Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII, Кино 4 страница






В. И. Бакулев.

ТУРБОСТРОЕНИЕ, см. в ст. Энергетическое машиностроение.

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной. Первый паротурбоход - англ. " Турбиния" с тремя паровыми турбинами общей мощностью 1, 47 Мвт (2000 л. с.), водоизмещением 44 т, развивавшая скорость ок. 34 уз (62 км/ч) - построен в 1894. Практич. применение паровые турбины нашли почти одновременно на воен. кораблях (с 1899) и пасс. судах (с 1901). Паротурбинные установки - самые мощные из судовых гл. двигателей (1976) - устанавливаются на крупнейших мор. танкерах, навалочни-ках, лихтеровозах, быстроходных кон-тейнеровозах, пасс. судах, воен. кораблях. К 1976 почти треть (по валовой вместимости) находящихся в эксплуатации мор. трансп. судов была оборудована паровыми турбинами с наибольшей единичной мощностью св. 40 Мвт; проектируются грузовые суда с паротурбинными установками мощностью 88-110 Мвт.

Энергетич. установка паротурбохода состоит из гл. паровой турбины с зубчатой передачей на гребной винт, 1-2 паровых котлов; нек-рые паротурбоходы имеют 2 винта и более. В качестве топлива обычно используется мазут.

Газотурбоходы появились в воен.-мор. флоте в 1943-48, использование газовых турбин на трансп. мор. судах началось с 1951 (англ. танкер " Аурис"). Газовые турбины применяют обычно на судах с повышенной мощностью гл. двигателей. В сов. транспортном флоте с 1968 эксплуатируются сухогрузное универсальное судно - Т. " Парижская Коммуна" с газовой турбиной мощностью 9, 5 Мвт, с 1960 - лесовозы типа " Павлин Виноградов" с турбиной мощностью 2, 94 Мвт. В 1977 будет построено судно с горизонтальным способом грузовых операций " Атлантика" с 2 турбинами мощностью по 18, 4 Мвт. Лёгкие авиационные и судовые газовые турбины получили распространение на судах на подводных крыльях и судах на воздушной подушке. Энергетич. установка газотурбохода состоит из генератора газа (камера сгорания или свободно-поршневой генератор газа) и газовой турбины с зубчатой передачей на гребной вал. Работают турбины на газотурбинном топливе.

Лит. см. при ст. Судно. Э. Г. Логвинович.

ТУРБУЛЕНТНОЕ ТЕЧЕНИЕ (от лат. turbulentus - бурный, беспорядочный), форма течения жидкости или газа, при к-рой их элементы совершают неупорядоченные, неустановившиеся движения по сложным траекториям, что приводит к интенсивному перемешиванию между слоями движущихся жидкости или газа (см. Турбулентность). Наиболее детально изучены Т. т. в трубах, каналах, пограничных слоях около обтекаемых жидкостью или газом твёрдых тел, а также т. н. свободные Т. т.- струи, следы за движущимися относительно жидкости или газа твёрдыми телами и зоны перемешивания между потоками разной скорости, не разделёнными к.-л. твёрдыми стенками. Т. т. отличаются от соответствующих ламинарных течений как своей сложной внутренней структурой (рис. 1), так и распределением осреднённой скорости по сечению потока и интегральными характеристиками - зависимостью средней по сечению или макс. скорости, расхода, а также коэфф. сопротивления от Рей-нольдса числа Re. Профиль осреднённой скорости Т. т. в трубах или каналах отличается от параболич. профиля соответствующего ламинарного течения более быстрым возрастанием скорости у стенок и меньшей кривизной в центр. части течения (рис. 2). За исключением тонкого слоя около стенки профиль скорости описывается логарифмич. законом (т. е. скорость линейно зависит от логарифма расстояния до стенки). Коэфф. сопротивления [ris] (где [ris] - напряжение трения на стенке, [ris] - плотность жидкости, [ris] - её скорость, средняя по сечению потока) связан с Re соотношением

[ris]

[ris]

Профиль осреднённой скорости: а - при ламинарном, 6 - при турбулентном течении.

В отличие от ламинарных пограничных слоев, турбулентный пограничный слой обычно имеет отчётливую границу, беспорядочно колеблющуюся со временем (в пределах 0, 4 б - 1, 2 б, где б - расстояние от стенки, на к-ром осреднённая скорость равна 0, 99 v, a v - скорость вне пограничного слоя). Профиль осреднённой скорости в пристенной части турбулентного пограничного слоя описывается логарифмич. законом, а во внешней части скорость растёт с удалением от стенки быстрее, чем по логарифмич, закону. Зависимость [ris] от Re здесь имеет вид, аналогичный указанному выше.

Струи, следы и зоны перемешивания обладают приблизит. автомодельностью: в каждом сечении x = const любого из этих Т. т. на не слишком малых расстояниях х от начального сечения можно ввести такие масштабы длины и скорости L(x) и v(x), что безразмерные статистич. характеристики гидродинамич. полей (в частности, профили осреднённой скорости), полученные при применении этих масштабов, будут одинаковыми во всех сечениях.

В случае свободных Т. т. область пространства, занятая завихрённым Т. т., в каждый момент времени имеет чёткую, но очень неправильную форму границ, вне к-рых течение потенциально. Зона перемежающейся турбулентности оказывается здесь значительно более широкой, чем в пограничных слоях.

Лит. см. при ст. Турбулентность.

Л. С. Монин.

ТУРБУЛЕНТНОСТЬ, явление, наблюдаемое во многих течениях жидкостей и газов и заключающееся в том, что в этих течениях образуются многочисленные вихри различных размеров, вследствие чего их гидродинамич. и термодинамич. характеристики (скорость, темп-pa, давление, плотность) испытывают хаотич. флуктуации и потому изменяются от точки к точке и во времени нерегулярно. Этим турбулентные течения отличаются от т. н. ламинарных течений. Большинство течений жидкостей и газов в природе (движение воздуха в земной атмосфере, воды в реках и морях, газа в атмосферах Солнца и звёзд и в межзвёздных туманностях и т. п. ) и в технич. устройствах (в трубах, каналах, струях, в пограничных слоях около движущихся в жидкости или газе твёрдых тел, в следах за такими телами и т. п. ) оказываются турбулентными.

Благодаря большой интенсивности турбулентного перемешивания турбулентные течения обладают повышенной способностью к передаче количества движения (и потому к повышенному силовому воздействию на обтекаемые твёрдые тела ), передаче тепла, ускоренному распространению химич. реакций (в частности, горения ), способностью нести и передавать взвешенные частицы, рассеивать звуковые и электромагнитные волны и создавать флуктуации их амплитуд и фаз, а в случае электропроводной жидкости - генерировать флуктуирующее магнитное поле и т. д.

Т. возникает вследствие гидродинамич. неустойчивости ламинарного течения, к-рое теряет устойчивость и превращается в турбулентное, когда т. н. Рейнолъдса число [ris] превзойдёт нек-рое критич. значение [ris] (l и v - характерные длина и скорость в рассматриваемом течении, v- кинематич. коэфф. вязкости ). По экспериментальным данным, в прямых круглых трубах при наибольшей возможной степени возмущённости течения у входа в трубу [ris] (здесь l - диаметр трубы, v - средняя по сечению скорость ). Уменьшая степень начальной возмущённости течения, можно добиться затягивания ламинарного режима до значительно больших [ris], напр. в трубах до [ris] Аналогичные результаты получены для возникновения Т. в пограничном слое.

Возникновение Т. при обтекании твёрдых тел может проявляться не только в виде турбулизации пограничного слоя, но и в виде образования турбулентного следа за телом в результате отрыва пограничного слоя от его поверхности. Турбулизация пограничного слоя до точки отрыва приводит к резкому уменьшению полного коэфф. сопротивления тела. Т. может возникнуть и вдали от твёрдых стенок, как при потере устойчивости поверхности разрыва скорости (напр., образующейся при отрыве пограничного слоя или являющейся границей затопленной струи или поверхностью разрыва плотности ), так и при потере устойчивости распределения плотностей слоев жидкости в поле тяжести, т. е. при возникновении конвекции. Дж. У. Рэлей установил, что критерий возникновения конвекции в слое жидкости толщиной h между двумя плоскостями с разностью темп-р бТ имеет вид [ris] где [ris] - ускорение силы тяжести, [ris] - коэфф. тепловог о расширения жидкости, х - коэфф. её температуропроводности. Критич. число Рэлея [ris] имеет значение ок. 1100-1700.

Вследствие чрезвычайной нерегулярности гидродинамич. полей турбулентных течений применяется статистич. описание Т.: гидродинамич. поля трактуются как случайные функции от точек пространства и времени, и изучаются распределения вероятностей для значений этих функций на конечных наборах таких точек. Наибольший практич. интерес представляют простейшие характеристики этих распределений: средние значения и вторые моменты гидродинамич. полей, в том числе дисперсии компонент скорости [ris] (где [ris] - пульсации скорости, а чёрточка наверху - символ осреднения ); компоненты турбулентного потока количества движения [ris] (т. н. напряжения Рейнольдса) и турбулентного потока тепла [ris] ([ris] - плотность, с - удельная теплоёмкость, Т - темп-pa). Статистич. моменты гидродинамич. полей турбулентного потока должны удовлетворять нек-рым ур-ниям (вытекающим из ур-ний гидродинамики ), простейшие из к-рых - т.н. ур-ния Рейнольдса, получаются непосредственным осреднением ур-ний гидродинамики. Однако точного решения их до сих пор не найдено, поэтому используются различные приближённые методы.

Основной вклад в передачу через турбулентную среду количества движения и тепла вносят крупномасштабные компоненты Т. (масштабы к-рых сравнимы с масштабами течения в целом ); поэтому их описание - основа расчётов сопротивления и теплообмена при обтекании твёрдых тел жидкостью или газом. Для этой цели построен ряд т. н. полуэмпирич. теорий Т., в к-рых используется аналогия между турбулентным и молекулярным перенос о м, вводятся понятия пути перемешивания, интенсивности Т., коэфф. турбулентной вязкости и теплопр о водности и принимаются гипотезы о наличии линейных соотношений между напряжениями Рейнольдса и средними скоростями деформации, турбулентным потоком тепла и средним градиентом температуры. Такова, напр., применяемая для плоскопараллельного осреднённого движения формула Буссинеска [ris] с коэфф. турбулентного перемешивания (турбулентной вязкости ) А, к-рый, в отличие от коэфф. молекулярной вязкости, уже не является физич. постоянной жидкости, а зависит от характера осреднённого движения. На основании полуэмпирич. теории Прандтля можно принять [ris], где путь перемешивания l - турбулентный аналог длины свободного пробега молекул.

Большую роль в полуэмпирич. теориях играют гипотезы подобия (см. Подобия теория). В частности, они служат основой полуэмпирич. теории Кармана, по к-рой путь перемешивания в плоскопараллельном потоке имеет вид [ris], где v =v (у) - скорость течения, а к - постоянная. А. Н. Колмогоров предложил использовать в полуэмпирич. теориях гипотезу подобия, по к-рой характеристики Т. выражаются через её интенсивность b и масштаб l (напр., скорость диссипации энергии [ris]). Одним из важнейших достижений полуэмпирич. теории Т. является установление универсального (по числу Рейнольдса, при больших Re) логарифмич. закона для профиля скорости в трубах, каналах и пограничном слое: [ris]

справедливого на не слишком малых расстояниях у от стенки; здесь [ris] ([ris] - напряжение трения на стенке), А и В - постоянные, а [ris] в случае гладкой стенки и пропорционально геометрич. высоте бугорков шероховат о сти в случае шероховатой.

Мелкомасштабные к о мпоненты Т. (масштабы к-рых малы по сравнению с масштабами течения в целом) вносят существенный вклад в ускорения жидких частиц и в определяемую ими способность турбулентного потока нести взвешенные частицы, в относит. рассеяние частиц и дробление капель в потоке, в перемешивание турбулентных жидкостей, в генерацию магнитного поля в электропроводной жидкости, в спектр неоднородностей электронн о й плотности в ионосфере, в флуктуации параметров электромагнитных волн, в болтанку летат. аппаратов и т. д.

Описание мелкомасштабных компонент Т. базируется на гипотезах Колмогорова, основанных на представлении о каскадном процессе передачи энергии от крупномасштабных ко всё более и более мелкомасштабным компонентам Т. Вследствие хаотичности и многокаскадности этого процесса при очень больших Re режим мелкомасштабных компонент оказывается пространственно-однородным, изотропным и квазистационарным и определяется наличием среднего притока энергии

[ris] от крупномасштабных компонент и равной ему средней диссипации энергии в области минимальных масштабов. По первой гипотезе Колмогорова, статистич. характеристики мелкомасштабных компонент определяются только двумя параметрами: [ris]; в частности, минимальный масштаб турбулентных неоднородностей [ris] (в атмосфере [ris] с м). По второй гипотезе, при очень больших Re в мелкомасштабной области существует такой (т. н. инерционный ) интервал масштабов, больших по сравнению с [ris], в к-ром параметр v оказывается несущественным, так что в этом интервале характеристики Т. определяются только одним параметром [ris]

Теория подобия мелкомасштабных компонент Т. была использована для описания локальной структуры полей темп-ры, давления, ускорения, пассивных примесей. Выводы теории нашли подтверждение при измерениях характеристик различных турбулентных течений. В 1962 А. Н. Колмогоров и А. М. Обухов предложили уточнение теории путём учёта флуктуации поля диссипации энергии, статистич. свойства к-рых не универсальны: они могут быть разными в различных типах течений (и, в частности, могут зависеть от Re).

Лит.: Монин А. С., Яглом А. М., Статистическая гидромеханика, ч. 1, М., 1965, ч. 2, М., 1967; Xинце И. О., Турбулентность, пер. с англ., М., 1963; Таунсен д А. А., Структура турбулентного потока с поперечным сдвигом, пер. с англ., М., 1959; Бэтчелор Дж. К., Теория однородной турбулентности, пер. с англ., М., 1955; Ландау Л. Д., Лифшиц Е. М., Механика сплошных сред, 2 изд., М., 1954 (Теоретич. физика); Линь Цзя-цзяо, Теория гидродинамической устойчивости, пер. с англ., М., 1958; Лойцянский Л. Г., Механика жидкости и газа, 3 изд., М., 1970; Шлихтинг Г., Возникновение турбулентности, пер. с нем., М., 1962; Гидродинамическая неустойчивость. Сб. статей, пер. с англ., М., 1964; Татарский В. И., Распространение волн в турбулентной атмосфере, М., 1967. А. С. Монин.

ТУРБУЛЕНТНОСТЬ В АТМОСФЕРЕ И ГИДРОСФЕРЕ. Движение воздуха в атмосфере и воды в гидросфере в большинстве случаев имеет турбулентный характер (см. Турбулентность). Т. в а. и г. играет большую роль, т. к. именно благодаря турбулентности происходят обмен количеством движения и теплотой между атмосферой и океаном (включая, в частности, зарождение ветровых течений и волн в океане ), испарение с поверхности океана и суши, вертикальный перенос тепла, влаги, солей, растворённых газов и различных загрязнений, диссипация ки-нетич. энергии, рассеяние и флуктуации амплитуды и фазы звуковых, световых и радиоволн (включая мерцание звёзд, флуктуации радиосигналов космич. аппаратов, сверхдальнее телевидение и т. п. ).

Специфич. особенностями Т. в а. и г. являются очень широкий спектр масштабов турбулентных неоднородностей (от мм до тыс. к м) и существенное влияние вертикального распределения плотности среды на развитие мелкомасштабной турбулентности.

Спектр масштабов турбулентности в атмосфере распадается на синоптич. область (макротурбулентность ) с масштабами намного больше эффективной толщины атмосферы Н~10 км и квазидвумерными (квазигоризонтальными ) турбулентными неоднородностями и микроме-теорологич. область с масштабами намного меньше Н и существенно трёхмерными неоднородностями. В промежуточной мезометеорологич. области сколько-нибудь интенсивная турбулентность редка. Макротурбулентность черпает энергию из крупномасштабных неоднородностей притока тепла к атмосфере от подстилающей поверхности, а затрачивает энергию гл. обр. на генерацию микротурбулентности при гидродинамич. неустойчивости вертикальных градиентов скорости ветра.

Неустойчивая стратификация служит для микротурбулентности источником, а устойчивая - стоком энергии; в первом случае микротурбулентность оказывается интенсивной, во втором - слабой. Свойства микротурбулентности наиболее просты в приземном слое атмосферы толщиной в неск. десятков м, в к-ром вертикальные турбулентные потоки импульса т и тепла q постоянны. При условиях квазистационарности и горизонтальной однородности характеристики крупномасштабных компонент такой турбулентности определяются, кроме высоты z и скорости трения [ris], также параметром плавучести [ris] и величиной [ris] (g - ускорение силы тяжести, [ris] - удельная теплоёмкость и плотность воздуха, Т о - средняя темп-pa ). Измеренные масштабами длины [ris], времени [ris] и темп-ры [ris], эти характеристики оказываются универсальными функциями безмерной высоты z/L или определяемого ею числа Ричардсона [ris] (где v и Т - скорость ветра и темп-ра ).

Свойства океанич. микротурбулентности определяются типичным для очень устойчиво стратифицированной жидкости наличием в океане вертикальной микроструктуры - долгоживущих квазиоднородных слоев с толщинами ~ 1 м и менее, разделяемых поверхностями разрыва темп-ры и солёности. Турбулентность, сосредоточенная в этих слоях, слаба (не способна разрушать разделяющие слои поверхности разрыва ), имеет малые числа Рейнольдса (определяемые толщинами слоев ), а потому далека от универсального статистич. равновесия и определяется особенностями каждого конкретного слоя (а не его глубиной ).

Лит.: Монин А. С., Яглом А. М., Статистическая гидромеханика, ч. 1, М.. 1965, ч. 2, М., 1967; Монин А. С., Каменкович В. М., Корт В. Г., Изменчивость Мирового океана, Л., 1974; Ламли Дж.-Л., Пановский Г.-А., Структура атмосферной турбулентности, пер. с англ., М., 1966. А. С. Монин.

ТУРБУЛЕНТНОСТЬ ПЛАЗМЫ, явление, родственное обычной турбулентности, но осложнённое специфич. характером взаимодействия частиц плазмы (электронов и ионов ), осуществляемого дальнодействующими кулоновскими силами. Поскольку для плазмы характерно большое разнообразие типов движений и колебаний, в ней могут возникать и даже присутствовать одновременно мн. типы турбулентных состояний. Так, напр., грануляция фотосферы Солнца, солнечные пятна и протуберанцы (см. Солнце) представляют собой результат сложного движения плазмы в атмосфере Солнца, и в этом движении плазма проявляет себя просто как сплошная проводящая среда. Турбулентность такого типа, близкая к турбулентности жидкости, называется магнитогидродинамической турбулентностью. Она наблюдается в космической плазме и в лабораторных условиях, напр. при удержании высокотемпературной плазмы магнитным полем, если при этом не обеспечены условия устойчивости плазмы.

С другой стороны, потоки заряженных частиц могут усиливать в плазме колебания и волны. Возникающая в этом случае Т. п. наз. кинетической, и в зависимости от того, какой именно тип колебаний является преобладающим, говорят о " ленгмюровском", " ионно-звуковом" и т. п. типах Т. п. (см. Плазма, раздел Колебания и неустойчивости плазмы). Т. п., связанная с раскачкой широкого спектра волн в плазме, часто бывает слабой, т. е. она сходна больше с совокупностью волн на воде, чем с системой вихрей в турбулентном потоке жидкости. При слабой Т. п. волны имеют не очень большую амплитуду, и поэтому процесс передачи энергии от одних волн к другим протекает сравнительно медленно.

Плазменная турбулентность проявляется во многих процессах, протекающих в плазме: при удержании магнитным полем неоднородной плазмы, при взаимодействии пучков частиц с плазмой, при прохождении через плазму мощного электромагнитного излучения (в последнем случае благодаря развитию т. н. п араметрических взаимодействий ). Т. п. представляет собой сложное движение заряженных частиц и электромагнитного поля и, т. о., служит проявлением коллективной природы взаимодействия заряженных частиц плазмы между собой.

Лит.: Кадомцев Б. Б., Турбулентность плазмы, в сб.: Вопросы теории плазмы, в. 4, М., 1964; Цытович В. Н., Теория турбулентной плазмы, М., 1971; Галеев А. А., Сагдеев Р. 3., Нелинейная теория плазмы, в сб.: Вопросы теории плазмы, в. 7, М., 1973; Электродинамика плазмы, М., 1974. Б. Б. Кадомцев.

ТУРГАЙ, река в Тургайской и Актюбинской обл. Казах. ССР. Дл. 825 км, пл. басе. 157 000 км 2. Образуется при слиянии pp. Жалдама и Кара-Тургай, берущих начало на зап. окраине Казахского мелкосопочника; течёт по Тургайской ложбине, теряется в бессточной впадине Шалкартениз. Питание в основном снеговое. Летом в низовьях вода осолоняется. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле.

ТУРГАЙСКАЯ ЛОЖБИНА, Тургайская долина, эрозионно-тектонич. ложбина с плоским дном, пересекающая с С. на Ю. Тургайское плато и соединяющая равнину Зап. Сибири и сев. часть Туранской низменности. Расположена в Казах. ССР. Протягивается на 800 к м; шир. от 20 до 75 к м. Соответствует осевой части Тургайского прогиба. Сложена древнеаллювиальными и озёрно-аллювиальными суглинками. По Т. л. протекают в сев. направлении р. Убаган, в южном - р. Тургай; много мелководных, нередко солёных озёр (Сарымойын, Аксуат, Сарыкопа и др. ). Стекающие в Т. л. талые снеговые воды образуют лиманные разливы; грунтовые воды минерализованы. На фоне степных (на С. ) и полупустынных (на Ю. ) ландшафтов в Т. л. развиты солонцово-солончаковые, солонцово-лу-гово-степные и луговые комплексы. Пастбища и сенокосы.

ТУРГАЙСКАЯ ОБЛАСТЬ, в составе Казах. ССР. Образована 23 нояб. 1970. Расположена в сев. части республики, в басс. pp. Ишим и Тургай. Пл. 111, 9 тыс. к м 2. Нас. 256 тыс. чел. (1975 ). Делится на 9 адм. р-нов; в Т. о. 3 города и 1 пос. гор. типа. Центр - г. Аркалык. Т. о. награждена орденом Ленина (5 марта 1973 ). (Карту см. на вклейке к стр. 352-353. )

Природа. Область занимает юж. часть Тургайского плато и Тургайскую ложбину с широкой долиной р. Тургай, а также зап. окраину Казахского мелкосопочника с чередованием холмов, плато и оврагов. Высшая точка Т. о.- 478 м (к Ю.-В. от Аркалыка ).

Климат резко континентальный. Зима продолжительная и холодная, лето жаркое и сухое. Ср. темп-pa янв. -17, 7 °С, июля 21 °С на С. и 24, 2 °С на Ю.; характерны сильные ветры (зимой - снежные метели и бураны, летом - суховеи и пыльные бури ). Среднегодовое количество осадков - 280 мм на С. и 220 мм на Ю.; максимум -летом. Вегетац. период 175- 185 сут.

Осн. часть Т. о. расположена в бассейне бессточных рек Тургай и Улы-Жыланшык. Все реки снегового питания; весной сильно разливаются, а летом мелеют или разбиваются на плёсы. На С.-В.- излучина верх. течения р. Ишим (басс. Оби ) с притоком Терсаккан. В Тургайской ложбине много небольших пресных и солёных озёр (крупнейшее - оз. Сарыкопа ); часть их к лету высыхает и превращается в соры и солончаки.

Большая часть терр. занята полынносолянковой и злаково-полынной растительностью на бурозёмных и серозёмных почвах. Вдоль pp. Тургай и Улы-Жыланшык встречаются участки барханных песков; в понижениях - солонцы и заросли саксаула. В басс. р. Ишим - типчаково-ковыльные степи на светло-каштановых и каштановых почвах, служащие весенне-осенними и гл. обр. зимними пастбищами. В связи с освоением целинных и залежных земель значит. часть терр. на С.-В. Т. о. распахана. Вдоль рек и по берегам озёр - заливные луга, сенокосы и заросли кустарников. Многочисленны грызуны (суслики, пеструшки, тушканчики); из пресмыкающихся - черепахи, ящерицы, змеи. Весной по побережьям рек и озёр много птицы.

Население. В области живут казахи (32, 5%, перепись 1970), русские (33, 7%), украинцы (15%), а также немцы (5, 2%), белорусы (4, 7%), татары, узбеки, башкиры, марийцы, чуваши, молдаване, удмурты, мордва и др. Ср. плотность населения 2, 3 чел. на 1 к м 2. Более плотно заселены сев.-вост. р-ны (3 - 5 чел. на 1к м 2), где преобладают крупные сел. поселения, сильно выросшие в период освоения целинных земель. Слабо заселены полупустынные р-ны бассейна pp. Тургай и Улы-Жыланшык (менее 1 чел. на 1 км 2), где изредка встречаются небольшие казахские аулы (центры и отделения животноводч. совхозов и колхозов, поселения чабанов ). Гор. население составляет 31% (80 тыс. чел., 1975). Города: Аркалык, Есиль, Державинск.

Хозяйство. В экономике преобладают неполивное зерновое земледелие и мясошёрстное животноводство, сочетающиеся с базирующейся на них пром-стью по переработке с.-х. сырья. Добыча полезных ископаемых.

Энергетика базируется на привозном топливе. Небольшие ТЭЦ используют карагандинский и экибастузский уголь, а также бурый уголь (юж. часть Кушмурунского басс.). Гл. отрасли пром-сти: горнорудная (добыча и первичная обработка бокситов и огнеупорных глин в Аркалыке), произ-во строитс материалов, пищ. (мукомольная, маслодельная, мясная) и лёгкая (первичная обработка шерсти ). Б. ч. пром. предприятий расположена в Аркалыке и отчасти в Есиле и Державинске (пищ. пром-сть, произ-во строит. материалов ).

Среди с.-х. угодий (10, 3 млн. га в 1974 ) преобладают пастбища (6, 7 млн. г а, или св. 65% ); сенокосы составляют 263 тыс. г а, пашня - 2, 9 млн. га (28% с.-х. угодий), в т. ч. 2, 0 тыс. га орошаемой. В с. х-ве на продукцию земледелия в 1974 приходилось 64% (43% в 19651 а на продукцию животноводства- 36% (57% в 1965).

На С.-В. Т. о. (гл. обр. басс. р. Ишим ) развито неполивное зерновое земледелие, сочетающееся с полустойловым мясо-молочным скотоводством, свиноводством, птицеводством и тонкорунным овцеводством. На Ю.-З. (басс. р. Тургай ) - более засушливой территории - отгонно-пастбищное животноводство (мясо-сальное и мясо-шёрстное овцеводство, коневодство и верблюдоводство; имеется кр. рог. скот ). В Т. о. в 1975 было 112 совхозов, 2 колхоза и с.-х. опытная станция (в Есильском р-не ). Посевная площадь в 1975 составила 2879 тыс. г а, в т. ч. под зерновыми культурами 2503 тыс. г а (87% площади посевов ), гл. обр. под яровой пшеницей (2211 тыс. г а). Возделываются также просо (64 тыс. га - на Ю.-В. ), ячмень и кормовые культуры (369 тыс. га), в т. ч. многолетние травы и кукуруза на зелёный корм. Под картофелем и овощами занято 6, 1 тыс. га (в т. ч. на орошаемых землях 1, 6 тыс. га). Осн. массу поголовья скота составляют овцы и козы (1033, 8 тыс. голов на 1 янв. 1975 ); разводят также кр. рог. скот (247, 1 тыс., в т. ч. 78, 0 тыс. коров ), свиней (232, 1 тыс. голов ), домашнюю птицу (крупная птицефабрика в Аркалыке ), лошадей (39, 5 тыс. голов ). В полупустынных р-нах и по берегам озёр развита охота.

Тургайская область. 1. Город Аркалык. 2. Уборка пшеницы в колхозе " Знамя труда" Есильского района. 3. Снегозадержание в совхозе " Дальний" Есильского района.

Добыча бокситов. Северный рудник.

Протяжённость жсл. дорог - 475 км (1974 ); территорию Т. о. с С.-З. на В. пересекает участок Южно-Сибирской магистрали (Магнитогорск - Целиноград), ж.-д. ветка Есиль - Аркалык. Длина автомоб. дорог 4, 4 тыс. км (1974), в т. ч. 1902 км с твёрдым покрытием; важнейшие из них: Кустанай - Аркалык, Атбасар - Кийма - Державинск - Амангельды - Тургай, Есиль - Державинск. Т. о. связана воздушным сообщением с Москвой, Алма-Атой, Кустанаем, Целиноградом и др. р-нами. Экономич, карту см. при ст. Казахская ССР.

Культурное строительство и здравоохранение. До 1917 имелось 40 общеобразоват. школ (ок. 1, 3 тыс. уч-ся), ср. спец. ивысших уч. заведений не было. В 1975/76 уч. г. в 276 общеобразоват. школах всех видов обучалось 70, 2 тыс. уч-ся, в 8 проф.-технич. уч. заведениях системы Госпрофобра СССР 3 тыс. уч-ся, в 3 ср. спец. уч. заведениях 2, 6 тыс. уч-ся, в пед. ин-те в Аркалыке 1, 3 тыс. студентов. В 1975 в 170 дошкольных учреждениях воспитывалось 12, 6 тыс. детей.

На 1 янв. 1975 работали 257 массовых библиотек (1727 тыс. экз. книг и журналов), обл. историко-краеведч. музей в Аркалыке и Мемориальный музей Амангельды Иманова в с. Амангельды, обл. муз.-драматич. театр в Аркалыке, 228 клубных учреждений, 312 киноустановок. Выходят областные газеты " Торгай таны" (" Тургайская заря"; на казах. яз., с 1971 ), " Тургайская новь" (с 1971). Область принимает программы Всесоюзного (8 ч в сутки) и Респ. (10, 5 ч в сутки) радио; местные радиопередачи ведутся на казах. и рус. языках 1, 5 чв сутки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.