Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка торфяных месторождений. 13 страница






Проложены магистральные нефтепроводы Туймазы - Иркутск, " Дружба", Субханкулово - Куйбышев - Новороссийск, Самотлор - Альметьевск - Горький - Ярославль - Кириши и др. К 1965 действовало 7 систем газопроводов: Центральная, Восточно-Украинская, Западная, Поволжская, Кавказская, Среднеазиатская, Уральская. По магистральным газопроводам транспортируется газ из Тюменской обл. в центр страны, работает на полную мощность 4-ниточная система Ср. Азия - Центр. Строятся новые линии метрополитенов в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Харькове, осуществляется (1976 ) строительство первой линии в Ташкенте. В городах с населением более 1 млн. чел. также проектируется их строительство (в Горьком, Новосибирске, Свердловске, Куйбышеве ).

Организация и управление Т. с. совершенствовались на всех этапах развития социалистического народного х-ва. В 1954 образовано специализированное общесоюзное Мин-во трансп. стр-ва (Минтрансстрой ), на к-рое возложено стр-во жел. дорог, больших мостов, тоннелей и метрополитенов, гидротехнич. сооружений в мор. и речных портах, а с 1959 - стр-во автомоб. дорог общегос. значения и аэродромов. Стр-во магистральных трубопроводов ведёт Мин-во стр-ва предприятий нефтяной и газовой пром-сти. В 1975 в системе Минтрансстроя 122 строительно-монтажных треста и управления стр-ва объединяли 1077 линейных стационарных и передвижных орг-ций с общей программой подрядных работ более 3 млрд. руб. в год. Небольшие объёмы работ по технич. реконструкции жел. дорог выполняют орг-ции Мин-ва путей сообщения. Стр-вом и ремонтом автомоб. дорог респ., обл., районного и местного значения ведают соответствующие министерства или главные управления при Совете Министров союзных республик.

Т. с. имеет собств. производств. базу, обеспечивающую непрерывное повышение уровня индустриализации строительства. В её состав входят предприятия по выпуску железобетонных и металлич. конструкций, нерудных стройматериалов, пористых заполнителей бетона, столярных изделий, стационарные и передвижные цементо- и асфальтобетонные з-ды, а также з-ды по ремонту строит. машин и оборудования. Большие капиталовложения предусмотрены на создание производств. базы для стр-ва БАМа: сооружаются новые предприятия в Шимановской, Тайшете, Кургане, Улан-Удэ,

Усть-Куте, Амазаре. В 1975 уровень комплексной механизации на земляных работах, монтаже строит. конструкций, бетонных работах и стр-ве автомоб. дорог достиг 98, 3-99, 6%, объём произ-ва сборных железобетонных конструкций на предприятиях Минтрансстроя возрос в 28 раз по сравнению с 1954, производительность труда - в 3, 4 раза.

Технич. прогрессу в Т. с. способствовало объединение в едином министерстве ведущих отраслевых н.-и., проектно-конструкторских и строительно-монтажных орг-ций. Тесная связь науки с произ-вом позволила в короткий срок создать и широко внедрить сборные конструкции мостов, тоннелей, автомоб. дорог, аэродромов, портовых гидротехнических сооружений.

Земляное полотно жел. и автомоб. дорог возводится комплексно-механизированным способом с применением экскаваторов, скреперов, бульдозеров, автомобилей-самосвалов, спец. уплотнительных и планировочных машин, а также средств гидромеханизации и буровзрывной техники. Непрерывно возрастают мощности землеройных и трансп. машин. Железнодорожный путь заготавливается на звеносборочных машинах и в виде крупных блоков укладывается на земляное полотно с применением путеукладчиков, электробалластеров и др. путевых машин.

При стр-ве мостов применяют сборные железобетонные и стальные пролётные строения разных систем, фундаменты глубокого заложения на сборных железобетонных оболочках, буровых и забивных сваях. При возведении опор применяют мощные вибропогружатели, буровые станки и другое спец. оборудование. При сооружении тоннелей и метрополитенов широко используются сборные железобетонные обделки и др. конструкции. Подземные работы ведутся при помощи механизированных проходческих щитов. На стр-ве мор. и речных портов внедрены унифицированные железобетонные конструкции причалов, крупноблочные буны и волноломы. Нефтепродуктопро-воды и газопроводы прокладываются комплексно-механизированным способом с применением трубоукладчиков, сварочных и др. машин.

В других социалистич. странах Т. с. также развивается планомерно. С целью координации работы ж.-д. транспорта, к-рому принадлежит ведущая роль в обеспечении перевозок, помимо трансп. комиссии СЭВ создана Opr-ция сотрудничества жел. дорог (ОСЖД ). Высокими темпами осуществляется электрификация и оборудование жел. дорог средствами автоматики. По согласованным планам реконструируются наиболее важные ж.-д. направления в междунар. сообщениях. Электрифицированы линии Чоп - Прага, Варшава - Прага и др. Строятся (1976 ) новые жел. дороги в МНР и на Кубе. По единому плану проводится расширение портов в бассейнах Чёрного м., Балтийского м. и р. Дунай, совместно проложен трансъевропейский нефтепровод " Дружба", строится междунар. газопровод Оренбург - Зап. граница СССР. С участием сов. специалистов проектируются и строятся метрополитены в Праге, Будапеште, Варшаве, Лодзи, Бухаресте, Софии, Белграде, Пхеньяне.

В развивающихся странах Т. с. направлено на укрепление гос.

сектора нац. экономики. При технич. помощи СССР в 60-70-е гг. построены автомоб. магистрали Кушка - Герат - Кандагар, Наибабад - Хайратон и др. в Республике Афганистан: жел. дороги Багдад - Басра в Иракской Республике; Конакри - Дебене в Гвинейской Республике; жел. дорога Аккари - Тартус и строятся Камышлы - Халеб - Латакия, Хомс - Дамаск и др. в Сирийской Арабской Республике.

В развитых капиталистич. странах Т. с. осуществляется за счёт частных и государственных капиталовложений на основе экономической конъюнктуры, без перспективных планов гармоничного сочетания различных видов транспорта. После 2-й мировой войны 1939-45 в условиях изобилия дешёвого жидкого топлива осн. капиталовложения направлялись на стр-во автомагистралей и перевод жел. дорог на тепловозную тягу. На 1973 было электрифицировано в США только 1%, в Великобритании 19 % всей сети жел. дорог. Во Франции, Италии, ФРГ, Швеции, Норвегии электрификация жел. дорог - осн. направление их модернизации. В Японии, ряде стран Зап. Европы, а также в США большое внимание уделяется созданию высокоскоростного ж.-д. транспорта. При решении сложных проблем развития городского транспорта наблюдается тенденция к расширению и реконструкции сети метрополитенов. Для крупнейших городов капиталистич. стран характерно стр-во многоярусных подземных комплексов, включающих станции и вестибюля метрополитена, автотранспортные и пешеходные тоннели, автогаражи и стоянки, магазины, коллекторы гор. сетей. Такие комплексы построены, напр., в Париже, Вене, Гамбурге, Мюнхене, Токио. См. также Морской транспорт, Речной транспорт, Воздушный транспорт. Железнодорожный транспорт, Автомобильный транспорт, Трубопроводный транспорт, Городской транспорт.

Лит.: Строительство, М., 1965 (Энциклопедия современной техники); Строительство в СССР, М., 1967; Транспортное строительство СССР, М., 1972; Левин Б. И., Переселенков Г. С.. Транспортное строительство в девятой пятилетке, М., 1973. Е. А. Величкин.

" ТРАНСПОРТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО", ежемесячный научно-технич. и производств. журнал, орган Мин-ва трансп. стр-ва СССР. Издаётся в Москве с 1931 (в 1936-40 выходил под назв. " Строитель железных дорог", в 1951- 1954 - " Железнодорожное строительство"). Журнал освещает вопросы изысканий, проектирования и стр-ва трансп. сооружений (жел. и автомоб. дорог, мостов, тоннелей и метрополитенов, мор. и речных портов, аэропортов, пром. и гражд. зданий ); публикует сообщения об отечеств, и зарубежном опыте в области трансп. стр-ва, информац. и справочные материалы. Тираж (1976 ) ок. 16 тыс. экз.

ТРАНСПОРТНО-ОТВАЛЬНЫЙ МОСТ, автоматизированный агрегат для перемещения и складирования вскрышных пород во внутренние отвалы карьеров, работающий в комплексе с многоковшовым экскаватором. Применяется при разработке пластовых горизонтально залегающих месторождений с мягкими покрывающими породами вскрыши в условиях положительных среднегодовых темп-р. Конструктивно Т.-о. м. выполняется в виде ферм, опирающихся на две или три опоры на ж.-д. или иногда на гусеничном ходу (рис. ). Расстояние между опорами моста 35-250 м, длина отвальной консоли 40-170 м. Т.-о. м. располагается поперёк карьера, перемещаясь со скоростью 4-6 м/мин вдоль забоя, одновременно передвигая за собой рель-сошпальное основание. Порода от экскаватора подаётся на Т.-о. м. по соединительным конвейерам. На Т.-о. м. располагаются обычно две линии конвейеров шир. 1000-1500 мм. Скорость транспортирования породы конвейерами моста 7, 5-12 м / ceк.

Отвальная опора в зависимости от устойчивости породы располагается на почве пласта или на специально отсыпаемом и уплотняемом самим Т.-о. м. предотвале. Высота отсыпаемого отвала 40-50 м. Производительность Т.-о. м. достигает 7500 м3 по разрыхлённой породе при собственной массе в 9500 т и общей мощности электродвигателей 4860 квт.

Т.-о. м. выпускаются в ГДР, где разработаны (1975 ) проекты Т.-о. м. для выемки вскрыши мощностью до 60 м, производительностью 23 тыс. м 3/ ч, с главной фермой длиной 270 м и массой 10 500 т и составным пятиопорным мостом для отработки вскрыши мощностью до 80 м, производительностью 11 тыс. м3 и массой около 15000 т. См. Карьерный транспорт.

Лит.: Андреев А. В., Шешко Е. Е., Транспортные машины и комплексы для открытой добычи полезных ископаемых, М., 1970. Ю. И. Анистратов.

ТРАНСПОРТНЫЕ ТАРИФЫ, см. Тарифы транспортные.

ТРАНСПОРТНЫЙ БАЛАНС, баланс ввоза и вывоза грузов. Составляется по отдельным предприятиям, станциям, портам, дорогам, районам. ЦСУ СССР ежегодно публикует Т. б. союзных республик. В них указывают: размеры отправления и прибытия грузов, внутриреспубликанские перевозки, вывоз и ввоз грузов из разных республик, а также превышение вывоза над ввозом или ввоза над вывозом. Указанные цифры даются не только в целом по союзной республике, но и по видам транспорта: железнодорожному, морскому и речному. Существует транспортно-экономический баланс, в к-ром, кроме вышеперечисленных сведений, указывают и осн. корреспондирующие районы или пункты, т. е. куда именно осуществляется вывоз той или иной продукции, в каком размере и откуда завозится продукция. Разработка и анализ трансп.-экономич. балансов позволяют точнее планировать объёмы грузовых перевозок и грузооборот, а также выявлять нерациональные перевозки.

Е. Д. Хануков.

ТРАНСПОРТНЫЙ КОРАБЛЬ в космонавтике, космический летательный аппарат, предназначенный для осуществления полётов (рейсов ) между Землёй и искусств. космич. объектами (околоземными пилотируемыми кораблями, орбитальными станциями, автоматич. аппаратами ) или между космич. объектами, находящимися на разных орбитах. Осн. назначение Т. к.- доставка на околоземную орбиту автоматич. и пилотируемых объектов (науч. и хозяйств. назначения ) и возвращение их на Землю; аппаратов (т. н. межорбитальных буксиров ), способных переводить полезный груз на более высокие орбиты или на траектории полёта к Луне и планетам. Экипаж Т. к. может производить обслуживание, ремонт и профилактич. осмотры орбитальных космических объектов, выполнять наблюдения и научно-технические исследования, участвовать в спасении космонавтов в аварийных ситуациях на орбите и т. д.

Т. к. может быть автоматическим или пилотируемым, одноразового или многоразового применения. Роль Т. к. одноразового применения выполняли нек-рые космич. корабли серии " Со ю з" (напр., при доставке космонавтов на орбитальную станцию " Са л ют" ) и " Ап о лл о н " (для доставки космонавтов на орбитальную станцию " Скайлэб" ). Т. к. многоразового применения - основная часть многоцелевых универсальных космических систем (" шаттл", или " челнок", - назв., принятое в зарубежной лит-ре ), которые в будущем (ориентировочнок80-м гг.20в. ) смогут заменить ракеты-носители я космич. корабли одноразового применения. А- А. Еременко.

ТРАНСПОРТНЫЙ ТОННЕЛЬ городской, тоннель, сооружаемый на пересечении гор. трансп. магистралей с интенсивным движением и служащий для пропуска в разных уровнях различных средств транспорта. Для пересечения трансп. магистралей пешеходами служат переходы. Расположение Т. т. увязывают с системой гор. движения, планировкой и застройкой улиц и размещением подземных коммуникаций. Т. т. обычно имеет двускатный профиль. Т. т. включает, как правило, один закрытый (тоннельный ) участок и два открытых (рамповых ) участка, обеспечивающих двустороннее движение гор. транспорта (в СССР обычно в 3 ряда в каждом направлении ). Глубину заложения Т. т. назначают минимальной. Чаще всего Т. т. сооружают в открытых котлованах. Конструкцию закрытой части Т. т. обычно выполняют из сборного железобетона в виде замкнутой в поперечном сечении двухпролётной рамы. Конструкция открытых (рамповых ) участков состоит из подпорных стенок, железобетонных фундаментных блоков и лотка, объединяемых в единую конструктивную систему омоноличиванием стыков. Конструкции Т. т. защищают от проникновения воды гидроизоляц. покрытием. В верхней части стен рамп устраивают обвязку из монолитного железобетона, к-рая служит для установки парапета. На парапете обычно монтируют опоры для светильников и подвески контактной сети троллейбуса.

Лит. см. при ст. Тоннель. В. П. Волков.

ТРАНССУДАТ (от транс... и лат. su-do - просачиваюсь ), отёчная жидкость, скапливающаяся в полостях тела вследствие нарушения крово- и лимфообращения (напр., брюшная водянка - асцит - при сердечной недостаточности или циррозе печени). Образование Т. происходит без воспалит.изменений тканей, что отличает его от выпота.

ТРАНСУРАНОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, химические элементы, расположенные в периодической системе элементов Д. И. Менделеева за ураном, т. е. с ат. н. Z> = 93. Известно 14 Т. э. Из-за относительно высокой скорости их радиоактивного распада Т. э. в заметных количествах не сохранились в земной коре. Возраст Земли ок. 5 *109 лет, а период полураспада Т1/2 наиболее долгоживущих изотопов Т. э. меньше 107 лет. За время существования Земли Т. э., возникшие в процессе нуклеосинтеза, либо полностью распались, либо их количество резко уменьшилось (до 1012 раз ). В природных минералах найдены микроколичества 244Рu- наиболее долгоживущего Т. э. (Т1/2~8*106 лет ), к-рый, возможно, сохранился на Земле с момента её формирования. В урановых рудах обнаружены следы 237Np (Т1/2~2, 14*106 лет) и 239Рu (Т1/2~2, 4*104 лет ), к-рые образуются в результате ядерных реакций с участием ядер U.

Первые T. э. были синтезированы в нач. 40-х гг. 20 в. в Беркли (США ) группой учёных под рук. Э. Макмиллана и Г. Сиборга, удостоенных Нобелевской премии за открытие и изучение этих элементов. Известно неск. способов синтеза Т. э. Они сводятся к облучению мишени потоками нейтронов или заряженных частиц. Если в качестве мишени используется U, то с помощью мощных нейтронных потоков, образующихся в ядерных реакторах или при взрыве ядерных устройств, можно получить все Т. э. до Fm (Z = 100 ) включительно. Процесс синтеза состоит либо в последовательном захвате нейтронов, причём каждый акт захвата сопровождается увеличением массового числа А, приводящим к В-pacпaду и увеличению заряда ядра Z, либо в мгновенном захвате большого числа нейтронов (взрыв ) с длинной цепочкой

В-распадов. Возможности этого метода ограничены, он не позволяет получать ядра с Z> 100. Причины - недостаточная плотность нейтронных потоков, малая вероятность захвата большого числа нейтронов и (что наиболее важно ) очень быстрый радиоактивный распад ядер с Z > 100.

Элемент с Z = 101 (менделевий) был открыт в 1955 при облучении 25399Es (эйнштейния ) ускоренными а-частицами. Пять элементов с Z> 101 были получены на ускорителях заряженных частиц [циклотрон Объединённого института ядерных исследований (ОИЯИ; Дубна, СССР ) и линейный ускоритель тяжёлых ионов " Хайлак" (Беркли, США ) ] в ядерных реакциях с ускоренными тяжёлыми ионами. Определяющий вклад в эти работы внесли группа учёных под рук. Г. Н. Флёрова (Дубна ) и группа Г. Сиборга - А. Гиорсо (Лаборатория им. Лоуренса, Беркли ). Существенные результаты были получены также в Окриджской нац. лаборатории США.

Для синтеза далёких Т. э. используется два типа ядерных реакций - слияния и деления. В первом случае ядра мишени и ускоренного иона полностью сливаются, а избыточная энергия образовавшегося возбуждённого составного ядра снимается путём " испарения" нейтронов. При использовании ионов С, О, Ne и мишеней из Pu, Cm, Cf образуется сильно возбуждённое составное ядро (энергия возбуждения ~ 40-60 Мэв). Каждый испаряемый нейтрон способен унести из ядра энергию в среднем порядка 10-12 Мэв, поэтому для " остывания" составного ядра должно вылететь до 5 нейтронов. С испарением нейтронов конкурирует процесс деления возбуждённого ядра. Для элементов с Z = 104-105 вероятность испарения одного нейтрона в 500-100 раз меньше вероятности деления. Это объясняет малый выход новых элементов: доля ядер, к-рые " выживают" в результате снятия возбуждения, составляет всего 10-8-10-10 от полного числа ядер мишени, слившихся с частицами. В этом кроется причина того, что за последние 20 лет синтезировано всего 5 новых элементов (Z = 102-106 ).

В ОИЯИ разработан новый метод синтеза Т. э., основанный на реакциях слияния ядер, причём в качестве мишеней используются плотно упакованные устойчивые ядра изотопов РЬ, а в качестве бомбардирующих частиц сравнительно тяжёлые ионы Ar, Ti, Cr. Избыточная энергия ионов расходуется на " распаковку" составного ядра, и энергия возбуждения оказывается низкой (всего 10-15 Мэв). Для снятия возбуждения такой ядерной системы достаточно испарения 1-2 нейтронов. В итоге получается весьма заметный выигрыш в выходе новых Т. э. Этим методом был осуществлён синтез Т. э. с Z = 100, Z = 104 и Z = 106.

В 1965 Флёров предложил использовать для синтеза Т. э. вынужденное деление ядер под действием тяжёлых ионов. Осколки деления ядер под действием тяжёлых ионов имеют симметричное распределение по массе и заряду с большой дисперсией (следовательно, в продуктах деления можно обнаружить элементы с Z значительно большим, чем половина суммы Z мишени и Z бомбардирующего иона ). Экспериментально было установлено, что распределение осколков деления становится шире по мере использования всё более тяжёлых частиц. Применение ускоренных ионов Хе или U позволило бы получить новые Т. э. в качестве тяжёлых осколков деления при облучении урановых мишеней. В 1971 в ОИЯИ были ускорены ионы Хе с помощью 2 циклотронов, к-рыми облучалась урановая мишень. Результаты показали, что новый метод пригоден для синтеза тяжёлых Т. э.

Т. э. испытывают все виды радиоактивного распада. Однако электронный захват и В-распад - процессы относительно медленные, и их роль становится небольшой при распаде ядер с Z> 100, имеющих короткие времена жизни относительно а-распада и спонтанного деления. По мере утяжеления элемента конкуренция между спонтанным делением и В-распадом становится всё более заметной. Нестабильность относительно спонтанного деления, очевидно, определяет границу периодической системы элементов. Если период полураспада для спонтанного деления 92U~1016 лет, для 94Рu - 1010 лет, то для 100Рm он измеряется часами, для 104-го элемента - секундами (см. Курчатовий), для 106-го элемента - несколькими мсек. О химических свойствах Т. э. (до Z = 104 ) и строении их электронных оболочек см. в ст. Актиноиды.

Теоретич. рассмотрение показывает, что возможно существование очень тяжёлых ядер, имеющих повышенную стабильность относительно спонтанного деления и а-распада. " Остров стабильности" должен располагаться вблизи магического ядра, у к-рого число протонов 114, а число нейтронов 184. Если гипотетич. область стабильности окажется реальной, то границы периодич. системы элементов существенно расширятся. Ведутся поиски экспериментальных путей для проникновения в эту область элементов. Получить 114 протонов в новом ядре сравнительно легко, а 184 нейтрона - трудно. Причём отступление от магического числа 184 даже на несколько единиц резко понижает устойчивость ядра к спонтанному делению.

Расчёты барьеров деления и времён жизни сверхтяжёлых элементов привели к выводу, что нек-рые сверхтяжёлые элементы могут иметь период полураспада ок. 108 лет и их микроколичества могли сохраниться на Земле до нашего времени. В 1968 под рук. Флёрова начаты поиски сверхтяжёлых элементов в природе. Исследуются земные минералы, продукты извержения вулканов, геотермальные воды, а также объекты, способные к аккумуляции тяжёлой компоненты космических лучей (железо-марганцевые конкреции со дна океанов, илы донных отложений озёр и морей, метеориты, породы лунного регалита ). Изучают образцы, в к-рых, согласно теоретич. представлениям, могут содержаться химич. элементы с Z > 108. Одновременно ведутся исследования с помощью ускорителей многозарядных ионов.

Лит.: Флёров Г. Н., 3вара И., Химические элементы второй сотни. Сообщения ОИЯИ Д7-6013, [Дубна, 1971]; Флёров Г. Н., Поиск и синтез трансурановых элементов, в кн.: Peaceful uses or atomic energy, N. Y.- Vienna, v. 7, 1972, p. 471; Радиоактивные элементы Ро - (Ns) -.... под ред. И. В. Петрянова-Соколова, М., 1974.

Г. Н. Флёров, В. А. Друин.

ТРАНСФЕРАЗЫ (от лат. transfero - переношу ), класс ферментов, катализирующих в живых клетках перенос различных групп от одного соединения (донор группы ) к другому (акцептор группы ). Т. широко распространены в растительных и животных тканях, а также в микроорганизмах. Играют ведущую роль в промежуточном обмене веществ, участвуя в превращениях углеводов, аминокислот, нуклеиновых кислот, ли-пидов и других биологически важных соединений.

Класс Т. включает более 450 ферментов, разделённых по хим. природе переносимых групп на подклассы: Т., катализирующие перенос одноуглеродных групп (метилтрансферазы ); Т., переносящие остатки Сахаров (гликозилтрансферазы ); Т., переносящие группы, содержащие азот (напр., аминотрансферазы, см. Переаминирование); Т., переносящие фосфатные группы (фосфотрансферазы, см. Киназы, Трансфосфорилирование), и т. д. Т. различных подклассов имеют различные коферменты (см., напр., Пиридоксалевые ферменты).

Механизм каталитич. действия исследованных Т. включает образование промежуточного продукта фермента с транспортируемой группой: напр., при переносе ацетильного радикала (СН3СО- ) на первой стадии реакции образуется ацетилированный фермент, а затем происходит перенос группы на акцептор и освобождение фермента. Систематич. названия Т. формируются по схеме: " донор: акцептор- группа - трансфераза" [напр., фермент, катализирующий перенос фосфатной группы от аденозинтрифосфорной к-ты (АТФ ) на креатин, наз. АТФ: креатин- фосфотрансфераза]. Ряд Т. получен в кристаллич. виде.

Лит.: Номенклатура ферментов, [пер. с англ.], М., 1966; Кретович В. Л., Введение в энзимологию, 2 изд., М., 1974.

В. В. Зуевский.

ТРАНСФЕРКАР (англ. transfercar, от лат. transfero - переношу, перемещаю и англ. саr - вагон, тележка), саморазгружающийся электромоторный полувагон. Применяется гл. обр. на металлургич. з-дах для транспортировки руды или кокса со складов в скиповые ямы доменных печей. Т. имеет обычно 2 двухосные тележки, на к-рых расположен открытый сверху кузов, разделённый поперечной перегородкой на два бункера с наклонным полом и механич. устройствами для разгрузки.

ТРАНСФЕРРИНЫ, сидерофилины, группа родственных сложных белков (гликопротеидов), переносящих ионы железа (Fe3+) в организме. Содержание углеводного компонента ок. 5, 5%. Мол. масса ок. 80 000. Обнаружены в плазме крови, молоке и яичном белке (кональбумин ). Осн. функция Т. плазмы крови заключается в транспорте железа (1 молекула Т. связывает 2 атома 3-валентного железа ) в ретикулоциты, где осуществляется синтез гемоглобина, а также в поддержании на определённом уровне соотношения Fe2+/Fe3+. При электрофорезе белков плазмы Т. обнаруживаются во фракции В-глобулинов (см. Кровь). Т. встречаются в различных генетически зависимых формах, сходных по своим физич. и химич. свойствам. Дефицит Т. в организме приводит к ряду патологич. состояний, обусловленных нарушением обмена железа.

Лит.: Гликопротеины, пер. с англ., т. 2, М., 1969.

ТРАНСФЕРТ (франц. transfert, от лат. transfero - переношу, перемещаю ), 1 ) перевод иностр. валюты или золота из одной страны в другую. 2 ) Передача права владения именными ценными бумагами одним лицом другому, осуществляемая, как правило, при помощи передаточной надписи (индоссамента).

ТРАНСФИНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ, способ математич. доказательств, обобщающий обычный принцип математической индукции. См. Трансфинитные числа.

ТРАНСФИНТНЫЕ ЧИСЛА (от транс... и лат. finitus - ограниченный ), обобщённые порядковые числа. Определение Т. ч. опирается на понятие вполне упорядоченного множества (см. Упорядоченные и частично упорядоченные множества). Каждое конечное множество можно сделать вполне упорядоченным, выписав все его элементы в определённом порядке. Простейшим примером бесконечного вполне упорядоченного множества является множество всех натуральных чисел, расположенных в порядке возрастания; то же множество, расположенное в порядке убывания (так что большее считается предшествующим меньшему ), уже не будет вполне упорядоченным, т. к. ни одно его бесконечное подмножество не имеет первого элемента. Два упорядоченных множества X и Y наз. подобными или имеющими один и тот же порядковый тип, если между их элементами можно установить взаимно однозначное соответствие, сохраняющее порядок элементов (т. е. такое, что для любых двух элементов х', х" множества X и соответствующих им элементов у', у" множества У из x '< x " следует у' < у" и обратно ). Все конечные вполне упорядоченные множества, содержащие одинаковое число элементов, подобны между собой. Поэтому порядковые типы конечных вполне упорядоченных множеств можно отождествить с натуральными числами, к-рые появляются, т. о., как порядковые числа (тогда как, характеризуя количество элементов множества, те же натуральные числа выступают в другом своём аспекте - количественных чисел ).

Трансфинитными числами наз. порядковые типы бесконечных вполне упорядоченных множеств. Тем самым понятие Т. ч. представляет собой распространение понятия порядкового числа на бесконечные множества. Аналогичное обобщение понятия количественного числа приводит к понятию м о щ нос ти множества. Так как неравномощные множества нельзя поставить во взаимно однозначное соответствие, то вполне упорядоченным множествам различной мощности соответствуют различные Т. ч. Однако обратное (в отличие от случая конечных множеств ) неверно: бесконечные вполне упорядоченные множества могут быть равномощными, не будучи подобными и тем самым определяя различные Т. ч.

Для Т. ч. можно ввести понятия " больше" и " меньше". Именно, Т. ч. а, по определению, меньше Т. ч. Р (а< В ), если какое-либо (а значит, и любое ) вполне упорядоченное множество типа ос подобно нек-рому отрезку какого-нибудь (а следовательно, и любого ) множества типа р (отрезком вполне упорядоченного множества, отсечённым элементом х, наз. подмножество его элементов, предшествующих х). При этом доказывается, что для любых двух Т. ч. а и В всегда осуществляется один и только один из трёх случаев: либо а< В, либо а = В, либо а> В.

В применении Т. ч. к различным вопросам математики важную роль играет принцип трансфинитной индукции, обобщающий обычный принцип математической индукции на произвольные вполне упорядоченные множества: если нек-рое предложение верно для первого элемента вполне упорядоченного множества X и если из того, что оно верно для всех элементов множества X, предшествующих данному элементу л: из множества X, следует его справедливость и для элемента x, то это предложение верно для каждого элемента множества X.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.