Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII, Кино 5 страница






В Т. о. на 1 янв. 1976 было 47 больничных учреждений на 3, 1 тыс. коек (11, 3 койки на 1 тыс. жит.); работали 418 врачей (1 врач на 622 жит.).

Лит.: Казахстан, М., 1970 (Серия " Советский Союз"); Ярмухамедов М. Ш., География экономических районов Казахстана, А.-А., 1972; его же, Экономическая география Казахской ССР, А.-А., 1975. О. Р. Назаревский.

ТУРГАЙСКАЯ ФАУНА, индрикотериевая фауна, совокупность видов животных, преим. млекопитающих, населявших в олигоцене пространства Центр. Азии и Казахстана. Впервые установлена для Зап. Казахстана А. А. Борисяком, описавшим в Тургайской ложбине (отсюда осн. назв.) типичных для Т. ф. гигантских безрогих носорогов - индрикотериев (отсюда второе назв.) и ряд др. сопутствующих им теплолюбивых млекопитающих - обитателей лесных, лесостепных и болотистых ландшафтов. Осн. элементом Т. ф. были непарнокопытные: индрикотерии, мелкие аллацеропсы, гиракодонты, болотные носороги - аминодонты, а также тапироиды и халикотерии. В Т. ф. представлены: из насекомоядных - примитивные ежи и землеройки; из хищных - креодонт, древние куницы, псовые; архаические зайцеобразные; из грызунов - белкооб-разное животное просциурус, крупные роющие цилиндродонтиды, хомяки, бобры; из парнокопытных - свинообразные (энтелодоны и антракотерии), мелкие газелевидные жвачные и др. Кроме того, в составе Т. ф. обнаружены остатки птиц, черепах, рыб, насекомых, различных моллюсков. В пределах огромного пространства, населённого Т. ф., состав её не был однороден. Широкое распространение Т. ф. подтверждается и тем, что флора однотипного характера и од-новозрастная с ней (тургайская флора) была также широко распространена в умеренном поясе Азии.

Лит.: Зоогеография палеогена Азии, М., 1974. Б. А. Трофимов.

ТУРГАЙСКОЕ ПЛАТО, Тургайская столовая страна, плато-образное поднятие на С.-З. Казах. ССР. Располагается между Юж. Уралом и Мугоджарами на 3. и Казахским мелкосопочником на В. В меридиональном направлении простирается на 630 км, в широтном - приблизительно на 300 к м. Выс. до 200-300 м. Вдоль осевой части Т. п. протягивается Тургайская ложбина. В тектонич. отношении представляет собой эпигерцинское платформенное образование с относительно неглубоким залеганием палеозойского фундамента. Соответствует Тургайскому прогибу, соединяющему Западно-Сибирскую плиту с Туранской, и сев. выступу Туранской плиты. Поверхность сложена горизонтально залегающими мор. и континентальными глинистыми и песчаными отложениями палеогена и неогена. Сев. часть Т. п. слабо расчленена, с низкими холмами, увалами, неглубокими озёрными впадинами, юж. часть расчленена системой глубоких ложбин на столовые возвышенности; столово-останцовая равнина имеет сеть балок, долин пересыхающих рек; в пологих западинах расположены солёные озёра. Климат резко континентальный и сухой, с суровой зимой и высокими летними темп-рами, с возрастающей к Ю. засушливостью. Сев. часть территории, относящаяся к степной зоне, где ведётся неполивное земледелие на юж. чернозёмах и тёмно-каштановых почвах, является р-ном освоения целинных и залежных земель; юж. часть относится к полупустынной зоне с терр., используемой как пастбища. В пределах Т. п.- крупные месторождения магнетитовых жел. руд (Соколовское, Сарбай-ское, Качарское и др.), бурых железняков, бокситов, угля и др. Н. А. Гвоздецкий.

ТУРГАНОВ Борис Александрович [р. 8(21).10.1901, Петербург], русский советский поэт, переводчик. Окончил Киевский ин-т внеш. сношений (1923). Печатается с 1921. Опубликовал поэму " Перекличка Октябрей" (1927), сб-ки Простые стихи" (1930), " Наше знамя" (1942) и др., кн. очерков " Республика Туркменистан" (1930), переводы с укр. (Т. Шевченко, И. Франко, М. Рыльский, П. Тычина, Н. Рыбак, М. Бажан и др.), белорус. (Я. Колас, Я. Купала ), груз., туркм., азерб. и др. языков.

Лит.: Чуковский К., Высокое искусство, М., 1941; Мартич Ю., Мастер художественного перевода, " Радуга", 1971, № 12; Рильський М., Про переклади поетичних творiв, в его кн.: Пид зорями Кремля, Киев, 1953.

ТУРГЕНЕВ Александр Иванович [27.3 (7.4 ). 1784, Симбирск, ныне Ульяновск, - 3(15 ). 12.1845, Москва], русский обществ. деятель, историк. Брат декабриста Н. И. Тургенева. Окончил в 1802 пансион при Моск. ун-те, в 1802-04 учился в Гёттингенском ун-те. В 1810-24 директор Деп. духовных дел в Мин-ве духовных дел и нар. просвещения. Член лит. кружка " Арзамас", друг П. А. Вяземского, Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина. Противник крепостного права и политич. деспотизма. С 1825 жил за границей, провёл в европ. архивах обширные изыскания по рус. истории. Дневники и переписка Т.- ценный источник по истории России и Зап. Европы 1-й пол. 19 в. Соч.: Акты исторические, относящиеся к России, извлеченные из иностранных архивов и библиотек, т. 1 - 2, СПБ, 1841 - 42; Архив братьев Тургеневых, в. 2, 4, 6, СПБ - П., 1911 - 21; Хроника русского.- Дневники (1825 - 1826), М.- Л.. 1964.

Лит.: Пугачев В. В., Из истории русской общественной мысли начала XIX в., " Уч. зап. Горьковского ун-та", 1962, в. 57.

ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич [28.10(9.11 ). 1818, Орёл, - 22.8(3.9 ). 1883, Буживаль, близ Парижа; похоронен в Петербурге], русский писатель. Мать - В. П. Лутовинова; отец - С. Н. Тургенев, офицер, участник Отечеств.войны 1812. Детские годы Т. провёл в имении матери - с. Спасское-Лутовиново Орловской губ., где культура " дворянского гнезда" разительно контрастировала с крепостнич. произволом. В 1833 поступил в Моск. ун-т, через год перешёл в Петерб. ун-т на словесное отделение филос. ф-та (окончил кандидатом в 1837 ). Первое дошедшее до нас произв. Т.- драматич. поэма " Стено" (написана в 1834, опубл. 1913 ), посв. герою демонич. склада. К сер. 30-х гг. относятся ранние стихотв. опыты Т. Первое увидевшее свет произв.- рецензия на книгу А. Н. Муравьёва " Путешествие по святым местам русским" (1836 ), в 1838 в журн. " Современник" были опубл. первые стихи Т. " Вечер" и " К Венере Медицейской".

В 1838-40 (с перерывами ) Т. продолжал образование за границей. В Берлинском ун-те он занимался философией, древними языками, историей. В Берлине, затем в Риме сблизился с Н. В. Станкевичем и М. А. Бакуниным. В 1842 Т. выдержал в Петербургском ун-те экзамен на степень магистра философии. В 1842 совершил ещё одну поездку в Германию. По возвращении служил в Мин-ве внутр. дел чиновником особых поручений (1842-44 ). В 1843 Т. познакомился сфранц. певицей П. Виардо. Дружеские отношения с ней и её семьёй продолжались в течение всей жизни писателя, оставили глубокий след в его творчестве; привязанность к Виардо во многом объясняет частые поездки, а затем и долгое пребывание Т. за границей. Чрезвычайно важным для Т. было знакомство в кон. 1842 с В. Г. Белинским; вскоре Т. сблизился с его кружком, с петерб. литераторами (в т. ч. с А. И. Герценом ), деятельность к-рых развёртывалась в русле идей западничества. Критика и убеждения Белинского способствовали укреплению Т. на антикрепостнич. и антиславянофильских позициях; в нек-рых очерках Т. из " Записок охотника" (" Бурмистр" и " Два помещика") есть следы прямого влияния " Письма к Гоголю", написанного Белинским во время совместного пребывания с Т. за границей (1847).

В 1843 вышла в свет поэма Т. " Параша", высоко оценённая Белинским; вслед за ней опубл. поэмы " Разговор" (1845 ), " Андрей" (1846 ) и " Помещик" (1846 ) - своего рода " физиологический очерк" в стихах, определивший место Т. в кругу писателей гоголевского направления. В поэзии Т. два героя - мечтатель, человек страстной и мятежной души, полный внутр. тревоги, неясных надежд, и - скептик онегинско-печоринского типа. Грустная ирония по отношению к бесприютному " скитальцу", тоска о высоком, идеальном, героическом - осн. настроение поэм Т. В прозаич. произв. этих лет - " Андрей Колосов" (1844 ), " Три портрета" (1846 ), " Бреттёр" (1847 ) -Т. продолжал разработку выдвинутой романтизмом проблемы личности и общества. Эпигон Печорина, скептик во 2-й пол. 40-х гг. не представлялся Т. значительным, напротив, он сочувствует сейчас личности непосредственной и свободной в проявлениях своей воли и чувства. В это время Т. выступает и с критическими статьями, с рецензиями (на перевод " Фауста" М. Вронченко, пьесы Н. В. Кукольника, С. А. Гедеонова), в к-рых выразилась эстетическая позиция писателя, близкая взглядам Белинского на высокое об-щественное назначение лит-ры.

В драматич. произв. Т.- жанровых сценах " Безденежье" (1846), " Завтрак у предводителя" (1849, опубл. 1856), " Холостяк" (1849) и социальной драме " Нахлебник" (1848, пост. 1849, опубл. 1857) - в изображении " маленького человека" сказались традиции Н. В. Гоголя и связь с психологич. манерой Ф. М. Достоевского (образ Кузовкина). В пьесах " Где тонко, там и рвётся" (1848 ), " Провинциалка" (1851 ), " Месяц в деревне" (1850, опубл. 1855) выражены характерные для Т. неудовлетворённость бездействием рефлектирующей дворянской интеллигенции, предощущение нового героя-разночинца. От драмы униженного крепостнич. порядками человека Т. приходит к глубокой психологич. разработке столкновений разных социальных групп, различных воззрений (напр., дворянства и разночинцев). Драматургия Т. подготавливала социальные пьесы А. Н. Островского и предваряла психологич. драму А. П. Чехова с её скрытым лиризмом и острым ощущением разорванности мира и человеческого сознания.

Цикл очерков " Записки охотника" (1847-52) - самое значит. произв. молодого Т. Оно оказало большое влияние на развитие рус. лит-ры и принесло автору мировую известность. Книга была переведена на многие европ. языки и уже в 50-е гг., находясь фактически под запретом в России, выдержала много изданий в Германии, Франции, Англии, Дании. По словам М. Е. Салтыкова-Щедрина, " Записки охотника" "...положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды" (Собр. соч., т. 9, 1970, с. 459). В центре очерков - крепостной крестьянин, умный, талантливый, но бесправный. Т. обнаружил резкий контраст между " мёртвыми душами" помещиков и высокими душевными качествами крестьян, возникшими в общении с величавой, таинственной и прекрасной природой. В соответствии с общей мыслью " Записок охотника" о глубине и значительности нар. сознания Т. в самой художеств. манере изображения крестьян делает шаг вперёд в сравнении с предшествующей и совр. лит-рой. Яркая индивидуализация крест. типов, изображение психологич. жизни народа в смене душевных движений, обнаружение в крестьянине личности тонкой, сложной, глубокой, как природа, - открытия Т., сделанные в " Записках охотника".

Тургеневская концепция нар. характера имела большое значение для развития прогрессивной обществ. мысли в России. К книге Т. обращались передовые люди как к убедит. аргументу в пользу отмены крепостного права в России. В 70-е гг. " Записки..." оказались близки народникам как признание нравств. высоты крестьянина и бедств. его положения. Они оказали заметное влияние на изображение народа в рус. лит-ре (Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, Чехов). С " Записок охотника" началось участие Т. в некра совском " Современнике", в кружке к-рого он вскоре занял видное место.

В февр. 1852 Т. написал некрологическую заметку о смерти Гоголя, назвав его великим писателем, к-рый "...означил эпоху в истории нашей литературы" (Полн. собр. соч., т. 14, 1967, с. 72), что послужило предлогом для ареста и ссылки Т. под надзор полиции в с. Спасское на полтора года. Истинная причина этой акции - критика крепостничества в " Записках охотника". В этот период Т. написал повести " Муму" (опубл. 1854) и " Постоялый двор" (опубл. 1855), по своему антикрепостнич. содержанию примыкающие к " Запискам охотника".

В 1856 в " Современнике" появился роман " Рудин" - своеобразный итог раздумий Т. о передовом герое современности. Роману предшествовали повести и рассказы, в к-рых писатель с разных сторон оценивал тип идеалиста 40-х гг. Если в повестях " Два приятеля" (1854) и " Затишье" (1854) с неодобрением был дан портрет человека неустойчивого, рефлектирующего, то в рассказах " Гамлет Щигровского уезда" (1849), " Дневник лишнего человека" (1850), " Яков Пасынков" (1855), " Переписка" (1856) раскрывалась трагедия " лишнего человека", его мучит. разлад с миром и людьми. Точка зрения Т. на " лишнего человека" в " Рудине" двойственна: признавая значение рудинского " слова" в пробуждении сознания людей 40-х гг., он отмечает недостаточность одной лишь пропаганды высоких идей в условиях рус. жизни 50-х гг.

Как всегда, Т. " сверял" своего героя с чутко уловленными требованиями современности, ожидавшей передового обществ.деятеля. Рудин принадлежал к поколению, к-рое готовило для него почву. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов (в эти годы) готовы были поддержать протест против крепостнич. действительности, заключающийся во мн. психологич. чертах " лишнего человека". В романе " Дворянское гнездо" (1859 ) остро поставлен вопрос об историч. судьбах России. Герой романа Лаврецкий " обыкновеннее" Рудина, но он ближе к нар. жизни, лучше понимает нужды народа. Он считает своим долгом облегчить участь крестьян. Однако ради личного счастья он забывает о долге, хотя и счастье оказывается невозможным. Героиня романа Лиза, готовая на великое служение или подвиг, не находит высокого смысла в мире, где постоянно оскорбляется её нравств. чувство. Уход Лизы в монастырь - это своеобразный протест и пусть пассивное, но всё же неприятие жизни. Образ Лизы окружён " светлой поэзией", к-рую Салтыков-Щедрин отмечал в " каждом звуке этого романа". Если " Рудин" - испытание идеалиста 40-х гг., то " Дворянское гнездо" - это осознание его ухода с историч. сцены.

В связи с " Дворянским гнездом" и предшествовавшими ему повестями " Фауст" (1856 ) и " Ася" (1858 ) в печати возникла полемика о долге, самоотречении, эгоизме. В решении этих проблем наметилось расхождение между Т. и революц. демократами, к-рые сосредоточили своё внимание на слабости, нерешительности " лишнего человека", отсутствии в нём гражд. чувства (о чём писал Чернышевский в ст. " Русский человек на rendezvous" в связи с повестью Т. " Ася" ); они исходили из представления о нравственно цельном человеке, у к-рого нет противоречия между внутр. потребностями и обществ. долгом. Спор о новом герое затрагивал самые существенные вопросы рус. жизни накануне реформы, в условиях назревающей революц. ситуации. Чуткий к запросам времени, Т. в романе " Накануне" (1860 ) выразил мысль о необходимости сознательно-героич. натур. В образе разночинца болгарина Инсарова писатель вывел человека с цельным характером, все нравств. силы к-рого сосредоточены на стремлении освободить свою родину.

Т. отдавал должное людям героич. склада, хотя они представлялись ему несколько ограниченными, однолинейными. Добролюбов, посвятивший " Накануне" ст. " Когда же придёт настоящий день? " (1860 ), отметил, что Инсаров неполно обрисован в романе, не приближен к читателю, не открыт ему. И поэтому, по мнению критика, главное лицо романа - Елена Стахова; в ней воплощена " общественная потребность дела, живого дела, начало презрения к мертвым принципам и пассивным добродетелям..." (Собр. соч., т. 3, 1952, с. 36 ). Россия для Т.- накануне появления сознательно-героич. натур (для Добролюбова - революционных ). Т. не мог принять остропублицистич. истолкования романа, предложенного Добролюбовым, не мог согласиться с революц. позицией критика, выраженной на материале и при помощи его романа. Поэтому писатель возражал против опубликования статьи. Когда же она благодаря настойчивости Некрасова всё-таки появилась, он ушёл из " Современника". Осн. причина разрыва коренилась в том, что Т., стоявший на либеральных позициях, не верил в необходимость революции; по определению В. И. Ленина, ему "...претил мужицкий демократизм Добролюбова и Чернышевского" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 206 ). В то же время Т. отдавал дань уважения высоким душевным качествам революц. демократов и связывал с ними будущее России.

Поэтому в романе " Отцы и дети" (1862 ) Т. продолжал художеств. исследование " нового человека". " Отцы и дети" - роман не просто о смене поколений, а о борьбе идейных направлений (идеализма и материализма ), о неизбежном и непримиримом столкновении старых и новых социально-политич. сил. Роман раскры вал жестокий и сложный процесс ломки прежних социальных отношений, конфликты во всех сферах жизни (между помещиками и крестьянами, выходящими из повиновения; между дворянами и разночинцами; внутри дворянского сословия ). Этот процесс предстал в романе как разрушительная стихия, взрывающая аристократич. замкнутость, ломающая сословные перегородки, меняющая привычное течение жизни. Расстановка лиц в романе и развитие действия показали, на чьей стороне автор.

Несмотря на его двойственное отношение к герою, несмотря на спор, к-рый ведёт Т. с " нигилистом" Базаровым, об отношении к природе, любви, иск-ву, этот " отрицатель" выведен как мужественный, последовательный в своих убеждениях человек, к-рому предстоит большое и важное " дело". Рационализм суждений находится в противоречии с его глубокой, страстной натурой. Защитники прежних " принципов" - " сливки" дворянского общества (братья Кирсановы ) - уступают герою в нравств. силе, понимании потребностей жизни. Трагич. история любви Базарова и Одинцовой, выявляя несоответствие между натурой и нек-рыми воззрениями героя, подчёркивает его нравств. превосходство над лучшими представителями дворянства. Трезво и серьёзно оценивал Т. не только роль героя, находящегося в " преддверии будущего", составляющего " странный pendant с Пугачёвым", но и место народа в этом процессе. Т. видел разобщённость народа с передовой интеллигенцией, ставшей на защиту его интересов. В этом, по Т., одна из причин трагич. положения новых деятелей.

Современники остро реагировали на появление романа. Реакц. печать обвинила Т. в заискивании перед молодёжью, демократическая упрекала автора в клевете на мол о дое поколение. Иначе понял роман Д. И. Писарев, увидевший в нём верное изображение нового героя. Сам Т. писал К. К. Случевскому по поводу Базарова: "...Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером" (Полн. собр. соч. и писем. Письма, т. 4, 1962, с. 380 ). Однако известная противоречивость позиции Т. доныне порождает споры об отношении автора к герою.

После " Отцов и детей" для писателя наступил период сомнений и разочарований. В открытом споре с А. И. Герценом он отстаивает просветительские взгляды. Появляются повести " Призраки" (1864), " Довольно" (1865) и др., исполненные грустных раздумий и пессимистич. настроений. Меняется жанр тургеневского романа: всё более ослабляется централизующая роль гл. героя в общей композиции произведения. В центре романа " Дым" (1867) - проблема поколебленной реформой жизни России, когда "...новое принималось плохо, старое всякую силу потеряло" (Соч., т. 9, 1965, с. 318). В романе два осн. героя - Литвинов, в трагической любви к-рого отразились и " поколебленный быт", и противоречивое, неустойчивое сознание людей, и Потугин - проповедник зап. " цивилизации". Роман носил резко сатирич. и антиславянофильский характер. Ирония автора была направлена как против представителей революц. эмиграции (" Гейдельбергские арабески" ), так и против высших правительств. кругов России (" баденские генералы" ). Однако осуждение пореформенной действительности (" дым" ), рассмотрение политич. оппозиции не как привнесённого извне явления, а как порождения российской жизни отличают этот роман от " антинигилистических" произв. других авторов. Грустные воспоминания о типе " лишнего человека" (" Вешние воды", опубл. 1872 ), раздумья о народе и сути рус. характера (" Степной король Лир", опубл. 1870) приводят Т. к созданию наиболее значит. произв. последнего периода - романа " Новь" (1877).

В обстановке горячих обсуждений судеб истории и иск-ва возникает " Новь" - роман о народнич. движении в России. Отдавая дань уважения героич. порыву молодёжи, её подвигу самопожертвования, но не веря в возможность революц. преобразований, Т. придаёт участнику " хождения в народ", " романтику реализма" Нежданову черты " российского Гамлета". Трезвый практик-постепеновец Соломин с его теорией " малых дел", по мнению Т., ближе к истине. Развёртывая в романе картины идейных споров представителей либеральных воззрений (Си-пягин), консервативных (Калломейцев) и народнических (Нежданов, Марианна, Соломин) взглядов, Т. отдаёт предпочтение народническим. " Новь" хотя и не сразу, но примирила писателя с молодым поколением. В последние годы жизни Т. создал неск. небольших произв., в т. ч. " Стихотворения в прозе" (ч. 1, опубл. 1882); в стих. " Порог", " Памяти Ю. П. Вревской" он прославил подвиг самопожертвования во имя счастья народа.

В 70-е гг., живя в Париже, Т. сближается с деятелями народнич. движения - Г. А. Лопатиным, П. Л. Лавровым, С. М. Степняком-Кравчинским; материально помогает народнич. журн. " Вперёд". Он следит за развитием рус. и франц. иск-ва; входит в кружок крупнейших франц. писателей - Г. Флобера, Э. Золя, А. Доде, бр. Гонкур, где пользуется репутацией одного из крупнейших писателей-реалистов. В эти годы и позднее Т. своим зрелым мастерством, утончённым искусством психологич. анализа оказывал несомненное влияние на зап.-европ. писателей. П. Мериме считал его одним из вождей реалистич. школы. Ж. Санд, Г. Мопассан признавали себя учениками Т. В скандинавских странах романы Т., в частности " Рудин", пользовались особой популярностью, привлекали внимание видных драматургов и прозаиков. Швед. критика отмечала " тургеневский элемент" в пьесах А. Стриндберга. Очень велика была роль Т. и как пропагандиста рус. лит-ры за рубежом.

Деятельность Т. в области лит-ры, науки и иск-ва была высоко оценена во Франции и Англии. В 1878 его избирают вице-президентом Междунар. лит. конгресса в Париже. В 1879 Оксфордский ун-т присвоил Т. степень доктора обычного права. Приезжая в Россию (1879, 1880 ), Т. участвовал в чтениях в пользу Об-ва любителей российской словесности. В 1880 он выступил с речью о Пушкине. Прогрессивная Россия встречала его овациями.

Творчество Т. ознаменовало новый этап в развитии рус. реализма. Чуткость К актуальным вопросам рус. жизни, филос. осмысление событий и характеров, правдивость изображения сделали книги Т. своеобразной летописью рус. действительности 40-70-х гг. 19 в. Особенно велики его заслуги в развитии рус. романа. Продолжая традиции Пушкина, Гоголя, М. Ю. Лермонтова, он создал особую форму " биографического", или " персонального", романа, романа героя. В центре внимания автора - судьба одного лица, характерного для своего времени. Т. принадлежит глубокое и объективное исследование типа " лишнего человека", получившее дальнейшее развитие в творчестве И. А. Гончарова, Л. Толстого, Достоевского, Чехова. Анализ характера героя, оценка его с обществ.-историч. точки зрения определяют композицию романа Т. Этим же принципом обусловлено и расположение действующих лиц. Гл. герой романа защищает определённую жизненную позицию. От того, насколько успешно он её отстаивает, зависит его судьба. Другие лица романа, выражая в спорах-поединках свои воззрения, соотносятся с гл. героем, оттеняя сильные и слабые стороны его убеждений и характера.

Особое место в прозе Т. занимают женские образы. В женской натуре, по мнению автора, цельной, бескомпромиссной, чуткой, мечтательной и страстной, воплощено свойственное определённому времени ожидание нового, героического. Поэтому любимым своим героиням Т. даёт право суда над героем. Истории любви принадлежит центр. место в композиции романа Т. Осмысление любви не только как величайшего счастья, но и как трагедии человеческой жизни, анализ " трагического значения любви" имеют у Т. кон-цепционное значение. В несоединимости обществ. долга и счастья, выявляющей противоречия между натурой и убеждениями героя, обнаруживается представление Т. о неразрешимости конфликта передового деятеля с обществом в крепостнич. России, невозможности свободного проявления человеческой личности. Глубокое освещение осн. жизненного конфликта и характеров, одобрение прогрессивных социальных течений, вера в обществ.идеал соединяются у Т. с сознанием неосуществимости идеала в тот историч. период. Отсюда и двойственность в отношении автора к гл. герою: уважение к его высоким нравств. качествам и сомнение в правильности избранной им жизненной позиции. Этим же объясняется и грустная, лирич. атмосфера, возникающая вокруг героя, к-рому не удаётся воплотить в жизнь свои убеждения, и героини, стремящейся к активному добру.

Пейзаж в произв. Т. - не только фон для развития действия, но одно из гл. средств характеристики персонажей. Философия природы с наибольшей полнотой выявляет особенности мировоззрения и художеств. системы автора. Т. воспринимает природу как " равнодушную", " повелительную", " себялюбивую", " подавляющую" (см. Полн. собр. соч. и писем. Письма, т. 1, 1961, с. 481 ). Природа у Т. проста, открыта в своей реальности и естественности и бесконечно сложна в проявлении таинственных, стихийных, часто враждебных человеку сил. Однако в счастливые минуты она для человека - источник радости, бодрости, высоты духа и сознания.

Т.- мастер полутонов, динамического, проникновенного лирич. пейзажа. Осн. тональность тургеневского пейзажа, как в произв. живописи, обычно создаётся освещением. Т. улавливает жизнь природы в чередовании света и тени и в этом движении отмечает сходство с переменчивостью настроения героев. Функция пейзажа в романах Т. многозначна, он часто приобретает обобщённое, символич. звучание и характеризует не только переход героя от одного душевного состояния к другому, но и переломные моменты в развитии действия (напр., сцена у Авдюхина пруда в " Рудине", гроза в " Накануне" и др. ). Эта традиция была продолжена Л. Толстым, Короленко, Чеховым.

В создании психологического и сатирического портрета Т.- последователь Пушкина и Гоголя. Портретные характеристики выполнены Т. в объективной манере (сам Т. говорил о необходимости "...быть психологом, но тайным" - там же, т. 4, 1962, с. 135 ). Напряжённость душевной жизни с тонко очерченной сменой различных состояний передана в её внешних проявлениях - в мимике, жесте, движении персонажа, за которыми как бы угадываются недостающие звенья единой психологич. цепи. Дело великих предшественников Т. продолжал и как непревзойдённый стилист, как мастер языка, сливший в своей прозе книжную культуру рус. слова с богатствами живой нар. речи.

Созданная Т. художеств. система оказала заметное влияние на поэтику не только русского, но и зап.-европ. романа 2-й пол. 19 в. Она во многом послужила основой для " интеллектуального" романа Л. Толстого и Достоевского, в к-ром судьбы центр. героев зависят от решения ими важного филос. вопроса, имеющего общечеловеческое значение. Традиции Т. развиваются и в творчестве мн. сов. писателей (А. Н. Толстой, К. Г. Паустовский и др. ). Его пьесы составляют неотъемлемую часть репертуара сов. театров. Многие произв. Т. экранизированы.

Сов. литературоведение с первых лет революции занималось пристальным изучением наследия Т. Создано множество трудов, посвящённых жизни и творчеству писателя, выяснению его роли в рус. и мировом лит. процессе. Проведено научное исследование текстов, изданы широко комментированные собрания сочинений. Музеи Т. созданы в г. Орле и б. имении его матери Спасском-Лутовинове.

Соч.: Собр. соч., т. 1-12, М., 1953-58; Полн. собр. соч. и писем, т. 1-28, М.- Л., 1960-68; Литературное наследство, т. 73, кн. 1 - 2, М., 1964; т. 76, М., 1967.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд.. т. 5, с. 301; т. 16, с. 43-44; Белинский В. Г., Полн, собр. соч., т. 7, М., 1955; т. 10, М., 1956; Чернышевский Н. Г.. Полн. собр. соч., т. 5, М., 1950; Добролюбов Н. А., Собр. соч., т. 6, М.- Л., 1963; Герцен А. И., Собр. соч., т. 18, М., 1959; Писарев Д. И., Соч., т. 2, М., 1955; Луначарский А. В., Статьи о литературе, М., 1957; Овсянико-Куликовский Д. Н., Этюды о творчестве И. С. Тургенева, 2 изд., СПБ, 1904; Сакулин П. Н., На грани двух культур. И. С. Тургенев, М., 1918; Алексеев М. П. И. С. Тургенев и музыка, К., 1918; Бродский Н. Л., И. С. Тургенев в воспоминаниях современников и его письмах, ч. 1 - 2, М., 1924; его же, И. С. Тургенев, М., 1950; И. С. Тургенев в воспоминаниях революционеров-семидесятников, М.- Л., 1930; Клеман М. К., Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева, М.- Л., 1934; его же, И. С. Тургенев. Очерк жизни и творчества, Л., 1936; Тургенев в русской критике, М., 1953; Тургенев и театр, М., 1953; " Записки охотника" И. С. Тургенева [1852 - 1952]. Сб. ст., Орел, 1955; Цейтлин А. Г., Мастерство Тургенева-романиста, М., 1958; Творчество И. С. Тургенева. Сб. ст., М., 1959; Богословский Н., Тургенев, 2 изд., М., 1961; Петров С., И. С. Тургенев. Творческий путь, М., 1961; Бялый Г. А., Тургенев и русский реализм, М.- Л., 1962; Крюков А., Тургенев и музыка, Л., 1963; Пустовойт П. Г., Роман И. С. Тургенева " Отцы и дети" и идейная борьба 60-х гг. XIX в., [2 изд., М., 1965]; Шаталов С. Е., Проблемы поэтики И. С. Тургенева, М., 1969; И. С. Тургенев в воспоминаниях современников, т. 1 - 2, [М., 1969]; Бялый Г. А. и Муратов А. Б., Тургенев в Петербурге, Л., 1970; Зильберштейн И. С.. Розыскания о Тургеневе. М.. 1970; Батюто А. И., Тургенев-романист, Л., 1972; Курляндская Г. Б., Художественный метод Тургенева-романиста, Тула, 1972; Маркович В. М., Человек в романах И. С. Тургенева. Л., 1975; Ефимова Е. М., И. С. Тургенев. Семинарий, Л., 1958; Библиография литературы о И. С. Тургеневе. 1918-1967, Л., 1970; Тургенев и Орловский край. Библиографич. указатель, Орел, 1971; Granjard H., Ivan Tourguenev et les courants politiques et sociaux de son temps, P., 1954; Magarshack D., Turgenev. A life, L., 1954; I. S. Turge-nev und Deutschland. Material.en und Untersuchungen, Bd 1, В., 1956. Э. М. Румянцева.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.