Ф. противопоставлял ему культ человека, облекаемый им в религ. оболочку " обоготворения человека". Ф. рассматривал свой девиз " человек человеку бог" как противоядие от теистич. религии.

Критика религии у Ф. перерастала в критику филос. идеализма, завершившуюся переходом Ф. в лагерь материализма (1839). Убедившись в родстве идеализма и религии, Ф. вступил в единоборство с наиболее совершенной формой идеализма - нем. классич. идеализмом и вершиной его - философией Гегеля. Осн. порок идеализма, по Ф., - отождествление бытия и мышления. "...Мысленное бытие не есть действительное бытие... Образ этого бытия вне мышления - материя, субстрат реальности" (Избранные философские произведения, т. 1, М., 1955, с. 175, 176). В основе философии Ф. лежит принцип: "...Бытие - субъект, мышление - предикат" (там же, с. 128).

В теории познания Ф. продолжал линию материалистич. сенсуализма. Выдвигая на первый план опыт как первоисточник знания, Ф. подчёркивал взаимную связь чувств. созерцания и мышления в процессе познания.

В центре учения Ф.- человек как "...единственный, универсальный и высший предмет философии" (там же, с. 202). Антропологич. материализм Ф. исходит из рассмотрения человека как психофизиологич. существа. Человек, по Ф., есть материальный объект и одновременно мыслящий субъект. С этой позиции Ф. отвергал вульгарный и механистич. материализм. Вместе с тем антропологизм Ф. основывается на биологич. (а не социальной) трактовке природы человека. Здесь - граница фейербаховского, как и всего домарксовского, материализма, не распространявшего материалистич. понимание на сферу обществ. жизни. В целом антропологизм Ф. не вышел за рамки метафизич. материализма. Выступая против гегелевского идеализма, Ф. отверг и его диалектику, не видя возможности иной, неидеалистич. диалектики. Мировоззрение Ф. завершается учением о нравственности, исходящим из единства и взаимосвязи Я и Ты. Система

обществ. отношений подменяется у Ф. понятиями " рода" и межиндивидуального общения. Стремление к счастью, рассматриваемое как движущая сила человеч. воли, влечёт за собой сознание нравств. долга, поскольку Я не может ни быть счастливым, ни вообще существовать без Ты. Стремление к собств. счастью перерастает рамки эгоизма, оно недостижимо вне человеч. единения. Этич. учение Ф. имело прогрессивное значение благодаря его гуманистич., демократич. и антирелиг. характеру. Однако, лишённая историко-материалистич. фундамента, этика Ф., подобно его атеизму, не приводила к сознанию необходимости преобразования обществ. бытия как реального условия достижения человеч. счастья. С этим связан и метафизич. характер этич. теории Ф., к-рая "...скроена для всех времен, для всех народов, для всех обстоятельств и именно поэтому не применима нигде и никогда" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 298).

Всемирно-историч. значение филос. и антирелиг. идей Ф. ярко обнаруживается в том, что его материализм стал исходным пунктом становления философии марксизма. Более сорока лет спустя после критики Марксом в " Тезисах о Фейербахе" ограниченности фейербаховского материализма Энгельс писал: "...За нами остается неоплаченный долг чести: полное признание того влияния, которое в наш период бури и натиска оказал на нас Фейербах в большей мере, чем какой-нибудь другой философ после Гегеля" (там же, с. 371).

Соч.: GesammelteWerke, hrsg. von W. Schuf-fenhauer, Bd 1 - 16, В., 1967 - 75; в рус. пер.- Избранные философские произведения, т. 1 - 2, М., 1955; История философии, т. 1- 3, М., 1974.

Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К. иЭнгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Конспект книги Фейербаха " Лекции о сущности религии", Полн. собр. соч.. 5 изд., т. 29; его же, Конспект книги Фейербаха " Изложение, анализ и критика философии Лейбница", там же; Йодль Ф., Людвиг Фейербах. Его жизнь и учение, пер. с нем., СПБ, 1905; Деборин А. М., Л. Фейербах, М.-Л., 1929; История философии, т. 3, М., 1943, гл.. 7; Есин И. М., Материалистическая философия Л. Фейербаха, М., 1954; Ардабьев А. И., Атеизм Л.Фейербаха, М., 1963; Быховский Б. Э., Л. Фейербах, М., 1967; Элез И., Проблема бытия и мышления в философии Л. Фейербаха, М., 1971; Rawidowicz S., L. Feuerbach's Philosophie, В., 1931; Chamberlain W. В., Heaven wasn't his destination, L., 1941; Cherno M., L. Feuerbach and the intellectual background of 19th century radicalism, Stanford, 1955; Аrvоn H., L. Feuerbach ou la transformation du sacre, P., 1957; его же, L. Feuerbach, sa vie, son ceuvre avec un expose de sa philosophie, P., 1964; Соrnu A., Marx' Thesen uber Feuerbach, В., 1963; Jankowski H., Etyka L. Feuerbacha, Warsz., 1963; Schuffenhauer W., Feuerbach und der junge Marx, В., 1965; Schmidt A., Emanzipatorische Sinnlichkeit. L.Feuerbachs anthropologischer Materialismus, Munch., 1973. Б. Э. Быховский.

ФЕЙЕРВЕРК (нем. Feuerwerk, от Feu-ег - огонь и Werk - дело, работа), декоративные огни, получаемые при сжигании пиротехнич. составов, содержащих соли металлов, окрашивающие пламя в разные цвета. Ф.- огненные фигуры, причудливо меняющие цвет и форму, фонтаны искр; часто сопровождаются звуковыми эффектами (хлопки, холостые вы стрелы). Искусство Ф. было известно в Китае и Индии за неск. веков до н. э. Первая из стран Европы, где изготавливали Ф., - Италия. Известен пуск крупных Ф. в Италии (Виченца, 1379), Германии (Аугсбург, 1519), Англии (Уорик, 1572), Франции (Фонтенбло, 1606 и 1612). Производство изделий для Ф. (бенгальских огней, ракет и т. п.) возникло в Японии (17 в.) и Европе (18 в.). В России первый Ф. был сожжён в 17 в. (1674, г. Устюг).

Используемые для Ф. изделия состоят обычно из картонного или пластмассового корпуса, вышибного и воспламенит. пороховых зарядов и пиротехнич. цилиндриков или шариков (звездок), в состав к-рых входят окислители, окрашивающие пламя солей и горючих - цементаторов. Пиротехнич. изделия наземного действия используются для получения огненных фигур: " водопадов", " фонтанов", " эмблем", " лозунгов". Контуры различных картин получаются при горении множества цветных пиротехнич. свечей, к-рые монтируются на деревянных или металлич. каркасах.

Лит.: Солодовников В. М., Пиротехника. Производство и сжигание фейерверка, М.-Л., 1938; Шидловский А., Сидоров А., Антонов В., Искусство управления огнём, " Наука и жизнь", 1971, № 6; Fireworks, N. Y., 1972. А. А. Шидловский.

ФЕЙЕРВЕРКЕР (нем. Feuerwerker, от Feuer - огонь и Werker - работник), унтер-офицерское звание в артиллерии рус. армии.

ФЕЙЕТВИЛЛ (Fayetteville), город на В. США, на р. Кейп-Фир, в шт. Сев. Каролина. 53, 5 тыс. жит. (1970). Пищ., текст., металлообр. и др. пром-сть. Торг. центр с.-х. р-на (птицеводство, табак, зерновые). Осн. в 30-х гг. 18 в.

ФЕЙЗИ, Файзи Дакани, шейх Абу-ль-Фейз (1547-1595), персоязычный поэт Индии. Его творчество знаменует начало расцвета инд. персоязычной лит-ры. Имел титул малек ош-шоара (" царь поэтов"). Участвовал в реформаторской деятельности шаха Акбара, направленной на сближение индийцев разных вероисповеданий. Диван Ф. включает большое количество касыд, газелей, рубай и др. В лирич. произв. сквозь налёт суфийского мировосприятия проступает социально-политич. направленность - идея равенства между последователями всех религ. учений, тема индусско-му-сульм. дружбы и т. п. В поэме " Наль и Даман" на сюжет, заимствованный из 3-й книги эпоса " Махабхарата", тема переработана в соответствии с требованиями жанра месневи. Автор трудов по философии, филологии, математике, медицине и истории религии. При его участии на перс. яз. были переведены " Ма-хабхарата", " Рамаяна" и др. классич. произв. инд. лит-ры.

Соч.: Intikhabi Ghazaligat-i Faidi, by Dr. I. M. Kazi, Aligarh, [s. а.]; Наль ва Даман, Калькутта, 1831; то же, Лакноу, 1930, то же, Тегеран, 1956.

Лит.: Алиев Г. Ю., Персоязычная литература Индии, М., 1968, с. 105-21.

Г. Ю. Алиев.

ФЕЙНБЕРГ Евгений Львович [р. 14(27). 6.1912, Баку], советский физик-теоретик, чл.-корр. АН СССР (1966). Окончил МГУ (1935). С 1938 работает в Физич. ин-те АН СССР. Одновременно проф. Горьков-ского ун-та (1944-46) и Моск. инженер-но-физич. ин-та (1946-54). Осн. труды по ядерной физике, радиофизике, акустике, физике элементарных частиц и кос мич. лучей. Развил и применил методы решения задач теории распространения радиоволн вдоль земной поверхности с учётом её неоднородностей и неровностей (1943-48, 1958-61); развил стати-стич. теорию помехоустойчивости приёма звуковых сигналов и предложил корреляционный метод их анализа (1943- 1955). Провёл детальное исследование процессов ионизации атома при в-распа-де (1939). Положил начало изучению когерентных и дифракционных неупругих процессов (1941, 1954), исследовал множественное образование адронов при периферических соударениях, механизмы вариации космич. лучей (1946, 1958). Награждён 3 орденами, а также медалями.

Лит.: Евгений Львович Фейнберг (к 60-летию со дня рождения), " Успехи физических наук", 1972, т. 107, в. 2.

ФЕЙНБЕРГ Самуил Евгеньевич [14(26). 5.1890, Одесса, -22.10.1962, Москва], советский пианист, педагог, композитор, засл. деят. иск-в РСФСР (1937). Окончил Моск. консерваторию по классу фп. у А. Б. Гольденвейзера (1911), одновременно изучал композицию под рук. Н. С. Жиляева. С 1912 много концертировал, был первым исполнителем мн. произв. С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, А.Н.Александрова. Получил известность как интерпретатор музыки А. Н. Скрябина. Концертный репертуар Ф. был обширен, включал также классич. и ро-мантич. музыку, собств. соч. Сочетал индивидуальность трактовок с точным воплощением авторского замысла, обладал виртуозной техникой. В 1922-62 проф. кафедры специального фп. Моск. консерватории, с 1936 зав. кафедрой. Среди учеников - И. Н. Аптекарев, Н. П. Емельянова, Л. М. Зюзин, В. К. Мержанов, В. А. Натансон. В своём композиторском творчестве продолжал традиции Скрябина, Н. К. Метнера. Среди соч.- 3 концерта для фп. с оркестром, 12 фп. сонат и др.; обработки для фп. органных произв. И. С. Баха и др., нар. песен, в т. ч. чувашских. Гос. пр. СССР (1946). Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Пианизм как искусство, 2 изд., М., 1969.

Лит.: Алексеев А., О пианистических принципах С. Е. Фейнберга, в кн.: Мастера советской пианистической школы. Очерки, М., 1954. В. А. Натансон.

ФЕЙНМАН (Feynman) Ричард Филлипс (р. 11.5.1918, Нью-Йорк), американский физик. Окончил Массачусетсский технологич. ин-т (1939), получил степень доктора философии в Принстонском ун-те (1942); затем работал в Лос-Ала-мосской лаборатории и Корнеллском ун-те. С 1950 проф. Калифорнийского технологич. ин-та (Пасадена). Осн. труды по квантовой электродинамике, квантовой механике и статистич. физике. Разработал матем. аппарат (см. Фейнмана диаграммы), сыгравший важную роль в развитии квантовой теории поля (Нобелевская пр., 1965). В статистич. физике предложил теорию полярона для случая промежуточной связи, объяснил появление вихрей в сверхтекучем гелии (вихри Фейнмана). Разработал метод интегрирования по траекториям в квантовой механике. Автор курса лекций для вузов, в к-ром существенно модернизировано традиц. изложение физики (в рус. пер.-" Фейнмановские лекции по физике", в. 1-9, М., 1965-67; совм. с Р. Лейтоном и М. Сэндсом).

Соч. в рус. пер.: Теория позитронов, в сб.: Новейшее развитие квантовой электродинамики, М., 1954; Пространственно-временная трактовка квантовой электродинамики, там же, с. 161 - 204; Квантовая электродинамика, М.. 1964; Квантовая механика и интегралы по траекториям, М., 1968 (совм. с А. Хибсом); Статистическая механика, М., 1975.

Д. Н. Зубарев.

ФЕЙНМАНА ДИАГРАММЫ, Фейнмана графики, графич. метод теоретич. анализа рассеяния частиц и др. физ. процессов и вычисления их амплитуд. Предложен Р. Фейнманом в 1949, сыграл важнейшую роль в развитии квантовой электродинамики. Ф. д. нашли широкое применение в квантовой теории поля, квантовой механике и статистич. физике.

Осн. понятие в методе Ф. д.- функция распространения, или пропагатор. Движению частицы в квантовой теории ставится в соответствие процесс распространения волнового поля, поле же в каждой точке пространства в каждый момент времени является источником вторичных волн (принцип Гюйгенса). Пропагатор характеризует распространение такой волны между двумя пространственно-временными точками. Он является функцией этих двух точек (1 и 2) и изображается линией, их соединяющей (рис. 1).

Поле в точке 2 определяется суммой волн, испущенных из всевозможных точек 1.

Взаимодействие в квантовой теории рассматривается как испускание и поглощение волн (частиц) различного типа. Напр., электромагнитное взаимодействие сводится к испусканию или поглощению электронной волной (электроном) электромагнитной волны (фотона). Элементарный акт такого взаимодействия изображается графически диаграммой рис. 2, в к-рой прямые линии - пропага торы электрона, волнистая - фотона. Эта диаграмма означает, что при распространении электронной волны из 1 в 2 в точке 3 появилось электромагнитное поле, испущенное в точке 4 - точке пересечения линий, наз. вершиной диаграммы. О помощью диаграммы рис. 2 как осн. элемента можно построить Ф. д. для любого электродина-мич. процесса. Напр., диаграммы рис. 3 и 4 изображают соответственно рассеяние (столкновение) электрона и фотона на электроне. Внеш. линии изображают частицы (электрон или фотон) дои после столкновения, а внутренние элементы (вершины и линии) - механизм взаимодействия, который сводится на рис. 3 к излучению электромагнитной волны одним электроном и поглощению её вторым, а на рис. 4 - электрон ной волны. Т. о., распространению волны между двумя вершинами (т. е. внутр. линии) отвечает движение соответст вующей частицы в виртуальном состоянии (см. Виртуальные частицы). Одна и та же внеш. линия может изображать как начальную частицу, так и конечную античастицу (ц наоборот). Напр., диа грамма рис. 4 может изображать (следует смотреть на неё не слева направо, а снизу вверх) аннигиляцию пары электрон-позитрон в два фотона.

Приведённые Ф. д. отвечают минимальному числу элементарных взаимодействий, т. е. вершин в диаграмме, приводящих к данному процессу. Но они не единственно возможные. Данный тип столкновения частиц определяется внеш. линиями (нач. и конечными частицами), внутренняя же часть Диаграммы может быть более сложной. Напр., для рассеяния фотона электроном можно привести в дополнение к диаграмме рис. 4 Ф. д., изображённые на рис. 5, и мн. другие.

На диаграммах рис. 5 электрон (падающий или виртуальный) испускает виртуальный фотон, к-рый поглощается конечным электроном (на последней диаграмме этот фотон рождает виртуальную пару электрон-позитрон, аннигилирующую в фотон). Если взаимодействие мало, то Ф. д. рис. 5 и другие, содержащие большее число вершин, т. е. большее число элементарных взаимодействий, дадут лишь малые поправки (они наз. радиационными поправками) по сравнению с вкладом осн. диаграммы рис. 4, и можно ограничиться небольшим числом диаграмм. Это справедливо для квантовой электродинамики, в к-рой каждая дополнит. внутр. линия вносит в амплитуду рассеяния рассматриваемого процесса множитель e2/hc=1/137, где е - заряд, электрона, h - постоянная Планка, с - скорость света; поэтому квантовая электродинамика достигла высокой точности предсказаний. Если же взаимодействие не мало, то следует учитывать бесконечное число диаграмм, и это - трудность квантовой теории поля.

Ф. д. используются также для изображения процессов, обусловленных др. типами взаимодействий. На рис. 6 приве дён распад п°-мезона; здесь пунктирная линия - п°, сплошные линии - нуклон и антинуклон (или кварк и антикварк), левая вершина - сильное взаимодействие, волнистые линии - фотоны, а соответствующие (правые) вершины - электромагнитные взаимодействия.

На рис. 7 приведён распад заряж. я-мезона; пунктирная линия - п+ (п-), линии в петле - нуклон и антинуклон (кварк и антикварк), волнистая линия - гипотетич. W+(W-)-мезон, переносчик слабого взаимодействия, сплошные линии справа - мюон и нейтрино.

Каждому элементу Ф. д.- внеш. линиям, вершинам, внутр. линиям соответствует нек-рый множитель; поэтому, начертив Ф. д., можно сразу написать ана-литич. выражение для амплитуды рассеяния данного процесса.

Лит.: Швебер С., Введение в релятивистскую квантовую теорию поля, [пер. с англ.], М., 1963, гл. 14. В. Б. Берестецкий.

ФЕЙРА-ДИ-САНТАНА (Feira de Santana), город на С.-В. Бразилии, в шт. Баия. 129, 5 тыс. жит. (1970). Ж.-д. ст. Торг.-пром. центр животноводч. р-на. Кож., мясохладобойная, таб. пром-сть.

ФЕЙСАЛ ибн Абд аль-Азизас-Сауд (27.11.1906-25.3.1975, Эр-Рияд), король Саудовской Аравии с нояб. 1964. В целях сохранения и укрепления феод.-монархич. строя провёл нек-рые внутр. реформы (отмена рабства, принятие декретов об укреплении экономики и др.). Убит.

ФЕЙСАЛ I, Файсал I (1883, Таиф, -8.9.1933, Берн), арабский поли-тич. и гос. деятель; король Сирии (в 1920) и Ирака (1921-33) из династии Хаши-митов. Накануне и во время 1-й мировой войны 1914-18 поддерживал связь с араб. националистами Османской империи. После начала восстания 1916 в Хиджазе эмир Ф. возглавлял сев. армию араб. повстанцев, освободившую в 1918 от турок терр. Сирии и Заиорданье (позднее ТрансИордания). Представлял Хиджаз на Парижской мирной конференции 1919-20. В 1918-20 возглавлял араб. администрацию Сирии, в марте 1920 был провозглашён королём Сирии. После франц. оккупации Сирии в кон. июля 1920 изгнан из страны. По указанию англ. колониальных властей в авг. 1921 был провозглашён королём Ирака. Опираясь на феод.-помещичьи круги, проводил реакц. политику, был тесно связан с лидерами проангл. политич. группировок.

ФЕЙСАЛ II, Файсал II (2.5.1935, Багдад, -14.7.1958, там же), король Ирака с 1939 из династии Хашимитов. До совершеннолетия Ф. II (1953) страной управлял регент Абдул Иллах. Ф. II находился под сильным влиянием реакц. проангл. клики Абдул Иллаха и Сайда Нури. Убит во время Иракской революции 1958.

ФЕЙСТ (Feist) Зигмунд (12.6.1865, Майнц, - 1943, Копенгаген), немецкий языковед. Осн. труды посвящены проблемам сравнит. изучения индоевроп. языков. Проблемы происхождения индоевроп. языков Ф. рассматривает в тесной связи с данными первобытной истории и археологии. Своеобразие отд. индоевроп. языков, в частности германских, Ф. объяснял воздействием иноязычных субстратов. Подвергал сомнению возможность реконструкции диалектного членения индоевроп. языковой общности на основе древнейших изоглосс. Автор лучшего " Этимологического словаря готского языка" (1939).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.