Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII, Кино 7 страница






В Зап. Европе туристские потоки многие годы имеличёткое направление с С. на Ю. В 60- 70-е гг. из-за перегруженности популярных туристских центров Средиземноморского побережья Франции и Италии, а также конкурентного развития материально-технич. базы М. т. в др. странах средиземноморского бассейна произошла заметная переориентация европ. туристского потока на Ю.-З. (Испания ), Ю.-В. (НРБ, СРР, СФРЮ).

Значительно расширились междунар. туристские связи европ. социалистич. стран; в 1975 их посетило 45 млн. чел., т. е. 18% всего кол-ва туристов в мире. М. т. в европ. социалистич. странах развивается преим. в рамках социалистич. содружества. В 70-е гг. значительно увеличились туристские потоки в социалистич. страны из капиталистич. гос-в, частично из развивающихся стран, а также выезды за рубеж туристов из социалистич. стран. В социалистич. странах наиболее развит М. т. в СФРЮ, НРБ, СРР и ЧССР.

Второй крупный туристский регион - Сев. Америка (США и Канада ), на к-рый в 1975 приходилось ок. 16% мирового потока туристов. В основном это т. н. взаимный Т. между США, Канадой и Мексикой. За пределы континента ежегодно выезжает ок. 5 млн. чел. из США и ок. 0, 5 млн. из Канады. Наблюдается абсолютный рост объёма М. т. и в странах Лат. Америки, Африки, Азии, в Австралии и Океании, но на них по-прежнему приходится лишь немногим более 9% кол-ва иностр. туристов. Располагая богатыми рекреационными ресурсами, большинство развивающихся стран не имеет необходимой материально-технич. базы для М. т.

Туристский обмен между странами, кроме культурно-познавательного и по-литич. значения как средства укрепления взаимопонимания между народами и установления более тесных межгос. отношений, имеет и экономич. значение. Поступления от М. т. в иностр. валюте составляют в нек-рых странах важную статью дохода платёжных балансов и растут намного быстрее, чем поступления от экспорта товаров. Темпы роста общемирового объёма поступлений валюты от М. т. в 50-70-е гг. увеличивались с нек-рым опережением темпов роста числа междунар. туристов (табл. 3 ), что объясняется прежде всего повышением цен на товары и услуги в капиталистич. странах.

    Таблица 3
         
Объём поступлений, млрд. 2, 1 6, 8 11, 0 17, 9 31, 1
Поступления к предыдущему году, прирост в %   17, 2 14, 6 16, 2 10, 7
Индекс 100 324 524 852 1481
           


Географич. распределение туристских потоков прямо сказывается и на распределении доходов от М. т., их росте (табл. 4 ). Доходы в свою очередь увеличиваются или уменьшаются в зависимости от объёма и характера предоставляемых услуг, от стоимости обслуживания и продолжительности пребывания туристом в стране. Развитие М. т. связано с решением ряда технич., организац. и науч. проблем, многие из к-рых носят общий характер для всех или большинства стран: развитие материально-технич. базы, районирование страны для туристских нужд, выявление новых перспективных р-нов и центров М. т., расширение туристского сезона (поскольку св. 50% годичног о кол-ва туристов прих о дится на июнь - август ). м. А. Ананьев.

Туризм как отрасль экономики. Т. - отрасль экономики непроизводств. сферы, предприятия и организации к-рой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах. Продукция Т. - это комплексная услуга (т. н. тур ), содержащая в качестве взаимосвязанных элементов услуги транспорта, гостиничного х-ва, торговли (в т. ч. обществ. питания), экскурсионных, культурно-зрелищных, спортивных, коммунально-бытовых, лечебно-оздоровительных идр. учреждений и предприятий. Удельный вес элементов, с о ставляющих тур, колеблется вшироких пределах и находится в зависимости от множества факторов, среди к-рых опреде ляющее влияние оказывают вид Т., способ передвижения, продолжительность испособ организации путешествия. В СССР, напр., структура познават. тура (1975, по усреднённым данным личных расходов туристов ): транспорт - 30%, жильё - 15%, питание - 30%, покупки (пром. товары, продукты питания ) - 15%, экскурсии, развлечения -; 8%, связь, бытовые услуги ипр. - 2%; среднемировые данные по конгрессному туру (поездки на конгрессы ): транспорт (без учёта междунар. ) - 5%, жильё - 34%, питание - 25%, покупки - 15%, экскурсии, развлечения - 8%. связь; бытовые услуги и др. - 13%

Различия в целях путешествий и способах их организации привели к появлению разных по функциям предприятий (гостиницы, туристские базы, мотели, пансионаты, дома отдыха и др. ) и к специализации туристских учреждений, учитывающих в программах обслуживания особенности видов Т., способы организации путешествий, возрастные, профессиональные и др. особенности клиентуры.

Материально-технич. база Т. с экономич. точки зрения представляет собой совокупность предприятий и учреждений, которые подразделяют на т. н. первичные (гостиницы, турбазы, пансионаты и иные средства туристского размещения, внутримаршрутный транспорт, спец. отделения связи, бюро обмена валюты и др., обслуживающие только туристов ) и т. н. вторичные (городской и междунар. транспорт, предприятия торговли, обществ. питания, культурно-зрелищные, коммунально-бытовые и пр., обслуживающие местное население и туристов, ставших временными жителями данной местности ). Существуют также предприятия и учреждения, к-рые обеспечивают функционирование первичных и вторичных туристских предприятий - производственные, ремонтные, снабженческие и др.; уч. заведения, готовящие квалифицированный обслуживающий персонал, экскурсоводов, гидов, переводчиков; н.-и,, проектно-конструкторские и т. п. орг-ции. Туристские предприятия 1-го и 3-го типа, как правило, принадлежат (либо арендуются ) туристским организациям, 2-го - преим. др. отраслям сферы обслуживания и материального производства, соучаствующим в предоставлении туристских услуг. Через вторичные предприятия Т. активно влияет на местную экономику: средства туристов, поступая в местный бюджет, увеличивают его чистый доход, т. к. никакого материального вознаграждения туристы не получают.


Таблица 4
       
млрд. долл. доля, % индекс млрд. долл. доля, % индекс млрд. долл. доля, % индекс
Европа 7, 14 64, 7   10, 80 60, 4   18, 00 57, 9  
Сев. Америка 2, 07 18, 8   3, 50 19, 5   6, 00 19, 3  
Лат. Америка 0, 87 7, 9   1, 70 9, 5        
Африка 0, 22 2, 0   0, 41 2, 3   2, 50 8, 0  
Азия Австралия Океания 0, 48 4, 3   1, 20 6, 7   4, 00 12, 9  
Бл. Восток 0, 25 2, 3   0, 28 1.6   0, 60 1, 9  
Всего в мире 11, 03     17, 89     31, 10    


Доля участия первичных и вторичных предприятий в оказании туристам услуг меняется в зависимости от развитости материально-технич. базы Т., продолжительности путешествия, вида Т., времени года и ряда др. причин. Напр., в познавательном Т. обычно велика доля экскурсионных услуг и внутримаршрутного транспорта, в лечебно-оздоровительном- междугородного транспорта и здравоохранения; зимой - предприятий культурно-зрелищных и общественного питания, и т. д. В целом же доля услуг первичных предприятий обычно не превышает 20-30%, в нек-рых случаях это соотношение может быть обратным (круизные путешествия ).

В силу экономико-технологич. особенности туристской услуги Т. практически не может иметь формальной организации, объединяющей всю или хотя бы большую часть его материально-технич. базы. На этом основана другая точка зрения: Т.- лишь рынок сбыта услуг и товаров др. отраслей.

Т.- сфера приложения труда значит. части экономически активного населения во всех развитых странах. В США, напр., кол-во прямо и косвенно занятых обслуживанием туристов составляет 5, 6% всех лиц наёмного труда, во Франции - 4, 3% самодеятельного населения, в Великобритании - св. 4%, в СССР - ок. 4% всех занятых в нар. х-ве (1975, оценка ). В экономике многих стран отрасль Т. занимает одно из ведущих мест. Во Франции, напр., Т. опередил по доходам автомобильную пром-сть и вышел на 1-е место среди отраслей материального производства и сферы обслуживания (1975 ). В нек-рых р-нах Т. является единственной отраслью, способной ощутимо влиять на развитие производит. сил, вовлекая в хоз. оборот такие природные тела или их свойства, к-рые не могут быть основой деятельности ни для какой другой отрасли экономики, - горный воздух, снежный покров, тёплое море, солнечная радиация, эстетич. особенности ландшафта. Вместе с тем нек-рые ресурсы, находящиеся в хоз. эксплуатации (леса, луга, реки и др. ), также могут быть использованы для целей Т.

Концентрация производства и урбанизация вызывают естеств. потребность проводить отдых в малоизменённой природной среде. Поэтому туристские потоки в значит.степени (часто стихийно ) устремляются именно в такие районы, в к-рых производит. силы развиты относительно слабо и природная среда подверглась относительно меньшим воздействиям. При этом Т. по сравнению с другими отраслями нар. х-ва в наименьшей степени отрицательно влияет на окружающую среду. Конкурентно выступая по отношению к другим отраслям нар. х-ва в экономич. освоении территорий, Т. способствует охране природы и выступает как одна из экологически эффективных отраслей нар. х-ва. Отрицательное влияние Т. на природу фиксируется в тех случаях, когда он является пионером освоения территорий, а также при перегрузке их отдыхающими, к-рая ведёт к подрыву восстановительных сил природы. Для предотвращения подобного оскудения природы изучаются нормы туристских нагрузок на различные типы ландшафта, выявляются резервы территорий, подлежащих охране как объекты Т. в будущем, организуются природные (национальные ) парки с природоохранным режимом.

Развитие исследований в области комплексного использования рекреационных ресурсов обусловило возникновение новой отрасли географии - рекреационной географии.

Нек-рые виды Т.- познавательный, деловой (путешествующие с этими целями составляют значит. часть от общего потока туристов), имея тяготение к культурным, пром. и науч. центрам, способствуют развитию отраслей сферы обслуживания и нек-рых отраслей материального произ-ва в этих центрах. В нек-рых городах и регионах Т. может оказаться даже ведущей отраслью экономики.

Т. характеризуется системой показателей, к-рые в различных странах варьируются в зависимости от принципов оценки хоз. деятельности. Наиболее употребительны след. категории показателей: а) характеризующие развитость материально-технич. бавы Т.- кол-во мест в средствах размещения, кол-во мест, приходящихся на душу населения (т. н. коэффициент туристской плотности ); б ) объём обслуживания - кол-во туристов, посетивших конкретную местность, город, страну; в ) продолжительность пребывания туристов в определённой местности, стране; г ) объём туристских услуг - суммарные денежные поступления от туристов, поступления в расчёте на душу населения; д ) данные, показывающие место Т. в системе отраслей экономики, - кол-во прямо и косвенно занятых обслуживанием туристов, доля занятых от всего продуктивного населения либо от всех занятых в сфере обслуживания и материального производства, доля туристов в сумме всех поступлений от населения (суммы продаж ).

Кроме того, отдельно учитываются валютные поступления от иностр. туристов - актив, расходы собственных граждан на зарубежные поездки - пассив (приезд зарубежных туристов наз. экономически активным Т., выезд собственных граждан за рубеж - экономически пассивным Т. ), доля поступлений от иностр. Т. в платёжном балансе страны и др.

В странах, находящихся на низкой ступени развития производит. сил (напр., нек-рые страны Азии, Африки ), Т. практически отсутствует. Попытки нек-рых развивающихся стран создать собственную материальную базу для иностр. Т. вынудили привлекать иностр. капитал.

Экономич. значение Т. обусловило во многих странах организацию гос. и правительств. учреждений - мин-ва, комиссариаты, комиссии и пр., к-рые проводят в жизнь гос. политику в области Т., содействуют его развитию, ассигнуя средства из гос. бюджета на покупку рекреационных земель, устройство нац. парков, архит., этнографич., природных заповедников, рекламу, пропаганду, науч. исследования, подготовку кадров. Политика капиталистич. гос-в в области Т. сводится в основном к развитию нац. Т. с целью сокращения пассивного Т. и увеличения активного, т. к. превышение расходов над доходами в платёжном балансе страны во многих случаях объясняется большими масштабами пассивного Т.

В СССР гос. политику в области внутр. Т. проводит ВЦСПС, иностранного Т.- Главное управление по иностр. туризму при Сов. Мин. СССР. Основные задачи Т. вытекают из его оздоровительного, культурно-познавательного и политико-воспитательного значения. Туристские организации освобождены гос-вом от к.-л. налогов, в т. ч. и подоходных. Из гос. и профсоюзного бюджетов, фондов предприятий направляются значит. суммы на развитие материально-технич. базы, приобретение населением льготных путёвок, дотации туристским организациям и пр. (см. раздел Туризм в 24-м томе БСЭ, книга II - " СССР" ).

Лит.: Азар В. И., Экономика и организация туризма, М., 1972; Теоретические основы рекреационной географии, М., 1975; Ананьев М. А., Экономика и география международного туризма, М., 1975; Гезгала Я., Туризм в народном хозяйстве, пер. с польск., М., 1974; География и туризм, в сб.: Вопросы географин, М., 1973, сб. 93; Географические проблемы организации туризма и отдыха. Сб., в. 1-2, М., 1975; Рекреационная география. Сб., М., 1976; Rоgаlewski О., Zagospodarowanie turystyczne, Warsz., 1964; География на туризма, София, 1973: Current problems of recreation geography, Moscow, 1976. В. М. Кривошеее.

ТУРИЙСК, посёлок гор. типа, центр Турийского р-на Волынской обл. УССР. Расположен на р. Турья (приток Припяти ). Ж.-д. ст. на линии Ковель - Львов. Заводы конс., комбикормовый; ф-ка культурно-бытовых товаров.

ТУРИН (Torino ), город на С.-З. Италии, адм. центр обл. Пьемонт и пров. Турин. Четвёртый после Рима, Милана и Неаполя город Италии по количеству жителей; он насчитывает 1, 2 млн. чел. (1974 ). Расположен при впадении р. Дора-Рипария в р. По, на Паданской равнине, у подножия Зап. Альп, на подступах к Альпийским перевалам. Географич. положение Т. способствовало его экономич. развитию. Т.- важный трансп. узел, второй после Милана пром. центр страны, с широко развитыми торг.-финанс. функциями. В самом городе и его ближайших пригородах (например, в Мирафьори и др. ) ведущее значение имеет тяжёлая промышленность, первенствующее положение в к-рой принадлежит индустриальному комплексу предприятий концерна ФИАТ. На этих же предприятиях работает ок. 1/2всех занятых в пром-сти города. Ядро всего комплекса - автомобильные з-ды, дающие 80% всего итал. выпуска автомобилей. ФИАТу принадлежат также металлургич., авиац., вагоностроит., тракторные з-ды, произ-во судовых двигателей и др. Вторым мощным индустриальным комплексом в Т. являются предприятия фирмы РИВ (выпуск шарикоподшипников и станков для их изготовления ). Кроме того, в Т. имеются многочисленные маш.-строит. з-ды др. фирм, предприятия резиновой, кабельной, хим. (серная к-та, красители, хим. волокно и др. ), фармацевтич. пром-сти. Сохраняют своё значение старые отрасли туринской пром-сти - текст., швейная, полиграфич., пищ. (в т. ч. виноделие, кондитерские изделия и др. ). Ун-т (осн. в 15 в. ).

В древности Т.- поселение племени тауринов, при имп. Августе - рим. колония (Augusta Taurinorum ); в 6-7 вв.- центр Лангобардского герцогства. С кон. 8 в. Т. вошёл в гос-во Каролингов, был центром графства, затем маркизата. С 12 в. в Т. установилась коммуна. В числе др. ломбардских городов, борясь за свою независимость, в 1226 вошёл во 2-ю Ломбардскую лигу. В 13 в. отошёл к Савойе. В 1536-62 был оккупирован франц. войсками.

В 1563 стал столицей Савойского герцогства. В 1720-1860 (с перерывами ) Т.- столица Сардинского королевства, в 1861-65 - столица Итал. королевства. Т.- один из центров бурж.-демократич. и нац.-освободит. движения в период бурж. революций 1821 и 1848-49. В 19 в. начался бурный экономич. рост Т. Город превратился в важный центр рабочего движения (антивоенная стачка 1915, восстание 1917 и др. выступления ). В 1919 здесь зародилась марксистская группа " Ордине нуово", принявшая активное участие в создании Итал. коммунистич. партии (1921 ). В 1943-45, во время 2-й мировой войны, Т., оккупированный нем.-фаш. войсками, был одним из центров Движения Сопротивления и в апр. 1945 освобождён итал. партизанами. Н. К. Кисовская. В основе прямоугольной градостроит. структуры Т. лежит планировка др.-рим. воен. лагеря. Среди памятников зодчества- др.-рим. театр и Порта Палатина, ренессансный собор (с 1490, окончен в 18 в., арх. Мео дель Каприна, Г. Гва-рини, Ф. Ювара ), барочные постройки Г. Гварини, полные напряжённой динамики [церкви: Сан-Лоренцо (илл. см. т. 6, стр. 154, т. 11, стр. 36 ) и Сан-Филиппо Нери, с 1675; Палаццо Кариньяно, с 1679]. В 17-20 вв. сооружены много-числ. площади и широкие проспекты, придавшие центру Т. особую импозантность (Пьяцца Сан-Карло, 1638, арх. К. ди Кастелламонте, перестройка гл. улицы Виа Рома, 1931-37, арх. М. Пья-чентини и др. ). К примечательным совр. зданиям Т. принадлежат з-д ФИАТ (1926, инженер М. Трукко), постройки П. Л. Нерви (новые залы Дворца выставок, илл. см. т. 9, табл. XIV, стр. 192- 193, комплекс выставки " Италия 1961" с Дворцом труда, 1961, совместно с А. Нерви). В 1950-е гг. созданы новые жилые р-ны Фалькера (арх. Дж. Астенго, С. Молли-Боффа и др.) и Ле-Валетте (арх. Н. Ренакко и др.). Близ Т.- барочные постройки Ф. Ювары (монастырь Суперга, 1715-31, замок Ступиниджи, 1729-34). Гор. музей старинного иск-ва, Гал. АХ Альбертина, Егип. музей, Гал. Сабауда.

Илл. см. на вклейке, табл. XVIII (стр. 368-369).

Лит.: Bernardi М., Torino e i suoi dintorni, 2 ed., [Roma, 1957]; Passanti M., Lo sviluppo urbanistico di Torino dalla fon-dazione all'unita d'ltalia, Torino, 1969.

ТУРИНСК, город, центр Туринского р-на Свердловской обл. РСФСР. Пристань на р. Тура (басс. Оби). Ж.-д. станция (Туринск-Уральский) на линии Свердловск - Тавда, в 263 км к С.-В. от Свердловска. 22, 7 тыс. жит. (1975). Целлюлозно-бум. комбинат, спичечная ф-ка, 3 леспромхоза, ф-ка детской игрушки. Предприятия пищ. пром-сти: маслозавод, пивоваренный з-д. Мед. уч-ще.

ТУРИНСКИЙ ДОГОВОР 1860, договор между Сардинским королевством и Францией о передаче Франции провинции Савойя и округа Ницца. Подписан 24 марта 1860 в Турине. Ницца и Савойя были обещаны Франции по Пломбъер-скому соглашению 1858 в обмен на участие её в войне против Австрии на стороне Сардинского королевства, добивавшегося освобождения от австр. гнёта Ломбардии и Венеции (см. Австро-итало-французская война 1859). Т. д. был заключён после того, как Франция, нарушив условия соглашения, заключила с Австрией сепаратное Виллафранкское перемирие 1859, по к-рому Сардинское королевство получило лишь Ломбардию и к нему, вопреки условиям Цюрихских договоров 1859, присоединялись гос-ва Центр. Италии. По условиям Т. д. в апр. 1860 в Савойе и Ницце были проведены плебисциты, после чего осуществлено присоединение этих терр. к Франции.

" ТУРИСТ", ежемесячный иллюстрированный массовый журнал ВЦСПС. Выходит в Москве с 1966. Освещаются вопросы развития массового туризма и экскурсионного дела. Даются описания маршрутов, самодельного походного снаряжения, консультации по видам путешествий, публикуются материалы об охране природы, по проблемам обслуживания на плановых маршрутах, экономике туризма. Спец. отдел содержит информацию о туризме в др. социалистич. странах. Тираж (1975) 210 тыс. экз.

ТУРИСТСКАЯ БАЗА, в СССР учреждение для организации размещения, питания и культурно-бытового обслуживания туристов и экскурсантов, а также для выполнения мероприятий, предусмотренных планами туристских маршрутов. На трассах маршрутов создают филиалы, приюты, " хижины" и др. для приёма туристов. Т. б. проводят консультации по вопросам туризма и экскурсий, организуют пропаганду туристских путешествий. В 1975 функционировало ок. 1 тыс. Т. б., в т. ч. ок. 600 (св. 200 тыс. мест) профсоюзных. Наибольшее количество баз расположено на Кавказе, в Крыму, Карпатах и других наиболее популярных р-нах туризма.

ТУРИСТСКИЕ КАРТЫ, географич. карты, предназначенные для целей туризма. К Т. к. предъявляются особые требования в отношении выразительности и читаемости; они сопровождаются рисунками, фотографиями, указателями, текстом и различными справочными сведениями. По содержанию и назначению их можно разделить на общие и специализированные.

Общие Т. к. передают общегеографические элементы (дорожную сеть, населённые пункты, реки, озёра, леса, рельеф и др.) и объекты туристского значения (арх. и историч. памятники, заповедники, национальные парки, музеи, гостиницы, туристские базы, кемпинги и т. п.). Эти карты используются для ознакомления с р-ном, выбора маршрута путешествий, получения различных справок о размещении достопримечательностей и системе обслуживания туристов. По охвату и характеру изображения терр. общие Т. к. можно разделить на обзорные, маршрутные и планы городов. Обзорные карты (масштабы от 1: 200 000 до 1: 1 000 000) охватывают страну в целом, отдельные административно-территориальные единицы и географические регионы, представляющие особый интерес для туристов. Маршрутные Т. к.- схемы, показывающие узкую полосу маршрутов (пешеходных, лыжных, водных, автомобильных, ж.-д., комбинированных). Т. к. пешеходных маршрутов обычно издаются в масштабах от 1: 100 000 до 1: 400 000, а другие - в более мелких. Туристские планы городов издаются отдельно или помещаются в виде дополнений на обзорных и маршрутных картах или в атласах.

Для иностранных туристов издаются специализированные туристские карты рекламы и пропаганды туризма, предназначенные для популяризации мест отдыха, достопримечательностей, объектов туризма, карты для соревнований по ориентированию на местности (за рубежом ). Издаются тематич. Т. к. отд видов туристских объектов, напр. Т. к. архитектурных памятников различных районов. Для организации и планирования туризма как отрасли экономики разрабатываются: а ) бонитировочные карты, оценивающие природные, социально-культурные, экономич. условия и инженерные предпосылки для развития туризма; б ) карты, показывающие связи между рекреац. ресурсами и туристскими потоками (напр., карты устойчивости природных комплексов к туристским нагрузкам ); в ) карты туристского районирования, содержащие комплексную информацию о возможностях терр. организации туризма.

Т. к. выпускаются для удобства пользования, как правило, в виде буклетов или портативных тетрадей. Т. к. часто помещаются в комплексных атласах.

Ю. М. Иванов.

ТУРИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, 1 ) различные коммерч. и некоммерч. учреждения (фирмы, бюро, агентства и т. п. ), обеспечивающие подготовку и проведение туристских путешествий; 2 ) ассоциации, союзы и др. объединения, способствующие развитию туризма на нац. и междунар. уровнях; 3 ) правительств. учреждения, определяющие гос. политику в области туризма; 4 ) межгос. объединения, содействующие туристскому движению.

Различают 3 основные группы Т. о., обслуживающих туристов: имеющие собственные либо арендованные средства туристского обслуживания (гостиницы, рестораны, транспорт и пр. ) и предлагающие потребителям комплекс услуг (т. н. туроператоры); посреднические - предлагающие услуги др. туристских и нетуристских (напр., транспортных) орг-ций, т. е. комплектующие отдельные услуги (т. н. турагенты); клубы и др. объединения любителей туризма, т. е. объединения потребителей туристских услуг (как правило, общественные некоммерч. орг-ции, существующие на членские взносы, ассигнования из обществ. фондов, пожертвования частных лиц, иногда на средства от собственных коммерч. мероприятий).

Первая туристская поездка организована на коммерч. основе в 1841 англичанином Т. Куком. С сер. 19 в. туристские бюро создаются во Франции, Германии, Италии и др.; в России - в 80- 90-е гг. В 1898 в Люксембурге основана первая междунар. Т. о.- Междунар. лига туристских ассоциаций, преобразованная в 1919 в Междунар. туристский альянс.

В СССР сложилась разветвлённая сеть гос. и общественных Т. о. (в 1975 - св. 65 тыс.), руководство к-рыми осуществляют специализированные туристские учреждения: Центр. совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ ), Всесоюзное акционернсе об-во " Интурист", Бюро междунар. молодёжного туризма " Cnутник", Центр. детская экскурсионно-туристская станция (ЦДЭТС).

ЦСТЭ - учреждение сов. профсоюзов (ведёт историю с 1936). Организует туристско-экскурсионные путешествия по СССР для всех групп населения, направляет развитие самодеятельного туризма, ведёт обмен с зарубежными профсоюзными туристскими орг-циями, осуществляет руководство республиканскими, краевыми и областными советами по туризму и экскурсиям (СТЭ ). СТЭ действуют на принципах хозрасчёта, располагают сетью бюро путешествий и экскурсий и собственной материально-тех-нич. базой (гостиницы, турбазы, кемпинги, предприятия обществ. питания, средства транспорта, пункты проката и выдачи снаряжения и др.), объединяют туристские клубы и через общественные комиссии и совместно с добровольными спортивными об-вами профсоюзов руководят секциями туристов-спортсменов (см. Спортивный туризм, Ориентирование). В состав СТЭ входят представители гос. и обществ.орг-ций, заинтересованных в развитии туристского движения. ЦСТЭ - член 2 междунар. Т. о. профсоюзов.

" Интурист" (осн. в 1929) принимает зарубежных туристов и организует туристские поездки граждан СССР за рубеж. Имеет отделения во всех союзных республиках, многих краевых, областных центрах, располагает собственной материально-технич. базой. В своей деятельности руководствуется гос. политикой в области иностр. туризма, проводимой Главным управлением по иностр. туризму при Сов. Мин. СССР. Подотчётен общему собранию акционеров. Имеет свои представительства практически во всех странах Европы, в США и др. Является членом 12 междунар. Т. о.

" Спутник" (осн. в 1958) ведёт обмен туристами с зарубежными молодёжными Т. о., устраивает туристские поездки сов. молодёжи по СССР. Имеет сеть бюро в союзных республиках, краях и областях, междунар. молодёжные лагеря в наиболее благоприятных для туризма р-нах страны. Сотрудничает и поддерживает контакты более чем с 400 зарубежными молодёжными Т. о., является членом 2 междунар. молодёжных Т. о. ЦДЭТС Мин-ва просвещения СССР руководит детским туристским движением.

1 Официальные названия организаций и их сокращённые написания приняты на английском или французском языках. 2 Носят региональный характер. 3 Специализированный орган ООН, осн. по рекомендации 24-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1969) путём преобразования Международного союза офиц. туристских организаций (МСОТО, осн. в 1925) с целью повышения роли туризма в укреплении международного экономического развития, взаимопонимания н мира между народами.

Международные туристские организации
Объединения Год образования, штаб-квартира Количество признанных организаций Год вступления советских организаций
Американское общество туристских агентств (ACTА)1 1932, Нью-Йорк Туристские агентства, транспортные и пр. компании в более чем 100 странах С 1960 (в качестве наблюдателен)
Арабская ассоциация агентств по туризму и путешествиям (ААТТА)2 1954, Бейрут Туристские агентства 14 арабских стран  
Всемирная туристская организация (ВТО)3 1975, Мадрид 102 суверенных государства, 39 присоединившихся членов  
Всемирная ассоциация туристских агентств (ВАТА) 1949, Женева 286 туристских фирм в 93 странах -
Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (ФУААВ) 1966, Брюссель Нац. ассоциации туристских агентств 71 страны  
Конфедерация туристских организаций Латинской Америки (КОТАЛ) 1957, Буэнос-Айрес Туристские агентства 18 латиноамериканских стран  
Международная академия по туризму (АкИТ) 1951, Монте-Карло До 60 действительных членов и членов-корреспондентов  
Международная ассоциация по конгрессам и конвенциям (ИККА) 1962, Амстердам Туристские агентства различных стран  
Международная ассоциация по экскурсионному обслуживанию и турам (ИСТА) 1953, Вена 140 туристских организаций различных стран  
Международная конференция по студенческому туризму (МКСТ) 1968, Цюрих 41 национальная организация  
Международная федерация журналистов, пишущих по вопросам туризма (ФИЖЕТ) 1954, Брюссель 28 национальных организаций  
Международная федерация ориентирования (ИОФ)   18 национальных организаций С 1967 (в качестве наблюдателей)
Международное бюро социального туризма (БИТС) 1963, Брюссель 64 национальные и 9 международных туристских организаций 1У68
Международное бюро по туризму и обменам молодёжи (БИТЕЖ) при ВФДМ 1960, Будапешт 40 национальных организаций  
Международный профсоюзный комитет по социальному туризму и отдыху при Всемирной федерации профсоюзов (МПКСТО) 1964, Прага Туристские организации профсоюзов 14 стран  
Международный туристский альянс (АИТ)   138 ассоциаций, в т. ч.: в Европе - 65, Азии - 26, Африке - 23, Америке - 21, Океании - 3  
Туристская ассоциация Тихоокеанского района (ТАТА) 1951, Сан-Франциско Свыше 1000 различных туристских организаций в 29 странах и территориях С 1966 (в качестве наблюдателен)







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.