Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научные учреждения научные учреждения до 1917






Совегский Союз - страна давних науч. традиций. Деятельность мн. центров знаний, первые из к-рых возникли на терр. СССР ещё в ср. века, вошла в историю мировой культуры. Среди них обсерватория в Мерве (9 в.), «Дом мудрости» в Бухаре (10 в.), «Дом науки» в Хорезме (11 в.), обсерватория Улугбека (15 в.) близ Самарканда, ун-ты: Гладзорский (13 - 14 вв.) и Татевский (14-15 вв.) в Армении, Икалтойская (11 в.) и Гелат-ская (12 в.) академии в Грузии. Крупными культурными центрами были школы кн. Владимира в Киеве (10 в.), Ярослава Мудрого в Новгороде (11 в.).

С нач. 16 в. в органах гос. управления России - приказах складывались группы специалистов, как русских, так и приглашаемых из-за границы, накапливались сведения по отдельным отраслям знания. К кон. 17 в., напр., Аптекарский приказ располагал значит, штатом, разнообразным по специальностям и квалификации (лекари, «химисты», «алхимисты», ученики и т. п.), богатой спец. библиотекой (в 18 в. вошла в состав б-ки Академии наук). При нём работал Аптекарский огород. В этом приказе изучали свойства трав, создавали руководства и труды по фармакологии и медицине, обучали лекарей и аптекарей. Пушкари, металлурги, «зелейники» и др. мастера Пушкарского приказа осваивали работу с различными сплавами и взрывчатыми веществами. Приказ располагал обширной библиотекой по вопросам фортификации, гидравлики, баллистики и т. п.

Появление собственно науч. учреждений - исследовательских и научно-образовательных по осн. содержанию своей работы - связано с гос. преобразованиями 1-й четв. 18 в. Потребности гос-ва в освоении природных богатств, в развитии экономически необходимых отраслей прикладного естествознания и техники, в создании собств. кадров специалистов заставили пр-во Петра I осуществить систему важных общекультурных и науч. мероприятий.

По инициативе гос-ва были предприняты первые экспедиции по изучению страны: Каспийского м. (1720); 1-я Камчатская (1725-30); Сибирская (1720- 1727) и др. Созданы Петерб. аптекарский огород (1714, с 1823- Ботанич. сад); науч. б-ка (1714, позднее - б-ка АН, открыта для публичного пользования в 1728); Кунсткамера (осн. в 1714, открыта в 1719) - первый в России естественно-науч. музей.

В 1724 в Петербурге была основана Академия наук (начала работать в дек. 1725; см. Российская академия наук). На АН была возложена забота о развитии науч. исследований и образования, об организации и проведении необходимых гос-ву научно-технич. работ. В 18 в. с АН была связана вся науч. и культурная жизнь страны. Действовавший в составе АН Академич. ун-т подготовил первые кадры отечеств, учёных. В АН сосредоточилось географич. и естествен-нонауч. изучение страны: 2-я Камчатская (Великая северная) экспедиция 1733-43; комплексные (т. н. академические) экспедиции, охватившие Европ. Россию, Урал и Сибирь 1768-74, и научно-картографич. работы. При АН формировались новые исследоват. учреждения. В её состав вошли: Кунсткамера, физ. кабинет (1725), обсерватория (30-е гг.), географич. департамент (1739), хим. лаборатория (1748, по инициативе М. В. Ломоносова), мастерские, где создавались инструменты и приборы, испытывались изобретения и конструкции. В 1755 был открыт Московский ун-т, ставший вскоре одним из крупнейших центров науки и просвещения. Пополнилась сеть высших спец. уч-щ. В 1765 возникло первое рус. науч. об-во - Вольное экономич. об-во. В 1783 с целью изучения и совершенствования рус. лит. языка осн. Российская академия. Во 2-й пол. 18 в. появились науч. учреждения в Прибалтике: астрофизич. обсерватория (1753), ботанич. сад и зоологич. музей (80-е гг.) в Вильно (Вильнюс), астрономич. обсерватория в Митаве (Елгава).

В 1-й пол. 19 в. в науке наметилась тенденция к углублённому изучению процессов и явлений природы, определению их внутр. единства. Появились новые математич., физич., химич., биологич. и др. науч. дисциплины. Возрастала потребность в объединении учёных. Процесс создания новых науч. учреждений, диктовавшийся развитием страны и рус. науки, постоянно тормозился крепостнич. строем, непоследовательным и противоречивым отношением правящих кругов к науч. работе.

Ведущим науч. учреждением страны оставалась АН. Расширился состав её подразделений. Пополнялись созданные при АН музеи (азиатский, ботанич., зоологич., минералогич., этнографич., нумизматич.). В 1841 в АН была включена Российская академия (отделение рус. языка и словесности, ОРЯС). Значит, событием стало создание Гл. астрономич. обсерватории (Пулковской, 1839) и Гл. физ. обсерватории (осн. в 1849 при Мин-ве финансов), в к-рых работали учёные АН. Потребность в образованных чиновниках, врачах, агрономах и др., особенно остро выявившаяся после реформы гос. управления и создания мин-в (1802), вызвала рост числа уч. заведений. Были созданы лицеи, ун-ты в Дерпте, Казани, Харькове, Петербурге, Киеве; основаны уч. ин-ты: лесной, корпуса инженеров путей сообщения, практич. технологический; возобновил работу (1828) главный педагогический ин-т.

С нач. 19 в. возникали науч.-организационные подразделения при гос. ведомствах: военно-топографич. отдел генерального (главного) штаба (1812, осн. в 1797 как Депо карт), учёный к-т горного ведомства (1834), с.-х. учёный к-т Мин-ва гос. имуществ (1857) и др. Они контролировали подготовку специалистов, организовывали необходимые науч. изыскания (в ведомственном масштабе). Большую роль в развитии науки и культуры стали играть науч. об-ва, создававшиеся в крупных губернских городах (преим. университетских). В науч. жизни Москвы видное место заняли науч. об-ва при Моск. ун-те: истории и древностей российских (1804), мед. и физич. наук (1804), московское испытателей природы (1805), любителей российской словесности (1811) и др. В Петербурге активно работали минералогич. об-во (1817, при Горном уч-ще), физико-медицинское (1805), лесное (1834). Подобные об-ва появились в Прибалтике, Белоруссии, на Украине: рижское естествоиспытателей (1805), дерптское врачебное (1811), виленское науч.-медицинское (1805), белорусское вольное экономическое (Минск, 1824), филотехнич. (Харьков, 1811) и др. Первоначально их осн. функцией было объединение учёных в целях взаимной информации, однако постепенно они начали брать на себя также и организацию исследований, выпуск лит-ры и т. п., превращаясь в центры науч. работы.

К сер. 19 в. число учреждений, проводивших науч. исследования, возросло почти в 4 раза по сравнению с кон. 18 в. Сложилась сеть науч. учреждений, практически не изменявшаяся вплоть до 1917: АН с её подразделениями, обсерватории, науч. подразделения высших уч. заведений, учёные к-ты ведомств, науч. об-ва.

Во 2-й пол. 19 в. науч. деятельность развивалась в обстановке быстрого роста капитализма. Подъём пром. и с.-х. произ-ва после отмены (1861) крепостнсго права вызвал появление новых высш. уч. заведений - Петровской земледельческой и лесной академии в Москве, Рижского политехнич. ин-та, Моск. высшего технич. уч-ща, Харьковского техно-логич. ин-та, Петерб. электротехнич. ин-та и др. Науч. жизнь всё больше сосредоточивалась в высшей школе. В ун-тах и вновь созданных спец. уч. заведениях формировались науч. школы и направления. Было учреждено неск. новых науч.-адм. органов ведомств: Статистич. к-т Мин-ва внутр. дел (1852), Геологич. к-т (1882), Гл. гидрографич. управление мор. ведомства (1885).

Исследоват. работа протекала в тяжёлых условиях. Испуганный ростом революц. движения, царизм не останавливался перед закрытием и разгромом ун-тов, запрещением науч. об-в. «Казённые» исследоват. учреждения были бедны и малочисленны, новые росли крайне медленно, старые почти не расширялись. В АН, напр., за этот период были открыты всего 3 небольшие лаборатории (физиологическая, особая зоологическая, анатомия и физиологии растений). В 1860-1900 было создано ок. 100 науч. орг-ций, в основном небольшие метеостанции, опытные участки, архивы, музеи и т. п. и лишь неск. крупных естественнонауч. учреждений: Ин-т эксперимент. медицины (1890; существовал гл. обр. на частные средства), Ин-т эксперимент, ветеринарии (1898), Гл. палата мер и весов (1893, по инициативе Д. И. Менделеева). Позже, в 1914, к ним прибавилась Центр, научно-технич. лаборатория воен. ведомства, разрабатывавшая вопросы вооружения и воен. произ-ва.

Отличит, чертой развития науки этого времени была тесная связь науч. и передовой обществ, мысли, стремление учёных к решению не только исследоват., но и важных для страны экономич., а также обществ.-политич. проблем. Наиболее характерным типом организации исследоват. работы стали науч. об-ва. Крупными центрами науки стали Рус. географич. об-во (1845), Об-во любителей естествознания, антропологии и этнографии (1864), Моск. математич. об-во (1867), Рус. физико-химич. об-во (1878), об-ва естествоиспытателей в Петербурге, Казани, Томске, Харькове (кон. 60-х гг.). 70- 80-е гг.- время становления первых научно-технич. об-в: Рус. технического (1866), политехнич. об-в в Москве, Риге, Петербурге и др. Своеобразной формой организации науки стали съезды учёных. В 1867-1913 состоялось 13 съездов естествоиспытателей и врачей. В 80-90-х гг. это движение охватило представителей др. отраслей знания - археологов, историков, деятелей техники. В кон. 19 - нач. 20 вв. съезды, как и науч. об-ва, сыграли большую роль в объединении и организации науч. сил, в популяризации естественнонаучных и технических знаний.

В 1900-х гг. при ряде научных учреждений (Академии наук, учёных комитетах ведомств) стали возникать проблемные комиссии: сейсмическая, магнитная и полярная при АН, Комиссия по алюминию при Геологич. к-те и др. Они были формой приспособления науч. учреждений к решению новых проблем, попыткой координировать науч. работы, осуществлявшиеся разрозненно. Самой крупной подобной орг-цией стала Комиссия по изучению естеств. производит, сил России при АН (КЕПС, 1915), поставившая задачу организации и проведения исследований природных ресурсов, объединения учёных, создания науч. ин-тов.

Накануне Окт. революции 1917 в стране насчитывалось ок. 300 науч. учреждений, включая комитеты, комиссии, высшие уч. заведения и т. п. Почти все они были сосредоточены в Москве, Петербурге и неск. крупных городах зап. и центр, губерний. На территории Урала, Сибири и Д. Востока работало всего 4 высших уч. заведения: технологич. ин-т и ун-т (1888) в Томске, Восточный ин-т во Владивостоке, ун-т в Перми (1916); неск. с.-х. и лесных опытных участков, краеведческих орг-ций. В Ср. Азии не было ни одного высшего уч. заведения, здесь работали обсерватория (1873, Ташкент), метеорологич. (в Ташкенте, Ашхабаде, Красноводске, Кушке), сейсмич. (в Ташкенте, Самарканде и др.) и энтомологич. (в Ташкенте) станции, музеи; Мургабское опытное поле и Репетекская песчано-пустынная станция в Туркмении (1912); краеведческие и науч. общества, в т. ч. Среднеазиатское учёное об-во, Об-во естествоиспытателей и врачей Туркестанского края в Ташкенте и др. На терр. Кавказа также не было высших уч. заведений, весьма немногочисленны были науч. учреждения: Кавказский (этнографический) музей (1853), Тбилисская магнито-метеорологич. обсерватория, местные отделения Рус. географич. об-ва и Геологич. к-та, ботанич. сады в Сухуми, Тбилиси, Батуми. Науч. деятельность на периферии была чрезвычайно ограниченной. Немногочисл. кружки и об-ва охватывали лишь узкий круг интеллигенции. Характерной чертой организации науки в предреволюц. годы была разобщённость исследований. Науч. учреждения в центре и на местах работали фактически без всякой связи и согласования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.