Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тактильная чувствительность 60 страница






Т. свойствен ряд инструментальных погрешностей, влияние к-рых уменьшают целесообразной конструкцией, тщательными изготовлением и выверкой, а также соответствующей методикой измерений.

Л и т.: ГОСТ 10529 - 70. Теодолиты. Типы. Основные параметры и технические требования; ГОСТ 20063-74. Теодолиты. Методы испытаний и проверки; Елисеев С. В., Геодезические инструменты и приборы, 3 изд., М., 1973; Д ей мл их Ф., Геодезическое инструментоведение, пер. с нем., М., 1970; Захаров А. И., Новые теодолиты и оптические дальномеры, М., 1970. Г. Г. Гордон.

ТЕОДОЛИТНАЯ СЪЁМКА, горизонтальная геодезич. съёмка местности, выполняемая для получения контурного плана местности (без высотной характеристики рельефа ) с помощью теодолита. В отличие от тахеометрической съёмки и фототеодолитной съёмки, при Т. с. высотных характеристик рельефа местности не определяют. Обычно применяется в равнинной местности, в населённых пунктах, на ж.-д. узлах, застроенных участках и пр. Включает этапы: подготовит, работы (рекогносцировка участка, обозначение и закрепление вершин теодолитного хода ), угловые и линейные измерения в теодолитном ходе, съёмка подробностей (ситуации ), привязка теодолитного хода к пунктам опорной геодезич. сети. В отличие от мензульной съёмки план по материалам Т. с. составляют в камеральных условиях. Теодолитный ход - система ломаных линий, в к-рой углы измеряются теодолитом. Стороны теодолитного хода прокладываются обычно по ровным, твёрдым и удобным для измерений местам. Длина их 50-400 м, угол наклона до 5°. Вершины углов теодолитного хода закрепляют временными и постоянными знаками. Съёмка подробностей проводится с опорных точек и линий теодолитного хода, к-рый прокладывается между опорными пунктами триангуляции, полигонометрии или образуется в виде замкнутых полигонов (многоугольников ). Качество пройденного теодолитного хода определяется путём сопоставления фактич. ошибок (невязок ) с допустимыми. Погрешность измерения углов в теодолитном ходе обычно не превышает 1; а сторон -1: 2000 доли их длины. М. Е. Певзнер.

ТЕОДОРАКИС (Theodorakes ) Микис (р. 29.7.1925, о. Хиос ), греческий композитор и обществ.-политич. деятель. Участник Движения Сопротивления, был в ссылке и в концлагере на о. Макронисос (1948-49 ). В 1950 окончил Афинскую консерваторию по классу композиции у Ф. Икономидиса. В 1953-59 в Париже совершенствовался в консерватории у О. Мессиана (муз. анализ ) и у Э. Виго (дирижирование ). С 1959 жил в Греции. Был деп. парламента от Единой демократич. партии (1964-67 ). В 1967 вскоре после воен. переворота был брошен в тюрьму; в 1968 под давлением мирового обществ, мнения выпущен на свободу. В 1969 заключён в концлагерь Оропос (под Афинами ). С 1970 работал во Франции, после июля 1974 вернулся в Грецию. Автор симф., камерных произв., песен и танцев (в т. ч. сиртаки ). Ему принадлежат: опера " Квартал ангелов"; балеты " Орфей и Эвридика", " Антигона", " Песнь о мёртвом брате", " Любовники из Теруэля" и др.; музыка к драматич. спектаклям (к трагедии " Эдип-царь" Софокла и др. ) и фильмам; вокальные сочинения, в т. ч. " Эпитафия" (памяти погибших участников антифашистской демонстрации ), вок.-симф. произв. " Греция" и " Достойность" (о борьбе греков за освобождение от фаш. оккупации ). Гастролировал в СССР.

ТЕОДОРИК, Детрших (Theodorik, Theodoricus; Detfich ) (r. рожд. неизв.-ум. ок. 1381 ), чешский живописец. Впервые упоминается в 1359. Работал при дворе имп. Карла IV, в быв. летней резиденции к-рого (замке Карлштейн, близ Праги ) сосредоточены важнейшие из приписываемых Т. произведения. Известнейшей работой Т. является ансамбль из 129 станковых композиций (с погрудными изображениями святых), заполняющих 3 стены часовни Св. креста и отличающихся остротой индивидуальных характеристик, пластичностью светотеневых решений.

Теодорик. " Св. Зигмунд". Часовня Св. креста в замке Карлштейн. Около 1367.

Илл. см. на вклейке т. 26, стр. 48-49.

Лит.: StejskalK., Spor о Theodorike, " Umeni", 1954, № 6, s. 576-96.

ТЕОДОРИХ Великий, Теодер и x (Theodoricus, Theodcrich) (ок. 454, Паннония, -26.8.526, Равенна), король остготов с 493, основатель остготского гос-ва в Италии. В 488 вторгся в Италию и после свержения и убийства Одоакра захватил власть. Выражая интересы феодализировавшейся остготской знати, сближавшейся с рим. аристократией, Т. в гос. управлении, законодательстве сохранил рим. институты. Укрепление центр, власти при Т. способствовало подъёму земледелия и торговли, науки и иск-ва.

ТЕОДОРОВИЧ Иван Адольфович [29.8 (10.9). 1875-20.9.1937], советский парт, и гос. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1895. Род. в Смоленске в дворянской семье. Окончил естеств.-ист. ф-т Моск. ун-та, участвовал в студенч. движении. С 1895 чл. моек. " Рабочего союза". В 1902 чл. Моск. к-та РСДРП. В 1905 в Женеве секретарь редакции газ. " Пролетарий". В окт. 1905-07 чл. Петерб. к-та РСДРП. Делегат 4-го (1906) и 5-го (1907 ) съездов РСДРП, на 5-м избирался чл. ЦК. В 1908 вёл работу на Урале. Неоднократно подвергался арестам, был на каторге и в ссылке. После Февр. революции 1917 - в Петрограде; делегат 7-й (Апрельской ) Всеросс. конференции (избран кандидатом в чл. ЦК ) и 6-го съезда РСДРП(б ). С авг. 1917 зам. пред. Петрогр. гор. думы. После Окт. революции 1917 в первом составе СНК - нарком по делам продовольствия; 4(17 ) нояб. 1917 подписал заявление о выходе из СНК, заняв ошибочную позицию как сторонник т. н. однородного социалистич. пр-ва с участием меньшевиков и эсеров, но до дек. 1917 продолжал исполнять свои обязанности. В 1919-20 участвовал в партиз. движении в Сибири против колчаковщины. В 1920-28 чл. коллегии Наркомзема, зам. наркома; одновременно с 1926 директор Междунар. агр. ин-та. В 1928-1930 ген. секретарь Крестьянского интернационала. В 1929-35 был редактором изд-ва Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев и журн. " Каторга и ссылка". Автор ряда работ по агр. вопросу и истории революц. движения (" Судьбы русского крестьянства", 1923; " Историческое значение партии „Народной воли" ", 1930; " 1 марта 1881 г.", 1931, и др. ). Делегат 15-го и 16-го съездов ВКП(б ). Был чл. ВЦИК.

Лит.: Герои Октября, т. 2, Л., 1967.

ТЕОДОРЯНУ (Teodoreanu) Йонел (7.1. 1897, Яссы, -3.2.1954, Бухарест), румынский писатель. По профессии адвокат. Печатался с 1919. Мир детей и подростков - гл. тема его творчества, начиная с первого сб. " Улица детства" (1923). Автор трилогии " В Меделень" (ч. 1- " Изменчивая граница", 1925; ч. 2 - " Дороги", 1925; ч. 3 - " Среди ветров", 1927). Последующие романы построены на смешении фантастики и натурализма. В них Т. пытается передать психологию юношества, первые проявления больших чувств. Из мемуарных произв. выделяется " Застолье теней" (1946).

Соч.: Opere alese, v. 1 - 4, Вис., 1968-1970; в рус. пер.- В доме у дедушки и бабушки, Бухарест, 1968.

Лит.: Ciobanu N., I. Teodoreanu, [Вис.], 1970 (лит.).

ТЕОДУЛЬФ (Theodulfe) (сер. 8 в., Испания, - 821, Анже), деятель " Каролингского возрождения". По происхождению вестгот. Приближенный к Карлу Великому, Т. ок. 798 стал епископом Орлеана и аббатом монастыря Флёри. Участвовал в создании сети школ и разработке системы преподавания, был одним из " государевых посланцев", контролировавших деятельность графов. В 817 по обвинению в подготовке заговора против Людовика Благочестивого лишён сана и сослан в монастырь. Т.- автор многих поэтич. произв., в т. ч. поэмы " Против судей" (в которой дал яркую картину нравов эпохи, показал произвол графов и их помощников), а также ряда богословских трактатов.

ТЕОКРАТИЯ (греч. theokratia, букв.-власть бога, от theos- бог и kratos -сила, власть), форма гос-ва, в к-ром как политическая, так и духовная власть сосредоточены в руках духовенства (церкви). Обычно высшая власть в теократич. гос-ве принадлежит главе господствующей церкви (он же глава гос-ва ), признаваемому " живым богом", " наместником бога на земле", " первосвященником" и т. п. (фараон, царь, император, халиф ). Практически гос. полномочия возложены на духовенство, жрецов. Законом признаются " веления бога" - Священное писание, шариат и т. п. и воля главы гос-ва и церкви. Впервые термин " Т." встречается в соч. Иосифа Флавия. Примерами Т. эпохи рабовладельч. строя были, напр., др.-вост. деспотии (Египет, Вавилон, Иудейское царство, Арабский халифат ). В ср. века теократич. власть папы римского была установлена в Папской области. Согласно политич. доктрине католицизма того времени, власть европ. монархов считалась производной от высшей власти папы римского и подчинена ей (материальным выражением этой зависимости была " церковная десятина", взимаемая в католич. странах Европы ). В новейшее время теократич. формы сохранялись лишь как пережитки прошлого в наименее развитых странах.

ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система профессиональной подготовки служителей религ. культов, специалистовтеологов, преподавателей богословия в различного типа и уровня духовных учебных заведениях. См. Религиозное обучение и образование.

ТЕОЛОГИЯ (греч. theologia, от theos -бог и logos - слово, учение ), богословие, совокупность религ. доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистич. умозрения на основе текстов, принимаемых как божеств, откровение. Одна из предпосылок Т.- концепция личного бога, сообщающего непреложнее знание о себе через своё " слово", почему Т. в строгом смысле возможна только в рамках теизма или хотя бы в русле теистич. тенденций. Вторая предпосылка Т.- наличие достаточно развитых форм идеалистич. философии; основные филос. истоки традиционной Т. христианства, иудаизма и ислама - учения Платона, Аристотеля и неоплатонизма. Хотя Т. не может обойтись без филос. понятийного аппарата (ср. неоплатонич. термин " единосущный" в христ. " символе веры" ), она по сути своей отлична от философии, в т. ч. и от религ. философии. В пределах Т. как таковой филос. мышление подчинено гетерономным основаниям: разуму отводится служебная герменевтическая (истолковательная ) роль, он принимает некритически и только разъясняет " слово божие". Т. авторитарна; в этом смысле она является отрицанием всякой автономной мысли, в т. ч. философии. В патристике складываются как бы два уровня: нижний уровень -филос. спекуляция об абсолюте как о сущности, первопричине и цели всех вещей (то, что называл Т. ещё Аристотель -синоним " первой философии ", или " метафизики" ); верхний уровень - не постигаемые разумом " истины откровения". В эпоху схоластики эти два вида Т. получили обозначение " естественной Т." и " богооткровенной Т.". Такая структура Т. наиболее характерна для традиц. католич. доктрин. Перенос акцента на мистико-аскетич. " опыт", запечатленный в " предании", определяет облик православной Т.: единое " предание" не позволяет ни честсственной Т.", ни библеистике вычлениться из своего состава. Протестантская Т. иногда тяготела к отказу от понятия " естественной Т."; в 20 в. такие тенденции стимулировались влиянием экзистенциализма, а также стремлением вывести Т. из плоскости, в к-рой возможно столкновение с результатами естественнонауч. исследований и с филос. обобщениями этих результатов. Именно по вопросу о понятии " естественной Т." резко разошлись ведущие представители диалектической теологии- К. Барт и Э. Бруннер.

Догматич. содержание Т. понимается как вечное, абсолютное, не подлежащее какому бы то ни было историч. изменению. В наиболее консервативных вариантах Т., особенно в католич. схоластике и неосхоластике, ранг вневременной истины дан не только " слову божию", но и осн. тезисам " естественной Т.": рядом с " вечным откровением" встаёт " вечная философия" (philosophia perennis ). На переходе от средневековья к новому времени оппозиц. мыслители подвергались преследованиям не только и не столько за несогласие с Библией, сколько за несогласие со схоластически истолкованным Аристотелем. Однако перед лицом смены социальных формаций и культурных эпох Т. вновь и вновь сталкивается с проблемой: как ей обращаться к меняющемуся миру, чтобы на языке неизменных догматич. формул выразить новое содержание. Консерватизм грозит полной изоляцией от обществ, развития на совр. этапе, превращением в духовное " гетто", модернизм, связанный с " обмирщением" религии - разрушением её основных устоев. В истории христианства чётко проявляется систематически возвращающаяся необходимость " осовременивания" церковной мысли и практики. Подобные тенденции есть также в истории Т. всех вероисповеданий. Совр. кризис Т. несравнимо глубже, чем какой-либо из предшествовавших кризисов; под вопрос поставлены не только тезисы Т., оспаривавшиеся вольнодумством и атеизмом былых эпох, но и казавшиеся вечными предпосылки в обществ, сознании и обществ, психологии.

Т. невозможна вне социальной организации типа христ. церкви и иудаистской или мусульманской общины, понятие " слова божия" теряет смысл вне понятия " народа божия" как адресата " слова". Это выражено в словах Августина: " я не поверил бы и евангелию, если бы меня не побуждал к тому авторитет вселенской церкви". Попытка протестантизма отделить авторитет Библии от авторитета церкви не смогла до конца лишить Т. её институционального характера как вероучения, обращённого от тех, кто " поставлен" в церкви учить членов церкви, к этим поучаемым. Связь с прагматич. нуждами церкви как организации порождает многообразие дисциплин Т. В традиции рус. православия принята такая классификация этих дисциплин: " основное" богословие излагает и защищает в апологетич. спорах с иноверными и неверующими нек-рую сумму исходных тезисов, " догматическое" - развёртывает и уточняет систему догматов, " нравственное" -даёт программу этич. поведения члена церкви, " обличительное", или " сравнительное", - доказывает преимущество православия сравнительно с др. христ. вероисповеданиями, наконец, " пасторское" - ведает практич. вопросами деятельности священника; к нему примыкают " литургика" (теория богослужения ), " гомилетика" (теория проповеди ), " каноника" (теория церк. права ).

Сущность Т. как мышления внутри церк. организации и в подчинении её авторитетам делает Т. несовместимой с принципами автономности филос. и науч. мысли. Поэтому начиная с эпохи Возрождения не только материалистическая, но и нек-рые направления идеалистич. философии формировались в более или менее антагонистич. отталкивании от Т. и создали богатую традицию её критики. Эразм Роттердамский критиковал Т. как сухую и скучную игру ума, становящуюся между человеческой личностью и евангельской " философией Христа". Бурж. прогресс стимулировал подчёркивание практич. бесполезности теологич. умозрения; этот мотив ярко представлен у Ф. Бэкона и энциклопедистов. Критика Т. обосновывалась также критикой Библии как основы Т.; классиком такой критики был уже Спиноза. Новый уровень антитеологич. мысли был достигнут Л. Фейербахом, поставившим вопрос о Т. как отчуждённой (см. Отчуждение) форме человеческого сознания и систематически истолковавшим теологич. образ бога как негативный и превращённый образ человека. Однако нарисованная Фейербахом драма передачи человеком своих полномочий богу как своему отрицанию разыгрывается вне социально-экономич. условий. Исходя из совершенно нового взгляда на социально-экономич. обусловленность религии и Т., марксизм преодолел отвлечённость фейербахианства, а с ним и непоследовательность всей предыдущей критики Т. Подытоживая наследие наиболее непримиримой критики Т. со времён Просвещения, марксистский атеизм анализирует теологич. построения как отражения исторически конкретных антагонистич. социальных отношений, подчиняющих человека нечеловеческому началу. См. также Религия и лит. при этой статье. С. С. Аверинцев.

TEОH из Смирны (Theon ), греческий математик 2 в. Автор труда " О математических знаниях, необходимых для чтения Платона", к-рый и до наших дней является источником для изучения др.греч. математики.

Соч.: Theonis smyrnaei philosophi platonici expositio rerum mathematicarum ad legendum Platonem util.um. Recensuit E. Hiller, Lipsiae, 1878.

ТЕОРБА (франц. theorbe, teorbe, от итал. tiorba), щипковый муз. инструмент, басовая разновидность лютни. Количество струн различно (в 18 в.- 12 парных и 2 одинарных). Применялась в 16-18 вв. для аккомпанемента пению и как басовая основа инструментального ансамбля.

ТЕОРЕЛЛЬ (Theorell) Аксель Хуго Теодор (р. 6.7.1903, Линчёпинг), шведский биохимик, президент Нац. АН Швеции (1967-69), чл. Нац. АН США, Лондонского королев, об-ва (1959) и др. Почётный доктор Сорбонны (1951 ). Президент Междунар. биохим. союза (1967-1973 ). Окончил Каролинский мед. ин-т в Стокгольме (1930 ) и работал там же. В 1932-36 - в Упсальском ун-те, в 1933-1935 с О. Варбургом - в Ин-те физиологии клетки в Берлине. В 1937-70 директор, проф. и зав. отделом биохимии Нобелевского медицинского ин-та (Стокгольм ). Осн. работы по химии ферментов и механизму их действия. Впервые очистил и получил в кристаллич. виде миоглобин, пероксидазу хрена, лактопероксидазу, цитохром с, алкогольдегидрогеназу, " старый жёлтый фермент" Варбурга (дегидрогеназа восстановленного никот ином идаден индинуклеот идфосфата). В 1934 впервые разделил фермент (дегидрогеназу восстановленного НАДФ ) на белок и кофермент (флавинмононуклеотид ) и вновь ассоциировал активный фермент из этих компонентов. Изучал механизм действия алкогольдегидрогеназы. Исследовал изоферменты, их образование и действие. Нобелевская пр. (1955 ). Я. А. Псрнес.

ТЕОРЕМА (греч. theorema, от theoreo-рассматриваю, исследую), предложение нек-рой дедуктивной теории (см. Дедукция), устанавливаемое при помощи доказательства. Каждая дедуктивная теория (математика, многие её разделы, логика, теоретич. механика, нек-рые разделы физики) состоит из Т., доказываемых одна за другой на основании ранее уже доказанных Т.; самые же первые предложения принимаются без доказательства и являются, т. о., логич. основой данной области дедуктивной теории; эти первые предложения называют аксиомами.

В формулировке Т. различают условие и заключение. Напр., 1) если сумма цифр числа делится на 3, то и само число делится на 3, или 2) если в треугольнике один из углов прямой, то оба других - острые; в каждом из этих примеров после слова " если" стоит условие Т., а после слова " то" - заключение. В такой форме можно высказать каждую Т. Напр., Т.: " всякий вписанный в окружность угол, опирающийся на диаметр, прямой", можно высказать так: " если вписанный в окружность угол опирается на диаметр, то он прямой".

Для каждой Т., высказанной в форме " если..., то...", можно высказать ей обратную теорему, в к-рой условие является заключением, а заключение - условием. Прямая и обратная Т. взаимно обратны. Не всякая обратная Т. оказывается верной; так, для примера 1) обратная Т. верна, а для примера 2) - очевидно неверна. Справедливость обеих взаимно обратных Т. означает, что выполнение условия любой из них не только достаточно, но и необходимо для справедливости заключения (см. Необходимые и достаточные условия).

Если заменить условие и заключение Т. их отрицаниями, то получится Т., называемая противоположной данной (см. Противоположная теорема); она равносильна обратной Т. Точно так же и Т., обратная противоположной, равносильна исходной Т. (прямой). Поэтому доказательство прямой Т. можно заменить доказательством того, что из отрицания заключения данной Т. вытекает отрицание её условия. Этот метод, называемый доказательством от противного, или приведением к абсурду, является одним из наиболее употребительных приёмов математич. доказательств.

ТЕОРЕМА СРТ (С Р Т -теорема), теорема квантовой теории поля, согласно к-рой уравнения теории инвариантны относительно СР Т -преобразования, т. е. не меняют своего вида, если одновременно провести три преобразования: зарядовое сопряжение С (замена частиц античастицами), пространственную инверсию (зеркальное отражение) Р (замена координат r на - r ) и обращение времени Т (замена времени Г на - i ). Т. СР Т была сформулирована и доказана в работах нем. физика Г. Людерса (1952-1954 ) и швейц. физика В. Паули (1955 ). Она вытекает из осн. принципов квантовой теории поля. Если в природе происходит некоторый процесс, то в силу T. СР Т с той же вероятностью в ней может происходить и процесс, в к-ром частицы заменены соответствующими античастицами, проекции их спинов имеют противоположный знак, а начальные и конечные состояния процесса поменялись местами.

Из T. СРТ, в частности, следует, что массы и времена жизни частицы и античастицы равны; электрич. заряды и магнитные моменты частицы и античастицы отличаются только знаком; взаимодействие частицы и античастицы с гравитационным полем одинаково (нет " антигравитации"); в тех случаях, когда взаимодействие частиц в конечном состоянии пренебрежимо мало, энергетич. спектры и угловые распределения продуктов распадов для частиц и античастиц одинаковы, а проекции спинов противоположны.

На опыте ни одного случая нарушения Т. СР Т не обнаружено. Точность, с к-рой проверено равенство масс частицы и античастицы для К° - и К° -мезонов составляет примерно 10~15, что на 10 порядков превышает лучшую точность, достигнутую для масс других частиц: ~ 10~5 для электрона (е~) и позитрона (е+), ~ 10~4 для мюонов ц- и n+, ~10~3 для К~-и К+ -мезонов. Равенство времён жизни частиц и античастиц проверено с точностью, не превышающей 10~3, а равенство магнитных моментов - с точностью ~ 10~6 для u-и u+ и~ 10~5 для е- и е+. Точность сравнения спектров и поляризации в распадах частиц и античастиц, по-видимому, не превышает 10~2.

До 1956 существовала уверенность, в том, что законы природы симметричны (одинаковы ) относительно каждого из преобразований С, Р и Т в отдельности. Открытие в 1956 нарушений Р- и Синвариантности, так же, как и открытие в 1964 нарушения СР-инвариантности (см. Комбинированная инверсия), почти не затронуло теоретич. аппарат физики, к-рый оказался способным включить в себя эти открытия естественным образом, без нарушения фундаментальных принципов теории. В отличие от нарушения Р-, С- и СР-инвариантности, нарушение СР Т -инвариантности, если бы оно было обнаружено на опыте, повлекло бы за собой изменения основ квантовой теории поля. Нарушение Т. СР Т " разорвало" бы связь между частицами и античастицами. В рамках традиционной квантовой теории поля основания T. СР Т (релятивистская инвариантность, локальность взаимодействия, связь спина и статистики и др. ) таковы, что пока не видно, как можно было бы пожертвовать хотя бы одним из них, не изменив радикально всю теорию. В не меньшей степени это справедливой в отношении аксиоматической квантовой теории поля. Тем интереснее представляются экспериментальные поиски эффектов проявления СР Т -неинвариантности.

Лит.: Лапидус Л. И., Следствия СРТ-инвариантности и эксперимент, " Успехи физических наук", 1968, т. 95, в. 4; Файнберг В. Я., Теоретические основы СРТ-инвариантности, там же, в. 3.

Л. Б. Окунь.

" ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА", науч. журнал Секции физико-технич. и математич. наук Президиума АН СССР. Публикует оригинальные статьи физ. и математич. содержания по фундаментальным проблемам строения материи. Издаётся в Москве с 1969. Ежегодно выходит 4 тома, каждый из к-рых состоит из 3 выпусков. Тираж (1976) ок. 1100 экз.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ АСТРОНОМИИ ИНСТИТУТ (ИТА), науч.-исследоват. учреждение АН СССР в Ленинграде, ведущее работы в области всех теоретич. и прикладных проблем небесной механики. Одна из основных задач ИТА - издание " Астрономического ежегодника СССР" и др. справочных изданий по астрономии. ИТА начал деятельность в 1919 как Вычислит, ин-т при Всеросс. астрономич. союзе. В 1923 объединён с Астрономогеодезич. ин-том (осн. в 1920) и переименован в Астрономический ин-т. Тематика ин-та была расширена (небесная механика, гравиметрия, астрофизика, приборостроение). С 1943 на ин-т была возложена науч.-исследоват. работа в области небесной механики и эфемеридной астрономии, в связи с чем он получил совр. название. С 1948 ИТА, по предложению Междунар. астрономич. союза, стал междунар. центром по изучению мал ь^ планет. С 1957 ИТА разрабатывает также проблемы движения искусств, небесных тел (астродинамика). Ин-т издаёт Бюллетень (с 1924) и Труды (с 1952).

Лит.: Чеботарёв Г. А., Основные этапы истории Института теоретической астрономии АН СССР, " Бюл. Ин-та теоретической астрономии". 1971, т. 12, № 9 (142); Л а птева М. В., Библиография по истории и деятельности Института теоретической астрономии за 50 лет (1919 - 69), там же. Г. А. Чеботарёв.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ФИЗИКИ ИНСТИТУТ Гос. комитета по использованию атомной энергии СССР (ИТЭФ), н.-и. ядерно-физич. центр. Создан в 1945 в Москве (до 1949 наз. Лабораторией № 3, до 1957- Теплотехнич. лабораторией АН СССР). Организатором и первым директором был акад. А. И. Алиханов. В наст, время (1976) в ин-те работают чл.-корр. АН СССР В. В. Владимирский и Л. Б. Окунь.

ИТЭФ ведёт исследования по физике элементарных частиц и атомного ядра, прикладной ядерной физике, вычислит, математике и физ. химии. В ИТЭФ были проведены фундаментальные исследования свойств (3-распада нейтронов и атомных ядер, установлено асимптотич. поведение сечений сильно взаимодействующих частиц при очень высоких энергиях (Померанчука теорема), открыты ядерные силы, нарушающие пространств, чётность, и т. д.

В 1949 в ИТЭФ был введён в строй первый в СССР исследовательский тяжеловодный реактор. В 1961 завершено сооружение протонного синхротрона на энергию 7 Гэв (в 1973 его энергия доведена до 10 Гэв). Этот ускоритель - модель протонного ускорителя на энергию 76 Гэв Ин-та физики высоких энергий (Протвино). И. В. Чувило.

ТЕОРИЯ (греч. theoria, от theoreo -рассматриваю, исследую ), в широком смысле - комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение к.-л. явления; в более узком и спец. смысле - высшая, самая развитая форма организации науч. знания, дающая целостное представление о закономерностях и существ, связях определённой области действительности -объекта данной Т. По словам В. И. Ленина, знание в форме Т., " теоретическое познание должно дать объект в его необходимости, в его всесторонних отношениях..." (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 193 ). По своему строению Т. представляет внутренне дифференцированную, но целостную систему знания, к-рую характеризуют логич. зависимость одних элементов от других, выводимость содержания Т. из нек-рой совокупности утверждений и понятий - исходного базиса Т.- по определённым логико-методологич. принципам и правилам.

Основываясь на обществ, практике и давая целостное, достоверное, систематически развиваемое знание о существенных связях и закономерностях действительности, Т. выступает как наиболее совершенная форма науч. обоснования и программирования практич. деятельности. При этом роль Т. не ограничивается обобщением опыта практич. деятельности и перенесением его на новые ситуации., а связана с творч. переработкой этого опыта, благодаря чему Т. открывает новыеперспективы перед практикой, расширяет её горизонты. Марксизм-ленинизм отвергает как принижение Т., её отождествление с практикой, так и схоластич. теоретизирование, отрыв Т. от действительности.

Опираясь на знание, воплощённоев Т., человек способен создавать то, что не существует в наличие данной природной или социальной действительности, но возможно с точки зрения открытых Т. объективных законов. Эта программирующая роль Т. по отношению к практике проявляется как в сфере материального произ-ва, где она заключается в реализации науч. открытий, достигаемых на основе науч. Т., особенно в эпоху совр. научно-технической революции и превращения науки в непосредств. производит, силу, так и в области обществ, жизни, где передовая Т. обществ, развития, отражающая его объективные закономерности и воплощающая в то же время идеологию прогрессивных социальных сил, выступает в качестве науч. основы программы революц. преобразования общества. Особенно возрастает роль Т. в эпоху созидания социалистич. и коммунистич. общества на основе сознат. деятельности народных масс. Как подчёркивал Ленин, " без революционной теории не может быть и революционного движения" (там же, т. 6, с. 24), а "...роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией" (там же, с. 25). Ориентирующая, направляющая роль передовой марксистско-ленинской Т. общества, раскрывающей объективные законы общественного развития, ярко проявляется в совр. условиях в руководстве КПСС развитым социалистич. обществом в его движении к коммунизму. Осуществление целенаправленногопрактич. преобразования действительности на основе знаний, воплощённых в Т., есть критерий истинности Т. (см. Истина). При этом в ходе практич. применения Т. сама совершенствуется и развивается. Практика образует не только критерий истинности, но и основу развития Т.: " Практика выше (теоретического ) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности" (Ленин В. И., там же, т. 29, с. 195 ). В процессе применения Т. сформулированное в ней знание опосредуется различными промежуточными звеньями, конкретизирующими факторами, что предполагает живое, творч. мышление, руководствующееся Т. как программой, но мобилизующее также все возможные способы ориентации в конкретной ситуации. Иными словами, действенное применение Т. требует опоры на " живое созерцание" объекта, использования практич. опыта, включения эмоциональных и эстетич. моментов сознания, активизации способностей творч. воображения. Сама Т. как форма особого освоения мира функционирует в системе культуры в тесном взаимодействии с другими, нетеоретич. формами сознания, поэтому её формирование, развитие и применение всегда связаны с определёнными идейно-мировоззренч., нравств. и эстетич. факторами. Серьёзная науч. Т. всегда так или иначе связана с определёнными филос.-мировоззренч. установками, способствует укреплению того или иного мировоззрения (напр., в борьбе с религ. мировоззрением важнейшую роль сыграли Т., созданные H. Коперником и И. Ньютоном; утверждению идей диалектико-материалистич. мировоззрения способствовала дарвиновская Т. эволюции ). С др. стороны, в истории познания существовали и продолжают существовать псевдонауч. концепции, также претендующие на роль подлинных Т., но в действительности выражающие антинауч., реакционную идеологию (напр., социал-дарвинизм, расизм, геополитика ). Особенно сильна связь содержания Т. с идейно-мировоззренч. установками и социально-классовыми интересами в области обществ, наук, где противоборство передовой науч. Т. марксизма-ленинизма с реакц. взглядами отражает борьбу противоположных идеологий (см. П артий ность ).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.