Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественные науки философия






Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, филос. мысль народов СССР прошла большой и сложный ист. путь. В духовной жизни первобытных и раннефеод. обществ на землях предков совр. народов СССР наряду с самобытным языческим элементом всё возрастающую роль играли мировые религии, к к-рым приобщались отд. народности. В Грузии и Армении на протяжении раннего средневековья сохранялись традиции антич. философии, в частности аристотелизм и неоплатонизм (Пётр Ивер, Давид Анахт, Иоанэ Петрици). В Закавказье и Ср. Азии в период вхождения их в состав ираноязычных гос-в получили широкое распространение зороастризм и еретич. движения, возникавшие в результате перекрещивания различных религ.-филос. идей (манихейство, маздакизм). С утверждением ислама в Ср. Азии и в части Закавказья сложились благоприятные условия для распространения греч. философии. Наряду с религ.-филос. течениями (мусульм. схоластика - «калам», «мутазшшты» и др.) приобрёл большое влияние т. н. вост. аристотелизм. Крупнейшими мыслителями народов Ср. Азии, Закавказья, Ближнего и Среднего Востока в этот период были Фараби, Кинди, Ибн Сина, Бахманяр, Омар Хайям. С кон. 10 - нач. 11 вв. важнейшим направлением мусульм. религ.-филос. мысли становится суфизм.

В религ.-филос. мысли ср.-век. Руси господствовал теизм в духе вост. патристики (Иларион, Владимир Мономах, Никифор, Нестор, Климент Смолятич, Кирилл Туровский, Киприан, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Максим Грек, Вассиан Патрикеев, Артемий Троицкий, Зиновий Отенский, Ермолай Еразм, Филофей, А. Курбский и др.). В еретич. движениях на Руси кон. 15 - сер. 16 вв. (см. Ереси в России) появились антитринитарные и др. рационалистич. идеи (Фёдор Курицын, Матвей Башкин, Феодосии Косой и др.).

С 13 по 16 в. усилиями Ливонского и Тевтонского орденов на территориях совр. Латвии и Эстонии утверждалась нем. культура, религия и философия католицизма. В 16 в. в Прибалтике развёртывалось реформац. и контрреформац. движение. С 1579 действовала Вильнюсская академия, преобразованная затем в ун-т, где преобладала схоластич. философия. Реформац. движение затронуло также входившие в Литву укр. и белорус, земли (Ф. Скорина, Симон Будный и др.).

В 17 в. установились тесные связи между рус., укр. и белорус, мыслителями (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Епифаний Славинецкий), усилились тенденции к отделению философии от богословия, схоластич. философия начала преподаваться в Славяно-греко-лат. академии (открыта в 1687 в Москве), в умственном движении в России участвовали философски образованные выходцы из др. стран (братья И. и С. Лихуды, Ю. Крижанич, А. Белобоцкий). С 1632 на Украине действовала Киево-Могилянская коллегия (с 1701 - академия), где в схоластич. филос. курсы стали проникать идеи философии нового времени (И. Кононович-Горбатский, И. Гизель, И. Кроковский, Л. Баранович, Стефан Яворский). Аналогичные процессы начались в 17 в. в Вильнюсском ун-те. Реформы Петра I сопровождались критикой ср.-век. схоластики, высвобождением филос. мысли из-под опеки богословия, расширением связей с зап.-европ. философией (Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир, Д. Е. Тверитинов). Во 2-й пол. 18 в. протекала деятельность выдающегося укр. философа Г. Сковороды. После длит, упадка, в 17- 18 вв. начался культурный подъём и развитие филос. мысли в Грузии и Армении, где происходила борьба светского и религ, миросозерцания, росли культурные и филос. связи с Россией и со странами Зап. Европы (С. С. Орбелиани, А. И. Багратиони, С. Джугаеци, Степанос Львовский и др.). '

Символом утверждения в России опытного естествознания и материалистич. философии стала деятельность М. В. Ломоносова. Высшее достижение рус. филос. мысли 2-й пол. 18 в.- революц.-просветит, и материалистич. по преимуществу философия А. Н. Радищева. Гуманистич. и революц.-просветит, мотивами пронизано также мировоззрение декабристов, в социально-политич. и филос.-ист. взглядах к-рых просветительство переплеталось с идеями романтизма; наряду с материалистами (И. Д. Якушкин, А. П. Барятинский, Н. А. Крюков и др.) среди декабристов были и идеалисты (М. С. Лунин, П. С. Бобрищев-Пушкин, Е. П. Оболенский, В. К. Кюхельбекер и др.).

В университетской философии 18- 19 вв. были представлены по существу все основные направления новой и новейшей идеалистической философии (Д. С. Аничков, А. М. Брянцев, П. Д. Лодий, А. И. Галич, И. И. Давыдов, Д. М. Велланский, М. Г. Павлов, М. И. Вла-диславлев, М. М. Троицкий, Н. Я. Грот, А. А. Козлов, Л. М. Лопатин, Г. И. Челпанов, С. Н. Трубецкой, Е. А. Бобров, Н. Н. Ланге, Г. Е. Струве, Г. Тейхмюллер и др.). Уже в нач. 19 в. появилась тенденция к созданию синкретических концепций, включающих в себя достижения различных философских школ. Крупными центрами религ.-филос. мысли в 18-19 вв. оставались духовные уч. заведения, число к-рых росло, хотя удельный вес в идейно-филос. жизни общества падал.

Реакцией на «европеизацию» России явились различные консервативно-романтич. филос.-ист. учения (М. М. Щербатов, Н. М. Карамзин, славянофилы и др.). В 30-60-е гг. 19 в. созрел дворянско-бурж. либерализм со своими филос.-ист. и гносеологич. принципами - от гегельянской метафизики и дуализма до позитивизма (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, П. Н. Кудрявцев). Такие консервативно-романтич. в целом концепции, как почвенничество (А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов, Ф. М. Достоевский), учение Л. Н. Толстого, содержали элементы гуманизма. Утопич. попытку «универсального синтеза» философии, теологии и опытной науки предпринял крупнейший рус. идеалист 19 в. Вл. Соловьёв.

На почве феод.-клерикальной идеологии во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. получили распространение националистич. идеи (панславизм, панисламизм, пантюркизм).

Филос. обоснование росс, либерализма в нач. 20 в. осуществлялось в русле как рационалистическо-идеалистической, преим. неокантианской метафизики (П. Б. Струве) или религ.-филос. мысли (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков), так и позитивизма (П. Н. Милюков и др.).

Антиметафизич., антинатурфилос. взгляды, распространявшиеся в русской науке ещё в 30-50-х гг. 19 в., привели в пореформенный период к оформлению широкого течения естеств.-науч. материализма (И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, И. И. Мечников, Д. И. Менделеев и др.). Союзниками философов-материалистов выступали мн. естествоиспытатели, придерживавшиеся материалистически толкуемого позитивизма. Естеств.-науч. (чаще механистический, иногда вульгарный) материализм в переплетении с позитивистскими идеями получил распространение у мн. народов (Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Литва, Эстония).

Медленно и противоречиво, но неуклонно протекал процесс сближения и взаимопроникновения филос. культур народов, входивших в состав России. Этот процесс стал особенно интенсивным в 19 в., когда получили сравнительно широкое распространение прогрессивные просветит., революц.-демократич. идеи, а с 80-х гг. 19 в. марксизм, под знаменем к-рого сплачивались передовые силы рабочего класса народов России.

Конец 30-х - 60-е гг. 19 в.- время оформления и расцвета просветит.-материалистич. филос. мысли в её классич. виде (кружки Н. В. Станкевича - М. А. Бакунина - В. Г. Белинского и А. И. Герцена - Н. П. Огарёва, развивавшиеся от идеализма и романтически окрашенного просветительства к материализму, демократизму и утопич. социализму), деятельности петрашевцев (М. В. Петрашевский, Н. А. Спешнев и др.), мощного развития революц.-демократич., социалистич. и материалистич. мысли в России 60-х гг. (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, а также Д. И. Писарев, М. А. Антонович, Н. В. Шелгунов и др.). В 70-х гг. получили распространение филос. и социологич. концепции народничества (П. Л. Лавров, М. А. Бакунин, П. Н. Ткачёв). Значит, влияние на духовную жизнь своих народов оказали идеи революц. народников Украины, Молдавии, Литвы, Грузии и др. регионов. Просветительские, революц.-демократич. и утопич.-социалистич. идеи представлены в обществ, и филос. мысли всех народов России 19 - нач. 20 вв. (Т. Г. Шевченко, К. С. Калиновский, 3. Сераковский, П. Д. Баллод, И. Г. Чавчавадзе, Н. Я. Николадзе, X. Абовян, М. Л. Налбандян, М. Ф. Ахундов, Абай Кунанбаев, С. Айни, Г. Тукай, М. Гафури, К. Хетагуров и др.). Для нек-рых регионов характерно переплетение просветит, идеологии с романтизмом, игравшим особую роль в тех частях страны (Царство Польское, Литва), где было сильным нац.-освободит, движение, участники к-рого часто противопоставляли феод, и нац. гнёту идеализированное прошлое своих народов. Ряд революц. демократов кон. 19 - нач. 20 вв. развивался уже под определённым влиянием марксизма (П. А. Грабовский, С. А. Подолинский, И. Я. Франко, Леся Украинка, М.М. Коцюбинский), а нек-рые из них перешли на позиции марксизма (Н. Нариманов и др.).

Переход Г. В. Плеханова от народничества к марксизму, развёрнутая им и его сторонниками пропаганда марксизма, материалистич. понимания истории, критика концепций народничества и филос. ревизионизма оказали большое влияние на последующее развитие филос. и обществ, мысли народов России.

Высшей ступени в своём развитии марксизм и марксистская философия достигли в дооктябрьский период в произведениях В. И. Ленина. Его общетеоретич. работы «Что такое „друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?», «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве», «Развитие капитализма в России», «Что делать?», «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Империализм, как высшая стадия капитализма», «Государство и революция» и др. развивали и обогащали идеи К. Маркса и Ф. Энгельса по диалектич. и ист. материализму. Гл. филос. труды Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» и «Философские тетради» составили основу ленинского этапа марксистской философии. Важную роль в борьбе против бурж. философии, реформистских и ревизионистских концепций, в утверждении во всероссийском рабочем движении идей диалектич. и ист. материализма сыграли соратники и ученики Ленина: В. В. Адоратский, П. А. Джапаридзе, И. Ф. Дубровинский, В. В. Боровский, М. С. Ольминский, Я. М. Свердлов, И. В. Сталин, П. И. Стучка,

С. Г. Шаумян и др. Ленинское филос. наследие дооктябрьского периода стало важнейшей предпосылкой для развития марксистско-ленинской философии в сов. эпоху. В. Е. Евграфов, В. Ф. Пустарнаков.

Советская философская наука - составная часть интернац. марксистско-ленинской философии, исходит из принципов диалектич. и ист. материализма, являющегося науч.-мировоззренческой, филос. основой междунар. коммунистич. движения. Благодаря трудам Ленина и продолжателей его дела, марксистская философия в совр. эпоху выступает как методология науч. мышления и революц. действия КПСС и др. коммунистич. партий, как идейно-теоретич. основа деятельности мн. миллионов сов. людей, науч.-филос. фундамент их мировоззрения. Марксистско-ленинская философия, как и др. составные части марксизма - политич. экономия, науч. коммунизм, - является науч. основой политики КПСС и Сов. гос-ва; руководствуясь диалектико-материалистич. мировоззрением и методом, они вырабатывают свою внутр. и внеш. политику, определяют и осуществляют программу развития социалистич. общества, формируют у трудящихся науч. коммунистич. мировоззрение, ведут борьбу с бурж. идеологией.

В качестве господствующего в Сов. стране марксистско-ленинское мировоззрение утверждается в процессе строительства социализма в 20-х - 1-й пол. 30-х гг. и в ходе борьбы против бурж. идеологии, оппортунистич., антиленинских течений, идеализма в философии. В первые годы Сов. власти ещё продолжали существовать философские идеалистические направления [Науч.-филос. об-во при Петроградском ун-те, Академия духовной культуры в Москве, журналы «Вопросы философии и психологии» (1889-1918), «Мысль» (1922, № 1-3), «Русская мысль» (1880-1918) и др.].

В развитии филос. науки в СССР выделяются 3 периода, в общем соответствующих осн. периодам истории советского общества, - переходному периоду от капитализма к социализму (1917 - сер. 30-х гг.), периоду упрочения и дальнейшего развития социалистич. общества (с сер. 30-х гг. до кон. 50-х гг.), периоду развитого социалистич. общества (с 60-х гг.).

Гл. задачей марксистско-ленинской философии после победы Окт. революции стала разработка актуальных проблем построения социалистического общества, теоретический анализ закономерностей общественного развития, мирового революционного процесса. Марксизм-ленинизм из преследуемого и гонимого до революции научно-философского мировоззрения партии рабочего класса становился господствующим мировоззрением, идейно оплодотворял развитие обществ, мысли, науки и культуры в Сов. стране, получил более широкие возможности интернац. влияния на междунар. рабочее движение, передовую науку и культуру. Особенно большое идейно-политич. и науч.-филос. значение имели работы Ленина «Очередные задачи советской власти», «О государстве», «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата», «Пролетарская революция и ренегат Каутский», «Детская болезнь „левизны" в коммунизме», «Ещё раз о профсоюзах...», «О нашей революции», «Великий почин», «Задачи союзов молодёжи» и др. В статье «О значении воинствующего материализма», воспринятой как филос. завещание Ленина, определялись программа, осн. источники и направления развития марксистской филос. науки: диалектико-материалистич. анализ сущности, противоречий и закономерностей развития новой эпохи; осмысление на основе материалистич. диалектики процессов новейшей истории, междунар. опыта революц. борьбы и строительства социализма; филос. обобщение достижений естествознания и обществ, наук, установление союза марксистской философии и естествознания; подытоживание процесса истории познания, продолжение передовых традиций филос. и обществ, мысли.

В центре всех направлений науч.-филос. деятельности Ленина, Коммунистич. партии, сов. науки стояли пропаганда воинствующего материализма, критика философского идеализма, реакц. идеологии, разработка и применение материалистич. диалектики как науки, логики и теории познания, метода революц. мышления и революц. действия. Развитие филос. науки способствовало дальнейшей разработке и реализации ленинской программы построения социализма под руководством Коммунистич. партии, в тесной связи с и дейно-теоретич. деятельностью марксистских партий нового типа в междунар. масштабе.

В переходный период от капитализма к социализму в СССР марксистско-ленинская философия утвердилась как самостоят, отрасль науки, формировались коммунистически убеждённые, марксистски подготовленные филос. кадры, создавались науч. журналы и издат. центры, устанавливались прочные связи между филссэфами-коммунистами и учёными-некоммунистами. Если к нач. 20-х гг. ещё не было систематизиров. изложения диалектико-материалистич. философии, то во 2-й пол. 20-х и 1-й пол. 30-х гг. была создана науч. и уч.-пропагандистская лит-pa по диалектич. и ист. материализму, истории философии, развёртывались марксистские исследования в различных отраслях филос. знания.

В центре и дейно-теоретич. борьбы между ленинизмом и бурж., каутскианско-меныпевистскими, анархо-синдикалист-скими, троцкистскими, правооппортуни-стич. и «левосектантскими» концепциями стоял вопрос о построении социализма в СССР, его путях и методах, о путях развития междунар. коммунистич. движения. Ленин и его соратники обогатили марксистскую мысль науч. познанием диалектически взаимосвязанных процессов современности: закономерностей перехода от капитализма к социализму, становления и развития социалистич. общества, обострения кризиса капиталистич. системы и идейно-политич. борьбы на мировой арене, развёртывания мирового революц. процесса, новых открытий в науке. После смерти Ленина в работах Сталина и др. руководящих деятелей партии (М. И. Калинина, С. М. Кирова, В. В. Куйбышева, М. В. Фрунзе и др.), видных сов. философов и обществоведов (Адоратского, В. А. Быстрянского, А. В. Луначарского, В. И. Невского, И. И. Скворцова-Степанова, Стучки, Е. М. Ярославского и др.) раскрывалось диалектич. единство объективных процессов и субъективного фактора в совр. эпоху, показывалась возрастающая роль рабочего класса, трудящихся в революц. преобразовании общества, в творческом созидании социализма, в осуществлении социалистич. революции в области идеологии и культуры, подвергались критике антнленинские концепции бурж. идеологов и социал-реформистов, оппортунистов в области философии и социально-политич. мысли.

Важнейшей предпосылкой постулат, развития марксистской филос. мысли в СССР явились исследование, освоение и дальнейшая разработка теоретич. наследия Маркса, Энгельса, Ленина. В области философии и обществ, мысли успешно преодолевались характерное для большинства лидеров 2-го Интернационала пренебрежение к филос. стороне марксизма, попытки «соединения» его с филос. концепциями махизма и др. форм позитивизма, неокантианства и т. п. Ин-т К. Маркса и Ф. Энгельса и Ин-т Ленина (впоследствии объединённые в ИМЭЛ при ЦК КПСС) провели огромную работу по сбору, исследованию и публикации лит. наследия Маркса, Энгельса, Ленина: были найдены и впервые изданы многие работы основоположников марксизма, в т. ч. «К критике гегелевской философии права», «Экономическо-философские рукописи 1844 г.» Маркса, «Немецкая идеология» Маркса и Энгельса, «Диалектика природы» Энгельса, разысканы и исследованы «Философские тетради» (опубл. в 1929-30) и мн. др. работы Ленина. В ходе идейно-политич. борьбы против врагов революц. теории и политики партии укрепилось понимание ленинизма как интернац. учения, высшей ступени в развитии марксизма и его философии. На основе работ Ленина «О значении воинствующего материализма» и «Философские тетради» развернулась борьба за материалистич. диалектику против механицизма, подменявшего диалектику механистич. теорией равновесия, к-рая служила методологич. базой правого оппортунизма (Н. И. Бухарин) и зачастую сводила философию к совокупности механистич. выводов из естествознания. Осуществлялось исследование филос. наследия, особенно источников марксизма, в т. ч. диалектики Гегеля в целях её материалистич. переработки, был создан ряд ценных работ по истории философии (В. Ф. Асмус, А. М. Деборин, М. А. Дынник, И. К. Луппол, А. О. Маковельский, М.В.Серебряков, Е. П. Ситковский, О. В. Трахтенберг и др.).

В связи с публикацией «Философских тетрадей» Ленина разрабатывались вопросы диалектики как логики и теории познания марксизма (ленинской теории отражения, роли практики в познании), соотношения диалектики и формальной логики, методологии «Капитала» и др. произведений классиков марксизма. Началось изучение филос. вопросов, выдвинутых новейшей революцией в области естествознания. Виднейшие сов. учёные-естествоиспытатели (Н. И. Вавилов, В. И. Вернадский, А. Ф. Иоффе, В. Л. Комаров, Н. С. Курнаков, И. В. Мичурин, О. Ю. Шмидт и др.), овладевая идеями и методом диалектич. материализма, применяли его в науч. исследованиях.

Важным событием идейно-филос. жизни явилась филос. дискуссия 1929-31, итоги к-рой были подведены в постановлении ЦК ВКП(б) (янв. 1931) «О журнале „Под знаменем марксизма"», где отмечалось, что, несмотря на ряд достижений, работа журнала (его редактором тогда был Деборин) была оторвана от задач социалистич. строительства, недооценивался ленинский этап как новая ступень в развитии философии марксизма, допускалось сближение гегелевской диалектики с марксистской диалектикой; в пост, указывалось, что по ряду вопросов редакция журнала скатывалась на позиции меньшевиствующего идеализма. Филос. дискуссии и особенно постановление ЦК ВКП(б) сыграли большую роль в более последовательном проведении принципа партийности в философии, в раскрытии сущности ленинского этапа в развитии марксистской философии и его междунар. значения.

В 1-й пол. 30-х гг. марксистская лит-ра пополнилась рядом работ и уч. пособий по диалектич. и ист. материализму (Адоратский, Г. М. Гак, Ф. А. Горохов, А. А. Максимов, М. Б. Митин, И. П. Разумовский и др.), трудом Тодора Павлова (работавшего в СССР) «Теория отражения», книгами, направленными против фашистской идеологии, бурж. философии, социал-реформизма и ревизионизма (М. А. Аржанов, С. Я. Вольфсон, М. Фурщик и др.). Эти работы способствовали упрочению материалистич. диалектики в качестве методологии науч. исследований, усилению воинствующего дпалектич. материализма в борьбе против филос. идеализма, оппортунизма, механистич. и идеалистич. шатаний.

В годы, когда завершалось строительство социализма в Советской стране и его завоевания защищались от империалистической реакции, фашистской агрессии, партия в идейно-теоретической области направляла усилия на внедрение идей марксизма-ленинизма в сознание широких слоев трудящихся, воспитание кадров на основе усвоения марксистско-ленинской теории, на борьбу с бурж. идеологией, особенно с идеологией фашизма. Сов. философы активно пропагандировали теорию ист. материализма, марксистско-ленинское учение о двух фазах коммунизма, разрабатывали проблемы становления социалистич. базиса и надстройки, действия движущих сил социалистич. общества, диалектики производит, сил и производств, отношений, преобразования социальной структуры и политич. организации общества, социалистич. культурной революции и т. д. (Г. Е. Глезерман, М. Д. Каммари, Ф. В. Константинов, А. Ф. Шишкин, П. Ф. Юдин и др.). Были изданы труды, учебные пособия и популярные книги по проблемам материалистич. диалектики, теории отражения (М. А. Леонов, М. М. Розенталь, Ф. И. Хасхачих и др.). В содружестве с учёными-естествоиспытателями (физиками, математиками, физиологами и др.) философы теоретически обобщали достижения естествознания, разрабатывали вопросы диалектики природы (С. И. Вавилов, Б. М. Кедров, И. В. Кузнецов, Г. И. Наан, М. Э. Омельяновский и др.), филос. проблемы психологии (П. К. Анохин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплое и др.).

Активно продолжались исследования по истории философии, разрабатывалось и популяризировалось марксистско-ленинское филос. наследие. Широко пропагандировались работы Ленина, раскрывалось во всех областях обществ, наук значение ленинизма как новой ступени в развитии марксизма (А. А. Жданов, Калинин, Сталин, М. А. Суслов и др. деятели партии, философы Митин, П. Н. Федосеев, Б. А. Чагин, Юдин и др.).

Исследовались прогрессивные филос. традиции народов СССР и зарубежных стран, что имело особенно важное значение для воспитания трудящихся в духе патриотизма и интернационализма, в идейной борьбе против фашизма и идеологов империалистич. реакции. Сов. философами было раскрыто значение трудов передовых рус. мыслителей 18- 19 вв., влияние их демократич., материалистич. и диалектич. традиций на передовую обществ, мысль, науку и культуру; развёрнута работа по изданию их трудов, выработаны принципиальные методологич. установки анализа истории философии в России (Г. С. Васецкий, В. Е. Евграфов, М. Т. Иовчук, В. С. Кружков, А. Н. Маслин, 3. В. Смирнова, В. И. Степанов, И. Я. Щипанов и др.). В работах А. М. Богоутдинова, П. И. Валескална, Г. Н. Гусейнова, Г. Г. Габриэляна, И. Н. Лущицкого, И. М. Муминова, И. Д. Назаренко, М. И. Новикова, Ш. И. Нуцубидзе, Д. Ф. Острянина, В. К. Чалояна и др. сов. философов исследовалось идейно-филос. значение работ мыслителей народов СССР.

Продолжалось изучение истории материализма и диалектики в домарксистской философии (Г. Ф. Александров, Асмус, К. С. Бакрадзе, Б. Э. Быховский, Маковельский, Ситковский, Ю. П. Францев и др.), что позволило перейти к качественно новому уровню исследований - рассмотрению ист.-филос. процесса в целом. Первым обширным опытом такого рода была незавершённая «История философии» (т. 1-3, 1940- 1943); несмотря на ряд недостатков, это был в своей основе ценный марксистский труд. Существенным событием в философской жизни страны была проведённая в 1947 дискуссия по книге Александрова «История западноевропейской философии» (недостатки и ошибки к-рой были подвергнуты критике), превратившаяся в обсуждение состояния сов. филос. науки и её задач.

С кон. 30-х до нач. 50-х гг. филос. деятельность в СССР испытывала влияние положений работы Сталина «О диалектическом и историческом материализме» [глава учебника «История ВКП(б). Краткий курс», 1938]. Эта работа, сжато излагавшая принципы и законы диалектич. и ист. материализма и страдавшая в ряде случаев односторонностью и схематизмом, всё же способствовала в то время популяризации основ марксистской философии. Для изучения и пропаганды марксистской философии, произведений Маркса, Энгельса, Ленина были созданы науч.-популярные труды и учебные пособия по диалектич. и ист. материализму. Была проделана большая работа по науч.-атеистич. воспитанию, созданы ценные труды по истории и теории атеизма (Ярославский, Федосеев, Францев и др.). Однако в эти годы в теоретич. и пропагандистской работе по философии имели место известные недостатки, связанные с культом личности Сталина (элементы догматизма, цитатничества, схематизма и т. п.). По инициативе и под руководством ЦК КПСС культ личности Сталина и связанные с ним отрицат. явления были подвергнуты критике и преодолены. В 50-х гг. филос. работа значительно активизировалась, развернулись исследования кардинальных проблем диалектич. и ист. материализма, истории философии, филос. проблем естествознания (совместно с учёными-естествоиспытателями).

Полная и окончат, победа социализма в СССР, образование и укрепление мировой системы социализма, крупные достижения науки и развёртывание науч.-технич. революции выдвинули перед марксистской философией ряд новых проблем, активизировали науч.-филос. деятельность в СССР. Период развитого социализма характеризуется дальнейшим прогрессом сов. философской науки. Возросло число науч. работников в области философии, социологии, психологии, науч. коммунизма, выросла их квалификация, расширилась проблематика и повысился уровень филос. и социология, исследований. Огромное значение для подъёма уровня сов. филос. науки имели решения и материалы съездов КПСС, пленумов ЦК партии, Программа КПСС (1961), доклады, выступления Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева и др. парт. документы, в т. ч. пост. ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве» (1967). Гл. задачи, к-рые плодотворно решает сов. филос. наука в этот период: разработка актуальных проблем и филос. анализ закономерностей развития социалистич. общества, укрепления мировой системы социализма, анализ совр. науч.-технич. революции, проблем мирного сосуществования и идеологич. борьбы на междунар. арене, науч.-филос. обоснование политики марксистско-ленинских партий, их борьбы против чуждой идеологии.

Процесс дифференциации и конкретизации филос. знания сопровождался, с одной стороны, уточнением специфич. проблематики каждой из филос. дисциплин, а с другой - повышением методологич. роли диалектич. материализма.

Усилилась разработка диалектики как науки, её законов и категорий, проблем теории отражения, логики и методологии науч. познания. Философы создали ряд трудов, раскрывающих и конкретизирующих марксистско-ленинскую методологию, логику и теорию познания, законы и категории материалистич. диалектики (Кедров, П. В. Копнин, Леонтьев, С. Т. Мелюхин, Митин, Наан, Н. В. Пилипенко, П. Д. Пузиков, Розенталь, М. Н. Руткевич, Г. А. Свечников, А. Г. Спиркин, П. В. Таванец, В. П. Тугари-нов и др.).

От филос. осмысления отд. достижений и методов естествознания сов. учёные - философы и естествоиспытатели переходят к разработке кардинальных филос. проблем совр. естествознания, к исследованию закономерностей развития науки, её структуры и логики, развёртывающейся науч.-технич. революции и т. д. (А. Д. Александров, В. А. Амбарцумян, Анохин, Н. П. Дубинин, М. В. Келдыш, Кедров, С. Р. Микулинский, Омельяновский, В. С. Готт, Ю. В. Сачков, Б. С. Украинцев, И. Т. Фролов и др.).

Созданы обобщающие труды, в частности серии книг «Диалектический материализм и современное естествознание», «Ленинская теория отражения и современная наука» и т. д. Проанализирован ряд конкретных науч. методов совр. естествознания в их соотношении с материалистич. диалектикой. Продвинулось филос. исследование логики науч. познания, языка науки, математизации совр. знания. Исследование проблем системного и структурно-функционального анализа, моделирования и функционирования моделей в науч. познании, анализ знаковых систем, филос. аспектов кибернетики позволили глубже разработать социально-филос. проблемы управления, раскрыть диалектику процесса познания, сущность и применимость таких категорий, как система, структура, информация, вероятность и мн. др. (В. Г. Афанасьев, А. И. Берг, В. М. Глушков, В. П. Кузьмин, В. А. Трапезников, А. И. Уемов, А. Д. Урсул и др.).

В сов. лит-ре утвердилось понимание ист. материализма как общесоциологической теории и методологии социально-филос. знания. Созданы и опубликованы труды по ист. материализму, посвящённые проблемам диалектики совр. эпохи, мирового -революц. процесса, закономерностям развитого социалистич. общества и становления коммунистич. формации, возрастания руководящей роли рабочего класса в строительстве социализма и коммунизма, изменению социальной структуры социалистич. общества, соединению достижений науч.-технич. революции с преимуществами социалистич. системы, проблемам интернационализма и межнац. отношений и др. актуальным вопросам совр. обществ, развития (работы, коллективные труды и монографии Федосеева, Константинова, Д. М. Гвишиани, Руткевича, Ц. А. Степаняна, Г. Н. Волкова, Ю. Е. Волкова, Глезермана, В. Ж. Келле, С. Т. Калтахчяна, Р. И. Косолапова, Ю. А. Красина, А. И. Соболева, И. П. Цамеряна, Д. И. Чеснокова и др.). Более значит, место стала занимать разработка социально-филос. проблем человека, его места в социальной структуре, возрастания творческой активности масс в обществ, жизни, путей и методов всестороннего развития личности (Б. Г. Ананьев, Л. П. Буева, С. М. Ковалёв, М. И. Петросян, Г. Л. Смирнов, С. Товмасян, Н. 3. Чавчавадзе и др.).

Проведён ряд конкретных социологич. исследований учёными Ин-та социологич. исследований АН СССР, Ленингр. ин-та социально-экономических проблем АН СССР, Академии общественных наук (АОН) при ЦК КПСС (Б. А. Грушин, Г. Т. Журавлёв, Л. Н. Коган, И. Т. Левыкин, В. Д. Патрушев, В. С. Семёнов, В. Н. Шубкин и др.). Всё большую самостоятельность и творческое развитие получают филос. исследования в области эстетики (А. Г. Егоров, К. М. Долгов, М. С. Каган, А. Ф. Лосев, Ю. А. Лукин, М. Ф. Овсянников и др.), этики (С. Ф. Анисимов, Л. М. Архангельский, О. Г. Дробницкий, В. Г. Иванов, А. И. Титаренко, А. Г. Харчев, А. Ф. Шишкин и др.), науч. атеизма (коллективные труды Ин-та науч. атеизма АОН при ЦК КПСС и книги - Францев, Е. М. Бабосов, В. И. Гараджа, И. А. Крывелев, П. К. Курочкин, М. П. Мчедлов, В. К. Танчер, Д. М. Угринович и др.).

Широко развернулись исследования в области истории философии. Особенно значит, успехи достигнуты в исследовании марксистско-ленинского филос. наследия, подготовлены и изданы в связи со 100-летием со дня рождения Ленина, 150-летием со дня рождения Маркса и Энгельса труды по истории марксистско-ленинской философии, коллективные работы учёных НМЛ и АОН при ЦК КПСС, Ин-та философии АН СССР (Егоров, Л. Ф. Ильичёв, Кедров, Федосеев, Иовчук, Копнин, Т. И. Ойзерман, Чагин, А. Д. Косичев, А. Ф. Окулов, Л. Н. Суворов и др.). В 6-томной «Истории философии» (1957-65) дано освещение всемирной истории философии, проанализирована малоизученная филос. мысль мн. народов Вост. и Сев. Европы, Азии, Америки и др. и тем самым преодолен «европоцентристский» подход к истории философии, впервые систематически изложена история марксистской философии и её ленинского этапа, а также дан критич. анализ бурж. философии 2-й пол. 19- 1-й пол. 20 вв. Многое сделано для исследования филос. наследия Плеханова, комментированного издания его филос. трудов. Завершается издание многотомной «Истории философии в СССР» (руководитель авторского коллектива В. Е. Евграфов, т. 1-4, 1968-71) и серии книг по истории диалектики (М. А. Дынник, Э. В. Ильенков, Г. А. Курсанов, Розенталь и др.). Издана первая в мире марксистская «Философская энциклопедия» (т. 1-5, 1960-70, гл. ред. Ф. В. Константинов).

В ист.-филос. лит-ре с марксистских позиций раскрывается содержание философии Аристотеля, Платона, Бэкона, Гобб-са, Декарта, Локка, Гельвеция, Гольбаха, Юма, Лейбница, Спинозы, Канта, Гегеля, Фейербаха и др. (Асмус, Бакрадзе, Быховский, М. М. Григорян, А. В. Гулыга, X. Н. Момджян, И. С. Нарский, М. Ф. Овсянников, В. В. Соколов, В. И. Шинкарук и др.). Разрабатываются методологич. проблемы истории философии как науки (Б. В. Богданов, А. Д. Макаров, Ойзерман, Л. В. Скворцов и др.). Продолжается исследование истории диалектич. и материалистич. идей в рус. философии, ряд работ посвящён критике филос. идеализма в России (коллективные работы Ин-та философии АН СССР, филос. ф-та МГУ и др., монографии А. И. Володина, Л. А. Когана, Кружкова, А. И. Новикова, Л. А. Петрова, Смирновой, Степанова, И. Я. Щипанова и др.). Углубляется исследование истории филос. и обществ, мысли народов СССР (М. С. Асимов, А. А. Алтмышбаев, К. П. Буслов, В. Е. Евдокименко, А. X. Касымжанов, Ф. К. Кочарли, Ш. Ф. Мамедов, Муминов, М. М. Хайруллаев, Ш. В. Хидашели, В. А. Щтейнберг и др.). Более глубокими и аргументированными стали исследования и критика антикоммунизма, различных направлений совр. бурж. философии - неопозитивизма, феноменологии, экзистенциализма, ницшеанства, «социальной философии» франкфуртской школы, бурж. социологии, «левого» и правого ревизионизма (Г. М. Андреева, А. С. Богомолов, Б. Т. Григорьян, Н. М. Кейзеров, Ю. К. Мельвиль, Митин, Л. Н. Митрохин, Е. Д. Модржинская, Момджян, А. Г. Мысливченко, Нарский, С. Ф. Одуев, С. И. Попов, М. Л. Титаренко, М. В. Яковлев и др.).

Работа сов. философов на совр. этапе истории советского общества привела к обогащению идейно-теоретич. арсенала марксистской науки об обществе, повышению её роли в коммунистич. строительстве и в идеологич. борьбе на мировой арене. Значительно возросли интернац. влияние и междунар. престиж сов. филос. науки. Вместе с тем масштабы и уровень исследований по ряду коренных и актуальных проблем материалистич. диалектики и ист. материализма к сер. 70-х гг. ещё не в полной мере соответствовали высоким и всё возрастающим требованиям Коммунистич. партии.

Сов. филос. наука ставит перед собой новые большие и ответственные задачи, концентрирует усилия на разработке наиболее кардинальных и перспективных филос. проблем развития общества и науки.

Исследоват. работу по философии в СССР организуют и ведут науч. учреждения, входящие в систему АН СССР и АН союзных республик; науч. издание и исследование филос. наследия Маркса, Энгельса, Ленина осуществляет Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Исследоват. работа и подготовка теоретич. кадров по философии ведётся в Академии обществ, наук и Высшей парт, школе при ЦК КПСС. Центральное н.-и. учреждение страны в области философии - Ин-т философии АН СССР (Москва), филос. проблемы разрабатываются также в ин-тах АН СССР (Истории естествознания и техники, Психологии, Социологич. исследований) (все - в Москве). Исследования в области философии в союзных республиках проводят Ин-т философии АН УССР (Киев), Ин-ты философии и права АН БССР (Минск), Казах. ССР (Алма-Ата), Узб. ССР (Ташкент), Ин-т философии АН Груз. ССР (Тбилиси), Ин-ты философии и права Азерб. ССР (Баку), Арм. ССР (Ереван), Кирг. ССР (Фрунзе), Отделы философии и права АН Литов. ССР, Молд. ССР, Тадж. ССР, секторы философии АН Латв. ССР, Туркм. ССР, Эст. ССР и др. В системе АН СССР, её отделений, науч. центров, филиалов и в АН союзных республик работает ряд филос. кафедр; кафедры по филос. наукам (включая науч. коммунизм) созданы во всех вузах страны; исследоват. работа и подготовка кадров по философии ведётся на филос. ф-тах в Моск., Ленингр., Киевском, Казах., Тбилисском, Ростовском, Уральском ун-тах и филос. отделениях в ряде др. ун-тов. Диалектич. и ист. материализм, история философии, этика, эстетика, науч. атеизм, логика и др. филос. науки, а также науч. коммунизм изучаются в вузах, в аспирантуре науч. учреждений и вузов, в вечерних ун-тах марксизма-ленинизма, нар. ун-тах, методологич. семинарах, организуемых парт, орг-циями, науч. учреждениями и т. п.

Филос. науч. учреждения и вузы СССР принимают участие в работе Междунар. объединения филос. об-в (в него входит Ин-т философии АН СССР), в Междунар. социологич. ассоциации (её член - Сов. социологич. ассоциация), в Междунар. ассоциации по истории и философии естествознания (её член - Сов. нац. объединение по истории и философии естествознания). Сов. учёные активно участвуют в Междунар. филос., социологич., гегелевских и др. конгрессах. Разносторонний характер носит сотрудничество сов. учёных с учёными социалистич. стран, включающее обмен специалистами и помощь в подготовке филос. кадров, долгосрочные соглашения о совместной разработке отд. проблем и написании филос. трудов, проведение совместных совещаний и симпозиумов, а также создание двусторонних (философы СССР и ГДР, философы и социологи СССР и ПНР) и многосторонних комиссий (проблемная комиссия «Вопросы идеологической борьбы в связи с сосуществованием двух мировых систем» и др.).

Периодич. издания: «Вопросы философии» (с 1947), «Философские науки» (с 1958), «Вестник АН СССР» (с 1931), «Вестник МГУ. Философия» (с 1966), «Вестник ЛГУ. Философия» (с 1961), «Фiлософська думка» (с 1969); философско-социологическая проблематика освещается в журн. «Социологические исследования» (с 1974). Филос. статьи цубликуются в журн. ч Коммунист» (с 1924), «Политическое самообразование» (с 1957), «Наука и религия» (с 1959), в журн. АН союзных республик, ун-тов и др. уч. заведений.

См. Философское образование, а также раздел Философия в статьях о союзных республиках в соответствующих томах БСЭ. Б. В. Богданов, М. Т. Иовчук.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.