Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусствознание






Искусствознание в России складывалось как самостоят, дисциплина на протяжении 19 в. Использовало в своём развитии многочисл. элементы истории и теории иск-в, а также художеств, критики, содержащиеся в ср.-век. религ. текстах, летописях, описаниях путешествий и в эстетич. и архит. трактатах 18 в. С нач. 19 в. рос интерес к истории нац. иск-ва (И. А. Акимов, П. П. Свиньин, И. М. Снегирёв) и к его гражд. программе (А. X. Востоков, А. А. Писарев). В отличие от академич. теории и критики (И. И. Виен, В. И. Григорович, А. Н. Оленин), в 1830-е гг. воспринявших консервативные стороны романтич. теорий (П. П. Каменский, Н. В. Кукольник, С. П. Шевырёв), критич. этюды К. Н. Батюшкова, Н. И. Гнедича, В. К. Кюхельбекера, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. И. Надеждина были основаны на живом общении с художеств, произв., утверждали филос. значение, жизненность и народность иск-ва. В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. П. Огарёв, Н. Г. Чернышевский, преодолевая идеалистич. и метафизич. методологию, дали рус. иск-ву глубоко обоснованную прогрессивно-демократич. программу; её воздействие сказалось в статьях А. П. Баласогло, В. П. Боткина, В. Н. Майкова. А. К. Красовский и И. И. Свиязев высказали ряд прогрессивных для своего времени положений о природе и задачах архитектуры.

Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. сбор и систематизацию материалов по истории рус. иск-ва средневековья и нового времени вели Ф. И. Буслаев, И. Е. Забелин, Н. П. Лихачёв, А. В. Прахов, Д. А. Ровинский, Н. П. Собко, А. И. Сомов, В. В. Стасов, А. И. Успенский. Значит, вклад в изучение рус. архитектуры внесли Ф. Ф. Горностаев, Л. В. Даль, А. М. Павлинов, Г. Г. Павлуцкий, П. П. Покрышкин, Н. В. Султанов, В. В. Суслов. Усиление интереса к стилистич. анализу произв. в нач. 20 в. отразилось в работах по истории рус. иск-ва, возглавленных И. Э. Грабарём, расширение круга изучаемых памятников - в работах В. Я. Адарюкова, Г. К. Лукомского, С. П. Яремича, историков архитектуры В. Я. Курбатова, И. А. Фомина, Б. Н. Эдинга. Успехи в изучении визант. иск-ва и христ. иконографии были связаны с именами Д. В. Айналова, Н. П. Кондакова, Е. К. Редина, Я. И. Смирнова, Ф. И. Шмита. Большую роль в изучении всеобщей истории иск-в сыграли А. Н. Бенуа, В. К. Мальмберг, Н. Я. Марр, Н. И. Романов, М. И. Ростовцев, П. П. Семёнов, Б. В. Фармаковский, И. В. Цветаев. Однако многим трудам рус. искусствоведов (под влиянием гегельянской и кантианской тенденций в зап. гуманитарных науках) была свойственна идеалистич. методика, абсолютизировавшая процесс стилистич. эволюции в качестве некоего имманентного явления, лишь косвенным образом соотносящегося с динамикой социальной жизни. В кон. 19 - нач. 20 вв. деятельность ряда критиков и историков иск-ва (А. Л. Волынского, С. К. Маковского, Д. В. Философова и др.) носила эстетский индивидуалистич. характер. Первым рус. искусствоведческим науч. ин-том стал Ин-т истории иск-в, осн. В. П. Зубовым в 1912 в Петербурге.

Учение В. И. Ленина об иск-ве как отражении социальной действительности, о партийности иск-ва, а также традиции прогрессивно-демократич. рус. критики и эстетики (Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Стасов и др.) послужили базой для марксистской художеств, критики предреволюц. лет (В. В. Боровский, М. С. Ольминский, А. В. Луначарский) и для развития сов. искусствознания.

Советское искусствознание. После победы Окт. революции 1917 искусствознание, тесно связанное с идеологической работой Коммунистической партии, обрело важное место в обществ, жизни, превратилось в широко разветвлённую науку с единым, марксистско-ленинским методологич. базисом.

Борьба за революционное содержание иск-ва, реализм, за развитие видов и форм художеств, творчества, отвечающих целям культурной революции, в 1920-е гг. проходила в напряжённых дискуссиях, в к-рых важную роль сыграли выступления Б. И. Арватова, А. В. Бакушинского, Луначарского, И. Л. Маца, А. А. Сидорова, Я. А. Тугендхоль-да, А. А. Фёдорова-Давыдова, Н. М. Щё-котова, А. М. Эфроса и др. Вопросами теории и истории изобразительного и декоративного иск-ва занимались Ин-т художеств, культуры (Инхук; 1920-24) в Москве и Грс. ин-т художеств, культуры (Гинхук, 1923-27) в Ленинграде.

Теория иск-ва 20-х гг. (работы Луначарского и др.) осваивала принципы ист. материализма. Был внесён ценный вклад в разработку положений о классовом характере иск-ва, его активной роли в общественно-политич. борьбе, о социально-экономич. обусловленности развития иск-ва и нанесён удар идеалистич. теориям, отделявшим иск-во от обществ, жизни. Вместе с тем искусствознание 20-х гг. нередко допускало ошибки формалистического и вульгарно-социологического (В. М. Фриче и др.) характера. Ведущая роль среди учреждений и организаций, занимавшихся вопросами истории и теории иск-ва, во 2-й пол. 1920-х гг. принадлежала Ин-ту археологии и искусствоведения, входившему в состав образованной в 1924 в Москве Росс, ассоциации н.-и. ин-тов обществ, наук (РАНИОН), и Гос. ин-ту истории иск-в в Ленинграде, созданному в 1921 на базе Петроградского ин-та истории иск-в.

Борьба за жизнеутверждающие идеалы социалистич. эпохи, развернувшаяся в иск-ве 30-х гг., определила и развитие искусствознания. Всё чаще ставились проблемы освоения классики, изучался образ человека в иск-ве великих эпох реализма (М. В. Алпатов, Д. Е. Аркин, Грабарь, Ю. Д. Колпинский, В. Н. Лазарев и др.). В теории этого периода, освободившейся от вульгарного социологизма, первостепенное значение обрели проблемы иск-ва как отражения действительности в художеств, образах, объективности художеств, познания мира, осмысления истории эстетики, а также современных её проблем в свете ленинской теории отражения (выступления М.А. Лифшица, В. С. Кеменова и др.). На базе предшествующего опыта сов. иск-ва и искусствознания в эти годы оформилась теория социалистич. реализма. Широкий круг искусствоведческих проблем разрабатывала Гос. академия искусствознания (ГАНС, 1931-36; с 1933 в Ленинграде).

Искусствознание военных и первых послевоен. лет активно занималось проблемами нац. наследия, теорией социалистич. реализма, вопросами партийности, народности, нац. специфики, идейности иск-ва.

В 50-е гг. предметом тщательного изучения стала проблема постулат, развития иск-ва социалистич. реализма во всём его многообразии и принципиальном единстве, а также вопросы специфики иск-ва, сложного взаимоотношения его видов и жанров. Исследователей и критиков всё чаще привлекали проблема современности в иск-ве, вопросы мастерства, художеств, выразительности, сложной структуры художеств, образа. Это позволило значительно углубить и усовершенствовать методологию искусствоведческого анализа как комплексного науч. исследования. В 60-х гг. началось систематическое и развёрнутое изучение принципов технич. эстетики: было обращено большое внимание на роль художеств, среды в системе обществ, жизни и эстетич. воспитания. Заметно интенсифицировалось изучение вопросов синтеза изобразит, иск-ва и архитектуры.

60-70-е гг. в развитии сов. искусствознания ознаменовались более чёткой и аргументированной критикой бурж. эстетич. теорий, ревизионистских тенденций в зарубежной науке об иск-ве, формалистич. и натуралистич. течений. Творчески обсуждались актуальные проблемы совр. художеств, культуры, анализировались её достижения и недостатки (В. В. Ванслов, Н. А. Дмитриева, В. М. Зименко, Лифшиц, Г. А. Недошивин, Л. Я. Рейнгардт, многочисл. представители искусствоведческой молодёжи, выдвинувшейся во всех союзных республиках).

За годы Сов. власти было открыто, реставрировано и введено в науч. обиход множество памятников иск-ва рус. средневековья. История иск-ва допетровской Руси получила всестороннее освещение в работах Алпатова, В. И. Антоновой, П. И. Барановского, Л. А. Бартенева, Н. И. Брунова, Г. К. Вагнера, Н. Н. Воронина, Грабаря, И. Е. Даниловой, И. А. Дёминой, М. А. Ильина, М. К. Каргера, Лазарева, Н. Е. Мнёвой, Н. Н. Померанцева, А. Н. Свирина, Н. П. Сычёва и др.

В свете ленинского учения о борьбе двух культур в каждой нац. культуре антагонистич. об-ва искусствоведами была заново осмыслена история рус. иск-ва 18 -нач. 20 вв. (Э. Н. Ацаркина, С. Н. Гольдштейн, Грабарь, Г. Г. Гримм, Г. В. Жидков, Н. Н. Коваленская, А. Ф. Коростина, А. К. Лебедев, О. А. Лясковскпя, Н. Г. Машковцев, А. Н. Савинов, Д. В. Са-рабъянов, Н. И. Соколова, Г. Ю. Стернин, Фёдоров-Давыдов и др.).

Одним из важнейших достижений искусствознания явилось создание развёрнутой историографии сов. иск-ва. Работы Н. В. Баранова, О. М. Бескина, А. В. Бунина, Н. П. Былинкина, А. И. Замошкина, Л. С. Зингера, А. А. Каменского, Р.С. Кауфмана, П.И. Лебедева, А.И. Михайлова, М. Л. Неймана, Б. М. Никифорова, Б. В. Павловского, Ф. С. Рогинской, П. К. Суздалева, П. М. Сысоева, Б. Н. Терновца, А. Н. Тихомирова, В. П. Толстого, А. Д. Чегодаева и др. раскрывают новаторский характер сов. иск-ва, дают анализ его принципиальной идейной общности и многообразных тенденций, показывают становление и развитие метода социалистич. реализма, освещают своеобразие творческих устремлений отд. мастеров. Детально исследованы мн. области декоративно-прикладного и нар. иск-ва (В. М. Василенко., В. С. Воронов, П. К. Галауне, Э. К. Кверфельдт, А. Н. Кубе, М. М. Постникова, А. Б. Салтыков, С. М. Темерин, А. К. Че-калов, Л. И. Якунина и др.).

После Окт. революции 1917 возникла и историография иск-ва народов СССР. Была проделана огромная работа по изучению как древних и ср.-век., так и новых и новейших художеств, культур всех народов страны. В развитии этой отрасли сов. искусствознания большую роль сыграли работы А. Н. Бернштама, Б. В. Веймарна, В. Л. Ворониной, И. А. Орбели, М. А. Орловой, Б. Б. Пиотровского, О. Халпахчьяна (РСФСР), В. А. Афанасьева, Б. С. Бутник-Сиверского, Я. П. Затенацкого, Г. Н. Логвина (УССР), А. П. Воинова, М. С. Кацера (БССР), М. Я. Лившица (Молд. ССР), Л. С. Бретаницкого, К. Керимова, М. Усейнова (Азерб. ССР), Ш. Амиранашвили, В. Беридзе, Г. Чубинашвили, Р. Шмерлинг (Груз. ССР), Р. Дрампяна, Л. А. Дурново (Арм. ССР), М. Мендикулова (Каз. ССР), Г. А. Пугаченковой, Л. И. Ремпеля, А. Умарова, А. Ю. Якубовского (Узб. ССР), Г. И. Сауровой (Туркм. ССР), Л. Айни (Тадж. ССР), В. Е. Нусова (Кирг. ССР), П. Гудинаса, А. Савицкаса, Ю. Юргиниса (Лит. ССР), Ю. М. Васильева, И. Крейтусс, Р. Лаце (Латв. ССР), Б. М. Бернштейна, В. Ваги (Эст. ССР).

Исследователи всеобщей истории иск-ва не только обогатили науку многими фактич. открытиями, но и, в противовес традиц. концепциям бурж. искусствознания, с марксистско-ленинских позиций осмыслили ряд узловых этапов художеств, истории. Созданы важные труды по истории первобытного иск-ва (А. С. Гущин, А. П. Окладников и др.), др.-вост. и античного иск-ва (В. Д. Бла-ватский, О. Ф. Вальдгауэр, Ю. Д. Кол-пинский, М. Э. Матье, В. В. Павлов, К. В. Тревер, П. Д. Флиттнер и др.), иск-ва европ. стран и США (Алпатов, А. В. Банк, Б. Р. Виппер, А. Г. Габричевский, Н. М. Гершензон-Чегодаева, В. Н. Гращенков, А. А. Губер, Данилова, М. В. Доброклонский, Ю. К. Золотев, А. Е. Изергина, Т. П. Каптерева, Лазарев, В. Ф. Левинсон-Лессинг, М. Я. Либман, Е. Г. Лисенков, В. М. Полевой, В. Н. Прокофьев, Романов, Е. И. Ротенберг, Чегодаев, И. А. Смирнова, Н. В. Яворская и др.), художественных культур народов Азии, Африки, а также древних народов Америки (Веймарн, Н. А. Виноградова, Ю. Н.Глухарёва, Б. П. Денике, М.М.Дьяконов, Р. В. Кинжалов, В. Б. Мириманов, Д. А. Ольдерогге, С. И. Тюляев и др.).

В 1950-70-е гг. подготовлен ряд коллективных обобщающих трудов: выпущены 13-томная «История русского искусства»- (1953-69), 6-томная «Всеобщая история искусств» (1956-66), 3-томное издание «Русское декоративное искусство» (1962-65), 6-томная «История украинского искусства» (1966-70), 12-томная «Всеобщая история архитектуры» (1966-76). Создаются энциклопедия «Искусство стран и народов мира» (с 1962), серия «Памятники мирового искусства» (с 1967), биобиблиографический словарь «Художники народов СССР» (с 1970), «История искусства народов СССР» (с 1971).

Центрами искусствоведческой науч. работы являются музеи и н.-и. ин-ты, из к-рых главные - Третьяковская галерея (осн. в 1892), Музей изобразит, иск-в им. А. С. Пушкина (открыт в 1912) и Музей архитектуры им. А. В. Щусева [объединивший в 1964 Музей архитектуры Академии стр-ва и архитектуры СССР (осн. в 1934) и Музей рус. архитектуры им. А. В. Щусева (осн. в 1945)] в Москве, Русский музей (осн. в 1895) и Эрмитаж (открыт для публичного обозрения в 1852) в Ленинграде, Ин-т истории искусств Мин-ва культуры СССР (осн. под рук. Грабаря в 1944, до 1961 - в системе АН СССР), Н.-и. ин-т теории и истории изобразит, иск-в Академии художеств СССР (осн. в 1948), Н.-и. ин-т теории, истории и перспективных проблем сов. архитектуры (осн. в 1946), Н.-и. ин-т художеств, пром-сти (осн. в 1934), Всесоюзный н.-и. ин-т технич. эстетики (осн. в 1962) Гос. к-та Сов. Мин. СССР по науке и технике - все в Москве.

Науч. исследования в области теории и истории иск-ва создают базу для интенсивного развития художеств, критики, решения актуальных вопросов художеств, жизни, творческой практики. Конкретная связь искусствознания как науч. дисциплины с художеств, критикой выражается, в частности, в том, что большинство авторов важных критич. статей (Бернштейн, Дрампян, Каменский, Ке-менов, В. И. Костин, К. С. Кравченко, И. Крейтусе, П. И. Лебедев, М. В. Мюнц, Ю. Э. Осмоловский, Г. Г. Поспелов, И. И. Сапего, И. Е. Светлов, О. И. Сопоцинский, О. А. Сурский, Толстой, Умаров, 3. В. Фогель, Ю. Я. Халаминский, А. Т. Ягодовская и др.) является также авторами многочисл. науч. исследований. Основополагающее значение для укрепления марксистско-ленинских принципов искусствоведческого освещения проблем художеств, жизни в эпоху развитого социалистич. общества имели постановления ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» (1972), а также «О работе с творческой молодежью» (1976).

Интенсивно ведётся в СССР науч. популяризация иск-ва. Большое внимание пропаганде художеств, творчества уделяют печать, радио, кино, телевидение. Успешно развиваются междунар. связи сов. искусствознания (сов. учёные активно участвовали в работе Междунар. искусствоведческих конгрессов в Бонне в 1964, Будапеште в 1969 и Гранаде в 1973).

Подготовка искусствоведческих кадров осуществляется Моск., Ленингр. и Свердловским ун-тами, Ленингр. ин-том живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, а также рядом респ. уч. заведений.

Период и ч. издания: журналы «Искусство» (с 1933), «Творчество» (с 1957), «Декоративное искусство СССР» (с 1957), «Архитектура СССР» (с 1933), информац. бюллетень «Техническая эстетика» (с 1964), издания респ. искусствоведческих и архитектуроведческих журналов, а также многочисл. сборники пе-риодич. типа [«Советское искусствознание» (с 1973) и др.]. См. также Искусствознание. П. А. Павлов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.