Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Библиотеки 3 страница






Особенности пушкинского и гоголевского направлений рус. лит-ры синтезированы в реализме Тургенева, создавшего широкую картину умств. движений, борьбы идей, духовной жизни общества. Обнаружив трагич. разлад между мыслью и действием лучших представителей передового дворянства, Тургенев создал образы, в к-рых воплотил свои представления о новом типе героя-деятеля. Новаторское творчество Некрасова, выступавшего как бы от имени униженного крепостничеством крестьянства, со всей полнотой выразило революционно-демократич. взгляд на рус. действительность и тенденции её развития. В гротескных, фантастич. формах Салтыков-Щедрин показал «призрачность» реальной жизни пореформенной России - мира реакции, эксплуатации, лицемерия и беспринципности. Видное место в утверждении рус. реалистич. драматургии принадлежит А. Н. Островскому, нравственно-обличительные, социально-бытовые пьесы к-рого Добролюбов называл «пьесами жизни». Широта эпич. охвата действительности и беспримерное проникновение в психологию человека, отражение в частной жизни людей истории народа, небывалая интенсивность духовных исканий делают творчество Л. Н. Толстого уникальным явлением рус. и мировой лит-ры. Писатель вынес суровый приговор миру, погрязшему в пороках, лжи и преступлениях, и призвал к нравств. возрождению. «Эпоха подготовки революции в одной из стран, придавленных крепостниками, выступила, благодаря гениальному освещению Толстого, как шаг вперед в художественном развитии всего человечества» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 19). Стремительный драматизм идеологич., социально-филос. романов Достоевского выявлял через изображение «глубин души человеческой» узловые идейные и обществ, конфликты истории и переходной эпохи в жизни России. Со всей бескомпромиссностью ставя вопрос о социальной несправедливости, писатель, при отрицании революц. способов воздействия на мир, вскрыл тем не менее неизбежность идеи бунта против мира страданий. Новым этапом в развитии критич. реализма явилось творчество Чехова, предельно объективировавшего художеств, изображение характеров и событий. Мысль о гибели человека, задавленного тусклой обыденщиной, ощущение неизбежности перемен в жизни рус. общества определили особенности его новеллистики и драматургии.

Рус. писатели 19 в., от Грибоедова до Чехова, разоблачая страшный мир «мёртвых душ» царской России, всегда верили в её будущее; образ «птицы-тройки» стал глубоко символичным воплощением рус. представления о высоком ист. предназначении России. Защита «маленького» человека, суверенных прав его личности, трагич. противоречивость «лишних людей» - «героев нашего времени», протест против устоев «тёмного царства», настойчивое стремление понять «кто виноват?» и «что делать?», пути восхождения человека по ступеням нравств. совершенства, жизнь рус. общества в дни «войны и мира», поиски образа «положительно прекрасного человека», противостоящего всей силе и мерзости «карамазовщины», появление «новых людей», носителей революц. сознания, историко-социальный аспект конфликта «отцов и детей», защита человеческого достоинства и прав женщины, духовное умирание «людей в футлярах» - такова только малая часть той проблематики, к-рая была выдвинута рус. лит-рой 19 в., ставшей для передовых писателей всех национальностей, входивших в состав Росс, империи, неисчерпаемым источником идей и образов, школой реализма, примером высокого обществ, служения.

Творцы нац. лит-р были убеждёнными пропагандистами передовой рус. лит-ры и первыми её переводчиками на родные языки. А. Н. Толстой писал об этом: «Если обратиться к биографиям виднейших национальных деятелей середины и конца прошлого века, станет очевидно, что передовые идеи, понимание жизни и истории они черпали в нашей классической литературе...». Имена великих рус. писателей и критиков «...мы найдем в записных книжках, письмах, в признаниях друзьям, наконец, в самих произведениях писателей: в Грузии - у Ильи Чавчавадзе, Акакия Церетели, в Азербайджане - у Мирзы Фатали Ахундова, в Армении - у Налбандяна, Сундукяна, Ованеса Туманяна, на Украине - у Леси Украинки, Коцюбинского и, конечно, у Шевченко, в Белоруссии - у Купалы и Коласа, у узбеков - у Фурката, у казанских татар - у Шарифа Камала, у осетин - у Коста Хетагурова, у евреев - у Переца, Шо-лом-Алейхема и так далее» (Толстой А. Н., Четверть века советской литературы, 1943, с. 31-32). Благотворное влияние рус. лит-ры испытали и другие выдающиеся представители укр., груз., арм., латыш., эст. и др. лит-р, выступившие за дружбу народов России, за единство с рус. демократией, за овладение достижениями передовой рус. культуры: И. Франко, М. Богданович, Ю. Жемайте, Райнис, Э. Вейденбаум, Ф. Крейцвальд, Э. Вильде, В. Александри, М. Эминеску, А. Исаакян, Тукай, Г. Ибрагимов, Дж. Мамедкулизаде, М. А. Сабир, Менделе Мойхер-Сфорим и др. Их творчество было связано с нац.-освободит.., демократич., а порой и социалистич. тенденциями.

Отстаивая права народов на развитие нац. лит-ры и языка, Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Писарев, их последователи в нац. лит-pax неоднократно указывали на подчинённость нац. вопроса социальному, на возможность разрешения нац. проблемы лишь на почве социального освобождения. Раскрывая социальную противоречивость нац. культуры каждого народа в условиях классово антагонистич. борьбы «двух культур» в каждой нац. культуре: демократической и социалистической, с одной стороны, и бурж.-дворянской, клерикальной- с другой, В. И. Ленин доказал объективную необходимость появления новых закономерностей иск-ва на основе новых ист. закономерностей в целом. В 1905 в работе «Партийная организация и партийная литература» Ленин указывал на ист. обусловленность возникновения новой лит-ры, воодушевлённой идеей социализма, обращённой к «...миллионам и десяткам миллионов трудящихся...»; передовая революционная мысль будет оплодотворена в ней «...опытом и живой работой социалистического пролетариата...» (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 104).

Ярким выражением обществ, подъёма 1890-х гг., связанного с вступлением России в третий, пролет, этап освободит, движения, явилось творчество М. Горького, к-рый подверг точному и всестороннему художеств, анализу росс, предреволюц. действительность, воспел безграничную талантливость народа, создал яркие образы глашатаев революции, доказал ист. закономерность и справедливость революц. ломки «свинцовых мерзостей» царского строя. Патриот и гуманист, Горький черпал в деятельности большевистской партии, в обществ, практике рус. пролетариата и рабочих др. национальностей живые примеры героич. подвигов и человеческой красоты. В романе «Мать» (1906) он создал классич. образец лит-ры социалистического реализма, обозначив тем самым новый этап в истории рус. и мировой лит-ры.

Реалистич. лит-pa у народов России в 19 в. формировалась в условиях присоединения нац. окраин к Рус. гос-ву, вовлечения их в общеросс. ист. процесс развития капитализма и подъёма нац.-освободит, движения.

В 1-й пол. 19 в. укр. народ выдвинул Шевченко. Глубокое проникновение в идейный и образный строй нар. мышления, общечеловеческая значимость содержания, бескомпромиссный реализм изображения действительности, окрашенный революционно-романтич. пафосом свободы личности, свободы народа, делают автора «Кобзаря» (1840) основоположником новой укр. лит-ры, ставшей явлением мировой лит-ры. По пути критич. реализма и народности, проложенному Шевченко, развивалось творчество Марко Вовчок, Л. Глебова, С. Рудан-ского, И. Франко, А. Свидницкого, О. Ю. Федьковича, М. Коцюбинского, Леси Украинки, П. Грабовского, В, Стефаника и др.

Демократия, содержание и реалистич. тенденции в белорус, лит-ре были представлены в 19 - нач. 20 вв. творчеством Ф. Богушевича, М. Богдановича, А. Тётки, Янки Купалы, Якуба Коласа и др.

Прогрессивные тенденции арм. лит-ры 19 в. выразил X. Абовян, к-рый воспевал чувство нац. достоинства, патриотизм; ист. оптимизм писателя, его вера в нац., политич. и культурное возрождение арм. народа зиждились на осознании необходимости братской дружбы с рус. народом. 60-е гг.- период утверждения в арм. лит-ре реализма и прогрессивного романтизма. На это время приходится деятельность одного из видных представителей революционно-демократич. движения М. Налбандяна. В прозе и драматургии А. Ширванзаде создана психологически достоверная, сатирич. картина вытеснения патриархальных отношений капиталистич. укладом, к-рый в свою очередь начинал испытывать разрушит, действие революц. сил. В эпич. поэзии О. Туманяна воссозданы ист. картины жизни арм. народа, его филос., нравств. искания, социально-психологич. конфликты арм. действительности, утверждается высокая роль иск-ва в преобразовании мира и человека. С историей и культурой арм. народа, с лучшими традициями рус. и мировой лит-ры глубоко связано творчество А. Исаакяна, полное скорбных и мучит, раздумий о судьбах человека, о несправедливости жизненного устройства. Незадолго до Окт. революции 1917 выступил поэт А. Акопян, творчество к-рого во многом созвучно творчеству Демьяна Бедного.

В драматургии Мирзы Фатали Ахундова, в деятельности учёного-просветителя А. Бакиханова, в поэзии Мирзы Шафи Вазеха и поэта-сатирика Закира азерб. лит-ра 19 в. заявляла о необходимости борьбы против деспотизма, феод, отсталости, религ. суеверия. В кон. 19 - нач. 20 вв. развернулась деятельность писателей, связанных с журналом «Молла Насреддинх Мамедкулизаде, Сабира, А. Ахвердова, М. Ордубады и др.

Властителями дум груз, демократич. общественности стали в 19 в. поэты-романтики: поэзия Н. Бараташвили была проникнута идеями нац. освобождения, политич. вольнодумством, верой в торжество разума и сознанием трагич. несовместимости с окружающей его действительностью. Неповторимое своеобразие груз. нац. характера, драматич. эпизоды груз, истории, тяжёлая доля крестьянина, мудрость и красота нар. творчества, чистота и благородство устремлений передового человека становятся предметом художеств, исследования в произв. А. Чавчавадзе, Г. Орбелиани, Р. Эристави, Г. Церетели, А. Казбеги, Важа Пшавелы, Э. Ниношвили, И. Евдошвили, Л. Киачели и др. Крупнейшие груз, писатели 19 в.- И. Чавчавадзе и А. Церетели, испытавшие сильное воздействие идей рус. революц. демократов, выступили как вожди нац.-освободит, движения.

Завоевания реалистич. латыш, лит-ры кон. 19 - нач. 20 вв. связаны с именами А. Пумпура, братьев Каудзит, Р. Блаумана и главным образом Райниса и А. Упита, отразивших этапы становления и революц. борьбы латыш, пролетариата как части общеросс. пролет, движения. Эти писатели, а также В. Лацис, Я. Судрабкалн, А. Чак и др. были зачинателями сов. латыш, лит-ры.

В кон. 19 - нач. 20 вв. демократич. направление в реалистич. литов. прозе было представлено рассказами и повестями Ю. Жемайте, рассказами И. Билюнаса, поэзией Ю. Янониса. Передовые литов. писатели демократич. направления становятся после 1940 в ряды сов. писателей: А. Венуолис, П. Цвирка, Л. Гира, В. Монтвила, С. Нерис, А. Венцлова, Т. Тильвитис, В. Мико-лайтис-Путинас и др.

Эст. лит-pa 2-й пол. 19 в. разрабатывала проблемы, связанные с крест, освободит, движением (Ф. Р. Крейцвальд, В. Вильде, А. Таммсааре и др.). В период Революции 1905-07 здесь возникла пролет, лит-pa, видными представителями к-рой явились Ю. Лилиенбах, В. Юхкум и др. Восстановление Сов. власти в Эстонии (1940) ознаменовалось переходом на социалистич. позиции таких писателей-демократов, как Ю. Сютисте, И. Барбарус, И. Семпер, А. Якобсон и др.

Присоединение во 2-й пол. 19 в. Ср. Азии к России вызвало к жизни просветит, движение, возникшее под влиянием рус. передовой культуры. Выдвинулась плеяда писателей, публицистов, учёных, посвятивших себя вопросам нац. просвещения (Мукими и Фуркат - у узбеков, А. Дониш и С. Айни - у таджиков, Молланепес - у туркмен). Аналогичные процессы наблюдались у казахов (А. Кунанбаев, Ч. Валиханов), осетин (К. Хетагуров), чувашей (К. Иванов), коми (И. Куратов), якутов (А. Софронов, Н. Неустроев).

Культурное наследие тех народов, к-рые до Октябрьской революции не имели письменности (нек-рые народы Кавказа, Сибири, Поволжья, Ср. Азии), составляло гл. обр. устное нар. творчество. Подробнее историю рус. литературы см. в разделе Литература в ст. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, историю литератур других народов Союза ССР в разделе Литература в статьях о союзных и авт. республиках в соответствующих томах БСЭ.

Советская литература - детище Великой Окт. социалистич. революции 1917, экономич., социальных и культурных преобразований в сов. обществе, выразивших объективные закономерности его ист. движения к социализму и коммунизму. Сов. лит-pa представляет собой идейно-эстетич. единство динамически взаимодействующих нац. лит-р, художеств, опыт каждой из к-рых становится общим достоянием.

Пути сов. лит-ры определяются обще-ист, закономерностями развития социалистич. общества, ленинской нац. политикой Коммунистич. партии, обеспечивающими расцвет, сближение и взаимообогащение культур социалистич. наций и народностей. Как лит-pa социалистич. реализма, сов. лит-pa базируется на принципах марксистско-ленинской партийности, народности, коммунистич. идейности, социалистич. интернационализма и отражает гл. закономерности эпохи перехода к коммунизму. В этом её необоримая жизненная сила и ист. оптимизм.

У народов СССР с первых дней установления Сов. власти появились общие идейно-политич. и культурные устремления: защита завоеваний революции, социалистич. переустройство всего общественно-бытового уклада, восстановление разрушенного 1-й мировой войной, интервенцией и контрреволюцией нар. х-ва, создание социалистич. общества, новой культуры.

В годы Окт. революции и Гражд. войны определились задачи борьбы против тенденций идеологически враждебных, эстетически чуждых осн. линии развития сов. культуры. Среди писателей были откровенные противники революции, выразители мелкобурж. идеологии, а также те, кто трудно находил свой путь к осознанию социалистич. характера, движущих сил революции. У истоков сов. лит-ры стояли люди, тесно связавшие себя с революц. борьбой (в России - Горький, Демьян Бедный, А. С. Серафимович, в Латвии - Упит, в Армении - Акопян, в Азербайджане - Ордубады, на Украине - В. Эллан-Бла-китный, в Казахстане - С. Сейфуллин, в Осетии - С. Гадиев, Ц. Гадиев, в Дагестане - Г. Саидов, в Карелии - Я. Виртанен и др.); непосредственно участвовали в разработке теоретич. и практич. основ нац. лит-р видные революционеры (А. В. Луначарский, В. В. Боровский, С. Шаумян, А. Ф. Мясников, Ф. Махарадзе, Н. Нариманов, В. Мицкявичюс-Капсукас, А. Арайс-Берце и др.); молодые писатели шли в лит-ру из среды рабочего класса, крестьянства, трудовой интеллигенции, из рядов Красной Армии.

Большинству нац. лит-р первых послереволюц. лет свойственно романтич. восприятие действительности, источником к-рой была сама жизнь - великая революц. ломка, создавшая высокие представления о новом миропорядке, о подвиге во имя его окончат, торжества. Этой эмоциональной атмосфере прежде всего отвечали лирич. жанры. В. В. Маяковский говорил, что «...литература революции началась со стихов» (Поли. собр. соч., т. 12, 1959, с. 142). Революц. шаг восставшего народа запечатлен в стихах Маяковского («Ода революции», «Левый марш» и др.), в лирико-патетич. поэмах А. А. Блока («Двенадцать», 1918), Демьяна Бедного («Главная улица», 1922), В. В. Хлебникова («Ночь перед Советами», 1921), В. Сосюры («Красная зима», 1921), Е. Чаренца («Всепоэма», 1922), М. Чарота («Босые на пожарище», 1922), Л. Квитко («Красная буря», 1918), С. Кудашева («Октябрь», 1920) и др. Поэзия - от агитки до высокой оды - обратилась к эстетике предельных контрастов в сопоставлении прошлого с настоящим, к символич. образам стихии, мирового пожара, к стилевой экспрессии. Использование поэтами фольклорных, мифологич., библейских образов и формул поэтич. мышления имело целью воссоздание грандиозности, неповторимости и всечеловеческой значимости происходящих событий. Новаторский характер поэзии 20-х гг. определялся необходимостью найти художеств, средства, соответствующие масштабам эпохи. При этом оказалось, что «космическая» образная система поэтов пролеткультовского толка (см. Пролеткульт), всякого рода левацкие загибы, в т. ч. рецидивы футуризма, на деле далеки от подлинного новаторства. Маяковский, П. Тычина, Е. Чаренц, Г. Табидзе, М. Ча-рот, X. Такташ, С. Вургун и др. создавали новый поэтич. язык для выражения чувств и мыслей современника - человека, воспринимающего высокие идеи и цели революции не отвлечённо, а в конкретно-ист, преломлении, среди реальных противоречий действит. жизни. Пути решения этих художеств, задач приводили мн. поэтов к традиц. жанрам нар. поэзии, к вечно живым истокам нар. языка (песни Янки Купалы; сб. И. Кулика «Мои коломыйки», 1921, и др.). Таков же генезис лучших образцов политич. и бытовой сатиры (Демьян Бедный и др.). Идейно-эстетич. итоги творч. эволюции С. А. Есенина были закреплены в сб. «Русь Советская» (1925), выразившем принятие поэтом новой «коммуной вздыбленной» России. В условиях, созданных Октябрём, нац.-ист. опыт приобретал общесоюзный масштаб; характерно единство идейно-тематич. исканий, проявившихся, в частности, в изображении героич. образов бакинских комиссаров. Поэтич. произведения об их трагич. гибели создали Маяковский, Н. Н. Асеев, Есенин, С. И. Кирсанов, П. Хузангей, Акопян, Чаренц, Н. Зарян, Вургун, М. Мушфик, С. Рустам, Тычина, Бажан. Интернационалистом, устремлениям сов. людей отвечало стих. М. А. Светлова «Гренада» (1926). В 20-е гг. закладывались основы многоязычной ленинианы. В сознании масс образ Ленина был символом революции, воплощением надежд, залогом победы в трудной битве за новую жизнь, братского единства народов Сов. Союза. «Мы родные по Ильичу», - писал тат. поэт X. Туфан. Через изображение величия дел Ленина происходило лирич. «причащение» к революционному движению, «великому чувству по имени класс» (Маяковский).

А. А, Блок. «Двенадцать». Илл. Ю. П. Анненкова. 1918.

Сложный путь проходила в своём развитии проза 20-х гг. Преодолевая обобщённо-романтизированные, а подчас и схематизированные принципы изображения послереволюц. жизни, модернистские идейно-эстетич. влияния, сов. лит-pa шла по пути органич. слияния романтич. пафоса и реалистич. достоверности в изображении противостояния и борьбы двух антагонистич. миров: «Неделя» (1922) Ю. Н. Либединского, «Два мира» (1921) В. Я. Зазубрина, «Партизанские повести» (1923) Вс. В. Иванова, «Падение Дайра» (1923) А. Г. Малышкина, «Ветер» (1924) Б. А. Лавренёва, «Реки огненные» (1924) Артёма Весёлого, повести Л. Н. Сейфуллиной, А. С. Неверова, рассказы А. Головко. Исторически и психологически достоверную картину превращения массы в революц. коллектив, спаянный высокой идеей и волей к победе, показал Серафимович в романе «Железный поток» (1924). Ярко индивидуализированный образ легендарного комдива, в к-ром были персонифицированы типические черты народа, разбуженного революцией, создал Д. А. Фурманов в романе «Чапаев» (1923).

Начиная с 1921 появляются «толстые» лит.-художеств. журналы: «Красная новь» (создан по инициативе Ленина), «Книга и революция», «Печать и революция», ^Сибирские огни», «Молодая гвардия», «Новый мир», «Октябрь» и др. общесоюзные и региональные издания, формировавшие и направлявшие лит. процесс (см. Литературно-художественные журналы). Перед лит-рой встала задача воплотить в художеств, формах социально-ист, своеобразие эпохи, воссоздать новую атмосферу обществ, жизни. Широкое распространение получили произведения, опирающиеся на реальные события, конфликты, судьбы, жизненный материал, пережитый подчас самим писателем: «Разгром» (1927) А. А. Фадеева, «Цемент» (1925) Ф. В. Гладкова, «Бруски» (1928-37) Ф. И. Панфёрова, «По ту сторону» (1928) В. П. Кина, «Конармия» (1926) И. Э. Бабеля, «Бурьян» (1927) Головко, «Земля» (1928) К. Чор-ного, «Глубокие корни» (1928) Г. Ибрагимова, «Рашид» (1935) Д. Демирчяна, «Коммунистка Раушан» (1929) Б. Майлина и др. Эти произв. пронизаны пафосом реального видения революционно-социалистич. перспективы; образы Кожуха, Чапаева, Левинсона, имевшие огромное воспитат. значение, воплощали типические черты новых героев - носителей революц. сознания. Сложные нравственно-филос. вопросы были поставлены в романах и повестях Л. М. Леонова, К. А. Федина, Ю. К. Олеши, М. Л. Слонимского, П. Панча, М. Джавахишвили, С. Зорьяна, А. Кадыри, М. Ауэзова и др. В романтико-фантастич. повести «Алые паруса» (1923) А. С. Грин рассказал о торжестве человеческой мечты о счастье.

Д. А. Фурманов. «Чапаев». Илл. А. П. Ливанова. 1959.

В остродраматич. борьбе нового со старым, в отражении судьбы народной в судьбах индивидуальных черпала сюжеты драматургия 20-х гг.; её героем стал человек, осознавший величие революции, её защитник и идеолог: «Бронепоезд 14-69» (1922) Вс. Иванова, «Любовь Яровая» (1926) К. А. Тренёва, «Разлом» (1928) Лавренёва, «Рельсы гудят» (1928) В. М. Киршона, «97» (1924) и «Коммуна в степях» (1925) М. Кулиша, «Диктатура» (1929) И. Микитенко, «Севиль» (1928) и «Алмас» (1931) Дж. Джабарлы, «Бай и батрак» (1918) X. Н. Хамзы, «Два коммуниста» (1928) К. Яшена, «Старик Камали» (1925) Ф. Бурнаша и др. В пьесах «Дни Турбиных» (1926) и «Бег» (1928, пост. 1957) М. А. Булгаков показал ист. обречённость белогвардейского движения, внутр. кризис белоэмигрантской среды.

Конкретно-ист, социальная обусловленность человеческих судеб, их вовлечённость в сложные жизненные процессы, прошлое Родины как её непреходящее духовное богатство - такие темы разрабатывались в возникавшем во 2-й пол. 20-х гг. сов. ист. романе (О. Д. Форш, А. П. Чапыгин, Ю. Н. Тынянов, Н. Лордкипанидзе, 3. Бядуля и др.). Большие историко-филос. обобщения, панорамное изображение предреволюц. жизни отличают произведения Горького, созданные в 20-е гг. (последнюю часть автобиографич. трилогии-«Мои университеты», роман «Дело Артамоновых» и др.). Стремлением к эпич. и ист. осмыслению действительности отмечены 1-я и 2-я книги трилогии «На перепутье» (1923-27) Якуба Коласа; произв. А. Весёлого, С. Н. Сергеева-Ценского, Т. Гартного, А. Бакунца, Айни, Кадыри, Ордубады, Ш. Камала и др. Осознание жизни в её драматич. противоречивости, ист. перспективе и революц. развитии - одно из завоеваний социалистич. реализма, проявившееся уже в лучших произв. 20-х гг.

В 1928 М. А. Шолохов опубликовал 1-ю кн. «Тихого Дона» (4-я кн. -1940)-романа, принёсшего писателю мировую известность. Исторически и психологически достоверный рассказ о судьбах донского казачества перерос во всенар. эпопею о трудных путях к новой жизни через горнило революции. Неуклонное следование правде жизни, воплощение действительности в её противоречиях и острых конфликтах, возникающих в сложном и трудном процессе рождения нового, коммунистич. мира, определили особое значение «Тихого Дона».

Масштабностью ист. мышления отмечен ряд поэтич. произв. Поэмы Маяковского -«Владимир Ильич Ленин» (1924) и «Хорошо!» (1927) утвердили традиции гражд. социальной поэзии, пронизанной лиризмом «личного» отношения поэта к избранной теме. О революции, о народе как творце собственной истории пишут Есенин («Анна Онегина», 1925), Э. Г. Багрицкий («Дума про Опанаса», 1926), Асеев («Семён Проскаков», 1928), Б. Л. Пастернак («Девятьсот пятый год», 1925-26, и «Лейтенант Шмидт», 1926- 1927), И. Л. Сельвинский («Улялаевщина», 1927), М. Рыльский («Сашко», 1929), Я. Купала («Неназванное», 1925), Я. Колас («Новая земля», 1923, и «Симон-музыкант», 1917-25), Чарот («Краснокрылый вещун», 1923), П. Трус («Десятый фундамент», 1928), Сейфуллин («Советстан», 1926, и «Кокчетау», 1924), Джансугуров («Степь», 1930) и др.

В. В. Маяковский. «Хорошо!». Обложка. Художник Л. М. Лисицкий. (Первая публикация).

Бескомпромиссным обличением бурж. пережитков в психологии людей, в некоторых аспектах социальной жизни отличаются сатирич. произв. 20-х гг. В комедиях и сатирич. стихах Маяковского всесторонне исследовался и разоблачался тип «совмещанина» - опасного внутр. врага революции. Приспособленчество, обывательщина, рвачество, карьеризм и т. п. становились объектом осмеяния в комедиях А. М. Файко, В. П. Катаева, А. И. Безыменского, И. Кочерги, Кулиша, К. Крапивы, Ш. Дадиани, П. Какабадзе, Демирчяна; в сатирич. произв. М. М. Зощенко, И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, Гладкова, М. Е. Кольцова, О. Вишни и др.; в стихах Эллана-Блакитного, Г. Цадасы, X. Намсараева, А. Шогенцукова и др.

20-е гг. отмечены интенсивным развитием художеств, перевода (см. Перевод художественный). На языках народов СССР вышли сочинения мн. рус. писателей.

В 20-е гг. в ряде лит-р возникали различные течения, нередко противоборствующие орг-ции и группы, эстетич. программы к-рых отличались нарочитой усложнённостью, подчас аполитизмом, утверждением «автономности» лит-ры, левацким отказом от классич. традиций; нек-рые писатели находились под влиянием бурж., мелкобурж. идеологий (см. Имажинизм, Конструктивизм, ОПОЯЗ, «Перевала», «Серапионовы братья» - в России; «неоклассики» и ВАПЛИТЕ - на Украине; «Академическая группа» - в Грузии; «Армянское литературное товарищество»; «Челабайские беседы» - в Узбекистане; «Алка»-в Казахстане и др.).

Конкретный социально-ист, опыт лит-ра приобрела в условиях ожесточённой классовой борьбы, находившей отражение и на лит. фронте, где чистота идеологии не только отстаивалась в теоретич. полемике с различного рода формалистич., вульгаризаторскими концепциями, с эстетством и нац. ограниченностью, но и утверждалась творч. достижениями нац. лит-р. Возможности метода социалистич. реализма открывали верные пути тем писателям, к-рые вели подчас мучительные поиски выходов из тупиков различных эстетич. программ.

Ленин и Коммунистич. партия оказывали огромную помощь укреплению идейно-художеств. и материальных основ новой лит-ры. Принципиальна роль в борьбе за идейную чистоту сов. лит-ры выступлений Ленина и ЦК партии против пролеткультовских теорий [письмо ЦК РКП(б) «О Пролеткультах», 1920], в к-рых было обосновано положение о преемственном развитии социалистич. культурой лучших традиций культуры прошлого, против футуристич. и пр. модернистских течений, мешавших плодотворному развитию сов. лит-ры. Прямое отношение к лит. процессу имели резолюции по нац. вопросу, принятые 10-м (1921) и 12-м (1923) съездами партии. В резолюция ЦК РКП(б) 1925 «О политике партии в области художественной литературы» обобщались тенденции лит. развития, указывалось на необходимость «завоевания позиций в области художественной литературы», обращалось особое внимание «на развитие национальной литературы в многонациональных республиках и областях нашего Союза».

А. А. Фадеев. «Разгром». Художник П. П. Соколов-Скаля. 1932.

Одним из важных аспектов культурной революции, развернувшейся в стране, явилась кипучая созидат. работа по формированию ряда новых лит-р народов, не имевших до Окт. революции своей письменности или развитой лит-ры. Новые нац. лит-ры, взаимодействуя с лит-рами др. народов в условиях строительства социализма, укрепления ингернац. тенденций социалистич. культуры стремительно проходили путь к иск-ву, стоявшему на уровне задач современности, - к иск-ву социалистич. реализма. Уже на исходе первого сов. десятилетия Горький констатировал бурный «... процесс создания той единой социалистической культуры, которая, не стирая индивидуальные черты лица всех племен, создала бы единую, величественную, грозную и обновляющую весь мир социалистическую культуру» (Собр. соч., т. 30, 1956, с. 365-66).

Н. А. Островский. «Как закалялась сталь». (Москва, 1958). Фронтиспис Е. А. Кибрика.

Конец 20-х - сер. 30-х гг.- время индустриализации страны, решит, поворота деревни к социализму, утверждения в ней новых обществ, отношений. Революц. энергия масс, приобщившихся в ходе строительства социализма к ист. творчеству, новые невиданные возможности участия в созидат. деятельности народа выдвинули перед лит-рой задачи глубокого постижения и правдивого изображения жизненных процессов. Естественна тяга писателей к крупной, эпич. форме повествования, запечатлевавшей формирование нового обществ, сознания, психологии нового человека. Глубина художеств, познания сложных явлений современности, чёткость авторской позиции, предельная ист. конкретность повествования о великом революц. переломе в жизни деревни отличают роман Шолохова «Поднятая целина» (кн. 1-2, 1932-60), пронизанный размышлениями об истинной человечности, о путях прогресса, об ист. необходимости. В поэме «Страна Муравия» (1936), развивающей традиции рус. классич. поэзии и одновременно произв. новаторском, А. Т. Твардовский поднял большие проблемы, связанные с переходом деревни к новой жизни. Всесоюзную читательскую аудиторию завоевали романы «Соть» (1929) Леонова, «Ледолом» (1929) К. Я. Горбунова, «Гвади Бигва» (1938) Л. Киачели, очерковая повесть «Разбег» (1930) В. П. Ставского, поэмы «Трагедийная ночь» (1930) Безыменского, «Над рекой Орессой» (1933) Я. Купалы и др. Характерные для первых пятилеток высокий преобразовательский пафос, невиданные планы и темпы вдохновляли писателей на создание произв., запечатлевших яркие страницы истории сов. общества: «Энергия» (1932-38) Гладкова, «Время, вперёд!» (1932) В. П. Катаева, «День второй» (1933) И. Г. Эренбурга, «Гидроцентраль» (1930-31) М. С. Шагинян, «Большой конвейер» (1934) Я. Н. Ильина, «Ацаван» (1937-47) Н. Зарьяна. Отличит, черта лит-ры 30-х гг.- интерес писателей к событиям, происходившим в братских республиках. Расширение писательских контактов, выражавшееся, напр., в поездках писательских бригад по стране, укрепление связей между нац. лит-рами вызвали появление таких произведений, как «Стихи о Кахетии» (1935) Н. С. Тихонова, «Путевой дневник» (1939) В. М. Инбер, «Кара-Бугаз» (1932), «Колхида» (1934) К. Г. Паустовского, «Большевикам пустыни и весны» (кн. 1-3, 1931-48) В. А. Луговского, «Человек меняет кожу» (ч. 1-2, 1932-33) Б. Ясенского, «Роман межгорья» (кн. 1-2. 1929-34) И. Ле, «Будущность» (1938) 3. Самуйлёнка, и др. В 1932 Президиум ЦИК СССР принял постановление об организации Литературного института им. М. Горького для воспитания творч. кадров многонац. сов. лит-ры. Большое значение имело интенсивное развитие художественного перевода, сделавшего мировым достоянием лучшие образцы нац. литератур.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.