Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Драматический театр






Многонациональный сов. театр отличает разнообразие направлений, форм и жанров, развивающихся в едином русле метода социалистич. реализма. При этом он плодотворно использует традиции нар. творчества, классич. наследие прошлого, опыт совр. сценич. иск-ва всех народов СССР и братских социалистич. стран, достижения прогрессивной зарубежной театр, культуры.

Сцена из спектакля «Борис Годунов» А. С. Пушкина. Александрийский театр. 1870. Рис. М. А. Шишкова.

Скоморохи. Со старинной гравюры.

Берикаоба. Грузинский народный театр масок. Рисунок.

Истоки театра у народов СССР относятся к разным векам и ист. эпохам. Они восходят к играм, обрядам, имеющим культовый или трудовой характер. Существовали также нар. театры (скоморохов у славян, берикаоба в Грузии, кызыкчи и масхарабозов у узбеков и таджиков). В древние времена возник проф. театр у грузин, св. 2 тыс. лет существует театр у армян. Но иноземные нашествия прерывали развитие этих нац. культур. В 17-18 вв. у русских, армян, украинцев, грузин и др. народов в духовных семинариях появился школьный театр; были созданы придворные театры в России, Грузии. С первых десятилетий 18 в. в городах формировались любительские коллективы. Из них особую известность получила ярославская труппа Ф. Г. Волкова, лучшие актёры к-рой вошли в состав первого постоянного проф. общедоступного рус. театра в Петербурге (1756). Репертуар состоял гл. обр. из пьес основоположника рус. классицистской драмы А. П. Сумарокова. С 1757 на основе театра, созданного при Моск. ун-те, стала складываться моек. проф. труппа. В кон. 18 - нач. 19 вв. получили распространение крепостные театры (Россия, Украина, Белоруссия, Грузия). До нач. 19 в. труппы, как правило, не имели чёткого жанрового деления: одни и те же актёры играли в драмах и операх (преим. комич.), иногда танцевали в балетах. Затем произошло постепенное разделение трупп на драматические и опер-но-балетные. С 1824 моек, драматич. труппа давала спектакли в доме купца Варгина и, в отличие от Большого театра (новое здание построено в 1824), этот театр стал именоваться Малым. В Петербурге для драматич. труппы в 1832 был сооружён Александрийский театр. Согласно официально узаконенной в 1856 монополии императорских театров, частные театры открывать в обеих столицах запрещалось. В провинции антрепренёры частных театров обычно главное внимание уделяли коммерч. стороне дела. В целях привлечения публики они подчас ставили по 5-6 новых спектаклей в неделю, не заботясь об их художеств, качестве. Осн. место в репертуаре имп. театров, как и театров провинции, занимали пьесы официозного содержания, мелодрамы, построенные на внеш. эффектах, легковесные водевили. Против такого репертуара выступала передовая критика. На театр оказывали активное влияние просветит, и революц. круги: Н. И. Новиков и его окружение, декабристы, позже А. И. Герцен, В. Г. Белинский и др. Вопросы реалистич. театр, эстетики разрабатывали А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, революционно-демократич. критика, возглавляемая Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым. Статьи о театре писали Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. А. Гончаров и др. Преодолевая сопротивление цензуры и реакционно-бюрократич. кругов, театры включали в репертуар прогрессивную рус. драматургию (пьесы Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Гоголя, А. Н. Островского, А. К. Толстого, Л. Н. Толстого и др.), сыгравшую определяющую роль в формировании и развитии рус. сценич. реализма, зап. классику (произв. У. Шекспира, Ф. Шиллера, Г. Э. Лессинга, Мольера, Лопе де Веги). Выступая в водевилях и мелодрамах, крупные актёры обогащали образы, создавали социально значит, характеры. В лучших произв. рус. драматургии освещались проблемы истории и современности. В «Борисе Годунове» (1825, пьеса была запрещена для представления до 1866) Пушкин впервые показал народ как гл. движущую силу истории. В «Горе от ума» Грибоедова (1824), в комедиях Гоголя («Ревизор», 1836, и др.) резкой критике был подвергнут самодержавно-крепостнич. строй. С 1850-х гг. начали ставиться пьесы Островского, открывшие новый этап в развитии рус. театра. В них были выведены почти все слои рус. общества, но осн. внимание уделялось купечеству, мещанству. В пьесах Островского действовали герои, отстаивавшие своё человеческое достоинство, противостоявшие обществу, построенному на насилии, эксплуатации. Рус. театр, располагая сильной драматургией, утверждался как реалистический, отражавший жизнь в ти-пич. характерах. Ему были присущи также революционная романтика, стремление видеть жизнь в развитии, в борьбе против реакционных сил.

М. Н. Ермолова в роли Олёны («Воевода» А. Н. Островского). Малый театр. 1886.

Крупнейшими актёрами 1-й пол. 19 в. были М. С. Щепкин и П. С. Мочалов в Москве и А. Е. Мартынов в Петербурге. Щепкин, добиваясь широких сатирич. обобщений, создавал образы, обличающие крепостничество и произвол (Фамусов - «Горе от ума» Грибоедова, Городничий - «Ревизор» Гоголя). При изображении простых, честных людей он поднимался до настоящей патетики. Деятельность Щепкина утвердила критич. реализм в рус. театре. Герои Мочалова отстаивали великие идеи свободы («Гамлет» Шекспира и др.). Мартынов воплощал глубоко человечные образы «маленьких людей» своего времени (роли мелких чиновников, ремесленников, торговцев в водевилях, Тихон в «Грозе» Островского). Традиции лучших рус. актёров получили развитие во 2-й пол. 19 в. Образы купцов-самодуров в пьесах Островского создавал П. М. Садовский, игравший также роли людей, ставших жертвами социального уклада жизни, но верящих в добро и справедливость (Любим Торцов-«Бедность не порок»). Целиком сливаясь с образом, добиваясь умения «жить в роли», Садовский вслед за Островским осн. внимание обращал на речевые характеристики персонажей. Традиции П. М. Садовского были продолжены его сыном М. П. Садовским и др. членами этой артистич. семьи - О. О. Садовской, П. М. Садовским. Героини М. Н. Ермоловой (в пьесах Лопе де Веги, Шиллера, Островского) несли веру в победу добра над злом, горячо отстаивали высокие жизненные принципы. Романтич. наполненностью отличалась игра А. И. Южина. Замечат. исполнительницей классич. репертуара была М. Г. Савина (пьесы Гоголя, Островского, Тургенева), пользовавшаяся также большим успехом в салонных пьесах совр. ей драматургов (галерея сатирич. портретов светских дам). Образы простых рус. женщин, пытающихся отстаивать своё право на любовь, но сломленных жизнью, создавала П. А. Стрепетова (Катерина - «Гроза» Островского, Лизавета - «Горькая судьбина» А. Ф. Писемского). К. А. Варламов и В. Н. Давыдов раскрывали богатство жизни в её трагическом и смешном, трогательном и жестоком. В иск-ве В. Ф. Комиссаржевской, проникнутом поисками нравственного идеала, активным утверждением человеческого достоинства женщины, отразились настроения предреволюц. лет. В 1904-10 в созданном ею в Петербурге театре ставилась передовая совр. драматургия (М. Горький, А. П. Чехов, Г. Ибсен и др.).

А. Н. Островский (второй слева) с артистами Малого театра.

Несмотря на то, что в кон. 19 - нач. 20 вв. в театре работали замечательные художники, в целом сценич. иск-во переживало кризис. В то время, когда в обществ. жизни происходили значит, изменения, назревала революц. ситуация, на сцене господствовал развлекат. репертуар, ставились далёкие от проблем современности пьесы; художественно-постановочный уровень спектаклей был невысок. Отд. попытки реформировать театр, иск-во (напр., деятельность актёра и режиссёра моек. Малого театра А. П. Ленского) не встречали поддержки чиновничье-бюрократич. театр, руководства.

Сцена из спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого.

Первый спектакль Московского Художественного театра. 1898.

Сцена из спектакля «Вишнёвый сад» А. П. Чехова.

Московский Художественный театр. 1904.

В этих условиях особенно большую роль сыграл открытый в 1898 Моск. Художеств. театр (МХТ, см. Московский Художественный академический театр), возглавлявшийся К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Используя достижения мирового, в т. ч. рус. театра, МХТ утверждал иск-во нового типа. В театре складывался подлинный ансамбль всех участников спектакля, утверждались новые принципы режиссуры, актёрской игры. Режиссёр становился идейным и художеств, руководителем труппы. МХТ сделался центром, объединявшим демократии, интеллигенцию. В его репертуаре определяющее значение приобрели пьесы А. П. Чехова и М. Горького. В чеховских спектаклях звучала тема тоски по лучшей жизни, невозможность примириться с мещанским укладом, мечта о счастливом будущем. Постановки горьковских пьес были проникнуты протестом против мира, построенного на эксплуатации человека человеком, утверждали мысль, что хозяином жизни должен стать тот, кто трудится. В МХТ Станиславский разработал систему актёрской игры и режиссуры (см. Станиславского система). Решительно выступая против художеств, дилетантизма, Станиславский особое внимание обращал на воспитание актёра-гражданина. Высшей формой сценич. творчества он считал иск-во переживания, при к-ром игра актёров сводится не к демонстрации законченного результата, а к созданию заново на каждом спектакле живого органич. процесса по заранее продуманной логике жизни образа. В то же время Моск. Камерный театр, осн. в 1914 А. Я. Таировым, утверждал примат актёра-мастера, выступал против бытового и психологич. театра, подчинения его лит-ре. Противоречивый характер носила деятельность В. Э.Мейерхольда (пост, в театре В. Ф. Комиссаржев-ской, Александрийском театре в Петербурге, и др.), связанная с поэтикой символизма, стилизацией, но намечавшая новые пути сценич. выразительности.

В. И. Качалов, М. Горький, К. С. Станиславский. 1928.

В нач. 19 в. возникли проф. театры на Украине (к концу века имелось уже несколько передвижных трупп). В 1850 был создан проф. груз, театр, в 1860- 1870-е гг.-армянский и латышский, в 1870-е гг. -эстонский и азербайджанский, в нач. 20 в.- белорусский и татарский. Развитие театр, иск-ва было обусловлено ростом нац. драматургии. И. К. Карпенко-Карый (Тобилевич), М. Л. Кропивницкий, М. П. Старицкий-на Украине, Г. Д. Эристави, А. А. Цагарели - в Грузии, Г. М. Сундукян и М. Ф. Ахундов - в Армении и Азербайджане, В. И. Дунин-Марцинкевич - в Белоруссии заложили основы реалистич. направления в нац. сценич. культуре. Развитие драматургии в нач. 20 в.связано с творчеством писателей - И. Я. Франко и Леси Украинки (Украина), Дж. Мамедкулизаде, Н. Везирова, А. Ахвердова (Азербайджан), А. Ширванзаде (Армения)и др. На формирование театр, иск-ва народов России плодотворное воздействие оказали традиции рус. реалистич. иск-ва. Организаторы и участники первых трупп (актёрских товариществ) выходили обычно из среды прогрессивной интеллигенции. Протест против обществ, неравенства, обличение бурж. строя ярко выражены в творчестве выдающихся актёров-арм. трагика П. Адамяна, основоположника романтич. на правления на груз, сцене В. АлексиМесхишвили, укр. актрисы М. Заньковецкой, претворявшей принципы нар. нац. иск-ва, актёров-реалистов Г. Чмышкяна в Армении, Д. Зейналова в Азербайджане, П. Саксаганского и М. Кропивницкого на Украине, А. Алунана в Латвии, Т. Альтермана в Эстонии.

Развитие сценич. культуры народов России протекало в обстановке острой борьбы иск-ва господствующего класса и иск-ва демократического. Гнёт царской администрации и реакц. буржуазии не мог заглушить демократич. и социалистич. устремлений и в годы тяжёлого творч. кризиса, наступившего после поражения Революции 1905-07, передовые деятели нац. культуры стремились выражать в иск-ве освободит, идеи.

Советский театр. Окт. революция 1917 открыла новый этап в развитии театрального иск-ва народов СССР. Развиваясь на основе метода социалистического реализма, сов. театр продолжил лучшие традиции дореволюц. реалистич. иск-ва. 9(22) ноября 1917 Декретом СНК театры были переданы в ведение отдела иск-в Гос. комиссии по просвещению (впоследствии Нар. комиссариат просвещения). В Декрете определялось значение театр, иск-ва как одного из важнейших факторов коммунистич. воспитания и просвещения народа. В театр пришли новые зрители: рабочие, крестьяне, красноармейцы. Целые коллективы и отд. крупнейшие актёры выезжали в рабочие клубы, в деревни, на фронты Гражд. войны. 26 авг. 1919 В. И. Ленин подписал Декрет СНК об объединении театрального дела, провозгласивший национализацию театров. Старейшие театры были выделены в группу академических (Малый театр, МХАТ, б. Александрийский театр - ныне Ленингр. академич. театр драмы им. Пушкина, и др.). Они подчинялись непосредственно нар. комиссару просвещения и пользовались обширными художеств, правами. В условиях труднейшего экономич. и политич. положения страны создавались новые театры: в Москве - Театр РСФСР 1-й (1920, позднее театр им. Вс. Мейерхольда), 3-я студия МХТ (1921, впоследствии Театр им. Евг. Вахтангова), Театр Революции (1922, ныне Театр им. Вл. Маяковского), Театр им. МГСПС (1923, ныне Театр им. Моссовета); в Петрограде - Большой драматич. театр (1919); в Одессе - передвижной театр «Красный факел» (1920; с 1932 - в Новосибирске) и др. Были открыты театры для детей - Детский театр им. Моссовета (Москва, 1918), Моск. театр для детей (1921, ныне Центр, детский театр), Театр юных зрителей в Петрограде (1922, ныне Ленингр. театр юных зрителей) и др.

Страница из Декрета СНК об объединении театрального дела, подписанного В. И. Лениным 26 авг. 1919.

Вовлечение в строительство новой жизни широких масс трудящихся вызвало раскрытие талантов народов, расцвет самодеятельного иск-ва, на основе к-рого возникали и проф. театры. В первые годы после установления Сов. власти на Украине, в Грузии, Армении, Азербайджане, Татарии были объединены и укреплены проф. труппы, театры приняты на гос. бюджет, получили постоянные помещения. В 1919 создан Киевский драматич. театр им. Т. Шевченко. В 1920 основаны Белорус, гос. театр в Минске (ныне им.Я. Купалы), укр. театр им. И.Франко в Виннице (затем переведён в Киев), Азерб. драматич. театр в Баку (ныне им. М. Азизбекова), в 1921- Арм. драматич. театр в Ереване (ныне им. Г. Сундукяна) и Груз, театр им. Ш. Руставели в Тбилиси, в 1922 - укр. театр «Березiль» в Киеве (ныне Харьковский театр им. Т. Шевченко) и театр им. Заньковецкой там же (ныне во Львове). В 20-х гг. были заложены основы театр, иск-ва у народов, не имевших прежде проф. театра. Кружки художеств, самодеятельности послужили базой для создания узбекского (в 1919, ныне Театр им. Хамзы, Ташкент), казахского (в 1925 в Кзыл-Орде, с 1928 в Алма-Ате, ныне Театр им. Ауэзова) и др. театров.

В Москве, Петрограде, Воронеже, Иркутске и др. городах ставились массовые театрализованные зрелища (см. Театрализованные праздники). В развитии агитац. театра определённую роль сыграли коллективы, входившие в систему Пролеткульта. Вопреки ошибочным взглядам его руководителей (недооценка значения культурного наследия, эпигонское использование приёмов футуризма и символизма и т. д.), во многих коллективах формировались элементы нового революц. театра. С опытом массового агиттеатра первых лет Сов. власти связано возникновение в 20-х гг. коллективов " Синяя блуза", театров рабочей молодёжи (ТРАМов). В кон. 20 - нач. 30-х гг. начали работать театры Красной Армии, колхозно-совхозные театры. Возросло число театров для детей, театров кукол (в 1936 было ок. 150 дет. театров, в т. ч. и кукольных).

Коммунистич. партия уделяла большое внимание театру как проводнику коммунистич. идей. 12-й съезд РКП(б) (1923) указал на необходимость «... усилить работу по созданию и подбору соответствующего революционного репертуара, используя при этом в первую очередь героические моменты борьбы рабочего класса» («КПСС в резолюциях...», 8 изд., т. 2, 1970, с. 466). Становление нового в иск-ве театра проходило в условиях творч. соревнования различных течений. В резолюции ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925) подчёркивалась важность такого соревнования и вместе с тем говорилось о необходимости решительного преодоления бурж. влияний, вульгарно-социологич. и пролеткультовских тенденций. В сер. и кон. 20-х гг. отчётливо определился подъём сов. драматургии (пьесы К. А. Тренёва, В. Н. Билль-Белоцерковского, В. В. Маяковского, Вс. Иванова, Б. А. Лавренёва, В. В. Вишневского и др.), ставшей основой роста театр, иск-ва.

Большое значение имела деятельность Е. Б. Вахтангова, возглавившего в 1919 Театр, секцию (ТЕО) Наркомпроса. Ученик и последователь Станиславского, руководитель 3-й студии МХТ, он выступал за народность иск-ва, утверждал идею ответственности художника перед народом, творящим революцию. Его спектакль «Чудо святого Антония» М. Метерлинка (2-я ред. 1921) был направлен против пошлости мещанского мира, утверждал высокое чувство любви к простым людям. Программным для будущего Театра им. Вахтангова стал спектакль " Принцесса Турандот" К. Гоцци (1922)- остросовременный по своему оптимистич. звучанию, открыто театральный, полный ярких красок. С сер. 20-х гг. Театр им. Вахтангова стал уделять осн. внимание созданию современных сценических образов - «Виринея» Л. Н. Сейфуллиной и В. П. Правдухина (1925), ч Разлом» Лавренёва (1927) (режиссёр обоих спектаклей А. Д. Попов), «Барсуки» Л. М. Леонова (1927).

Новый характер стало приобретать иск-во Мейерхольда. Режиссёр активно участвовал в строительстве сов. театра, ярко зрелищного, политически острого, агитационного. Пропагандируя идеи революции, он поставил в своём театре публицистически острые спектакли: «Зори» Э. Верхарна (1920), «Мистерию-Буфф» Маяковского (1918, 1921). Затем, продолжая тесное сотрудничество с Маяковским, осуществил пост, его пьес «Клоп» (1929) и «Баня» (1930), резко осудивших мещанство, бюрократизм, политич. приспособленчество.

Героич. подъём масс, типические образы современников были воссозданы в ярко публицистич. спектаклях Театра им. МГСПС: «Шторм» Билль-Белоцерковского (1925), «Мятеж» Д. А. Фурманова и Д. Поливанова (1927) (режиссёр обоих спектаклей Е. О. Любимов-Ланской). Воздействие революц. действительности сказалось на творчестве МХАТа, Малого театра. Наряду со спектаклями, глубоко и многогранно раскрывавшими идейную сущность и художеств, особенности произв. классич. драматургии («Горячее сердце» Островского, 1926, и «Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1927, МХАТ; «Растеряева улица» по Г. И. Успенскому, 1929, Малый театр), ими были созданы выдающиеся пост, пьес сов. авторов. Стремясь к философски обобщённому, психологически углублённому раскрытию образов, МХАТ создал проникнутые революц. героикой реалистич. спектакли, поев. ист. прошлому и Гражд. войне, - «Пугачёвщина» Тренёва (1925, реж. Немирович-Данченко), «Бронепоезд 14-69» Иванова (1927, руководитель Станиславский, реж. И. Я. Судаков). Сплотив вокруг себя молодых авторов, театр поставил также пьесы М. А. Булгакова («Дни Турбиных», 1926), В. П. Катаева («Квадратура круга», 1928), Л. М. Леонова («Унтиловск», 1928) и др. Развивая свои традиции, неразрывно связанные с героико-романтич. устремлённостью, Малый театр поставил пьесы, показавшие торжество идей социалистич. революции в условиях вооружённой борьбы за Сов. власть и в годы мирного строительства, - «Любовь Яровая» Тренёва (1926), «Огненный мост» Б. С. Ромашова (1929).

В. Э. Мейерхольд и В.В. Маяковский на репетиции «Бани» В. В. Маяковского. Театр имени Вс. Мейерхольда. 1930.

Моск. Камерный театр ставил произв., далёкие от совр. жизни («Саломея» О. Уайльда, «Принцесса Брамбилла» Э. Т. А. Гофмана). Театром были созданы и выдающиеся трагедийные спектакли с участием актрисы А. Г. Коонен («Адриенна Лекуврер» Э. Скриба, 1919, «Федра» Ж. Расина, 1921, и др.). Событием театр, жизни стала постановка Таировым «Оптимистической трагедии» Вишневского (1933), утверждавшая революц. героизм.

Значит, спектакли были поставлены и в др. республиках: «97» М. Кулиша (1924, укр. Театр им. Франко), «Любовь Яровая» Тренёва (1927, арм. Театр им. Сундукяна), «Мятеж» Фурманова и Поливанова (1928, укр. Театр им. Франко), «Разлом» Лавренёва (1928, груз. Театр им. Руставели). В кон. 20 - нач. 30-х гг. были созданы постоянные рус. театры почти во всех столицах союзных республик, организованы новые театры в городах РСФСР (Владивосток, Ростов-на-Дону и др.) и др. республик. В 1926 в Витебске открылся Белорус, театр (ныне Театр им. Коласа), в 1928 - Груз, театр в Кутаиси (ныне Театр им. Марджанишвили в Тбилиси). В 1929 основаны Тадж. драматич. театр в Душанбе (ныне Театр драмы им. Лахути), Туркм. театр драмы в Ашхабаде (ныне Театр им. Молланепеса), в 1941 Кирг. драматич. театр. Начали работать театры народов авт. республик РСФСР (осетинский, коми, якутский, бурятский, кабардино-балкарский и др.). Становлению театр, культуры у народов, не имевших в прошлом сценического иск-ва, способствовала творческая помощь др. народов и прежде всего русского.

Пост. ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций» содействовало дальнейшему расширению творч. соревнования, направленного на подъём реалистич. сценич. иск-ва. Началась теоретич. разработка проблем, связанных с методом социалистич. реализма. Выдающиеся произв. сов. драматургии кон. 20 - нач. 40-х гг. определили развитие театр, иск-ва республик, утвердили принципы реализма а народности в сценическом иск-ве (пьесы Н. Ф. Погодина, Леонова, К. М. Симонова, А. Н. Афиногенова, А. Е. Корнейчука, И. Кочерги, М. Кулиша, К. Крапивы, Я. Колоса, Д. Джабарлы, М. Ауэзова, К. Яшена и др.). Гражд. война, жизнь страны, строительство социалистич. общества нашли отражение во многих спектаклях. Были поставлены: «Гибель эскадры» Корнейчука (1933, укр. Театр им. Франко; 1934, укр. Театр им. Шевченко, Центр, театр Красной Армии), «Интервенция» Л. И. Славина (1933, Театр им. Вахтангова), «В кольце» В. Б. Вагаршяна (1930, арм. Театр им. Сундукяна), «Два коммуниста» Яшена (1930, 2-й вариант-«Разгром», 1934, узб. Театр им. Хамзы), «Ночные раскаты» Ауэзова (1935, Казах, театр драмы), «Арсен» Шаншиашвили (1936, груз. Театр им. Руставели), «Партизаны» Крапивы (1938, белорус. Театр им. Купалы), «Краснопалочники» Улуг-зода (1941, тадж. Театр драмы им. Лахути). Социалистич. перестройка деревни показана в пост. «Хлеб» В. М. Киршона (1931, МХАТ), «После бала» Погодина (1934, Моск. театр Революции), «Алмас» Джабарлы (1931, азерб. Театр им. Азизбекова), «Честь и любовь» Яшена (1936, узб. Театр им. Хамзы). Тема социалистич. индустриализации отразилась в пост, пьес «Темп» (1930, Театр им. Вахтангова), «Поэма о топоре» и «Мой друг» (1931 и 1932, обе в Моск. театре Революции) Погодина. Формированию мировоззрения сов. интеллигенции, её идейному росту поев, спектакли: «Страх» Афиногенова (1931, Ленингр. академич. театр драмы, МХАТ), «Платон Кречет» Корнейчука (1934, укр. Театр им. Франко; 1935, МХАТ), «Скутаревский» Леонова (1934, Малый театр, Центр, театр Красной Армии). Образ нового героя раскрывался в пост.: «Слава» В. М. Гусева (1936, Малый театр), «Парень из нашего города» Симонова (1941, Моск. театр им. Ленинского комсомола). Проблемы современности получили также отражение в пост.: «Девушки нашей страны» И. Микитенко (1932, укр. Театр им. Франко), «Яшар» Джабарлы (1932, азерб. Театр им. Азиз-бекова). Получил развитие комедийно-сатирич. жанр: «В степях Украины» Корнейчука (1940, укр. Театр им. Франко; 1941, Малый театр), «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина (1933, Моск. театр Сатиры, Ленингр. театр Комедии), «Свадьба колхозника» П. Какабадзе (1938, груз. Театр им. Марджанишвили), «Кто смеётся последним» Крапивы (1939, белорус. Театр им. Купалы) и др. Наряду с тематич. богатством в драматургии и театре утверждалось разнообразие жанровых форм. Ставились эпико-героич. пьесы, психологич. бытовые драмы, комедии - публицистически заострённые, сатирические, лирические и др.

Выдающимся достижением сов. театра стало воплощение образа В. И. Ленина: «Человек с ружьём» Погодина (1937, Театр им. Вахтангова, в роли Ленина - Б. В. Щукин; Воронежский театр; 1938, белорус. Театр им. Коласа), «Правда» Корнейчука (1937, Моск. театр Революции, в роли Ленина - М. М. Штраух; Театр им. Франко) и др. Среди первых исполнителей роли Ленина: А. М. Бучма и М. М. Крушельницкий (Украина), П. С. Молчанов (Белоруссия), В. Б. Вагаршян (Армения).

Глубокое воздействие на развитие сов. театра оказали идейно-художеств. принципы основоположника социалистич. лит-ры М. Горького. К выдающимся горьковским спектаклям 30-40-х гг. принадлежат: «Егор Булычев и другие» (1932, Театр им. Вахтангова; 1933, арм. Театр им. Сундукяна), «Враги» (1935, МХАТ), «Мещане» (1935, Центр, театр Красной Армии), «Дачники» (1939, Ленингр. Большой драматич. театр им. Горького), «Варвары» (1941, Малый театр; 1943, Горьковский театр), а также «На дне» (1932, Ленинаканский театр), «Последние» (1937, укр. Театр им. Франко, белорус. Театр им. Купалы) и др. Сочетание глубокой психологич. правды с острой социальной характеристикой, иск-во типизации, раскрытие социально-филос. сущности образов, отличавшие лучшие горьковские спектакли, способствовали утверждению метода социалистич. реализма, росту режиссёрского и актёрского мастерства.

Развитие принципов социалистич. эстетики и их практич. претворение в работе театров плодотворно сказалось в 30-е гг. в творчестве актёров разных поколений. Во МХАТе наряду с такими мастерами, как О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, И. М. Москвин, М. М. Тарханов выросло второе поколение артистов - О. Н. Андровская, А. Н. Грибов, Б. Г. Добронравов, К. Н. Еланская, Б. Н. Ливанов, В. А. Орлов, А. О. Степанова, А. К. Тарасова, В. О. Топорков, Н. П. Хмелёв, М. М. Яншин и др. В Малом театре представители старшего поколения - М. М. Климов, С. Л. Кузнецов, В. О. Массалитинова, А. А. Остужев, В. Н. Рыжова, Е. Д. Турчанинова, П. М. Садовский, А. А. Яблочкина - сотрудничали с актёрами, чьё дарование в полную силу раскрылось уже в сов. время, - Н. А. Анненковым, Е. Н. Гоголевой, В. Н. Пашенной и др. В 30-е гг. в труппу вступили М. И. Жаров, А. И. Зражевский, К. А. Зубов, И. В. Ильинский, Н. М. Радин, М. И. Царёв, Е. М. Шатрова. Коллектив Ленингр. академич. театра драмы, в к-ром работали крупнейшие мастера - Е. П. Корчагина-Александровская, В. А. Мичурина-Самойлова, И. Н. Певцов, Ю. М. Юрьев, пополнился талантливыми представителями более молодого поколения (Б. А. Бабочкин, А. Ф. Борисов, Н. К. Симонов, Н. К. Черкасов и др.).

В 30-е гг. сов. театр, всесторонне развиваясь, всё активнее утверждался на позициях социалистич. реализма. Глубокий психологизм спектаклей МХАТа соседствовал с блестящими бытовыми постановками Малого театра. Шли спектакли, отличавшиеся яркой театр, условностью (напр., «Укрощение строптивой» Шекспира, Центр, театр Красной Армии, 1937). Все работы сов. театра были отмечены стремлением к социальной типизации, раскрытию идейного содержания образа. Это сказалось в творчестве мастеров рус. сцены - М. Ф. Астангова, М. И. Бабановой, Ю. С. Глизер, А. И. Горюнова, Б. Ф. Ильина, А. Г. Коонен, А. Г. Крамова, Ц. Л. Мансуровой, В. П. Марецкой, С. А. Мартинсона, Н. Д. Мордвинова, С. М. Муратова, Д. Н. Орлова, Р. Я. Плятта, А. В. Полякова, М. Ф. Романова, С. Д. Ромоданова, И. А. Слонова, М. А. Токаревой, А. Д. Чудиновой, Б. В. Щукина и мн. др. Глубокая эмоциональность, поэтич. проникновенность, характерные для укр. актёрской школы, с новой силой проявились в иск-ве А. М. Бучмы, И. А. Марьяненко, Н. М. Ужвий, Ю. В. Шуйского, Г. П. Юры. Лучшие демократич. традиции реализма белорус, сцены были развиты Г. П. Глебовым, И. Ф. Жданович, А. К. Ильинским, П. С. Молчановым, Б. В. Платоновым. Героико-романтич. патетикой проникнуты образы груз, актёров В. И. Анджапаридзе, А. А. Хоравы, А. А. Васадзе, В. А. Годзиашвили, С. А. Закариадзе. Многогранностью психологич. характеристики, пластич. выразительностью было отмечено иск-во мастеров арм. сцены - А. М. Аветисяна, Асмик, В. Б. Вагаршяна, А. Т. Восканян, Г. Д. Джанибекяна, Р. Н. Нерсесяна, В. К. Папазяна. Романтич. и реалистич. образность нац. театра развивали в Азербайджане Ульви Раджаб, А. Шарифзаде, М. Алиев, М. Давудова. Высокий уровень сценич. культуры, достигнутый театр, иск-вом, получил выражение в творчестве крупнейших актёров Узбекистана - А. Хидоятова, С. Ишантураевой, Ш. Бурханова, А. Ходжаева; Туркменистана - А. Кульмамедова, С. Мурадовой, А. Дурдыева, Б. Аманова; Казахстана - К. Куанышпаева, С. Кожамкулова, Ш. Айманова, X. Букеевой; Таджикистана - А. Бурханова, М. Касымова; Киргизии - М. Рыскулова, Б. Кадыкеевой.

Идейнай глубина, художеств, зрелость сов. театра, многообразие его форм и решений неразрывно связаны с достижениями режиссёрского иск-ва, представленного творчеством Станиславского и Немировича-Данченко, Мейерхольда, Таирова, Любимова-Ланского, Попова, Ю. А. Завадского, Н. В. Петрова, А. М. Лобанова, Ф. Н. Каверина, С. М. Михоэлса, Р. Н. Симонова, А. Д. Дикого, И. Н. Берсенева, Н. П. Охлопкова, Н. П. Акимова и др. Различные искания находили глубокое оригинальное преломление в спектаклях К. А. Марджанишвили, в проникнутых духом романтики темпераментных постановках С. Ахметели в Грузии, в экспериментальных работах Л. Курбаса, в яркой реалистич. образности спектаклей Г. П. Юры на Украине. Развитие театр, культуры 30-х гг. определили также постановки укр. режиссёра М. М. Крушельницкого, арм. режиссёра В. М. Аджемяна, белорус, режиссёра Е. А. Мировича и др.

Принципы социалистич. реализма нашли выражение и в пост, произв. классич. драматургии. Выдающимися образцами раскрытия классики стали спектакли «Воскресение» (1930), «Анна Каренина» (1937) по Л. Н. Толстому и «Три сестры» Чехова (1940), осуществлённые во МХАТе Немировичем-Данченко, «Отелло» Шекспира в Малом театре (1935, в гл. роли Остужев). Русская, а также зап.-европ. классика имела большое значение для театров всех народов СССР. В работе над нею театры овладевали богатым опытом мирового иск-ва. Новое, социально углублённое истолкование получила на сценах театров СССР драматургия Островского: «Гроза» (1935, арм. Театр им. Сундукяна; 1938, укр. Театр им. Шевченко), «На всякого мудреца довольно простоты» (1935, Малый театр), «Лес» (1937, Малый театр), «Без вины виноватые» (1938, груз. Театр им. Руставели), «Последняя жертва» (1939, укр. Театр им. Франко), «Правда - хорошо, а счастье лучше», «Волки и овцы» (оба в 1941, Малый театр). Среди пост, классич. драматургии: пьесы Шекспира - «Отелло» (в театрах Армении, Грузии, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и др. союзных, а также авт. республик), «Много шума из ничего» (1936, Театр им. Вахтангова; 1940, Театр им. Франко), «Гамлет» (1935, Театр им. Хамзы), «Король Лир» (1935, Гос. евр. театр), «Ромео и Джульетта» (1935, Моск. театр Революции), «Как вам это понравится» (1940, Моск. театр им. Ермоловой); «Разбойники» Шиллера (1933, груз. Театр им. Руставели), «Уриэль Акоста» Гуцкова (1940, Малый театр), «Тартюф» Мольера (1939, МХАТ), «Школа злословия» Шеридана (1940, МХАТ), «Собака на сене» Лопе де Веги (1937, Моск. театр Революции), «Трактирщица» Гольдони (1940, Театр им. Моссовета), «Мадам Бовари» по Г. Флоберу (1940, Камерный театр, в гл. роли А. Г. Коонен). Совр. прочтением классической драматургии отмечены также пост.: «Овечий источник» Лоле де Веги (1922, груз. Театр им. Руставели, реж. К. А. Марджанишвили), «Гайдамаки» по Шевченко (1924, укр. Театр им. Шевченко, реж. Л.Курбас). Новое раскрытие получила и классическая драматургия народов СССР: «Украденное счастье» Франко (1940, укр. Театр им. Франко), «Из-за чести» А. М. Ширванзаде (1939, арм. Театр им. Сундукяна), «Бай и батрак»

Хамзы (1939, узб. Театр им. Хамзы) и др. С 1936 в Москве систематически проходили Декады иск-ва и лит-ры народов СССР (см. Декады и дни искусства и литературы народов СССР; о др. смотрах, конкурсах, фестивалях см. в ст. Театральный фестиваль).

В 1939-40 количество театров СССР увеличилось, к ним присоединились театр, коллективы Зап. Украины, Зап. Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии.

Крупнейшие художеств, коллективы достигли больших успехов, внесли значит, вклад в развитие многонац. сов. театра: Латв. театр драмы, Художеств, театр Латв. ССР (Рига), Эст. театр драмы (Таллин) и театр «Ванемуйне» (Тарту), Театр драмы Литов. ССР (Вильнюс), Молд. муз.-драматич. театр им. Пушкина (Кишинёв) и др. Режиссура Э. Я. Смильгиса, А. Ф. Амтман-Бриедит (Латвия), Б. Ф. Даугуветиса (Литва), К. Ирда, А. М. Лаутера (Эстония), мастерство актёров А. Филипсона, Л. Берзинь, Я. Осиса, В. Лине (Латвия), А. Тальви, К. Карма (Эстония), К. Штирбул, Д. Дариенко (Молдавия) способствовали подъёму сов. сценич. культуры.

В годы Великой Отечеств, войны 1941 - 1945 многонац. сов. театр направил творч. силы на борьбу против фаш. захватчиков. Были созданы фронтовые театры и бригады, выступавшие со спектаклями и концертами в действующей армии. В постановках воен. времени с особой силой проявились свойственные сов. театру ге-роич. пафос, патриотич. дух, глубокая связь с народом: «Нашествие» Леонова (1943, Малый театр, Театр им. Моссовета, белорус. Театр им. Купалы), «Русские люди» Симонова (1943, МХАТ, арм. Театр им. Сундукяна, Свердловский и Ярославский театры), «Фронт» Корнейчука (1942-43, Малый театр, Театр им. Вахтангова, укр. Театр им. Франко, Ленингр. академич. театр драмы им. Пушкина). Героич. борьба на фронте, труд сов. людей в тылу нашли отражение и в таких спектаклях, как: «Гвардия чести» Ауэзова и А. Абишева (Казах, театр драмы), «Монастырское ущелье» Вагаршяна (арм. Театр им. Сундукяна), «Махаббат» К. Ибрагимова (азерб. Театр им. Азизбекова) и др. В предвоенные годы и во время войны создавались спектакли о героич. прошлом страны: «Богдан Хмельницкий» Корнейчука (1939, укр. Театр им. Франко), «Страна родная» Д. М. Демирчяна (1940, арм. Театр им. Сундукяна), «Кеймир Кёр» Б. Аманова и К. Бурунова (1940, Туркм. театр драмы), «Муканна» X. Алимджана (1943, узб. Театр им. Хамзы).

Во 2-й пол. 40-х и в 50-е гг. продолжалась работа над спектаклями, поев, современности. Однако в деятельности театров обозначились нек-рые ошибочные тенденции, к-рым была дана критич. оценка в пост. ЦК ВКП(б) от 26 авг. 1946 «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». В пост, отмечалось проникновение в репертуар слабых пьес, схематично рисовавших облик современника, а также идеологически чуждых бурж. пьес и пьес псевдоисторических, искажённо, идеализированно показывавших прошлое. Подобным тенденциям противостояла героич. направленность лучших произв. театр, иск-ва этого времени. Образы участников Великой Отечеств, войны были созданы в спектаклях: «Молодая гвардия» по А. А. Фадееву (1947, Моск. театр драмы, ныне Театр им. Маяковского, арм. Театр им. Сундукяна, укр. Театр им. Франко, азерб. Театр им. Азизбекова), «За тех, кто в море!» Лавренёва (1947, Малый театр), «Константин Заслонов» А. Мовзона (1947, белорус. Театр им. Купалы), «Начальник станции» И. О. Мосашвили (1947, груз. Театр им. Руставели). Проблемам современности были поев, пост.: «В одном городе» Софронова (1947, Театр им. Моссовета), «Макар Дубрава» (1948, Театр им. Вахтангова, укр. Театр им. Франко), «Крылья» (1954, Малый театр, укр. Театр им. Франко) Корнейчука. О сов. человеке, его преданности Родине рассказывалось в спектаклях «Старые друзья» Л. А. Малюгина (1946, Моск. театр им. Ермоловой), «Любовь на рассвете» Я. Галана (1952, укр. Театр им. Заньковецкой), «Шёлковое сюзане» А. Каххара (1952, узб. Театр им. Хамзы), «Семья Алана» Г. Мухтарова (1946, Туркм. театр драмы), «Правда кузнеца Игнотаса» А. Гудайтиса-Гузявичюса (1950, Литов. театр драмы). Ставились комедии: " Калиновая роща" Корнейчука (1950, Малый театр), «Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова (1950, Моск. театр Сатиры), «Поют жаворонки» Крапивы (1950, белорус. Театр им. Купалы), «Женихи» А. И. Токаева (1949, Сев.-осет. театр). Были поставлены ист. и историко-революц. пьесы: «Яросяав Мудрый» Кочерги (1947, укр. Театр им. Шевченко), «Абай» по Ауэзову (1949, Казах, театр), «Алишер Навои» Уйгуна и А. И. Сул-танова (1948, узб. Театр им. Хамзы) и др. Большим достижением сов. театра стали новые пост, пьес «Баня», «Клоп», «Мистерия-Буфф» Маяковского (1953, 1955, 1957, Моск. театр Сатиры), «Оптимистическая трагедия» Вишневского (1955, Ленингр. академич. театр драмы).

Новым сс-зр. прочтением классики отмечены спектакли: «Дело» А. В. Сухово-Кобылина (1953, Ленингр. театр им. Ленсовета), «Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1955, Ленингр. театр им. Ленсовета), «Иванов» (1955, Моск. драматич. театр им. Пушкина; 1960, Малый театр), «Чайка» (1952, Новосибирский театр «Красный факел»), «Вишнёвый сад» (1951, арм. Театр им. Сундукяна, 1965, Центр, театр Сов. Армии), «Три сестры» (1951, Художеств, театр Латв. ССР) Чехова, «Живой труп» (1950, Ленингр. театр драмы им. Пушкина, азерб. Театр им. Азизбекова), «Плоды просвещения» (1951, МХАТ) и «Власть тьмы» (1955, Малый театр) Л. Н. Толстого, «Маскарад» Лермонтова (1952, Моск. театр им. Моссовета), «Царь Эдип» Софокла (1956, груз. Театр им. Руставели), пьесы Шекспира - «Гамлет» (1954, Театр им. Маяковского), «Юлий Цезарь» (1958, узб. Театр им. Хамзы), «Антоний и Клеопатра» (1955, эст. Театр им. Кингисеппа), «Ричард III» (1957, груз. Театр им. Марджанишвили).

Стремлением к философски углублённому гуманистич. толкованию образа, к широким социально-ист, и социально-психологич. обобщениям отмечены пост, пьес Горького-«Враги» (1946, Литоз. театр драмы), «Васса Железнова» (1952, Малый театр), «Мещане» (1951, Рязанский театр), «Егор Булычев и другие» (1952, укр. Театр им. Франко; 1953. Кирг. театр драмы), «На дне» (1956, Ленингр. академический театр драмы им. Пушкина), «Варвары» (1959, Ленингр. Большой драматич. театр). Большое место в репертуаре заняли пьесы, воплощающие образы современника - строителя коммунизма, поев, проблемам формирования характера сов. человека, утверждающие высокие коммунистические морально-этич. нормы. Эта тенденция ярко проявилась в разнообразных по жанрам и стилям спектаклях: «В добрый час!» В. С. Розова (1954, Центр, детский театр), «Золотая карета» Леонова (1957, МХАТ), «Иркутская история» А. Н. Арбузова (1959, Театр им. Вахтангова, 1960, Театр им. Маяковского, Ленингр. Большой драматич. театр), «Стряпуха» Софронова (1959, Театр им. Вахтангова), «Всё остаётся людям» С. И. Алёшина (1959, Ленингр. академич. театр драмы им. Пушкина), «Моя старшая сестра» А. М. Володина (1961, Ленингр. Большой драматич. театр). Образ В. И. Ленина воссоздан в спектаклях МХАТ (в роли Ленина - Б. А. Смирнов) - «Кремлёвские куранты» (1956, новая сценич. редакция), «Третья патетическая» (1958) Погодина; «Вечный источник» Д. И. Зорина (1957, Малый театр).

Подъём театр, иск-ва народов СССР в 60-70-х гг. связан с важнейшими событиями в истории Сов. гос-ва - 50-летием Окт. революции 1917, 100-летием со дня рождения В. И. Ленина, 50-летием образования СССР. Были поставлены спектакли: «Океан» (1961, Театр им. Маяковского, Ленингр. Большой драматич. театр) и «Между ливнями» (1964, Театр им. Маяковского) А. П. Штейна, «Совесть» по Д. Г. Павловой (1963, Театр им. Моссовета), «Материнское поле» по Ч. Айтматову (1964, Казах, театр драмы), «Чти отца своего» В. В. Лаврентьева (1964, МХАТ), «Шестое июля» М. Ф. Шатрова (1965, МХАТ), историко-рево-люц. трилогия - «Декабристы» Л. Г. Зорина, «Народовольцы» А. П. Свободина и «Большевики» Шатрова (1967, Моск. театр «Современник»), «Оптимистическая трагедия» Вишневского (1967, Малый театр), «Шторм» Билль-Белоцерковского (1967, Театр им. Моссовета), «Интервенция» Славина (1967, Моск. театр Сатиры), «Миндаугас» Марцинкявичюса (1969, Литов. театр драмы), «Трибунал» А. Е. Макаёнка (1971, белорус. Театр им. Купалы, Моск. драматич. театр на М. Бронной), «Человек со стороны» И. М. Дворецкого (1971, Моск. драматич. театр на М. Бронной, Ленингр. театр им. Ленсовета), «А зори здесь тихие...» Б. Л. Васильева (1971, Моск. театр драмы и комедии на Таганке), «Птицы нашей молодости» И. Друцэ (1972, Малый театр, молд. Театр им. Пушкина), «Сталевары» Г. К. Бокарёва (1972, МХАТ), «Заседание парткома» А. И. Гельмана (1975, МХАТ; «Протокол одного заседания», Ленингр. Большой драматич. театр), «Погода на завтра» Шатрова (1975, Моск. театр «Современник») и др.

Осуществлены значит, пост, произв. классич. драматургии: «Медея» Еврипида (1962, груз. Театр им. Марджанишвили), «Царь Эдип» Софокла (1969, узб. Театр им. Хамзы), «Женитьба Фигаро» Бомарше (1969, Моск. театр Сатиры), пьесы Шекспира -«Макбет» (1961, литов. Паневежский театр), «Антоний и Клеопатра» (1962, азерб. Театр им. Азизбекова), «Кориолан» (1964, эст. театр «Ванемуйне»), «Юлий Цезарь» (1973, груз. Театр им. Руставели). С 60-х гг. на сцене сов. театров широко ставятся пьесы Б. Брехта: «Мамаша Кураж и её дети» (1960, Театр им. Маяковского), «Карьера Артуро Уи» (1963, Ленингр. Большой драматич. театр), «Добрый человек из Сезуана» (1964, Моск. театр драмы и комедии на Таганке), «Кавказский меловой круг» (1975, груз. Театр им. Руставели). В этот период создали свои лучшие работы режиссёры - Г. А. Товстоногов, Б. И. Равенских, В. Н. Плучек, О. Н. Ефремов, А. А. Гончаров, Е. Р. Симонов, Ю. П. Любимов, А. В. Эфрос (РСФСР); К. Ирд, Э. Кайду, В. Пансо (Эстония); А. Яуну-шан, А. Лининьш (Латвия); Г. Ванцяви-чюс, Ю. Мильтинис (Литва); Т. Кязимов, М. Мамедов (Азербайджан); В. Аджемян, Р. Капланян (Армения); Р. Стуруа, Н. Чхеидзе (Грузия); Б. Хучаев (Сев. Осетия); С. В. Данченко, С. Смеян (Украина); В. Н. Раевский, Б. И. Луценко (Белоруссия); А. Мамбетов (Казахстан); актёры - Ю. К. Борисова, И. О. Горбачёв, Н. О. Гриценко, А. С. Демидова, Т. В. Доронина, Л. К. Дуров, Е. А. Евстигнеев, К. Ю. Лавров, Е. А. Лебедев, В. В. Меркурьев, И. М. Смоктуновский, О. П. Табаков, Ю. В. Толубеев, М. А. Ульянов, Б. А. Фрейндлих, А. Б. Фрейндлих, С. Ю. Юрский, Ю. В. Яковлев, О. М. Яковлева, А. Д. Папанов (РСФСР); X. Абрамян, Б. Нер-сесян (Армения); Р. Чхиквадзе (Грузия); В. М. Дальский, П. В. Куманченко, Е. П. Пономаренко, Б. В. Романицкий (УССР); М. Вахидов (Таджикистан); В. Артмане, X. Лиепинь, Л. Фреймане, Э. Радзинь, Э. Бурфан, Г. Яковлев, Ю. Думпис (Латвия); Д. Банионис, Р. Адомайтис, Г. Кураускас (Литва); Ф. Шарипова, А. Ашимов (Казахстан); Г. С. Овсянников, Г. К. Макарова (Белоруссия) и др.

Основополагающим принципом сов. театра, как и всего сов. иск-ва, является ленинский принцип партийности. Театр - помощник партии в борьбе за воплощение в жизнь коммунистич. идей. Лучшие театр, произв. глубоко народны, в них народ рассматривается как движущая сила истории, раскрывается духовное богатство сов. человека, его преданность Родине. В развитии театра большую роль играет обмен творческим опытом. Характерная черта сов. иск-ва, в т. ч. и театрального, - взаимовлияние и взаимообогащение нац. культур. Единство идейного содержания произв. сочетается с многообразием и богатством нац. форм. Мировое признание получила система Станиславского, являющаяся основой метода работы актёров над ролью, создания спектакля. Сов. театр оказывает большое влияние на театр, культуры всего мира. Мн. театры СССР с успехом выступают за рубежом, участвуют в фестивалях пьес драматургов стран социалистич. содружества, имеют плодотворные творческие связи с театрами этих стран, практикуют обмен с ними режиссёрами-постановщиками. Лучшие зарубежные театр, коллективы гастролируют в Сов. Союзе. Укреплению междунар. контактов в области театра способствует участие СССР в деятельности Междунар. ин-та театра (МИТ). В него с 1959 входит Сов. нац. центр МИТ.

Кадры актёров и режиссёров готовят Гос. ин-т театр, иск-ва им. А. В. Луначарского, театр, уч-ща им. М. С. Щепкина и Б. В. Щукина, Школа-студия им. Немировича-Данченко - в Москве, Ленингр. ин-т театра, музыки и кинематографии, Тбилисский, Ереванский, Ташкентский, Бакинский, Киевский, Минский и др. театр, ин-ты, ин-ты культуры и училища. Деятели театоа объединены в театр, общества (см. в разделе Творческие союзы).

В 1975 в СССР работало 570 театров, в т. ч. 344 драматических, 155 детских и юного зрителя. Спектакли даются более чем на 40 языках народов СССР.

См. Театр, Театроведение, Режиссёрское искусство, Актёрское искусство. Театральное образование, а также раздел Драматический театр в статьях о союзных и авт. республиках в соответствующих томах БСЭ. Ю. А. Дмитриев, О. Н. Кайдалова.

ЦИРК

Сов. цирк имеет многовековую историю. Уже в 11 в. представления скоморохов содержали в зачатке нек-рые последующие формы циркового иск-ва. Остроумие шутов, рядившихся в маску глупости, стало впоследствии одним из осн. элементов цирковой клоунады. У народов Ср. Азии были популярны площадные комедианты: канатоходцы и комики - дорбозы и масхарабозы. У народов Кавказа издавна славились мастера хождения по высоко натянутому канату и джигитовки (фигурная езда на лошадях). Большим успехом пользовались нар. гуляния с балаганами, школы верховой езды с показом достижений наездников и дрессировщиков лошадей.

Проф. цирки появились в России в 18 в. Сначала это были группы иностр. гастролёров. Постепенно в состав иностранных трупп включались рус. ученики и сотрудники. Так формировалось первое поколение рус. цирковых артистов. Обосновавшись в России, нек-рые гастролёры стали основоположниками цирковых династий, существующих и ныне. В 1873 бывшие балаганные артисты братья Д. А., А. А., П. А. Никитины открыли в Пензе первый рус. цирк. К нач. 20 в. они стали крупнейшими предпринимателями, открывшими цирки во мн. городах (в т. ч. в Москве в 1886 и 1911), а также педагогами и воспитателями нац. кадров. Рассматривая цирк только какпростонар. форму развлечений, царское пр-во до нач. 20 в. не подвергало его цензурным запретам. Но благодаря массовой демократич. аудитории цирка на рубеже 19-20 вв. развилась злободневная сатирич. клоунада - А. Л. и В. Л. Дуровы, Бим-Бом (И. С. Радунский и М. А. Станевский), В. Е. Лазаренко и др., к-рая стала подвергаться преследованиям полиции и цензуры.

В кон. 19 - нач. 20 вв. мировое признание получили рус. артисты: наездники - П. И. Орлов, В. Т. Соболевский, Н. Л. Сычёв, П. А. Федосеевский; гимнасты - М. М. Егоров, Ковригины (Каврелис), П, А. Никитин, П. К. Руденко; акробаты - В. П., А. П., Н. П. и А. П. Винкины; канатоходец - Ф. Ф. Молодцов; велофигуристы - М. О. и С. О. Баранские, И. К. Подрезов (Ян Польди); дрессировщики - Дуровы, Жеребиловы (Вояни), И. Л. Филатов; клоуны - С. С. и Д. С. Альперовы, Д. И. Бабушкин, М. И. Бекетов, П. А. Брыкин, Ю. К. и В. К. Костанди; борцы и атлеты - И. М. Заикин, П. Ф. Крылов, И. В. Лебедев («дядя Ваня»), И. М. Поддубный и др. В Ср. Азии пользовались популярностью канатоходцы Ташкенбаевы, цирковые труппы Джумабай-ака, Зариновых, Авзамат-аксакала, М. Мансурова и др.; на Кавказе - мастера джигитовки А. К. Гудцев, А. Т. Кантемиров и др. Талантливые артисты цирка выдвинулись в Прибалтике, на Украине, в Белоруссии.

Ставились большие представления-пантомимы на историч. и совр. темы, использовались технич. достижения. Несмотря на наличие первоклассных исполнителей и значит, технич. достижения, к нач. 20 в. в цирке наметились кризисные явления, к-рые отчётливо проявились в бессодержательных и нередко пошлых номерах и программах.

Окт. революция 1917 имела определяющее значение для перестройки и развития цирка, признанного настоящим иск-вом. В Декрете СНК об объединении театрального дела от 26 августа 1919 утверждалась демократии, сущность цирка, ставилась задача очистить его репертуар от бурж. пошлости. А. В. Луначарский в ст. «Задачи обновленного цирка» (1919) подчёркивал, что цирк должен стать местом демонстрации физич. красоты человека, злободневной клоунады и пантомимы, призывал расширить его воспитательные функции. Цирки были переданы в ведение Нар. комиссариата просвещения, в системе к-рого была организована спец. секция, позже переименованная в Центр, управление гос. цирками (ЦУГЦ). В годы Гражд. войны 1918-20 артисты выступали на фронте, на фабриках и заводах. В 1921- 1928 гос-во, не располагая достаточными средствами на обновление оборудования номеров, костюмов, ремонт помещений и т. д., сдавало в аренду цирковые здания частным владельцам и коллективам артистов, сохраняя за собой идейно-художеств. и финанс. контроль. В 1927 были организованы передвижные деревенские цирки.

В 20-30-х гг. объединения цирков сложились в РСФСР, на Украине, в Белоруссии, Ср. Азии. К кон. 30-х гг. было создано единое для всей страны Объединение гос. цирков, входившее в систему Комитета по делам иск-в при СНК СССР (с 1953 - Мин-ва культуры СССР). Уже в сер. 20-х гг. для создания цирковых программ привлекались писатели и поэты В. В. Маяковский, Д. Бедный, В. И. Лебедев-Кумач, В. 3. Масс и др., а также ведущие режиссёры театра и кино, художники и балетмейстеры, композиторы. С сер. 30-х гг. в крупнейших цирковых коллективах была введена система художественных руководителей. Представления и отд. номера ставились режиссёрами, оформлялись художниками, музыку сочиняли или подбирали композиторы. Большое внимание уделялось постановкам сюжетных спектаклей (пантомим на ист. и совр. темы), тематич. цирковым номерам. Начала активно перестраиваться клоунада; её мастера отказались от грубых и абстрактных масок, стали создавать образы бытовые, обычные, более обаятельные (П. А. Алексеев, Карандаш, К. А. Берман, Б. П. Вяткин и др.). Значит, вклад внесли в развитие циркового иск-ва артисты и руководители номеров - дрессировщики А. Н. Буслаев, И. Н. Бугримова, В. Г. и Ю. В. Дуровы, Н. П. Гладильщиков, Б. А. Эдер, иллюзионист Э. Т. Кио, наездница Л. М. Ходжаева, эквилибристки на проволоке сестры 3. Б., К. Б. и М. Б. Кох; режиссёры А. Г. Арнольд, Г. С. Венецианов, Н. Н. Зиновьев, А. А. Федорович, Б. А. Шахет и др., а также историк и теоретик циркового и эстрадного иск-ва Е. М. Кузнецов.

В годы Великой Отечеств, войны 1941- 1945 мн. деятели цирка вступили в ряды Красной Армии, были созданы фронтовые бригады и фронтовой цирк, выступавшие в воинских частях. Деятельность в стационарах не прекращалась, проводились смотры новых произв. циркового иск-ва. Сов. цирк продолжал развиваться как иск-во многонациональное. Начавшееся до войны формирование нац. цирковых коллективов продолжилось и в по-слевоен. годы. Были созд. коллективы: цыганский (1939), литовский (1940), узбекский(1942), азербайджанский (1945), армянский (1956), украинский (1956), грузинский (1957), белорусский (1959), казахский (1976) и др. Всесоюзное и междунар. признание получили номера, созданные в союзных и авт. республиках, -Кирг. акро-батич. ансамбль под рук. Е. А. Джанибе-кова, Рус. акробатич. коллектив под рук. В. Н. Белякова, даг. канатоходцы «Цов-кра» под рук. Р. Г. Абакарова, тув. эквилибристы на проволоке и жонглёры под рук. В. Оскал-Оола, осет. джигиты «Иристон» под рук. Д. М. Тугановой, туркм. наездники под рук. Д. Г. Ходжабаева, узб. джигиты Зариповы и др.

В 50-60-е гг. сложились новаторские коллективы, номера и аттракционы - на проволоке - В. И. Сербина; эквилибристы-жонглёры - Кисе, Черняускас, Ширай, О. А. Ратиани; иллюзионисты - Кио, Ю. К. Авьерино и мн. др. Ведущие режиссёры цирка: Н. Э. Бауман, В. В. Головко, Р. А. Грилье, Е. М. Зискинд, В. М. Лисин, М. С. Местечкин, А. А. Сонин, А. Н. Ширай и др.

Аттракцион «Медвежий цирк» под руководством В. И. Филатова.

«Медвежий цирк», «Цирк на льду», «Цирк на воде» и др. В 60-70-е гг. мировую известность приобрели ведущие мастера сов. цирка: воздушные гимнасты Бубновы, В. М. Лисин и Е. Л. Синьковская, Р. М. и И. Б. Немчинские, С. А. Разумов и П. С. Чернега и др.; канатоходцы - Абакаровы, Волжанские, Гаджикурбановы, Тащкенбаевы и др.; клоуны - Л. Г. Енгибаров, Г. Т. Маковский и Г. А. Ротман, А. Н. Николаев, Ю. В. Никулин и М. Н. Шуйдин, О. К. Попов; дрессировщики - И. Н. Бугримова, В. Ф. и В. К. Ивановы, С. И. Исаакян, Р. Р. Касеев, А. Н. Корнилов, И. Ф. Кудрявцев, М. П. Назарова, Тихоновы, Филатовы; эквилибристы - под рук. Е. Т. Милаева и под рук. Л. Л. Костюка, эквилибристка на проволоке - В. И. Сербина; эквилибристы-жонглёры - Кисе, Черняускас, Ширай, О. А. Ратиани; иллюзионисты - Кио, Ю. К. Авьерино и мн. др. Ведущие режиссёры цирка: Н. Э. Бауман, В. В. Головко, Р. А. Грилье, Е. М. Зискинд, В. М. Лисин, М. С. Местечкин, А. А. Сонин, А. Н. Ширай и др.

Сцена из программы «Сегодня в цирке фестиваль» в постановке и при участии О. К. Попова.

В 1926 в Москве была создана Мастерская циркового иск-ва (с 1961 - Гос. уч-ще циркового и эстрадного иск-ва), в 1928-ленингр. Музей циркового иск-ва, в 1930 - Мастерская по подготовке новых цирковых номеров в Ленинграде. В СССР работают (1975) 94 цирковых предприятия, в т. ч. 58 стационарных цирков.

См. Цирк, а также раздел Цирк в статьях о союзных республиках в соответствующих томах БСЭ. Ю. А. Дмитриев.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.