Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тактильная чувствительность 46 страница






Т. и. не только синтезирует художественно-эстетич. принципы кино, театра, лит-ры, музыки, изобразит, иск-ва, эстрады, но и располагает возможностью как репродуцирования, так и качественно нового использования готовых форм " старших" искусств в создании собственных продуктивных форм. Обладая фотографич. изобразительностью кино, позволяющей достоверно воссоздавать любые картины действительности, иск-вом монтажа, телевидение располагает и такими возможностями, как телевизионная приближенность, позволяющая зрителю наблюдать то, чего не видно на киноэкране и на театр, сцене; масштаб изображения требует иной по сравнению с кинематографом и театром манеры изложения визуального материала. Т. и., кроме того, эстетически использует ту высшую степень творческого зрительного сопереживания, к-рая возникает благодаря восприятию зрителем происходящего на телеэкране у себя дома. Т. и. привлекает особое внимание аудитории иллюзией интимного обращения непосредственно к конкретному человеку, к конкретной семье. Домашние условия просмотра определили также закономерность возникновения многосерийных форм Т. и.

Телевидение играет огромную роль в деле коммунистич. воспитания трудящихся Сов. Союза, позволяет знакомить массы зрителей с культурой братских народов СССР и народов др. стран. Одноразовый показ произв. Т. и. на основе лит. классики вызывает интерес к первоисточнику у многомиллионной аудитории. Обращение к классике обогатило сов. Т. и. уже в первые годы его существования (нач. 50-х гг. ). Тогда была разработана и частично осуществлена широкая программа создания фильмовспектаклей, заснятых на плёнку по заказу телевидения и предназначенных для массового зрителя лучших работ сов. театр, коллективов: " Волки и овцы", " На всякого мудреца довольно простоты" Островского, " Горе от ума" Грибоедова, " Васса Железнова" Горького (Малый театр ), " Анна Каренина" (по Л. Толстому ), " Школа злословия" Шеридана (МХАТ ), " Разлом" Лавренёва, " Любовь Яровая" Тренёва (Ленингр. Большой драматич. театр ) и др. На этом этапе развития Т. и. фильмы-спектакли образовали первый телевиз. цикл. Сама форма фильма-спектакля впоследствии усовершенствовалась, став особым жанром Т. и.

Как самостоятельный вид иск-ва Т. и. начало складываться в сер. 50-х гг., достигнув зрелости в 60-70-е гг. За этот период определились его разнообразные виды и жанры - телефильм, телеспектакль (драматич., оперный, балетный ), телеповесть, телерассказ и др. Экспериментальные съёмки телефильмов были начаты Центр, телевидением в 50-е гг. (" Два брата с Арбата", 1953, реж. А. Зак; " Жилец" и " Толстый и тонкий" по Чехову, 1956, реж. С. П. Алексеев ). В это же время возник и сов. телевиз. театр (" Машенька" по Афиногенову и " Семья Линден" по Пристли, реж. М. Ф. Романов ). По произв. рус. и зарубежной классики были поставлены телефильмы и телеспектакли -" Борис Годунов" (1971, по Пушкину ), " Что делать? " (1971, по Чернышевскому ), Пушкиниана - к 175-летию со дня рождения поэта - " Домик в Коломне", " Анджело", " Моцарт и Сальери" и др. (1973-74 ), " Моя жизнь" (1972, по Чехову ), " Страницы журнала Печорина" (1975, по Лермонтову ), " Первая любовь" (1969 ), " Два приятеля" (1975 ) и " Фантазия" (1976, по мотивам повести " Вешние воды" ) - по Тургеневу, " Портрет Дориана Грея" (1968, по Уайльду ); по произв. сов. авторов - " Строговы" и " Сибирь" (1976, по Г. Маркову), " Фиалка" (1976, по Катаеву) и др. Сопереживание, тесный контакт между зрителем-слушателем и исполнителями позволили реализовать в рамках Т. и идею " театра одного актёра", детально разработанную ещё в 30-е гг. В. H. Яхонтовым. Сов. Т. и. создало выдающиеся образцы телевиз. поэтич. театра, специфически телевиз. формы исполнения одним артистом многопланового произв. или цикла произв.: Б. А. Бабочкин в " Скучной истории" (1969, по Чехову), И. В. Ильинский в циклах рассказов Чехова и Зощенко (1970-75) и др. С особой полнотой на телевидении раскрылось мастерство И. Л. Андроникова.

При всём многообразии Т. и. именно циклич. и серийные формы стали одной из важнейших характерных сторон этого иск-ва как в СССР, так и за рубежом. Серийные и циклич. формы Т. и. восходят к самым разнообразным художеств, формам прошлого - к повествованиям, составленным из самостоят, новелл, объединённых внешним сюжетом или личностью рассказчика (напр., " Тысяча и одна ночь"; " Декамерон" Дж. Боккаччо ), к исканиям театра 19 - нач. 20 вв. (напр., к опыту Р. Вагнера ) и тем явлениям художеств, культуры, к-рые были порождены ранними стадиями развития средств массовой коммуникации (прежде всего роману-фельетону, печатавшемуся из номера в номер в газетах, и роману в выпусках). Связанные с общим процессом демократизации художеств, культуры, эти формы использовались, с одной стороны, для политич., нравственного и эстетич. просвещения масс, с др. стороны, в бурж. обществе они стали одним из осн. элементов " ма ссово й культуры" (комиксы, детективные серии о сыщиках Нате Пинкертоне, Нике Картере, циклы фильмов о Тарзане, Фантомасе и т. п.).

В СССР первые циклич. и серийные формы возникли уже в сер. 50-х гг.: программы с ярко выраженным импровизац. началом -" Весёлая викторина", " Вечер весёлых вопросов", " КВН" (" Клуб весёлых и находчивых"). В 60-70-е гг. традиции этих передач были продолжены в программах " А ну-ка, девушки! ", " Артлото", " Кабачок 13 стульев" и др. В 50-е гг. появился и детский телевиз. кукольный театр с постоянными героями, позднее кукольные телефильмы. Первый советский игровой художественный многосерийный фильм был создан в 1965 (" Вызываем огонь на себя", реж. С. H. Колосов). Затем появились телефильмы- " Операция „Трест" " (1968, по роману " Мёртвая зыбь" Л. В. Никулина), " Адъютант его превосходительства" (1970), " Тени исчезают в полдень" (1972, по роману А. С. Иванова), " Семнадцать мгновений весны" (1973, по роману Ю. С. Семёнова ), " На всю оставшуюся жизнь" (1975, по роману " Спутники" В. Ф. Пановой), телеповести -" Разные люди" (1973), " Такая короткая долгая жизнь" (1975) и др. Ставились также многосерийные фильмы и спектакли для детей (" Вот моя деревня", 1974, " Кешка и его друзья", 1975, " Мальчик со шпагой", 1976, и др.).

Особое значение имеет группа многосерийных произв. Т. и., созданных в 1971-75, посвящённых человеку труда. Среди них фильмы о сов. рабочем классе (" Назначениеs>, " Инженер Прончатов", оба в 1973, " Обретёшь в бою", 1975, " Трудные этажи", 1975) и колхозной деревне (" Юркины рассветы", 1975). 6-серийный фильм " Как закалялась сталь" (1973, по роману H. А. Островского) дал новаторскую интерпретацию классич. сов. романа. Советское Т. и. располагает большой группой квалифицированных сценаристов (И. Г. Ольшанский, С. Б. Гансовский, Ю. X. Алешковский и др.; в художеств.-публицистич. формах - С. И. Жданова, В. С. Зорин, Г. Г. Радов и др.), режиссёров (С. H. Колосов, А. В. Эфрос, В. И. Усков, В. А. Краснопольский, В. С. Турбин, П. И. Фоменко, П. Р. Резников, К. П. Худяков, А. А. Белинский, В. В. Загоруйко, H. П. Мащенко, Л. А. Квинихидзе, И. В. Ильинский, Т. М. Лиознова, Б. В. Дуров, О. Э. Лебедев, И. П. Шмарук и др.), режиссёров-документалистов (Р. Л. Кармен, И. К. Беляев, В. П. Лисакович, Е. H. Андриканис и др.), актёров (М. И. Жаров, М. М. Плисецкая, И. М. Смоктуновский, А. А. Попов, Л. С. Броневой, Л.К. Дуров, В. И. Гафт, А. И. Дмитриева, О. И. Даль, А. А. Миронов, В. В. Тихонов, Р. Я. Плятт, Ю. М. Соломин, М. Б. Терехова, А. Д. Грачёв, Ю. И. Каюров, Г. И. Яцкина, Г. А. Фролов, H. H. Волков, С. Ю. Юрский, А. С. Демьяненко, В. Д. Сафонов, В. Я. Самойлов, О. П. Табаков, М. М. Козаков, Т. В. Доронина, А. Б. Фрейндлих, Л. М. Гурченко, И. О. Горбачёв, А. Б. Джигарханян, Е. А. Лебедев и др.).

Произв. Т. и. создаются в Москве Центральным телевидением, киностудиями " Мосфильм" и им. М. Горького; в Ленинграде, Минске, Киеве, Свердловске, Одессе, Ташкенте и др. городах. Вопросы Т. и. освещаются в журнале " Телевидение и радиовещание".

СССР постоянно обменивается произведениями Т. и. с др. социалистич. странами. Популярность у сов. зрителей завоевали многосерийные фильмы " Ставка больше, чем жизнь" и " Четыре танкиста и собака" (Польша ) - о борьбе с фашистскими захватчиками, " Матэ Борш" (Венгрия) и " Ханс Баймлер, камера д" (ГДР) - об антифашистской борьбе коммунистов. В социалистич. странах ставятся фильмы, поев, злободневным проблемам быта, борьбе с мещанством (в СССР - цикл " Наши соседи"). Для лучших произв. Т. и. этих стран характерны чёткость идейных позиций, стремление совершенствовать художеств, язык, доступный зрительским массам.

В капиталистич. странах Т. и. в общей системе массовой коммуникации, находящейся на службе капиталистич. монополий, испытывает постоянное воздействие империалистич. идеологии, направленной на сохранение капитализма и воспитание масс в духе, угодном правящим кругам. Оно развивалось в острой конкурентной борьбе с кинопрокатом и, в целях привлечения масс, уделяло гл. внимание созданию коммерческих произведений - вестернов, " фильмов ужасов", " костюмных" историч. фильмов, " комедий положений", поставленных в духе традиц. коммерч. кинематографа и театра. Одновременно внутри телевидения рождалось и новаторское иск-во мастеров, стремящихся ставить широкие социальные проблемы. Для телевидения писали сценарии Дж. Б. Пристли, Дж. Осборн (Великобритания ), Ф. Мориак, А. Моруа (Франция ), П. Чаевски, А. Миллер, Р. Роуз (США ), Ф. Харди (Австралия ) и др. В 50-е гг. на основе телевиз. сценариев поставлены кинофильмы " Марти ", " Мари-Октябрь ", " Двенадцать разгневанных мужчин". Среди телефильмов: " Жизнь Леонардо да Винчи" (реж. Р. Кастеллани, Италия ), " Записная книжка Орсона Уэллса" и " Вокруг света с Орсоном Уэллсом" (реж. О. Уэллс, Великобритания ), " Волшебная флейта" и " Ритуал" (реж. И. Бергман, Швеция ). Однако с работами крупных зап. мастеров для телевидения в Т. и. стали активно проникать и модернистские тенденции. Большое место в Т. и. занимают произведения, посвящённые политич., историко-политическим и социальным проблемам (телефильм " Совершенно новые люди", США ), а также особые циклические формы - " сериалы", повествующие о повседневной жизни в средней буржуазной семье (напр., " сериал" " Пейтон плейс", США ). Экранизируется лит. классика (" Сага о Форсайтах" по Голсуорси, " Дэвид Копперфилд" по Диккенсу; Великобритания ).

Лит.: С а п п а к В., Телевидение и мы, М., 1963; Андроников П., Слово написанное и сказанное, в его кн.: Я хочу рассказать вам, М., 1962; Ильин Р., Телевизионное изображение, М., 1964; Б е з к л убенко С. Д., Телевизионное кино. Очерк теории, К., 1975; Юровский А. Я., Борецкий Р. А., Основы телевизионной журналистики, М., 1966; В и л ь ч е к В. М., Контуры, наблюдения о природе телеискусства, Таш., 1967; Б а r и р о в Э., К а ц е в И., Телевидение. XX век. Политика, Искусство, Мораль, М., 1968; Проблемы телевидения и радио, в. 1 - 2, М., 1967 -1971; Ильин Р. H., Изобразительные ресурсы экрана, М., 1973; Льюис Б., Диктор телевидения, пер. с англ., М., 1973; Кречетова Р., Актёр. Пути театра и ТВ, " Телевидение и радиовещание", 1974, №2; КисунькоВ., Эстетика гостеприимства, там же, 1974, > fe 11; Юровский А. Я., Телевидение - поиски и решения, М., 1975; Зайцева А. М., О некоторых аспектах функции ведущего на телевидении, в сб.: Вопросы киноискусства, в. 16, М., 1975; Проблемы телевидения, М., 1976; Экран приглашает детей, М., 1976; Телевидение США. Сб. ст., М., 1976. В. Г. Кисунъко.

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ МИКРОСКОП, прибор, в к-ром изображение малого объекта, получаемое с помощью микроскопа, работающего по схеме микропроекции, проецируется на светочувствительный элемент передающей телевизионной трубки и преобразуется в последовательность электрич. сигналов. Использование этих сигналов позволяет воспроизвести изображение в увеличенном масштабе на экране кинескопа. К достоинствам Т. м. относится возможность усиливать или ослаблять яркость изображения и регулировать его контрастность, изменяя только электрич. параметры цепи, по которой проходят сигналы. Подробнее о Т. м. см. в ст. Микроскоп, раздел Типы микроскопов.

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ РАДИОПЕРЕДАТЧИК, устройство (комплекс устройств ), служащее для преобразования телевизионного сигнала и сигнала звукового сопровождения в полный радиочастотный сигнал телевиз. вещания с целью его последующего излучения (передающей телевизионной антенной). Т. р. входит в состав передающей телевизионной станции. Он включает канал изображения (КИ ) и канал звукового сопровождения (КЗС), реализуемые в виде единого устройства с общими источником питания, управлением, охлаждением (а в нек-рых Т. р. и с общим трактом усиления модулированных колебаний) либо (в Т. р. устар. типов) в виде двух отд. ради оп ер е д а т ч и ков.

КИ характеризуется след, принципиальными особенностями: униполярностью модуляции колебаний (в СССР - негативной полярностью ); широкой полосой модулирующих частот (в СССР -до 6 Мгц); наличием в модулирующем сигнале очень низких частот (от 0 до 1-2 г ц), соответствующих изменениям ср. освещённости изображения; подавлением в спектре выходного радиосигнала значит, части одной (в СССР - нижней ) боковой полосы (см. Однополосная модуляция) и др. Ср. частота КЗС жёстко связана с несущей частотой КИ (в СССР - выше её на 6, 5 Мгц).

Вещательные Т. р., выпускаемые пром-стью СССР и др. стран, имеют пиковые мощности по КИ от неск. десятков вт до неск. сотен кет; их мощности по КЗС соответственно меньше в 3-20 раз. Они работают в диапазонах метровых и дециметровых волн (в СССР - на частотах 48, 5-100, 174-230 и 470-638 Мгц). На метровых волнах выходные каскады мощных Т. р. строятся на электронных лампах, преим. на лучевых тетродах; на дециметровых волнах - как на тетродах, так и (предпочтительнее ) на многорезонаторных пролётных клистронах. Предварительные каскады обычно выполняются на транзисторах. В КИ вещательных Т. р. используется амплитудная модуляция, в КЗС - частотная. Модуляция в КИ совр. (1976 ) Т. р. производится чаще всего в маломощных каскадах на промежуточной (неск. десятков Мгц) частоте, с последующим переносом спектра частот в рабочий диапазон.

В СССР первый Т. р. был сооружён в 1936-37. С июля 1938 его использовали на Опытном ленинградском телевиз. центре для передачи телевиз. программ.

Лит.: Радиопередающие устройства, под ред. Г. А. Зейтленка, М., 1969; Оборудование радиопередающих телевизионных и УКВ Ч М вещательных станций, М., 1974. А. И. Лебедев-Карманов.

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ РАСТР, совокупность строк, на к-рые разлагается передаваемое изображение (при его считывании с мишени передающей телевизионной трубки), или совокупность строк воспроизводимого изображения (при его синтезе на экране кинескопа), составляющая телевизионный кадр. В вешат, телевидении Т. р. имеет прямоугольную форму. Его формат (отношение ширины к высоте), как и формат кадра, обычно равен 4: 3. В отсутствие видеосигнала или при постоянном его значении Т. р. на экране кинескопа воспринимается зрительно как равномерно светящийся прямоугольник.

Лит. см. при ст. Телевидение.

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ СИГНАЛ, видеосигнал (сигнал яркости), в к-рый введены строчные и кадровые импульсы для гашения обратного хода электронного луча в кинескопе в процессе телевизионной развёртки. Макс, размах (амплитуда) Т. с. ограничен уровнями белого и гашения. Между уровнями гашения и чёрного часто предусматривается т. н. защитный интервал. Вводом в Т. с. строчных и кадровых импульсов синхронизации развёрток кинескопа образуют т. н. полный Т. с. чёрно-белого телевидения. Синхронизирующие импульсы располагаются в области ниже уровня гашения; их размах составляет 30% от макс, размаха полного Т. с. Полный цветовой Т. с. представляет собой сигнал яркости с гасящими и всеми синхронизирующими импульсами (включая импульсы цветовой синхронизации ), на к-рый наложен сигнал цветовой поднесущей (совместно с сигналом яркости он несёт информацию о передаваемом цвете ). Все параметры Т. с. регламентируются телевизионным стандартом. См. также Спектр телевизионного сигнала.

Лит. см. при ст. Телевидение. H. Г. Дерюгин.

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ СТАНДАРТ, устанавливает требования на осн. параметры систем чёрно-белого и цветного телевиз. вещания и распространяется на вещательные телевиз. устройства. В Т. с. приводятся: параметры телевизионной развёртки (способ и число строк разложения, формат и частота кадров, частоты разложения по строкам и полям и т. д. ); параметры полного телевизионного сигнала (полярность, полный размах, характеристики гасящих, синхронизирующих и уравнивающих импульсов, ширина полосы видеочастот телевиз. канала и др. ); параметры радиосигналов телевиз. вещания, излучаемых передающей телевизионной станцией (способы модуляции и значения несущих частот сигналов изображения и звука, ширина полосы частот радиоканала, отношение пиковых мощностей радиопередатчиков изображения и звукового сопровождения, поляризация излучаемых электромагнитных волн и т. д. ); параметры канала изображения телевиз. приёмника - телевизора (радиочастотная характеристика канала, значения промежуточных частот и т. д. ); осн. требования к планированию сети телевиз. вещания и др. нормативные указания.

В Т. с. для цветного телевиз. вещания дополнительно указываются: параметры свечения люминофоров кинескопа; параметры опорного белого цвета; состав и параметры сигнала яркости и цветоразностных сигналов, способ модуляции и параметры сигналов цветовых поднесущих, характеристики сигналов цветовой синхронизации и т. д. H. Г. Дерюгин.

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ТЕЛЕСКОП, астрономич. инструмент, в к-ром изображения наблюдаемых небесных тел строятся с помощью телевизионной техники. Т. т. применяются для наблюдений в ультрафиолетовой, видимой и инфракрасной областях спектра. Впервые Т. т. были применены в 1952 для наблюдений Луны (Великобритания ) и в 1954 - для наблюдений Марса (США ). В СССР первые наблюдения Луны с помощью Т. т. выполнены в 1956 (Пулковская обсерватория ).

В Т. т. изображение небесного объекта или участка неба, создаваемое оптич. телескопом 1 (см. рис. ), проектируется на фотокатод передающей телевизионной трубки 2. В качестве последних в Т. т. обычно применяются трубки с накоплением зарядов - сиперортикоп, видикон, изокон и секон. Выработанные трубкой видеосигналы, пройдя блок регулировки контраста и видеоусилители 3, попадают на кинескоп 4. Изображение, создаваемое на экране кинескопа, может быть сфотографировано камерой 5.

По сравнению с оптич. телескопом Т. т. обладает рядом преимуществ, в частности позволяет плавно регулировать масштаб изображения, контрастность, яркость, даёт возможность " накапливать" изображение в виде электрич. зарядов на мишени трубки, а затем фотографировать. Электрич. сигналы, вырабатываемые Т. т., могут быть направлены непосредственно в ЭВМ для автоматич. обработки результатов наблюдений, что позволяет исключить из работы такие

трудоёмкие процессы, как химическая обработка фотоснимков, их измерение и другие. В то же время Т. т. обладают рядом недостатков, характерных вообще для телевиз. аппаратуры: неравномерностью чувствительности по полю, наличием дисторсионных искажений и т. п.

Т. т. применяются для фотометрич. наблюдений звёзд, причём в сочетании с электроннооптич. преобразователями позволяют наблюдать объекты значительно более слабые, чем те, к-рые доступны фотографич. наблюдениям. Т. т. позволяют проводить успешные наблюдения малоконтрастных деталей (в частности, облачных образований ) планет и туманностей, вести исследования небесных светил с быстро изменяющимся блеском (наблюдения пульсаров в оптич. диапазоне, исследования нестационарных звёзд, поиски сверхновых звёзд ).

Т. т. нашли применение при наблюдениях слабосветящихся небесных объектов, в том числе искусственных спутников Земли и космич. зондов. С помощью Т. т. ведутся как астрофизические, так и астрометрические наблюдения. В последнем случае положение изучаемого небесного тела измеряется относительно видимых на экране кинескопа звёзд (опорных звёзд ), положение к-рых известно из каталогов.

Лит.: Купревич H. Ф., Телевизионная техника в астрономии, в кн.: Курс астрофизики и звёздной астрономии, 3 изд., т. 1, М., 1973; Телевизионная астрономия, под ред. В. Б. Нпконова, М., 1974. H. П. Ерпылёв.

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР (ТТЦ ) им. 50-летия Октябр я, крупнейшая в мире(1975 ел е в изи о нна я станция, находится в Москве; предприятие Гос. комитета Сов. Мин. СССР по телевидению и радиовещанию, на к-ром создаются программы Центр, телевидения. Объединяет телевизионные комплексы в районе Останкина (сооружён в 1964-1970 ), на ул. Шаболовке (1938 ) и систему передвижных средств телевидения. Программы Центр, телевидения передаются в эфир передающей станцией, расположенной в Останкинской телебашне (см. Телевизионная башня). Кабельными, радиорелейными и спутниковыми средствами связи ТТЦ связан практически со всеми телецентрами СССР, обеспечивает также обмен телепрограммами по сети Интервидения и Евровидения.

Останкинский телецентр осуществляет запись общественно-политич. и художеств, программ в 10 аппаратно-студийных блоках, каждый из к-рых имеет сложное технологич. оборудование, аппаратные видео- и звукорежиссёров, студию, снабжённую спец. освещением мощностью до 300-400 к е т (крупнейшая пл. 1000 м 2 ). В концертной студии (до 800 мест ) ведётся запись телепрограмм обычно с участием зрителей. Вещательные программы формируются в аппаратно-программных блоках, обеспечивающих показ диктора, кинофильмов, видеозаписей, трансляций и др. Телефильмы снимаются в 4 студиях-павильонах (крупнейшая аналогична телевизионной, пл. 1000 м 2 ). Обработка киноплёнок, их монтаж, печать, тиражирование, реставрация и т. п. обеспечиваются службой производства фильмов. Подготовку художественно-декорационных работ для теле- и киносъёмок осуществляют живописный, макетно-бутафорский, декоративно-драпировочный, костюмерный, мебельно-реквизиторский и др. цехи (св. 200 помещений, пл. 17 тыс. м 2 ). В студиях, аппаратных и служебных помещениях комплекса с помощью установок кондиционирования воздуха (общей производительностью 420 тыс. м 3) создаётся необходимый микроклимат. Объём здания 1070 тыс. м 3, пл. помещений 154 тыс. м 2, дл. 420 м, шир. 87 м; здание состоит из двух частейблоков: 3-этажный (студийный ), дл. 420 м, шир. 80 м, вые. 21 м; 10-этажный (редакционный ), общая вые. 53 м. Гл. архитектор Л. И. Баталов, гл. инженеры проекта В. Б. Ренард, С. О. Гиршгорн. ТТЦ оснащён оборудованием, разработанным Ленингр. ВНИИ телевидения.

Шаболовский телекомплекс (первый телецентр в СССР ) осуществляет подготовку цветных и чёрно-белых науч.-познават., учебных и детских программ (телевиз. антенны расположены на башне конструкции В. Г. Шухова).

Передвижные средства телевидения обеспечивают телерепортажи, спортивные передачи, запись и передачу из театров, концертных залов, а также трансляции отдельных передач из городов СССР и из-за рубежа. ТТЦ располагает передвижными цветными телевизионными, видеомагнитофонными и радиорелейными станциями, дизель-электростанциями и звуковыми передвижными установками. К. 3, Кочуашвили.

ТЕЛЕВИЗОР (от теле... и лат. viso-гляжу, смотрю), телевизионный приёмник, радиоприёмник, предназначенный для усиления и преобразования радиосигналов изображения и звукового сопровождения телевизионной вещательной программы, к-рые принимает телевизионная антенна, в изображение и звук. Т. делятся на цветные и чёрно-белые и бывают стационарные и переносные (рис. 1). Выпускаемые в СССР Т. позволяют принимать сигналы телевизионных станций, передаваемые в специально отведённых участках в диапазонах метровых (48, 5-100 Мг ц и 174-230 Мгц; 12 каналов ) и дециметровых (470-638 Мгц; несколько десятков каналов ) радиоволн.

Специфичным для Т. является одновременное усиление и преобразование радиосигналов изображения и звукового сопровождения. Т. обычно строится по супергетеродинной схеме; её варианты различаются способами выделения и усиления сигнала звукового сопровождения.

Рис. 1. Телевизоры: а - чёрно-белый стационарный (напольный) 1-го класса (модель " Горизонт-107 "); 6 - чёрно-белый переносной 4-го класса (модель " Юность-401 Д"); в - цветной стационарный (настольный) 2-го класса (модель " Рубин-711").

Рис. 2. Структурная схема телевизора (заштрихованные блоки используются только в цветном телевизоре): СК - селектор каналов; СОС - устройство (схема) обработки сигнала; К - кинескоп; ОС - отклоняющая система; СГР -блок (схема) генераторов развёртки; СВН - блок (схема) высокого напряжения; ССЛ - устройство (схема) сведения лучей; PC - регулятор сведения лучей; МСЛ - магнит " синего" луча; МЧЦ - магнит чистоты цвета; СПК -устройство (схема) присоединения кинескопа; СРК - устройство (схема) размагничивания кинескопа; СЗК - блок (схема) звукового канала; КГ - комплект громкоговорителей; СП - блок (схема) питания; БДУ - блок дистанционного управления; УЗП - ультразвуч ковой приёмник; СУ - устройство (схема) управления; ПДУ - пульт дистанционного управления.

Осн. функциональные части Т. показаны на рис. 2. Селектор каналов осуществляет выделение сигналов нужного канала и преобразование их частоты в промежуточную. Устройство обработки си г: н ала содержит усилитель промежуточной частоты сигнала изображения, амплитудный детектор, видеоусилитель сигнала яркости, а также узел обработки сигнала цветности (только в цветном Т.). В этом устройстве вырабатываются: сигнал яркости и цветоразностные сигналы, подаваемые на управляющие электроды кинескопа; сигнал звукового сопровождения, направляемый в звуковой канал; строчные и кадровые синхронизирующие импульсы (или полный телевизионный сигнал), поступающие в генератор развёртки. Узел обработки сигнала цветности системы цветного телевидения, принятой в СССР, состоит из полосового усилителя, в к-ром выделяется сигнал цветности, каналов прямого и задержанного сигналов, электронного коммутатора, двух частотных детекторов цветоразностных сигналов, матричной схемы, усилителей трёх цветоразностных сигналов; он обеспечивает выделение и декодирование сигнала цветности, а также опознавание строк и отключение цепей канала цветности при приёме программ чёрно-белого телевидения. Блок генераторов развёртки содержит строчной развёртки генератор и кадровой развёртки генератор, создающие пилообразные токи в строчной и кадровой катушках отклоняющей системы. Высокое напряжение для питания второго анода кинескопа (в цветном Т., напр., 21-25 кв) получается в блоке высокого напряжения от спец. (высоковольтной ) обмотки выходного строчного трансформатора либо выпрямлением импульсов этого трансформатора, как и напряжение для фокусирующего электрода (в цветном Т.- ок. 5 кв ). В цветном Т. в эту схему входят корректирующие трансформаторы, служащие для коррекции т. н. подушкообразных искажений телевизионного растра. При использовании трёхлучевого цветного кинескопа для обеспечения динамич. сведения его лучей применяется устройство сведения луче и, в к-ром из импульсов, следующих с частотой строк и полей, формируются токи спец. формы, подаваемые в обмотки электромагнитов сведения; последние выполняются в виде постоянных магнитов, служащих для статич. сведения лучей, с обмотками. На горловине кинескопа устанавливается регулятор сведения лучей, содержащий три электромагнита сведения, а также магниты " синего" луча и чистоты цвета. Устройство присоединения кинескопа содержит регуляторы статич. и динамич. баланса белого цвета (см. Видеосигнал), выключатели электронных прожектороз кинескопа, регуляторы фокусировки лучей кинескопа. Устройство размагничивания кинескоп а (цветного ) создаёт в петле размагничивания, окружающей экран кинескопа, затухающий переменный ток для размагничивания теневой маски и бандажа кинескопа, сделанных из стали. Блок звукового сопровождения состоит из усилителя разностной частоты, к-рая в СССР равна 6, 5 Мгц, частотного детектора сигнала звукового сопровождения и усилителя низкой частоты, с к-рого сигнал звукового сопровождения подаётся на высококачественную а к у с т ическую систему (обычно из неск. громкоговорителей). Блок питания преобразует напряжение сети в напряжения питания всех элементов Т., включая накалы кинескопа и электронных ламп.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.