Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Киноведение






Первые попытки разработки теоретич. вопросов кино в России были осуществлены в дореволюц. годы. Проблемы кинематографа привлекали внимание Л. Н. Толстого, М. Горького, В. Э. Мейерхольда, Л. Н. Андреева, А. С. Серафимовича, К. И. Чуковского и др. Уже тогда ставились вопросы специфики кино, его выразит, средств и роли в жизни общества, взаимоотношений с др. иск-вами.

Утверждение киноведения как самостоят, науки произошло после Окт. революции 1917. Основополагающими для киноведения стали высказывания В. И. Ленина. Определив кино как важнейшее из иск-в, Ленин высоко оценил его огромные возможности в коммунистич. воспитании и просвещении масс. Политич. задачи, поставленные партией перед кино, определили особый интерес в 20-х гг. к кино как массовому иск-ву, способному на высоком художеств, уровне решать сложные идеологич. и эстетич. проблемы. Большое внимание уделялось изучению выразит, средств кино, используемых в целях образно-публицистич. трактовок жизненного материала. Сов. киноведение развивалось в тесной связи с творческой практикой киноискусства. Принципиально новым явлением в мировом киноведении стала разработка сов. режиссёрами Л. В. Кулешовым, С. М. Эйзенштейном, В. И. Пудовкиным и др. теории монтажа и реалистич. метода в кино. Первым теоретиком документального кино стал Д. Вертов. Росту коммунистич. идейности киноведения способствовали статьи и выступления А. В. Луначарского. В трудах В. Б. Шкловского, А. И. Пиотровского, Н. М. Иезуитова ставился вопрос о творческом многообразии сов. кино, его направлениях («поэтическое», «прозаическое» и др.). Писатели и литературоведы (Ю. Н. Тынянов, Б. М. Эйхенбаум и др.), участвовавшие в становлении киноведения, способствовали укреплению связей кино со «старшими» искусствами и обогащению молодой науки достижениями мирового искусствоведения. Формировались кадры первых проф. киноведов и критиков - И. В. Соколов, Н. А. Лебедев, А. Курс и др. Закладывались основы киноведения во мн. республиках, в частности на Украине, в Грузии. Началась (с 30-х гг.) подготовка киноведов в аспирантуре Ин-та красной профессуры, Гос. академии искусствознания, Н.-и. кинофотоинститута (НИКОИ), ВГИКа. Документы Всесоюзного парт, совещания по кино (1928) определили общественно-политич. направленность сов. киноиск-ва, подчеркнули его народность и партийность, указали на необходимость теоретич. разработки отдельных видов и жанров.

В 30-е гг. перед сов. киноведением встали задачи, обусловленные обращением кино к изображению нового человека - строителя социализма. Утверждение и развитие метода социалистич. реализма способствовало дальнейшему идейному росту киноведения в СССР. Всесоюзное творческое совещание работников кино в 1935 всесторонне обсудило пути развития киноиск-ва. В работах этого периода большое внимание уделялось проблеме создания образа экранного героя, особенно героя-коммуниста, изучались выразит, средства, способствующие созданию целостного звукозрительного образа. В этот период появились труды, поев, иск-ву киноактёра (Пудовкин), проблемам кинодраматургии (В. К. Туркин, В. М. Волькенштейн), кинорежиссуры (Кулешов, Эйзенштейн и др.). Изучались различные жанры, получившие особое развитие в 30-е гг. (историко-революц. и ист. фильмы, эпопея, кинокомедия). В 40-50-е гг. вышли ценные исследования режиссёров С. И. Юткевича, С. А. Герасимова, оператора А. Д. Головни, капитальные труды Лебедева («Очерк истории кино СССР», 1947), С. С. Гинзбурга, В. Е. Вишневского. Большое значение для развития киноведения имело начавшееся в 50-е гг. издание сочинений классиков сов. киноиск-ва - Пудовкина («Избранные статьи», 1955), Эйзенштейна («Избранные статьи», 1956, «Избранные произведения», т. 1-6, 1964-71), А. П. Довженко (Собр. соч., т. 1-4, 1966-69), Д. Вертова («Статьи, дневники, замыслы», 1966).

В 60-70-е гг. продолжается разработка теоретич. проблем, в к-рой активно участвуют и творческие работники - Герасимов («О киноискусстве», 1960), Юткевич («Контрапункт режиссёра», 1960), Головня («Мастерство кинооператора», 1965). Исследуются общие проблемы сов. киноведения (Е. С. Добин, Лебедев, Р. Н. Юренев), идейно-эстетич. вопросы, принципы социалистич. реализма, партийности и народности иск-ва в условиях развитого социалистич. общества. Общетеоретич. и идеологич. проблемы изучают В. Е. Баскаков, Е. С. Громов, В. Н. Ждан, А. В. Караганов, В. А. Кудин, А. В. Мачерет, Е. Д. Сурков. Совершенствуется изучение специфики кино и его выразит, средств (исследования И. В. Вайсфельда и С. И. Фрейлиха по кинодраматургии), отд. жанров и видов кино (Н. М. Зоркая об историко-революц. фильме, Юренев о кинокомедии, Гинзбург о мультипликационном фильме, С. В. Дробашенко и Ю. М. Ханютин о документальном кино), восприятия кинопроизв. зрителем (работы И. А. Рачу-ка, Л. Н. Когана). Значит, место в киноведении занимает история и практика многонац. сов. кино (книги и статьи И. С. Корниенко, М. X. Зака, А. В. Красин-ского, Н. И. Туманова, К. Д. Церетели и др.). Внимание киноведов союзных республик сосредоточено гл. обр. на вопросах истории нац. кинематографий и актуальных проблемах, связанных с творческой деятельностью нац. киностудий. Исследуется кино социалистич. стран (Я. К. Маркулан, Л. П. Погожева, И. И. Рубанова и др.). Важное направление сов. киноведения составляет критика бурж. течений в мировом киноискусстве.

Совр. киноискусству капиталистич. стран поев, работы С. В. Комарова, В. И. Божовича, Г. А. Капралова, М. И. Туров-ской и др. Большое влияние на развитие сов. киноведения оказали постановления ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» и «О мерах по дальнейшему развитию советского кинематографа» (оба в 1972). Совр. киноведение уделяет пристальное внимание взаимосвязи теории, истории кино и кинокритики, разработке методологии науч. исследований, использует методику социологии, психологии и педагогики в изучении зрителя. Киноискусство развитого социализма - основная тема исследований сов. киноведов.

Ведущая н.-и. орг-ция в области теории и истории кино и координирующий центр киноведч. исследований-Н.-и. ин-т теории и истории кино Госкино СССР (осн. в 1974, Москва). Киноведч. работу ведут также Всесоюзный гос. ин-т кинематографии, Госфильмфонд СССР, Центр, архив кинофотодокументоз СССР, Сектор художеств, проблем средств массовой коммуникации Ин-та истории иск-в (Москва), Сектор социологии культуры Ин-та экономики Уральского науч. центра АН СССР (Свердловск), Сектор кино Ин-та музыки, театра и кинематографии (Ленинград). Киноведч. центры на Украине - Отдел киноведения Ин-та искусствоведения, фольклора и этнографии им. М. Ф. Рыльского и кафедра истории и теории киноиск-ва Гос. ин-та театр, иск-ва им. И. К. Карпенко-Карого (Киев); в Белоруссии - Сектор театра и кино Ин-та иск-в, этнографии и фольклора АН Белорус. ССР (Минск). В Грузии киноведч. исследования ведёт сектор истории и теории театра и кино Груз, театр, ин-та им. Ш. Руставели (Тбилиси). Киноведческие группы существуют также и в др. респ. искусствоведческих ин-тах. Кадры киноведов готовит (с 1945) киноведческий ф-т ВГИКа.

Киноведы и кинокритики ежегодно проводят встречи и симпозиумы в рамках Междунар. кинофестивалей. Сов. деятели кино входят в Междунар. ассоциацию научного кино (осн. в 1947), Междунар. федерацию киноархивов (ФИАФ, 1938), Междунар. ассоциацию кинопрессы (ФИПРЕССИ, 1930).

Периодические издания: журналы «Искусство кино» (с 1931) и «Советский экран» (с 1925).

См. раздел Кино, а также Киноведение, Киноискусство. В. А. Кузнецова.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.