Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология. Важный вклад в разработку материалистического, гл






Важный вклад в разработку материалистического, гл. обр. естеств.-науч. понимания психологии внесли рус. мыслители 18-19 вв. Труды В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена оказали существенное влияние на формирование рефлекторной теории И. М. Сеченова. Сеченовская традиция была продолжена прежде всего в учении И. П. Павлова об условных рефлексах, ставшем впослед ствии естеств.-науч. основой сов. психологии.

В кон. 19 - нач. 20 вв. психология в России развивалась в сложных условиях. Философам-психологам, стоявшим на позициях нем. идеалистич. философии (А. И. Введенский, Л. М. Лопатин, Н. О. Лосский, С. Л. Франк и др.), противостояло естеств.-науч. направление («объективная психология», или «психорефлексология», В. М. Бехтерева, «биопсихология» В. А. Вагнера), развивавшееся в тесной связи с идеями Сеченова. Получила развитие эксперимент, психология (А. Ф. Лазурский, А. П. Нечаев и др.), видную роль в её становлении сыграл организатор Моск. психологич. ин-та Г. И. Челпанов, тяготевший в общетеоретич. построениях к идеалистич. психологии («Мозг и душа», 1910).

В первые годы после Окт. революции 1917 в психологич. науке ведущую роль играло естеств.-науч. направление, провозглашавшее союз с естествознанием (биологией, физиологией, эволюц. теорией) и выступавшее с идеями построения психологии как объективной науки. В развитии этого направления важнейшее место принадлежало учению И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. В работах Бехтерева и К. Н. Корнилова определились черты ведущих направлений психологии тех лет - рефлексологии и реактологии. На 1-м Всеросс. съезде по психоневрологии (1923) в докладе Корнилова впервые было выдвинуто требование применить марксизм в области психологии, что явилось началом перестройки психологич. науки. Вокруг Моск. психологич. ин-та, возглавляемого (с 1923) Корниловым, группировались молодые науч. работники, стремившиеся реализовать программу построения марксистской психологии (В. А. Артёмов, Н. Ф. Добрынин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.); видная роль среди них принадлежала Л. С. Выготскому. Сов. психологи испытывали ещё значит, трудности при определении предмета психологии; в реактологии и рефлексологии сложилась механистич. трактовка её как науки о поведении. Преодоление этих методологических установок и перестройка психологии в нач. 30-х гг., сопровождавшаяся дискуссиями, привели к утверждению сознания в качестве предмета психологии. Со 2-й пол. 20-х гг. на первый план выдвигались прикладные области: психотехника и психология труда, детская психология, педагогическая психология, судебная психология и др. Психологи активно участвовали в решении проблем перестройки произ-ва, НОТ, социального воспитания, культурно-массовой работы. Продолжалась идейно-теоретич. борьба, были подвергнуты критике теория «двух факторов» в пед. и детской психологии, «наследственно-биологическое» направление в патопсихологии и характерологии и т. п.

В теоретич. оформлении основ сов. психологии в 20-30-х гг. существенную роль играло становление диалектич. концепций, прежде всего теории происхождения, структуры и развития высших психич. функций Выготского. В трудах Выготского и его сотрудников складывался ист. подход к изучению психики человека, связанный с двумя гипотезами: об опосредствованном характере психич. деятельности и о происхождении внутр. психич. процессов из деятельности первоначально внешней и «интерпсихической». Историзм в трактовке психики человека получил дальнейшее развитие в работах Леонтьева («Проблемы развития психики», 1959) и его сотрудников, где психич. деятельность рассматривалась как особая форма деятельности, к-рая в ходе обществ.-ист. развития преобразуется во внутр. деятельность человеческого сознания. В трудах П. П. Блонского формировалась генетич. теория развития памяти и мышления. В работах С. Л. Рубинштейна обосновывался принцип единства сознания и деятельности, детерминизма в психологии, разрабатывались основы теории мышления, критиковались зарубежные идеалистич. психологич. теории.

Перестройка психологии в 30-х гг. на основе ленинской теории отражения выдвинула на первый план разработку психологич. структуры познават. процессов. Важное значение приобрело изучение перехода от ощущения к мышлению, а также интеллектуального опосредования ощущений (Б. Г. Ананьев), исследование зрительных ощущений, чувствительности и сенсибилизации органов чувств (К. X. Кекчеев, С. В. Краков), слуховых ощущений (Б. М. Теплов) и т. д. Первоначально возникнув в области изучения восприятий, широкий размах получили исследования, связанные с теорией установки (Д. Н. Узнадзе и его школа) и реализующие оригинальный подход к проблемам активности личности. Заметный сдвиг наблюдался в исследовании навыков (Е. В. Гурьянов, Л. А. Шварц и др.), внимания (Н. Ф. Добрынин), памяти (Л. В. Занков, П. И. Зинченко, Н. А. Рыбников, А. А. Смирнов), мышления (А. В. Запорожец, Н. А. Менчинская, П. А. Шеварев). Наметились предпосылки для создания диалектико-материалистич. концепции способностей и их развития в процессе деятельности (Теплов). Учение А. С. Макаренко о развитии личности в коллективе стимулировало интерес к психологии личности (В. Н. Мясищев). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 осуществлялись работы по оборонной тематике (изучение условий повышения чувствительности зрения и слуха, свето- и звукомаскировки, восстановления боеспособности и трудоспособности раненых и т. д.). В послевоен. годы в сов. психологии продолжалась интенсивная разработка теоретич. и экспериментальных проблем, проводились дискуссии, выявились разнообразные науч. школы и течения. Создание АПН РСФСР (1943) способствовало включению психологов в разработку проблем обучения и воспитания. На Всесоюзных совещаниях по психологии (1952, 1953 и 1955) были подведены итоги работы в области психологии личности, воспитания, познават. процессов, физиологич. механизмов психич. деятельности человека и т. д. В 1957 было учреждено Об-во психологов при АПН РСФСР, в 1959 состоялся его 1-й съезд (Москва). На 4-м съезде (Тбилиси, 1971) был принят устав Об-ва психологов, при АПН СССР.

Психология в СССР в 70-е гг.- разветвлённая, многоотраслевая наука. Особенно интенсивно развиваются детская (возрастная) и пед. психология, изучающие взаимосвязь обучения и умств. развития, факторы, влияющие на успешность процессов обучения и формирование личности, психологич. особенности работы с детьми, обнаруживающими отклонения в развитии, психологич. основы воспитат. работы с коллективом и личностью (Э. А. Александрян, Ш. А. Амонашвили, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Занков, Запорожец, Г. С. Костюк, В. А. Кру-тецкий, А. И. Липкина, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, Менчинская, В. С. Мухина, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.). Проводится дальнейшее теоретич. и эксперимент, изучение установки в трудах грузинских психологов (А. Т. Бочоришвили, Ш. А. Надирашвили, Р. Г. Натадзе, А. С. Прангишвили и др.). Ряд исследований посвящён дифференциальной психологии и психофизиологии, изучению индивидуально-психологич. характеристик личности - характера, темперамента и их соотношения со свойствами нервной системы и типами высшей нервной деятельности (К. М. Гуревич, А. Г. Ковалёв, Е. А. Климов, Н. С. Лейтес, В. С. Мерлин, В. Д. Небылицын, Е. X. Палей, И. В. Равич-Щербо и др.). Науч.-технич. прогресс стимулировал развитие психологии труда (Ф. Д. Горбов, Т. Т. Джамгаров, В. П. Зинченко, О. А. Конопкин, Т. В. Кудрявцев, Б. Ф. Ломов, В. Ф. Рубахин и др.), в т. ч. таких её разделов, как инженерная психология, космическая психология и др. Психология управления исследует соответствующие аспекты управленческой деятельности в трудовых коллективах (производственных, военных и др.), процессы принятия решений и осуществления управляющих воздействий, психологич. вопросы подбора, подготовки и расстановки кадров (А. Д. Глоточкин, А. И. Китов, Ломов, А. Ф. Филиппов, и др.). С психологией управления тесно связана интенсивно развивающаяся социальная психология (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Я. Л. Коломинский, Е. С. Кузьмин, В. Б. Ольшанский, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, К. К. Платонов, Л. И. Уманский, Ю. А. Шерковин, Е. В. Шорохова и др.). В ряде психологич. и мед. центров разрабатываются проблемы патопсихологии и нейропсихологии (Б. В. Зейгарник, А. Р. Лурия, Ю. Ф. Поляков, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова и др.), психотерапии (М. М. Кабанов, Б. Д. Карвасарский, И. М. Тонконогий и др.), спец. психологии, разрабатывающей вопросы временных задержек психич. развития, олигофренопсихологии, тифлопсихологии, сурдопсихологии (Р. М. Боскис, Т. А. Власова, Ю. А. Кулагин, В. И. Лубовский, Ф. Ф. Pay, И. М. Соловьёв, Ж. И. Шиф и др.)- В рамках общей психологии ведутся исследования ощущений и восприятий (А. Н. Леонтьев, В. В. Григолава, Запорожец, В. П. Зинченко, Е. Н. Соколов, М. С. Шехтер и др.). памяти (Смирнов, Г. К. Середа и др.), мышления и речи (А. А. Брудный, А. В. Брушлинский, Л. М. Веккер, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, А. М. Матюшкин, Натадзе, Я. А. Пономарёв, В. Н. Пушкин, А. Н. Соколов, О. А. Тихомиров и др.) и др. психич. процессов. Проблемы теории и истории освещаются в работах К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, Е. А. Будиловой, А. С. Гучаса, Петровского, М. Г. Ярошевского и др.

В АПН СССР функционирует Отделение психологии и возрастной физиологии. Центры психологич. исследований: Ин-т психологии АН СССР, НИИ общей и пед. психологии АПН СССР (Москва), Ин-т психологии АН Груз. ССР (Тбилиси), Ин-т психологии Мин. просвещения УССР (Киев), НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, НИИ дефектологии АПН СССР (Москва) и др. Н.-и. работа ведётся на ф-тах психологии ун-тов Москвы, Ленинграда, Тбилиси.

Периодич. издания: журн. «Вопросы психологии» (с 1955), «Психология» 1977), периодич. выпуски «Новые исследования в психологии» (с 1970).

Об-во психологов при АПН СССР имеет отделения во всех союзных республиках (кроме Грузинской, где об-во психологов состоит при респ. АН) и во всех областях РСФСР, входит в состав Междунар. ассоциации науч. психологии, участвует в подготовке и проведении междунар. психологич. конгрессов. А. В. Петровский.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.