Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Печать, радиовещание, телевидение. В 1975 выходило ок. 1600 газет общим тиражом 22 млн






В 1975 выходило ок. 1600 газет общим тиражом 22 млн. экз. и ок. 9 тыс. журналов общим тиражом 200 млн. экз. Св. 30% общего газетного тиража ФРГ приходится на долю концерна Шпрингера; его издания ведут националистич. антикоммунистич. и реваншистскую пропаганду.

Наиболее распространённые ежедневные газеты: " Франкфуртер альгемайне" (" Frankfurter Allgemeine"), с 1949, тираж 350 тыс. экз. (здесь и далее на 1975), поддерживает курс ХДС/ХСС, в годы правления ХДС/ХСС претендовала на роль официоза, ориентируется на деловые круги, чиновничество, интеллигенцию, выходит во Франкфурте-на-Май-не; " Вельт" (" Die Welt"), с 1946, газета Шпрингера, тираж 269 тыс. экз., поддерживает линию правого крыла ХДС/ХСС, выступает против сотрудничества с социалистич. странами, ведёт злобную антикоммунистическую пропаганду, выходит в Бонне; " Бильд-цайтунг" (" Bild-Zeitung"), с 1952, тираж 4, 7 млн. экз., газета Шпрингера, бульварная, крайне правая, выходит в Гамбурге; " Зюддойче цайтунг" (" Suddeutsche Zeitung"), с 1945, тираж 329 тыс. экз., газета умеренно либерального направления, выходит в Мюнхене; " Вест-дойче альгемайне" (" Westdeutsche Allgemeine"), с 1948, тираж св. 544 тыс. экз., выходит в Эссене; " Гамбургер морген-пост" (" Hamburger Morgenpost"), с 1950, тираж 300 тыс. экз., близка к СДПГ, выходит в Гамбурге; " Гамбургер абенд-блатт" (" Hamburger Abendblatt"), вечерняя, с 1948, тираж 660 тыс. экз., газета Шпрингера, выходит в Гамбурге; " Рейнише пост" (" Rheinische Post"), с 1946, тираж 400 тыс. экз., близка к ХДС, выходит в Дюссельдорфе.

Крупнейшие общественно-политич. еженедельники: " Цайт" (" Die Zeit"), газета, с 1946, тираж 340 тыс. экз., придерживается в целом либерального направления, выходит в Гамбурге; " Шпигель" (" Der Spiegel"), журнал, с 1947, тираж 1, 1 млн. экз., выступает с " надпартийных позиций", выходит в Гамбурге; " Штерн" (" Stern"), с 1948, тираж 1, 83 млн. экз., иллюстрированный журнал, рассчитанный на массового читателя, близок к социал-либеральной коалиции, выходит в Гамбурге.

Партийные органы: " Форвертс" (" Vor-warts"), еженед. газета, с 1876, тираж 70 тыс. экз., орган СДПГ, выходит в Бад-Годесберге; " Социаль-демократ ма-гацин" (" Sozialdemokrat Magazin"), с 1974, тираж 1 млн. экз., ежемесячник для чл. СДПГ, выходит в Бонне; " Фрайе демократише корреспонденц" (" Freie De-mokratische Korrespondenz"), с 1950, тираж 2 тыс. экз., информац. бюллетень СвДП, выходит в Бонне 2 раза в неделю; " Унзере цайт" (" Unsere Zeit"), ежедневная газета, с 1969, тираж 65 тыс. экз., ЦО ГКП, выходит в Эссене; " Унион ин Дойчланд" (" Union in Deutschland"), с 1946, тираж 35 тыс. экз., еженедельник ХДС; " Дойчес монатсблатт" (" Deutsches Monats-blatt"), ежемесячный журнал, с 1954, тираж 700 тыс. экз., орган ХДС, выходит в Бонне; " Байерн-курир" (" Bayern-Kuriеr"), еженед. газ., с 1950, тираж 160 тыс. экз., орган ХСС, выходит в Мюнхене; " Дойче вохен-цайтунг" (" Deutsche Wo-chen-Zeitung"), еженед. газета, с 1959, тираж 40 тыс. экз., орган НДП, выходит в Ганновере.

Информац. служба ХДС издаёт также в Бонне с 1946 ежедневный информац. бюллетень " Дойчланд унион динст" (" Deutschland-Union-Dienst"), тираж 3 тыс. экз., еженедельник " Гезамтдойче нахрихтен унд комментаре" (" Gesamtdeut-sche Nachrichten und Kommentare") и еженедельные подборки " Вихтигсте дер вохе" (" Das Wichtigste der Woche") общим тиражом до 10 тыс. экз.

В ФРГ действуют региональные теле- и радиоцентры: Северо-Германское, Южно-Германское, Западно-Германское, Юго-западное, Гессенское, Баварское, Бре-менское, Саарское радио. Передаются 2 общегос. телепрограммы: 1-я подготавливается Рабочим сообществом гос. радиоцентров - Арбайтсгемайншафт дер оффентлих-рехтлихен рундфунканшталь-тен (Arbeitsgemeinschaft der offentlich-rechtlichen Rundfunkanstalten); 2-я - телецентром " Цвайтес дойчес фернзеен". Региональные телецентры передают также собств. " третьи" программы. На заграницу вещают радиостанции " Дойче велле" (" Deutsche Welle") на 3 языках и " Дойчландфунк" (" Deutschlandfunk") на 14 языках. Ю. Ржевский.

XIII. Литература

События 2-й мировой войны 1939-45, борьба с фашизмом, существование и крах гитлеровского рейха, послевоен. судьбы немцев во вновь созданных двух гос-вах надолго определили пути развития лит-ры в Зап. Германии. Стремление осмыслить происшедшее побуждает мн. писателей-гуманистов к критич. пересмотру бурж. нравств. и социальных ценностей. Нек-рые (как Л. Франк, 1882-1961) приходят к социалистич. воззрениям (со-циально-психологич. роман " Ученики Иисуса", 1949; автобиографич. кн. " Слева, где сердце", 1952) или испытывают потребность обратиться к проблемам и событиям политич. характера (К. Эдшмид, 1890-1966; роман " Если это розы, они будут цвести", 1950; в 1966 изд. под назв. " Георг Бюхнер. Роман немецкой революции"). Другие ищут опору в религии (христ. мотивы у Гертруды фон Ле Форт, 1876-1971; В. Бергенгрюна, 1892-1964; Р. Шнайдера, 1903 - 58; Р. Хагелынтанге, р. 1912; Марии Луизы Кашниц, 1901-74) или впадают в крайний скептицизм (сочетание клерикализма, агностицизма и иррационализма у Э. Ланггессер, 1899 - 1950; творчество X. X. Янна, 1894-1959). Третьи уходят в интимный мир меланхолических переживаний (лирика К. Кролова, р. 1915), наслаждения утончённым чувством природы (поэзия В. Лемана, 1882-1968). Кризис традиционного буржуазного гуманизма, чувство отчаяния и смятения ярко выразил В. Борхерт (1921-47), с именем которого обычно связывают начало ан-тифаш. темы в зап.-герм. лит-ре (драма " За дверью", 1947). Осознание несостоятельности бурж. мира стимулировало обращение мн. писателей, далёких от революц. идей, к философии экзистенциализма. Влияние последнего сказалось на специфике социального критицизма в ФРГ, зачастую опирающегося на тезис о безысходности человеческого существования (мистико-символич. роман Г. Казака, 1896-1966; " Город за рекой", 1947) и утверждающего непреодолимое одиночество человека в извечном противостоянии обществу (религ.-экзистенциалистский роман А. Андерша, р. 1914; " Занзибар, или Последняя причина", 1957; близкий по духу А. Камю роман X. Э. Носсака, р. 1901; " Не позднее ноября", 1955). С оттенком моралистической отвлечённости ставятся проблемы вины и ответственности, совести, свободы выбора в творчестве ряда писателей, напр. 3. Ленца (р. 1926).

Эти проблемы тесно связаны с темой войны, преодоления фашизма и его рецидивов, к-рая с самого начала занимает важное место в лит-ре ФРГ. Антифаш. и антимилитаристский пафос объединил в " Группу 47" (названа по году образования) писателей разных политич. убеждений и эстетич. принципов: " традиц." реалиста X. В. Рихтера (р. 1908; романы " Разбитые", 1949, " Не убий", 1955), склонного к сатирич. символике М. Вальзера (р. 1927; пьесы " Дуб и кролик", 1962, " Чёрный лебедь", 1964), тяготеющего к гротеску и пародии художника-экспериментатора Г. Грасса (р. 1927), экзистенциалиста Андерша, мастера филос. лирики Г. Эйха (1907-72) и поэта-авангардиста В. Вайрауха (р. 1907), а также критика, эссеиста и поэта В. Йенса (р. 1923), чьё творчество отмечено склонностью к интеллектуальному эстетству, и мн. др. (в т. ч. нек-рых австр. писателей, напр. поэтессу Ингеборг Бахман, а также швейцарских, напр. драматурга В. Хильдесхаймера). В " Группу 47" входил и Г. Бёлль (р. 1917), в романе" Где ты был, Адам? " (1951) страстно осудивший развязанную фашистами войну.

Острой критике подверг нем. милитаризм Г. Ледиг (р. 1921) в пацифист, романах " Реактивные миномёты" (1955) и " Расплата" (1956). Критика фашизма с позиции абстрактной морали содержится в пьесе К. Цукмайера (1896-1977) " Генерал дьявола" (1946).

В то же время в ФРГ получил распространение т. н. тривиальный роман - разновидность " массовой лит-ры" (см. " Массовая культура"), где авторы рассказывают о войне в поверхностно-развлекат. форме, с внеш. признаками реалистич. повествования, но по сути оправдывая фаш. прошлое (X. X. Кирст, р. 1914; романич. трилогия " 08/15", 1954-55). " Тривиальному" близок т. н. солдатский роман, в к-ром апология " маленького", ни за что не отвечающего человека и культ пресловутого " фронтового товарищества" перекликаются с прямой реабилитацией фаш. вермахта, сближаясь с неонацистской лит-рой, пропагандирующей милитаризм, шовинизм и антикоммунизм (Э. Юнгер, р. 1895; X. Гримм, 1875-1959; Э. Двингер, р. 1898; В. Боймельбург, 1899-1963).

С нач. 50-х гг., в атмосфере экономич. бума (т. н. экономич. чуда), в ФРГ оживают и такие виды массовой лит-ры, как тривиальные " женские", детективные романы, " шпионские" книжки, романы " рока", порнографич., а также декадентская литература. На ряд молодых зап.-германских поэтов оказали влияние социальный нигилизм и глубокий скепсис поэзии Г. Бенна (1886-1956). Симптоматично, что в эти годы многие из вернувшихся после войны на родину буржуазных писателей-гуманистов эмигрируют из ФРГ (А. Дёблин, 1878-1957; Ф. фон Унру, 1885-1970) либо оказываются в изоляции (Л. Франк; X. Ре-фиш, 1891-1960; П. М. Лампель, 1894-1965).

Однако период " экономич. чуда", выявивший несостоятельность мифа о всеобщем процветании в ФРГ, и последовавшего за ним разочарования в капитали-стич. действительности явился для мн. зап.-герм. писателей своеобразным стимулом к обострению социально-критич. и политич. тенденций в их творчестве. Предупреждение против опасности милитаризации ФРГ, высказанное ещё в 1946 Э. Кройдером (р. 1903) в насмешливо-сюрреалистич. романе " Общество с чердака", описание сложных судеб нового " потерянного поколения" (роман жившего после войны в США и Швейцарии Э. М. Ремарка " Время жить и время умирать", 1954) в 50-60-е гг. вылились в широкую критику антидемократич. обществ. устройства, политич. реакции и реваншизма в ФРГ. Среди лучших произв. периода - ориентированные на высокие этич. ценности, полные гуманизма и сострадания романы Бёлля " И не сказал ни единого слова" (1953), " Бильярд в половине десятого" (1959), " Глазами клоуна" (1963); сатирич. романы X. Хартунга (1902-72) " Мы - вундеркинды" (1957), Рихтера " Линус Флек, или Утраченное достоинство" (1959), Вальзера " Половина игры" (1960) и " Единорог" (1966), Грасса " Жестяной барабан" (1959) и " Собачьи годы"

(1963), П. Шаллюка (1922-76) " Дон Кихот в Кёльне" (1967); остропсихологич. романы В. Кёппена (р. 1906) " Голуби в траве" (1951), " Теплица" (1953), " Смерть в Риме" (1954); трилогия писателя-католика С. Андреса (1906-70) " Всемирный потоп" (1949-51); роман Г. Гайзера (р. 1908) " Последний бал" (1958); сатирич. песни и короткие рассказы Э. Кестнера (1899-1974), В. Шнурре (р. 1920); экспериментальные " короткие романы" А. Шмидта (р. 1914). Мотивы непреодолённого прошлого, нравств. ответственности старшего поколения - в романах Шаллюка " Энгельберт Рей-неке" (1959); Т. Валентина (р. 1922) " Без наставника" (1963); Ленца " Урок немецкого" (1968).

Стремление осмыслить нац. и мировой историч. опыт, социально-критич. и нравств.-гуманистич. проблематика отличают лучшие произв. зап.-герм. драматургии: пьесы Г. Вейзенборна (1902-69; " Подпольщики", 1945), X. Кипхардта (р. 1922; " Собака генерала", 1963; " Дело Роберта Оппенгеймера", 1964), Р. Хох-хута (р. 1931, с 1963 живёт в Швейцарии; " Наместник", 1963, " Солдаты", 1967), П. Вайса (р. 1916, с 1945 гражданин Швеции; " Жизнь и гибель Марата", 1964; " Дознание", 1965), Ленца (" Время невиновных", 1961), Т. Дорста (р. 1925). Бурно развивается прогрессивная теле-и радиодраматургия (Ленц, Эйх, Вай-раух).

В кон. 60 - нач. 70-х гг. в зап.-герм. лит-ре происходит размежевание писателей различных социально-политич. и эс-тетич. устремлений. Бесперспективность антибурж. протеста, не опирающегося на знание объективных законов историч. развития, зачастую ведёт к модернистским тенденциям, к разрушению целостного художеств. образа человека абсолютизацией биологич. начала (Г. Зойрен, р. 1932; Р. Д. Бринкман, р. 1940, и др. представители т. н. кёльнской школы " нового реализма"). Поиски позитивного мировоззрения порой приводят к ультралевому радикализму, не исключающему иногда ре-волюц.-социалистич. симпатий [документальная пьеса X. М. Энценсбергера (р. 1929)" Допрос в Гаване", 1970]. Ослабевают внутр. связи " Группы 47"; отдельные её участники, начав с прокламации нонконформизма, оппозиции бурж. строю, кончили антикоммунистич. выступлениями. В то же время развивается психологич. проза (Габриела Воман, р. 1932); продолжается социально-критическая, антифаш. линия развития зап.-герм. лит-ры (романы Р. В. Шнелля, р. 1916; " Воспитание прислугой", 1968; Носсака " Дело Д'Артеза", 1968; Бёлля " Групповой портрет с дамой", 1971; Вальзера " Болезнь Гал-листля", 1972; Ленца " Пример", 1973). Усиливаются реалистич. тенденции в творчестве писателей ФРГ, в т. ч. экзистенциалиста Андерша (романы " Эфраим", 1967; " Винтершпельт", 1974), модернистов У, Йонзона (р. 1934, гражданин Зап. Берлина; роман " Годовщины", 1970), П. Хандке (р. 1942, австр. писатель, живёт в ФРГ; роман " Несчастье без желаний", 1972). Развиваются различные формы пропагандистского иск-ва (представления агитбригад, листовки, прокламации, заводская пресса), придающие политич. направленность характерному для зап.-герм. лит-ры 60-70-х гг. интересу к доку-ментализму. В лит-ру ФРГ вливаются новые прогрессивные силы. В прошлом шахтёр, М. фон дер Грюн (р. 1926; ро маны " Светляки и пламя", 1963, " Местами гололёд", 1973) - один из основателей дортмундской лит. " Группы 61", члены к-рой пишут о рабочих, издают серию " Новая индустриальная поэзия" (В. Бар-ток, Б. Глуховский, И. Бюшер и др.). В 1970 из группы выделились политически более радикальные " Кружки рабочей лит-ры", или " Мастерские лит-ры о мире труда" (П. Шютт, р. 1939, и др.). Творчество очеркиста Г. Вальрафа (р. 1942), автора теле- и радиопьес прозаика К. Гейслера (р. 1928; пьеса " Убойный скот", 1963, повесть " Холодные времена", 1965), авторов политич. и агитац. песен Д. Зюверкрюпа (р. 1934) и Ф. И. Деген-хардта (р. 1931; также автор романа " Бикфордов шнур", 1973) - свидетельство жизнеспособности здоровых социально-критических тенденций в литературе ФРГ.

Литературоведение. Потребность в идеалистической ревизии методов классич. бурж. лит. науки определила сильное влияние философии экзистенциализма на литературоведение в ФРГ. Обращение к феноменологии Э. Гуссерля и Р. Ингардена, к теории иск-ва М. Хайд-еггера стимулировало возникновение т. н. школы интерпретации - направления, родственного " новой критике". Принципы этой школы - рассмотрение лит-ры как специфич. феномена человеческого сознания, обусловленность к-poro лежит вне социальной сферы, требование понимания (преим. интуитивного) и толкования художеств. произв. как автономного (даже от его создателя) и самоценного явления. Возглавил школу наряду со швейцарцем Э. Штайгером зап.-герм. учёный В. Кайзер (1906-60; " Искусство слова", 1948, " Возникновение и кризис современного романа", 1955). В духе школы интерпретации, полемизирующей с мюнхенской школой " старой" нормативной стилистики К. Фосслера (1872- 1949) и Л. Шпитцера (1887-1960), создали значит. труды М. Коммерелль (1902-44), О. Ф. Больнов (1903-53), И. Пфейфер (1902-70), Р. Бринкман (р. 1921) и др. Однако социальный скептицизм и замкнутость подобного литературоведения ощущаются как недостаток даже его сторонниками, ищущими выхода либо в утверждении христианских взглядов (X. Э. Хольтхузен, р. 1913), либо в историко-социологических проекциях (Э. Ауэрбах, 1892-1957; " Мимесис", 1946).

Реакцией на неудовлетворённость отходом от исторически конкретного анализа явился возрастающий со 2-й пол. 50-х гг. интерес к социологич. аспектам изучения лит-ры как маститых (Б. фон Визе, р. 1903; X. Рюдигер, р. 1908), так и более молодых (К. Шрётер, р. 1931; Л. Винтер, р. 1936) литературоведов, иногда, впрочем, ограничивающийся эмпирическим исследованием, игнорирующим эстетич. функцию литературы (X. Фюген). Зависимость сознания от языковых форм утверждает писатель и литературовед X. Хайсенбюттель (р. 1921). Несмотря на отсутствие общего научно-филос. мировоззрения и методо-логич. пестроту, литературоведение внесло свой вклад в разработку конкретных проблем лит. теории [работы К. А. Хор-ста (р. 1913) о романе, П. Сцонди (1929- 1971) о драме, П. Бёкмана (р. 1899) о нем. поэзии]. Выделяются труды близкого к марксизму X. Майера (р. 1907), посвящённые нем. классич. наследию. Из вестны также историко-литературные работы Ф. Мартини (р. 1909), литературо-ведч. исследования публициста Л. Мар-кузе (1894-1971).

Важную роль в формировании лит. процесса в ФРГ играют лит.-критич. выступления писателей разных идеологич. позиций - Бёлля, Йенса, Шаллюка, Энценсбергера, издающего с 1965 оппо-зиц. лит.-критич. журн. " Kursbuch", и др. С 1966 выходит прогрессивный лит.-критич. журн. " Kurbiskern", публикующий также произв. писателей ГДР, функционируют лит.-худож. журн. " Welt und Wort" (с 1946), " Akzente" (с 1954) и др., а также ряд науч.-филологич. периодич. изданий (в т. ч. " Beitrage zur Geschichte der deutschen Sprache und Literature, с 1955). Первый съезд писателей ФРГ состоялся в 1970, на 2-м съезде (1973) писатели приняли решение о вступлении в Профсоюз работников полиграфич. и бумажной промышленности.

Лит.: Фрадкин И. М., Литература новой Германии, М., 1961; его же, Реставраторы орла и свастики. О неофашистской литературе в ФРГ, М., 1971; АрхиповЮ.И., Левый радикализм в литературе ФРГ, в кн.: Идеологическая борьба и современная культура, М., 1972; Карельский А. В., " Дортмундская группа 61", в сб.: Зарубежные литературы и современность, в. 2, М., 1973; Млечина И. В., Литература и " общество потребления", М., 1975; Geschichte der deutschen Literatur aus Methoden.Westdeutsche Literatur von 1945-71, Bd 1 - 2, Fr./M., 1973; Die Gruppe 47, Neuwied-В., 1967; ConradyK. O., Einfuhrung in die neuere deutsche Literaturwissenschaft, Hamb., 1968; Reinhold U., Antihumanismus in der west-deutschen Literatur, В., 1971; KuhneP., Arbeiterklasse und Literatur. Dortmunder Gruppe 61, Fr./M., 1972; Batt K., Revoke intern, Lpz., 1974. Г. В. Якушева.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.