Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тактильная чувствительность 111 страница






Кон. 1510-х-1530-е гг.- новый период в творчестве Т., во многом связанный с обществ. подъёмом в Венеции, превращающейся в 1520-30-е гг. в один из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феод. реакции. В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики (" Вознесение Марии", ок. 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремит. движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен (" Празднество Венеры", 1518, Прадо, Мадрид; " Вакх и Ариадна", 1523, Нац. гал., Лондон; " Положение во гроб", 1520-е гг., Лувр, Париж). Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религ. и мифологич. темы архитектурные фоны и бытовые детали (" Введение во храм", 1534- 1538, Гал. Академии, Венеция; " Мадонна семьи Пезаро", 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция; " Венера Урбинская", 1538, Гал. Уффици, Флоренция).

Кон. 1530-х - 1540-е гг.- время расцвета портретного иск-ва Т. С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т. д. Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображённых, драматизм ситуации. С редким иск-вом Т. находил для каждого портрета наилучшее композиц. решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. С 1530-х гг. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористич. решение. Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Этот развитый колоризм Т. в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов. Колористич. строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека. Доминирующий цвет повторялся в перекликающихся с ним оттенках тела, фона, предметов обстановки. Среди лучших портретов Т.- " Ипполито Медичи" (1532-33), т. н. " Ла белла" (ок. 1536), " Пьетро Аретино" (1545)-все в Гал. Палатина, Флоренция, " Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе" (1545-46, Нац. музей и гал. Каподимонте, Неаполь), " Карл V" (1548, Ст. пинакотека, Мюнхен), " Карл V в сражении при Мюльберге" (1548, Прадо, Мадрид) и др.

С сер. 16 в. начался поздний период творчества Т. В эти годы художник достиг не только вершин живописного мастерства, но и величайших глубин в истолковании мифологич. и религ. тем. Работая последние десятилетия жизни в обстановке усиливающегося политич. кризиса в Италии, Т. нашёл в себе силы противостоять нараставшей волне клерикализма, отстаивая гуманистич. идеалы Возрождения. Драматич. начало, усилившееся в ряде поздних произведений художника, явилось откликом на острые конфликты совр. действительности. Жизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой мн. работ Т., отличающихся богатством колористич. и ком-позиц. решений (" Даная", ок. 1554, Пра-до, Мадрид, и Эрмитаж, Ленинград; " Венера и Адонис", 1554, Прадо, Мадрид; " Воспитание амура", ок. 1565, Гал. Бор-гезе, Рим; " Венера перед зеркалом", 1550-е гг., Нац. гал. иск-ва, Вашингтон; " Похищение Европы", ок. 1559, Музей Гарднер, Бостон) и др.

Написанные в поздний период творчества картины Т. на религ. темы выражают сокровенные мысли художника о человеке, жизни, трагич. жизненных коллизиях. Действующим лицам этих картин, исполненных глубокого трагизма, присущи цельные характеры, стоическое мужество, непоколебимая воля к жизни (" Св. Иероним", ок. 1552, Лувр, Париж; " Положение во гроб", 1559, Прадо, Мадрид; " Кающаяся Мария Магдалина", 1560-е гг., Эрмитаж, Ленинград; " Св. Себастьян", Эрмитаж, Ленинград; " Коронование терновым венцом", Ст. пинакотека, Мюнхен; " Оплакивание Христа", 1573-76, Гал. Академии, Венеция, и др.).

Отличит. свойство поздних работ Т.- их тончайший красочный хроматизм. Мастер строит колористич. гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. Поздние картины Т. переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Манера письма художника обретает исключит. свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки. К концу жизни Т. выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творч. процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма. Изобретённая Т. свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи. Работы Т. тщательно изучали художники различных стран и эпох - Веронезе, Тинторетто, Эль Греко, Н. Пуссен, П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Э. Делакруа, Э. Мане, В. И. Суриков и др.

Т. выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. Фигуры и пейзажи изображены на них с помощью беглых, уверенных линий и мягких светотеневых контрастов.

Илл. см. на вклейках-к стр. 48 и табл. I (стр. 32-33), а также т. 4, вклейка к стр. 512, т. 9, табл. XVII (стр. 192-193), т. 11, стр. 35 и вклейка к стр. 32, т. 20, стр. 383, т. 22, табл. IX (стр. 128-129).

Лит.: Гурвич Н. А., Тициан, Л., 1940; Тициано Вечеллио. [Сост. и вступ. ст. Т. Фомичевой], М., 1960; Смирнова И. А., Тициан и венецианский портрет XVI века, М., 1964; Лазарев В. Н., Поздний Тициан, в его кн.: Старые итальянские мастера, М., 1972, с. 403-45; Waldmann E., Tizian, В., 1922; Gronau G., Tizian, В., 1930; Hetzer Тh., Tizian. Geschichte seiner Farbe, Fr./M., [1935]; Tietze H., Titian. The paintings and drawings, L., 1950; Pallucchini R., Tiziano, v. 1-2, Bologna, 1953-54 (нов. изд.-Firenze, 1969); Wetheу H. E., Paintings of Titian, v. 1-2, L., 1969-71; Panofsky E., Problems in Titian, mostly iconographic, L., 1970.

В. Н. Лазарев.

ТИЦИУС (Titius) Иоганн Даниель (2.1.1729, Кониц, Вост. Пруссия, - 16.12. 1796, Виттенберг), немецкий физик и математик. Работал в Лейпцигском (1752-56) и Виттенбергском (с 1756) ун-тах. Установил (1766) эмпирич. правило, по к-рому можно найти расстояние планет от Солнца (см. Тициуса-Боде правило).

Лит.: Кларк А., Общедоступная история астрономии в XIX столетии, пер. с англ., Од., 1913.

ТИЦИУСА-БОДЕ ПРАВИЛО, эмпирическое правило (иногда неправильно называемое законом), устанавливающее зависимость между расстояниями планет от Солнца. Правило было предложено И. Д. Тициусом в 1766 и получило всеобщую известность благодаря работам И. Э. Боде в 1772. По Т.-Б. п., выраженные в астрономич. единицах расстояния Меркурия, Венеры, Земли, Марса, средней части кольца малых планет, Юпитера, Сатурна, Урана и Плутона от Солнца (Нептун выпадает из этой зависимости) получаются след. образом. К каждому числу последовательности 0, 3, 6, 12, 24, 48, 96, 192, 384, образующей, начиная с 3, геометрич. прогрессию, прибавляется число 4, а затем все числа делятся на 10. Полученная новая последовательность чисел: 0, 4; 0, 7; 1, 0; 1, 6; 2, 8; 5, 2; 10, 0; 19, 6; 38, 8 с точностью ок. 3% представляет расстояния от Солнца в астрономич. единицах перечисленных тел Солнечной системы. Удовлетворительного теоретического объяснения этой эмпирической зависимости не имеется.

ТИЧИНО (Ticino), река в Швейцарии и Италии, лев. приток р. По. Дл. 248 км, пл. басс. 7, 2 тыс. км2. Берёт начало в Лепонтинских Альпах, течёт преим. в горах; пересекает оз. Лаго-Маджоре; нижнее течение на Паданской равнине. Питание снеговое и дождевое. Весеннее половодье, летом и осенью - отд. дождевые паводки. Ср. расход воды близ устья 319 м3 /сек, максимальный - до 6000 м3/сек. Судоходна ниже оз. Лаго-Маджоре (частично по искусственному каналу). Связана каналом с г. Милан. В басс. Т.- ГЭС, на Т.- гг. Беллинцо-на (Швейцария), Павия (Италия).

ТИШБЕЙН (Tischbein), семья немецких художников, работавших в 18-19 вв. Август (Иоганн Фридрих Август) Т. (9.3.1750, Маастрихт, Голландия, - 21.6.1812, Гейдельберг), живописец-портретист, представитель классицизма. Учился у своего дяди, Иоганна Генриха Т. Работал во мн. городах Германии, во Франции (1772-77), Голландии, Италии (1777-80). В 1806-08 посетил Петербург, где исполнил ряд придворных портретов. Лучшие произв. Т. отличаются строгостью композиции и вместе с тем (под влиянием сентиментализма) интимностью образов и мягкостью цветовой гаммы (автопортрет, 1782, Рейкс-мюсеум, Амстердам). Вильгельм (Иоганн Генрих Вильгельм) Т. (15.2. 1751, Хайна, Гессен, -26.6.1829, Эйтин, Шлезвиг-Гольштейн), прозванный за дружбу с И. В. Гёте " Гёте-Тишбейн ", двоюродный брат Августа. Учился также у Иоганна Генриха Т. Жил и работал в Италии (1779-99), Касселе (1799- 1800) и Гамбурге (1801-08). Первоначально классицист, на рубеже 18-19 вв. Вильгельм Т. сблизился с романтиками, восприняв от них идею нац. возрождения Германии. Писал историч. полотна (" Конрадин Швабский перед казнью", 1784, Музей замка, Гота), портреты, идиллич. пейзажи.

Соч. Вильгельма Т.: Aus meinem Leben, Bd 1 - 2, Braunschweig, 1861 (neue Aufl., В., 1956).

Лит.: Sorrensen W., Johann Heinrich Wilhelm Tischbein. Sein Leben und seine Kunst, Stuttg., 1910; Stо11 A., Der Maler Joh. Friedrich August Tischbein und seine Familie, Stuttg., 1923.

ТИЩЕНКО Борис Иванович (р. 23.3. 1939, Ленинград), советский композитор. Окончил Ленингр. консерваторию (1962) по классу композиции у Д. Д. Шостаковича, у него же аспирантуру (1965). Т.- автор 4 симфоний (1961-74) и Sinfonia Robusta (1970), балетов " Двенадцать" по А. А. Блоку (1964, Ленингр. театр оперы и балета), " Ярославна" по " Слову о полку Игореве" (1974, Ленингр. Малый театр оперы и балета), триады муз. спектаклей на сюжеты К. И. Чуковского: балета " Муха-цокотуха", оперы " Краденое солнце", оперетты " Тараканище" (1968). Т. принадлежат " Реквием" (слова А. А. Ахматовой, 1966), концерты для инструментов с оркестром, в т. ч. для фп. (1962), для скрипки (1958), 2 для виолончели (1963, 1969), для флейты и фп. (1972), мн. камерно-инструм., камерно-вокальных сочинений, музыка к драматич. спектаклям и кинофильмам. Т. тяготеет к произв. крупных форм, к воплощению сложных идейно-образных концепций. В ряде сочинений Т. продолжена эпич. традиция рус. музыки.

М. Г. Бялик.

ТИЩЕНКО Вячеслав Евгеньевич [7(19).8.1861, Петербург, -25.2.1941, Ленинград], советский химик, акад. АН СССР (1935; чл.-корр. 1928). По окончании (1884) Петерб. ун-та там же был ассистентом Д. И. Менделеева; с 1891 читал курсы по различным разделам технич. и аналитич. химии в Петерб. (затем Ленингр.) ун-те; с 1934 директорНИИ при ЛГУ. Осн. Труды посвящены исследованию состава скипидаров, живицы, кубовой смолы, пихтового бальзама, белого ацетонового масла; предложил пром. способ синтеза камфоры из скипидара. Разработал (кон. 1890-х гг.) рецептуру нового стекла для химико-лабораторной посуды, сохранившую своё значение до настоящего времени; предложил новый тип склянок для промывания и осушки газов (" склянки Тищенко"). Открыл Тищенко реакцию (в докторской диссертации " О действии алкоголятов алюминия на альдегиды", которую защитил в 1906). Под его рук. в 1914-18 были разработаны технология получения иода из морских водорослей и способы получения ряда химически чистых реактивов; совместно с сотрудниками предложил метод изготовления краски для фарфора (" жидкое золото") и др. веществ. Гос. пр. СССР (1941).

Соч.: Сборник избранных трудов, Л., 1934.

Лит.: Окатов А. П., Памяти В. Е. Тищенко, " Журнал общей химии", 1948, т. 18, в. 1 (имеется список трудов Т.),

ТИЩЕНКО РЕАКЦИЯ, диспропорционирование альдегидов с образованием сложных эфиров под действием алкоголя-тов алюминия:
[ris]

Т. р. используется для пром. и лабораторного синтеза сложных эфиров; открыта В. Е. Тищенко в 1906.

ТКАНЕВАЯ ЖИДКОСТЬ, жидкость, содержащаяся в межклеточных и околоклеточных пространствах тканей и органов животных и человека. Т. ж. соприкасается со всеми тканевыми элементами и является наряду с кровью и лимфой внутренней средой организма.
[ris]

Из Т. ж. клетки поглощают необходимые питат. вещества и выводят в неё продукты обмена. Химич. состав, физич. и биологич. свойства Т. ж. специфичны для отд. органов и соответствуют их морфологич. и функциональным особенностям. Т. ж. близка к плазме крови, но содержит меньше белка (ок. 1, 5 г на 100 мл), другое кол-во электролитов, ферментов, продуктов обмена (метаболитов). Состав и свойства Т. ж. отличаются определ. постоянством (см. Гомеостаз), что предохраняет клетки органов и тканей от воздействий, связанных с изменениями состава крови. Проникновение в Т. ж. из крови веществ, необходимых для питания тканей, и удаление из неё метаболитов осуществляются через гисто-гематические барьеры. Оттекая от органов в лим-фатич. сосуды, Т. ж. превращается в лимфу. Объём Т. ж. у кролика равен 23-25% массы тела, у человека - 23-29% (в среднем 26, 5%). К Т. ж. мн. авторы относят спинномозговую жидкость, жидкость передней камеры глаза, сердечной сумки, плевральной полости и др.

ТКАНЕВАЯ НЕСОВМЕСТИМОСТЬ, гистонесовместимость, невозможность совместного существования клеток и тканей, принадлежащих генетически различным особям и различающихся антигенами. Благодаря существующему в природе генетич. разнообразию клетки и ткани любых двух особей различаются по множеству антигенов тканевой совместимости (наз. также антигенами гисто-совместимости, трансплантационными антигенами, изо- или аллоантигенами). В эволюционном ряду Т. н., основанная на иммунология, реакциях, встречается впервые у низших позвоночных- миног и миксин. [В примитивной форме в виде разнообразных биохимия, реакций, направленных на поддержание постоянства внутр. среды (гомеостаза), " несовместимость" генетически разнородных организмов наблюдается даже у одноклеточных.] Все позвоночные животные имеют развитую систему иммунология, распознавания и устранения чужеродных антигенов. При пересадке органа или ткани (трансплантации) через короткий срок после приживления происходит отторжение трансплантата, повреждаемого лимфоцитами и цитотоксич. антителами организма-хозяина (реципиента). Если иммунная система реципиента повреждена специальными препаратами - иммуно-депрессантами, то лимфоциты донора, содержащиеся в трансплантате (напр., в пересаживаемом костном мозге), атакуют и повреждают ткани хозяина. Явление Т. н. можно наблюдать в условиях эксперимента вне организма, напр. лимфоциты, полученные от разных людей, при совместном культивировании взаимно активируют друг друга к превращению в лимфобласты и к делению.

У человека судьба трансплантата определяется различиями по З осн. системам аллоантигенов: антигенам групп крови АВО, групповым антигенам Р и лейкоцитарным антигенам HL-A (первые буквы англ. human leucocyte antigen - лейкоцитарные антигены человека). Чем меньше антигенные различия между донором и реципиентом по этим системам, тем легче добиться длит. приживления трансплантата и иммунологич. толерантности. Наибольшие трудности подбора совместимых органов и тканей связаны с системой HL-A, включающей не менее 60 разных аллоантигенов. Аллоантигены HL-A представляют собой гликопротеиды (мол. масса св. 200 000), встроенные в мембраны всех клеток организма и находящиеся в растворённом виде в плазме крови. Молекула аллоантигена образована 2 полипептидными цепями, к-рые связаны с углеводной частью; аллоантигены различаются только аминокислотной последовательностью длинной полипеп-тидной цепи (мол. масса ок. 30 000). Короткая полипептидная цепь (мол. масса ок. 10 000), сходная у разных аллоантигенов, представляет собой молекулу [ris] -микроглобулина, к-рый встречается в плазме и в свободном виде (аминокислотная последовательность [ris] -микроглобулина повторяет последовательности постоянных участков лёгкой и тяжёлой цепей иммуноглобулинов). Многокомпо-нентность системы HL-A приводит к тому, что даже прямые родственники (кроме однояйцевых близнецов) могут различаться по набору аллоантигенов. Уже известно св. 9 тыс. различных таких наборов. Биологич. значение различий по системам гистосовместимости ещё полностью не выяснено.

Полагают, что столь сложная система поверхностных клеточных антигенов в сочетании с чрезвычайно чувствительной реакцией иммунной системы на чужеродные аллоантигены служит механизмом устранения злокачественных клеток собственного организма, появляющихся в результате мутации. По мнению австрал. иммунолога Ф. Бёрнета, не будь этого механизма защиты, рак превратился бы в инфекционное заболевание, передающееся от человека к человеку. Аллоантигенные различия между супругами, между сперматозоидом и яйцеклеткой, между плодом и материнским организмом могут быть важным фактором естественного отбора. Слияние сперматозоида с яйцеклеткой происходит, по-видимому, не случайно, а яйцеклетка " выбирает" более " совместимый" сперматозоид, что создаёт селективные преимущества для определённых наборов HL-A. Во время беременности иммунная система матери отвечает образованием антител на аллоантигены плода, унаследованные от отца; в плаценте же имеет место нечто подобное слабой реакции трансплантата против хозяина, что, однако, как правило, не приводит к аборту. Установлено также, что ряд заболеваний, в патогенезе к-рых имеет значение наследственность (лейкозы, лимфогранулематоз, красная волчанка, псориаз и аллергич. заболевания), значительно чаще встречаются у лиц с определёнными наборами HL-A. Образование аллоантигенов HL-A кодируется аллелями трёх локусов, расположенных в 6-й хромосоме.

Лабораторное определение аллоантигенов системы HL-A (типирование тканей) осуществляется при помощи наборов моноспецифических, соответств. образом очищенных аллоиммунных сывороток. Их готовят из сывороток крови много рожавших женщин, больных, к-рым часто переливали кровь, или добровольцев, которым пересаживали кожу или вводили донорские лимфоциты. Содержащиеся в типирующих сыворотках антитела к HL-A дают серологич. реакции с типируемыми лимфоцитами, что позволяет судить о наличии или отсутствии на их поверхности соответствующих аллоантигенов.

Совместимы только генетически однородные ткани, напр. ткани однояйцевых близнецов. Чтобы сделать совместимыми ткани генетически различающихся особей, нужно каким-то образом вмешаться в выражение генов гистосовместимости, вызвать подавление (репрессию) одних генов и компенсировать деятельность недостающих генов, а это остаётся пока невыполнимой задачей. При разведении лабораторных животных путём близкородственного скрещивания (брат - сестра, дети - родители) сравнительно легкоможно вывести линии генетически сходных, а потому и совместимых особей. В трансплантационной иммунологии преодоление Т. н. достигается подавлением иммунного ответа реципиента и созданием иммунологич. толерантности. Это не устраняет несовместимости как таковой, но обеспечивает сосуществование генетически разнородных тканей. Особые надежды возлагаются на создание иммунологич. толерантности путём введения реципиенту небольших доз очищенных антигенов гистосовместимости в сочетании с иммунодепрессантами. У человека и ряда лабораторных животных (мыши ) существует генетич., структурная и функциональная взаимосвязь между Т. н. и способностью к иммунологич. ответу. См. также Иммуногенетика, Иммунология.

Лит.: Брондз Б. Д., Иммунологическое распознавание и реакции клеточного иммунитета in vitro, " Успехи современной биологии", 1972, т. 73, № 1; Введение в иммуногенетику, пер. с англ., М., 1975; Вatсhe1оr J. R., Brent L., Histocompatibility in transplantation immunity, в кн.: Immunogenicity, Amst.- L., 1972; Nathanson S. G., Histocompatibility antigens, в кн.: Transplantation, Phil., 1972; Immunological aspects of transplantation surgery, Lancaster, 1973; Immunological approaches to fertility control, [Stockh.], 1974. А. Н. Мац.

ТКАНЕВАЯ ТЕРАПИЯ, метод лечения введением (вшивание или впрыскивание ) под кожу или под конъюнктиву глаза консервированных тканей животных или растений (кожи, роговицы, листьев алоэ и др. ) и препаратов из них. Предложен в 30-х гг. 20 в. В. П. Филатовым. Согласно его концепции в сохраняемой на холоде (или консервируемой иным способом ) ткани в процессе её адаптации к неблагоприятным условиям среды накапливаются вещества с высокой биол. активностью - биогенные стимуляторы, к-рые и определяют лечебный эффект Т. т. Как и протеинотерапия, Т. т. относится к неспецифич. методам лечения. Активируя иммунные и регенераторные функции организма, она нередко оказывается эффективной при вяло протекающих патологич. процессах различной природы - воспалит., дегенеративных, атрофич. и др. В совр. медицине Т. т. находит применение гл. обр. при нек-рых глазных и кожных болезнях.

В ветеринарии Т. т. применяется с леч. целью, а также для повышения продуктивности с.-х. животных: при длительно незаживающих ранах, язвах, нек-рых болезнях кожи, лёгких и др.; в качестве стимуляторов при откорме молодняка кр. рог. скота и свиней, для повышения молочной продуктивности коров и шёрстной продуктивности овец.

Лит.: Филатов В. П., Оптическая пересадка роговицы и тканевая терапия, М., 1945; КалашникИ. А., Тканевая терапия в ветеринарии, М., 1960.

ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИЕ, клеточное дыхание, совокупность ферментативных процессов, протекающих при участии кислорода воздуха в клетках органов и тканей, в результате чего продукты расщепления углеводов, жиров, белков окисляются до углекислого газа и воды, а значит. часть освобождающейся энергии запасается в форме богатых энергией, или макроэргических соединений. Т. д. отличают от внешнего дыхания - совокупности физиол. процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и выведение из него углекислого газа. Мн. ферменты, катализирующие эти реакции, находятся в особых клеточных органоидах - митохондриях.

На все проявления жизни - рост, движение, раздражимость, самовоспроизведение и др.- организм расходует энергию. Формой энергии, пригодной для использования клетками, является энергия химических связей (гл. обр. фосфатных ) в макроэргических соединениях - аденозинтрифосфорной кислоте (АТФ ) и др. Для синтеза АТФ необходим приток энергии извне. По способам извлечения энергии существует принципиальное различие между автотрофными организмами и гетеротрофными организмами. Клетки зелёных растений - наиболее типичных автотрофов - в процессе фотосинтеза используют энергию солнечного света для синтеза АТФ и глюкозы. (Образование из глюкозы более сложных молекул происходит в клетках растений также в процессе Т. д. ) В клетках гетеротрофов-животных и человека - единств. источником энергии является энергия химич. связей молекул пищевых веществ. Молекулы различных соединений, выполняющие роль биологич. " топлива" (глюкоза, жирные к-ты, нек-рые аминокислоты ), образовавшись в клетках животного организма или поступив в кровь из пишеварит. тракта, претерпевают ряд последоват. химич. превращений. В процессе Т. д. можно наметить три осн. стадии: 1 ) окислит. образование ацетилкофермента А (активная форма уксусной к-ты ) из пировиноградной к-ты (промежуточный продукт расщепления глюкозы ), жирных к-т и аминокислот; 2 ) разрушение ацетильных остатков в трикарбоновых кислот цикле с освобождением 2 молекул углекислого газа и 4 пар атомов водорода, частично акцептируемых коферментами никотин-амидадениндинуклеотидом и флавин-адениндинуклеотидом и частично переходящих в раствор в виде протонов; 3 ) перенос электронов и протонов к молекулярному кислороду (образование Н2О ) - процесс, катализируемый набором дыхательных ферментов и сопряжённый с образованием АТФ (т. н. окислительное фосфорилирование). Первые две стадии подготавливают третью, в ходе которой в результате последовательных окислительно-восстановительных peaкций происходит освобождение основной части энергии, вырабатываемой в клетке. При этом около 50% энергии в результате окислительного фосфорилирования запасается в форме богатых энергией связей АТФ, а остальная часть её выделяется в виде тепла.

Т. д. обеспечивает образование и постоянное пополнение АТФ в клетках. В случае недостатка в снабжении клеток животных и человека кислородом запасы АТФ не исчерпываются сразу. Их пополнение может происходить в результате включения дополнит. механизмов - систем анаэробного (без участия кислорода) распада углеводов - гликолиза и глико-генолиза. Однако этот путь энергетически во много раз менее эффективен и не может обеспечить функции и целостность структуры органов и тканей. Биол. роль Т. д. не исчерпывается существенным вкладом в энергетич. обмен организма. На различных его этапах образуются молекулы органич. соединений, используемых клетками в качестве промежуточных продуктов для различных биосинтезов. См. также Аденозинфосфорные кислоты, Биоэнергетика, Обмен веществ, Окисление биологическое.

Лит.: Северин С. Е., Биологическое окисление и окислительное фосфорилирование, в кн.: Химические основы процессов жизнедеятельности, М., 1962; Ленинджер А., Превращение энергии в клетке, вкн.: Живая клетка, пер. с англ., 2 изд., М., 1962) его же, Биохимия, пер. с англ., М., 1974; Скулачев В. П., Аккумуляция энергии в клетке, М., 1969; Вилли К., Детье В., Биология. (Биологические процессы и законы), пер. с англ., М., 1974. В. Г. Иванова.

ТКАНЕПЕЧАТАЮЩАЯ МАШИНА, предназначается для узорчатой расцветки тканей (см. Печатание тканей). Различают цилиндрич. Т. м. с медными гравированными печатными валами и машины для печатания сетчатыми шаблонами. Наиболее распространены цилиндрич. Т. м. Осн. рабочие органы этих машин - свободно вращающийся чугунный пустотелый цилиндр (грузовик ), на к-рый накладывается ткань при печатании, и один или неск. (для многокрасочной печати) печатных валов, располагаемых вокруг грузовика. Поверхность грузовика имеет эластичное, упругое покрытие (т. н. печатный стол), состоящее из 10-16 слоев спец. ткани и слоя кирзы, к-рая предохраняется чехлом от закрашивания. Краска на печатный вал наносится с помощью вращающейся щётки или валика, избыток её счищается стальной пластиной - раклей. В процессе работы печатные валы прижимаются к непрерывно движущемуся полотну ткани; скорость движения ткани достигает 150 м/мин. Принцип работы Т. м. с сетчатыми шаблонами основан на протирании или продавливании краски с помощью ракли через шаблон - тонкую сетку (плоскую или в виде цилиндра). Сетка покрыта лаковой плёнкой в местах, которые должны быть непроницаемы для краски (в соответствии с рисунком). Скорость движения ткани на машинах с плоскими шаблонами 3, 5-20 м/мин, с цилиндрич. -45- 70 м/мин (иногда до 100 м/мин).
[ris]

Лит.: Бельдов В. М., Технологическое оборудование отделочных фабрик текстильной промышленности, Л., 1974.

М. Н. Кириллова.

ТКАНИ (биол.), системы клеток, сходных по происхождению, строению и функциям. В состав Т. входят также межклеточные вещества и структуры - продукты клеточной жизнедеятельности.

Т. животных. Выделяют 4 типа Т., соответствующие осн. соматич. функциям организма. Пограничная Т., или эпителий, образует покровы тела и оболочки внутр. органов. Производные её выполняют секреторную функцию, составляя, напр., осн. массу печени, поджелудочной железы. Соединительная ткань, в т. ч. и Т. внутренней среды, осуществляет трофич. и защитную функции организма. Производные соединит. Т.- хрящ и кость - несут у позвоночных животных опорную функцию, образуя скелет. Мышечная ткань выполняет двигательные функции, перемещая организм и вызывая сократительные движения его органов. Нервная ткань регулирует и координирует жизнедеятельность всех Т., воспринимает сигналы из внешней среды и определяет ответные реакции организма.

Развитие каждого типа Т.- результат определённого гистогенеза, протекающего в эмбриональном периоде. Во мн. Т. гистогенезы продолжаются и у взрослых животных, обеспечивая регенерацию, а иногда и рост Т. Специфические для каждого органа функции осуществляются обычно одной Т. или даже нек-рыми специализированными её клетками. Но в любом органе взаимодействуют различные Т., способствуя трофике и координации осн. функциональных элементов. Активность тканевых клеток зависит как от непосредственных их контактов в Т., так и от отдалённых гормональных и нервных влияний. У низших многоклеточных Т. не столь строго детерминированы, как у высших. Эволюция организмов привела к специализации клеток, взаимообусловленности их функционирования и самого существования в многотканевой системе. Однако моделируя окружение клеток, можно не только обеспечить их жизнь вне организма, но и мн. гистогенезы (см. Культуры тканей), что стало одним из осн. методов изучения тканей. Т. животных изучает гистология.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.