Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Библиотеки 5 страница






В. Лацис. «Звёзды над морем» (Рига, 1964). Илл. Д. Скулме.

В 60-х гг. общественно-политические процессы в стране, вступившей в период зрелого социализма, глубокое взаимопроникновение нац. и интернац. начал в художеств, творчестве, уровень художеств, развития советской лит-ры, опыт, накопленный ею для многопланового отображения основных жизненно важных конфликтов, создали предпосылки для окончательного становления нового, современного этапа развития сов. лит-ры. Важные изменения в лит. жизни страны выразились в оживлении деятельности творч. союзов, в прохождении острых дискуссий, в активизации работы журналов и издательств. После 2-го съезда писателей СССР (1954; последующие съезды происходили в 1959, 1967, 1971, 1976) резко увеличилось число и тиражи журналов и альманахов, расширилась карта их «расселения». Альманах «Дружба народов» превратился в ежемесячный лит.-художеств, и обществен-но-политич. журнал. В Москве было создано новое изд-во «Советская Россия». Новые изд-ва организовались в Калмыцкой, Кабардино-Балкарской, Чечено-Ингушской авт. республиках и ряде областей. С 1958 в Москве стала выходить вторая лит. газета «Литература и жизнь», в дальнейшем реорганизованная в еженедельник «Литературная Россия». Постоянным фактом литературной жизни стали дни советской литературы, проходящие в республиках, краях, различных областях СССР.

Формирование и развитие сов. лит-р в неразрывной связи с общественно-ист, развитием и культурным строительством в СССР, их неуклонный рост - количественный и качественный - важнейшая закономерность духовной жизни сов. общества и одна из характерных типологич. черт лит. процесса.

К. М. Симонов. " Живые и мёртвые" (Москва, 1964). Илл. А. А. Васина.

Объективное исследование всех пластов и социальных групп общества, правдивое раскрытие конфликтов прошлого и настоящего с позиций партийности, народности, следование принципу историзма способствовало расцвету нац. лит-р, выявлению самых глубинных потенций и создавало прочные основы их интернац. единства.

В кон. 50 - нач. 60-х гг. достижения сов. поэзии были связаны в первую очередь с теми произв., в к-рых ставились наиболее масштабные, кардинальные для совр. эпохи проблемы. Биография века, путь нового общества, личность в её соотношениях с историей - такие темы стали предметом художеств, исследования в эпич. поэмах " Середина века" (опубл. 1958) В. А. Луговского, «Строгая любовь» (1956) Я. В. Смелякова, «Любава» (1958-62) Б. А. Ручьёва, «Палестина, Палестина...» И. В. Абашидзе, «Голос Азии» (1956) Турсун-заде, «Кровь и пепел» (1960), «Стена» (1965) Ю. Марцинкявичюса, «Проданная Венера» (1958) В. Д. Фёдорова, «Суд памяти» (1962) Е. И. Исаева и др.; в больших стихотворных циклах, претендующих на глубокие филос. и социальные обобщения, «Человек» (1961) Э. Межелайтиса, «Розы и виноград» (1957) Рыльского, «Когда разгуляется» (1956-59) Пастернака и др.; в поэтич. сб-ках «Стихотворения» (1957) Н. А. Заболоцкого, «Лад» (1961) Асеева, «Стихотворения» (1961) Мартынова, «Избранная лирика» (1962) Маршака, «Охотничий домик» (1964) Светлова, «Бег времени» (1965) Ахматовой, «Белые запахи» (1969) С. Эралиева, «След молнии» (1957) Танка, «А дни идут» (1961) Бровки и др.; в произв. Леонидзе, Г. Табидзе, Чиковани, К. Каладзе, А. Сагиян, С. Капутикян, В. Миколайтиса-Путинаса, А. Лупана, Л. Деляну, Б. Шинкубы, И. Драча, В. А. Рождественского, А. А. Тарковского, Ваншенкина, Д. С. Самойлова, Гамзатова, Кулиева, Кугультинова и др. Духовное богатство своего молодого современника, чуткость, многообразие и сложность его интеллектуальных и эмоциональных реакций отражали в своём творчестве Б. А. Ахмадуллина, А. А. Вознесенский, Е. А. Евтушенко, Н. Н. Матвеева, М. Мачавариани, Б. Ш. Окуджава, Р. И. Рождественский, Д. Чарквиани и др.

На каждом этапе развития сов. общества естественно возвращение писателей к теме Ленина. В создании многожанровой и многопроблемной ленинианы, открывающей перспективы художеств, воплощения типического образа человека на качественно новом уровне понимания этой задачи, находит своё выражение многонац. общность сов. лит-ры. Значит, достижения в этой области ознаменованы такими произв., как последняя часть драматич. трилогии Погодина «Третья патетическая» (1959), романы-хроники М. С. Шагинян «Семья Ульяновых» (1938, ^ перераб. изд. 1957), «Первая Всероссийская» (1965), повесть Казакевича «Синяя тетрадь» (1961), лирич. дневник Катаева «Маленькая железная дверь в стене» (1964), художественно-документальная книга Е. Я. Драбкиной «Чёрные сухари» (1957-60).

Углубление историзма в сов. лит-ре вызвало в 60-70-е гг. новый подъём историко-революц. прозы. В произв. этого жанра писатели ставят актуальные проблемы активного, героич. отношения к жизни, в широком историко-филос. контексте вскрывают важные тенденции обществ, развития: романы «Отец и сын» (1963-64), «Сибирь» (1969-73) Маркова, «Заре навстречу» (кн. 1-2, 1956-57) В. М. Кожевникова, «Сотворение мира» (кн. 1-2, 1955-1967) В. А. Закруткина, «Земля и народ» (1956) Р. Сирге, «Рассвет над морем» (1956) Ю. К. Смолича, «Двенадцать ворот Бухары» (1967-68) Д. Икрами, «Люди на болоте» (1962) Мележа, «Кровь и пот» (1961-70) А. Нурпеисова и др. Остродраматич. картины классовой борьбы в послевоенной литов. деревне нарисовал М. Слуцкие в романе «Лестница в небо» (1963). Многие из этих произв., а также романы и повести М. Н. Алексеева «Вишнёвый омут» (1961), «Хлеб - имя существительное» (1964), «Карюха» (1967), Залыгина «Солёная падь» (ч. 1-2, 1967-68), «Комиссия» (1975), А. С. Иванова «Тени исчезают в полдень» (1963), «Вечный зов» (1970) обращаются к истокам народной жизни, стремясь художественно исследовать корни и предпосылки новой исторической общности людей, её проблемы, перспективы грядущего. Свидетельство зрелости советской многонац. лит-ры в целом - появление значит, эпических полотен в лит-pax небольших по численности народов: романы чуваш, писателей В. Краснова-Асли, Н. Ильбекова, кабардинцев X. Теунова и А. Шортанова, адыгейца Д. Костанова, осетин Д. Мамсурова и Н. Гаглоева, чеченского прозаика М. Мамакаева, каракалпакского - Т. Каипбергенова, мордовского - К. Абрамова, хакасского - Н. Доможакова и др.

Ч. Айтматов. «Джамиля» (Москва, 1965). Илл. Л.А.Ильиной.

Р. Гамзатов. «Чётки лет» (Москва, 1973). Илл. А. Добрицына.

Всестороннее исследование сложных процессов, происходящих в послереволюц. деревне, сочетается в сов. лит-ре с пристальным вниманием к личности человека, его нравств. облику, его месту в системе обществ, отношений. Трилогия Ф. А. Абрамова «Пряслины» (1958-73), романы П. Л. Проскурина («Горькие травы», 1964; «Судьба», 1972), Авижюса («Деревня на перепутье», 1964), а также такие произв., как «Липяги» (1963-65) С. А. Крутилина, «Деревенский дневник» (1956-71) Е. Я. Дороша, «Деньги для Марии» (1967) В. Г. Распутина, «Привычное дело» (1966) В. И. Белова, «В камышах» (1963) Троепольского; рассказы Е. И. Носова, В. П. Астафьева и др. характеризуются точным знанием языка и быта колхозной деревни, содержательным художеств, анализом жизни, характеров, взаимоотношений людей, тонким пониманием родной природы, поэзии крест, труда и базирующихся на нём нравств. ценностей. Широкую галерею самобытных нар. характеров создал В. М. Шукшин, утверждавший в своих произв. нравств. максимализм, высокий пафос духовности.

Важное место в лит. процессе по-прежнему занимает т. н. военная проза. Художественно точное воплощение богатого фактич. материала, углублённость размышлений о трагич. и героич. военном четырёхлетии и его месте в истории отличают трилогию Симонова «Живые и мёртвые» (1959-71). С глубокой психологич. достоверностью анализируется внутр. мир человека на войне, социальные и нравств. мотивы его поведения в рассказе Шолохова «Судьба человека» (1956-57), в повестях «Пядь земли» (1959) и «Мёртвые сраму не имут»(1961) Г. Я. Бакланова, «Последние залпы» (1959) Ю. В. Бондарева, «Расстаёмся ненадолго» А. Кулаковского, «А зори здесь тихие» (1969) Б. Л. Васильева, «Пастух и пастушка» (1971) Астафьева, «Третья ракета» (1962), «Сотников» (1970) и «Дожить до рассвета» (1972) В. Быкова, в рассказе «Иван» (1958) и романе «В августе сорок четвёртого» (1974) В. Богомолова, в главах из романа Шолохова «Они сражались за Родину» (1943- 1969). Значительный вклад в создание военного эпоса внесли произв. К. Д. Воробьёва, А. А. Ананьева, Н. Думбадзе, Р. Джапаридзе, О. Иоселиани, А. Абульгасана, С. Велиева, П. Куусберга, Ф. Ниязи, П. Толиса, Р. Кочара, М. Шатиряна, Я. Брыля, И. Шамякина, Б. Овсепяна, Т. Ахтанова и др. Многоплановое изображение Великой Отечественной войны дали в своих романах «Горячий снег» (1969) и «Берег» (1975) Бондарев, «Дыхание грозы» (1965) Мележ, «Блокада» (1968-75) А. Б. Чаковский, «Война» (1970-74) И. Ф. Стаднюк и др.

Постановкой сложных социальных проблем, стремлением проникнуть в нац. психологию, показать её классовую обусловленность, изобразить характер нового человека отличаются романы «Крик стрижа» (1969) В. Бешлягэ, «Луна, как жерло пушки» (1970) С. Шляху, «Битва» (1961-66) У. Абдукаимова, «Каска с каштанами» (1966) И. Индране, «О хлебе, любви и винтовке» (1967) В. Петкя-вичюса, «Жаждущая земля» (1972) В. Бубниса, «Маленький реквием для губной гармошки» (1968) Э. Ветемаа, «Глухие бубенцы» (1968) Э. Беэкман и др. В романе Авижюса -«Потерянный кров» (1970) на материале борьбы литов. народа с фашизмом с особой остротой поставлены проблемы социалистич. гуманизма и интернационализма. Широкое признание получили повести и рассказы Айтматова «Джамиля» (1958), «Первый учитель» (1962), «Прощай, Гульсары!» (1966) и др., отмеченные высокой идейностью, масштабностью поднятых проблем, кровной связью с нац. художеств, опытом.

Расширяется жанровый и стилистич. диапазон документальной прозы, обогащённой лиризмом, глубиной филос. обобщений, страстной публицистичностью. Значит, страницы в летопись Великой Отечеств, войны вписал С. С. Смирнов книгами «Брестская крепость» (1957), «Рассказы о неизвестных героях» (1963) и др. Одному из трагических эпизодов воен. прошлого посвящена «Хатынская повесть» (1973) А. М. Адамовича. Стремление полнее выразить в непосредственном разговоре с читателем личный опыт, отношение к жизни вызвало появление таких оригинальных в жанровом отношении книг, как «Дневные звёзды» (1959) Берггольц, «Ледовая книга» (1959) Ю. Смуула, «Капля росы» (1960) В. А. Солоухина, «Северный дневник» (1961) Ю. П. Казакова и др. «лирических повестей». В лирико-прозаич. книге «Мой Дагестан» (1968) Гамзатов размышляет о красоте своей Родины, о судьбе её истории и культуры, о месте традиции в формировании духовного облика современника. Своё место в лит. процессе заняла собственно мемуарная лит-ра, представленная книгами Эренбурга, Паустовского, Маршака, Каверина, В. Б. Шкловского и др. К этому жанру тяготеют и книги Н. И. Рыленкова, П, Козланюка, Лсонидзе, Г. Маари, Айбека и др. Получили распространение романы и повести о детстве («Открытие мира», 1947-67, В. А. Смирнова, «Повесть о светлом мальчике», 1961-66, С. Сарыг-оола и др.). Значительно возрос удельный вес научно-художеств. междунар. публицистики, очерка, в жанре к-рого исследуются самые разнообразные пласты жизни (Грибачёв, Ю. Жуков, А. Кривицкий, Б. Г. Стрельников, М. Стуруа и др.).

В. Шукшин. «Земляки» (Москва, 1970). Илл. А. А. Васина к рассказу «Как помирал старик».

Новые успехи детской лит-ры ознаменованы произв. Н. Н. Носова, Н. Н. Дубова, М. П. Прилежаевой, С. А. Баруздина, А. Н. Рыбакова, В. Ю. Драгунского и др.

Развиваются жанры научно-социальной фантастики - романы И. А. Ефремова, А. Н. и Б. Н. Стругацких и др.

Разрабатывая социально-нравств. проблемы, писатели используют приёмы «многоголосия» повествования, открывающего возможность сопоставления разных точек зрения, характеров и жизненных позиций, «раскованности» романного времени, позволяющей полнее выразить напряжённый самоанализ героев, их «исповедальные» раздумья (произв. А. Г. Битова, Ю. В. Трифонова, Слуцкиса и др.). Аналогичные процессы наблюдаются и в драматургии. В пьесах А. В. Вампилова острые конфликтные ситуации становятся проверкой нравственно-волевого потенциала, внутр. культуры героев.

Близость сов. лит-ры к жизни народа выразилась, в частности, в том, что она повела решит, борьбу с пережитками патриарх, отношений, с замаскированным мещанством (произв. М. и Р. Ибрагимбековых, Эяьчина, Д. Досжанова, А. Таганова и др.).

Стремлением по-новому осознать национальные традиции, опереться на их непреходящие ценности, отбросив временное, устаревающее, отмечены произведения Белова, Друцэ, С. Курилова, Г. И. Матевосяна, Рытхэу, Ю. Н. Шесталова, Ф. А. Искандера, Г. Г. Ходжера, В. М. Санги и др.

Советская литература всесторонне раскрывает философский и культурно-экономический смысл происходящих перемен, отражает новые производственные отношения людей в морально-этической сфере их бытия: романы В. Кожевникова«3накомьтесь, Балуев!» (1960), Г. Н. Владимова«Большая руда» (1961), А. Е. Рекемчука «Молодо-зелено» (1961), О. Гончара «Тронка» (1963), Г. И. Коновалова «Истоки» (1959-67), Сартакова «Барбинские повести» (1957- 1967), Гранина «Иду на грозу» (1962), В. В. Липатова «Сказание о директоре Прончатове» (1969), О. М. Куваева «Территория» (1975), Ананьева «Годы без войны» (1975), произведения Ш. Рашидова, Р. Файзи, А. Мухтара и др. Острые проблемы совр. произ-ва, отношения в рабочей среде становятся всё более привлекательным материалом для лит-ры, ищущей новых, действенных средств изображения человека, гражданина, борца. Большой общественный резонанс вызвали пьесы «Человек со стороны» (1972) И. М. Дворецкого, «Сталевары» (1973) Г. К. Бокарёва, «Заседание парткома» (1975) А. И. Гельмана, «День приезда - день отъезда» (1976) В. Черных, и др.

В произв., созданных в период зрелого социализма, находят отклик осн. проблемы жизни общества, к-рые стали частью судеб сов. людей. С большой художеств, выразительностью разрабатывается т. н. производств, тема. Созданы глубокие, волнующие произв., всесторонне исследующие подвиг сов. народа в Великой Отечеств. войне. Большое внимание уделяется утверждению в лит-ре нравственных позиций сов. человека. Постоянной темой лит-ры остаётся тема борьбы за мир, за освобождение народов, за интернац. солидарность трудящихся в этой борьбе.

Э. М е ж е л а й т и с. «Человек» (Москва, 1963). Илл. С. Красаускаса.

Партия высоко оценивает достижения сов. лит-ры, отмечает активизацию деятельности творч. интеллигенции, к-рая вносит всё более весомый вклад в общепарт., общенар. дело строительства коммунистич. общества. Партия призывает к дальнейшему повышению роли социалистич. культуры и иск-ва в идейно-политич., нравств. и эстетич. воспитании сов. людей, формировании их духовных запросов. Пост. ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» (1972) призывает бороться за высокий идейно-эстетич. уровень сов. искусства, последовательно выступать против бурж. идеологии, смелее исследовать процессы, происходящие в обществе. Постановление оказало существ, воздействие на развитие лит. критики и литературоведения, к-рые стремятся более активно, с парт. позиций воздействовать на ход лит. процесса, формировать убеждения и вкусы читателей. Возрастает обществ, авторитет, усиливается марксистско-ленинская методологич. вооружённость, повышается профессиональный уровень литературно-критич. работ (см. Литературоведение в разделе Наука, а также ст. Литературная критика). Большое внимание партия уделяет подготовке и воспитанию творч. смены как одной из важнейших задач плодотворного развития советской художественной культуры. В постановлении ЦК КПСС «О работе с творческой молодёжью» (1976) дана развёрнутая программа совершенствования всей системы профессионального обучения и идейно-политической закалки молодого поколения художественной интеллигенции.

Формирование сов. лит-ры как нового этапа в развитии духовной культуры человечества всегда привлекало к себе внимание прогрессивной художеств, интеллигенции различных стран. В обществ, деятельности и творчестве А. Барбюса и Р. Роллана, Б. Брехта и И. Бехера, Т. Драйзера и М. Андерсена-Нексё, Премчанда и Лу Синя, Р. Фокса, Н. Хикмета и мн. др. выдающихся представителей лит-ры 20 в. утверждалось всемирно-ист, значение революц. опыта сов. писателей в создании единой социалистич. многонац. лит-ры и прочерчивались трассы её будущего решающего воздействия на ход развития«...интернациональной культуры демократизма и всемирного рабочего движения» (Л е н и н В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 120). Воплощаясь в произведениях сов. лит-ры, идеи социалистич. интернационализма вооружают писателей разных стран новым видением мира, открывают реальную перспективу выхода из тупиков буржуазного общества. В растущем международном авторитете советской литературы со всей очевидностью выражается торжество ленинской национальной политики (см. раздел Международные культурные связи).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.