Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Театроведение






Развитие театроведч. мысли было связано с усилением роли театра в жизни общества. Один из теоретиков классицизма А. П. Сумароков, как и др. передовые деятели рус. культуры, считал театр носителем прогрессивных идей, трибуной гражданских идеалов. К демократизму, самобытности рус. театра, усилению его воспитат. значения призывал просветитель Н. И. Новиков, к-рый опубликовал в 1772 «Опыт исторического словаря о российских писателях». В словарь вошли его статьи о крупнейших деятелях рус. театра: Сумарокове, В. К. Тредиаковском, М. М. Хераскове и др. Среди первых исследований по истории рус. театра выделяется работа Я. Штелина «Краткое известие о театральных в России представлениях от начала их до 1768 года» (1779). На рубеже 18-19 вв. за правдивое изображение жизни на сцене выступали Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, позднее принципы гражданственности иск-ва отстаивали А. Д. Улыбышев, П. А. Вяземский, Н. И. Гнедич. Опыту зарубежного театра было поев. соч. А. Н. Веселовского «Старинный театр в Европе» (1870). Значит, вкладом в изучение рус. театра стали работы П. О. Морозова «История русского театра до половины XVIII столетия» (1889), А. А. Ярцева «Основание и основатель русского театра (Ф. Г. Волков)» (1900), Б. В. Варнеке «История русского театра» (1908- 1910), В. Н. Всеволодского-Гернгросса о театре эпохи Отечественной войны (1812) и театр, образовании в России, Н. И. Стороженко о театре У. Шекспира и др. В дореволюц. период стало складываться театроведение и у др. народов России, имевших проф. театр (грузин, армян и др.). Наука о театре как самостоят, отрасль окончательно сложилась в нач. 20 в.

Советское театроведение. Быстрый подъём театроведения начался уже в первые годы после Октябрьской революции 1917. Сов. театроведение в своём развитии опиралось на богатое эстетич. наследие А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, идейные и эстетич. принципы сценич. иск-ва и драматургии, разработанные революц. демократами В.Г. Белинским, Н. А. Добролюбовым, А. И. Герценом, на метод марксистского изучения театра, основы к-рого были заложены в трудах Г. В. Плеханова, В. В. Воровского, А. В. Луначарского. Возникли науч. учреждения, изучавшие историю и теорию театра: секции театр, отдела Наркомпроса (1918), Гос. академия художеств, наук (ГАХН, 1921-31) в Москве. На её базе в 1931 была создана Гос. академия искусствознания (ГАИС), в 1933 переведённая в Ленинград и слившаяся с Гос. ин-том истории иск-в (ГИИИ, осн. в 1921), после ряда преобразований - с 1962 Ленингр. ин-т театра, музыки и кинематографии. В борьбе с формальным и формально-социологич. методами, вульгарным социологизмом сов. театроведение овладевало марксистско-ленинской методологией. Важное значение для сов. театроведения имели парт, документы по вопросам лит-ры и иск-ва: письмо ЦК РКП(б) «О пролеткультах» (1920), резолюция ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925), парт, совещание по вопросам театра при агитпропе ЦК ВКП(б) (1927). Театр, отдел ГИИИ с 1922 возглавлял крупнейший исследователь театра А. А. Гвоздев. Здесь работали А. С. Булгаков, Всеволодский-Гернгросс, С. С. Данилов, К. Н. Державин, С. С. Мокульский, А. И. Пиотровский, А. А. Смирнов, И. И. Соллертинский, к-рые изучали проблемы зарубежного, рус. и сов. театров; уделялось большое внимание вопросам методологии. Театроведы, работавшие в Москве, - Б. В. Алперс, Н. Д. Волков, С. Н. Дурылин, Е. М. Кузнецов, П. А. Марков, П. И. Новицкий, Ю. В. Соболев, Д. Л. Тальников, В. А. Филиппов, А. М. Эфрос, Н. Е. Эфрос группировались вокруг театр, секции ГАХН. Нигилистич. отношению к культурному наследию и старым театрам со стороны Пролеткульта, программам «Театрального Октября», к-рые были выдвинуты В. Э. Мейерхольдом, а затем РАППом, они противопоставляли работы, обобщающие богатый опыт и реалистич. традиции Малого театра и МХАТа.

Пост. ЦК ВКП(б) ч О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) способствовало преодолению вульгарного социологизма в сов. театроведении, сближению его с творч. практикой. Значит, вкладом в развитие театроведческой мысли стали труды К. С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве» (1926) и «Работа актёра над собой» (1938), В. И. Немировича-Данченко «Из прошлого» (1936), работы Е. Б. Вахтангова, Л. Курбаса, К. А. Марджанова, Мейерхольда, А. Я. Таирова и др.

Основываясь на теории народности иск-ва и на принципах марксистско-ленинской эстетики, сов. театроведение добилось значит, успехов в разработке теории социалистич. реализма. Драматургия рассматривалась в тесной связи с её сценич. воплощением, углублённо изучались актёрское иск-во, режиссура. С реорганизацией в 30-х гг. театр, вузов (Гос. ин-т театр, иск-ва им. А. В. Луначарского в Москве, 1935, Ленингр. театр, ин-т, 1939) науч. работа велась на их кафедрах, создавались учебники и уч. пособия по истории театра. Новая методология нашла отражение в коллективном труде «История советского театра», т. 1 (1933), исследованиях зарубежного театра - «История западноевропейского театра», т. 1-2 (1936-39) Мокульского, «Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий» (1939) Гвоздева, «История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года» (1941) А. К. Дживелегова и Г. Н. Бояджиева. Появилась новая плеяда театроведов - И. Л. Альтман, Г. И. Гоян, Ю. А. Дмитриев, Н. Г. Зограф, Ю. С. Калашников, А. П. Мацкин, П. И. Новицкий, Б. И. Ростоцкий, Ю. И. Слонимский, Е. Д. Сурков, Н. Н. Чушкин, И. И. Юзовский и др., занимающихся изучением разнообразного по формам многонац. сов. театра. На основе достижений театроведения поднялся теоретич. уровень театр, критики.

В годы Великой Отечеств, войны 1941- 1945 выходили сб. статей, альманахи Всеросс. театр, об-ва, активно работали театр, критики. В 1944 в Москве создан Ин-т истории иск-в (с 1977 Всесоюзный н.-и. ин-т искусствознания) с сектором театра народов СССР, ставший ведущим н.-и. учреждением в области театроведения (в 1944-61 в системе АН СССР, с 1961 - Мин-ва культуры СССР).

Дальнейший рост театроведения в 40- 50-е гг. связан с борьбой за высокую идейность театрального искусства, с преодолением догматич. тенденций, суженного понимания реализма. Расширился фронт науч. исследований, в них отчётливо проявилось стремление к подлинному историзму, привлечению большого фактич. материала и новому его осмыслению. Творч. наследие Станиславского рассматривается с совр. позиций в трудах Н. А. Абалкина, В. Я. Виленкина, И. Н. Виноградской, Калашникова, Г. В. Кристи, Н. А. Крымовой, Е. И. Поляковой, В. Н. Прокофьева, М. Н. Строевой, И. Н. Соловьёвой, Т. М. Суриной; Немировичу-Данченко поев, работы Маркова, Виленкина, Л. Я. Фрейдкиной. С новых позиций глубоко анализируется творчество Мейерхольда (К. Л. Рудницкий) и Таирова (Ю. А. Головашенко). Продолжая традиции участия практиков театра в развитии театроведения, проблемы режиссуры разрабатывались ведущими сов. реж. Ю. А. Завадским, М. О. Кнебель, Н. В. Петровым, А. Д. Поповым, Г. А. Товстоноговым.

Появляются монографии об отд. театр, коллективах, спектаклях, драматургах, актёрах, режиссёрах, театр, художниках, теоретич. работы, в к-рых рассматривается совр. театр, процесс (А. Н. Анастасьев, А. О. Богуславский, И. Л. Вишневская, С. В. Владимиров, Е. Н. Горбунова, В. А. Диев, Н. В. Зайцев, Ю. А. Зубков, А. В. Караганов, Ю. А. Оснос, В. Ф. Пименов, Б. И. Ростоцкий, В. А. Сахновский-Панкеев, М. И. Туровская, Л. Г. Тамашин, В. В. Фролов, Г. А. Хайченко, X. Н. Херсонский, Е. Г. Холодов, С. Л. Цимбал, Г. А. Шахов, А. 3. Юфит и др.). Общие процессы театр, иск-ва, его отд. стороны и периоды освещены в трудах Алперса, Б. В. Асеева, Л. Я. Альтшуллера, Всеволодского-Гернгросса, Данилова, Дмитриева, Дурылина, Зографа, Хайченко.

В 60-70-е гг. были созданы театроведч. коллективные труды по истории рус. и многонац. сов. театров силами театроведов Москвы, Ленинграда, всех союзных республик. Среди них выделяется «История советского драматического театра» (т. 1-6, 1966-71). Значит, успехов достигли н.-и. учреждения и театр, вузы союзных республик. Выросли кадры квалифицированных театроведов. Работы по истории нац. театров, о выдающихся нац. актёрах, режиссёрах, драматургах, о взаимосвязях нац. театр, культур создали: Д. Джафаров - в Азербайджане; Б. Г. Арутюнян, С. С. Арутюнян, С. А. Ризаев, Л. А. Халотян - в Армении; В. И. Нефёд, А. В. Соболевский - в Белоруссии; Д. С. Джанелидзе, Э. Н. Гугушвили, Ш. В. Мачавариани, Н. А. Урушадзе - в Грузии; Б. Кундакбаев - в Казахстане; К. Кундзинь - в Латвии; Д. Алексайте, М. Петухаускас - в Литве; Н. X. Нурджанов - в Таджикистане; К. Керими - в Туркменистане; М. Рахманов, А. М. Рыбник, М. Кадыров, Т. Турсунов - в Узбекистане; Н. К. Йосипенко, Ю. А. Станишевский, В. Н. Айзенштат - на Украине; К. О. Касп - в Эстонии; Б. Гиззат, X. Г. Кумысников, Р. Ф. Усманова - Тат. АССР, В. Ц. Найдакова - Бурят. АССР; Ф. А. Романова - Чуваш. АССР; Т. А. Стеркин - Якут. АССР; А. Т. Шортанов - Каб.-Балк. АССР. Изучают нац. театры Д. Л. Брудный, Гоян, О. Н. Кайдалова (Олидор), Н. И. Львов, А. В. Февральский.

Новые работы, поев. рус. классич. драматургии, создали Г. П. Бердников, Д. И. Золотницкий, Н.Г. Литвиненко, К.М. Ломунов, Л. М. Лотман, А. И. Ревякина, О. М. Фельдман, Холодов, Т. К. Шах-Азизова и др. Театроведение обращается к анализу деятельности сов. режиссуры: сб-ки «Режиссура в пути» (1966) и «Портреты режиссёров» (1972), «Каждый по-своему» 3. В. Владимировой (1966); к изучению истории балетного театра (В. М. Красовская), театрально-декорационного иск-ва (М. В. Давыдова, В. И. Берёзкин, М. Н. Пожарская, Ф. Я. Сыркина, Чушкин), а также к проблемам детского театра (А. Я. Бруштейн, А. Н. Гозенпуд, Н. И. Сац, Л. Г. Шпет), театра кукол (Н. И. Смирнова). Иск-во цирка и эстрады нашло отражение в трудах Е. М. Кузнецова, Дмитриева.

Значит, вклад внесён в изучение зарубежного театра: труды Дживелегова об итал. комедии масок, Бояджиева о Мольере и театре эпохи Возрождения, Е. Л. Финкельштейн о франц. театре, М. М. Морозова, А. А. Аникста, Л. Е. Пинского об У. Шекспире, А. Г. Образцовой о Б. Шоу, Ф. Райха, И. М. Фрадкина, Г. Г. Клюева о Б. Брехте, книги Т. И. Бачелис, М. В. Друзиной, Б. И. Зингермана, А. Н. Лихачевой и др. о совр. зарубежном театре. Активно ведётся исследование театра и драматургии братских социалистических стран (К. Н. Державин, С. С. Игнатов, Ростоцкий, А. А. Гершкович, Л. П. Солнцева и др.). Создан фундаментальный обобщающий труд - «История западноевропейского театра» (т. 1-6, 1956-74).

Важное значение для развития сов. театроведения имело постановление ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» (1972). Оно направило внимание театроведов на более активное изучение актуальных проблем, тенденций и закономерностей совр. театр, процесса, взаимодействия сценич. культур социалистич. наций, социально-эстетич. функций театра в развитом социалистич. обществе. Ими разрабатываются вопросы теории драмы, актёрского и режиссёрского мастерства, проблемы идейного единства и творч. многообразия сов. театра, имеющие не только теоретич., но и практич. значение, исследуются взаимосвязи театра и зрителя, роль классич. наследия в коммунистич. воспитании трудящихся.

Подготовка театроведов ведётся в Ин-те театр, иск-ва им. А. В. Луначарского в Москве, в Ленингр. ин-те театра, музыки и кинематографии и в театр, ин-тах союзных республик.

Сов. театроведы участвуют в между-нар. конференциях и симпозиумах.

Периодические издания: журналы «Театр» (с 1937), «Театральная жизнь» (с 1958), газ. «Советская культура» (1973) и др.

См. раздел Театр, а также Театроведение. Г. Л. Хайченко.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.