Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспериментальная проверка теории Эйнштейна






В основе теории тяготения Эйнштейна лежит принцип эквивалентности. Его проверка с возможно большей точностью является важнейшей экспериментальной задачей. Согласно принципу эквивалентности, все тела независимо от их состава и массы, все виды материи должны падать в поле Т. с одним и тем же ускорением. Справедливость этого утверждения, как уже говорилось, была впервые установлена Галилеем. Венгерский физик Л. Этвеш с помощью крутильных весов доказал справедливость принципа эквивалентности с точностью до 10-8; амер. физик Р. Дикке с сотрудниками довёл точность до 10-10, а сов. физик В. Б. Брагинский с сотрудниками - до 10-12.

Др. проверкой принципа эквивалентности является вывод об изменении частоты v света при его распространении в гравитац. поле. Теория предсказывает (см. Красное смещение) изменение частоты дV при распространении между точками с разностью гравитац. потенциалов Ф1 - Ф2:
[ris]

Эксперименты в лаборатории подтвердили эту формулу с точностью по крайней мере до 1% (см. Мёссбауэра эффект).

Кроме этих экспериментов по проверке основ теории, существует ряд опытных проверок её выводов. Теория предсказывает искривление луча света при прохождении вблизи тяжёлой массы. Аналогичное отклонение следует и из ньютоновской теории Т., однако теория Эйнштейна предсказывает вдвое больший эффект. Многочисл. наблюдения этого эффекта при прохождении света от звёзд вблизи Солнца (во время полных солнечных затмений) подтвердили предсказание теории Эйнштейна (отклонение на 1, 75" у края солнечного диска ) с точностью ок. 20%. Гораздо большая точность была достигнута с помощью совр. техники наблюдения внеземных точечных радиоисточников. Этим методом предсказание теории подтверждено с точностью (на 1974 ) не меньшей 6%.

Др. эффектом, тесно связанным с предыдущим, является большая длительность времени распространения света в поле Т., чем это дают формулы без учёта эффектов теории Эйнштейна. Для луча, проходящего вблизи Солнца, эта дополнит. задержка составляет ок. 2*10-4 сек. Эксперименты проводились с помощью радиолокации планет Меркурий и Венера во время их прохождения за диском Солнца, а также с помощью ретрансляции радиолокационных сигналов космич. кораблями. Предсказания теории подтверждены (на 1974 ) с точностью 2%.

Наконец, ещё одним эффектом является предсказываемый теорией Эйнштейна медленный дополнит. (не объясняемый гравитац. возмущениями со стороны др. планет Солнечной системы ) поворот эллиптич. орбит планет, движущихся вокруг Солнца. Наибольшую величину этот эффект имеет для орбиты Меркурия - 43" в столетие. Это предсказание подтверждено экспериментально, согласно совр. данным, с точностью до 1%.

Т. о., все имеющиеся экспериментальные данные подтверждают правильность как положений, лежащих в основе теории тяготения Эйнштейна, так и её наблюдат. предсказаний.

Следует подчеркнуть, что эксперименты свидетельствуют против попыток построить др. теории Т., отличные от теории Эйнштейна.

В заключение отметим, что косвенным подтверждением теории тяготения Эйнштейна является наблюдаемое расширение Вселенной, теоретически предсказанное на основе общей теории относительности сов. математиком А. А. Фридманом в сер. 20-х гг. нашего столетия.

Лит.: Эйнштейн А., Собр. научных трудов, т. 1-4, М., 1965-67; Л а н д а у Л., Лифшиц Е., Теория поля, 6 изд., М., 1973; Ф о к В. А., Теория пространства, времени и тяготения, 2 изд., М., 1961; Зельдович Я. Б., Новиков И. Д., Теориятяготения и эволюция звёзд, М., 1971; Брумберг В. А., Релятивистская небесная механика, М., 1972; Брагинский В. Б., Руденко В. Н., Релятивистские гравитационные эксперименты, " Успехи физических наук", 1970, т. 100, в. 3, с. 395.

И. Д. Новиков.

ТЯГУН, колебательные движения воды в портах, бухтах и гаванях, вызывающие циклич. перемещения стоящих у причалов судов. Осн. причина этих движений - длинные волны с периодом от 0, 5 до 5 мин, высотой обычно до 30 см, к-рые образуются в результате воздействия на акваторию порта ветрового волнения и зыби, развивающихся при штормовых ветрах в прилегающем районе моря. Интенсивность Т. зависит от периода собств. колебаний вод порта, а также от характера изменения глубин на подходах к нему. Т. затрудняет грузовые операции в порту. При его развитии могут возникать аварии судов из-за обрыва швартовых. В пределах одного порта Т. у разных причалов имеет неодинаковую интенсивность. Т. наблюдается во мн. портах мира: Дакаре, Касабланке, Гавре, Бомбее и др., особенно в портах Японии и Новой Зеландии. В СССР Т. отмечается в Туапсе, Батуми, Сочи, Клайпеде, Корсакове и др. Борьба с вредными последствиями Т. ведётся преим. путём применения спец. швартовки судов. Важное значение имеет и заблаговременное предсказание Т.

ТЯГУН, посёлок гор. типа в Сорокин-ском р-не Алтайского края РСФСР. Расположен на зап. склоне Салаирского кряжа. Ж.-д. станция на линии Барнаул - Артышта. Леспромхоз. Добыча камня.

ТЯГУНЕНКО Виктор Леонидович (1.1. 1920, Викнено Кировоградской обл. УССР, - 4.3.1975, Москва ), советский экономист, чл.-корр. АН СССР (1968 ). Чл. КПСС с 1942. Окончил Военно-поли-тич. академию им. В. И. Ленина (1951 ). В 1954-57 преподавал политэкономию в Военно-возд. академии им. Н. Е. Жуковского. С 1957 в Ин-те мировой экономики и междунар. отношений. Осн. труды по проблемам экономики и политики развивающихся стран: нац.-освободит. революции, борьба за экономич. независимость и кризис неоколониализма, закономерности и специфич. черты некапиталистич. пути развития, слаборазвитые страны в системе междунар. разделения труда и мирового х-ва. Под ред. Т. изданы монографии " Классы и классовая борьба в развивающихся странах" (т. 1-3, 1967-68 ), " Развивающиеся страны: закономерности, тенденции, перспективы" (1974 ). Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Угнетенные народы рвут оковы империализма, М., 1955; Общий кризис ка~ питализма, [М.], 1956; Войны и колонии, М., 1957; Слаборазвитые страны в мировом капиталистическом хозяйстве, М., 1961 (совм. с В. В. Рымаловым); Проблемы современных национально-освободительных революций, 2 изд., М., 1969. Л. С. Воронков.

ТЯЖЁЛАЯ АРТИЛЛЕРИЯ, вид полевой артиллерии, существовавшей в различных армиях (в т. ч. в Красной Армии) в 1-й пол. 20 в. Предназначалась для поражения целей, находящихся за укрытиями, и разрушения полевых сооружений. К Т. а. относились гаубицы, пушки и мортиры калибров от 105 до 155 мм. В совр. армиях деление артиллерии на лёгкую и тяжёлую не принято.

ТЯЖЁЛАЯ АТЛЕТИКА, вид спорта, состязания в поднятии тяжестей (штанги ). Совр. программа офиц. соревнований (с 1972 ) включает рывок, толчок штанги двумя руками и сумму результатов в этих упражнениях (при рывке штанга поднимается с помоста вверх одним непрерывным движением, при толчке - в два приёма: на грудь и от груди). В 1934-72 было принято т. н. клас-сич. троеборье - жим, рывок и толчок двумя руками, до 1934 - пятиборье (жим двумя руками, рывок и толчок - одной и двумя). Офиц. междунар. состязания (с 1977)- в 10 весовых категориях (до 52 кг - св. 110 кг).

Упражнения с тяжестями с целью развития силы и рельефной мускулатуры известны с древних времён. Офиц. состязания в поднятии тяжестей стали проводиться в США в 60-е гг. 19 в. В Европе в нач. 70-х гг. И. Триа основал школы Т. а. в Париже и Брюсселе. С 1896 Т. а.- в программе Олимпийских игр (кроме 1900, 1908, 1912). 1-й чемпионат Европы состоялся в 1896 в Роттердаме, 1-й чемпионат мира - в 1898 в Вене. В 1912 основан Всемирный тяжелоатлетич. союз, утверждены правила междунар. соревнований. В 1-й четв. 20 в. сильнейшими были тяжелоатлеты Франции, Германии, Австрии, Италии, США.

В России зарождение Т. а. связано с именем В. Ф. Краевского, к-рый в 1885 в Петербурге организовал кружок любителей Т. а. В 80-90-е гг. в Москве, Киеве, Н. Новгороде, Риге и др. городах созданы кружки, клубы, об-ва Т. а. В 1897 в Петербурге проведён первый чемпионат России. Среди рус. тяжелоатлетов-призёров чемпионатов мира и мировые рекордсмены - С. И. Елисеев, Г. Г. Гаккен-шмидт, П. Херудзинский и Я. Я. Крау-зе. В 1913 создан Всеросс. тяжелоатлетич. союз.

В СССР 1-й чемпионат страны состоялся в 1923 (с 1933 проводится ежегодно ); чемпионы и рекордсмены в 20-30-е гг.- А. В. Бухаров, Д. Н. Эхт, Я. Ю. Спар-ре, М. М. Громов. В 30-40-х гг. установлено ок. 200 рекордов СССР, превышавших офиц. мировые рекорды (Г. В. Попов Г. И. Новак, Н. И. Шатов, Я. Г. Куценко, С. И. Амбарцумян и др. ). В 1946 сов. тяжелоатлеты вступили в Междунар. федерацию Т. а. (ИВФ; осн. в 1920, в 1975 объединяла 103 нац. федерации ), в 1969- в Европ. федерацию Т. а. (осн. в 1969, в 1975 объединяла 19 нац. федераций ).

Рекорды мира в различных весовых категориях (на 1 окт. 1976)
Наилегчайшая - до 52 кг
Рывок 108, 5 кг А. Н. Воронин СССР
Толчок 141, 0 кг А. Н. Воронин СССР
Сумма 242, 5 кг А. Н. Воронин СССР
Легчаищая - до 56 кг
Рывок 120, 5 кг К. Микки Япония
Толчок 151, 0 кг М. Нассери Иран
Сумма 262, 5 кг Н. Нурекян НРБ
Полулёгкая - до 60 кг
Рывок 130, 0 кг Г. Тодоров НРБ
Толчок 161, 5 кг Н. А. Колесников СССР
Сумма 285, 0 кг Г. Тодоров НРБ
Лёгкая - до 67, 5 кг
Рывок 140, 5 кг К. Чернецкий ПНР
Толчок 177, 5 кг М. Н. Киржинов СССР
Сумма 315, 5 кг С. В. Певзнер СССР
Полусредняя - до 75 кг
Рывок 155, 0 кг И. Митков НРБ
Толчок 192, 5 кг В. И. Смирнов СССР
Сумма 345, 0 кг И. Митков НРБ
Средняя - до 82, 5 кг
Рывок 170, 5 кг Б. Благоев НРБ
Толчок 207, 0 кг Р. Мильзер ФРГ
Сумма 372, 5 кг Т. Стойчев НРБ
Полутяжёлая - до 90 кг
Рывок 180, 0 кг Д. А. Ригерт СССР
Толчок 220, 5 кг Д. А. Ригерт СССР
Сумма 400, 0 кг Д. А. Ригерт СССР
1-я тяжёлая - до110кг
Рывок 185, 0 кг В. Христов НРБ
Толчок 237, 5 кг В. Христов НРБ
Сумма 417, 5 кг В. Христов НРБ
2-я тяжёлая - св. 110 кг
Рывок 200, 0 кг X. Плач ков НРБ
Толчок 255, 0 кг В. И. Алексеев СССР
Сумма 442, 5 кг X. Плачков НРБ


В 1946-76 спортсмены СССР завоевали 26 золотых медалей на Олимпийских играх, 94 - на чемпионатах мира, 127 - на чемпионатах Европы. Среди неоднократных чемпионов: В. Е. Стогов, И. В. Удодов, Р. А. Чимишкян, Е. Г. Минаев, В. Г. Бушуев, Ю. П. Власов, В. Г. Куренцов, А. Н. Воробьёв, Л. И. Жаботинский, В. И. Алексеев, Я. А. Талътс, Д. А. Ригерт, М. Н. Киржинов, П. К. Король, В. П. Шарий и др.

В 1976 в СССР было 1, 5 тыс. секций Т. а. в коллективах физкультуры (св. 300 тыс. чел. ). Ежегодно готовится ок. 500 мастеров спорта. Успехи сов. тяжелоатлетов связаны с именами тренеров: Я. Г. Куценко, Н. И. Шатова, С. П. Баг-дасарова, М. П. Светличного, А. В. Чу-жина, Р. В. Плюкфельдера, И. С. Кудю-кова и др.

За рубежом Т. а. наиболее развита в НРБ, ВНР, ГДР, Японии, США, Великобритании и др. Неоднократными победителями Олимпийских турниров и др. крупнейших междунар. соревнований были Л. Остен (Франция ), И. Винчи, Дж. Дейвис и Т. Коно (США ), И. Мияки (Япония ), В. Башановский (ПНР ) и др.

Лит.: Иванов Д. И., Штанга на весах времени, М., 1969; Воробьёв А. Н., Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке, М., 1971; Тяжёлая атлетика, [под ред. А. Н. Воробьева], М., 1972; Роман Р. А., Тренировка тяжелоатлета в двоеборье, М., 1974.

А. Н. Воробьёв.

ТЯЖЁЛАЯ ВОДА, D2О, изотопная разновидность воды, в к-рой лёгкий атом водорода 1Н замещён его тяжёлым изотопом 2Н - дейтерием D. Впервые открыта в природной воде Г. Юри и Э. Ф. Ос-борном (США ) в 1932 и выделена из неё в 1933 Г. Н. Льюисом и Р. Макдональдом (США ). Плотность Т. в. выше плотности обычной воды (отсюда и назв. ). Т. в. содержится в природных водах и атм. осадках в отношении 1 атом D на 5000-7000 атомов Н. Для определения содержания Т. в. применяют масс-спектральный анализ (см. Mace-спектроскопия), денси-метрию, методы инфракрасной спектроскопии.

По физ. свойствам D2O заметно отличается от Н2О: кипит при 101, 43 °С, замерзает при 3, 82 °С, имеетплотность 1, 104 г/с м 2. По хим. свойствам Т. в. очень близка к Н2О, хотя нек-рые реакции в ней замедляются или ускоряются (иногда в 2-3 раза ). Основные пром. методы получения Т. в.- изотопный обмен воды и сероводорода, дистилляция водорода и многоступенчатый электролиз (см. Изотопов разделение).

Т. в. применяется в ядерной физике и энергетике в качестве замедлителя нейтронов и теплоносителя в ядерных реакторах, а также как исходный продукт для получения дейтерия. Т. в. применяют в химии, биологии, гидрологии как изотопный индикатор. На живые организмы даже небольшие кол-ва Т. в. действуют угнетающе, а большие дозы вызывают их гибель.

Термин " Т. в." применяют также к тяжелокислородной воде, в к-рой лёгкий изотоп кислорода 16О замещён тяжёлыми изотопами 17О и 18О, к дейтериевой HDO и к тритиевой, или сверхтяжёлой воде Т2О (а также НТО, DTO ), содержащей вместо атомов 1Н его радиоактивный изотоп 3Н - тритий Т.

Лит.: Киршенбаум И., Тяжёлая вода, пер. с англ., М., 1953; Производство тяжёлой воды, пер. с англ., М., 1961; Краткая химическая энциклопедия, т. 1, М., 1961, с. 614-17; Бродский А. И., Химия изотопов, 2 изд., М., 1957. В. С. Парбузин.

ТЯЖЁЛАЯ МАССА, то же, что гравитационная масса; см. Масса.

ТЯЖЁЛАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, группа отраслей промышленности, производящих преимущественно средства произ-ва. К Т. п. относится почти вся добывающая промышленность и часть обрабатывающей промышленности.

Т. п. по принятой в СССР классификации включает: электроэнергетику, топливную пром-сть, чёрную и цветную металлургию, машиностроение и металлообработку, химия, и нефтехимич., лесную, деревообр. и целлюлозно-бум. пром-сть, пром-сть строит. материалов и др. Удельный вес этих отраслей в общем произ-ве пром. продукции СССР в 1975 превысил 60%.

При распределении продукции пром-сти на произ-во средств произ-ва (группа " А" ) и произ-во предметов потребления (группа " Б") часть продукции Т. п., идущая на непроизводств. потребление (часть электрич. и тепловой энергии, топлива, легковые автомобили, товары культурно-бытового назначения и хоз. обихода и др. ), относится к предметам потребления. Равным образом значит. доля продукции лёгкой и пищ. пром-сти, идущая на производств. потребление (в дальнейшую переработку ), относится к средствам произ-ва. В силу этого сумма валовой продукции отраслей Т. п. не совпадает с произ-вом средств произ-ва.

В СССР Т. п. играет решающую роль в развитии производит. сил страны, создании материально-технич. базы коммунизма. Она является основой расширенного социалистич. воспроиз-ва, тех-нич. перевооружения нар. х-ва и оборонной мощи гос-ва, повышения эффективности произ-ва и роста благосостояния народа. Со 2-й пол. 60-х гг. Т. п. расширяет выпуск средств произ-ва для отраслей, изготовляющих предметы потребления. На её предприятиях увеличивается выпуск товаров нар. потребления.

В дореволюц. России Т. п. была развита слабо, что отражало отсталость экономики страны в целом. В 1913 на долю Т. п. приходилось ок. 1/3 валовой продукции пром-сти. Удельный вес машиностроения в пром. продукции составлял ок. 9%, химич. пром-сти - менее 3%, электроэнергетики - доли процента. Ряда отраслей Т. п. (станкостроения, приборостроения, произ-ва металлургич. оборудования, автомобилей и тракторов ) по существу не было. Потребность во мн. видах продукции производств. назначения удовлетворялась в значит. мере за счёт импорта. Т. п. была размещена по территории страны крайне неравномерно. Большой удельный вес в экономике Т. п. занимал иностр. капитал. Доля его в чёрной металлургии составляла 75%, в нефтяной пром-сти - 60%, химической - 40%.

После Окт. революции 1917, претворяя в жизнь ленинский план построения социализма, Коммунистич. партия и Сов. пр-во последовательно проводили курс на развитие Т. п. Был разработан и осуществлён план ГОЭЛРО. Индустриализация страны позволила создать крупное машинное произ-во. Было обеспечено преимуществ. развитие машиностроения, электроэнергетики, химич. пром-сти и др. отраслей Т. п., оказывающих влияниена технич. прогресс во всём нар. х-ве. Загоды довоен. пятилеток (1929 - 40 ) построено много крупных предприятий, созданы новые отрасли Т. п. (авиационная, автомобильная, тракторная, комбайностроение, станкостроение, металлургич. машиностроение и др. ), повысился технич. уровень произ-ва. Преимуществ. развитие Т. п. коренным образом изменило структуру пром. произ-ва. В 1940 валовая продукция всей пром-сти превысила довоен. уровень в 7, 7раза, а Т. п. - в 14 раз. Благодаря успехам в развитии Т. п. СССР превратился в могучую индустриальную державу. В годы Великой Отечеств. войны 1941 - 45 Т. п. стала основой оборонной пром-сти, обеспечивала фронт вооружением.

За годы послевоен. пятилеток Т. п. СССР развивалась высокими темпами. В 1975, при общем росте продукции пром-сти по сравнению с 1940 в 17 раз, произ-во продукции машиностроения иметаллообработки увеличилось в 49 раз, химич. и нефтехимич. пром-сти - в 44 раза, пром-сти строит. материалов - в 38 и электроэнергетики - в 26 раз. Быстро развивались приборостроение, радиотех-нич. и электронная пром-сть, качеств. металлургия, газовая пром-сть идр. новые произ-ва. СССР занимает (1975 ) 1-е место в мире по общему произ-ву важнейших видов продукции Т. п.: нефти, угля, чугуна, стали, жел. руды, кокса, минеральных удобрений, пиломатериалов, цемента, сборных железобетонных конструкций, тепловозов и электровозов магистральных, тракторов (по суммарной мощности двигателей ). Значительно сократился разрыв в произ-ве осн. видов продукции на душу населения по сравнению с др. промышленно развитыми странами.

Коренным образом изменилось терр. размещение Т. п. Возрос удельный вес вост. р-нов страны. Динамика развития отраслей Т. п. и произ-во важнейших видов продукции показаны в табл. 1 и2. Для Т. п. СССР характерны не только большие масштабы, но и высокий технич. уровень и передовые формы организации произ-ва.

Мировое произ-во продукции Т. п. показано в табл. 3.

Высокими темпами развивается Т. п. в зарубежных социалистич. странах. В 1975 по сравнению с 1950 доля этих стран (вместе с СССР ) в мировом произ-ве электроэнергии увеличилась с 15 до 24 %, добыче нефти - с 8, 5 до 22 %, газа - с 4, 8 до 28 %, угля (в пересчёте на условное топливо ) - с 26, 2 до 52%, чугуна - с 18, 9 до 34%, стали - с 19, 3 до 34 %.

Произ-во продукции Т. п. в отдельных социалистич. странах показано в табл. 4. Т. п. в капиталистич. странах. 2-я пол. 19 в. характеризовалась значит. ростом крупного машинного произ-ва во мн. странах, произ-во средств произ-ва стало опережать произ-во предметов потребления. Видное место в общем объёме пром. произ-ва заняли топливная пром-сть, металлургия, машиностроение.

Табл. 1. - Темпы роста общего объёма продукции промышленности СССР (1913=1)

               
   
Вся промышленность 1, 3 7, 7 13, 3 40, 3 91, 5      
Топливная 1, 5 6, 5 9 3 22, 7 41, 1 54, 7    
Черная металлургия   5, 8 10, 2 27 5 53, 3      
Химическая и нефтехимическая 1, 5 17, 5 34, 3          
Машиностроение и металлообработка 1, 8 29, 7 63, 6          



Табл. 2. - Производство важнейших видов продукции тяжёлой промышленности в СССР
               
Электроэнергия, млрд. квт *ч 2, 0 5, 0 48, 6 91, 2      
Нефть (включая газовый конденсат), млн. т 10, 3 11, 6 31, 1 37, 9      
Газ естественный, млрд. м3   0, 3 3, 2 5, 8 45, 3    
Уголь, млн. m 29, 2 35, 5          
Чугун, млн. m 4, 2 3, 3 14, 9 19, 2 46, 8 85, 9  
Сталь, млн. т 4, 3 4, 3 18, 3 27, 3 65, 3    
Станки металлорежущие, тыс. шт. 1, 8 2, 0 58, 4 70, 6      
Минеральные удобрения (в пересчёте на 100 % питательных веществ), млн. т 0, 02 0, 03 0.8 1, 2 3, 3 13, 1  



Табл. 3. - Мировое п роизводство основных видов продукции тяжёлой промышленности (1975)
Электроэнергия, млрд. квт*ч Всего в мире Социалистические страны Развитые капиталистические страны Развивающиеся страны
       
Нефть*, млн. т        
Газ естественный, млрд. м3        
Уголь (в пересчёте на условное топливо), млн. т        
Чугун, млн. т        
Сталь, млн. т        
Минеральные удобрения (в пересчёте на 100% питательных веществ), млн. т 96, 6 38, 4 51, 9 6, 3
* Включая газовый конденсат.



Табл. 4. - Производство важнейших видов продукции тяжёлой промышленности в отдельных социалистических странах (1975)
Электроэнергия, млрд. квт*ч Болгария Венгрия ГДР Польша Румыния Чехословакия Югославия
25, 2 20, 5 84, 5 97, 1 53, 7 59, 2 40, 0
Уголь товарный, млн. т 27, 8 24, 9     27, 1 114, 4 35, 5
Чугун, млн. т 1, 6 2, 2 2, 5 7, 8 6, 6 9, 3 2, 0
Сталь, млн. m 2, 3 3, 7 6, 5 15, 0 9, 5 14, 3 2, 9
Минеральные удобрения (в пересчёте на 100 % питательных веществ), млн. т 0, 6 0, 6 4, 0 2, 6 1, 7 1, 0 0, 4
Станки металлорежущие, тыс. шт. 16, 3 12, 5 19, 7 31, 3 28, 3 29, 7 13, 3*
* 1974.



Т а б л. 5. - Производство важнейших видов продукции тяжёлой промышленности в основных капиталистических странах (1975)
Электроэнергия, млрд. кет*ч США Великобритания Франция ФРГ Япония Италия
           
Нефть (включая газовый конденсат), млн. m   1, 1 1, 0 5, 7 0, 6 1, 0
Газ естественный, млрд. м3   33, 2 10, 2 21, 0 2, 8 13, 8
Уголь товарный, млн. т     25, 5   19, 1 1, 3
Чугун, млн. m   12, 0 17, 9 30, 1 86, 6 11, 4
Сталь, млн. т   20, 0 21, 5 40, 4   21, 9
Минеральные удобрения (в пересчёте на 100 % питательных веществ), млн. m 16, 8 1, 3 5, 5 5, 1 3, 1 1, 7
Станки металлорежущие, тыс. шт.1           662

С 1-й трети 20 в. интенсивно росло произ-во в электроэнергетике, химич. пром-сти, машиностроении. На долю указанных отраслей в 1975 приходилось 57, 1% всей пром. продукции развитых капиталистич. стран. После 2-й мировой войны 1939-45 получили быстрое развитие нефтехимич., атомная, электронная, аэрокосмич. и др. новые отрасли пром-сти. В произ-ве электроэнергии возросла доля атомных электростанций, в металлургии - произ-во качеств. стали, лёгких металлов, в химич. пром-сти - синтетич. смол и пластич. масс, химич. волокон, синтетич. каучука.

Данные о произ-ве продукции в отдельных капиталистич. странах приведены в табл. 5.

См. также статьи об отдельных отраслях Т. п.

Лит. см. при статьях Промышленность, Индустриализация. П. Н. Попеленский.

ТЯЖЕЛОВОДНЫЙ РЕАКТОР, тепловой реактор, в к-ром замедлителем служит тяжёлая вода (D2O). Т. к. тяжёлая вода обладает малым сечением поглощения нейтронов, то в Т. р. может быть весьма велика доля воспроизводимого (вторичного ) ядерного топлива (отношение массы воспроизводимого топлива к массе сжигаемого достигает ~0, 9 ). В качестве теплоносителя в Т. р. используют обычную и тяжёлую воду и нек-рые газы (напр., водяной пар, двуокись углерода ). Строительство и эксплуатация Т. р. требуют очень больших затрат из-за высокой стоимости тяжёлой воды. Вследствие этого пром. Т. р. распространены лишь в тех странах, где произ-во тяжёлой воды обходится сравнительно недорого (напр., в Канаде, располагающей исключительно дешёвой электроэнергией ГЭС ).

Лит. см. при ст. Ядерный реактор.

ТЯЖЕЛОВОЗ, общее название специализированных пород рабочих лошадей. Отличаются массивностью телосложения, большой грузоподъёмностью. Тяжелоупряжные породы лошадей в СССР: советская тяжеловозная, владимирская тяжеловозная, русская тяжеловозная и др.; в западноевропейских странах - бра-бансонская, першеронская, булонская, бретонская, шайрская, клейдесдальская, суффолкская, арденская и др. Широко использовались на всех с.-х., транспортных и др. работах. С ростом механизации применение Т. сократилось.

ТЯЖЁЛОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ, совокупность подотраслей машиностроения, предприятия к-рых заняты произ-вом металлургич., горнорудного, крупного кузнечно-прессового, дробильно-размоль-ного, подъёмно-транспортного оборудования, а также крупных экскаваторов, роторных комплексов, тепловозов, ж.-д. вагонов, дизелей. В состав Т. м. входят металлургич., горнорудное, угольное, подъёмно-транспортное машиностроение, вагоно-, тепловозо- и дизелестроение. Т. м.- основа тяжёлой промышленности и строительства. Значит. часть заводов Т. м. имеет в своём составе уникальные по размерам производств. цехи, располагает заготовит. базой для произ-ва крупных отливок, поковок, металлоконструкций; механосборочные цехи для обработки деталей и сборки крупных машин оснащены уникальными станками и мостовыми кранами большой грузоподъёмности. Заводы Т. м., как правило, комплексные, универсального типа, многие из них характеризуются индивидуальным и мелкосерийным типами произ-ва.

В дореволюц. России Т. м. было развито слабо. Продукцию Т. м. выпускали немногие машиностроит. з-ды: Ижорский, Краматорский (ныне Старокраматорский), Сормовский, Коломенский, Харьковский, Путиловский (ныне Кировский ), Брянский и нек-рые др. В СССР Т. м. начало развиваться в восстановит. период. В годы первых пятилеток (1929- 1940 ) быстрыми темпами развивалось произ-во металлургич., транспортного, угольного и горнорудного оборудования. К произ-ву продукции Т. м. были привлечены мн. машиностроит. з-ды, построены новые и реконструированы старые з-ды, что позволило в короткий срок освободиться от импорта из капиталистич. стран мн. видов оборудования.

Т. м. обеспечивает не только нужды нар. х-ва СССР в крупных машинах и оборудовании, но и экспортирует значит. часть своей продукции.

Металлургическое машиностроение в СССР стало быстро развиваться в годы первых пятилеток в связи с развитием металлургической пром-сти. В 1929-32 был построен Иркутский з-д Т. м., в 1933-34 введены в действие 2 крупнейших завода - Уралмашзавод им. С. Орджоникидзе (г. Свердловск ) и Новокраматорский машиностроит. з-д (г. Краматорск ). Одновременно со строительством новых заводов реконструировались действующие предприятия, создавались технич. службы, обучались кадры. К началу Великой Отечеств. войны 1941-45 СССР располагал значит. мощностями по произ-ву металлургич. оборудования. Во время войны построены Южно-Уральский машиностроит. з-д, Электростальский и Алма-Атинский заводы Т. м. Кроме названных заводов, ныне произ-вом металлургич. оборудования занимаются также Жданов-ский и Бузулукский з-ды Т. м. и ряд др. Изготовляется совр. оборудование для доменных печей полезным объёмом 3200 и 5000л3, производительн о стью 4 млн. т в год; кислородные конвертеры ёмкостью 300-350 т; обжиговые машины для произ-ва железорудных окатышей площадью спекания 520 м 2 производительностью 3, 6 млн. т в год; машины непрерывного литья стали криволинейного типа для произ-ва литых слябов производительностью 1 млн. т в год; оборудование для коксовых батарей производительностью 1 млн. т в год, для ваку-умирования стали, высокомеханизированные и автоматизированные прокатные станы - блюминг " 1300" и широкополосные производительностью по 6 млн. т проката в год, для холодной прокатки листа и труб различного назначения, трубосварочные и трубопрокатные станы; профилегибочные агрегаты и др. Данные о произ-ве металлургич. оборудования приведены в табл. 1.

Горнорудное машиностроение. До Окт. революции 1917 специализированных машиностроит. предприятий по пр о из-ву г о рн о й техники в России не было. Оборудование ввозилось из-за границы. В первые годы Сов. власти импорт горного оборудования продолжался. Лишь в 1930 на базе механич. мастерских был организован Кыштымский механич. з-д, а в 1937 - криворожский з-д " Коммунист", к-рые занимались изготовлением и ремонтом горных машин. Позднее произ-во горнорудного оборудования было налажено на ленингр. з-де " Пневматика", Конотопском и ряде др. машиностроит. з-дов. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 нем.-фаш. войсками был нанесён большой ущерб произ-ву горнорудного оборудования. Часть заводов была перебазирована в вост. р-ны страны, где была создана новая база горнорудного машиностроения. В 1975 насчитывалось св. 2 десятков заводов, производящих горнорудное оборудование, наиболее крупными из к-рых являются Ясногорский, Донецкий, Ворошиловградский, Ясиноватский и Воронежский машиностроит. з-ды. Изготовляются роторные экскаваторы с отвалообразователями производительностью до 1250 м3 в час и на привлечённых предприятиях до 5000 м 3 в час, комбайны очистные и проходческие, вентиляторы шахтные главного проветривания, оборудование для механизации поверхности шахт, обогатит. оборудование, буровые станки, щиты прох о дческие, лебёдки шахтные и горнорудные, долота и др.

Угольное машиностроение. Возникновение угольного машиностроения в СССР относится к 1924, когда в составе треста " Донуголь" было создано управление подсобных предприятий, затем был построен ряд заводов. В 1924-25 начался выпуск центробежных насосов, шахтных вагонеток, скреперных лебёдок, конвейеров, позднее - врубовых машин, шахтных подъёмных машин и лебедок, аккумуляторов и электровозов. В 1941-45 на востоке страны была создана своя база угольного машиностроения. Наиболее крупные заводы подотрасли: Дружковский, Горловский, Копейский.

Предприятия угольного машиностроения изготовляют машины и оборудование для механизации и автоматизации осн. процессов подземной добычи угля, в т. ч. очистные комбайны и струговые установки, комплексы и механизированные крепи для очистных работ, комбайны проходческие, оборудование для гидродобычи, проходки шахтных стволов, погрузки и транспортировки породы и угля в забоях и шахтах, обогащения, водоотлива, вентиляции, шахтного освещения и др.

Произ-во угольного и горнорудного оборудования показано в табл. 2.

Подъёмно - транспортное машиностроение. В дореволюц. Россию подъёмно-трансп. оборудование поставлял о сь в основном иностр. фирмами. После Окт. революции его произ-во было организовано на ряде заводов различных отраслей пром-сти; к 1940 оно достигло относительно высокого уровня, но по-прежнему было рассредоточено по мн. отраслям пром-сти. В дальнейшем удельный вес произ-ва подъёмно-транспортного оборудования на специализированных заводах увеличился. Наиболее крупные заводы: Узловский машиностроит. э-д, красноярский з-д " Сибтяжмаш", Ленинградский з-д подъёмно-транспортного оборудования, Харьковский з-д подъёмно-транспортного оборудования.

На предприятиях отрасли сосредоточено произ-во кранов всех видов, конвейеров ленточных грузонесущих, толкающих, вибрационных и т. д., кранов-штабелёров, эскалаторов, перегружателей и др. Созданы и освоены средства непрерывного и напольного транспорта (см. табл. 3 ).

Дизелестроение производит дизели общепром. применения - судовые, тепловозные, для стационарной и передвижной энергетики, буровых установок, строительно-дорожных машин, большегрузных автомобилей и др. Дизелестроение в России начало развиваться с кон. 19 в. Были созданы отечеств. оригинальные конструкции дизелей стационарного и судового применения.


Табл. 1. - Производство металлургического оборудования в СССР, тыс. m
           
Металлургическое оборудование (доменное и сталеплавильное, прокатное, коксовое, агломерационное, машины непрерывного литья стали) 29, 7 131, 2 222, 0 280, 6 312, 9
в т. ч. прокатное 10, 2 66, 1 120, 6 140, 1 132, 1



Табл.2. - Производство угольного и горнорудного оборудования в СССР
Комплексы и механизированные крепи Единица измерения        
(комплекты)/ /(тыс. пог.м) - 97, 0/ /8, 0 289/ /37, 9 504/ /68, 25
Комбайны очистные шт.        
Комбайны проходческие   -      
Машины шахтные подъёмные          



Табл. 3. - Производство подъёмно-транспортного оборудования в СССР, шт.
Краны мостовые электри-    
   
Краны козловые    
Краны портальные    
Краны металлургические    
Конвейеры ленточные стационарные    
Конвейеры подвесные толкающие, с автоматическим адресованием грузов, км   91, 3
Конвейеры грузонесущие    


К 1914 общий годовой выпуск дизелей в стране составил 122 тыс. л. с. После Октябрьской революции дизелестроение стало развиваться быстрыми темпами, в 1924 организована исследовательская лаборатория, позднее преобразованная в Центр. н.-и. дизельный ин-т (ЦНИДИ ). Были проведены работы по упорядочению типажа дизелей и созданию их новых типов, в т. ч. первых тепловозных дизелей. К 1940 выпускалось 19 типов дизелей, из них 14 новых, в т. ч. лёгкие быстроходные мощностью до 1000 л. с., судовые - до 4000 л. с. (1 л. с. = = 0, 736 квт).

Во время Великой Отечественной войны было развёрнуто стр-во танковых дизелей на барнаульском з-де " Транс-маш", Уральском турбомоторном и др. з-дах. В 50-60-х гг. было налажено произ-во ряда новых мощных дизелей для судов, тепловозов, буровой техники, передвижной энергетики и др. Проведена работа по повышению надёжности и сроков службы дизелей, повышению их экономичности, созданию полностью автоматизированных дизелей и установок. В 1975 выпускалось 25 типов дизелей, газовых двигателей и газомотокомпрессо-ров более чем в 400 модификациях, агрегатной мощностью от 4 до 21 000 л. с. Наиболее крупные дизелестроит. заводы: Брянский машиностроительный, Коломенский им. В. В. Куйбышева, барнаульский " Трансмаш" им. В. И. Ленина, ленинградский " Звезда" им. К. Е. Ворошилова, горьковский " Двигатель революции", Ток-макский им. С. М. Кирова. Данные о выпуске дизелей приведены в табл. 4.

Табл. 4. - Производство дизелей в СССР (без автотракторных)
Дизели общего назначения: шт.        
       
тыс. л. с. 469, 9 8830, 7   18230, 6

Т. м. достигло высокого уровня развития и в др. социалистич. странах. Машиностроение Чехословакии производит совр. прокатные станы, тепловозы, дизели, роторные и универсальные экскаваторы и др.; ГДР - сортовые прокатные станы, краны, дизели, роторные экскаваторы; Польши - судовые дизели, краны; Венгрии - волочильные станы, дизели и др.; Румынии - прокатное оборудование, дизели; Болгарии - подъёмно-транспортное и др. оборудование.

Среди капиталистич. стран, к-рые производят большое количество продукции Т. м., - США, ФРГ, Япония, Великобритания, Франция, Италия.

О произ-ве тепловозов и ж.-д. вагонов см. в ст. Транспортное машиностроение.

Лит. см. при ст. Машиностроение.

И. С. Ревес, Е. С. Матвеев (раздел о дизелестроении).

ТЯЖЁЛЫЕ СПЛАВЫ, композиционные материалы на основе вольфрама, содержащие до 10% (по. массе) никеля и железа в отношении от 7: 3 до 1: 1 (сплавы типа ВНЖ) или никеля и меди в отношении от 3: 2 до 1: 1 (ВНМ), а иногда также небольшое количество хрома, молибдена, рения, кобальта и др. металлов. Структура Т. с. двухфазная: зёрна W (у-фаза) равномерно распределены в нетугоплавкой матрице (Ni и Fe или Си -альфа-фаза); при этом Fe или Сu ограничивают растворимость W в Ni, предотвращая образование бетта-фазы (Ni4W), и снижают темп-ру начала плавления а-фазы. Т. с. пластичны, легко обрабатываются резанием и давлением. Их свойства зависят от количества и зернистости у-фазы, отношения Ni: Fe или Ni: Си, легирующих добавок и условий получения. Сплавы ВНМ менее прочны, чем сплавы ВНЖ, из-за образования грубой дендритной структуры при охлаждении от темп-ры спекания, но более технологичны при изготовлении благодаря более низкой (~ на 100 °С) темп-ре начала плавления альфа-фазы. Плотность Т. с. > =16, 5-17 г/с м 3 (20 °С); термич. коэфф. линейного расширения в интервале 20-400 0С (4, 0-5, 5)*10-6; предел прочности при растяжении до 150 кгс/мм2 (1 кгс/мм2 = 107 н / м 2 ), при сжатии до 120 кгс/мм2; предел текучести до 140 кгс/мм2; относит. удлинение до 30%; ударная вязкость ненадрезанных образцов > = 1 кгс * мм 2. Т. с. коррозионноус-тойчивы, хорошо поглощают у- и рентгеновские лучи. Получают Т. с. из смесей порошков металлов методами порошковой металлургии. В процессе спекания при 1350-1500 0С в присутствии жидкой фазы происходит перекристаллизация вольфрамового порошка с образованием почти сферич. частиц, в десятки раз превосходящих по размеру частицы исходного порошка. Последующая обработка давлением и термич. обработка позволяют улучшить свойства Т. с.

Благоприятным сочетанием ценных свойств Т. с. обусловлен широкий диапазон областей их применения. Из Т. с. изготовляют, напр., экраны, более эффективно защищающие от проникающей радиации, чем свинцовые, контейнеры для радиоактивных изотопов (напр., 90Sr ), балансы и противовесы в конструкциях летат. аппаратов, противовесы часов с автоматич. заводом, роторы гироскопов, инерц. массы, сердечники для бронебойных снарядов, штампы для электровысадочных процессов, вставки матриц для горячего прессования прутков из ла-туней и бронз. Т. с. используются как электродный материал (бесстружковая обработка металла, сварка сопротивлением и т. п. ), в качестве термокомпенсаторов в кремниевых полупроводниковых приборах. Области применения Т. с. постоянно и быстро расширяются.

О. П. Колчин, Ю. А. Эйдук.

ТЯЖЁЛЫЕ ЦВЕТНЫЕ МЕТАЛЛЫ, назв. группы цветных металлов, включающей Си, Ni, Co, Pb, Sn, Zn, Cd, Bi, Sb, Hg. Мировое произ-во Си, Pb, Zn, Ni исчисляется миллионами тонн в год. Сырьём для получения Т. ц. м. служат сульфидные и окисленные полиметаллич. руды, в к-рых обычно содержатся также мн. благородные, редкие и др. ценные элементы, добываемые попутно с осн. металлами. Многообразием типов руд и номенклатуры металлов обусловлено большое число разнообразных и достаточно сложных методов их получения, обеспечивающих максимально полное извлечение всех ценных составляющих сырья. Методы получения Т. ц. м. подразделяются на пирометаллургические (осуществляемые при высоких темп-рах обычно с расплавлением всей массы сырья; см. Пирометаллургия) и гидрометаллургические (основанные на изби-рат. растворении ценных составляющих в водных растворах кислот или др. растворителях и последующем выделении из раствора методами электролиза или цементации; см. Гидрометаллургия). Пирометаллургич. переработке обычно предшествует механич. обогащение руд, в процессе к-рого происходит частичное разделение (методами флотации или гравитационного обогащения) ценных минералов и минералов пустой породы. Полученные тем или иным методом черновые металлы подвергают рафинированию.

Т. ц. м. применяют как в элементарном состоянии, так и в виде разнообразных сплавов с др. цветными металлами и железом. В пром-сти и с. х-ве широкое применение находят также мн. хим. соединения Т. ц. м.; нек-рые соединения (PbS, CdS, ZnS, HgTe, CdTe и др. ) обладают ценными полупроводниковыми свойствами и играют важную роль в развитии электронной техники.

О свойствах, получении и применении отдельных Т. ц. м. см. в соответствующих статьях: Медь, Никель, Кобальт и др.

Лит.: Севрюков Н. Н., Кузьмин Б. А., Челищев Е. В., Общая металлургия, 3 изд., М., 1976.

А. В. Ванюков.

ТЯЖЁЛЫЙ БЕТОН, обычный бетон, общее назв. большой группы бетонов с объёмной массой 1800-2500 кг/м3. Вяжущим веществом в Т. 6. является портландцемент или его разновидности, материалами для заполнителей - плотные горные породы (известняки, граниты, базальты и др. ). Высокие физико-механич. показатели Т. б. и распространённость природных каменных материалов, используемых в качестве крупных и мелких заполнителей, обусловили широкое применение Т. б. в совр. стр-ве.

ТЯЖЁЛЫЙ ВОДОРОД, 2Н или D; то же, что дейтерий.

ТЯЖЕЛЬНИКОВ Евгений Михайлович (р. 7.1.1928, дер. Верхняя Санарка Пласт-ского р-на Челябинской обл. ), советский гос., комсомольский и партийный деятель, канд. историч. наук (1960 ), доцент (1962 ). Чл. ВЛКСМ с 1943. Чл. КПСС с 1951. Род. в крест. семье. Окончил Челябинский гос. пед. ин-т (1950 ). В 1950-52 ассистент кафедры марксизма-ленинизма, одновременно секретарь к-та ВЛКСМ Челябинского пед. ин-та. В 1952-54 зам. зав. отделом пропаганды и агитации Челябинского обкома ВЛКСМ. В 1954-56 аспирант, в 1956-61 ст. преподаватель кафедры марксизма-ленинизма, одновременно секретарь парткома КПСС Челябинского пед. ин-та, в 1961 - 1964 ректор ин-та. С 1964 секретарь Челябинского обкома КПСС. С июня 1968 1-й секретарь ЦК ВЛКСМ.

Т. возглавлял делегации ВЛКСМ и сов. молодёжи на 9-м и 10-м Всемирных фестивалях молодёжи и студентов в Софии (1968 ) и Берлине (1973 ), на ряде междунар. конференций и встреч прогрессивных молодёжных орг-ций.

Автор работ по истории партии и комсомола, по вопросам коммунистич. воспитания молодёжи. Руководитель авторского коллектива кн. " Славный путь Ленинского комсомола" (т. 1-2, 1974 ).

Делегат 23-25-го съездов КПСС. Чл. ЦК КПСС с 1971. Деп. Верх. Совета СССР 7-9-го созывов. Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, а также медалями.

ТЯЖИНСКИЙ, посёлок гор. типа, центр Тяжинского р-на Кемеровской обл. РСФСР. Расположен на р. Тяжин (басc. Оби ). Ж.-д. станция на линии Новосибирск -Ачинск, в 221 кмк С.-В. от г. Кемерово. Леспромхоз. Пивобезалкогольный з-д, комбинат молочных консервов. Откормочный совхоз.

ТЯН СЫН ОБ (1845-1899 ), корейский живописец; см. Чан Сын On.

ТЯНЬАНЬМЫНЬ, площадь в Пекине, адм.-политич. центр города. Историч. ядро площади - ворота Т. (" Ворота небесного спокойствия", 1651 ), входившие в комплекс юж. стены " Императорского города". Илл. см. т. 19, табл. XIV (стр. 208-209 ).

ТЯНЬ ХАНЬ (р. 12.3.1898, близ Чанша, пров. Хунань ), китайский драматург. Род. в крест. семье. Учился в Японии. Участвовал в движении за т. н. новую разговорную драму (в противовес муз. драме традиц. кит. театра ). В первых пьесах " Ночь в Кафе" (1920 ), " Ночь поимки тигра" (1921 ), " Возвращение на юг" (1929 ) Т. X. выразил протест против феод. угнетения и традиц. системы брака и семьи. Автор драм " Смерть знаменитого актёра" (1930 ) и др. о судьбе интеллигенции в старом Китае, а также одной из первых пьес о кит. пролетариате " Смерть Гу Чжэн-хуна" (1931 ). Драма " Потоп" (1936 ) посвящена деревне. Япон. агрессия против Китая (1931 ) отражена в пьесе " Лугоу цяо" (1937 ). Руководил фронтовой театр. группой. В драме Т. X. " Гуань Хань-цин" (1958, рус. пер. 1959 ) рассказывается о великом кит. драматурге 13 в. " Марш добровольцев" (1935 ) в 1949 был объявлен гос. гимном КНР. Переводил на кит. яз. У. Шекспира. В 1949- 1966 председатель Союза театральных работников КНР. В 1966 подвергся репрессиям.

Соч.: Тянь Хань цзюйцзо сюань, Пекин, 1955.

Лит.: Никольская Л. А., Драматургия Тянь Ханя (30-е годы), в сб.: Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока, М., 1974; её же, К проблеме литературной и идейно-политической борьбы в Китае 60-х годов, " Вестник Московского университета". Востоковедение, 1975, № 1.

ТЯНЬЦЗИНЬ, город центрального подчинения в Китае, один из гл. экономич. центров страны. 4, 4 млн. жит. (1974 ). Т. с отнесённой к нему территорией образует (с дек. 1973 ) адм. единицу (включает 12 гор. и 5 сел. уездов ) пл. 11 тыс. к м 2 и нас. 6, 3 млн. чел. (1973 ). Расположен на Северо-Китайской равнине, в месте слияния 5 истоков р. Хай-хэ, примерно в 50 км от побережья зал. Бохайвань Жёлтого моря, на берегу к-рого находится мор. аванпорт Т.- Синьган (Тангу ). Т. наз. " морскими воротами" Пекина. Т.- крупный узел ж.-д. и возд. сообщений, речной порт у пересечения р. Хайхэ Великим каналом. Наряду с Шанхаем - важный тор-гово-распределительный пункт; через Т. проходит св. 1/4 внешнеторг. операций страны. Особенно развита текст. пром-сть (гл. обр. хл.-бум. ткани, ковры ); др. отрасли пром-сти - пищ., таб., резиновая, кож.-обув., бум., спичечная. Растёт удельный вес отраслей тяжёлой пром-сти - металлургии, машиностроения, хим. промышленности. Произ-во электротехнич., текст., горного оборудования, дизелей моторов, судов, стальных конструкций, инструментов, точных приборов, станков, с.-х. машин, авто- и трак-торосборка, 2 ун-та.

В окрестностях г. Т.-Таншаньский кам.-уг. бассейн, месторождение жел. руды, соляные промыслы Чанлу. Хлопководство, овощеводство.

Возник в 13 в. на месте рыбацкого пос. Чжигу. Назв. Т. получил в 1405. В 1725 стал центром округа, в 1731 - области. В авг. 1860, во время англо-франко-китайской войны 1856-60, был захвачен англо-франц. войсками. По Пекинским англо-кит. и франко-кит. договорам 1860 открыт для иностр. торговли. Вскоре после этого на его терр. появились сеттльменты Великобритании, Франции, США, а в кон. 19 - нач. 20 вв.- Германии, Японии, царской России и ряда др. гос-в. В июле 1900, во время Ихэту-анъского восстания, Т. был оккупирован войсками 8 гос-в. В 1937-45 находился в руках япон. захватчиков. Освобождён от гоминьдановцев частями Нар.-освободит. армии Китая 15 янв. 1949.

ТЯНЬЦЗИНЬСКИЙ АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИЙ ДОГОВОР 1858, договор, навязанный США Китаю во время англо-франко-китайской войны 1856- 1860, в к-рой США, формально не участвуя, фактически оказывали дипломатич. и иную поддержку англо-франц. интервентам. Подписан 18 июня в Тяньцзине. Т. а.-к. д. содержал гарантию неприкосновенности амер. собственности в Китае и предоставлял американцам право свободной миссионерской деятельности. Для амер. торговли, помимо ранее открытых 5 портов, открывались порты Тайваньфу (о-в Тайвань ) и Шаньтоу (Сватоу ). Граждане США могли арендовать в открытых портах дома, землю и т. д. США получали в Китае право наибольшего благоприятствования.

Публ.: Treaties between the Empire of China and foreign powers, ed. by W. F. May-ers, 4 ed., Shanghai, 1902.

ТЯНЬЦЗИНЬСКИЙ АНГЛО-КИТАЙСКИЙ ДОГОВОР 1858, договор, навязанный Китаю Великобританией во время англо-франко-китайской войны 1856-60. Подписан 26 июня в Тяньцзине.

Т. а.-к. д. предусматривал открытие для англ. торговли дополнительно 5 морских портов - Нючжуан, Яньтай, Тайваньфу (о. Тайвань), Цюньчжоу, Шаньтоу (Сватоу), право для брит. подданных передвигаться с торг. или др. целями по всей стране; право судоходства и торговли (в 3 портах) по р. Янцзы; уплату Китаем контрибуции в 4 млн. таэлей; учреждение англ. посольства в Пекине, низкие таможенные пошлины для ввозимых в Китай брит. товаров и пр.

Публ.: Гримм Э. Д., Сборник договоров и других документов по истории международных отношений на Дальнем Востоке (1842-1925), М., 1927.

ТЯНЬЦЗИНЬСКИЙ ТРАКТАТ 1858, между Россией и Китаем об определении взаимных отношений, подписан 1(13) июня в Тяньцзине рус. вице-адм. Е. В. Путятиным, с китайской стороны- уполномоченными богдыхана Гуй-лянем и Хуашаном. Состоял из 12 статей. Подтверждал мир и дружбу, существовавшие между сторонами, и гарантировал личную "...безопасность и неприкосновенность собственности русских, живущих в Китае, и китайцев, находящихся в России...". Т. т. подтверждал право России направлять посланников в Пекин, ряд кит. портов открывался для рус. судов. Сухопутная торговля разрешалась без к.-л. "...ограничений относительно числа лиц, в ней участвующих, количества привозимых товаров или употребляемого капитала". Россия получила право назначать консулов в открытые для неё порты. Российские подданные наряду с подданными др. стран получили в Китае право консульской юрисдикции и экстерриториальности. Относительно рус.-кит. границы Т. т. устанавливал следующее: " Неопределённые части границ между Китаем и Россией будут без отлагательства исследованы на местах доверенными лицами от обоих правительств, и заключённое ими условие о граничной черте составит дополнительную статью к настоящему трактату". Подтверждалось право России содержать в Пекине Русскую духовную миссию. Между Кяхтой и Пекином устанавливалось регулярное почтовое сообщение. На Россию распространялись права наиболее благоприятствуемого roc-ва. Обмен ратификационными грамотами Т. т. состоялся 12(24 ) апр. 1859 в Пекине. Дополнением к Т. т. стал Пекинский договор 1860.

Публ.: Русско-китайские отношения 1689-1916. Официальные документы, М., 1958, с. 30 - 34.

ТЯНЬЦЗИНЬСКИЙ ФРАНКО-КИТАЙСКИЙ ДОГОВОР 1858, договор, навязанный Францией Китаю во время англо-франко-китайской войны 1856- 1860. Подписан 27 июня в Тяньцзине. Предоставлял Франции те же привилегии, к-рые были получены Великобританией по Тяньцзинъскому англо-китайскому договору 1858. Кроме того, предусматривал открытие дополнительно двух портов (Нанкин н Даньшуй на Тайване ), свободу проповеди христианства в Китае франц. миссионерами, уплату 2 млн. таэлей контрибуции.

Публ.: Treaties between the Empire of China and foreign powers, ed. by W. F. Mayers, 4 ed., Shanghai, 1902.

ТЯНЬЦЗИНЬСКИЙ ФРАНКО-КИТАЙСКИЙ ДОГОВОР 1885, подписан 9 июня 1885 в Тяньцзине в результате китайско-французской войны 1884-85. Кит. пр-во признало своё поражение во Вьетнаме и обязалось вывести свои войска из Вьетнама. Граница между новыми франц. владениями в Индокитае и Цинской империей устанавливалась разграничительной конвенцией. Договор устанавливал выгодный для Франции порядок торговли в пограничных с Вьетнамом р-нах Китая, способствовал франц. экономич. проникновению в Китай.

Публ.; Гримм Э. Д., Сборник договоров и других документов по истории международных отношений на Дальнем Востоке (1842-1925), М., 1927.

ТЯНЬ ЦЗЯНЬ (полное имя - Тун Тянь-цзянь) (р, 1917, пров. Ань-хой), китайский поэт. Один из зачинателей жанра эпич. поэмы и крест. темы в кит. поэзии. Вошёл в Лигу левых писателей Китая. Первые сб-ки стихов " Перед рассветом" (1935) и " Китайские пасторали" (1936) проникнуты протестом против гоминьдановского режима. Гл. герой лиро-эпич. поэмы " Китай. Деревенская история" (1936 ) - поднимающийся на борьбу народ. Расцвет творчества Т. Ц. приходится на период антияпон. войны 1937-45. Т. Ц.- один из создателей т. н. стихов для улицы (" цзе-тоу ши" ) и стихов-агиток (" чуаньдань ши" ): сб-ки " Тем, кто сражается" (1943), " Она тоже будет убивать" (1947), " Стихи об антияпонской войне" (1949 ). Злободневная, обращённая к массам поэзия Т. Ц. развивалась под влиянием сов. лит-ры (особенно В. В. Маяковского ). С сер. 60-х гг. имя Т. Ц. перестало появляться в печати.

Соч. в рус. пер., в сб-ках: Поэзия освобождённого Китая, Л., 1951; Новая поэзия Китая, М., 1959.

Лит.: Федоренко Н. Т., Китайская литература, М., 1956, с. 342-48; Маркова С. Д., Китайская поэзия в период национально-освободительной войны 1937 -1945 гг., М., 1958, с. 63-80.

ТЯНЬ-ШАНЬ (кит. - Небесные г о-р ы ), горная система в Ср. и Центр. Азии, расположенная между 40° и 45° с. ш., 67° и 95° в. д. Зап. часть Т.-Ш. находится в пределах СССР (гл. обр. в Кирг. ССР, сев. и зап. хребты в Казах. ССР, юго-зап. оконечность в Узб. ССР и Тадж. ССР ), вост.- в Китае. Протяжённость с 3. на В. 2450 км (в пределах СССР 1200 км). Т.-Ш. на С. хребтом Борохоро соединяется с горной системой Джунгарского Алатау, а на Ю. связан с Алайским хр. системы Гиссаро-Алая. Сев. и юж. границами зап. части Т.-Ш. обычно считаются Илийская и Ферганская долины. Вост. часть Т.-Ш. на С. ограничена Джунгарской и на Ю.- Кашгарской (Таримской ) котловинами. (Карту см. на вклейке к стр. 417. )

Рельеф. Т.-Ш. состоит из горных цепей, вытянутых преим. в широтном или субширотном направлении; лишь в центр. его части - Центр. Т. - Ш., где располагаются самые высокие вершины - пик Победы (7439 м) и Хан-Тенгри, по границе СССР и Китая, протягивается Меридиональный хр.

В сов. части Т.-Ш. выделяются следующие орографич. области: Сев. Т.-Ш., сос






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.